настоящая ошибка петра великого-дикое отношение к людям. "утаим ли еще одну блестящую ошибку петра?" (Н.М.Карамзин)

  • doc
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

настоящая ошибка петра великого-дикое отношение к людям. занятие про краеведению и гуманизму.... спасибо вам за внимание к таким острым вопросам. доброты Вам и гуманизма!
Иконка файла материала урок по краеведению utaim_li_ot_sebya_eshche_odnu_blestyashchuyu_oshibku_petra_velikogo.doc

Редактировано с педаогогической сети-добра и гуманизма!!!

 

«Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра  Великого -основание  новой  столицы  на северном крае государства?»

(Н.М. Карамзин)

Красуйся, град Петров, и стой.

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой.

 И побежденная стихия

А.С. Пушкин

История России. 10 класс.

Формы работы: сообщения, дискуссии, конспект, реферат.

Цель: Закрепить умения анализировать целесообразност и эффективность реформ Петра Великого, а также основания Санкт-Петербурга как столицы. Компетентности: общеобразовательные, социально-культурные.

Приветствие и мотивация:

Здравствуйте! Сегодня мы почитаем публицистический источник по истории как исторической науки, так и в какой-то степени по истории общественной мысли и послушаем позиции по отношению к утверждению статуса столицы за Санкт-Петербургом его основателем Петром Великим.. Речь идет о «Записке о древней и новой России в ее гражданских и политических отношениях» Н.М. Карамзина, поданной историком императору Александру I. Но чтобы проанализировать различные позиции по отношению к основанию феноменального по красоте Петербурга, надо организовать дискуссию, которая продлиться не более 15 минут.

 Тема дискуссии: «Основание новой столицы России в проевропейском Петербурге было ли свехцелесообразно или являлось блестящей ошибкой императора»

Мотивация: Основная задача, выяснить, был ли деспотизм, проявимый при строительстве новой столицы на берегу Финского залива и при проведении в ней и по всей России проевропейской модернизации осоноваем настолько, что его можно назвать «блестящей ошибкой и в дальнейшем можно избегать. Как видим, что мы не будем обобщать выводы Н.М. Карамзина до, что он называл «блестящей ошибкой проевропейские реформы и основание Санкт-Петербурга без анализа того, чтобы если Петр не был так поспешен и пугающ своей тиранической натурой, то и жизнь первостроителей Петербурга была бы устроена лучше. Жизнь показывает, что «отсель грозить мы будем шведу» (По А.С. Пушкину), «Петербург-самый лживый город на земле» (по Ф.М. Достоевскому) и «Неутаимая ошибка Петра Великого –новая столица на Неве»-эти сценарии не достаточны для раскрытия нашей любимой исторической истины, для выражения нашей позиции в научной дискуссии, для выражения нашей любви к родному городу Санкт-Петербургу.  Посмотрим привычный изобразительный ряд-визитную карточку Северной столицы. Панорама в классе-исторические фото Санкт-Петербурга.

 

 

2.      Закрепление ранее пройденного материала на новом уровне. Обоснование важности дискуссии:

На доске: В основании Петербурга как в зеркале отразились все реформы Петра:

1.      Сенат, коллегии

2.      Губернии, преобразования территориального управления, областная реформа, реформа местного самоуправления

3.       Генеральный Регламент

4.       Табель о рангах.

5.      Строительство промышленности, флота.

6.      Реформа образования.

7.      Реформа культуры

8.      Податная реформа.

Опрос опережающего домашнего задания, сообщений по конспектам учебника.

Форсированное оформление абсолютизма в России пришлось на конец XVII-XVIII века и было связано с именем Петра I. Предпосылки преобразований:

1.      Просвещение в Европе, Английская революция, отделение церкви от государства;

2.      Рост городов.

3.      Укрепление династических связей и при этом борьба за территориальное наследство.

4.      Стремление к укреплению связей с Западом и Восточной Европе в России.

5.      «Бунташный век» в России, восстания стрельцов.

6.      Сложный переход от самодержавия к абсолютизму.

Причины:

1.     Необходимость возврата владений на Балтике;

2.     Рост военно-технической, научной мысли.

3.     Борьба за власть.

4.     Большая юридическая регламентация повседневной жизни.

5.     Династические браки семьи Петра Великого.

6.     Необходимость подъема промышленного и финансового благосостояния государства.

7.     Необходимость создание проевропейского культурного пространства (особняк, двор, инфраструктура, династия) в России.

Преобразования Петра Великого:

Ø  Проведение серии реформ местного самоуправления-1699, 1708, 1719-1727.

Ø  Упразднение патриаршества-1700;

Ø  Издание приказа о единонаследии (1714)

Ø  1711-Замена Боярской Думы Сенатом

Ø  1718 г.- замена приказов коллегиями.

Ø  Создание регулярной армии и флота (1718-1719)

Ø  Переход к подушному налогообложению (1718-1719)

Ø  Принятие Основных государственных- оборонительных уставов-Воинского (1716) и Морского (1720)

Ø  1721 год-Россия провозглашена империей.

Ø  Введении Табели о Рангах (1722 год)

Ø  Принятие Генерального регламента-устава гражданской службы-1722

Ø  Создание Синода-1721 год

Ø  Указ о престолонаследии (1722)

Ø  1722 г.-учреждение должности генерал-прокурора, контролирующего его деятельность от имени императора.

Мы будем осуждать не просто ошибку Петра Великого, которую Н.М. Карамзин небезосновательно назвал жесткой, но его перегибы, деспотизм, унесшие сотни тысяж жизней. Е.В. Анисимов и Ю.Н. Беспятых показали и доказали, что «дыбой и кнутом Петр управлял Россией и с помощью этих преступных средств был построен Петербург.

2. Анализ источника –публицистического трактата Н.М. Карамзина «Записка о древней и новой России в ее гражданских и политических отношениях».  

Этот источник считается историографическим. Н.М. Карамзин пишет о той мудрой мысли, которая вынесена в заглавие урока: «Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра  Великого? Разумею  основание  новой  столицы  на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осужденных породою на бесплодие и недостаток.  Еще не имея ни Риги,  ни Ревеля,  он мог заложить на берегах Невы купеческий город для  ввоза  и  вывоза  товаров;  но мысль  утвердить  там  пребывание  государей  была,  есть и будет вредною.  Сколько  людей  погибло,  сколько  миллионов  и  трудов употреблено  для  приведения  в  действо  сего  намерения?  Можно сказать,  что Петербург основан на  слезах  и  трупах.  Иноземный путешественник, въезжая в государство, ищет столицы, обыкновенно, среди мест плодоноснейших,  благоприятнейших для жизни и здравия; в  России  он видит прекрасные равнины,  обогащенные всеми дарами природы,  осененные липовыми, дубовыми рощами, пресекаемые реками судоходными,  коих  берега живописны для зрения,  и где в климате умеренном благорастворенный  воздух  способствует  долголетию,  — видит  и,  с  сожалением оставляя сии прекрасные страны за собою, въезжает в  пески,  в  болота,  в  песчаные  леса  сосновые,  где царствует   бедность,   уныние,  болезни.  Там  обитают  государи российские, с величайшим усилием домогаясь, чтобы их царедворцы и стража  не  умирали  голодом  и  чтобы  ежегодная убыль в жителях наполнялась новыми пришельцами,  новыми жертвами  преждевременной смерти! Человек не одолеет натуры!». Нам известны несколько положений, касающихся ряда фраз данного отрывка. Во-первых, Санкт-Петербург был окружен завеванными крепостями, в частности, Нотебургом и даже имел в своем распоряжении поставленную шведами Ланскрону (Ниеншанц). Поэтому Н.М. Карамзин беспокоится о безопасности европеизированного Северо-Запада России, говоря о Риги и о Ревеле, которые какое-то время тоже были нашими завоеванными владениями и с которыми у нас успешные торговые отношения, языковые связи. Однако почему Н.М. Карамзин, а за ним ряд ученых говорят, что северная столица основана на слезах и трупах. Связано ли это только с плохим бытом стойки города и фейерверочных театрумов (культурное преобразование) или еще перегибами в охране безопасности междунардных договоренностей Тайной Канцелярией, которые зиждились на шизофренических фобиях Петра Великого и его политического окружения.

Вот какие дискуссионные данные нам обозначает петербургский академических историк Ю.Н. Беспятых: «Что же за могучая государственная идея двигала создававшим новый город царем, если ее претворение в жизнь требовала коллосальных затрат и десятков (а скорее, сотен, тысяч жизней), да еще в условиях тяжелейшей войны, да еще и преодолевая пусть и пассивное сопротивление всего народа-от ближайших сотрудников до работных людей?». Ю.Н. Беспятых ссылается в статистике на сведения иностранных источников. Е.В. Анисимов более ярко и приближенно к миллионам жертв описал трагический размах русского сыска Тайной Канцелярии и иных потерь среди населения. Государственная идея-централизованное проевропейское просвящение всей страны обернувлась массовыми перегибами. Это и налоги, и медленное строительство заводов. И каменные прекрасные особняки с формирующимся не только образованным, но и культурным дворянством, не боящихся опалы, заточения в кандалы в Сибири, колесования или поражения на кол, появились только к концу XVIII века (Воронцовы, Строгановы). Вот про это постепенно начал рассказывать нравственный, консервативный историк Н.М. Карамзин.

3.      Тема дискуссии: «Основание новой столицы России в проевропейском Петербурге было ли целесообразно или являлось блестящей ошибкой императора»

Проблема дискуссии: «Блестящая ошибка Петра Великого была связана с деспотизмом его внешней и внутренней политики».

Регламент перед выведением положений:

Ведет дискуссию модератор-учитель. Этап 1. Выдвижение темы и проблемы, цели дискуссии. Обмен мнениями между командами с помощью 2 минутных выступлений и вопросов командам с подниманием руки. Всего-5 минут. 2 команды по 6 человек, остальные-ведущие протокол с последующим задаванием вопросов в конце дискуссии. 2 команды: «Команда Учителя-исследователя», «Команда оппонирующих исследователей» (можно с участием Родителя).

Мнение 1. Основание Северной столицы и реформы были с множественными перегибами, в частности, основанием пыточных застенков Тайной канцелярии и агрессивного формального Бюрократического аппарата.

Вопросы.

Мнение 2. Основание Северной Столицы и проевропейские реформы закономерны и обоснованы, с помощью них мы выстроили регламентированное, модернизированное абсолютистское государство, поступательно развивающееся и после Петра, а также выиграли Северную войну.

Этап 2. Выдвижение подготовленных и своих положений с обсуждением между командами. Вопросы задаются для уточнения положений. Слово модератора. Всего-6 минут.

Положение 1 дискуссии т.н. «Команды Учителя-исследователя»: Чрезмерное восхваление новой столицы-Санкт-Петербурга как центра проведения проевропейских реформ без хорошего ее обеспечения, обороны было ошибкой, унесшей тысячи  жизней людей.

Положение 2 дискуссии т.н. «Команды оппонирующих исследователей» У государственной деятельности Петра Великого, приведшей нас в круг европейских государств, не было блестящих ошибок, был только огромный просветительский импульс, который принес России и барокко и светское образование и культуру радостных умных летних садов, аптекарских огородов, которые сейчас повсеместно развиты по всей России. Благодаря его таланту русский народ сам стал талантливее и сделал очень многое, если не почти невозможное, чтобы предотвратить царство террора и деспотическую борьбу за власть.

Обсуждение ошибок Тайной канцелярии (дело Царевича Алексея, участие Петра в пытках) и стратегии строительства Петербурга под руководством модератора.

Этап 3. Выводы. Задавание вопросов из зала, ведущих заранее дома заготовленные протоколы. Выдвижение их мнений, кто был более убедителен и почему.  Всего 3+1 минута.

Актуализация социального опыта учащихся. Информирование о этики поведения культурного, ученого человека даже во времена страха и деспотизма.

Учитель: Надо работать над объективным историческим анализом и петровских преобразований. Нужно признавать огромнейшее культурное и промышленное значение Санкт-Петербурга в истории России. Сейчас у Санкт-Петербурга репутация самого мирного и красивого города страны. Однако ученые то и дело возвращаются к дискуссии вокруг «блестящей ошибки Петра Великого» оставаясь при этом и личностями и патриотами.

Закрепление материала. Презентация.

После передышки. Как говорят в редакции всероссийских знаменитых журналов «Исследовательская работа школьников» и «Лесная газета» кто мало или вообще не прочитал, покажем. Посмотрите нашу презентацию и закрепите для себя нужную информацию перед творческими, аналитическими рефератами.

Слайд 1. Кабинеты Петербурга

 

В музее Кунсткамера. Кабинет М.В. Ломоносова и в домике Петра Великого.

Слайд 2. Строительство Петербурга

Л. Заверт. Петр на строительстве Петербурга.

Слайд 3. 2 положения дискуссии

Положение 1 дискуссии т.н. «Команды Учителя-исследователя»: Чрезмерное восхваление новой столицы-Санкт-Петербурга как центра проведения проевропейских реформ без хорошего ее обеспечения, обороны было ошибкой, унесшей тысячи  жизней людей.

Положение 2 дискуссии т.н. «Команды оппонирующих исследователей» У государственной деятельности Петра Великого, приведшей нас в круг европейских государств, не было блестящих ошибок.

Слайд 4. Расширили ли мы данные Карамзина о блестящей ошибке и строительстве города на трупах с помощью наших обобщений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5 . Ошибки Петра Великого. «И перед младшею столицей. Померкла старая Москва, Как перед новою царицей. Порфироносная вдова»

Слайд 6. Трагедия семьи и сложности дворцовой жизни.

Картины Ге и Мусикийского, посвященные отношениям в семье Петра Великого.

Слайд 7. Прислушаемся еще раз к Н.М. Карамзину

«Петр отдалил деревню от города… Забюрократизировал управленческий аппарат, сломив русского нравственного человека. …

(…)

Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра  Великого? Разумею  основание  новой  столицы  на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осужденных породою на бесплодие и недостаток.  Еще не имея ни Риги,  ни Ревеля,  он мог заложить на берегах Невы купеческий город для  ввоза  и  вывоза  товаров;  но мысль  утвердить  там  пребывание  государей  была,  есть и будет вредною».

Вы согласны с Н.М. Карамзиным?

 Домашнее задание:

Аналитичный реферат «Как отражены реформы Петра Великого и основание Санкт-Петербурга в «Записке о древней и новой России в ее гражданских и политических отношениях».

Литература.

1.     Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989.

2.     Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М.: 1999

3.     Беспятых Ю.Н. Основание Петербурга: государственная необходимость или государева блажь? // Феномен Петербурга: Труды Международной конференции, состоявшейся 3-5 ноября 1999 года во Всероссийском музее А.С. Пушкина. СПб., 2000. С. 277-287.

4.     Данилов А.А., Косулина Л.Г. , М.Ю. Брандт. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. Учебник 10 класс. М., 2011.

5.     История России. В 2 т., т. 1: С древнейших времен до конца XVIII века/ав.-сост.: А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин; под ред. А.Н. Сахарова; Ин-т Рос. истории РАН.-Учебник для Вузов. М.: Изд-во АСТ: Астрель: Ермак, 2005.-943 с.

6.     Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Примечания Ю. С. Пивоварова. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.

7.     Лазукова Н.Н., Кузин Д.В. История. Учимся приобретать и осмыслять знания. СПб., 1999.

8.     Павленко Н.М. Петр Великий. М.: Мысль, 1998.