"Наш адрес - Россия"

  • docx
  • 01.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие посвящено символике России.
Иконка файла материала Наш адрес - Россия.docx

ГКОУ ВО «Мстёрская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

 «Наш адрес - Россия»

 

 

2015 – 2016 уч.год

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Папушникова

Лариса Германовна

 

 

 

 

 

 

Конспект ″Наш адрес – Россия″.

 

Цель: Обобщить и закрепить знания детей по истории государственных символов России.

Задачи:

Обучающие:

1.      Уточнить и расширить знания учащихся об истории государственных символов.

2.      Сделать выводы о значении государственных символов России.

3.      Актуализировать знания учащихся о происхождении названий населённых пунктов нашей местности.

4.      Закрепить навыки анализа текста, умение выделять главную мысль.

Коррекционно-развивающие:

1.      Работать над развитием интереса к  историко-культурным традициям народа.

2.      Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.

3.      Корригировать и развивать интонационную сторону речи при работе со стихотворениями.

4.      Развивать монологическую речь путём выполнения пересказа, подготовки индивидуальных сообщений, диалогическую речь в процессе беседы.

5.      Развивать умение сравнивать, функции анализа, синтеза и обобщения в процессе работы над теоретическим материалом о государственных символах.

6.      Развивать мышление учащихся, связную речь, зрительную, слуховую память, произвольное внимание через выполнение заданий – тестов, работы по карточкам.

Воспитательные:

1.      Воспитывать умение работать в командах.

2.      Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, бейджики с названиями команд, раздаточный материал: карточки с гербами и их названиями, карточки с примерами, задание «Собери пословицы»; аудиозаписи «У моей России», «Гимн России», «Гляжу в озёра синие»; сигнальные флажки, грамоты командам.

Ход занятия: (Слайд 1)

I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем. (Слайд 2)Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии и очень хочу начать с вами работу. Хорошего вам настроения и успехов. (Слайд 2)Пусть это занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Все готовы к занятию? (ответы детей)  Тогда вперёд!!!

II. Сообщение темы занятия.

- Назовите, пожалуйста, место, где вы живёте?   (ответы детей)

     На этот вопрос каждый из вас ответил по-разному. Вы  указываете конкретное название, которое обозначает ваше место жительства.  Все вы живёте в разных уголках нашей страны.

- А как называется наша страна?    (Россия) (Слайд 3)

О своём местожительстве  все начнут говорить одинаково: «Мой адрес – Россия».

 

Педагог: (Слайд 4) Тема нашего занятия «Наш адрес – Россия» (Слайд 4) - так называется интеллектуально-творческая игра, в которой речь пойдёт о нашей Родине. (Повторите тему занятия: Волощенко Ал., Лапкин С.)

Давайте совершим путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете что-то новое и интересное для себя.

III. Работа по теме занятия:

1. Представление команд и жюри.

Педагог: В нашей игре участвуют 3 команды: «Мстеряне», «Вязниковцы», «Владимирцы».  Капитан  команды «Мстеряне» – Татьяна Чернышева, капитан команды «Вязниковцы» – Александр Шпагин, капитан  команды «Владимирцы» – Антон Шпагин.  Ответы команд будет оценивать жюри.

Ф.И.О.: Оксана Владимировна Галкина ________________________________

             Наталья Викторовна Быковцова___________________________

Сейчас капитаны должны представить свои команды и рассказать,  что означают их названия?

 

(За чёткое и ясное представление команда получает 2 балла.)

(Слайд 5) команда: «Мстеряне»:

«Мстерянами  называют жителей посёлка Мстёра. Считают, что само название посёлка Мстёра произошло от слова «мастер». Это не случайно, ведь мстёрский край испокон веков славился своими мастерами-умельцами».

(Слайд 6) команда: «Вязниковцы»:

«Вязниковцами называют себя жители города Вязники и Вязниковского района. Происхождение названия г. Вязники связывают с очень интересной легендой. В городе Ярополче жил князь Кий. За жестокое обращение с народом  невзлюбили его. Однажды возвращаясь с охоты,  князь Кий завяз в непроходимых топях у стен Ярополча. Народ не спешил помогать ненавистному князю, а, злорадно кричали: «Вязни, Кий!» Так Кий завяз, а местность вокруг Ярополча с тех пор зовётся Вязниками». Есть и другое происхождение названия г. Вязники. Вязниковская слобода названа так из-за большого количества у её стен вязов. Даже на гербе Вязников изображён вяз».

( Слайд 7) команда: «Владимирцы»:

«Владимирцы – это жители города Владимира. Город Владимир – один из древнейших русских городов основан в 1108 году князем Владимиром Мономахом. Этот город является  областным центром Владимирской области».  

Педагог: Мы отправляемся в путь, адрес нашего следования – Россия.

2. Разминка.

В дороге нам предстоит преодолеть несколько препятствий. Препятствия – это конкурсы, первое из которых – «Разминка». (Слайд 8) 

         Вам предстоит отгадать предмет, который лежит в чёрном ящике. (Слайд 8) 

За правильный ответ с первой попытки  команда получает  3 балла, со второй попытки 2 балла, с  третьей – 1 балл. У каждой команды имеются сигнальные флажки. Право ответа получает та команда, которая первая даст сигнал.

         Слушайте внимательно: (Слайд 9)

1.     Этому предмету всего 100 лет, хотя мы привыкли думать, что он на много старше.

2.     +Это деревянная игрушка популярна во всём мире. Её воспринимают, как символ России.

3.     +Дополнительная подсказка: Традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается на несколько фигурок, уложенных одна в другую. Их число может меняться от 2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская … (Матрёшка) (Слайд 9 +++)

Педагог: Ребята, я не случайно начала нашу игру с «матрёшки»,  так как она является символом России. Символы России …

- Что такое символы?   (ответы детей). (символы – это отличительные знаки и гордость любого государства)

- Назовите символы страны. (ответы детей)

3.  Конкурс «История Российского флага».

Педагог: Да, ребята, вы правы. Сейчас речь пойдёт о государственных символах России: гербе, флаге и гимне. Итак, мы продолжаем интеллектуальное соревнование.  Конкурс второй – «История Российского флага». (Слайд 10)

Уч-ся:  (Слайд 11) Флаг – это официальный отличительный знак государства, который представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище. Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани.

         Государственный флаг является символом нации. При торжественном  подъёме флага ему отдаются  воинские почести.

         Флаг России состоит из трёх цветов: белый, синий, красный. Трёхцветный флаг был  учреждён  первым российским императором – Петром  I

         После Великой Октябрьской революции в 1918 году трёхцветный флаг сменился  на флаг красного цвета – цвета революции. (Слайд 11) Красное знамя просуществовало более 70 лет и служило государственным символом Советского Союза.

22 августа 1991 года Россия вновь приобрела свой исторический флаг. (Слайд 11)

         Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях  верховных органов государственной власти и управления, судах, плавающих в открытом море.

Педагог: Конкурс будет проходить по следующим правилам. Я задаю вопрос, каждой команде по очереди. За правильный ответ команда получает 2 балла.  Если ответ неверный, то у остальных команд есть возможность попытаться исправить ошибку и за правильный ответ получить 1 балл.

Педагог: Команда «Мстеряне»: (Слайд 12)

·        Что из себя представляет флаг?    (Флаг представляет из себя прямоугольное  полотнище определённого цвета или нескольких цветов.)

Команда «Вязниковцы»:

·        Опишите флаг России. (Флаг России состоит из полос трёх цветов: белого, синего, красного.)

Команда «Владимирцы»:

·        Какой царь официально ввёл бело-сине-красный флаг?   (Бело-сине-красный флаг официально ввёл Петр I)

Команда «Мстеряне»:

·        Что означают эти три цвета? (белый цвет означает – мир, чистота; синий – верность, честность; красный – мужество, смелость)

Команда «Вязниковцы»:

·        В каком году трёхцветный флаг сменился на флаг красного цвета? (трёхцветный флаг сменился на флаг красного цвета в 1918году)

Команда «Владимирцы»:

·        Когда Россия вновь приобрела свой исторический флаг, т.е. трёхцветный?   (трёхцветный флаг Россия вновь  приобрела 22 августа 1991 года)

Уч-ся: (Слайд 13)Словно крылья полотнище плещется,

                        +          Отражая ветра напор,

                                     Символ нашего государства –

                                     Флаг соцветия триколор.

                                     

Белый цвет – символ чистоты,

                                     И свобода – полоской неба,

                                     И всё это, как знаешь ты,

                                     Обрамляет кровью победа.

 

                                     Я горжусь тобой, символ Родины,

                                     Что сумел в себя ты вобрать

                                     И просторы свои, и историю,

                                     И любовь, что дала нам мать!

4.  Конкурс «История Российского герба».

Педагог: Конкурс третий – «История Российского герба».  (Слайд 14)

+ Герб и государство – эти два понятия связаны друг с другом. Гербом можно любоваться как произведением искусства и можно его читать.

Уч-ся: Герб – это  изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество.

         Гербы в России появились давно,  но это были рисунки.    (Слайд15) До начала 16 века Россия была разрозненным государством,  поэтому и речи о государственном гербе идти не могло.  Герб появился при Иване III.

         Герб менялся с течением времени. Он начинался с орлёнка, но вскоре он  начинал раскрывать крылья, (Слайд 15) над его головой появились императорские короны, в лапах – атрибуты власти: скипетр и держава.

         В 1917 году – орёл перестал быть гербом России. В Советском Союзе был утверждён другой герб. (Слайд 15) Это серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен. Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями  пятнадцати союзных республик.

И только 30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал гербом Российской Федерации. (Слайд 15)

Педагог: Этот конкурс будет состоять из двух частей.

В 1-ой части конкурса  вам  будут заданы  вопросы  с вариантами  ответов. Я задаю вопрос, каждой команде по очереди. За правильный ответ команда получает 2 балла. За вторую попытку ответа команды могут получить 1 балл. Итак, мы начинаем. (Слайд 16)

Команда «Мстеряне»:

·        Что такое герб?

А. Отличительный знак государства.

Б. Денежный знак государства.

Команда «Вязниковцы»:

·        Сколько щитов на гербе России?

А. Один.                       В. Три.

Б. Два.                                    Г. Ни одного.

Команда «Владимирцы»:

·        Герб,  какого города  изображён внутри российского герба?

А. Киева                       В. Москвы

      Б. Новгорода                   Г. Санкт – Петербурга.

Команда «Мстеряне»:

·        Кто изображён на гербе города Москвы?

А. Лев.                                      В. Орёл.

Б. Георгий Победоносец.  Г. Вяз.

Педагог: Вспомните, ребята, кто такой Георгий Победоносец? (Слайд 17)

 Георгий Победоносец – (Слайд 17) святой великомученик. +

Педагог: На Руси испокон века глубоко чтили святого воина, и потому ещё в четырнадцатом веке изображение всадника, поражающего змея, стало гербом Москвы. Продолжаем конкурс «История Российского герба». (Слайд 18)

Команда «Вязниковцы»:

·        Сколько корон на гербе России?

А. Одна                                     В. Три

Б. Две                                  Г. Ни одной.

Команда «Владимирцы»:

·        Чем соединены короны на гербе России?

А. Цепями                     В. Ветвями

Б. Лентами                    Г. Цветами.

Команда «Мстеряне»:

·        Что держит гербовый орёл в лапах?

А. Щит и меч                 В. Скипетр и державу

Б. Серп и молот            Г. Штык и перо

 

Команда «Вязниковцы»:

·        Какого цвета нет на гербе России?

А. Красного                           В. Серебряного

Б. Чёрного                             Г. Зелёного

Команда «Владимирцы»:

·        Где можно увидеть герб?  

А. На рекламных щитах.

Б. На флагах, монетах, печатях.

Педагог: (Слайд 19) Вторая часть конкурса заключается в следующем: каждая команда получает конверт, в котором лежат карточки с изображением гербов. Ваша задача: определить название города каждого герба и наклеить на лист бумаги. За каждую правильно подобранную пару команда получит 1 балл. На выполнение этого задания даётся 1 минута. (Слайд 19-музыка)

(Проверка собранных пар.)

Педагог: Ребята, давайте проверим  выполненное вами задание. ((Слайд 20) правильный  вариант)

Выполненные работы передаются жюри.

5.  Конкурс «Государственный гимн РФ». (Слайд 21)

Педагог: Следующий конкурс – «Государственный гимн Российской Федерации».

1 уч-ся: (Слайд 22) Гимн – это песня, посвящённая Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

         Гимны, как торжественные песнопения, зародились в глубокой древности. Особое место, начиная с петровских времён, занимали военные марши.

         После Октябрьской революции 1917 года в России гимном стал «Интернационал». «Интернационал» был гимном страны до 1944 года.

1 января 1944 года по радио прозвучал новый гимн – гимн Советского Союза. В 1977 году текст гимна был обновлён.

2 уч-ся: В 1991 году, после распада Советского Союза, гимном России  стала мелодия «Патриотической песни» Михаила Глинки. Был объявлен конкурс на вариант слов. Однако мелодия гимна не была утверждена.

         В 1999 году вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна России. В декабре 2000 года Государственная комиссия  рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию Александра Васильевича Александрова (Слайд 22) на слова Сергея Владимировича  Михалкова (Слайд 22) . Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001 года.

         Государственный гимн страны исполняется при  подъёме её государственного флага, вручении наград. Во время торжественных  собраний и митингов гимн слушается стоя, а военные отдают честь.

Педагог: В этом конкурсе вы должны решить примеры Слайды 23, а результаты решений вам помогут найти правильные ответы на мои вопросы.

На решение примеров вам даётся 3 минуты. Слайды 23

Выдаются листы с примерами.

50 : 5 + 10 =                                     60 : 3 – 2 х 9 =

16 : 4 + 9 х 9 =                                 23 + 17 – 20 – 10 =

40 – 10 + 12 +8 =                              15 : 3 + 36 : 9 =

А теперь из полученных результатов вы должны выбрать ответ на мой вопрос, который я задам по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 2 балла. За вторую попытку – 1 балл. (Слайд 24)

Команда «Мстеряне»:

·        Какое музыкальное произведение, являющееся символом государства, благодарные жители слушают стоя?

18 – Марш;

20 – Гимн;

10 – Вальс.

Команда «Вязниковцы»:

·        Какое из этих произведений стало гимном России в 1917 году?

         85 – «Интернационал»;

         72 – «Патриотическая песня»;

         95 – Гимн России.

Команда «Владимирцы»:

·        Когда впервые прозвучал гимн Советского Союза?

20 – 1 января 1917г.

50 – 1  января 1944г.

 35 – 1 января 2000г.

Команда «Мстеряне»:

·        Кто написал музыку и слова для гимна России?

9 – А.Львов, В.Жуковский;

5 – П.Лавров, М.Глинки;

2 – С.Михалков, А.Александров.

Команда «Вязниковцы»:

·        Когда впервые прозвучал гимн России?

10 – 1 января 2001г.

45 – 1 января 1977г.

30 – 1 января 1999г.

Команда «Владимирцы»:

·        Когда можно услышать гимн?

14 – Перед концертом;

8 – Перед информационными телепередачами;

9 – На торжественных мероприятиях.

 

Символы России. (Слайд 25)

 

                                    Взвейся в небо, флаг России гордый!

                                    В лучезарном небе вознесись!

                                    Триколором – красным, синим, белым,

                                    Гражданин России, ты гордись!

 

                                    По указу он Петра родился

                                    Триста долгих лет тому назад.

                                    Трижды был сменён, но возродился

                                    Славный стяг. Я этому так рад!

                                   

                                    Символ Веры он, Любви, Надежды,

                                    Святость Бога и Земли любовь.

                                    За него не раз сыны Отчизны

                                    Проливали алую, как лента, кровь.

 

                                    Спокоен за наше Отечество,

                                    Его охраняет не год –

                                    Двуглавый орёл человечество

                                    На крыльях Россию несёт.

 

                                    В когтях его скипетр с державой,

                                    Корона венчает его.

                                    Увенчан он русскою славой

                                    Единством народа всего.

 

                                    Как символ Европы и Азии,

                                    Украшен медалью златой,

                                    Копьём поражает дракона

                                    Георгий – наш всадник святой.

 

                                    Наш герб – укрепленье Отечества,

                                    Оплот и богатства его.

                                    Пусть помнит Руси человечество –

                                    Святыня – дороже всего!

 

                                    Гимн наши нервы бередит,

                                    И кровь по жилам быстро льётся

                                    То был и есть России клич,

                                    Он в нашем сердце остаётся.

 

                                    Его нельзя иначе петь:

                                    В нём гордость наша, наша Слава.

                                    Пусть величавее звенит наш гимн,

                                    Его поёт держава!

(Звучит гимн России (Слайд 25))

 

- Для чего изучают символы России? (ответы детей. Чтобы знать историю страны. Должны знать о её величии, о её героях и гордиться ими.)

-А чем является Россия  для каждого из нас? (Родиной)

 

6.  Конкурс «Собери пословицу».

Педагог: (Слайд 26) Следующий конкурс – «Собери пословицы».

Эти пословицы будут о Родине. Каждая команда сейчас получит конверт с заданием «Собери пословицы». Вам предстоит собрать пословицы и наклеить их

на символ нашей русской природы - берёзу. На это задание даётся 1 минута. За четыре собранные пословицы команда получает 4 балла, за три  пословицы – 3 балла, за две – 2 балла, за одну – 1 балл.    (Слайд 26)

(Во время работы детей звучит мелодия «Гляжу в озёра синие». (Слайд 26))

 

1.     Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

2.     Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3.     Только тому почёт будет, кто Родину любит.

4.     Родина-мать, умей за неё постоять.

 

Проверка собранных пословиц. (Слайд 27)

Выполненные работы передаются жюри.

 

- Чему учат нас пословицы о Родине?

 

Педагог: Сегодня мы говорили о том, что всегда составляет гордость любого государства – это Государственные символы.

IV. Подведение итогов: (Слайд 28)

Педагог: А сейчас предоставляется слово нашему жюри.

(Выступление жюри.)

Любить Родину – это значит знать её историю, культуру, гордиться её прошлым и настоящим, беречь её достояния, заботиться о будущем.

Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная нашей истории. Вот почему наша игра – викторина была посвящена истории России, нашей Родины. Я надеюсь, что вы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать ещё больше о родной стране.

 

Уч-ся:                 Медленно история листается,

                                    Летописный тяжелеет слог.

                                    Всё стареет,

                                    Родина не старится,

                                    Не пускает старость на порог.

                                    И немало будет пройдено.

                                    Коль зовут в грядущее пути.

                                    Но святей и чище чувства Родины,

                                    Людям никогда не обрести.

                                    С этим чувством человек рождается,

                                    С ним живёт и умирает с ним.

                                    Всё пройдёт, а Родина – Останется!

                        Если мы то чувство сохраним. (Слайд 29)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы к занятию:

 

1.     Дегтярев А.Я. История российского флага./М.: Военный парад/ 2000.

2.     Лебедев В. Державный орел России. /М.: “Родина”/1995.

3.     Михайлов Г.Святыня российской державы./Патриот Отечества/ №1/ 2002.

4.     Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь./М.: “Советская энциклопедия”/1989.

5.     Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. /М.: Владос/ 2002.

6.     В.А.Великородная «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11кл.» /Москва «ВАКО»/2006.

7.     Романовский В.К. Пособие для учителя: - Символы Российской государственности. Герб, флаг, гимн. - М.: «Русское слово»- 2002 г.

8.     http://images.yandex.ru/

9.     http://muzofon.com/

10. http://audiopoisk.com/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

______________________________________________________________________

 

 

Vjazniki            image_p_id_1377            http://gerb-flag.ru/pic_subject/Kovrov-gerb-zolotaja-ramka-b.jpg

 

_____________________________________________________________________________________________

 

 

    ВЯЗНИКИ             ВЛАДИМИР                КОВРОВ

 

____________________________________________________________________________________________________________

 

http://www.playcast.ru/uploads/2015/07/07/14251967.gifhttp://www.prizyv.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%9C%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1-240x300.jpeg

simvol_st_george_gerb03                                             

    ______________________________________________________

 

     МОСКВА                 МСТЕРА                  МУРОМ

 

_________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

1.    Одна у человека родная мать,      одна у него и Родина.

___________________________________________________________________________________

 

2.    Для Родины своей ни сил,            ни жизни не жалей.

_________________________________________________________________________________

 

3.    Только тому почёт будет,            кто Родину любит.

___________________________________________________________________________

 

4.    Родина-мать,                                умей за неё постоять.

__________________________________________________________________________________________

 

1.    Одна у человека родная мать,       одна у него и Родина.

___________________________________________________________________________________

 

2.    Для Родины своей ни сил,             ни жизни не жалей.

_________________________________________________________________________________

 

3.    Только тому почёт будет,              кто Родину любит.

___________________________________________________________________________

 

4.    Родина-мать,                                 умей за неё постоять.

_________________________________________________________________________________

 

1.    Одна у человека родная мать,       одна у него и Родина.

___________________________________________________________________________________

 

2.    Для Родины своей ни сил,            ни жизни не жалей.

_________________________________________________________________________________

 

3.    Только тому почёт будет,             кто Родину любит.

___________________________________________________________________________

 

4.    Родина-мать, умей за неё постоять.

__________________________________________________________________________________________

 

 

 

Н А Г Р А Ж Д А Е Т С Я

команда «Мстеряне»

 

ЗА ______ МЕСТО

 

В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЕ

«Наш адрес – Россия»

 

 

Директор школы-интерната ________________ 

 
http://st03.kakprosto.ru/tumb/538/images/pin/2012/5/11/1_525f87a1d8e49525f87a1d8e85.jpg


Н А Г Р А Ж Д А Е Т С Я

команда «Вязниковцы»

 

ЗА ______ МЕСТО

 

В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЕ

«Наш адрес – Россия»

 

 

Директор школы-интерната ________________ 

 

 
http://st03.kakprosto.ru/tumb/538/images/pin/2012/5/11/1_525f87a1d8e49525f87a1d8e85.jpg

Н А Г Р А Ж Д А Е Т С Я

команда «Владимирцы»

 

ЗА ______ МЕСТО

 

В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЕ

«Наш адрес – Россия»

 

 

Директор школы-интерната ________________ 

 

 
http://st03.kakprosto.ru/tumb/538/images/pin/2012/5/11/1_525f87a1d8e49525f87a1d8e85.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru