ГКОУ ВО «Мстёрская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»
«Наш адрес - Россия»
2015 – 2016 уч.год
Разработала:
Папушникова
Лариса Германовна
Конспект ″Наш адрес – Россия″.
Цель: Обобщить и закрепить знания детей по истории государственных символов России.
Задачи:
Обучающие:
1. Уточнить и расширить знания учащихся об истории государственных символов.
2. Сделать выводы о значении государственных символов России.
3. Актуализировать знания учащихся о происхождении названий населённых пунктов нашей местности.
4. Закрепить навыки анализа текста, умение выделять главную мысль.
Коррекционно-развивающие:
1. Работать над развитием интереса к историко-культурным традициям народа.
2. Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.
3. Корригировать и развивать интонационную сторону речи при работе со стихотворениями.
4. Развивать монологическую речь путём выполнения пересказа, подготовки индивидуальных сообщений, диалогическую речь в процессе беседы.
5. Развивать умение сравнивать, функции анализа, синтеза и обобщения в процессе работы над теоретическим материалом о государственных символах.
6. Развивать мышление учащихся, связную речь, зрительную, слуховую память, произвольное внимание через выполнение заданий – тестов, работы по карточкам.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в командах.
2. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Оборудование: мультимедийная презентация, бейджики с названиями команд, раздаточный материал: карточки с гербами и их названиями, карточки с примерами, задание «Собери пословицы»; аудиозаписи «У моей России», «Гимн России», «Гляжу в озёра синие»; сигнальные флажки, грамоты командам.
Ход занятия: (Слайд 1)
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем. (Слайд 2)Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии и очень хочу начать с вами работу. Хорошего вам настроения и успехов. (Слайд 2)Пусть это занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Все готовы к занятию? (ответы детей) Тогда вперёд!!!
II. Сообщение темы занятия.
- Назовите, пожалуйста, место, где вы живёте? (ответы детей)
На этот вопрос каждый из вас ответил по-разному. Вы указываете конкретное название, которое обозначает ваше место жительства. Все вы живёте в разных уголках нашей страны.
- А как называется наша страна? (Россия) (Слайд 3)
О своём местожительстве все начнут говорить одинаково: «Мой адрес – Россия».
Педагог: (Слайд 4) Тема нашего занятия «Наш адрес – Россия» (Слайд 4) - так называется интеллектуально-творческая игра, в которой речь пойдёт о нашей Родине. (Повторите тему занятия: Волощенко Ал., Лапкин С.)
Давайте совершим путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете что-то новое и интересное для себя.
III. Работа по теме занятия:
1. Представление команд и жюри.
Педагог: В нашей игре участвуют 3 команды: «Мстеряне», «Вязниковцы», «Владимирцы». Капитан команды «Мстеряне» – Татьяна Чернышева, капитан команды «Вязниковцы» – Александр Шпагин, капитан команды «Владимирцы» – Антон Шпагин. Ответы команд будет оценивать жюри.
Ф.И.О.: Оксана Владимировна Галкина ________________________________
Наталья Викторовна Быковцова___________________________
Сейчас капитаны должны представить свои команды и рассказать, что означают их названия?
(За чёткое и ясное представление команда получает 2 балла.)
(Слайд 5) команда: «Мстеряне»:
«Мстерянами называют жителей посёлка Мстёра. Считают, что само название посёлка Мстёра произошло от слова «мастер». Это не случайно, ведь мстёрский край испокон веков славился своими мастерами-умельцами».
(Слайд 6) команда: «Вязниковцы»:
«Вязниковцами называют себя жители города Вязники и Вязниковского района. Происхождение названия г. Вязники связывают с очень интересной легендой. В городе Ярополче жил князь Кий. За жестокое обращение с народом невзлюбили его. Однажды возвращаясь с охоты, князь Кий завяз в непроходимых топях у стен Ярополча. Народ не спешил помогать ненавистному князю, а, злорадно кричали: «Вязни, Кий!» Так Кий завяз, а местность вокруг Ярополча с тех пор зовётся Вязниками». Есть и другое происхождение названия г. Вязники. Вязниковская слобода названа так из-за большого количества у её стен вязов. Даже на гербе Вязников изображён вяз».
( Слайд 7) команда: «Владимирцы»:
«Владимирцы – это жители города Владимира. Город Владимир – один из древнейших русских городов основан в 1108 году князем Владимиром Мономахом. Этот город является областным центром Владимирской области».
Педагог: Мы отправляемся в путь, адрес нашего следования – Россия.
2. Разминка.
В дороге нам предстоит преодолеть несколько препятствий. Препятствия – это конкурсы, первое из которых – «Разминка». (Слайд 8)
Вам предстоит отгадать предмет, который лежит в чёрном ящике. (Слайд 8)
За правильный ответ с первой попытки команда получает 3 балла, со второй попытки 2 балла, с третьей – 1 балл. У каждой команды имеются сигнальные флажки. Право ответа получает та команда, которая первая даст сигнал.
Слушайте внимательно: (Слайд 9)
1. Этому предмету всего 100 лет, хотя мы привыкли думать, что он на много старше.
2. +Это деревянная игрушка популярна во всём мире. Её воспринимают, как символ России.
3. +Дополнительная подсказка: Традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается на несколько фигурок, уложенных одна в другую. Их число может меняться от 2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская … (Матрёшка) (Слайд 9 +++)
Педагог: Ребята, я не случайно начала нашу игру с «матрёшки», так как она является символом России. Символы России …
- Что такое символы? (ответы детей). (символы – это отличительные знаки и гордость любого государства)
- Назовите символы страны. (ответы детей)
3. Конкурс «История Российского флага».
Педагог: Да, ребята, вы правы. Сейчас речь пойдёт о государственных символах России: гербе, флаге и гимне. Итак, мы продолжаем интеллектуальное соревнование. Конкурс второй – «История Российского флага». (Слайд 10)
Уч-ся: (Слайд 11) Флаг – это официальный отличительный знак государства, который представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище. Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани.
Государственный флаг является символом нации. При торжественном подъёме флага ему отдаются воинские почести.
Флаг России состоит из трёх цветов: белый, синий, красный. Трёхцветный флаг был учреждён первым российским императором – Петром I.
После Великой Октябрьской революции в 1918 году трёхцветный флаг сменился на флаг красного цвета – цвета революции. (Слайд 11) Красное знамя просуществовало более 70 лет и служило государственным символом Советского Союза.
22 августа 1991 года Россия вновь приобрела свой исторический флаг. (Слайд 11)
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, судах, плавающих в открытом море.
Педагог: Конкурс будет проходить по следующим правилам. Я задаю вопрос, каждой команде по очереди. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если ответ неверный, то у остальных команд есть возможность попытаться исправить ошибку и за правильный ответ получить 1 балл.
Педагог: Команда «Мстеряне»: (Слайд 12)
· Что из себя представляет флаг? (Флаг представляет из себя прямоугольное полотнище определённого цвета или нескольких цветов.)
Команда «Вязниковцы»:
· Опишите флаг России. (Флаг России состоит из полос трёх цветов: белого, синего, красного.)
Команда «Владимирцы»:
· Какой царь официально ввёл бело-сине-красный флаг? (Бело-сине-красный флаг официально ввёл Петр I)
Команда «Мстеряне»:
· Что означают эти три цвета? (белый цвет означает – мир, чистота; синий – верность, честность; красный – мужество, смелость)
Команда «Вязниковцы»:
· В каком году трёхцветный флаг сменился на флаг красного цвета? (трёхцветный флаг сменился на флаг красного цвета в 1918году)
Команда «Владимирцы»:
· Когда Россия вновь приобрела свой исторический флаг, т.е. трёхцветный? (трёхцветный флаг Россия вновь приобрела 22 августа 1991 года)
Уч-ся: (Слайд 13)Словно крылья полотнище плещется,
+ Отражая ветра напор,
Символ нашего государства –
Флаг соцветия триколор.
Белый цвет – символ чистоты,
И свобода – полоской неба,
И всё это, как знаешь ты,
Обрамляет кровью победа.
Я горжусь тобой, символ Родины,
Что сумел в себя ты вобрать
И просторы свои, и историю,
И любовь, что дала нам мать!
4. Конкурс «История Российского герба».
Педагог: Конкурс третий – «История Российского герба». (Слайд 14)
+ Герб и государство – эти два понятия связаны друг с другом. Гербом можно любоваться как произведением искусства и можно его читать.
Уч-ся: Герб – это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество.
Гербы в России появились давно, но это были рисунки. (Слайд15) До начала 16 века Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе идти не могло. Герб появился при Иване III.
Герб менялся с течением времени. Он начинался с орлёнка, но вскоре он начинал раскрывать крылья, (Слайд 15) над его головой появились императорские короны, в лапах – атрибуты власти: скипетр и держава.
В 1917 году – орёл перестал быть гербом России. В Советском Союзе был утверждён другой герб. (Слайд 15) Это серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен. Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями пятнадцати союзных республик.
И только 30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал гербом Российской Федерации. (Слайд 15)
Педагог: Этот конкурс будет состоять из двух частей.
В 1-ой части конкурса вам будут заданы вопросы с вариантами ответов. Я задаю вопрос, каждой команде по очереди. За правильный ответ команда получает 2 балла. За вторую попытку ответа команды могут получить 1 балл. Итак, мы начинаем. (Слайд 16)
Команда «Мстеряне»:
· Что такое герб?
А. Отличительный знак государства.
Б. Денежный знак государства.
Команда «Вязниковцы»:
· Сколько щитов на гербе России?
А. Один. В. Три.
Б. Два. Г. Ни одного.
Команда «Владимирцы»:
· Герб, какого города изображён внутри российского герба?
А. Киева В. Москвы
Б. Новгорода Г. Санкт – Петербурга.
Команда «Мстеряне»:
· Кто изображён на гербе города Москвы?
А. Лев. В. Орёл.
Б. Георгий Победоносец. Г. Вяз.
Педагог: Вспомните, ребята, кто такой Георгий Победоносец? (Слайд 17)
Георгий Победоносец – (Слайд 17) святой великомученик. +
Педагог: На Руси испокон века глубоко чтили святого воина, и потому ещё в четырнадцатом веке изображение всадника, поражающего змея, стало гербом Москвы. Продолжаем конкурс «История Российского герба». (Слайд 18)
Команда «Вязниковцы»:
· Сколько корон на гербе России?
А. Одна В. Три
Б. Две Г. Ни одной.
Команда «Владимирцы»:
· Чем соединены короны на гербе России?
А. Цепями В. Ветвями
Б. Лентами Г. Цветами.
Команда «Мстеряне»:
· Что держит гербовый орёл в лапах?
А. Щит и меч В. Скипетр и державу
Б. Серп и молот Г. Штык и перо
Команда «Вязниковцы»:
· Какого цвета нет на гербе России?
А. Красного В. Серебряного
Б. Чёрного Г. Зелёного
Команда «Владимирцы»:
· Где можно увидеть герб?
А. На рекламных щитах.
Б. На флагах, монетах, печатях.
Педагог: (Слайд 19) Вторая часть конкурса заключается в следующем: каждая команда получает конверт, в котором лежат карточки с изображением гербов. Ваша задача: определить название города каждого герба и наклеить на лист бумаги. За каждую правильно подобранную пару команда получит 1 балл. На выполнение этого задания даётся 1 минута. (Слайд 19-музыка)
(Проверка собранных пар.)
Педагог: Ребята, давайте проверим выполненное вами задание. ((Слайд 20) правильный вариант)
Выполненные работы передаются жюри.
5. Конкурс «Государственный гимн РФ». (Слайд 21)
Педагог: Следующий конкурс – «Государственный гимн Российской Федерации».
1 уч-ся: (Слайд 22) Гимн – это песня, посвящённая Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
Гимны, как торжественные песнопения, зародились в глубокой древности. Особое место, начиная с петровских времён, занимали военные марши.
После Октябрьской революции 1917 года в России гимном стал «Интернационал». «Интернационал» был гимном страны до 1944 года.
1 января 1944 года по радио прозвучал новый гимн – гимн Советского Союза. В 1977 году текст гимна был обновлён.
2 уч-ся: В 1991 году, после распада Советского Союза, гимном России стала мелодия «Патриотической песни» Михаила Глинки. Был объявлен конкурс на вариант слов. Однако мелодия гимна не была утверждена.
В 1999 году вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна России. В декабре 2000 года Государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию Александра Васильевича Александрова (Слайд 22) на слова Сергея Владимировича Михалкова (Слайд 22) . Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001 года.
Государственный гимн страны исполняется при подъёме её государственного флага, вручении наград. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя, а военные отдают честь.
Педагог: В этом конкурсе вы должны решить примеры Слайды 23, а результаты решений вам помогут найти правильные ответы на мои вопросы.
На решение примеров вам даётся 3 минуты. Слайды 23
Выдаются листы с примерами.
50 : 5 + 10 = 60 : 3 – 2 х 9 =
16 : 4 + 9 х 9 = 23 + 17 – 20 – 10 =
40 – 10 + 12 +8 = 15 : 3 + 36 : 9 =
А теперь из полученных результатов вы должны выбрать ответ на мой вопрос, который я задам по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 2 балла. За вторую попытку – 1 балл. (Слайд 24)
Команда «Мстеряне»:
· Какое музыкальное произведение, являющееся символом государства, благодарные жители слушают стоя?
18 – Марш;
20 – Гимн;
10 – Вальс.
Команда «Вязниковцы»:
· Какое из этих произведений стало гимном России в 1917 году?
85 – «Интернационал»;
72 – «Патриотическая песня»;
95 – Гимн России.
Команда «Владимирцы»:
· Когда впервые прозвучал гимн Советского Союза?
20 – 1 января 1917г.
50 – 1 января 1944г.
35 – 1 января 2000г.
Команда «Мстеряне»:
· Кто написал музыку и слова для гимна России?
9 – А.Львов, В.Жуковский;
5 – П.Лавров, М.Глинки;
2 – С.Михалков, А.Александров.
Команда «Вязниковцы»:
· Когда впервые прозвучал гимн России?
10 – 1 января 2001г.
45 – 1 января 1977г.
30 – 1 января 1999г.
Команда «Владимирцы»:
· Когда можно услышать гимн?
14 – Перед концертом;
8 – Перед информационными телепередачами;
9 – На торжественных мероприятиях.
Символы России. (Слайд 25)
Взвейся в небо, флаг России гордый!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!
По указу он Петра родился
Триста долгих лет тому назад.
Трижды был сменён, но возродился
Славный стяг. Я этому так рад!
Символ Веры он, Любви, Надежды,
Святость Бога и Земли любовь.
За него не раз сыны Отчизны
Проливали алую, как лента, кровь.
Спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год –
Двуглавый орёл человечество
На крыльях Россию несёт.
В когтях его скипетр с державой,
Корона венчает его.
Увенчан он русскою славой
Единством народа всего.
Как символ Европы и Азии,
Украшен медалью златой,
Копьём поражает дракона
Георгий – наш всадник святой.
Наш герб – укрепленье Отечества,
Оплот и богатства его.
Пусть помнит Руси человечество –
Святыня – дороже всего!
Гимн наши нервы бередит,
И кровь по жилам быстро льётся
То был и есть России клич,
Он в нашем сердце остаётся.
Его нельзя иначе петь:
В нём гордость наша, наша Слава.
Пусть величавее звенит наш гимн,
Его поёт держава!
(Звучит гимн России (Слайд 25))
- Для чего изучают символы России? (ответы детей. Чтобы знать историю страны. Должны знать о её величии, о её героях и гордиться ими.)
-А чем является Россия для каждого из нас? (Родиной)
6. Конкурс «Собери пословицу».
Педагог: (Слайд 26) Следующий конкурс – «Собери пословицы».
Эти пословицы будут о Родине. Каждая команда сейчас получит конверт с заданием «Собери пословицы». Вам предстоит собрать пословицы и наклеить их
на символ нашей русской природы - берёзу. На это задание даётся 1 минута. За четыре собранные пословицы команда получает 4 балла, за три пословицы – 3 балла, за две – 2 балла, за одну – 1 балл. (Слайд 26)
(Во время работы детей звучит мелодия «Гляжу в озёра синие». (Слайд 26))
1. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3. Только тому почёт будет, кто Родину любит.
4. Родина-мать, умей за неё постоять.
Проверка собранных пословиц. (Слайд 27)
Выполненные работы передаются жюри.
- Чему учат нас пословицы о Родине?
Педагог: Сегодня мы говорили о том, что всегда составляет гордость любого государства – это Государственные символы.
IV. Подведение итогов: (Слайд 28)
Педагог: А сейчас предоставляется слово нашему жюри.
(Выступление жюри.)
Любить Родину – это значит знать её историю, культуру, гордиться её прошлым и настоящим, беречь её достояния, заботиться о будущем.
Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная нашей истории. Вот почему наша игра – викторина была посвящена истории России, нашей Родины. Я надеюсь, что вы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать ещё больше о родной стране.
Уч-ся: Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет,
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
И немало будет пройдено.
Коль зовут в грядущее пути.
Но святей и чище чувства Родины,
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – Останется!
Если мы то чувство сохраним. (Слайд 29)
Использованные материалы к занятию:
1. Дегтярев А.Я. История российского флага./М.: Военный парад/ 2000.
2. Лебедев В. Державный орел России. /М.: “Родина”/1995.
3. Михайлов Г.Святыня российской державы./Патриот Отечества/ №1/ 2002.
4. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь./М.: “Советская энциклопедия”/1989.
5. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. /М.: Владос/ 2002.
6. В.А.Великородная «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11кл.» /Москва «ВАКО»/2006.
7. Романовский В.К. Пособие для учителя: - Символы Российской государственности. Герб, флаг, гимн. - М.: «Русское слово»- 2002 г.
8. http://images.yandex.ru/
9. http://muzofon.com/
10. http://audiopoisk.com/
Приложение 1
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
ВЯЗНИКИ ВЛАДИМИР КОВРОВ
____________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
МОСКВА МСТЕРА МУРОМ
_________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
1. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
___________________________________________________________________________________
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
_________________________________________________________________________________
3. Только тому почёт будет, кто Родину любит.
___________________________________________________________________________
4. Родина-мать, умей за неё постоять.
__________________________________________________________________________________________
1. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
___________________________________________________________________________________
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
_________________________________________________________________________________
3. Только тому почёт будет, кто Родину любит.
___________________________________________________________________________
4. Родина-мать, умей за неё постоять.
_________________________________________________________________________________
1. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
___________________________________________________________________________________
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
_________________________________________________________________________________
3. Только тому почёт будет, кто Родину любит.
___________________________________________________________________________
4. Родина-мать, умей за неё постоять.
__________________________________________________________________________________________
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.