Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

  • pptx
  • 07.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.42. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны..pptx

Урок: Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

Урок истории России в 9 классе

ПЛАН УРОКА:
Положение в Царстве Польском.
Политика по отношению к Финляндии.
Положение в Западном крае и Прибалтике.
Положение евреев в Российской империи.
Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.
Политика России в Средней Азии.

В середине XIX века факторами, влияющими на общественное настроение в «национальных окраинах» империи, были национально-освободительные движения, которые в то время получили широкое распространение в Европе, а также Французская революция 1830 года.

В период правления Николая I Российская Империя была государством с многообразным этническим и конфессиональным составом общества. Это требовало повышенного внимания верховной власти к решению национальных вопросов.

Национальная политика Николая была весьма сложным процессом: население территорий, входящих в империю, имело существенные культурные, религиозные и экономические различия.

Обращение в православие носило преимущественно насильственный характер. Русификация также зачастую отвергалась. Тем не менее, по мнению императора это был единственный способ превратить общество в единое целое. 

1. Положение в Царстве Польском.

Пропаганда демократических ценностей и конституционных норм, провозглашение независимости Греции и Бельгии, победа буржуазной революции во Франции не могли не повлиять на подъём патриотических чувств в национальных регионах России. Например, восстание назревало в Царстве Польском. Даже несмотря на то, что польским землям было предоставлено широкое самоуправление и особый статус.

Этому было несколько причин:
ужесточение режима – введение цензуры и создание тайной полиции; преследования и аресты оппозиционных депутатов сейма;
несоблюдение российскими властями конституции 1815 года;
желание польского дворянства восстановить прежние вольности и возродить независимую Речь Посполитую в границах 1772 года.
То есть государства, в которое, помимо польской территории, должны были войти земли Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. Кроме этого, была сильно ограничена деятельность сейма.

1. Положение в Царстве Польском.

Поводом же к восстанию послужила угроза привлечения поляков к подавлению Французской революции 1830 года. Потому что в соответствии с решениями Священного союза, Россия должна была послать войска для помощи французской монархии. Однако поляки не хотели пополнять «армию карателей». И 29 ноября 1830 года в Царстве Польском началось восстание, которое, по сути, было национально-освободительной войной.

Восставшие захватили арсенал, создали армию и своё правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета Адамом Ежи Чарторыйским.

В январе 1831 года польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Это нарушало действующую конституцию 1815 года и означало, что поляки сами отказываются от конституционного порядка 1815 года. Фактически правительство Польши объявило России войну.

Хронология основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.
29 ноября 1830 года – попытка группы военных убить Константина Павловича, начало восстания;
4 декабря 1830 года – формирование временного правительства;
5 декабря 1830 года – Иосиф Григорий Хлопицкий провозгласил себя диктатором;
25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;
конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;
25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;
март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;
14 мая 1831 года – сражение под Остроленкой, разгром повстанцев;
17 мая 1831 года – смерть командующего русскими войсками генерала Дибича от холеры, что приостановило наступление;
20 июня 1831 года – восстание в Варшаве;
15 августа 1831 года – новое восстание в Варшаве, кризис власти в лагере восставших;
19 августа 1831 года – начало осады Варшавы;
6-7 сентября 1831 года – штурм Варшавы и её падение;
8 октября 1831 года – капитуляция Модлина;
21 октября 1831 года – капитуляция Замостья и окончание восстания.

1. Положение в Царстве Польском.

1. Положение в Царстве Польском.

Однако уже в феврале 1831 года мятежники потерпели поражение от русской армии под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича. А 8 сентября 1831 года правительственные войска под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича заняли столицу Царства     Польского – Варшаву. Восстание потерпело поражение.

Восстание в Польше стало сильным ударом по престижу Николая I. Он был оскорблён «неблагодарностью» поляков, которые имели больше привилегий, чем другие его подданные. 14 февраля 1832 года Николай I отменил конституцию 1815 года как недействующую. Вместо неё был введён так называемый «Органический статут». 
Согласно этому документу, Царство Польское провозглашалось составной частью Российской империи. Упразднялись польский сейм и армия. При этом были сохранены административная автономия, должность наместника Царства Польского, а также совет при наместнике и Государственный совет. Плюс ко всему, были закрыты Варшавский и Виленский университеты, лицей в Кременце.

Николай I предпринял ряд мер по усилению контроля за Царством Польским.
Была создана тайная полиция, усилился контроль за печатью, производились аресты и ссылки оппозиционных депутатов сейма.
Также была сужена сфера деятельности сейма. Наместник Царства Польского великий князь Константин Николаевич стал всё чаще действовать в обход сейма, не советуясь с польским дворянством.

Великий князь
Константин Николаевич

1. Положение в Царстве Польском.

2. Политика по отношению к Финляндии.

Ещё одной национальной окраиной, наделённой широкой автономией, было Великое княжество Финляндское. Ещё в 1809 году непосредственно Александр I открывал сейм в городе Борго, на котором провозглашалось сохранение старой конституции Финляндии и её важнейших законов. Столицей княжества с 1812 года был город Гельсингфорс 
(современный Хельсинки).

Во время правления Николая I Финляндия всё ещё сохраняла автономию, хотя сейм за этот период практически не созывался. В 1826 году была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского. Министр-статс-секретарь фактически являлся представителем Финляндии в Петербурге и имел право личного доклада императору. Эту должность в основном занимали уроженцы Финляндии.

2. Политика по отношению к Финляндии.

Население Прибалтики и Финляндии принадлежало в основном к протестантизму. В России он был представлен лютеранством и кальвинизмом.

Жизнь Финляндии после 1809 года регулировалась Конституцией.
В 1826 г. Николай 1 ввёл должность министра статс-секретаря Великого княжества Финляндского – право личного доклада императору – уроженцы Финляндии.
Финнам разрешили иметь свою валюту и стрелковые войска.

3. Положение в Западном крае и Прибалтике.

Земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые отошли России в результате разделов Речи Посполитой, вошли в состав особой административной единицы – Западного края. Он административно делился на Северо-Западный край и Юго-Западный край. Северо-Западный край состоял из 6 белорусских и литовских губерний – Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской. Юго-Западный край включал в себя 3 украинские губернии – Волынскую, Подольскую и Киевскую.

Поскольку эти территории являлись приграничными, на них осуществлялось особое управление и действовали свои законы. В первой половине XIX века экономика Юго-Западного края активно развивалась. Там были открыты залежи каменного угля и железной руды, что способствовало становлению железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло количество промышленных предприятий.

3. Положение в Западном крае и Прибалтике.

Своё развитие получили в крае культура и образование. Так, в 1804 году был открыт Харьковский, а в 1834 году – Киевский университеты. 

В Киевском университете с 1834 по 1847 год действовала и своя тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское студенческое общество. Её участники хотели создать единую славянскую федерацию с национальной автономией каждого славянского народа. Они отстаивали идеи республиканского строя и выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Главой этого тайного студенческого общества являлся профессор истории Николай Иванович Костомаров, а одним из его активных деятелей был поэт Тарас Шевченко.

Наиболее полно в них были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно.
Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

3. Положение в Западном крае и Прибалтике.

Ещё одни окраинные губернии – Эстляндская, Лифляндская и Курляндская – входили в состав Прибалтийского края. Ещё во время правления Александра I здесь была проведена аграрная реформа, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли. В то же время прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

На этих землях также шла борьба за сохранение национальных традиций. Культурно-просветительской деятельностью здесь занимались Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Благодаря промышленному перевороту, который активизировал торговлю, Прибалтика превратилась в один из самых динамично развивающихся регионов Российской империи.

4. Положение евреев в Российской империи.

Во время правления Николая I вопросы быта и управления еврейским населением в Российской империи регулировались 
Положением 1835 года.

У евреев сохранялись многочисленные льготы, в том числе касательно службы в армии. Так, от рекрутства были полностью освобождены еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имеющие среднее или высшее образование. Посредством привлечения евреев в армию правительство проводило политику их ассимиляции.

Ассимиляция – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных и заменяется чертами другого общества.

4. Положение евреев в Российской империи.

Присваивались русские имена и фамилии. Также евреев, поступивших на службу в армию, крестили в православие. Зато после этого они могли проживать за чертой оседлости. Таким образом евреи постепенно приобщались к русскому языку и культуре.

С помощью созданного в 1840 году комитета
по «коренному преобразованию евреев в России» российские власти пытались приобщить еврейское население к земледелию и освоению сибирских земель. Однако по иудейским традициям занятие сельским хозяйством считалось недостойным, а еврейские общины были замкнуты и тщательно охраняли свою культуру и быт. Поэтому у властей не получилось приобщить евреев к земледелию.

Через некоторое время Николай понял, что такая дискриминация ведет к упадку экономики страны, так как половина ремесленников и купцов принадлежали к еврейской нации. К концу своего правления, император вернул евреям все раннее отнятые права и свободы.

Домашнее задание.
Читать – стр.80-83.
Ответить на вопросы – 1-3 и 1 на стр. 86.

Многоконфессиональное государство - государство, население которого исповедует различные религиозные учения.

Конфессия

Народы

Район проживания

Католики

Поляки

На территории Белоруссии и Украины.

Лютеране
(протестанты)

Немцы, прибалты

Немцы-колонисты в Поволжье, в южной Украине, в Прибалтике.

Иудеи

Евреи

На территории Белоруссии и Украины.

Мусульмане

Татары, башкиры, горцы Кавказа

Поволжье, Предуралье, Северный Кавказ.

Буддисты

Калмыки и буряты

Низовья Волги и Забайкалье.

Язычники

Народы Сибири, Поволжья, Севера

Восточная и Западная Сибирь, Поволжье, Крайний Север.

Православные, в том числе старообрядцы
87 %

Русское и русскоязычное население, украинцы и белорусы

Вся территория России, территория Украины и Белоруссии.

Конфессия – принадлежность к определенной религии.

Россия начала 19в. представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.

По отношению к различным религиям в многонациональной Российской империи действовал принцип веротерпимости. Признавая царскую власть и государственные порядки, можно было исповедовать любую религию. Но всё же православная церковь имела преимущество перед остальными. Её прихожане составляли 86 % от всего населения страны. Более того, в Поволжье, Сибири и на Кавказе активную деятельность развернули православные миссионеры. Их целью был перевод в православие представителей других вер.

При Николае I усилилось гонение на старообрядцев. Так, в соответствии с Указом 1832 года раскольникам нельзя было принимать у себя беглых православных священников. А Указом 1835 года запрещалось возводить новые молитвенные дома и ремонтировать старые. Старообрядцам также было запрещено заниматься общественной деятельностью. К этому времени в самом старообрядческом движении произошёл раскол. Оно разделялось на два направления: «поповцев» и «беспоповцев».

«Поповцы» признавали церковную иерархию и все 7 церковных таинств. «Беспоповцы» отрицали священников и допускали только три таинства – крещение, исповедь и причастие.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.

Следует отметить, что в самом старообрядческом движении до середины XIX века не было своей иерархии. Она появилась после того, как в 1846 году к раскольникам примкнул боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он возглавил старообрядческую церковь, став митрополитом Белокриницким.

Поэтому Амвросия можно считать основателем старообрядческой иерархии.

Старчество, как и служение знаменитых проповедников, отстаивало не авторитет того или иного политического режима, а твёрдость веры и роль церкви как духовно-нравственного ориентира. Проповедь старцев нашла много сторонников, среди которых были Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, мечтавшие о том, чтобы священнослужители сделались подлинными духовными учителями народа.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.

В Российской империи в XIX веке распространилась и католическая вера. Этому способствовало несколько факторов: присоединение польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, увеличение количества немецких колонистов.

Ещё одной религией, которую исповедовало население империи, было униатство. Оно было распространено на украинских и белорусских землях.

С 1837 года дела униатской церкви были переданы в ведение Синода. А с 1839 года действие Брестской церковной унии было прекращено, и униатская церковь была воссоединена с Русской православной церковью.

Униатская церковь-это соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов. Образованна в Речи Посполитой в результате
Брестской унии (1596)

Миллионы российских мусульман особого беспокойства правительства не вызывали. Они проживали компактно, не преследовали цели обращения «неверных» в ислам. Православное население мало интересовалось мусульманством, негативно оценивая его на бытовом уровне.

В Поволжье и на Северном Кавказе правительство пыталось утвердить первенствующее положение православия, прибегая даже к насильственному крещению местного населения. Однако такая политика не носила системного характера и проводилась только тогда, когда Петербургу казалось, что в империи обостряется проблема пантюркизма.

Ислам в России был представлен двумя направлениями: суннизмом и шиизмом.  Суннизм исповедовали большинство верующих татар, башкир, а также народы Северного Кавказа, шиизм же – только часть дагестанцев и азербайджанцев.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века.

Появлялись в империи и новые конфессии. Так, в 1841 году сюда проник баптизм.

Баптизм – одно из направлений 
протестантского христианства.

Первыми, кто стал его исповедовать, были немцы, однако вскоре баптизм распространился и среди русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Таким образом, юридически выделяя инославное и иноверное духовенство в качестве привилегированного сословия, монархия рассматривала его в качестве интегрирующей силы, формирующей и сохраняющей единство имперского пространства, залогом которого являлась законодательная защита религиозно-этнического многообразия империи.

Во второй четверти XIX века возобновилась активная внешняя политика России в Средней Азии.

Её основными задачами в этом направлении были:
·  Закрепление за Россией её среднеазиатских владений.
·  Для этого в землях Казахстана была ликвидирована ханская власть и введена русская администрация.
·  Проведена кодификация законов этих земель в соответствии с российским законодательством.
·  Установлен российский протекторат над землями Старшего жуза.
·  Борьба с соседними государствами (Кокандом, Хивой, Бухарой).

6. Политика России в Средней Азии.

6. Политика России в Средней Азии.

В течение XVIII–XIX веков в состав России вошли и казахские жузы (Младший, Средний и Старший). Это группы племён, кочующих по степям современного Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления. С этими землями граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират.

Причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.
Российская империя всегда стремилась к расширению своих территорий;
приграничные с Россией степные земли сильно отставали в развитии, их пытались подчинить многие соседи – Санкт-Петербург не хотел им уступать;
в регионе стало всё активнее чувствоваться английское влияние, которому Россия решила противостоять;
Россия нуждалась в ресурсах региона, прежде всего – хлопке.

6. Политика России в Средней Азии.

Территорию современного Казахстана с XVIII в. населяли кочевые племена казахов (в то время казахов называли по традиции «киргизы»). Они объединялись в три большие группы племён: Малый (Младший) жуз, Средний жуз, Большой (Старший) жуз. Ими управляли ханы. Основным занятием казахов было кочевое скотоводство, очень слабо были развиты земледелие и торговля.

6. Политика России в Средней Азии.

В 1840-е гг. верховную власть России признали казахи Среднего жуза, жившие в степных районах Центрального Казахстана. 1830-1840-е гг. – активное строительство укреплений русскими (крепости Копал и Верный (Алма-Ата), которые позже переросли в города.

6. Политика России в Средней Азии.

В 1854 году военный губернатор Оренбургской губернии Василий Алексеевич Перовский смог добиться подписания договора с Хивой. Однако среднеазиатские государства, опираясь на поддержку Англии, стремились подчинить себе казахские земли. Так, кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие в подданство России. Необходимость защиты своих приграничных земель в итоге подтолкнёт Россию к завоеванию Средней Азии.

В Средней Азии за Россией были закреплены казахские земли. Созданы предпосылки для начала «Большой игры» с Великобританией.

6. Политика России в Средней Азии.

1839 г. – неудачный поход Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского на Хивинское ханство: Сильные морозы, Массовые заболевания, Недостаток корма для верблюдов. Своей цели Перовский смог добиться лишь позже (договор с Хивой был заключён в 1854 г.). 

Со степями, населёнными казахами, граничили среднеазиатские государства — Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират. Они также стремились подчинить себе казахские земли, в чём их активно поддерживала Англия.

Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие под власть России. Это вынуждало Россию принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнёт к завоеванию Средней Азии

Вывод: Положение представителей разных народов и конфессий в Российской империи было неодинаковым.
Финляндия пользовалась значительной автономией.
Самостоятельность польских земель была ограничена после восстания 1830 – 1831 гг.
Особое управление имел Западный край, на территории которого проживали в основном белорусы, литовцы и украинцы.
Российское государство продолжало политику присоединения территорий государств Средней Азии.

В середине XIX века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Во время правления Николая I к представителям разных народов и религий было неодинаковое отношение. После восстания 1830–1831 годов была существенно ограничена самостоятельность Царства Польского. Финляндия пользовалась широкой автономией. На приграничных землях Западного края действовали особые законы и управление. Еврейское население Российской империи пользовалось значительными льготами. Усилилась борьба со старообрядцами, была упразднена униатская церковь. Российское государство пыталось наладить отношения с государствами Средней Азии.

Домашнее задание.
Читать – стр.84-86.
Ответить на вопросы – 4 и 2-3 на стр. 86.