Национальные игры бурят и их значение для воспитания здоровой личности
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
история +1
Взрослым
13.02.2018
Статью рекомендую для педагогов. Буряты огромное значение уделяли физическому развитию своих детей.Родители хотели видеть в своих детях качества, присущие настоящему мужчине и умелой домашней хозяйке.Игры воспитывали стремление достичь цели, добиться большего.Они разви вали физическую силу, ловкость, сноровку, меткость и умение.Статья может быть предназначена для педагогов и родителей
Далбаева - статья.docx
Национальные игры и их значение для воспитания здоровой
личности.
А.А. Далбаева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Боханская средняя общеобразовательная школа
№1»
п. Бохан, Россия
В народном понимании здоровье – это бесценный дар, который преподносит
человеку природа. Здоровье – это самое драгоценное богатство и источник всех
благ. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто
мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот
вернуть его очень и очень трудно. Сохранение здоровья подрастающего
поколения признанно приоритетным направлением государственной политики в
области образования.
Так организовывали национальные игры, развлечения и спортивные игры, которые
способствовали их физическому развитию, носили соревновательный характер и
воспитывали дух товарищеского и здорового соперничества. Родители хотели
видеть в своих детях качества, присущие настоящему мужчине и умелой
домашней хозяйке.
На мой взгляд, для формирования здоровой, компетентностной,
самостоятельной личности большим воспитательным потенциалом обладает
этнопедагогический подход. Этнопедагогическое обоснование воспитания –
сложнейший процесс, и одним из его приемов и методов воспитания можно
назвать здоровьесберегающей
Здоровьесбережение – это
правильное питание, закаливание, воспитание, физические упражнения, игры.
Народы, населяющие огромный регион Сибири, больше внимания уделяли
физическому развитию подрастающего поколения, так как в суровых
климатических условиях здоровый, физически развитый человек мог успешно
противостоять жизненным невзгодам, продолжить род, вести хозяйство. Поэтому
с малых лет ребенка старались закалить, привить навыки закаливания и одевали в
одежду, которая не стесняла движений.
Купание детей рассматривалось не как норма элементарной гигиены, а
только как средство укрепления кожи. Повсеместно у бурят смазывали тело
ребенка грудным молоком, что якобы придавало ему больше сил и здоровья.
Купание ребенка и в дальнейшем не было систематическим.
технологией. Буряты относились к детям исключительно мягко, были глубоко привязаны
и очень любили их, уважали в них человека, но вместе с тем требовали
беспрекословного послушания, которое прививалось с раннего детства. В
поступках своих, играх, отлучках от дома, шалостях дети были предоставлены
самим себе. Не принято было строго наказывать детей за какие – либо проступки,
тем более применять грубое физическое воздействие, порку, так как это
считалось вредным для их здоровья. Играя, дети отражали усвоенную ими в
семье манеру поведения, систему отношений.
Игра – важная для психического и физического развития самостоятельная
деятельность детей, одно из средств их всестороннего воспитания и развития.
Громадное воспитательное значение детской игры отмечали все крупные
педагоги и многие писатели: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, А.М.Горький,
С.Я.Маршак и другие.
Каждая игра и развлечение имеют свои достоинства и преимущества. До 4 –
5 летнего возраста дети играли с соседскими детьми, а те, что постарше,
привлекались к посильной работе, но свободное время также проводили в играх.
Девочки младшего возраста играли главным образом в куклы. Для кукол шилась
одежда. Именно с детских игр девочки получали первые навыки шитья, в том
числе художественного шитья с элементами вышивки, обучались скорняжеству.
Помимо приобретения практических навыков в играх развивался художественный
вкус будущих мастериц, а умение шить считалось обязательным для каждой
бурятской женщины.
Игрушками девочек были также черепки, посуды, камешки, мячи из шерсти,
которые они сами делали. Игрушками мальчиков были деревянные трещотки,
лодки из сосновой коры или дощечек. Среди игрушек – самоделок были
миниатюрные орудия труда: маленькие деревянные лопаты, вилы, грабли и.т.д.
Изготовление этих самоделок включало элементы производственного обучения,
т.е. с них мальчики начинали осваивать правила технологии, навыки изготовления
этих орудий, учились пользоваться инструментами. Любили дети также лепить
игрушки из глины: фигурки зверей, птиц, людей, предметы домашней утвари.
Большой популярностью у мальчиков пользовались игры в бабки (лодыжки)
– шагай. Бытовало много подвижных игр, отражавших хозяйственную
деятельность народа: «ловля лошади арканом», «волки табуны лошадей»,
«малгай нюулга» (прятание шапки), «hохор hамган» (слепая баба) и др. У бурят
во время Сагаалгана проводились состязания – hээр шаалга (hээр самый
длинный отросток грудного позвонка крупного рогатого животного). На кулак
левой руки участника игры наматывался кожаный ремень или кожаная рукавица.
Затем он одновременно разводит руки в стороны, и сильным резким встречным ударом правого кулака должен переломить эту кость. Каждому участнику
разрешалось не более трех раз нанести удар. При каждой неудачной попытке
участник состязания кладет в «банк» деньги. Оно было присуще только народам,
занимавшимся скотоводством. В нем принимали участие только мужчины, так
как требовалась сила и ловкость.
Наиболее самобытной игрой бурят – скотоводов считается «шагай наадан»
игра в лодыжки. Эта игра имеет несколько разновидностей: «хонгордоолго»,
«таалсалга», «хумпараа хаялга», «шагай няhалалга», «шагай тyyлгэ». Для игры
имеются строгие правила, которые надо соблюдать неукоснительно.
У детей подростков пользовались успехом игры, связанные с
передвижениями, такие, как «дохоншоохо», гараараа гyйхэ», «мушхаралдажа
гyйхэ», «сахада бэеэ татаха» (подтягивание). Кто больше всех подтянется, тот
считался сильным. Подростки устраивали состязания в прыжках и в высоту где –
нибудь возле хорео (изгороди). Все эти игры развивали у детей не только
мускулатуру рук и ног, но и еще мышщы всего тела, вырабатывали координацию
и гибкость
С раннего возраста мальчики увлекались стрельбой из лука, чаще
изготовленного ими самим. Это было своего рода подражание взрослым,
особенно охотникам, которые были уважаемыми людьми своего рода, племени.
Национальная борьба пользуется необычной популярностью. Ею начинали
заниматься с ранних лет, постоянно совершенствуя технику борьбы. Лучшими
считались те, кто владел такими приемами борьбы, как подсечка и обвив.
Всячески поощрялась тяжелая атлетика, гири и штанга, гимнастические
упражнения и джигитовка.
Одним из способов приобщения детей к народной культуре были игры –
состязания «дуу андалдаан» (состязание на лучшее исполнение песен). Также
часто проводились игры «сэсэ булялдаан» (конкурс острословов, ума). Так через
игру дети усваивали историю, обычаи, поэтический склад языка, эпические
традиции,
композицию и стилистику фольклорных произведений,
художественные традиции.
В настоящее время бурятский народный праздник Сурхарбан проводится
ежегодно в июне — после завершения весенних сельскохозяйственных работ.
Сурхарб н (бур. Һүр харбаан) — бурятский спортивный народный праздник.
Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игрища мужей»). История
праздника уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний
были чествования духов. Позже Сурхарбан стал своеобразным военным смотром,
на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось очень много народу.
Каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов (борцовбогатырей),
аа мэргэнов (метких стрелков), коней и ловких наездников. В стрельбе из лука,
которая долгое время была одним из главных видов боевого искусства
кочевников, бурятские воины достигали высочайшего мастерства. Любимым
видом состязаний была борьба.
«Сур Харбаан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную
мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня («сур»).
Название соревнования по стрельбе в сур стало названием всего праздника.
Изначально Сурхарбан возник как общественный суд. Кроме стрельбы из лука на
Сурхарбане проводятся соревнования по бурятской борьбе и скачки. Во время
праздника исполняется танец ёхор. В наше время Сурхарбан это соединение
традиций и новых форм культуры. Он стал праздником спорта и воспевания
пробуждающейся природы. Сурхарбан – один из наиболее интересных народных
праздников Бурятии и Прибайкалья, привлекающий туристов.
Бурятские национальные игры отражали социально экономический уклад,
общественный строй древних бурят. Со временем изменились характер
хозяйствования и культура бурят, у которых появились новые физические
упражнения и игры. Игры и развлечения детей способствовали их физическому
развитию, носили соревновательный характер и воспитывали стремление достичь
цели, добиться большего. Народные игры развивали такие качества, как
физическая сила, ловкость, сноровка, меткость, умение постоять за себя.
Народные игры метод воспитания, метод общения, это терапия для всех. Список литературы
1.Басаева К.Д. Брак и семья у бурят. Улан – Удэ: Бурят. кн. издво,1991.192 с.
2.Единство национальных традиций: язык, культура, религия: материалы
республиканского семинара учителей национальных школ (02 03 ноября 2011г.) /
сост. Мархаева С.Ж., Цыденова Х.Г. – Улан – Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг».72 с.
3.Народная педагогика и современная национальная школа. Улан – Удэ: издво
«Бэлиг», 1993. 136с.
4.Семейное воспитание. Словарь. Под ред. М.И. Кондакова. М: «Педагогика»,
1972. 143с. (Библиотека для родителей).
Национальные игры бурят и их значение для воспитания здоровой личности
Национальные игры бурят и их значение для воспитания здоровой личности
Национальные игры бурят и их значение для воспитания здоровой личности
Национальные игры бурят и их значение для воспитания здоровой личности
Национальные игры бурят и их значение для воспитания здоровой личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.