В статье автором представлена характеристика наставничества, как одно из направлений профессионального развития молодых педагогов- специалистов. Из опыта своей работы показана роль педагога-наставника в деятельности молодого специалиста. Решение проблемы наставничества позволяет сократить путь профессионального становления педагога, способного работать в новых условиях.
Статья
«НАСТАВНИЧЕСТВО
ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КАРЬЕРНОГО
РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
(из опыта работы наставника)
Преподаватель математики
Ермакова Светлана Ивановна
КГБ ПОУ КСМТ имени В.В. Орехова,
г. КомсомольскнаАмуре,
Хабаровский край.
В статье автором представлена характеристика наставничества
как одной из категорий профессионального развития молодыхспециалистов, показана из опыта своей работы, роль педагога-
наставника в деятельности молодых педагогов.
Решение проблемы наставничества позволит сократить процесс
профессионального становления педагога, способного работать в новых
условиях.«Наставничество один из важнейших факторов
профессионального и карьерного развития молодого педагога»
(из опыта работы в рамках наставничества)
Преподаватель математики
Ермакова Светлана Ивановна
КГБ ПОУ КСМТ имени В.В. Орехова,
г. КомсомольскнаАмуре,
Хабаровский край.
Для молодого специалиста – наставничество, как способ адаптации молодого
специалиста в профессиональной деятельности играет огромную значимость.
Для педагога – наставника работа в данном направлении является эффективным
способом развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности.
Успешная адаптация это главный показатель в жизни начинающего педагога,
вступающего в самостоятельную жизнь, поэтому наставничество это ступенька для
начинающего специалиста,
когда происходит процесс его вхождения в трудовую
деятельность, закрепление на первом рабочем месте, процесс привыкания к условиям
учебной организации, режиму труда и непосредственно к коллективу.
Был период, когда в наше образовательное учреждение пришли два молодых педагога,
после окончания вуза. Рис.1
Рис.1 Фото молодых педагогов
Для профессиональной адаптации к образовательной среде администрация
образовательного учреждения назначает молодым педагогам наставников на учебный год.
Рис.2
Следует помнить, что наставничество — это поручение, основанное на принципе
добровольности, согласовании интересов всех участников и ответственности партнеров
друг перед другом.
Наставником, как правило, является опытный педагог, обладающий высокими
профессиональными, моральными и нравственными качествами, хорошей профессиональной
Рис2 Приказ о наставничествеподготовкой, пользующийся авторитетом в коллективе среди коллег и студентов, постоянно
повышающий свой профессиональный уровень.
Наставник должен обладать определенными качествами, необходимыми для
человека, занимающегося обучением специалиста:
это ответственность за результаты адаптации молодого специалиста в профессиональной
деятельности, которая сопровождается работой по схеме. Рис3а
это умение мотивировать молодого специалиста к овладению предлагаемой информацией,
приобретению нового профессионального опыта и знаний, для этого рассмотрим, с какой
информацией придется столкнуться наставнику и молодому специалисту. Рис 3 б
Рис 3а Схема Рис 3б информация для изучения
Главная задача наставника не только оказать помощь молодому педагогу
адаптироваться в условиях педагогической среды, но и помочь реализовать себя, развить
личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, создать ему условия,
направленные на активизацию всей его педагогической деятельности, на разработку учебно
методического обеспечения учебного процесса.
Совместную работу мы начинаем с «часа общения». В ходе которого выясняются
намерения и цели молодого педагога. Далее составляем план работы.
Для адаптации
молодого педагога я, как наставник, знакомлю его с особенностями работы в методической
комиссии естественно научного цикла, являясь на тот момент председателем методической
комиссии. Моя задача – познакомить молодого педагога с организацией образовательного
процесса и учебнопланирующей документацией, журналом теоретического обучения и
работой с ним, оказать всестороннюю помощь в решении возникающих в процессе работы
проблем.
Вместе с молодым педагогом в период с сентября по декабрь
(на этапе адаптации) мы пишем перспективнотематические планы на учебный год,
планируем внеурочную деятельность по предмету; разрабатываем контрольно оценочные
средства, работаем по вопросам отчетности педагога по окончанию семестра.
На этапе обучения составляем проект индивидуального плана профессионального
развития до конца первого года работы молодого специалиста, куда входит самообучение,
участие в конкурсе разработок, участие в проведении открытых уроков, а также в
мероприятиях, организованных образовательным учреждением. Рис4, Рис5Рис.4 Участие в мероприятиях
Рис. 5 Достижения молодого педагога
Одной из важнейших задач является подготовка современного урока, осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения. Для реализации этой
цели в первую очередь приглашаю молодого специалиста на свои уроки, которые
впоследствии мы разбираем, обсуждаем. Следующим шагом является совместная разработка
урока молодого педагога с последующим обсуждением. Важным этапом для реализации
педагогической деятельности молодого преподавателя является организация работы по его
самообразованию: вместе с Надеждой Евгеньевной мы выбираем методическую тему, над
которой она впоследствии работает, осваивая педагогические технологии, методы и приёмы и
применяя их в образовательном процессе. В совместной работе большое внимание уделяется
самоанализу,
т.е. анализу собственной деятельности как процессу осмысления
профессионального педагогического опыта, выявления профессиональных затруднений и
определения путей их устранения.
В заключении хочу сказать, что эффективность системы наставничества помогает
руководителям образовательных учреждений, педагогамнаставникам быстро и качественно
решать задачи профессионального становления молодых преподавателей, оказывать им
помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную
компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов
взаимодействия: Рис 6., Рис 7
Рис 6 Схема взаимодействия Рис. 7 Результат работы по наставничеству