НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Колбасова Лариса Александровна, учитель математики
МОУ СОШ № 2, ст.Григорополисская
Новоалександровский городской округ
Современное образование стремительно развивается в ответ на социальные вызовы. Одним из способов повышения его качества является последовательная кадровая политика, влияющая на закрепление начинающих педагогов в профессии, повышение их мотивации на профессиональное развитие и владение компетенциями, востребованными в современной школе. На разных уровнях управления в последние годы в связи с этим поднимается проблема наставничества в образовании. Она является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Наставничество как практическая деятельность становится приоритетом кадровой политики. Распоряжением Министерства просвещения (25 декабря 2019 года №145) образовательным организациям предложено разработать целевую модель наставничества, необходимую для успешной личной и профессиональной самореализации различных субъектов системы образования, в том числе и молодых специалистов.[1]
Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания. Молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности, и помочь ему в этом может опытный наставник.
Педагогическое наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного специалиста по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно способствует наиболее глубокому и всестороннему развитию, имеющимся у молодого специалиста знаниям в области предметной специализации, методике преподавания, умении вести документацию. Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности, помочь адаптироваться к корпоративной культуре, к лучшим традициям коллектива и правилам поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.[2]
Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в школе кадрового ядра.
Задачи:
•привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
•ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
•способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении ;
•организовать педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам.
Особенно актуальна в современных условиях роль наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации, так как в сравнении с классическими формами повышения квалификации (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, самообразование и другие) имеет ряд преимуществ: обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь».
Аспекты работы с молодыми специалистами в нашей школе:
-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, дидактическими материалами;
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
- оказание поддержки со стороны коллег.
В нашей школе традиционная модель наставничества – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим учителем в течение определенного периода времени. Такая модель позволяет обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к молодому педагогу, создавая комфортную обстановку для его развития.
Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
1-й этап – адаптационный (1-й год работы)
Неспособность грамотно рассчитать время урока, логично выстроить этапы урока, затруднения при объяснении материала, порой отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем на пути молодого учителя с которыми он сталкивается в первый год работы.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Совместная деятельность, учителя-наставника и молодого педагога, начинается с составления плана работы, выстраивания «Индивидуального образовательного маршрута». Молодым специалистам предлагаются рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, определяются направления работы по сопровождению молодого учителя.
2 этап - основной (проектировочный) (2-3-й годы).
Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.
3 этап -контрольно-оценочный (4 год работы).
Складывается система работы, имеются собственные разработки. Учитель внедряет в свою работу новые технологии.
Цель второго (основного) этапа – реализация индивидуального плана наставничества, помощь молодому педагогу в развитии профессиональных умений, определении и реализации личного плана саморазвития.
Главным условием достижения положительных результатов наставнической деятельности считаю профессиональное общение на основе доброжелательности и взаимного уважения молодого педагога и наставника, общей заинтересованности в педагогическом взаимодействии. При этом важно придерживаться следующих правил: не приказывать, не поучать, не подсказывать готовые решения, не выносить суждений.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволят начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Ежегодно молодые специалисты нашей школы принимают участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» и занимают призовые места. На мой взгляд, в этом большая заслуга и педагогов-наставников.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от данного способа двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые учителя и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника. Для школы это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. Молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.
Список литературы.
1. «Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов», 2021 , Руденко И. В. Доктор педагогических наук, профессор кафедры «педагогика и методики преподавания», Тольяттинский государственный университет, стр. 16
2. https://urok.1sept.ru/articles/689872
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.