«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтение и работа с авторским текстом (с. 18–19). 1. Чтение вслух авторского текста на с. 18. – Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно? 2. Чтение вслух авторского текста до слов «А что это за Конёк-Горбунок?» – В какой сказке Афанасий мог кататься на Коньке-Горбунке? Ученики называют сказку с этими героями. 3. Чтение до слов: «А про Конька-Горбунка писатель Ершов сам сочинил?». – Что значит народная сказка? – Кто написал сказку про Конька-Горбунка? Вывод. Это литературная (авторская) сказка. 4. Чтение до конца. – Как Ершов сочинил сказку? – Кто уже знаком с этой сказкой? 5. Рассказ учителя об истории создания сказки. Постановка цели. – Сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась более 200 раз! При жизни писателя её издавали (печатали) семь раз. А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался её доработать, «улучшить», но в результате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной. – Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur7.doc
Литературное чтение Урок 7. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках…» Тема: «Народная» сказка П. Ершова «Конёк­Горбунок». Цели: – формируем умение выразительно читать стихотворное произведение; – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты; Ι . Актуализация знаний. 1   3   3   3 Проверка домашнего задания. – Дома вы попробовали себя в роли сказочника. Изменив заключительную  часть сказки, вы получили новые сказки. – Расскажите свои окончания сказки.  Пересказы учащихся. – Понравились ли вам «новые» окончания сказок? © Баласс, 2012 1II. Развитие  умений. – А понравились бы они Саше и Афанасию? О впечатлениях Саши от  сказки про Ивана и чудо­юдо мы узнаем из текста на с. 18–19. 4   3   2   1   2   3 I. Чтение и работа с авторским текстом (с. 18–19). 1. Чтение вслух авторского текста на с. 18. – Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно? 2. Чтение вслух авторского текста до слов «А что это за Конёк­ Горбунок?» – В какой сказке Афанасий мог кататься на Коньке­Горбунке?  Ученики называют сказку с этими героями. 3. Чтение до слов: «А про Конька­Горбунка писатель Ершов  сам сочинил?». – Что значит народная сказка? – Кто написал сказку про Конька­Горбунка? Вывод. Это литературная (авторская) сказка. 4. Чтение до конца. – Как Ершов сочинил сказку? – Кто уже знаком с этой сказкой? 5. Рассказ учителя об истории создания сказки. Постановка цели.  – Сказка Петра Ершова «Конёк­Горбунок» уже почти два века любима  детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась  более 200 раз! При жизни писателя её издавали (печатали) семь раз. А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на  протяжении 22 лет он пытался её доработать, «улучшить», но в результате  2) делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя; 3) ориентироваться на  развороте учебника; 4) находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и  понимать речь других; 2) выразительно читать и  пересказывать текст; 3) оформлять свои мысли в  устной и письменной форме; 4) умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД: 1) определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя; 2) проговаривать  последовательность действий  на уроке; 3) учиться высказывать своё  предположение (версию) на  © Баласс, 2012 2через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной. – Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех  возрастов и поколений. II. Работа над сказкой П. Ершова «Конёк­Горбунок». 1. Работа с текстом до чтения. – Работа в тетради (чтение, задание 1.1 на с. 3). – Вы уже прочли зачин сказки. Вспомните, что такое зачин. Прочитайте  зачин ещё раз. (Чтение вслух.) – Теперь рассмотрите иллюстрацию на с. 20 и скажите, кто же герои  сказки. – Прочитайте название сказки. Как вы понимаете его? Почему не конь, а  конёк? Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпуклость на  спине.) – Кто же будет главным героем сказки? (Предположения детей.) – Просмотрите текст сказки. В какой форме она написана? На что  похожа? (На стихотворение.) – Как понять то, что написано после названия сказки: «Из первой части»?  (Будем читать не всю первую часть, а отрывки.) – Всего в сказке три части. Сегодня мы прочитаем отрывки из первой  части. Прочитаем ещё раз начало сказки (с. 20). 2. Первичное чтение первой части с комментированием. (Читает  учитель.) Приведём образец комментированного чтения с элементами  диалога с автором через текст (курсивом выделен комментарий  учителя). Братья сеяли пшеницу основе работы с иллюстрацией  учебника; 4) учиться работать по  предложенному учителем  плану. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  © Баласс, 2012 3способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. Да возили в град­столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой. (Итак, жили братья доходами от проданной пшеницы.) В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: (Что же случилось? какое горе? – вопросы не предполагают ответов  детей. Их цель – заострить внимание читателей на ситуации.) Кто­то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. (Шевелить – значит, мять, уничтожать. Вот что случилось!  Действительно, горе: не будет пшеницы – что братьям продавать, как жить?) Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать, Как бы вора соглядать; (Увидеть, подсмотреть.) Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться: Вынул вилы и топор И отправился в дозор. (Караулить пшеницу.) Ночь ненастная настала, На него боязнь напала, И со страхов наш мужик © Баласс, 2012 4Закопался под сенник. (В сене спрятался.) Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит И, облив себя водой, (Интересно, зачем?) Стал стучаться под избой: «Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног». (Мало того, что струсил, так ещё и обманщиком оказался!) Стало сызнова смеркаться; Средний брат пошёл сбираться, Взял и вилы, и топор И отправился в дозор… (Читаем 1­ю часть до конца.) 3. Выявление первичного восприятия. – Что больше всего удивило? Что запомнилось? 4. Перечитывание сказки учащимися по строфам. 1­я строфа (с. 20). Вопросы задаются по ходу чтения. – Чем занималась семья старика? – Почему написано «Братья сеяли пшеницу», а где же отец? – Как понимаете слова недалече, сума? – Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают? 2­я строфа (с. 20–21). – Какое горе произошло? – Что значит шевелить пшеницу? – Что придумали братья? – Какие устаревшие слова требуют пояснения? (Отродяся – никогда за  © Баласс, 2012 5всю жизнь, соглядать – прочитать сноску.) 3­я строфа (с. 21). – Кто первым отправился в дозор? Уточним ещё раз значение этого слова.  Работа в тетради (с. 2, задание № II, 1). – Что он взял с собой и зачем? – Как он отнёсся к своей службе? Почему? – Где старший брат просидел всю ночь? (Сенник – под сеном.) – Зачем он облил себя водой? – С какими словами он пришёл утром? – Что же можете сказать о старшем брате? 4­я строфа. – Для чего средний брат взял вилы и топор? – Почему у него стали стучать зубы? (От холода и испуга.) – Что он придумал в своё оправдание? 5­я строфа. – Сравните, что берёт с собой в дозор младший брат. – Прочитайте объяснение слова малахай. 6­я строфа (до слов: «Наконец она устала»). 5. Вопросы после чтения. – Как Иван «держит караул»? – Расскажите, какой представляете кобылицу. (Словесное рисование.) – Какие слова, выражения передают, что Ивану пришлось трудно? 6­я строфа. (Чтение до конца.) Поясняем по ходу чтения значение слов, выражений: «Ростом только в  три вершка». (Вершок – это 4,4 см, значит, конёк должен быть ростом в  13 см.) © Баласс, 2012 6– Покажите рукой, какой рост у конька. «Да с аршинными ушами». (Уши длиной в 71 см.) Значит, уши у него будут в пять раз больше, чем его рост! Балаган. (Ученики читают сноску.) Рогожа – грубая ткань. (Толкование значения этого слова можно про­ читать в тетради на с. 3.) – Что просит кобылица у Ивана? (Покоя, ухода.) – А что за это обещает ему? 6. Работа с текстом после чтения. Беседа. – Где же происходили все события? – Какое событие было главным? – Какой отрывок из первой части сказки вам показался смешным? 7. Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 20–24 до  6­й строфы.) Упражнения в выразительном чтении. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,  выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Захотелось ли вам прочитать всю сказку? – Чем сказка Ершова напомнила вам народные сказки? Ι V. Домашнее  задание. 1. Подготовить выразительное чтение 6­й строфы сказки (с. 24). 2. Выполнить задание №3 в тетради (с. 3). © Баласс, 2012 7Деятельность учащихся: – участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения; – читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы; – размышлять о характере и поступках героя; – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. © Баласс, 2012 8

Посмотрите также