ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор: Хлынцова Татьяна Николаевна МБОУ СОШ №3 им. Корневой С.В.
Предмет: биология
Класс: 7
Тема урока: Многообразие насекомых, их классификация
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения первичных знаний и умений
· Задачи:
Образовательные: научить характеризовать особенности строения насекомых разных отрядов в связи с их образом жизни и средой обитания; сравнивать представителей различных отрядов; распознать представителей основных отрядов насекомых.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, развития мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование навыков связной речи, формирование умений выделять главное, делать выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: создать условия для появления интереса к биологии; формирования трудолюбия, целеустремлённости, коммуникативных и рефлексивных качеств личности.
· Планируемые результаты
Предметные:
Знать особенности строения и процессы жизнедеятельности насекомых разных отрядов в связи с их образом жизни.
Уметь сравнивать представителей различных отрядов; распознать представителей основных отрядов насекомых.
Сформировать познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Личностные: ответственное отношение к учению, получение личностно-значимого материала и эмоционального удовлетворения от результатов исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
.
Регулятивные УУД: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Познавательные УУД: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и умозаключения.
Основные понятия отделы тела насекомых (голова, грудь, брюшко), крылья и надкрылья, ротовые аппараты насекомых, непрямое развитие с полным и неполным превращением, типы конечностей насекомых, отряды насекомых (Жесткокрылые, Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые, Полужесткокрылые, Стрекозы).
· Межпредметные связи: лигнвистика, физика.
· Ресурсы: презентация в формате Power Point, коллекции насекомых, рисунки насекомых, дидактические карточки «Строение насекомых».
· Тип урока: комбинированный урок
· Вид урока: урок-исследование
· Методы обучения: частично - поисковый, проблемный, практический, словесный, наглядный.
· Формы активно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная (Ф), групповая (Г), индивидуальная (И).
· Преобладающие технологии: информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного развивающего обучения, технология ИСУД.
Структура и содержание урока
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Организационный момент (презентация «Насекомые», слайд №1) |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу. |
Приветствие учеников. Настраивает детей к уроку. |
Актуализация знаний Блиц-опрос (презентация «Насекомые», слайды №2-7) |
Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков. Отвечают на вопросы, предложенные учителем.
Характер вопроса 1) интегрально-теоретический 2) дифференциально-теоретический
3) дифференциально-деятельностный 4) дифференциально-деятельностный
5) интегрально-деятельностный
Учащиеся, дающие правильные ответы на вопросы, ставят баллы в специально отведенных местах в листах – навигаторах исследовательской урочной деятельности. |
Фронтальная беседа с классом по вопросам изученных ранее тем с использованием презентации со слайдами, несущими рисунки и опорные схемы-подсказки. Работа дифференцированная: базовый репродуктивный уровень – вопросы с одной звездочкой *, вопросы частично-поискового характера с двумя звездочками **, творческого характера повышенного уровня – с тремя звездочками *** 1) Почему насекомых называют насекомыми? … Сколько сегментов на брюшке осы?* 2) Рассмотрите рисунок «Строение конечностей насекомых», и объясните, почему насекомых относят к типу Членистоногие?* 3) Объясните, чем обусловлено разнообразие конечностей у насекомых? 4) Рассмотрите рисунок майского жука и дайте краткую характеристику внешнего строения насекомых? * 5) Рассмотрите рисунки саранчи и паука и найдите отличия во внешнем строении этих членистоногих.** С учетом полноты содержания за правильные ответы учащиеся получают бонусы к отметкам за урок в целом: 2 балла – полный правильный ответ 1 балл – частично правильный ответ, или с небольшой биологической ошибкой 0 баллов – не правильный ответ
Ответы: 1) Брюшко насекомых сегментировано и состоит из члеников – насечек. Русский глагол «секу» и латинское «секо» однокоренные слова.
2) Ходильные ноги насекомых состоят из 5 члеников, как и у всех членистоногих: лапки, голени, бедра, вертлуга и тазика. Это их общие признаки.
3) Разнообразие конечностей насекомых обусловлено 1) разными способами передвижения: в водной среде – плавательные ноги, в почвенной – копательные, на суше - бегательные. 2) разными способами прикрепления к предметам, например, у бабочек – сцепляющиеся ноги. 3) разными способами лова пищи, например, хватательные у богомола.
4) Краткая характеристика внешнего строения насекомого 1) Тело насекомого состоит из 3 отделов: головы, груди и брюшка. 2) На голове имеются: одна пара усиков, одна пара фасеточных глаз и две пары челюстей. 3) На груди имеются: три пары ходильных ног, две пары крыльев. 4) Брюшко сегментировано и имеет дыхальца.
5) Отличия во внешнем строении насекомых от пауков 1) У пауков два отдела тела - головогрудь и брюшко, а у насекомых 3 отдела. На голове 2) у паука нет усиков, у насекомых одна пара. 3) У пауков четыре пары простых глаз, а у насекомых – пара сложных глаз. 4) У пауков одна пара челюстей – хелицер, у насекомых две пары. На груди 5) У пауков 4 пары ходильных ног, а у насекомых – три пары. 6) у пауков нет крыльев. На брюшке 7) у пауков есть паутинные бородавки, а у насекомых придатки – церки, жало, яйцеклад. 8) у пауков брюшко не сегментировано. |
Мотивация учебной деятельности учащихся (самоопределение к учебной деятельности и фиксирование затруднений в деятельности) (презентация «Насекомые», слайды №8-9) |
Учащиеся называют систематические категории изображенного на слайде насекомого: царство Животные, подцарство Многоклеточные животные, тип Членистоногие, класс Насекомые. Однако далее возникают проблемы в определении названий отряда, семейства, рода и вида. Обучающиеся выдвигают различные варианты ответов, но неверных, так как не догадываются о не существовании этого насекомого.
Хочу! Узнать … - На какие отряды классифицируют насекомых? - Какие признаки лежат в основе классификации насекомых? Научиться работать в группе, работать с коллекциями насекомых, выполнять задания… Надо! - Прочитать текст учебника по исследуемой теме. - Выполнять разные задания. - Узнать дома дополнительную информацию о признаках листьев из других источников. - Провести лабораторное исследование … Могу! На уроке: - Прочитать § - Выполнить задания или тест. - Дома найти информацию в Интернете. |
Показывает слайд с изображением рисунка несуществующего в природе насекомого с обобщенными признаками разных отрядов (голова с глазами и крылья бабочки, грудь и брюшко стрекозы, жужжальца и ротовой аппарат мухи, конечности медведки, усики майского жука) и задает вопрос: «Опишите систематическое положение изображенного животного».
Формулирует наводящие вопросы: – Каких известных Вам насекомых напоминает изображенное на слайде животное? – В каких природных сообществах данное «насекомое» может обитать? и т.д. и т.п.
Акцентирует внимание учащихся на недостаточность их знаний о многообразии насекомых при поиске ответа на последний вопрос. Рассказывает о многообразии насекомых: «Насекомые – наиболее многочисленный класс членистоногих беспозвоночных, число особей составляет 1018 . Их больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. На каждого человека приходится не менее 200 миллионов насекомых. По разным оценкам их численность достигает 3 млн видов. На сегодняшний день описано около 1 млн видов насекомых, что составляет примерно 70% от общего числа известной фауны. Представители класса насекомых встречаются повсеместно и в большинстве экологических сообществ играют существенную роль … Вот о них сегодня и пойдет речь на уроке».
– О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?
– Что для этого вам нужно?
– Что вы можете сделать на уроке? Во внеурочное время?
|
Постановка цели и задач урока. (презентация «Насекомые», слайды №10-13) |
Предлагают название темы урока, например: 1) Многообразие насекомых. 2) Систематика насекомых. 3) Классификация насекомых.
Формулируют цели урока, например: 1) Научиться различать отряды насекомых. 2) Определять признаки насекомых разных отрядов. 3) Познакомиться с многообразием насекомых. 4) Научиться распознавать насекомых разных отрядов.
Записывают тему урока в тетрадях. |
Предлагает сформулировать тему и цели урока. Обсуждение сопровождается показом слайдов презентации «Насекомые».
Записывает тему урока на доске. |
Первичное усвоение учебного материала (открытие новых знаний - постановка проекта выхода из затруднения) (презентация «Насекомые», слайд №14)
(кейс-информация «Морфология насекомых» для учащихся – приложение 1; бланки с заданиями для самостоятельной работы – приложение 2)
|
Каждая группа из 4 обучающихся, используя справочные материалы (книгу Медникова Б.М. «Биология», дидактические карточки с описанием особенностей строения насекомых), осуществляет поиск информации на вопросы определенной тематики, и ее участники заполняют таблицу «Характеристика отрядов насекомых» (приложение 2).
№1 1) Какие два типа развития характерны для насекомых, чем они отличаются друг от друга и каким отрядам они свойственны? 2) В чем преимущество типа развития насекомых с полным и неполным превращением? 3) Можно ли по этому признаку определить принадлежность насекомого к определенному отряду? Дайте объяснение.
№2 1) Какие типы усиков преимущественно характерны для разных отрядов насекомых?
2) Обоснуйте значение различных ответвлений на пластинчатых и перистых усиках. 3) Можно ли по этому признаку определить принадлежность насекомого к определенному отряду? Дайте объяснение.
№3 1) Какие типы конечностей преимущественно характерны для разных отрядов насекомых?
2) Какие типы конечностей характерны для насекомых почвенной и водной среды? С чем можно сравнить эти конечности? 3) Можно ли по этому признаку определить принадлежность насекомого к определенному отряду? Дайте объяснение.
№4 1) Какие типы ротовых аппаратов преимущественно характерны для разных отрядов насекомых?
2) Сравните строение сосущего и колюще-сосущего ротового аппарата?
3) Можно ли по этому признаку определить принадлежность насекомого к определенному отряду? Дайте объяснение.
№5 1) Определите количество пар крыльев для каждого изучаемого отряда насекомых. 2) Объясните, почему у насекомых отряда Двукрылые определяется только лишь одна пара крыльев, а у жесткокрылых – две пары?
3) Можно ли по этому признаку определить принадлежность насекомого к определенному отряду? Дайте объяснение.
№6 Дайте краткую характеристику крыльев следующих отрядов насекомых: 1) Полужесткокрылые, 2) Жесткокрылые, 3) Чешуекрылые.
№7 Дайте краткую характеристику крыльев следующих отрядов насекомых: 1) Двукрылые, 2) Перепончатокрылые, 3) Стрекозы. |
Учитель создаёт условия освоения новых знаний: предоставляет бланки с заданиями для самостоятельной групповой работы (приложение 2) с использованием кейс-информации (приложение 1). Работа учащихся направлена на самостоятельный поиск, обработку, анализ информаций по следующим темам: №1. Типы развития насекомых разных отрядов. №2. Типы усиков насекомых разных отрядов. №3. Типы конечностей насекомых разных отрядов. №4. Типы ротовых аппаратов насекомых разных отрядов. №5. Количество пар крыльев насекомых разных отрядов. №6. Характеристика крыльев насекомых отрядов Полужесткокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые. №7. Характеристика крыльев насекомых отрядов Двукрылые, Перепончатокрылые, Стрекозы. В ходе самостоятельной работы учитель корректирует деятельность учащихся.
Примерные ответы учащихся №1 1) У насекомых выделяют два типа развития с неполным и полным метаморфозом. Неполное развитие у клопов и стрекоз. Полное развитие у жесткокрылых, бабочек, перепончатокрылых и двукрылых.
2) При полном развитии стадий больше, а значит, вероятность выживания популяции той или ной стадии выше. Но неполное развитие протекает быстрее и это дает возможность быстрого восстановления и распространения популяции. 3) По признаку тип развития определить отряд насекомого сложно, так как много одинаковых отрядов с развитием.
№2 1) Различают более 100 видов усиков, но преимущественно встречаются следующие у Клопов, Двукрылых, Перепончатокрылых – нитевидные у Жесткокрылых – пластинчатые, у Чешуекрылых – булавовидные и перистые. 2) Усики выполняют функции осязания, обоняния (вкуса и запаха). Поэтому различные ответвления усиков увеличивают площадь чувствительности, в особенности для жуков и бабочек. 3) По типу усиков определить принадлежность насекомого к определенному отряду тяжело, так как один и тот же тип усика может встречаться у десятка отрядов. Но по детальному строению усиков можно определить даже видовую принадлежность.
№3 1) У клопов обнаружены бегательные и плавательные конечности; у жуков преобладают бегательные; у бабочек и стрекоз – сцепляющиеся; у двукрылых – бегательные и сцепляющиеся; у перепончатокрылых – бегательные и собирательные. 2) Для насекомых, живущих в почве, характерны копательные конечности, они напоминают лопатки, что позволяют рыть норки. Для насекомых водной среды характерны плавательные конечности, напоминающие вёсла, которыми они могут грести по воде. 3) По типу конечностей определить принадлежность насекомого к определенному отряду тяжело, так как один и тот же тип конечности может встречаться у многих отрядов. Но по детальному строению ног можно определить даже видовую принадлежность
№4 1) Грызущий ротовой аппарат у жуков, стрекоз, перепончатокрылых, как осы. У перепончатокрылых пчелиных – грызуще-лижущий. Колюще-сосущий аппарат – у клопов и двукрылых, как комары. Сосущий аппарат у чешуекрылых. 2) Сосущий ротовой аппарат у бабочек предназначен для приема нектара цветка и состоит только из хоботка, другие части редуцированы. А колюще-сосущий аппарат, например, комаров, кроме хоботка имеет две пары прокалывающих игл – видоизмененных верхних и нижних челюстей. 3) По типу ротового аппарата определить принадлежность насекомого к определенному отряду тяжело, так как один и тот же тип может встречаться у разных отрядов.
№5 1) У всех изученных отрядов летающих насекомых по две пары крыльев. Однако у двукрылых очень часто определяется только одна пара крыльев.
2) У Двукрылых вторая пара крыльев редуцируется или превращается в органы равновесия – жужжальца. У жуков первая пара крыльев тоже видоизменяется в жесткие надкрылья, которые не только защищают перепончатые крылья, но и как у самолетов выполняют функции крыльев в полете. Поэтому их можно рассматривать как крылья. 3) По числу крыльев можно определить только некоторые отряды, такие как Двукрылые, поэтому этот признак не используется для всех насекомых.
№6 1) У Клопов две пары крыльев: первая пара – жесткие и развиты наполовину, вторая пара – перепончатые 2) У жесткокрылых две пары крыльев: первая пара – жесткие надкрылья, полностью прикрывающие вторую пару перепончатых крыльев. 3) У Чешуекрылых две пары чешуйчатых крыльев. На крыльях волоски сплющены в чешуйки. Оба крыла сцепляются друг с другом и работают совместно.
№7 1) У Двукрылых две пары крыльев: первая пара перепончатые, вторая пара видоизменяется в орган равновесия – жужжальца. 2) У Перепончатокрылых две пары перепончатых крыльев, которые сцепляются в полете и работают как единое целое. 3) У стрекоз две пары сетчатых крыльев, которые в отличие от других отрядов не складываются на спине. |
Первичная проверка понимания. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи (презентация «Насекомые», слайд №15-26)
(кейс-информация «Насекомые» для учащихся – приложение 1; бланки с заданиями для самостоятельной работы – приложение 2) |
Каждая группа обучающихся выступает с результатами выполненных заданий, а соседняя команда оценивает их письменные ответы в бланке «Характеристика отрядов насекомых» (каждый участник группы получает за письменную командную работу до 5 баллов). |
Осуществляет проверку выполненных заданий посредством фронтальной беседы с обучающимися по вопросам самостоятельной работы, корректирует их ответы. С учетом полноты содержания обучающиеся, которые устно комментируют ответы, получают дополнительные бонусы к отметкам за урок в целом. 2 балла – полный правильный ответ 1 балл – частично правильный ответ, или с небольшой биологической ошибкой 0 баллов – не правильный ответ |
Физкультминутка |
||
Систематизация знаний и умений (презентация «Насекомые», слайд №27-28) |
Зачитывают выводы самостоятельной работы и отвечают на вопросы.
|
Предлагает сформулировать выводы самостоятельной работы, ответив на вопросы: - Какой признак является наиболее значимым для определения отрядов насекомых? - Какие систематические категории насекомых будут определяться такими признаками, как типы усиков, конечностей, ротовых аппаратов?
Демонстрирует слайд с «фантастическим насекомым» и предлагает обучающимся определить признаки отрядов и семейств, объединенных во внешности рассматриваемого животного. |
Применение знаний и умений (презентация «Насекомые», слайд №29-30) |
Выполняют задания лабораторной работы по описанию внешнего строения одного насекомого из коллекционного материала по алгоритму, используя кейс-информацию. Работа осуществляется в индивидуальной форме деятельности.
|
С целью формирования собственного опыта учащимся предлагается выполнить лабораторную работу по описанию внешнего строения одного насекомого из коллекционного материала, используя кейс-информацию, по алгоритму: Характеристика внешнего строения насекомого: 1) отделы тела – 1 балл 2) тип ротового аппарата – 1 балл 3) тип конечностей – 1 балл 4) тип усиков – 1 балл 5) тип развития – 1 балл 6) количество пар крыльев – 1 балл 7) характеристика крыльев – 1 балл 8) предполагаемая среда обитания – 1 балл 9) схематический рисунок строения конечности с подписями ее частей – 2 балла 10) систематическое положение насекомого: отряд – 1 балл Итого: 11 баллов Оценивается учителем во внеурочное время, так как у каждого обучающегося свой эксклюзивный объект исследования. Каждому обучающемуся итоговая отметка за работу на уроке будет выставляться на основе суммы баллов, полученных при групповой работе на этапе освоения новых знаний в ходе заполнения таблицы «Характеристика отрядов насекомых» и выполнении заданий лабораторной работы (Итого: 5 + 11 = 16 баллов). Также дополнительно будут суммироваться бонусы, набранные обучающимися при устном опросе на этапе актуализации знаний и при защите результатов самостоятельной работы в ходе освоения новых знаний. Отметка «5» выставляется при наборе 90-100% баллов от максимального, «4» - при 70-89%, «3» - при 50-69%. Окончательные результаты – отметки учащимся будут оглашаться на следующем занятии после анализа работ учителем. |
Информация о домашнем задании (презентация «Насекомые», слайд №31) |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Домашнее задание с элементами поиска информации в Интернете. - Заполнить в таблице «Характеристика отрядов насекомых» строку «Другие особенности», дописав не достающие понятия и термины. |
Рефлексия (подведение итогов урока) (презентация «Насекомые», слайд №32-35) |
Отвечают на вопросы учителя
Стрекоза не поёт и не прыгает, а её полёт можно сравнить с пляской.
Соотносят цель и результат учебной деятельности.
Оценивают собственную деятельность |
Зачитывает стихотворения известных поэтов, в которых допущены биологические ошибки, и предлагает их найти и исправить Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза … Иван Андреевич Крылов «Бабочка» Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот – дышу. Афанасий Афанасьевич Фет
Организация рефлексии Вопросы классу: 1. Какова была цель урока? 2. Достиг ли урок цели? 3. Что нового узнали, чему научились? 4. Что вас удивило на уроке? 5. В чём испытывали затруднения?
Самооценка собственной деятельности - Соотнесите Ваш уровень понимания учебного материала этого урока с количеством пар ходильных ног у живых организмов: ракообразные (5) паукообразные (4) насекомые (3) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.