«Наш современник» (Д.С. Лихачёву посвящается)
Оценка 4.6

«Наш современник» (Д.С. Лихачёву посвящается)

Оценка 4.6
doc
30.12.2020
«Наш современник» (Д.С. Лихачёву посвящается)
Наш современник.doc

 «Наш современник»

 «На основе нравственных сил русская культура, выразителем которой является русская литература, объединяет культуры различных народов. Именно в этом объединении ее миссия. Мы должны внять голосу русской литературы». (Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 1999. – 63 с.).

 

07-02

«На основе нравственных сил русская культура, выразителем которой является русская литература, объединяет культуры различных народов. Именно в этом объединении ее миссия. Мы должны внять голосу русской литературы». (Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 1999. – 63 с.).

А в чём самая большая цель 
жизни ? Я думаю : увеличивать 
добро в окружающем нас.
                     Д.С. Лихачёв

              Академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву  100 лет. Семь десятилетий длилась его подвижническая деятельность на поприще российской культуры. Выдающийся учёный – литературовед, признанный во всём мире, для наших современников Дмитрий Лихачёв, конечно, больше, чем исследователь древнерусской книжности. Он принадлежит к числу духовных лидеров нации – наряду с А. Сахаровым, А. Солженицыным, М. Ростроповичем. Он пережил сталинские тюрьмы и лагеря, он испытал страшную блокаду Ленинграда,  он перенес «репрессии» русской культуры в годы правления Н. С. Хрущева и Л. Н. Брежнева, он захватил и эпоху так называемой «перестройки» М. С. Горбачева. И, наконец, он стал свидетелем глобального кризиса экономики и культуры, охватившего Россию в результате всех политических и социально- экономических реформ XX века. Но к счастью своему  академик Лихачев успел увидеть и плоды своих трудов:

 

 

 

 

 

именно его книги, статьи и устные выступления помогли многим нашим соотечественникам открыть для себя подлинную историю России и богатство ее культурно- исторического наследия.
 О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Будущему времени феномен Лихачева покажется непонятным. Жил-был ученый, большой ученый, занимался древнерусской литературой, в сущности кабинетной, книжной наукой.

Каким образом он стал выразителем общественной совести в этой взбаламученной огромной стране, в эти смутные годы?

Почему с ним считаются и народ, и власти?

Почитают достойнейшим представителем русской интеллигенции?

Почему, наконец, все разъедающее время не смогло сокрушить его, почему он устоял, несмотря на все невзгоды, потери, преследования? На эти вопросы я попробую ответить в своей творческой работе.

Соловки в жизни Д.С. Лихачёва

Д.С.Лихачев говорил: «Если человек ни о ком, ни о чем не заботится, его жизнь „без­духовна". Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности („не все сделал, что мог")». Вот почему он считал Солов­ки самым значительным периодом жизни.

Чем же стали Соловки для только что окончившего университет Дмитрия Лихачева? Вот как пишет о своем невольном монастырском водворении сам академик Д.С. Лихачев: «Вход и выход из Кремля был разрешен только через Никольские ворота. Там стояли караулы, проверявшие пропуска в обе стороны. Святые ворота использовались для размещения пожарной команды. Пожарные телеги могли быстро выезжать из Святых ворот наружу и внутрь. Через них же выводили на расстрелы- это кратчайший путь из одиннадцатой (карцерной) роты до монастырского кладбища, где производились расстрелы».

Партия заключенных, в которой был Д.С. Лихачев, прибыла на Соловецкий остров в октябре 1928 года. У берегов острова уже появился «припай»- береговой лёд. Сначала на берег вывели живых, затем вынесли из трюма трупы задохнувшихся от убийственной тесноты, стиснутых до перелома костей.

Дмитрий Сергеевич привез с собой на Соловки «легчайшее детское пуховое одеяло, почти ничего не весившее» (к концу 1920-х годов люди уже знали, что такое тюрьма, этап, лагерь, и знали, как снарядить высылаемых,- что дать им в дорогу. Надо было, чтобы поклажа была легкой»).  С трудом укрываясь этим маленьким одеялом, он вспомнил детство, согретое молитвой и родительской любовью : «Лежать по детским одеялом- это ощущать дом, домашних, заботы родителей и детскую молитву на ночь: « Господи, помилуй маму, папу, дедушку, бабушку, Мишу, няню… И всех помилуй и сохрани». Под подушкой, которую я неизменно крещу на ночь,- маленький серебряный складень. Через месяц его нашел и отобрал у меня командир роты: «Не положено». Слово до тошноты знакомое в лагерной жизни!»

Он умел использовать любые свои несчастья. Сам он определил это свойство термином "резистентность" - сопротивляемость.

Воспитанная школой и семьей духовная прочность помогала выстоять в любых условиях. И позже, когда его проваливали на выборах в Академию наук, трижды проваливали, когда его не выпускали за границу, на международные научные конференции, он относился к этому достаточно спокойно, даже иронично.

Человек, спасший культуру

Силы для стойкости давал и труд. Пережив трудную блокадную зиму, весной 1942 г, Дмитрий Сергеевич начинает «собирать материал по средневековой поэтике». «Но это же немыслимо! — восклицает Г.К.Вагнер. —До предела истощенный, вечно мечтающий о вкусной еде, никогда не могший согреться, закутанный в невообразимое одеяло, с дро­жащими ногами и... думы о средневековой поэтике».

Более того, Лихачев не только со­бирает материалы для будущих трудов, но  и в  апреле-мае 1942 г. пишет в соавторстве с М.А.Тихановой целую книгу — «Оборона древнерусских городов». Сейчас это библиографическая редкость. А в годы войны ее раздавали солдатам, идущим в бой. За эту работу ученый получил Сталинскую премию.

В Пушкинском Доме он проработал 50 с лишним лет. В этом был стиль его жизни: жить вглубь, а не вширь. Ему нравилась оседлость жизни. Он считал это благом. Казалось бы, после всех бедствий занятие древнерусской литературой - идеальное убежище, безопасное убежище, в котором он мог укрыться от всех треволнений мира. Однако не получилось. И по многим причинам. Время то и дело бросало ему вызов.

В 60-е годы возникла идея перестройки Невского проспекта. Как тогда его это взволновало.  Перестройка была намечена основательная. Нижние этажи всех домов предполагалось соединить в одну общую витрину, создать особое пространство, сделать его пешеходной зоной. Грандиозный проект во славу наших архитекторов - городского начальства, которое хотело себя увековечить и отличить. И вот началось обсуждение. Дмитрий Сергеевич выступил с речью. Это была блестящая речь. Он доказал, что перестройка Невского губительна для всей культуры, Ленинграда, России, через которую проходит Невский проспект,   благодаря Дмитрию Сергеевичу Невский был спасен.Так начались его выступления - в защиту Екатерининского парка в Пушкине, Петергофского парка. С тех пор он стал препятствием для ленинградских властей, для всех невежественных, корыстных проектов. Вокруг него объединялась общественность. Наша история, как и любая другая, никогда не упоминает людей, которые спасают культуру. Мы не знаем имен ни разрушителей, ни спасителей. Мы знаем только создателей. Сколько памятников в Ленинграде порушили, например, принцу Ольденбургскому  у Куйбышевской больницы, там, где стоит сейчас безобразная ваза с цветами. Великолепный

был памятник. Кто распорядился убрать? Зачем? Мы не знаем имен вандалов. Так же, как, впрочем, не знаем, что Лихачеву обязан не только Невский проспект. Ему мы обязаны тем, что сохранился Земляной вал вокруг Новгорода. Ему обязаны многие храмы и церкви, которые он спас от разрушения.

Наша культурная среда порождает немало талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными учителями. Кому можно полностью доверять как не нравственному примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Д. С. Лихачев.

Всему миру известен он  как великий ученый. Его имя уже давно вписано золотыми буквами в историю российской и мировой науки. Он написал де­сятки прекрасных книг, сотни замечательных статей и писем; список трудов ученого пре­вышает тысячу наименований. Сухой перечень научных конференций и других научных мероприятий, в которых он принимал участие, потребовал бы отдельного издания.

В на­уке академик Д.С.Лихачев сделал фантастически много. Но мог сделать неизмеримо больше. Для надлежащей оценки его научного подвига следует

учитывать, что только по­сле празднования 1000-летия

Крещения Руси, произошедшего в 1988 году, он мог почти свободно, а последние годы жизни совсем открыто писать о древнерусской литературе, об отечественной истории, о родной культуре. 

Научные заслуги Д. Лихачёва

Научные заслуги Д. Лихачёву огромны и многообразны. Теоретические проблемы возникновения и развития художественного слова на Руси решены им в монографиях «Возникновение русской литературы» и «Развитие русской литературы X – XVII веков. Эпохи и стили». Исследования замечательных творений наших предков – «Слова о законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повести о Петре и Февронии», «Повести о Горе - Злосчастии», «Хождения за три моря» Афанасия Никитина и других – составили основу книги «Великое

наследия. Классические произведения литературы Древней Руси». Зарождению отечественной историографической традиции посвящен его фундаментальный труд «Русские летописи и их культурно-историческое значение.»

Шедеврами научной прозы стали работы Д. Лихачёва «Человек в литературе древней Руси» и «Поэтика древнерусской литературы». Они, в сущности, легли в основу новой литературоведческой дисциплины – исторической поэтики – и вызвали к жизни множество

исследований отечественных и зарубежных учениях, применивших разработанные Д. Лихачёвым методы к культуре других народов и эпох. Принадлежащий перу Д. Лихачёву обобщающий труд «Текстология» стал основной для изучения и преподавания этой науки во всех славянских странах.

Д. Лихачев – великолепный комментатор и публикатор древнерусских текстов. Именно им подготовлены к печати лучшие научные издания «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве». Невозможно переоценить значение опубликованного под его руководством многотомного собрания «Памятники литературы Древней Руси». Благодаря ему в отечественной культуре впервые появился доступный как профессионалам, так и любителям исчерпывающий свод лучших созданий древнерусских писателей с XI по VVII в.

Колоссален диапазон творческих интересов Д. Лихачева: от значения юмора и смеха в древнерусской культуре до литературных связей Руси с Востоком, Западом, Византией, от пушкинистики до садово-парковой архитектуры. Тысячи ученых в России и за ее пределами с гордостью считают себя учениками Д. Лихачева.

Исключительное воспитательное значение для молодого поколения нашей интеллигенции имеют «Воспоминания» Д. Лихачева, его публицистика, собранная в книге «Прошлое будущему», его «Заметки о русском».

Уже несколько десятилетий в России и за ее пределами Д. Лихачева знают как выдающегося общественного деятеля. В 70-90-е годы он был инициатором десятков проектов и программ, принципиально важных для развития отечественной цивилизации. Основатель и первый президент Российского фонда культуры, он

сотни раз возвышал голос в защиту памятников архитектуры, в пользу сохранения  действующих и создания новых музеев, в поддержку иных значимых культурных начинаний.

Исключительную роль сыграл Д. Лихачев в деле спасения  и раскрытия книжного наследия России. Благодаря его организаторскому таланту в Российской Федерации стали регулярно проводиться праздники славянской письменности. Он постоянно настаивает на усилении государственного внимания к нуждам библиотек, оказывает непосредственную помощь Российской государственной, Российской национальной библиотекам, Библиотеке Российской академии наук.

Д.С. Лихачёв – светоч русской культуры

Любопытная книга была издана в Санкт-Петербурге в 1992 году: «Тезисы доклада о старой орфографии. 1928 год». Этот доклад студент Лихачев делал для своих друзей – единомышленников. За что и получил лагерный срок. Вновь эти тезисы ученый увидел спустя 64 года, когда был допущен к своему «делу» в архивах КГБ. «Так в моем возрасте (85 лет) неожиданно встретил себя молодым (21 год), - пишет академик в предисловии к этому изданию. – Я решил опубликовать работу, показывает, какими интересами жила молодежь в 20-е годы».

Выпущенные недавно книги «Великая Русь, история и художественная культура», которую академик подготовил вместе с авторским коллективом, а также «Рабочие тетради Пушкина» со вступительной статьей Д. Лихачева не остались незамеченными.

Д.С. Лихачёв – светоч русской культуры, учёный с большой буквы заслуживает всеобщего уважения и признаний за вклад в литературоведение, укрепление культуры и её неотъемлемой части- библиотек.  Этот великий гражданин России достоин всенародной любви за ум, человеческую скромность и умение ценить культуру во всех её проявлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совестью наших дней называют Дмитрия Сергеевича Лихачева за его чрезвычайно высокий нравственный авторитет во всем мире. И очевидно, что мнение Д.С. Лихачева по проблемам нравственности может считаться мнением человека порядочного и благородного, прожившего свою жизнь достойно.

Мы часто оправдываемся: "А что я могу? А что мы можем сделать?" Это говорят все, на всех уровнях: "Я бессилен". А Лихачев один, не имея ничего в распоряжении, кроме своего слова и пера, - ничего у него больше не было, - смог.


Наш современник» «На основе нравственных сил русская культура, выразителем которой является русская литература, объединяет культуры различных народов

Наш современник» «На основе нравственных сил русская культура, выразителем которой является русская литература, объединяет культуры различных народов

России и богатство ее культурно- исторического наследия

России и богатство ее культурно- исторического наследия

Воспитанная школой и семьей духовная прочность помогала выстоять в любых условиях

Воспитанная школой и семьей духовная прочность помогала выстоять в любых условиях

Кому можно полностью доверять как не нравственному примеру

Кому можно полностью доверять как не нравственному примеру

Прошлое будущему», его «Заметки о русском»

Прошлое будущему», его «Заметки о русском»

«Наш современник» (Д.С. Лихачёву посвящается)

«Наш современник» (Д.С. Лихачёву посвящается)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020