Наши удивительные 5 чувств. Обоняние
Оценка 4.7

Наши удивительные 5 чувств. Обоняние

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
05.10.2023
Наши удивительные 5 чувств. Обоняние
Конспект исследовательской деятельности «Обоняние»
конспект орган вкуса.docx

Воспитатель МБДОУ ДС №293 г. Челябинска

Лебедева Е.В.

 

Конспект исследовательской деятельности «Обоняние»

(в рамках проекта «Наши удивительные 5 чувств»)

 

Задачи

Образовательные:

- формировать представления детей об элементарном строении, функциях языка

- учить детей работать по схемам,

- упражнять детей в экспериментировании, умении делать выводы.

- умение работать в парах и подгруппах

Развивающие:

- развивать познавательный интерес,

- развивать логическое мышление,

- развивать речь

Воспитывающие:

- Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные

- Воспитывать умение работать в парах, подгруппах

- Воспитывать толерантное отношение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органам чувств, так и к органам чувств окружающих

Оборудование:

Пробирки со сладкой (раствор сахарозы), кислой (лимонный сок), соленой (раствор поваренной соли) и горькой (сок грейпфрута) жидкостью, ватные палочки, сахар, набор для экспериментирования, дневники исследователей

Исследовательский дневник (приложение № 1)

 

Ход исследовательской деятельности

 

Надпись: Слайд № 1Воспитатель:  добрый день, уважаемые лаборанты. Мы продолжаем работу нашей лаборатории по исследованию органов чувств. Сегодня понаблюдать за нашими исследованиями пришли учёные из других лабораторий, давайте их поприветствуем. Предлагаю рассказать нашим гостям, с какими органами чувств мы уже познакомились. (ответы детей) (Слайд № 1)

Воспитатель: прежде чем мы продолжим наши исследования, давайте вспомним правила работы в лаборатории. (ответы детей)

Воспитатель:  отлично. Можно приступать.

Эксперимент №1

Воспитатель: обратите внимание на стол. Перед вами 4 пробирки, но баночки не пустые. В них что-то находится. Можете ли вы, используя только глаза, определить, что находится в пробирках? (ответы детей)

Воспитатель:  а если использовать нос?

Дети определяют наличие запаха. Высказывают предположения (в баночке №1 - … и т.д.)

Воспитатель:  вы очень хорошо справились с этим заданием. Но скажите, удалось ли вам окончательно определить, что находиться в пробирках? (ответы детей)

Воспитатель:  как видите, при помощи только зрения и обоняния нам не удалось полностью выполнить эту задачей. Что же ещё можно сделать? (дети высказывают предположения)

Воспитатель:  совершенно верно. Нам на помощь приходит ещё один орган чувств – орган вкуса, который представлен языком. Давайте познакомимся с его строением. Внимание на экран.

Надпись: Слайд № 2(Слайд № 2). Язык – это мышца. Причём одна из самых сильных мышц в нашем организме. Язык имеет корень (часть, которой он крепится). Кстати, язык – это единственная мышца в нашем организме, которая прикрепляется только одним концом, а второй конец свободный. Далее идёт тело языка и кончик.

У языка очень интересная поверхность. Предлагаю вам взять в руки зеркала и рассмотреть свой язык. Поверхность языка покрыта вкусовыми сосочками. (Слайд № 3). Именно они помогают языку определять вкус.

Надпись: Слайд № 3А теперь я предлагаю вам попробовать на вкус и определить, что находится в баночках.

Воспитатель:  предлагаю Ане выйти и отметить на доске результаты первого эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель:  сладкий, горький, солёный, кислый - это 4 основных вкуса. А знаете ли вы, что каждый вкусовой сосочек может определить только один вкус. Сосочки, которые определяют одинаковые вкусы, располагаются рядом друг с другом и занимают на языке определённое место. А это значит, что разные части языка могут воспринимать только определённый вкус. И вот ваша с задача: определить, где на языке расположены зоны, отвечающие за восприятие сладкого, солёного и кислого вкусов. Мы с вами сейчас проведём эксперимент, результаты которого занесём в наш исследовательский дневник. Но для этого вам необходимо разделиться на пары. Сначала один будет испытатель, а второй – испытуемый, а потом поменяетесь.

Эксперимент № 2.

Надпись: Слайд № 4Воспитатель: испытатели, возьмите ватную палочку, обмакните её в баночку № 1 (кислый) и приложите её к кончику языка испытуемого (слайд № 4), … а теперь к боковой части (ближе к корню). Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Палочку выбросили.

Воспитатель: а теперь поменялись ролями. Испытатели обмакивают палочку в баночку № 2 (сладкий) и прикладывают её к центру языка испытуемого (слайд № 5), … а теперь к кончику. Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Выбрасываем палочку.

Надпись: Слайд № 5Воспитатель: снова поменялись. Обмакните палочку в баночку № 3 (солёный) и приложите её к центру языка испытуемого (слайд № 6), … а теперь к боковой части, ближе к кончику. Где вы почувствовали вкус?

(Слайд № 7)

Надпись: Слайд № 6Воспитатель: зафиксируем результаты в дневнике.. Предлагаю Вере выти к доске и отметить результаты второго эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: а теперь в нашей лаборатории небольшой технический перерыв.

Физкультминутка

Мы ногами топ – топ,                     Повернись вокруг себя.

Мы руками хлоп – хлоп!                 Раз – присели, два – привстали.

Мы глазами миг – миг,                    Руки к верху все подняли.

Мы плечами чик – чик.                   Раз – два, раз – два,

Надпись: Слайд № 7Раз – сюда, два – туда,                     Заниматься нам пора!

Воспитатель:  а теперь я предлагаю вам провести ещё один эксперимент

 

Эксперимент № 3.

Воспитатель: возьмите платочки и досуха вытрите язык. Язык не прячем во рту. Теперь я каждому положу на язык несколько кристалликов. Чувствуете вкус? (дети отвечают кивком головы)

Воспитатель: спрятали язычки. А теперь  почувствовали? (Вкус усилился или стал слабее?) (ответы детей)

Воспитатель: а почему это произошло? (дети высказывают предположения) Предлагаю Лере выйти к доске и отметить результаты. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: а что же такое слюна? Давайте посмотрим на экран.

(Слайд № 8).  В основном слюна состоит из воды. Но также в ней, хоть и в небольшом количестве  присутствуют вещества, которые помогают переваривать пищу, а также вещества, которые убивают микробов, попадающих в наш рот.

Надпись: Слайд № 8Откуда же берётся слюна? Дело в том, что у языка есть помощники – это слюнные железы. Именно они вырабатывают слюну.  Давайте посмотрим, где они расположены.

Слайд № 9. У нас, помимо большого количества маленьких, 6 крупных слюнных желёз: 2 подъязычные, 2 подчелюстные и 2 околоушные. Слюна, которая в них образуется, попадают к нам в рот.

Надпись: Слайд № 8И напоследок предлагаю вам приготовить напитки. Вам предстоит разделиться на 2 подгруппы. Каждой подгруппе я даю схему, в соответствии с которой вы будете готовить. Потом представитель другой подгруппы попробует и попытается определить, что за напиток вы приготовили и какой вкус он имеет. (Дети работают со схемами. (музыка) Ребёнок из другой подгруппы определяет вкус.)

Воспитатель: предлагаю Глебу выйти к нашему дневничку и подвести итог (с каким органом познакомились, что о нём узнали). Уважаемые лаборанты, какое исследование было для вас самым сложным? Ответы детей.

Воспитатель: а какое -  простым? Ответы детей

Воспитатель: всем лаборантам спасибо вам за работу. Уважаемые учёные, спасибо за внимание. До новых встреч.

 

               

 

 

 

                 


 

Воспитатель МБДОУ ДС №293 г. Челябинска

Воспитатель МБДОУ ДС №293 г. Челябинска

Слайд № 2). Язык – это мышца.

Слайд № 2). Язык – это мышца.

Эксперимент № 3. Воспитатель: возьмите платочки и досуха вытрите язык

Эксперимент № 3. Воспитатель: возьмите платочки и досуха вытрите язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2023