Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов
Оценка 4.7

Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов

Оценка 4.7
Документация +1
docx
русский язык
13.06.2020
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов
Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе Тема: "Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов"
8 класс.docx

Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе
Тема: Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цель занятия: систематизация знаний о понятиях, связанных 1) с лексикой с точки зрения ее употребления; 2) со словом – показателем развития речи человека и его общей речевой культуры;

3) с практическим оцениванием оформления речи.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепление ранее изученного материала - осмысление и усвоение основных понятий русского языка и культуры речи;

- формирование навыков письменной и устной речи;

- развитие коммуникативной компетенции.

Развивающие:

- приобретение навыков, необходимых для общения: бытового и делового;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание нравственно – этических норм.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

Что такое слово? (важнейшая единица русского языка) слово – двусторонняя единица языка, обладающая формой и содержанием. Форма слова представляет собой звуковую или письменную оболочку, которую произвольно нельзя изменить (рос – рост – трос - трость) или изменяемая форма - это падежная.

4. Новый материал:

Слово представляет собой важнейшую единицу языка.

При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определённый смысл, значение, которое называется лексическим значением.

В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово брошюра имеет лексическое значение «небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без переплёта»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого рода печатных изданий. Слово рассчитать имеет лексическое значение «произвести подсчёт, исчисление чего-либо»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого действия. Точность словоупотребления и состоит в соблюдении лексических норм русского литературного языка, в умении пользоваться словами в письменной и устной речи в полном соответствии с их сложившимися и закрепившимися в языке лексическими значениями.

К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведёт употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно. Так, слово гарцевать означает «искусство ездить верхом», например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. (Р.) НО из-за непонимания пишущим различия в лексическом значении слов ехать, ездить («двигаться, перемещаться на чём-либо») и гарцевать допущена лексическая ошибка в таком предложении: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. «Гарцевать на бричке», естественно, нельзя; у А. П. Чехова в рассказе «Ионыч» говорится, что доктор Старцев «...едет на тройке с бубенчиками, и Пантелеймон сидит на козлах».

Часто неточность изложения, лексические ошибки связаны с неверным использованием иноязычных слов. Так слово «плеяда» имеет лексическое значение «группа выдающихся деятелей на каком - либо поприще в одну эпоху», например: Можно только восхищаться волей и умением, проявленными в начале XIX века славной плеядой русских кругосветных мореплавателей. (Т. С.) Это слово совершенно неоправданно использовано в таком предложении: В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин (вместо слова плеяда здесь можно было бы использовать, например, слово галерея — «длинный ряд чего-либо»).

Нередко к ошибкам ведёт недостаточное разграничение пишущим значений однокоренных слов. Так, слово заглавный имеет значение «содержащий заглавие», «указывающий на действующее лицо, именем которого названа пьеса, опера, фильм и т. д.», например: Мне была поручена заглавная роль в новой постановке — в «Дон Кихоте» (Н. Черкасов). Нарушает лексические нормы рус­ского литературного языка употребление слова заглавный в значении «главный, основной, наиболее важный», например: Заглавная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову (следовало использовать слово главный).

При выборе слова необходимо учитывать и его возможную, сложившуюся в языке сочетаемость с другими словами. Так, слово львиный в значении «самый большой, лучший» сочетается лишь со словом доля, например: Львиную долю технических материалов мы изыскали на месте. (В. Аж.) Нарушение лексической сочетаемости этого слова допущено в следующем предложении: Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян (следовало вместо слова львиную использовать слово большую или, лучше, слово часть заменить словом доля).

Наконец, к числу речевых недочётов, связанных с неточным пониманием лексических значений слов, относится многословие — употребление слов лишних, ничем не дополняющих того, что уже выражено другими словами. Например, в предложении Павка впервые познакомился с Тоней случайно таким лишним словом является слово впервые, поскольку глагол познакомиться уже означает «вступить в знакомство».

Чтобы употреблять слова точно, надо хорошо знать их лексическое значение и при сомнении обращаться к справочникам, прежде всего к толковым словарям русского языка.

Нарушения лексических норм приводящие к искажению смысла высказывания: 1) Неточное употребление слова; 2) Употребление просторечных форм слов вместо литературных; 3) Смешение слов – паронимов; 4) Нарушение лексической сочетаемости; 5) Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов; 6) Смешение лексики разных исторических эпох; 7) Неправильное употребление иностранных слов; 8) Избыточные слова в тексте - речевое излишество (тавтология, плеоназм); 9) Речевая недостаточность; 10) Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий.

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

Перес. то, что записали

 

 

 

 

 


 

Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе

Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе

В плеяде образов помещиков особенно страшен

В плеяде образов помещиков особенно страшен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020