Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе
«Наше зрение»
Цель: Формирование осознания детьми важности органов зрения для жизнедеятельности человека.
Задачи:
· закрепить представления детей об органах зрения;
· уточнить какое значение для человека имеют глаза при восприятии им окружающего мира;
· развивать зрительные ощущения; способствовать развитию уверенности в себе;
· воспитывать потребность быть здоровым; воспитывать бережное отношение к органу зрения.
Оборудование: платок для завязывания глаз, картинки с ситуациями, видео-презентация «Зрение у животных».
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, а отгадка будет тема нашего сегодняшнего занятия.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят (глаза).
Воспитатель: Совершенно верно. Речь у нас пойдет о глазах. Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (Они у нас разные по цвету: голубые, серые, карие, зеленые).
Воспитатель: У кого еще есть глаза? (Глаза есть у всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых).
Воспитатель: Для чего нужны глаза? (Они помогают видеть, ориентироваться, читать, рисовать).
Воспитатель: Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы увидите черную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок. Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Воспитатель: По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширяется, а при ярком свете он уменьшился).
Воспитатель: А как же защищены глаза? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаза? (Веки, брови, ресницы).
Воспитатель: Верно. Вот сколько защитников у глаз. Даже слезы защищают глаза от пыли.
Воспитатель: Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз. Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения.
Гимнастика для глаз
Упражнение 1. Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд. Потом открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстрое моргание 1-2 минуты.
Упражнение 3. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты. (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).
Упражнение 4. Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону. Отвести взгляд в левую сторону. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 5. Смотреть прямо вдаль 1 минуту.
Игра «Полезно-вредно»
Воспитатель предлагает детям некоторые ситуации, а дети поднимают соответствующую карточку (одна карточка с весёлой рожицей – полезно, а вторая карточка с грустной рожицей - вредно)
1. Ребёнок читает за столом в хорошо освещённой комнате;
2. Ребёнок читает в транспорте;
3. Ребёнок трёт глаза грязными руками;
4. Ребёнок вытирает глаза чистым платком; ребёнок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидит близко к экрану;
5. Ребёнок читает лёжа;
6. Ребёнок держит ножницы и карандаш остриём вверх.
Отгадайте загадку:
Что такое перед нами,
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелко на носу (очки).
Воспитатель: Как называется врач, к которому нужно обратиться, если у человека возникли проблемы со зрением? (окулист)
Воспитатель: Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? Попробуйте с закрытыми глазами пройти по группе или на ощупь определить незнакомый предмет (можно завязать ребенку глаза чистым платком).
Воспитатель: На земле есть люди, которые ничего не видят. Как называется такой человек?
Дети: Слепой.
Воспитатель: Наше государство заботится о таких людях. Для слепых построены школы, где их учат читать с помощью пальцев, обучают собак – поводырей, которые помогают человеку ориентироваться на улице. А как помочь такому человеку?
Дети: Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам. Зайти в транспорт, купить продукты, лекарства и т. д.
Воспитатель: Вы знаете, какие продукты полезны для ваших глаз?
На столе карточки – выберите те продукты, которые полезны для вашего зрения. Что вы выбрали? (Морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник).
Воспитатель: В этих продуктах, есть витамин “А”, который очень важен для хорошего зрения. Чем чаще вы будете употреблять эти продукты, тем лучше будут видеть ваши глаза.
Воспитатель: Теперь давайте еще раз повторим правила по охране зрения.
1. Умываться утром и вечером.
2. Не трите глаза грязными руками.
3. Не смотреть телевизор близко и долго (не больше 1 часа), не играть на компьютере больше 15 минут.
4. Не читать, не рисовать лежа.
5. Читать и рисовать за столом в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
6. Оберегать глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
7. На солнце не смотреть без солнцезащитных очков.
8. Делать гимнастику для глаз.
9. Есть витамины.
Презентация ребёнка о зрении у животных.
У всех представителей животного мира есть глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.
Лягушка видит только двигающиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, выдвигаются далеко вперёд и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И ещё у раков есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.
А вот у морских звёзд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же видят они в темноте.
Человек не такой зоркий, как орёл, и в темноте он не видит, как сова. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе - лучше, чем это видно глазом.
Воспитатель: Какое приспособление придумал человек, чтобы ближе видеть то, что не видно глазом? (лупа - увеличительное стекло). Сначала появилась лупа, а затем очки, микроскоп, бинокль, телескоп.
Воспитатель: Глаза необходимый орган человеку. Они помогают нам воспринимать окружающий мир. Берегите зрение!
Итог:
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? Что вас удивило?
Воспитатель: О чём бы вы хотели узнать больше?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.