НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (классный час)
Оценка 4.7

НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (классный час)

Оценка 4.7
docx
20.08.2024
НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.  ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (классный час)
НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА..docx

нарушение прав человека.

защита прав человека

(классный час)

 

        После этого занятия учащиеся смогут:

 

ü называть случаи нарушения прав человека (ребенка);

ü называть способы защиты прав человека (ребенка);

ü разбирать ситуации, связанные с нарушением прав человека (ребенка), находить пути решения проблем;

ü соотносить ситуации с положениями международно-право­вых документах о правах;

ü работать в группе, выступать публично;

ü выразить свое отношение по поводу универсальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.

 

Ход занятия

 

1.                 Вступление

 

         Немецкому философу Л.Фейербаху принадлежит высказыва­ние: «Право первоначально не зависит от закона, а, наоборот, ча­кон зависит от права. Закон закрепляет только то, что является правом, и только превращает право в долг для других». Какой вы­вод делает мыслитель о происхождении права и его соотношении с законом?

 

         К сожалению, есть примеры, когда права человека нарушаются, законы попираются, или того хуже, являются несправедливыми.

 

          Сегодня на занятии мы рассмотрим случаи нарушения прав человека, способы зашиты, выясним, положения каких статей международно-правовых актов нарушаются в той или иной си­туации.

 

          Какие явления в истории человечества являются грубейшим нарушением прав человека и, прежде всего, основного права - права на жизнь? О каком из этих явлений идет речь?

 

         Истребление отдельных групп населения по расовым, нацио­нальным, религиозным, политическим и иным мотивам, создание условий для физического или умственного вырождения, создание условий для физического или умственного вырождения групп людей, народов (геноцид).

 

          Крайняя форма дискриминации цветного населения, сущест­вовавшая в ЮАР, на языке африкаанс - раздельное проживание (апартеид).

 

         Обоснование неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на историческое развитие народов и стран, преобладание одних рас над другими (расизм).

         Идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающая приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями; крайняя форма проявления национальных интересов, ведущая нацию к изоляции, обособляемости и вражде с другими народами (национализм).

 

         Намеренное ограничение или лишение прав представителей национальных меньшинств (дискриминация национальных мень­шинств).

 

2.                 Работа в группах

 

          Кроме этих массовых, смертельно опасных для больших групп людей нарушений прав человека, существует множество других, не столь варварских, не столь вопиющих, не всегда кровавых и му­чительных. Они не становятся от этого более терпимыми. Ибо любое, даже незначительное, попрание прав и свобод человека отрицает весь институт прав человека, обнаруживает пренебрежение к человеку, его чести и достоинству. Самые массовые нарушения прав человека происходят в экономической, социальной и культурной областях.

 

          Куда же обращаться, если ваши права нарушены, где искать за­шиты?

 

         Задание:

 

         Разбейтесь на группы: «пострадавшие» и «правоза­щитники». И «пострадавшие» и «правозащитники» получают кар­точки с изложенными на них случаями нарушения прав человека (ребенка). Роль «пострадавших» - рассмотреть ситуацию, опреде­лить, какое право в ней нарушено, соотнести с международно-правовыми документами и обратиться к «правозащитникам» за помощью в восстановлении нарушенного права. Роль «правоза­щитников» - выявить, правильно ли было определено нарушенное в конкретной ситуации право и соотнесено с правовым документом, дать рекомендацию, куда следует обращаться в данной си­туации. При выполнении задания воспользуйтесь памяткой.

 

          Ситуации:

 

ü Сосед залил квартиру. Все требования о возмещении рас­ходов сосед игнорирует.

ü Вы узнали случайно, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку у вашего дома, факты подтвердились.

ü Возвратившись из отпуска, домой, вы обнаружили, что квартира взломана и многие вещи пропали.

ü Ваши соседи по дому громко включают музыку ночью, шумят, на просьбы не реагируют.

ü Вас постоянно избивает старшеклассник и отнимает деньги.

ü Вас не принимают в школьный клуб старшеклассников, ссылаясь на то. что у вас плохая успеваемость.

ü При устройстве на работу у вас поинтересовались, какой вы национальной принадлежности, после чего отказали в приеме.

ü На уроке, отвечая на заданный вопрос, вы высказали свое мнение. Ваша позиция не понравилась учителю. Он поставил не­удовлетворительную оценку.

ü Ваша семья имеет низкий прожиточный минимум, что дает право получать субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Это также дает основание на бесплатное горячее питание в школе. Однако вам было отказано, так как вовремя не были поданы до­кументы и группа питающихся была уже укомплектована.

ü Вы замечаете, что ваш одноклассник часто приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться.

ü Вы поздно вечером возвращаетесь домой после дискотеки. К вам подошла группа подростков и окружила. Забрали сумочку и золотую цепочку. Пригрозили, что если вы расскажете кому-то, то вас найдут, и будет плохо.

 

Памятка «Если твои права нарушены»

 

1.     В каждой школе есть уполномоченный по правам ребенка. В задачи  школьного уполномоченного,  или  омбудсмена, входит:

 

ü принимать жалобы по делам о нарушении прав ребенка (на сохранение своей индивидуальности, на обеспечение защиты де­тей от нанесения им психологического ущерба, на осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий); не подлежат рассмотрению жалобы на несогласие с выставленными оценками;

ü способствовать разрешению конфликтов, связанных с нару­шением прав ребенка.

 

2.     На территории вашего района есть отделение милиции. На неё возложены следующие функции:

 

ü обеспечение общественного порядка во всех общественных местах: на улицах, в парках, на транспорте в помещениях для широкой публики;

ü предупреждение и пресечение различных антиобщественных действий, прежде всего преступлений, раскрытие преступлений, задержание подозреваемых, розыск обвиняемых, скрывшихся от следствия;

ü организация вневедомственной охраны различных учрежде­ний и предприятий, а также квартир граждан;

ü государственная инспекция автомобильного транспорта, надзор за его техническим состоянием с целью предупреждения аварий и несчастных случаев, регулирование дорожного движения;

ü контроль за приобретением и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов, а также холодного оружия и др.

 

3.     Территория района делится на участки. На каждом участке имеется участковый инспектор - офицер милиции, который обес­печивает порядок на территории участка и, прежде всего, в жилых домах и иных помещениях.

 

4.     На территории вашего района есть прокуратура.

 

           Районный прокурор - это человек, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением законов всеми гражданами, должно­стными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными организациями, учреждениями и предпри­ятиями, а также муниципальными и государственными органами самоуправления и власти.

 

5.     Местом разрешения споров, связанных с нарушением пра­вовой нормы, является суд.

 

6.     Главным судебным органом Совета Европы по защите прав человека является Страсбургский Европейский Суд.

 

3.                 Ролевая игра

«Заседание Парламентской Ассамблеи

Совета Европы»

 

         Ты и твои одноклассники будете представителями от стран в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Из состава представи­телей будут образованы группы (по 3-5 человек), которые изучат ситуации и выступят перед Ассамблеей со своим мнением о том, есть ли в этих ситуациях нарушения прав человека и неисполне­ние обязанностей. По результатам слушания Парламентская Ас­самблея проведет голосование по вопросу: «Должна ли Парла­ментская Ассамблея рекомендовать Совету Европы принять меры по отношению к России с целью обеспечить соблюдение прав че­ловека в школьном сообществе?» Сначала прочитай информацию о Совете Европы (см. памятку}. Далее изучи не менее 5 ситуаций, изложенных в докладе специальной комиссии, и ответь на еле; дующие вопросы по каждой ситуации.

 

1.                 Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т.е. что произошло)?

2.                 Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обя­занности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

3.                 Найди в Конституции Российской Федерации (глава 2) опи­сание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституци­онные права используют или нарушают участники ситуации? Ка­кие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

4.                 Рассмотри Конвенцию о правах ребенка. Какие правила, ус­тановленные в ней, применимы в той ситуации?

5.                 Подготовь выступление на одну-две минуты со ссылкой на Конституцию РФ и международные документы: нарушение, каких прав и обязанностей выявлено в ситуации?

 

Карточка 1

 

1.     Дети-беженцы и вынужденные переселенцы, которые плохо говорят по-русски, испытывают большие трудности в обучении, а учительница не может заниматься с ними дополнительно. (Право на образование, отсутствие дискриминации - право на равенство, а отсутствие необоснованных льгот.)

2.     Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассни­цу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником. (Право на защиту чести и достоинства - право на личную непри­косновенность.)

3.     Старшеклассники, дежурившие по школе, останавливали расшалившихся учеников младших классов, слегка шлепали и встряхивали их, чтобы те успокоились. (Право на безопасность, обязанность соблюдать школьные правила - право на личную не­прикосновенность, свобода, личное достоинство.)

4.     На родительском собрании учитель обсуждал взаимоотноше­ния некоторых учеников друг с другом и высказывался об уровне развития некоторых учеников. (Право на информацию ~ право на невмешательство в частную жизнь, личное достоинство.)

5.     Не поверив, что школьник оставил дневник дома, учитель потребовал, чтобы он показал содержимое своей сумки. (Обязан­ность соблюдать школьные правила - право частной собствен­ности, право на невмешательство в частную жизнь.)

 

Карточка 2

 

1.     Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во вре­мя урока одним школьником другому. (Обязанность соблюдать школьные правила - право на невмешательство в частную жизнь.)

2.     Молодым людям запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. (Свобода - право на здоровую окружающую среду.)

3.     Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба. (Свобода самовыражения - право собственности.

4.      Директор снял школьную стенгазету перед приходом ко­миссии из РОНО, так как она портила внешний вид школьного помещения. (Свобода слова - обязанность соблюдать школьные правила.)

5.     Представителю ученического самоуправления отказали в выступлении на школьном педсовете. (Свобода слава, право на уча­стие в управлении - обязанность соблюдать школьные правила.)

 

Карточка 3

 

1.     Директор запретил проведение собраний школьного дис­куссионного клуба по темам «О качестве школьных завтраков» и «Устав школы и Закон об образовании». (Свобода слова обязан­ность соблюдать школьные правила.)

2.     Несколько школьников организовали музыкальную груп­пу. Им не предоставили места для репетиций. (Свобода творче­ства - обязанность соблюдать школьные правила.)

3.     Школьников принуждают выполнять работу по уборке классов, пришкольной территории, мелкие ремонтные работы. (Запрет принудительного труда - обязанность охранять приро­ду, соблюдать школьные правила.)

4.     15-летний ученик был отчислен из школы после того, как получил двойки почти на всех экзаменах. (Обязанность получить образование - право на образование.)

5.     Классный руководитель обязал школьников создать орган ученического самоуправления - совет класса. (Свобода, право на создание ассоциаций - обязанность соблюдать школьные правила.)

Карточка 4

1.     Девятиклассник пропускает уроки по некоторым пред­метам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Ро­дители наказывают его за это, учителя ссылаются на необходи­мость выполнения Государственного образовательного стан­дарта по всем предметам. (Свобода - обязанность получить образование.)

2.     Учитель после звонка на перемену задержал всех учеников до начала следующего урока. (Право на отдых - обязанность со­блюдать школьные правила.)

3.     В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учите­лю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятно­стями со стороны влиятельных родителей. (Право на личное достоинство, обязанность соблюдать школьные правила -право на информацию.)

 

IV. Подведение итогов занятия

 

Ø Что мы делали на занятии?

Ø Что нового узнали?

Ø Что такое «нарушение прав человека», «защита прав чело­века»?

Ø В какие органы следует обращаться за восстановлением своих прав?

 

Памятка

           Совет Европы — международная организация европейских го­сударств, созданная в 1949 году для совместного решения проблем в области прав человека, демократии, культуры, экономики и др. Российская Федерация вступила в Совет Европы в 1996 году. На 1999 год в Совет Европы входило 39 государств.

В работе Совета Европы в качестве наблюдателей участвуют и неевропейские страны, такие как США, Канада и Япония.

 

          Совет Европы рассматривает все важнейшие вопросы ев­ропейского сообщества (за исключением вопросов обороны) и раз­рабатывает конвенции и соглашения. За полвека существования Совета разработано почти 170 конвенций.

Одной из самых первых и наиболее важных конвенций является «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» 1953 года.

 

           Многие юристы и политики отмечают, что эта Конвенция признается «самым совершенным и эффективным договором в об­ласти прав человека в мире» (Гомиен Д. Путеводитель по Европей­ской конвенции о защите прав человека. - Страсбург, 1994). Рос­сия подписала и ратифицировала (одобрила в парламенте) Кон­венцию в 1998 году.

 

            Европейские конвенции не зря .считаются эффективными: в их разработке и контроле за их выполнением принимают участие органы Совета Европы, которые, в основном, находятся в Страс­бурге (Франция): Комитет Министров, Парламентская Ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы, Европейский Суд по правам человека.

 

            Комитет Министров является руководящим органом Совета Европы. В нем представлены министры иностранных дел госу­дарств-членов (или их постоянные представители). Решения Ко­митета принимаются в виде рекомендаций правительствам госу­дарств-членов либо в виде конвенций, которые после их подписания и ратификации становятся обязательными для исполнения. В области прав человека Комитет Министров может, например, ре­комендовать правительствам стран-членов принять санкции (нега­тивные меры) по отношению к государству-члену, которое нару­шает права человека. Возможно приостановление экономической помощи или даже исключение страны из Совета Европы.

 

            Парламентская Ассамблея является совещательным органом Совета Европы. Она состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Число представителей от страны колеблется от 2 до 18 в зависимости от численности ее населения. Россия имеет максимально возможное число представителей - 18 (как и Фран­ция, Германия, Великобритания, Италия).

 

          Парламентская Ассамблея вправе обсуждать любые актуаль­ные вопросы европейского сообщества и выносить по ним резолю­ции, имеющие рекомендательный характер. Парламентская Ас­самблея может учреждать комитеты и комиссии для изучения и рассмотрения любых вопросов. Например, для выяснения вопроса о характере и массовости нарушений прав человека в страну может быть направлена комиссия Совета Европы, а затем по это­му вопросу могут быть проведены открытые слушания на Пар­ламентской Ассамблее. Помимо рекомендаций к государству, в ко­тором нарушаются права человека. Ассамблея может рекомендо­вать Комитету Министров Совета Европы принять меры против этого государства. Как правило, парламенты государств-членов учи­тывают рекомендации Ассамблеи в своей деятельности. Автори­тет и влияние Совета      Европы используют многие правозащитные организации. Когда они не бывают, услышаны в своей стране, они обращаются к Ассамблее с просьбой провести открытые слушания и принять соответствующую рекомендацию.

 

           Конгресс местных и региональных властей Европы является консультативным органом Совета Европы, представляющим мест­ные и региональные органы самоуправления (советы поселков, го­родов, районов, областей). Как и Парламентская Ассамблея, Конг­ресс принимает рекомендации для стран по вопросам самоуправ­ления, а также направляет резолюции Комитету Министров для принятия мер.

 

           Европейский Суд по правам человека создан в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и является од­ним из самых эффективных международных органов. Судьи вы­бираются Парламентской Ассамблеей из числа кандидатов, пред­ставленных государствами.

 

            В Суд могут обращаться граждане с жалобами на нарушение прав человека, если все меры-защиты прав человека в конкретной стране ими уже исчерпаны. Суд сначала предлагает сторонам полюбовно разрешить конфликт, а когда это невозможно, выносит решение, которое обязательно для сторон, в том числе и для государства - участника Конвенции. Суд, например, может обязать государство выплатить компенсацию подателю жалобы и принять все необходимые меры (включая изменение законодательства), чтобы в будущем не возникало подобных нарушений. За исполне­нием решений Суда следит Комитет Министров.

 


 

После этого занятия учащиеся смогут: ü называть случаи нарушения прав человека (ребенка); ü называть способы защиты прав человека (ребенка); ü разбирать ситуации, связанные с нарушением…

После этого занятия учащиеся смогут: ü называть случаи нарушения прав человека (ребенка); ü называть способы защиты прав человека (ребенка); ü разбирать ситуации, связанные с нарушением…

Обоснование неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на историческое развитие народов и стран, преобладание одних рас над другими (расизм)

Обоснование неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на историческое развитие народов и стран, преобладание одних рас над другими (расизм)

Вас не принимают в школьный клуб старшеклассников, ссылаясь на то

Вас не принимают в школьный клуб старшеклассников, ссылаясь на то

Территория района делится на участки

Территория района делится на участки

Найди в Конституции Российской

Найди в Конституции Российской

Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба

Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба

Право на личное достоинство, обязанность соблюдать школьные правила -право на информацию

Право на личное достоинство, обязанность соблюдать школьные правила -право на информацию

Парламентская Ассамблея является совещательным органом

Парламентская Ассамблея является совещательным органом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024