нарушение прав человека.
защита прав человека
(классный час)
После этого занятия учащиеся смогут:
ü называть случаи нарушения прав человека (ребенка);
ü называть способы защиты прав человека (ребенка);
ü разбирать ситуации, связанные с нарушением прав человека (ребенка), находить пути решения проблем;
ü соотносить ситуации с положениями международно-правовых документах о правах;
ü работать в группе, выступать публично;
ü выразить свое отношение по поводу универсальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.
Ход занятия
1. Вступление
Немецкому философу Л.Фейербаху принадлежит высказывание: «Право первоначально не зависит от закона, а, наоборот, чакон зависит от права. Закон закрепляет только то, что является правом, и только превращает право в долг для других». Какой вывод делает мыслитель о происхождении права и его соотношении с законом?
К сожалению, есть примеры, когда права человека нарушаются, законы попираются, или того хуже, являются несправедливыми.
Сегодня на занятии мы рассмотрим случаи нарушения прав человека, способы зашиты, выясним, положения каких статей международно-правовых актов нарушаются в той или иной ситуации.
Какие явления в истории человечества являются грубейшим нарушением прав человека и, прежде всего, основного права - права на жизнь? О каком из этих явлений идет речь?
Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам, создание условий для физического или умственного вырождения, создание условий для физического или умственного вырождения групп людей, народов (геноцид).
Крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в ЮАР, на языке африкаанс - раздельное проживание (апартеид).
Обоснование неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на историческое развитие народов и стран, преобладание одних рас над другими (расизм).
Идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающая приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями; крайняя форма проявления национальных интересов, ведущая нацию к изоляции, обособляемости и вражде с другими народами (национализм).
Намеренное ограничение или лишение прав представителей национальных меньшинств (дискриминация национальных меньшинств).
2. Работа в группах
Кроме этих массовых, смертельно опасных для больших групп людей нарушений прав человека, существует множество других, не столь варварских, не столь вопиющих, не всегда кровавых и мучительных. Они не становятся от этого более терпимыми. Ибо любое, даже незначительное, попрание прав и свобод человека отрицает весь институт прав человека, обнаруживает пренебрежение к человеку, его чести и достоинству. Самые массовые нарушения прав человека происходят в экономической, социальной и культурной областях.
Куда же обращаться, если ваши права нарушены, где искать зашиты?
Задание:
Разбейтесь на группы: «пострадавшие» и «правозащитники». И «пострадавшие» и «правозащитники» получают карточки с изложенными на них случаями нарушения прав человека (ребенка). Роль «пострадавших» - рассмотреть ситуацию, определить, какое право в ней нарушено, соотнести с международно-правовыми документами и обратиться к «правозащитникам» за помощью в восстановлении нарушенного права. Роль «правозащитников» - выявить, правильно ли было определено нарушенное в конкретной ситуации право и соотнесено с правовым документом, дать рекомендацию, куда следует обращаться в данной ситуации. При выполнении задания воспользуйтесь памяткой.
Ситуации:
ü Сосед залил квартиру. Все требования о возмещении расходов сосед игнорирует.
ü Вы узнали случайно, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку у вашего дома, факты подтвердились.
ü Возвратившись из отпуска, домой, вы обнаружили, что квартира взломана и многие вещи пропали.
ü Ваши соседи по дому громко включают музыку ночью, шумят, на просьбы не реагируют.
ü Вас постоянно избивает старшеклассник и отнимает деньги.
ü Вас не принимают в школьный клуб старшеклассников, ссылаясь на то. что у вас плохая успеваемость.
ü При устройстве на работу у вас поинтересовались, какой вы национальной принадлежности, после чего отказали в приеме.
ü На уроке, отвечая на заданный вопрос, вы высказали свое мнение. Ваша позиция не понравилась учителю. Он поставил неудовлетворительную оценку.
ü Ваша семья имеет низкий прожиточный минимум, что дает право получать субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Это также дает основание на бесплатное горячее питание в школе. Однако вам было отказано, так как вовремя не были поданы документы и группа питающихся была уже укомплектована.
ü Вы замечаете, что ваш одноклассник часто приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться.
ü Вы поздно вечером возвращаетесь домой после дискотеки. К вам подошла группа подростков и окружила. Забрали сумочку и золотую цепочку. Пригрозили, что если вы расскажете кому-то, то вас найдут, и будет плохо.
Памятка «Если твои права нарушены»
1. В каждой школе есть уполномоченный по правам ребенка. В задачи школьного уполномоченного, или омбудсмена, входит:
ü принимать жалобы по делам о нарушении прав ребенка (на сохранение своей индивидуальности, на обеспечение защиты детей от нанесения им психологического ущерба, на осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий); не подлежат рассмотрению жалобы на несогласие с выставленными оценками;
ü способствовать разрешению конфликтов, связанных с нарушением прав ребенка.
2. На территории вашего района есть отделение милиции. На неё возложены следующие функции:
ü обеспечение общественного порядка во всех общественных местах: на улицах, в парках, на транспорте в помещениях для широкой публики;
ü предупреждение и пресечение различных антиобщественных действий, прежде всего преступлений, раскрытие преступлений, задержание подозреваемых, розыск обвиняемых, скрывшихся от следствия;
ü организация вневедомственной охраны различных учреждений и предприятий, а также квартир граждан;
ü государственная инспекция автомобильного транспорта, надзор за его техническим состоянием с целью предупреждения аварий и несчастных случаев, регулирование дорожного движения;
ü контроль за приобретением и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов, а также холодного оружия и др.
3. Территория района делится на участки. На каждом участке имеется участковый инспектор - офицер милиции, который обеспечивает порядок на территории участка и, прежде всего, в жилых домах и иных помещениях.
4. На территории вашего района есть прокуратура.
Районный прокурор - это человек, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением законов всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными организациями, учреждениями и предприятиями, а также муниципальными и государственными органами самоуправления и власти.
5. Местом разрешения споров, связанных с нарушением правовой нормы, является суд.
6. Главным судебным органом Совета Европы по защите прав человека является Страсбургский Европейский Суд.
3. Ролевая игра
«Заседание Парламентской Ассамблеи
Совета Европы»
Ты и твои одноклассники будете представителями от стран в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Из состава представителей будут образованы группы (по 3-5 человек), которые изучат ситуации и выступят перед Ассамблеей со своим мнением о том, есть ли в этих ситуациях нарушения прав человека и неисполнение обязанностей. По результатам слушания Парламентская Ассамблея проведет голосование по вопросу: «Должна ли Парламентская Ассамблея рекомендовать Совету Европы принять меры по отношению к России с целью обеспечить соблюдение прав человека в школьном сообществе?» Сначала прочитай информацию о Совете Европы (см. памятку}. Далее изучи не менее 5 ситуаций, изложенных в докладе специальной комиссии, и ответь на еле; дующие вопросы по каждой ситуации.
1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т.е. что произошло)?
2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?
3. Найди в Конституции Российской Федерации (глава 2) описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?
4. Рассмотри Конвенцию о правах ребенка. Какие правила, установленные в ней, применимы в той ситуации?
5. Подготовь выступление на одну-две минуты со ссылкой на Конституцию РФ и международные документы: нарушение, каких прав и обязанностей выявлено в ситуации?
Карточка 1
1. Дети-беженцы и вынужденные переселенцы, которые плохо говорят по-русски, испытывают большие трудности в обучении, а учительница не может заниматься с ними дополнительно. (Право на образование, отсутствие дискриминации - право на равенство, а отсутствие необоснованных льгот.)
2. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником. (Право на защиту чести и достоинства - право на личную неприкосновенность.)
3. Старшеклассники, дежурившие по школе, останавливали расшалившихся учеников младших классов, слегка шлепали и встряхивали их, чтобы те успокоились. (Право на безопасность, обязанность соблюдать школьные правила - право на личную неприкосновенность, свобода, личное достоинство.)
4. На родительском собрании учитель обсуждал взаимоотношения некоторых учеников друг с другом и высказывался об уровне развития некоторых учеников. (Право на информацию ~ право на невмешательство в частную жизнь, личное достоинство.)
5. Не поверив, что школьник оставил дневник дома, учитель потребовал, чтобы он показал содержимое своей сумки. (Обязанность соблюдать школьные правила - право частной собственности, право на невмешательство в частную жизнь.)
Карточка 2
1. Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому. (Обязанность соблюдать школьные правила - право на невмешательство в частную жизнь.)
2. Молодым людям запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. (Свобода - право на здоровую окружающую среду.)
3. Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба. (Свобода самовыражения - право собственности.
4. Директор снял школьную стенгазету перед приходом комиссии из РОНО, так как она портила внешний вид школьного помещения. (Свобода слова - обязанность соблюдать школьные правила.)
5. Представителю ученического самоуправления отказали в выступлении на школьном педсовете. (Свобода слава, право на участие в управлении - обязанность соблюдать школьные правила.)
Карточка 3
1. Директор запретил проведение собраний школьного дискуссионного клуба по темам «О качестве школьных завтраков» и «Устав школы и Закон об образовании». (Свобода слова — обязанность соблюдать школьные правила.)
2. Несколько школьников организовали музыкальную группу. Им не предоставили места для репетиций. (Свобода творчества - обязанность соблюдать школьные правила.)
3. Школьников принуждают выполнять работу по уборке классов, пришкольной территории, мелкие ремонтные работы. (Запрет принудительного труда - обязанность охранять природу, соблюдать школьные правила.)
4. 15-летний ученик был отчислен из школы после того, как получил двойки почти на всех экзаменах. (Обязанность получить образование - право на образование.)
5. Классный руководитель обязал школьников создать орган ученического самоуправления - совет класса. (Свобода, право на создание ассоциаций - обязанность соблюдать школьные правила.)
Карточка 4
1. Девятиклассник пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Родители наказывают его за это, учителя ссылаются на необходимость выполнения Государственного образовательного стандарта по всем предметам. (Свобода - обязанность получить образование.)
2. Учитель после звонка на перемену задержал всех учеников до начала следующего урока. (Право на отдых - обязанность соблюдать школьные правила.)
3. В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей. (Право на личное достоинство, обязанность соблюдать школьные правила -право на информацию.)
IV. Подведение итогов занятия
Ø Что мы делали на занятии?
Ø Что нового узнали?
Ø Что такое «нарушение прав человека», «защита прав человека»?
Ø В какие органы следует обращаться за восстановлением своих прав?
Памятка
Совет Европы — международная организация европейских государств, созданная в 1949 году для совместного решения проблем в области прав человека, демократии, культуры, экономики и др. Российская Федерация вступила в Совет Европы в 1996 году. На 1999 год в Совет Европы входило 39 государств.
В работе Совета Европы в качестве наблюдателей участвуют и неевропейские страны, такие как США, Канада и Япония.
Совет Европы рассматривает все важнейшие вопросы европейского сообщества (за исключением вопросов обороны) и разрабатывает конвенции и соглашения. За полвека существования Совета разработано почти 170 конвенций.
Одной из самых первых и наиболее важных конвенций является «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» 1953 года.
Многие юристы и политики отмечают, что эта Конвенция признается «самым совершенным и эффективным договором в области прав человека в мире» (Гомиен Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека. - Страсбург, 1994). Россия подписала и ратифицировала (одобрила в парламенте) Конвенцию в 1998 году.
Европейские конвенции не зря .считаются эффективными: в их разработке и контроле за их выполнением принимают участие органы Совета Европы, которые, в основном, находятся в Страсбурге (Франция): Комитет Министров, Парламентская Ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы, Европейский Суд по правам человека.
Комитет Министров является руководящим органом Совета Европы. В нем представлены министры иностранных дел государств-членов (или их постоянные представители). Решения Комитета принимаются в виде рекомендаций правительствам государств-членов либо в виде конвенций, которые после их подписания и ратификации становятся обязательными для исполнения. В области прав человека Комитет Министров может, например, рекомендовать правительствам стран-членов принять санкции (негативные меры) по отношению к государству-члену, которое нарушает права человека. Возможно приостановление экономической помощи или даже исключение страны из Совета Европы.
Парламентская Ассамблея является совещательным органом Совета Европы. Она состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Число представителей от страны колеблется от 2 до 18 в зависимости от численности ее населения. Россия имеет максимально возможное число представителей - 18 (как и Франция, Германия, Великобритания, Италия).
Парламентская Ассамблея вправе обсуждать любые актуальные вопросы европейского сообщества и выносить по ним резолюции, имеющие рекомендательный характер. Парламентская Ассамблея может учреждать комитеты и комиссии для изучения и рассмотрения любых вопросов. Например, для выяснения вопроса о характере и массовости нарушений прав человека в страну может быть направлена комиссия Совета Европы, а затем по этому вопросу могут быть проведены открытые слушания на Парламентской Ассамблее. Помимо рекомендаций к государству, в котором нарушаются права человека. Ассамблея может рекомендовать Комитету Министров Совета Европы принять меры против этого государства. Как правило, парламенты государств-членов учитывают рекомендации Ассамблеи в своей деятельности. Авторитет и влияние Совета Европы используют многие правозащитные организации. Когда они не бывают, услышаны в своей стране, они обращаются к Ассамблее с просьбой провести открытые слушания и принять соответствующую рекомендацию.
Конгресс местных и региональных властей Европы является консультативным органом Совета Европы, представляющим местные и региональные органы самоуправления (советы поселков, городов, районов, областей). Как и Парламентская Ассамблея, Конгресс принимает рекомендации для стран по вопросам самоуправления, а также направляет резолюции Комитету Министров для принятия мер.
Европейский Суд по правам человека создан в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и является одним из самых эффективных международных органов. Судьи выбираются Парламентской Ассамблеей из числа кандидатов, представленных государствами.
В Суд могут обращаться граждане с жалобами на нарушение прав человека, если все меры-защиты прав человека в конкретной стране ими уже исчерпаны. Суд сначала предлагает сторонам полюбовно разрешить конфликт, а когда это невозможно, выносит решение, которое обязательно для сторон, в том числе и для государства - участника Конвенции. Суд, например, может обязать государство выплатить компенсацию подателю жалобы и принять все необходимые меры (включая изменение законодательства), чтобы в будущем не возникало подобных нарушений. За исполнением решений Суда следит Комитет Министров.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.