НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Оценка 5

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации +1
СCУЗ, ВУЗ
11.04.2023
НАСТАВНИЧЕСТВО  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания. Педагогическое наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного специалиста по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно способствует наиболее глубокому и всестороннему развитию, имеющимся у молодого специалиста знаниям в области предметной специализации, методике преподавания, умении вести документацию. Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности, помочь адаптироваться к корпоративной культуре, к лучшим традициям коллектива и правилам поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. В статье описывается опыт работы МОУ СОШ 2 по организации наставничества.
Колбасова ЛА.docx

НАСТАВНИЧЕСТВО  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Колбасова Лариса Александровна, учитель математики

МОУ СОШ № 2, ст.Григорополисская

Новоалександровский городской округ

Современное образование стремительно развивается в ответ на социальные вызовы. Одним из способов повы­шения его качества является последовательная кадровая политика, влияющая на закрепление начинающих педа­гогов в профессии, повышение их мотивации на профес­сиональное развитие и владение компетенциями, вос­требованными в современной школе. На разных уровнях управления в последние годы в связи с этим поднимает­ся проблема наставничества в образовании. Она являет­ся одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная шко­ла», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профес­сионалы»). Наставничество как практическая деятель­ность становится приоритетом кадровой политики. Распоряжением Министерства просвещения (25 декабря 2019 года №145) образовательным организациям пред­ложено разработать целевую модель наставничества, необходимую для успешной личной и профессиональ­ной самореализации различных субъектов системы об­разования, в том числе и молодых специалистов.[1]

Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания. Молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности, и помочь ему в этом может опытный наставник.

Педагогическое наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного специалиста по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно способствует наиболее глубокому и всестороннему развитию, имеющимся у молодого специалиста знаниям в области предметной специализации, методике преподавания, умении вести документацию. Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности, помочь адаптироваться к корпоративной культуре, к лучшим традициям коллектива и правилам поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.[2]

Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в школе кадрового ядра.

  Задачи:

•привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

•ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

•способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении ;

•организовать педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам.

Особенно актуальна в современных условиях роль наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации, так как в сравнении с классическими формами повышения квалификации (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, самообразование и другие) имеет ряд преимуществ:  обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь».

Аспекты работы  с молодыми специалистами в  нашей школе:

-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

 - обеспечение методической литературой, дидактическими материалами;

- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

 - оказание поддержки со  стороны коллег.

В нашей школе традиционная модель наставничества – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим учителем в течение определенного периода времени. Такая модель позволяет обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к молодому педагогу, создавая комфортную обстановку для его развития.

Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

1-­й этап – адаптационный (1-й год работы)

  Неспособность грамотно рассчитать время урока, логично выстроить этапы урока, затруднения при объяснении материала, порой отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем на пути молодого учителя с которыми он сталкивается в первый год работы.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Совместная деятельность, учителя-наставника и молодого педагога, начинается с составления плана работы, выстраивания «Индивидуального образовательного маршрута». Молодым специалистам  предлагаются  рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, определяются направления работы по сопровождению молодого учителя.

2 этап - основной (проектировочный) (2-3-й годы).

  Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.

3 этап -контрольно-оценочный (4 год работы).

  Складывается система работы, имеются собственные разработки. Учитель внедряет в свою работу новые технологии.

Цель второго (основного) этапа – реализация индивидуального плана наставничества, помощь молодому педагогу в развитии профессиональных умений, определении и реализации личного плана саморазвития.

Главным условием достижения положительных результатов наставнической деятельности считаю профессиональное общение на основе доброжелательности и взаимного уважения молодого педагога и наставника, общей заинтересованности в педагогическом взаимодействии. При этом  важно придерживаться следующих правил: не приказывать, не поучать, не подсказывать готовые решения, не выносить суждений.

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволят начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Ежегодно молодые специалисты нашей школы принимают участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» и занимают призовые места. На мой взгляд, в этом большая заслуга и педагогов-наставников.

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от данного способа двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые учителя и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника. Для школы это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. Молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.

Список литературы.

1.     «Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов», 2021 , Руденко И. В. Доктор педагогических наук, профессор кафедры «педагогика и методики преподавания», Тольяттинский государственный университет, стр. 16

2.     https://urok.1sept.ru/articles/689872  

 


 

Скачано с www.znanio.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности, помочь адаптироваться к корпоративной культуре, к лучшим традициям коллектива и правилам поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению…

Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности, помочь адаптироваться к корпоративной культуре, к лучшим традициям коллектива и правилам поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению…

В нашей школе традиционная модель наставничества – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим учителем в течение определенного периода времени

В нашей школе традиционная модель наставничества – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим учителем в течение определенного периода времени

Цель второго (основного) этапа – реализация индивидуального плана наставничества, помощь молодому педагогу в развитии профессиональных умений, определении и реализации личного плана саморазвития

Цель второго (основного) этапа – реализация индивидуального плана наставничества, помощь молодому педагогу в развитии профессиональных умений, определении и реализации личного плана саморазвития

В. Доктор педагогических наук, профессор кафедры «педагогика и методики преподавания»,

В. Доктор педагогических наук, профессор кафедры «педагогика и методики преподавания»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023