Наша маленькая планета Земля. Человек и экосистема.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Показать детям, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей. Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать о возрастающем разрушении планеты человеком и задумываться о способах её спасения, стремиться беречь богатства природы в повседневной жизни. Минимакс: по окончании урока ребята могут сопоставить жизнь в экосистеме с жизнью людей и обнаружить проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Максимум: дети имеют возможность проследить путь развития человека и историю взаимоотношений его с природой. Оборудование: рисунки, иллюстрирующие примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе, природоохранные плакаты, рисунки растений и животных Красной книги.
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur60_61.doc
Окружающий мир Урок 60. Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Наша маленькая планета Земля. Человек и экосистема. Цели: – Показать детям, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из­за действий людей. Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать о возрастающем разрушении планеты человеком   и   задумываться   о   способах   её   спасения,   стремиться   беречь   богатства   природы   в повседневной жизни. Минимакс: по окончании урока ребята могут сопоставить жизнь в экосистеме с жизнью людей и обнаружить проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Максимум:  дети   имеют   возможность   проследить   путь   развития   человека   и   историю взаимоотношений его с природой. Оборудование:  рисунки,   иллюстрирующие   примеры   положительного   и   отрицательного отношения человека к природе, природоохранные плакаты, рисунки растений и животных Красной книги. Этапы Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной проблемы. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.  1  3  1  4  1  Беседа. Работа в группах.   –  Миша   очень   любит   игру   «Путь   человечества»,   с.   117. Посмотрите   внимательно   на   игру.   Все   ли   известные   вам шаги человечества нанесены на поле, вспомните, о чём мы говорили на последних уроках? (Здесь нет сведений о том, когда человек занялся скотоводством. Также не обозначены открытие   Австралии   и   Антарктиды,   путешествия   вокруг Африки и поиски лучшего пути в страны Азии.)   Детям   раздаются   в   группы   карточки   с приблизительными   датами   и   пояснениями.   Они дополняют карту игры. – Молодцы, очень быстро справились с заданием. Скажите, а что такое экосистема? (Экосистема – содружество живой и   неживой   природы   на   Земле,   в   котором   все   обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано. В природе   ничего   не   пропадает,   всё   используется;   каждый организм   выполняет   свою   роль.   Все   в   экосистеме   очень важны;   природа   следит   за   количеством   обитателей экосистемы.) –  Скажите,   нужна   ли   экосистеме   помощь   со   стороны человека? (Экосистема может существовать сколько угодно долго без помощи человека.) – А человек может обойтись без природы?  Дети выдвигают свои предположения. –  Как вы думаете, являлся ли человек раньше участником экосистемы? (Да, сначала он жил по тем же законам, что и все живые существа планеты.) –  Когда   он   начал   нарушать   жизнь   экосистемы?   (Сразу. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  сказать сложно, нужно разобраться.) –  Скажите,   а   сразу   ли   человек   понял,   что   он   влияет   на природу и вмешивается в жизнь экосистемы? (Мы не можем сразу ответить на этот вопрос.) –  Чему будет посвящён наш урок? (Нам нужно выяснить, когда   человек   перестал   быть   частью   экосистемы   и   когда понял, что он своей повседневной деятельностью разрушает то, что природа создавала миллионы лет.)  На доске появляются вопросы и тема урока.  Человек и экосистема. – Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. –  Что  мы  сейчас  делали? (Составляли  план,  планировали свою деятельность.) – Какие умения формировали?  1  4  2  3  4  3 –  Итак,   нас   интересует,   когда   человек   отделился   от экосистемы и стал воздействовать на неё. –   Просмотрите   с.   118–119   и   скажите,   какие   достижения человечества нам пригодятся. Дети просматривают данные. (Мы   считаем,  что   нам   пригодятся   пункты   с 1  по  13.  Но многое здесь пропущено.) – Вспомните, что именно пропустили. – Что сначала мы должны сделать? (Мы должны включить дополнительные события.)  –  Ребята,   разместите   данные   карточки   на   игровом   поле. Дети   получают   по   3–4   карточки   на   команду   и распределяют их по игровому полю у доски. Карточки: * Человек – плохо приспособленный вид. Он может жить в узких климатических рамках: от +15 до +350 С. Не способен более   пяти   суток   обходиться   без   воды.   Не   обладает развитой   мускулатурой.   Скорость   передвижения   –   10–15 км/ч.   Нет   инструментов   защиты   или   нападения:   клыков, ногтей,   защитного   панциря.   Не   очень   развиты   органы чувств: плохо видят ночью, обоняние и слух намного слабее, чем у других млекопитающих. За год рождается один, реже два детёныша.  *   В   течение   долгих   тысячелетий   своей   истории   добычу предков   человека   составляли   лишь   больные,   ослабевшие животные.   Он   не   способен   был   наносить   особый   ущерб стадам диких животных. Предки человека были всеядны и питались в значительной степени растительной пищей. * 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты. Он освоил технологию массовой загонной охоты. Большое количество   людей,   действуя   слаженно,   окружали   стадо копытных или мамонтов и, пугая их криками и огнём, гнали в сторону огромной ямы­ловушки или оврага. Там добивали ослабевших   животных.   Охотники   стали   добывать   самых Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозироватьпредстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. крупных   и   красивых   животных,   большая   часть   которых использовалась не только как пища. Из костей мамонтов и их детёнышей делались огромные жилища.  *   Земледелие   и   скотоводство   (сельское   хозяйство) появилось примерно 10 тыс. лет назад. Для этого человеку важно было освободить от леса большие участки суши. На месте степей и прерий проще всего можно было устроить пастбище или поле. *   Примерно   5   тыс.   лет   назад   древние   люди   начали   путь дальних   странствий.   Причиной   их   чаще   всего   выступали поиски   новых   плодородных   земель   и   их   завоевание   или торговля с дальними странами. * 700 лет назад Марко Поло совершил свой удивительный поход   в   Китай   и   Индию   и   вернулся   морским   путём   в Италию. * Уже 600 лет назад в Европе исчезли буковые леса. Вместо них человек стал разводить дубравы. Жёлуди шли на корм свиньям.  *   500   лет   назад   совершил   свой   пеший   поход   в   страны Востока Афанасий Никитин. * Около 500 лет назад Васко да Гама открыл морской путь вокруг Африки к берегам Индии. *   Более   400   лет   назад   Магеллан   совершил   кругосветное путешествие. *   Почти   400   лет   назад   конкистадоры   стали   осваивать просторы Америки. Они подчиняли себе местных жителей. Расчищали места для пастбищ и полей, завозили привычных для них животных. Вместе с этим из Африки в Америку везли   в   качестве   рабов   негров,   устраивали   охоту   ради забавы   на   животных   Африки   и   Америки.   Привозили   в Европу   новые   растения   и   животных,   у   которых   на   этой территории не было естественных врагов. *   Менее   400   лет   назад   Янцзон   впервые   очутился   около северного   берега  Австралийского   континента.  После   него Тасман   и   Кук   продолжили   исследование   южной   земли. Осваивать австралийские земли стали по тому же сценарию. Новые жители привезли множество животных и растений на эту землю. *   Менее   400   лет   назад   Семён   Дежнёв   совершил   своё плавание по Северному Ледовитому океану и прошёл между Азией   и   Америкой.   Началось   более   активное   освоение Сибири. * 300 лет назад Европу завоевал картофель. Он же был и универсальным кормом для животных. Бук оказался более пригоден для обогрева жилища. Вместе с тем потребовались сосна   и   ель   как   более   пригодные   материалы   для строительства. *   Менее   200   лет   назад   Фаддей   Беллинсгаузен   и   Михаил Лазарев впервые ступили на землю Антарктиды. *   Менее   100   лет   назад   Руал   Амудсен   и   Роберт   Скотт, соревнуясь,   отправились   к   Южному   полюсу.   Первымпришёл   Амудсен.   А   Скотт   с   остатком   своей   экспедиции погиб на обратном пути. –  Давайте   проверим,   что   же   у   нас   получилось.   (Дети проверяют выполнение задания.) – Теперь надо понять, как это связано с экосистемой. Важно решить, когда человек перестал быть её участником. (Мы считаем,   что   до   того,   как   человек   не   придумал   новый способ охоты, он жил по законам экосистемы.) – Попробуем определить некоторые общие шаги в развитии человечества, анализируя новый способ охоты. Можно   предложить   детям   из   нескольких   вариантов ответов выбрать те, которые соответствуют задачам их группы. В данном случае можно разделить класс на группы:  1­я группа – что происходит с людьми; 2­я группа – что происходит с животными; 3­я группа – что происходит с растениями; 4­я группа – что происходит с почвой. 1­я ситуация. Новый способ охоты. –  Люди   начали   организованно   охотиться   на   копытных   и мамонтов. (1­я группа) – Исчезли копытные и мамонты. Нечего есть хищникам.  (2­я группа) – Растения никто не ест и не разносит их семена. (3­я группа)  – Мусорщики не справляются с уборкой умерших животных и растений. (4­я группа) –  Людям   не   на   кого   охотиться.   Они   ищут   новое   место охоты. (1­я группа) – Природа залечивает раны. (Все группы) 2­я ситуация. Возникновение сельского хозяйства. –  Люди   вырубают   леса   или   жгут   их.   Животные   поедают траву и вытаптывают всходы. (1­я группа) – Негде жить диким животным. (2­я группа) – Погибают дикие растения. (3­я группа) –  Мусорщики   не   успевают   восстанавливать   плодородие почв. Почвы истощаются. (4­я группа) – Люди ищут новые земли. (1­я группа) –  Природа   залечивает   раны.   Появляются   пустыни   и начинают разрастаться. (Все группы) 3­я ситуация. Освоение новых земель. –  Люди   привезли   новые   виды   животных   и   растений.  (1­я группа) – Вытеснение коренных животных. (2­я группа) – Вытеснение коренных растений. (3­я группа) – Нарушение экосистемы. (Все группы) –  Люди начинают бороться с привезёнными животными и растениями   с   помощью   завоза   их   естественных   врагов. Осознают наличие законов экосистемы и свою роль в этом процессе: более 100 лет назад появилась наука экология.(1­я группа) –  Сможем ли мы ответить на вопросы, которые вызвали у нас затруднение? 1. Всегда ли человек не являлся участником экосистемы? 2. Когда он начал нарушать жизнь экосистемы? 3.   Сразу   ли   человек   понял,   что   он   влияет   на   природу   и вмешивается в жизнь экосистемы? Дети совещаются и приходят к выводу. 1. От 20 млн лет назад до 15 тыс. лет назад человек являлся участником экосистемы. Он охотился, как другие хищники, и занимался собирательством, как травоядные. 2. 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты и перестал жить по законам экосистемы. 3. Более 100 лет назад появилась наука экология. Теперь человек начал осознавать законы экосистем и свою роль во взаимодействии с природой. – Проверьте наши выводы материалом учебника. Какая ещё проблема   там   обсуждается?   (С   появлением   городов   и промышленности   появилось   много   мусора.   Человек   стал загрязнять и неживую природу.) – Что вы предлагаете сделать, чтобы улучшить обстановку? (Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства. –  Каждый   человек   может   научиться   помогать   природе: вовремя выключать свет, кран в ванной, беречь деревья.  – Если правила бережного отношения к природе выполняли бы все люди, природа была бы сохранена.) – Проверьте себя текстом на с. 92–93 учебника.  Максимум –  Теперь   нам   осталось   завершить   оформление   игрового поля. Это можно сделать и после урока. * Важная часть работы – заполнение игрового поля, т.к. детям надо будет продумать распределение стрелок на игровом   поле.   Но   можно   оставить   и   имеющиеся стрелки. – Что мы делали? – Какое умение формировали? – Подумайте, как вы можете помочь природе? Вовремя   выключенный   свет   –   это   экономия   угля   на электростанциях,   а   значит,  чистый   воздух.   Закрытый кран  поможет   сохранению  воды.   Сохранённое   дерево   – это лес с чистым воздухом. Ребята могут найти другие ответы, важно, чтобы они умели их обосновать. Если   есть   время,   дети   рисуют   плакаты   по   охране природы. . Применение  ΙΙΙ нового знания. Ι V. Итог урока. – Что нового узнали?– Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? 4 V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. Урок 61. Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Проверочная работа № 13. Цели: – проверить знания и умения по теме. Этапы Ход урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной проблемы.  1  3  1  Беседа.  – Что мы изучали на прошлом уроке? (Мы говорили о том, как   человек   прежде   был   частью   экосистемы,   как   он приобрёл  могущество  и  забыл  о своей  связи с природой, стал её разрушать.) –  Мы   сегодня   продолжим   изучение   взаимоотношений человека и природы. –  Давайте посмотрим в Рабочую тетрадь и решим, какие задания мы ещё не сделали? – Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. –  Что мы сейчас делали? (Составляли  план, планировали свою деятельность.) – Какие умения формировали?  . Применение  ΙΙ знаний.  3  4  3 1. Работа в Рабочей тетради. Выполнение   заданий   из   Рабочей   тетради   (по   выбору ученика). 2. Выполнение проверочной работы. Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствииВопросы   к   одному   ученику   (начало   формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил задание сам или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать  свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу. – Что мы делали? – Какое умение формировали? Возможные ответы проверочной работы № 13. I  вариант.   1.   Необходимый   уровень:   на   экосистему больше влияет дым из трубы завода. Повышенный уровень: положительные последствия строительства плотины на реке –   будет   произведено   много   дешёвого   электричества   для освещения домов, для работы заводов и фабрик; на берегах водохранилища зима станет теплее, лето – холоднее, а весна и   осень   –   продолжительнее   (эту   особенность   можно посчитать   и   недостатком);   отрицательные   последствия строительства   плотины   на   реке   –   людям   из   затопленной местности придётся строить дома на новом месте; будут затоплены плодородные земли; сократятся места обитания диких животных и растений. II  вариант.   1.   Необходимый   уровень:   на   экосистемы моря больше всего влияет авария танкеров с утечкой нефти (можно   посчитать   правильным   ответом   и   другие,   если школьник   даёт   свои   объяснения   причин   влияния). Повышенный   уровень:   положительные   последствия строительства   тепловой   электростанции   –   будет произведено   много   электричества   для   освещения   домов, для работы заводов и фабрик; отрицательные последствия строительства   тепловой   электростанции   –   дым   и   копоть будут оседать на улицах и в домах на многие километры вокруг;   в   плодородных   почвах   появится   примесь   частиц дыма   и   копоти;   увеличится   число   заболеваний   у   людей, животных   и   растений   в   окружающей   местности;   можно считать   как   положительными,   так   и   отрицательными последствиями   –   нужно   будет   проложить   дорогу   для подвоза топлива и отвести место для его хранения. с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ΙII. Итог урока. – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? 4IV. Домашнее  задание. По усмотрению учителя.

Посмотрите также