НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НЕКРАСОВА
Оценка 4.9

НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НЕКРАСОВА

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
русская литература
Взрослым
03.02.2023
НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ   НЕКРАСОВА
МАРУПОВА.docx

                                           МАРУПОВА ГУЛНОЗА ШАВКАТОВНА,

           ОМ+ЗГОРИ  МДТ № 20 Ш. ХУЖАНД

 

Тема: НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ   НЕКРАСОВА

В 1863 году   публикуется одно из самых блестящих произведений Некрасова - поэма "Мороз, Красный нос". В ней отобразилась исключительная любовь поэта к русскому народу, поэма до сих пор остается неразгаданным произведением. Основной темой этой поэмы является тягостная жизнь крестьянского народа, их маленькие радости и сердечные переживания, изнывающий труд и кратковременный отдых. И, конечно, самым главным для Некрасова в этой поэме является изображение настоящего русского женского характера, показывая нам "женщину русской земли". О том, что Некрасов не раз обращался к устному народному творчеству, что фольклор является для него необычайным сокровищем можно подтвердить его таким поистине народным фольклорным произведением, как "Мороз, Красный нос". Это произведение - одно из лучших в творчестве Н.А.Некрасова. Она вся пропитана такой настоящей любовью к народу, таким знанием простого русского человека и крестьянской жизни. После этой поэмы не может быть никакого сомнения, что Некрасов поистине народный поэт. Буквально весь быт крестьян, вся природа России, вся жизнь деревни были описаны и прочувствованы чрезвычайно верно. Искусство и талант Некрасова проявились не только в том, что он использовал развернутые описания, углубленные картины всего окружающего. Как раз наоборот, эта поэма восхищает краткостью и сжатым содержанием, т.е. не описанием жизни крестьян, а его внутренним ощущением, насколько точно Некрасов проникнулся в этот народный быт. Некрасов в поэме "Мороз, Красный нос" мог одной краткой фразой, одним точным определением раскрыть различные стороны народной жизни, его внутренний мир и психологию.

 Благодаря использованию различных жанров фольклора Николай Алексеевич обоготворяет силу духа и непоколебимую стойкость женщин русских селений, которые и в самые трудные моменты жизни остаются необыкновенно красивыми и внешне и внутренне, а также любящими и верными хранительницами очага.

Если разбирать сюжет поэмы "Мороз, Красный нос", её внутреннее повествование, то можно заметить что сюжет произведения не слишком масштабный. Во всей поэме идет речь всего лишь об одной крестьянской семье и на одном трагическом эпизоде их жизни. Некрасов повел рассказ о жизни крестьянской семьи так, что он стал этапом летописи всего русского народа. Но, несмотря на такой не широкий обхват событий и локальный сюжет, это не помешало автору отобразить все стороны крестьянской жизни, богатство народной души. В этом произведении  Николай Алексеевич смог проявить всё свое знание народного творчества различных обрядов, обычаев, показал, как он может пользоваться сокровищами фольклора и родного языка. И тогда можно подумать, что в этой поэме жизнь крестьян изображена не Некрасовым, а самим народом. А это действительно так, потому что Некрасов смотрит на всё окружающее именно глазами народа, его чувствами, переживаниями и радостями. Поэт с помощью описания трагедии одной крестьянской семьи, смог изобразить судьбу всего народа русской земли.

В поэме центральной идеей было не просто описание быта крестьянской семьи, не то, как главная героиня Дарья лишилась мужа, как еле проживала с голодными детьми, мерзла в лесу, поехав за дровами. Главным Некрасов считал воссоздать правду народной жизни, обобщив всё это, удачно обработав фольклорные материалы.

 Великий французский писатель Шарль Корбэ сравнивал поэму Некрасова "Мороз, Красный нос" с гомеровским эпосом, что подтверждало величие и гениальность этого произведения. Настоящий размах поэма "Мороз, Красный нос" получила не сразу. Вначале она была как небольшой рассказ о жизни и смерти крестьянина, даже отдельные главы текста появились в 1863 году в журнале "Время". И только через год в журнале "Современник", поэму напечатали в оригинале. И уже в ходе работы над поэмой складывалось эпическое произведение, на главный план, которого вышел не крестьянин, а уже героиня.

И даже название первой части было переименовано: вместо "Смерть Прокла" стала "Смерть крестьянина". Это помогло приобрести образу и содержанию обобщенный смысл и характер. Также большое значение имеет название второй части поэмы, она так и называется "Мороз, Красный нос". Мы видим, что эта часть просто повторяет название всей поэмы, что показывает на центральное место этой части в этом произведении.

Народная жизнь, быт, характер - всё это можно обнаружить в поэме, в описании уклада крестьянства, народных поверий, и жизни нации. Очень широко использует Николай Алексеевич в этой поэме народное творчество: в ней присутствуют и песни, и сказки, и причитания. Но под пером Некрасова они так изменяются, что становятся явлением литературы.

Если сосредоточиться на языке, на котором была написана поэма, то можно найти в ней  массу слов, присущих фольклористике. К ним относятся слова с уменьшительно ласкательными суффиксами, такие как: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, подруженьки и т.д. Такими вот словами Некрасов пытается сблизиться к ритму народной поэзии, и его стилю, благодаря этим словам, стих становится более напевным, сразу чувствуется дух  устного народного творчества.

Эти слова, прежде всего, нужны для воспроизведения народного ритма поэзии. Именно этим сближая свою поэзию с материалами народного творчества, Некрасов делает свою поэму певучей, передавая в ней фольклорный дух. Разбирая формальные и содержательные стороны в поэме "Мороз, Красный нос", можно заметить такие фольклорные элемент: детские игры, причитания, свадебные обряды, плач по покойнику.

Некрасов рисует счастливую семейную жизнь главных героев - муж очень крепко и верно любит свою семью, бог наградил их здоровыми детьми, которых они берегли, воспитывали и поднимали на ноги.

Жизнь главных героев поэмы Прокла и Дарьи была нелегкой. Но, несмотря на тяготы жизни и постоянный изнывающий труд, они жили довольно хорошо, мечтали о дружной и счастливой семье, о пышной свадьбе для сына Гриши, и даже думать не хотели о чем, то плохом и грустном. Конечно, Некрасов отлично понимал, что для русской обычно семьи, эта крепкая и настоящая любовь, дружба, нежность довольно типичное явление. С умилением и тревожным волнением Некрасов любовался этим, потому что он понимал, что эта дружба, эта любовь не в состоянии спасти молодую семья от того деспотизма, который разрушал семейный быт.

В поэме можно заметить основные признаки такого жанра фольклора, как баллада и таинственность, которая граничит с фантастикой, элементы мистики. Особенно вторая часть поэмы напоминает балладный сюжет. Также можно приметить в поэме такие широко распространенные мотивы баллад, как: смерть, сон, забвение, любовь и так далее.

В некрасовской поэме "Мороз, Красный нос" можно увидеть отражение явления быта крестьян, его немного чудное смешение религии и язычества, суеверия и христианства. Также Николай Алексеевич в поэме не раз обращается к народным поверьям, которым народ придавал магическое значение. Также можно встретить в поэме различные обряды лечений. Например: больного клали под куриный насест, или спускали в ледяную прорубь, или спрыскивали священной водой, собранной с девяти рек. Также существовало совсем причудливое поверье: надо было больного положить под медведя.

Некрасов очень активно использует в своей поэме сказочные элементы. Это можно доказать на примере изображения образа Мороза. То, что Мороз - мифологический образ, в этом нет никакого сомнения. И конечно понятна его первообразная структура. Самый яркий и центральный признак его образа, который упоминается в поэме - это красный нос. Этот цвет прямо показывает на его близость с огнем. Мороз в этой поэме мало чем похож на доброго и великодушного героя из русской сказки "Морозко". Герой поэмы открывается с разных сторон: с одной - могучий и властный царь природы, мощный и красивый; с другой - образ зла, жестокости, гибели и беспощадности. При встрече с Морозом, главная героиня поэмы Дарья поступает, как и в русской сказке: когда её спрашивают, холодно ли ей, она отвечает, что ей тепло. Но Некрасов существенно изменяет ход народной сказки: Мороз в поэме совсем не добрый и сказочный, как Морозко, и совсем не собирается наделить Дарью дарами за её стойкий характер, а наоборот героиня замерзает в этом лесу, тем самым оставаясь в мире природы.

В поэме Некрасов использует изображение пышных обрядов, свадебных обрядовых песен, зная, что они хоть как то закрашивают тягостную жизнь крестьян. Поэтому в поэме "Мороз, Красный нос" можно увидеть немало описаний таких жанров фольклора, которые красочно описывали народные гулянья.

Также с помощью фольклора Николай Алексеевич показывает, как родные провожали Прокла в последний путь, автор использует для этого описание народных причитаний, а также плача. В этих причитаниях родные выражают, как тяжело у них на сердце, как жене тягостно будет без него, хвалят покойника, вспоминая, каким он был при жизни. И это все является основными элементами обрядовых причитаний. Вот так Некрасов этим изобразил человеческое горе, с помощью обрядовых песен. Вслед за плачем, следует изображение картины, как Прокла сопровождают на кладбище. При этом мама Прокла общается с его конем, как с человеком, даже как с членом семьи. А ведь это тоже является приметой фольклорного плача, которая идет от самых начал уклада устного народного творчества.

В заключении можно задать вопрос: в чем же смысл поэмы "Мороз Красный нос, и о чем же она? Разбирая первый план повествования, который специально выстроен писателем для читателей - о тягостной и безжалостной судьбе крестьянки Дарьи.

На втором же плане - о неизменяемых, великих законах матушки-природы. Следовательно, именно поэтому персонажи второго плана - мифологические и сказочные герои, поведение и действия которых подчиняются самому страшному закону - бесследно проходящему Времени. Именно Время диктует необходимость смерти после каждого рождения, и наоборот. Это и является источником сожалений об иссякающей возможности в своей жизни и мечты о светлом будущем для своих детей.

И все же после смерти души, в ней кроется маленькая надежда на чудо:

        Ни звука! Душа умирает

        Для скорби, для страсти, Стоишь

        И чувствуешь, как покоряет

        Ее эта мертвая тишь.

        Ни звука! И видишь ты синий

       Свод неба, да солнце, да лес

       В серебряно-матовый иней

       Наряженный, полный чудес 

В последнем, третьем плане произведения, как и во многих поэмах, говорится о таинственной любви, сказочном круговороте жизни и смерти, который возникает при соединении мужских и женских начал.

 

Традиции устного народного творчества в поэме "Кому на Руси  жить хорошо"

Центральное и главное место в литературной деятельности                                Н.А. Некрасова занимает его знаменитая поэма "Кому на Руси жить хорошо". Её можно назвать литературным итогом большой и кропотливой 35 летней работы Некрасова. Эту поэму он строил целиком на фольклорных источниках, поэтому её можно спокойно назвать поистине народной поэмой.

С этим произведением первые читатели впервые познакомились зимой в 1866 году на страницах журнала "Современник", тогда был напечатан пролог поэмы. Свое великое произведение - "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов писал очень долго и кропотливо: с 1863 по 1877 год, целых шестнадцати лет. Он, как и Николай  Васильевич Гоголь хотел своим новым произведением "отобразить всю Русь". Поэт хотел этой поэмой раскрыть все общественные слои страны в послереформленный период - от простого крестьянина до самого царя. Прежде чем начать работу над этим произведением, вначале Николай Алексеевич собрал наибогатейший материал фольклора, который и стал главной основой поэмы " Кому на Руси жить хорошо".

Автор очень умело и опытом сливает материалы фольклора в сюжет поэмы, он словно жемчугом осыпает свое произведение различными устно-народными элементами.

Перед тем, как приступить к работе над этим произведением, Николай Алексеевич поставил главную задачу - отобразить в поэме положение Руси в период реформленных изменений, а еще рассказать о прошлом и настоящем быта крестьян, а также заявить, как можно преобразить существующее тягостное  состояние. В этой поэме Некрасова можно прочувствовать всероссийский размах, в котором описана жизнь огромнейшей страны.

Как говорил В.Е.Евгеньев - Максимов: "Нигде, эта близкая и настоящая связь поэзии с устным народным творчеством не отображается, как в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

В данной поэме фольклор занимает главное место и имеет общенародное значение. В этом произведении автор использует все основные и малые жанры фольклора, чтобы более полно и красочно выразить общенародную мысль.

Язык, на котором была написана поэма, отличался какой-то меткостью и индивидуальностью, которой можно охарактеризовать народ и его речь. Главным героем в поэме является народ, именно поэтому Некрасов использовал все возможные фольклорные материалы, чтоб максимально приблизить читателей к духу народа, к их жизни, к их традициям. Речь крестьян в этом произведении богата различными шутками, приговорками, даже вульгаризмами. Еще в поэме автор пользуется уменьшительно ласкательными суффиксами: мужичок, книжонка, бабёнка,  домишко.

Если рассматривать эту поэму, с самого начала можно ощутить какой- то особенный тон рассказа: он похож толи на полурассказ, толи на песню, которая растянута по-особому. Первые слова поэмы: "В каком году; В какой земле" похожи почти на все вступления знаменитых сказок, и это указывает на широту и необъятность русской земли. И даже не надо задумываться о какой земле говорится, конечно, обо всей родной земле, о каждом её уголке. А как называет эту землю поэт? Не просто Россия, а гордо называет Русь, что показывает на её великое историческое значение и необъятность.

Поэма начинается прологом - и уже в нем можно отметить обильную насыщенность фольклора. Именно такой сказочный, мистический, чем подготавливает читателей на народное, фольклорное произведение. Пролог напоминает фольклорный сказ: семь мужиков встретились и завели спор. Они без фамилий, без конкретных адресов, также у них нет даже индивидуального характера, они все отображают общий тип народа.

Зато они обладают благородными качествами характера: патриотизмом, переживаниями за будущее своего народа, большим интересом к актуальным вопросам жизни: что такое, правда и счастье. Именно вот такое сказочное начало помогает в поэме отобразить сказку в реальности, Некрасов сливает реальность с миром фантастики, где мужики спокойно отправляются по миру, в поисках радости и счастья. Это и является мотивом устного народного творчества - мотив путешествия и странничества. Выбранное автором сказочное развитие хода событий не помешало правдиво изобразить   картины жизни русского народа.

Дальше фольклорным материалом Николай Алексеевич широко пользуется в следующей части поэмы "Крестьянка". Но в этой части фольклор был использован далеко неравномерно. Обильно были использованы: причитания и плачи во время похорон, также плач невесты во время свадьбы, и обыкновенные народно-семейные песни. Николай Алексеевич выбирает такой жанр произведения, считая, что в них весьма красочно и ярко отражается характер, мысли и чувства крестьянства. И эти лирические тексты он сливает в одно полное повествование, которое абсолютно не наблюдается в фольклоре.

Но есть, конечно, и такие жанры устного народного творчества, которые Некрасов пишет в абсолютной точности. Можно привести в пример главу первую "До замужества", которая состоит полностью из свадебных причитаний, взятых из сборника Рыбникова. Можно заметить, что взяв ку этого сборника материал, автор сжал весь текст и заметно укоротил число строк. И это придало стиху, какую-то особую эмоциональность, напряженность и эпичность.

Вторая глава "Песни", также богата фольклорными мотивами, она построена целиком в виде песен, которые изображают жизнь замужней женщины. Песни также взяты из сборника Рыбникова и Шейна. В этой главе следует отметить так называемые "игровые" песни, или "хороводные", в которых описываются чудные игровые обряды. Например: муж бьет свою жену в начале песни платком, а в конце поднимает её, целует и обнимает, так игра и заканчивается. Эти "игровые" песни продолжает рассказ Матрены Тимофеевны, которая жалуется на побои мужа. В этом рассказе Некрасов стремится показать тяжелое положение жизни крестьянских женщин.

Также обильна материалами устного народного творчества и четвертая глава "Демушка", которая состоит и девяти причитаний Ирины Федосовой (взяты из  книги другого автора, Барсова). С помощью конкретного текста причитаний поэт пытается развернуть и показать правдивую картину народного быта. Похоронные причитания из этого же сборника можно встретить и в шестой главе "Трудный год", в которой Николай Алексеевич изобразил тягостное проживание солдатки. В этой главе также заимствованные фольклорные материалы были переработаны и изменены.

Но конечно в поэме есть и такие песни, которые Некрасов брал не из сборников, а сочинял сам, но по типу устного народного творчества. Эти песни имели социальную и пропагандитскую окраску. К ним можно отнести такие песни: "Веселая", "Горькая", "Солдатская", "Соленая".

Эту поэму можно даже назвать песней. Песня Некрасова не только народная, но и художественно-литературная. Эта песня зовет к борьбе за счастье народа, за мир и свободу крестьянства.

В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", как и в других народных произведениях писателя, присутствуют разнообразные фольклорные мотивы: мотив дороги, мотив богатырской силы, мотив нелегкой женской доли.

Содержание этого произведения составляется по законам классического эпоса: она состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти главы связаны те мой дороги: семь мужиков-правдоискателей путешествуют по просторам Руси, стараясь решить вечный вопрос, который не дает им покоя: "Кому на Руси жить хорошо? ".

В поэме часто можно встретить мотив дороги к светлому, счастью, дороги, которую прокладывает сам народ.  Убедить народ в том, что он велик и могуч, становится для поэта одной из важнейших социальных задач. Из этого понятно, что и образ дороги выступает у Некрасова, наравне с другими  его значениями, образом внутреннего самораскрытия души народа, ее нескончаемых глубин и потенциальных способностей. Интересны и занимательны художественные особенности в некрасовских описаниях дороги. Он использует приемы противопоставления "широкая" дороженька, но "песчана и глуха"; "хороша" весенняя природа, но невесело глядеть на поля с "бедными всходами". У мотива дороги есть еще и символический смысл. Как эпический художник, Некрасов показывает все многообразие и богатство народных характеров, всю непрямоту их жизненных дорог. И именно возле дороги происходят основные события: ужин, к которому торопятся бедняки, думающие, что они счастливы, здесь мужики-спорщики столкнулись, познакомились с Россией тружеников, "крестьян-лапотников", здесь увидели, как "у валика дорожного секут лакея пьяного", «у столбика дорожного» беседовал с крестьянами Веретенников и там же в спор вступил Яким Нагой. Над дорогой звучала «песня складная», дорога привела их на берег Волги.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" широко используются приметы, которые применяются в народе и различные суеверия. Например: если кукушка перестает куковать, значит, пшеница заколосится. Только эти все приметы и суеверия были связаны у Некрасова стихами.

Также имеют большое отражение в поэме разные обряды крестьян: как у невесты подруги снимали ленту с волос перед свадьбой. Или такая примета: в ночь на Рождество запрещалось надевать чистую рубашку, а то может произойти беда.

На устном народном творчестве в поэме образована и тема богатырей. Как в русских сказках и былинах описывали непобедимых богатырей, так и поэт рисует героя поэмы - Савелия. Он в поэме святорусский богатырь, с несокрушимой силой и мощью, показывает натуру русских героев.

Некрасов яро боролся с чуждыми ему текстами фольклора. Он систематически разоблачал народные приметы и различные суеверия, которые возникли еще среди крепостного крестьянства. В качестве примера приведем примету, которая давно бытовала в народе: "Рождаются лучше те семена, которые крадены". Некрасов приводит к этой примете короткий рассказ про то, как Тихоныч поехал воровать, поверив суевериям. Благодаря этому рассказу автор раскрывает несколько целей: он, прежде всего, доказал, что эта примета - ложь, показал слабую волю Тихоныча, а также показал, как отрицательно относилась к примете Матрена, что показывало, что не все крестьяне верили и не несли ответственность за подобные приметы.

Во второй части поэмы присутствует такая картина, где мужик на сенокосе пьет воду. Но эта как будто всего лишь обычная бытовая сцена у Некрасова превращается в подлинно скульптурную композицию, и мужицкий стог оказывается, чуть ли не постаментом памятника:

Здесь богатырь народ!..

Давно они заметили

Высокого крестьянина

Со жбаном – на стогу;

Он пил, а баба с вилами,

Задравши кверху голову,

Глядела на него.

Со стогом поравнялися – Все пьет мужик!

Отмерил. Еще шагов полста,

Все разом оглянулися:

По-прежнему, закинувшись,

Стоит мужик; посудина

Дном кверху поднята… 

Кроме этого, в поэме есть одна глава, в которой рассказывается о Савелии. Она так и называется "Савелий, богатырь святорусский". Даже только само одно это название собрало в себе различные и очень значимые, и высокие начала народной жизни, и народной поэзии. Впервые с такой силой вошла в поэму тема народного богатырства, находящая опору в былинной истории. Некрасовское определение святорусский сразу взывает к русскому героическому эпосу, к образу богатыря богатырей – Святогора. Фигура Святогора не случайно привлекает внимание автора.  Но, начав с былинного слова "богатырь свято…", Некрасов дает ему другое продолжение "богатырь святорусский". Благодаря этой поэтической параллели, слову придан обобщенный, всероссийский смысл, а приложено оно отнюдь не к традиционному образу богатыря, а к образу крестьянина. Определение из сферы воинского эпоса переадресовано простому мужику по имени Савелий – имя тоже совсем не традиционно богатырское. Но Некрасов не только не изменяет, не снижает тем былинный эпос до простой мужицкой жизни, но саму эту крестьянскую жизнь возводит и возвышает в ранг высокой героики. Вообще такая своеобразная некрасовская поэтика названий и здесь соответствует всему стилю повествования о богатырстве. Но Савелий не только является бунтарем. Он и своеобразный народный философ. Его мысли, раздумья о богатырском терпении народа трагичны. Он не просто осуждает способность народа терпеть и не просто ее одобряет. Он видит в этом сложную диалектику народной жизни и не берется давать последние ответы и выносить окончательные решения.

Одна часть поэмы, которая называется "Крестьянка", также имеет пролог со своей мифологической присказкой:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли…

Эта чуть ли не самая большая часть поэмы, а рассказывается в ней как будто бы всего одном человеке – женщине-крестьянке. Вообще этот образ занимает особое место во всей поэзии Некрасова. Русская женщина всегда была для него главной носительницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом национального существования. Вот почему Некрасов с таким вниманием вглядывался в ее судьбу, художественно исследовал ее в поэме о народе. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной – немолодой, зрелой женщины – вписан в особую картину жизни самой природы, в пору сбора урожая. "Крестьянка" - единственная часть поэмы, написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не о частной доле. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не придуманные для нее Некрасовым. "Крестьянка" - самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народнопоэтических образах  и мотивах. Образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина: подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденный уход на заработки, материальная нужда, угроза остаться солдаткой и другие испытания. Некрасовская крестьянка – человек, который не сломан тяжелейшими испытаниями, человек, который поистине  выстоял. Насыщенность и богатство речи Матрены Тимофеевны пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями рассказывают о творческом складе ее души, развитом поэтическом воображении, богатстве и силе чувства. 

В поэме было использованно огромное количество различных жанров фольклора, но основным проявлением народной основы произведения является его главная тема - поиски счастливого. Эта тема была характерной для всего фольклора в общем, её можно было встретить и в былинах, и в легендах, и в различных сказках. Для того чтоб найти счастливого в народе, мужикам - искателям приходится слушать различные рассказы, которые очень разные и по сюжету, и по объему. В наиболее простом виде можно увидеть такие рассказы в главе "Счастливые", а посложнее - это повествование Матрены Тимофеевны, Федосея, Власа. Но, несмотря на свое разнообразие рассказов, все их персонажи создают одно целое, единую народную историю.

 

Список литературы:

1. Гиппиус В. Некрасов в истории русской поэзии XIX века. - Литературное наследство. - М., 1946, - С. 36-42.

2. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. – М., - Л.: Детская литература, 1982. - 142 с.

3.  Прыжов И.Г. Очерки, статьи и письма. - М.- Л., 1934. - С. 13

4. Бойко М. Лирика Некрасова. - М., 1977.

5. Жданов В. Жизнь Н.А. Некрасова. - М., 1981.

6. История русской литературы: В 4-х т. – Л., 1981.


 

МАРУПОВА ГУЛНОЗА ШАВКАТОВНА ,

МАРУПОВА ГУЛНОЗА ШАВКАТОВНА ,

В поэме центральной идеей было не просто описание быта крестьянской семьи, не то, как главная героиня

В поэме центральной идеей было не просто описание быта крестьянской семьи, не то, как главная героиня

С умилением и тревожным волнением

С умилением и тревожным волнением

В заключении можно задать вопрос: в чем же смысл поэмы "Мороз

В заключении можно задать вопрос: в чем же смысл поэмы "Мороз

В этой поэме Некрасова можно прочувствовать всероссийский размах, в котором описана жизнь огромнейшей страны

В этой поэме Некрасова можно прочувствовать всероссийский размах, в котором описана жизнь огромнейшей страны

И эти лирические тексты он сливает в одно полное повествование, которое абсолютно не наблюдается в фольклоре

И эти лирические тексты он сливает в одно полное повествование, которое абсолютно не наблюдается в фольклоре

Интересны и занимательны художественные особенности в некрасовских описаниях дороги

Интересны и занимательны художественные особенности в некрасовских описаниях дороги

Со стогом поравнялися – Все пьет мужик!

Со стогом поравнялися – Все пьет мужик!

Некрасовская крестьянка – человек, который не сломан тяжелейшими испытаниями, человек, который поистине выстоял

Некрасовская крестьянка – человек, который не сломан тяжелейшими испытаниями, человек, который поистине выстоял
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2023