Наставничество один из важнейших факторов профессионального и карьерного развития молодого педагога ( из опыта работы)

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 12.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье автором представлена характеристика наставничества, как одно из направлений профессионального развития молодых педагогов- специалистов. Из опыта своей работы показана роль педагога-наставника в деятельности молодого специалиста. Решение проблемы наставничества позволяет сократить путь профессионального становления педагога, способного работать в новых условиях.
Иконка файла материала публикация статья о наставничестве Ермакова С.И.docx
Статья «НАСТАВНИЧЕСТВО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА» (из опыта работы наставника)  Преподаватель математики  Ермакова Светлана Ивановна  КГБ ПОУ КСМТ имени В.В. Орехова,  г. Комсомольск­на­Амуре,   Хабаровский край.  В статье автором представлена характеристика наставничества как одной из категорий профессионального развития молодыхспециалистов, показана из опыта своей работы, роль педагога- наставника в деятельности молодых педагогов. Решение проблемы наставничества позволит сократить процесс профессионального становления педагога, способного работать в новых условиях.«Наставничество один из важнейших факторов профессионального и карьерного развития молодого педагога» (из опыта работы в рамках наставничества)  Преподаватель математики  Ермакова Светлана Ивановна КГБ ПОУ КСМТ имени В.В. Орехова,  г. Комсомольск­на­Амуре,  Хабаровский край.                        Для молодого  специалиста  – наставничество, как  способ адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности играет огромную значимость.              Для  педагога – наставника работа в данном направлении  является  эффективным способом развития инновационного содержания собственной трудовой  деятельности.                     Успешная   адаптация   это   главный   показатель   в   жизни   начинающего     педагога, вступающего   в   самостоятельную   жизнь,   поэтому   наставничество   это   ступенька   для начинающего   специалиста,     когда   происходит   процесс   его   вхождения   в   трудовую  деятельность,   закрепление   на   первом   рабочем   месте,  процесс   привыкания     к     условиям учебной  организации,  режиму  труда и непосредственно к коллективу.            Был период, когда в наше образовательное учреждение пришли два молодых педагога, после окончания вуза. Рис.1                                                                            Рис.1  Фото молодых педагогов                          Для   профессиональной   адаптации   к   образовательной   среде   администрация образовательного   учреждения   назначает   молодым   педагогам   наставников   на   учебный   год. Рис.2                                                              Следует помнить, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности,   согласовании   интересов   всех   участников   и ответственности партнеров друг перед другом.                       Наставником,  как правило, является  опытный  педагог, обладающий  высокими профессиональными, моральными и нравственными качествами, хорошей профессиональной       Рис2  Приказ о наставничествеподготовкой, пользующийся авторитетом в коллективе среди коллег и  студентов, постоянно повышающий свой профессиональный уровень.                       Наставник должен   обладать        определенными качествами, необходимыми для человека, занимающегося обучением специалиста:  это  ­ ответственность за результаты адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности, которая сопровождается работой по схеме. Рис3а это ­ умение мотивировать молодого специалиста к овладению предлагаемой информацией, приобретению нового профессионального опыта и знаний, для этого рассмотрим, с какой информацией  придется столкнуться наставнику и молодому специалисту. Рис 3 б   Рис 3а Схема                                                                Рис 3б информация для изучения                         Главная  задача  наставника  ­  не  только  оказать    помощь  молодому   педагогу адаптироваться  в  условиях  педагогической  среды,  но и  помочь реализовать  себя,  развить личностные   качества,   коммуникативные   и   управленческие   умения,   создать   ему условия, направленные на активизацию  всей его педагогической деятельности, на разработку  учебно­ методического обеспечения учебного процесса.                    Совместную работу мы начинаем с «часа общения». В ходе  которого  выясняются намерения   и   цели   молодого   педагога.   Далее   составляем   план   работы.    Для   адаптации молодого педагога я, как наставник, знакомлю его с особенностями работы в методической комиссии естественно ­ научного цикла, являясь на тот момент председателем методической комиссии.   Моя  задача   –  познакомить  молодого   педагога   с организацией   образовательного процесса и учебно­планирующей документацией,       журналом теоретического обучения   и работой с ним, оказать всестороннюю помощь   в решении возникающих в процессе работы проблем.            Вместе с молодым педагогом  в период с сентября по декабрь   (на   этапе   адаптации)  мы   пишем   перспективно­тематические   планы     на   учебный   год, планируем внеурочную   деятельность   по   предмету;     разрабатываем   контрольно­  оценочные средства, работаем по вопросам отчетности педагога по окончанию  семестра.              На этапе обучения   составляем проект индивидуального плана профессионального развития до конца первого года работы молодого специалиста, куда входит самообучение, участие   в   конкурсе     разработок,   участие     в   проведении   открытых     уроков,     а   также     в мероприятиях, организованных образовательным учреждением.   Рис4,  Рис5Рис.4 Участие в мероприятиях                  Рис. 5 Достижения молодого педагога            Одной из важнейших задач является подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения. Для реализации этой цели   в   первую   очередь   приглашаю   молодого   специалиста     на   свои   уроки,   которые впоследствии мы разбираем, обсуждаем.  Следующим шагом является совместная разработка урока   молодого   педагога   с   последующим   обсуждением.   Важным   этапом   для   реализации педагогической деятельности молодого преподавателя  является организация работы по его самообразованию:  вместе  с  Надеждой  Евгеньевной  мы  выбираем  методическую   тему, над которой она впоследствии работает, осваивая педагогические технологии, методы и приёмы и применяя их в образовательном процессе.  В совместной  работе большое внимание уделяется самоанализу,   т.е. анализу   собственной   деятельности   как   процессу   осмысления профессионального   педагогического   опыта,   выявления   профессиональных   затруднений   и определения путей их устранения.                В заключении хочу сказать,   что    эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам­наставникам быстро и качественно решать   задачи   профессионального   становления   молодых   преподавателей,   оказывать   им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.   В   процессе   наставничества   затрагиваются   интересы   трех   субъектов взаимодействия: Рис 6., Рис 7  Рис 6 Схема взаимодействия                             Рис. 7 Результат работы по наставничеству

Посмотрите также