Научная работа на тему Мировые судьи
Оценка 4.8

Научная работа на тему Мировые судьи

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +2
docx
правоведение
11 кл +1
22.02.2020
Научная работа на тему  Мировые судьи
Научная работа на тему Мировые судьи
Нагима Кажгабыловна Суд.docx

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Общая характеристика института мировых судей…………………………....5

1.1 Понятие и сущность института мировых судей…………………………….5

1.2 Отличительные особенности мировых судей и медиаторов……………...10

1.3 Актуальные проблемы медиации в Республике Казахстан……………….13

2. Современный порядок мирного разрешения гражданских споров………..16

2.1 Потенциальная подведомственность дел мировым судьям………………16

2.2 Предложения по установлению института мировых судей в Республике Казахстан…………………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность настоящей курсовой работы выражается в том, что назрела необходимость в возрождении института мировых судей на территории Республики Казахстан. Мировая юстиция должна быть восстановлена по многим причинам. Основной из них выступала необходимость обеспечения доступности правосудия, связанной с территориальным расположением судов, удобством процедур возбуждения дела, динамикой движения дела и другими вопросами процессуальной формы. После экономических и политических преобразований последних десятилетий, повлекших существенные изменения в законодательстве, районные суды перестали справляться с возросшим количеством судебных дел. Введение института мировых судей должно было разрешить создавшуюся ситуацию. Перед мировой юстицией стояли задачи приближения судов к населению, оперативного рассмотрения простых дел, уменьшения нагрузки на судей федеральных судов, повышения качества работы судов.

Обозначенные факторы подчеркивают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является анализ возможностей деятельности института мировых судей на территории Республики Казахстан в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач настоящей курсовой работы:

- проанализировать понятие и сущность института мировых судей;

- выявить отличительные особенности мировых судей и медиаторов;

- охарактеризовать порядок заключения мирового соглашения;

- выявить актуальные проблемы медиации в Республике Казахстан;

- осуществить предложения по установлению института мировых судей в Республике Казахстан.

Предмет курсовой работы образуют нормы действующего законодательства Республики Казахстан, совершенствование которых позволит установить институт мировых судей.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе мирного разрешения возникающих споров.

Исследованием института мировых судей в Республике Казахстан занимались такие известные ученые-процессуальисты, как: Антакольская М.В., Аширова Э., Басин Ю.Г., Килячков В., Лукашева Е.А., Сергеев А.П., Сулейменов М.К., Суханов Е.А., Толстой Ю.К., Тулеугалиев Г.Т., Шнекендорф, 3. К. и многие другие.

Методологическую основу настоящего исследования составили анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, исторический и ряд других методов.

Структурно курсовая работа включает в себя введение, две главы и пять параграфов, заключение и список использованной литературы.

Мировой суд появился в Англии в XIV веке, был введен в Северной Америке в XVII веке, во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован). Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции.

В Российской Империи первые М.С. появились в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году.

Современные исследователи, в особенности, 90-х годов XX века, утверждают, что Советская власть мировую юстицию ликвидировала. Это не совсем так. В Декрете о суде [№1] от 22.11(05.12).1917 Совнарком РСФСР в первых двух пунктах постановляет следующее:

1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления,

2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Как видно из этого документа, М.С. всего лишь были заменены на местные суды - а те, пройдя, в свою очередь, некоторый исторический путь, оформились в конце концов в районные и городские народные суды - как и М.С. - нижнее звено судебной системы, но уже Советской России. Во многих сельских районах СССР до периода Перестройки районный народный суд состоял из одного судьи и нескольких народных заседателей - так как и уровень преступности, и количество гражданских споров в такой местности были чрезвычайно низкими. В процессуальном законодательстве не только существовал, но и часто использовался наряду с термином "судья", термин "народный судья" - судья нижнего уровня, избираемый населением.

Мировые судьи не выдержали проверку временем дважды. Народные судьи - единожды, и при этом, просуществовали больше, чем судьи мировые (даже если сложить все сроки существования последних).

В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задуманно ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов. Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемественность и т.д.). Впервые юридически институт закреплён в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а впоследствии (в 1999г.) был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" - после чего началось в обязательном порядке создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России - через несколько лет, в целом, завершённые.

В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки определить сущность мирового судьи. К сожалению, смысл термина «мировой судья» до сих пор не понятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастаться точными представлениями о его формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием казахстанских ученых. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья), Justice of the Peace, lay justice (мировая юстиция), magistrate court (мировой суд) .

Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя имеют свои индивидуальные смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья - мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также правомерно утверждалось, что термин «мировой» следует считать производным от понятия «мир» в значении «порядок, спокойствие» (английское - peace, французское - paix) .

Гражданское процессуальное законодательство Республики Казахстан не предусматривает законодательного определения, равно как, в целом, правового регулирования института мировых судей.

Из стран ближнего зарубежья, на территории которого действует институт мировых  судей.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Данная характеристика мирового судьи имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой - законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы РФ, принимающим судебные постановления от имени РФ ., что это за субъект.

Суды предпринимают организационно-правовые меры различного характера, направленные на повышение востребованности примирительных процедур, поэтому на информационных стендах у мировых судей должна присутствовать информация, раскрывающая понятие и сущность медиации, условия применения медиации и порядок ее проведения, положительные стороны и эффективность медиации и место нахождения медиаторов. При подготовке дела к судебному разбирательству и к непосредственному рассмотрению дела, так и в ходе его рассмотрения сторонам разъясняется их право на урегулирование спора путем медиации, в том числе с последующим заключением мирового соглашения [15, c.36].

Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи.

1. Мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности.

2. Мировой судья - судья общей юрисдикции, т. е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

3. Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации.

4. Мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы РФ.

5. Мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом.

В действующем российском законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно:

1) суд субъекта Федерации;

2) состав суда;

3) участник процесса.

Вместе с тем «суд» в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.

Мировой суд следует определять как учреждение, судебный орган, входящий в судебную систему; мирового судью - как физическое должностное лицо, представляющее судебный орган, а мировую юстицию - как систему мировых судебных ведомств, учреждений, их деятельность.

Следовательно, институт мировых судей должен играть положительную роль в становлении судебной власти, однако его организационная и процессуальная деятельность нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании и совершенствовании.

На территории Республики Казахстан существенный вклад в развитие судебной системы

Казахский суд биев сохранился и утвердился в памяти поколений как независимое, профессиональное и мудрое правосудие.

В многовековой истории каждого народа бывают события, даты и личности, которым дают дань последующие поколения и гордятся ими, вспоминают о них как примечательные и важнейшие вехи, духовные рубежи пройденного ими жизненного пути. Бывают, хотя намного реже, и такие явления, институциональные структуры и учреждения, которые стойко держатся и овладевают памятью и умами новых поколений людей в силу того, что они имеют цивилизационное значение или даже общечеловеческую ценность. Они сохраняются и живут в их мыслях как ориентация на будущее и наследие, имеющие непреходящее значение. Таким памятным историческим явлением является казахское судопроизводство - суд биев, формировавшееся в недрах кочевого общества тюрков- казахов, составившее и получившее наименование «Золотой век» правосудия. Оно, когда его уже не было, оставалось вечно живым факелом в памяти народной.

Суд, как публичный орган, во все времена и эпохи был и остается критерием и символом власти и управления, по которому в первую очередь судили о власти, об ее приверженности к демократии и интересам народа. Как правило, такое представление превалирует у тех слоев населения, которые больше относятся к объектам - участникам судебного разбирательства, ощущающим на себе отношение и тяжесть судебной власти, и меньше всего проявляется у тех, кто стоит на верху власти и творит суд. В условиях Казахстана авторитет и престижность бийского судопроизводства, давно канувшего в пластах истории, стали достоянием сострадания и мечты всего общества, в том числе и ныне властвующих в нем слоев. Это парадоксально, но факт, говорящий о многом, о всеобщей ценности правосудия биев .

Здесь следует сделать начальную оговорку и определиться с понятием «о судах биев в кочевом обществе казахов». В данном случае вовсе не идет речи о желании абсолютизации общества казахских кочевников, тем более об его изолированном рассмотрении в отрыве от его оседлой и городской части и связей с нею. Дело в том, - это важно отметить, выделить, что бийское правосудие в своем ценностном имманентном статусе могло формироваться, сложиться и утвердиться только в среде и массе классической кочевой части казахского общества, занимавшей огромное пространство центрально-азиатского контингента и составлявшей абсолютное большинство населения Степного края. Городская культура и земледельческая культура, вкрапленные и в большей части перенимавшие стиль управления и нормы поведения у соседних оседлых регионов и стран, мало что влияли, на казахское кочевое общество, наоборот, в определенной степени служили его консервации и укреплению. Порядок наделения полномочиями мировых судей можно установить посредством либо их избрания населением соответствующего судебного участка или районным (городским) представительным органом - маслихатом; либо назначением (избранием) маслихатом.

При этом, представляется, что необходимо установить срочность полномочий мировых судей - первоначально на срок, например, - три года. По истечении этого срока мировой судья может повторно выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. В этом случае он может быть назначен на срок, допустим, 7 лет. А в последующем - при выдвижении своей кандидатуры в третий раз - он может быть назначен бессрочно.

Следует при этом указать, что назначение мировых судей на определенный срок не будет противоречить закрепленному в п.1 ст. 79 Конституции РК принципу постоянства судей. Назначение (избрание) судей на постоянной основе не исключает наделения их полномочиями на определенный срок, что предусматривают и международные документы (например, п.12 Основных принципов, касающихся независимости судебных: одобрены резолюциями генеральной Ассамблеи ООН 40/146 от 13 декабря 1985 г.; п. 3 Европейской хартии о статусе судей (Лиссабон, 10 июля 1998 г.). В этой связи следует указать, что пункт 1 ст. 79 Конституции РК в части «суды состоят из постоянных судей», означает, на наш взгляд, назначение судей не на неопределенный срок, как это указано в Постановлении Конституционного Совета РК от 23 июня 2004 г. № 6 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 79 Конституции Республики Казахстан» [], а только на их несменяемость, на что указывается в этом же постановлении Конституционного совета РК.

Человеческая история богата парадоксами и противоречиями, и как нередко бывает в их беспорядочности рождаются и бытуют явления, представляющие куски, оазисы общечеловеческой ценности, на первый взгляд мало доступные привычно логическому объяснению. Именно таким загадочным явлением - новшеством для разумения был особый авторитет бийской судебной системы в казахском кочевом обществе, считавшемся с позиции европейской цивилизации отсталым. Почти все иноземные из европейских стран, независимо от их статуса и цели пребывания в Степном крае, называли казахов - кочевников XII-XIX веков номадами но образу жизни, «полудикими» по способам выживания в природной сфере, «патриархальными» но сохранившему в них родовому делению населения и управлению, «буйными» по отстаиванию интересов и свободы освоения огромного пастбищного пространства, «безвластными» по отсутствию привычного для Запада открытого деления и раздела населения на подданных и властвующих. Управление и власть в больших и малых кочевых коллективах имели двойственные признаки. С одной стороны, они принадлежали тем, которые пользовались наибольшим влиянием и уважением по возрасту, опыту, природной прозорливости в условиях наличия действующих корпоративно - общественных социальных институтов, а с другой стороны, принадлежали тем, которые выделялись по имущественному положению на фоне достаточно заметного социального расслоения населения - на богатых и бедных. Отдаленность и периферийность казахского кочевого общества от центров азиатской и европейской цивилизации, его завуалированность и «кочевая отсталость» служили причиной позднего внимания к нему со стороны евроазиатской образованной элиты. Первые зарубежные, а особенно русские исследователи, именно исследователи, пришли в казахскую степь только в начале XIX века. Они-то увидели и открыли в ней, во внутренней организации и структуре казахского общества особенные институты и явления, представляющие всеобщие ценности, такие, как приверженность к красноречию и мудрствованию, как царствующий культ словесности и законности, утвердившиеся в быту и в общественном сознании. А.И. Левшин, крупный русский ученый - востоковед, побывавший в Казахской степи в 20-х годах XIX века с исследовательской целью, снискавший мировую славу за фундаментальные труды о казахах, писал: «Было время, говорят благоразумнейшие из киргизов Меньшей орды, когда и наш народ жил в покое, было время, когда и у нас существовал порядок, были законы и правосудие. Сей Золотой век, о котором вспоминают они со вздохами, есть царствование знаменитого хана Тауке (Тауке), который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшийся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы. Киргизы (казахи) Большой и Средней орд утверждают, что народные законы их гораздо древнее хана Тауке» .

 В начале XVI в., в период правления хана Касыма был разработан и издан закон, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов. Он включал в себя пять основных разделов:

1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.

2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.

3. Военный Закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета. 5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету. Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости.

Юридически эти изменения были закреплены в своеобразном своде законов — «Есім ханның ескі жолы» («Есим салган ески жол») - (Древний путь Есим хана, Есима исконный путь), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. Закон получил широкое признание у народа, где нормы адата были более приемлемы чем законы шариата в силу занятия скотоводством. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права, по сути это было «Бийской революцией» - так как хан ограничивал аристократию и опирался на биев (степных судей). По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, г. Туркестане или под Ташкентом. Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно - территориальными объединениями — жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

Обычное (тора, адат) и мусульманское право (шариат) регулировали правовые взаимоотношения в обществе. Попытки выработать единые правовые основы были предприняты Касымом и Есимом. Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке (1680 - 1718гг.), считающийся автором и инициатором составления и принятия «Жеты-Жаргы». Точное время принятия этих законов неизвестно. Считают, что в конце XVII в. Тауке созвал выдающихся биев трех жузов (Толе - из Старшего; Казыбек - из Среднего; Айтеке - из Младшего), именно они и явились авторами «7 уложений». Почему возникла необходимость принятия этих законов? 1. С целью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государства. (как известно, единство было необходимо перед лицом усиливающейся джунгарской опасности). 2. Для выработки единых правовых основ казахского общества, отвечающих требованиям времени. «Жеты-Жаргы» сохранились в записях (не полностью – сохранились 33 фрагмента) русских ученых Г. Спасского (1820 г. ), А. Левшина. По своей структуре «Жеты-Жаргы» состоит из норм административного, уголовного, гражданского права, семейно-брачных отношений; разделов о налогах, религии и т. д. Основными принципами, основываясь на которые Тауке хотел сплотить казахов, были: принципы строгого подчинения младших старшим (детей - родителям, жены - мужу; подчиненного - правителю); принцип коллективной ответственности (человека перед родом, рода за каждого своего члена). Уголовное наказание основывалось на принципе талиона (кровь за кровь), но смертная казнь (4 вида) всегда могла быть заменена выкупом (кун). «Жеты-Жаргы» отражает социально-политическую неоднородность общества, о чем говорят статьи о разной степени ответственности правящих лиц и простых людей. Основная масса населения была свободным субъектом права. Только рабы находились в личной зависимости от своих владельцев и могли быть лишены жизни по их усмотрению.Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы: ·  Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. ·  Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. ·  Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. ·  Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. ·  Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. ·  Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. ·  Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. Безусловно, «Жеты-Жаргы» - воплощение достижений средневекового права, отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в достижении внутриказахского единства.

Данные высказывание А.И. Левшина не было заметкой, отмеченной мимоходом. В нем схвачено и выражено одно из коренных проблем и особенностей истории внутреннего устройства казахского кочевого общества, составляющих и объяснявших его былое единство и силу в законе. Этот его мир, устройство и порядок в обществе были основаны, как сказано автором, на законах и правосудии. Они - то и составляют «сей Золотой век» на казахской земле. Из высказывания его и других современных ему авторов мы устанавливаем, что во всем этом упорядоченном общественном процессе первую роль играло правосудие. Причем не вообще правосудие, а правосудие, отправляемое биями, особо выделенной из общества социальной группой профессионалов, достойных и адекватных своей эпохе. Об этом речь будет идти несколько позже.

Первостепенная такая роль правосудия у казахов была связана не только и не столько с тем, что в средневековом кочевом обществе управление им сводилось в основном к разрешению возникающих в нем споров и конфликтов. Это обычное, распространенное повсюду историческое явление. То, что в нем правосудие поднялось до народного рейтинга - «Золотого века» нужно было, чтобы оно овладело неординарными признаками и сутью, особо выделяющими его среди подобных ему известных и традиционных учреждений. Этим строгим требованиям отвечало правосудие, отправляемое биями в эпоху их возвышения как независимых, мудрых народных судей.

Необходимо отметить еще одно ценностное место в высказываниях А.И. Левшина. Он указывает, что «благоразумнейшие» казахи связывают «сей золотой век» с периодом царствования в казахском обществе Хана Тауке (последняя четверть XVIII веков). Не случайно, что народная память сохранила и выделяет этот период. Именно при хане Тауке, в нарушение вековой традиции, когда ханской опорой всегда были чингизиды - султаны, произошло другое - официальное признание ведущей роли биев в политической жизни казахского общества. Тауке хан, претендовавший на всеказахский трон в сложные годы для общества и распространявший свое влияние на все три казахские жузы, по данным источников, в своей деятельности решил всецело опираться на биев, периодически созывал съезды биев, рассматривал на них важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Это не было началом процесса, было итогом развития предыдущих эпох. Заслуга Тауке хана заключается в том, что он в реализации своей государственной политики избрал и использовал силу и авторитет правосудия, отправляемого биями, ставших влиятельными и в административно-управленческой системе в обществе. На вопрос о том, к какому периоду истории Казахстана относится сложение бийского правосудия, то на данном этапе познания достаточно отметить, что оно складывалось веками и его пик приходиться, как явление национального масштаба, именно к периоду царствования Тауке хана. Кочевой образ жизни был мощным консервантом его ценностных черт. Отдельные живые представители «Золотого века» правосудия сохранились, дожили до начала XX века. По ним судили и узнавали, каким оно было в прежние эпохи в деле обеспечения порядка и законности в кочевом обществе и каким оно было мощным фактором в сохранении и обеспечении единства казахских кочевников, разбросанных и раскинувшихся на огромных степных просторах центрально- азиатского контингента .

Профессор Григорьев В.В., известный русский востоковед был наиболее компетентным ученым второй половины XIX века в описании жизни казахских кочевников и их внутреннего устройства. Это его преимущество объяснялось в первую очередь непосредственным и глубоким его знанием языка и быта населения Степного края, познавательной его способностью и стилем исследователя. Около десяти лет возглавляя правительственную администрацию по управлению Западной частью Казахстана (с середины XIX века), он находился в тесном контакте с казахским обществом, бывал в ближних и дальних аулах, расселившихся и кочевавших преимущественно по родовым делением. Вдобавок всему этому проф. Григорьев В.В. пользовался отложившимися в царских канцеляриях архивными и текущими материалами о казахах. В одной из своих работ, посвященных сравнительному анализу истории восточно-тюрских народов, он имея ввиду казахское общество, писал: «Кочевой быть считают обыкновенно несовместимым с каким либо значительным развитием экономическим и интеллектуальным. Но это едва ли основательно» В подтверждение этой мысли он далее указывал: «В пастушеских еще обществах возникает иногда, как видим у киргизов (казахов) такое превосходное судопроизводство и такие порядки следственного и судебного процесса, каким могут позавидовать многие издавна цивилизовавшиеся народы» .

В это же ключе о бийских судах и казахском праве «Жарғы» высказывался и другой русский ученый Словоходов Л.А., юрист по образованию, много лет проработавший в царской администрации в Казахстане. Он специально изучал, и знал казахский язык, превосходно говорил на нем, лично был знаком с многими представителями местной знати. Он написал специальную работу о правосудии в обществе кочевых казахов. Он суд биев считал «оригинальным» и «народным» в том плане, что он был близок, понятен и полезен народу, носит необвинительный, состязательный характер. «Народное судопроизводство киргиз (казахов С.З.) гласно, публично, несложно, непродолжительное. Долгими годами своей жизни народ выработал своеобразную, но вполне ему понятную структуру судебных процессов, обойдя столь вредный бюрократический элемент.

К компетенции мировых судей можно отнести две категории дел:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

2) ряд гражданских дел, отличающиеся менее сложным характером (например, такие как: дела о выдаче судебного приказа; возникающие из семейно-правовых отношений, трудовых споров и др.).

К мировому судье должны, на наш взгляд, должны предъявляться те же требования, что и к судьям, т.е. установленные ст. 28 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» А к кандидатам на эти должности - те же требования, что и к судье районного судья, т.е. установленные п. 1 ст. 29 и ст. 29-1 этого же Конституционного закона.

Порядок наделения полномочиями мировых судей можно установить посредством либо их избрания населением соответствующего судебного участка или районным (городским) представительным органом - маслихатом; либо назначением (избранием) маслихатом.

При этом, представляется, что необходимо установить срочность полномочий мировых судей - первоначально на срок, например, - три года. По истечении этого срока мировой судья может повторно выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. В этом случае он может быть назначен на срок, допустим, 7 лет. А в последующем - при выдвижении своей кандидатуры в третий раз - он может быть назначен бессрочно.

Следует при этом указать, что назначение мировых судей на определенный срок не будет противоречить закрепленному в п.1 ст. 79 Конституции РК принципу постоянства судей. Назначение (избрание) судей на постоянной основе не исключает наделения их полномочиями на определенный срок, что предусматривают и международные документы (например, п.12 Основных принципов, касающихся независимости судебных: одобрены резолюциями генеральной Ассамблеи ООН 40/146 от 13 декабря 1985 г.; п. 3 Европейской хартии о статусе судей (Лиссабон, 10 июля 1998 г.). В этой связи следует указать, что пункт 1 ст. 79 Конституции РК в части «суды состоят из постоянных судей», означает, на наш взгляд, назначение судей не на неопределенный срок, как это указано в Постановлении Конституционного Совета РК от 23 июня 2004 г. № 6 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 79 Конституции Республики Казахстан» [], а только на их несменяемость, на что указывается в этом же постановлении Конституционного совета РК.

Безусловно, что введение института мировых судей потребует внесения изменений в Конституцию и Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». В этом случае представляется, что п. 3 ст. 82 Конституции РК можно изложить в следующей редакции: «3. Председатели и судьи районных и городских судов Республики назначаются на должность Президентом Республики по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции» и дополнить эту же статью пунктом 3-1 следующего содержания: «Порядок наделения полномочиями председателей и судей других судов Республики устанавливается конституционным законом». А в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» внести следующие изменения и дополнения:

1) подпункт 2 пункта 2 статьи 3 дополнить подпунктом «2-1. мировые судьи»;

2). Пункт 1 ст. 29 изложить в следующей редакции: «1. Судьей районного суда, а также мировым судьей может быть гражданин Республики Казахстан:» и далее по тексту;

3) Пункт 3 ст. 31 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1.Вариант 1: «Мировые судьи избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленным Законом Республики Казахстан «О мировых судьях в Республике Казахстан»

Вариант 2: «Мировые судьи избираются на должность районным (городским) представительным органом - маслихатом в порядке, установленным Законом Республики Казахстан «О мировых судьях в Республике Казахстан»

Вариант 3: «Мировые судьи назначаются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленным Законом Республики Казахстан «О мировых судьях в Республике Казахстан».

В казахском обществе ХV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, знанием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладала хан, имевший право пересматривать решения суда биев.

В казахском обычном праве дело не могло возбуждаться по факту преступления процесс начинался только по инициативе потерпев­шего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - жауап берушi или жауапкер. Кроме того, в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - аигак и присягатели - жан берушi. Суд по обычному казахскому праву был гласным, со­стязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер.

Ораторы - шешены и Бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия: Толе би, Айтеке би, Казыбек би. Совершенно справедливо было сказано о них А. Нурпеисовым, известным писателем:  « Три мудреца, чьи имена не сходят с уст благодарных потомков Толе би, Казыбек би, Айтеке би, - не только были наделены Богом великим ораторским искусством. Они точно так же, как Цицерон в Древнем Риме, использовали широкий круг государственных  обязанностей, в том числе суда биев, утверждая тем самым своими деяниями принципы демократии Великой степи. Именно великое ораторское искусство, в первую очередь, выдвинуло их в ряд исторически значимых лиц казахского этноса. Наряду с ними следует выделить деятельность казахских жырау, акынов среди них выделяются Бухар, Ахтамберды, Умбетей, Татикара, Кожаберген жырау и многие другие.

Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизировало согласие обеих сторон с составом суда и согласие, с будущим решением бия

Попытка отвода, бия, после бросания плетей или препятствование судопроизводству наказывалось, виновного могли избить его же плетью.

Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных лю­дей, но и всех желающих.

Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представите­лем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через пред­ставителей. В их роли выступали чаще всего красноречивые и знакомые с нормами обычного права одноаульцы. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной сто­роной.

Казахское обычное право предусматривало различный подход к свидетелям в зависимости от их социального статуса. Не прини­мались свидетельства женщин, ближайших родственников истца и ответчика, несовершеннолетних, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям, а также лиц, признанных сумасшедшими. Свидетельства рядовых общинников имели доказательную силу только после того, как честность свидетелей подтверждалась присягой. Свидетельства же султанов, биев и других влиятельных лиц принимались без при­сяги. Жетi Жарғы определяли, что «для удостоверения в преступ­лении требуется не менее двух, а иногда трех свидетелей».

Институт присяги. Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - жан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Интересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны. При этом пред­почтение отдавалось известным, уважаемым людям, желательно незнакомым с обстоятельствами дела. Различалось два вида присяги - доказательная и очистительная. Доказательная присяга требова­лась от свидетеля истца. Очистительная присяга приносилась сторо­ной ответчика. Присягатель должен был в торжественной обстановке поклясться в невиновности обвиняемого. Обычно при малейшем со­мнении присягатель отказывался от присяги, т. к. если впоследствии выяснялась его ошибка, он нес ответственность как лжесвидетель, объявлялся вне закона, его имущество и скот могли быть безна­казанно разграблены. Отказ присягателя от очистительной присяги автоматически вел к вынесению обвинительного приговора.

Приговор, бия, выносился устно, после его объявления проводился обряд алажiп - разрезание пестрой веревки, символизирующий за­вершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение бийлик -10% от суммы иска и все штрафы, назначенные нарушителям про­цессуальных норм во время суда.

Исполнение судебного решения. Исполнение решения суда биев возлагалось на ответчика, однако, при отказе истца выполнять при­говор, прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Барымта была законной процессуальной нормой, если она соответствовала следующим требованиям:

1. совершалась с ведома бия, вынесшего приговор и правителя общины истца;

2. истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора;

3. количество угнанного скота примерно соответствовало сумме иска.

Барымта часто сопровождалась нанесением телесных поврежде­ний представителям той или иной стороны и даже убийствами. В случае травмирования или гибели кого-либо из инициаторов барымты виновные несли уголовную ответственность, если же погибали или получали ранение защищающиеся от барымты, это не влекло за собой ответственности.

При многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, суд биев прибегал к при­мирению сторон - салават.

Проигравшая в суде биев сторона имела право на обжалование приговора в ханском суде. Если хан, подтверждал решения, бия, то жалобщик обвинялся в попытке опоро­чить судью и подвергался телесным наказаниям. Если же хан сомне­вался в справедливости приговора, вынесенного бием, то он предла­гал пересмотреть дело.

Гласность судебного процесса и зависимость авторитета, бия от справедливости вынесенных им решений, вели к невозможности злоупотреблений со стороны биев и стремлению выносить при­говоры, максимально удовлетворяющие обе стороны. Таким образом, целью суда был не столько поиск истины, сколько примирение сторон и прекращение конфликта.
         Впервые в мантии казахстанские судьи облачились в 1998 году. Но уже в 2009 году был введен новый образец мантии. В 2014 году был утвержден третий действующий образец мантии для судей свободного прямого силуэта. Форма изготовлена из ткани темно-синего цвета, плотного, крепового переплетения с матовой поверхностью и лощенной изнаночной стороной.

В Казахстане обязательным обращением к судье – “Ваша честь – подчеркивается особым статусом человека, выносящего решения от имени Республики Казахстан. В свою очередь судьи обязаны помнить о своем высоком предназначении и хранить честь судейской мантии.

21 ноября 2016 года новый кодекс судейской чести был принят VII съездом судей РК (далее – “Кодекс”). Стоит отметить, что Кодекс отражает в себе новую кадровую политику судебной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

Подводя итог проведенному в настоящей научной работе исследованию, представляется возможным отметить следующее.

В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки определить сущность мирового судьи. К сожалению, смысл термина «мировой судья» до сих пор не понятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастаться точными представлениями о его формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием казахстанских ученых. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья), Justice of the Peace, lay justice (мировая юстиция), magistrate court (мировой суд).

Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя имеют свои индивидуальные смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья - мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также правомерно утверждалось, что термин «мировой» следует считать производным от понятия «мир» в значении «порядок, спокойствие» (английское - peace, французское - paix).

Институт медиации и применение процедуры медиации в процессе судопроизводства имеет практическое значение для судей. Для того чтобы граждане, обратившиеся за судебной защитой изъявили желание посетить медиатора, они должны располагать достаточной информацией относительно того, что это за субъект.

Необходимо отметить, что процедура медиации имеет существенные отличия от судебных процедур. В случае обращения сторон в суд, они передают разрешение спора на усмотрение суда. Здесь стороны являются скорее пассивными наблюдателями, так как в данном случае только суд наделён правом, вынести соответствующее решение по делу. Если стороны разрешают конфликт путём обращения к процедуре медиации, то они самостоятельно решают вопрос об урегулировании конфликта. Медиатор помогает сторонам достичь соглашения, принимающего во внимание интересы обеих сторон, но он никаких решений не выносит, медиатор лишь формально фиксирует тот консенсус, к которому пришли стороны.

На раннем этапе на мировые суды возлагались задачи как в области правосудия, так и в области местного управления, но с конца XVIII века в большинстве стран за ними сохраняются лишь юридические функции. При этом главной функцией мирового суда со временем становится не карательная, полицейская, а превентивная - задача примирения участвующих в тяжбе сторон и её разрешения в понятиях права и справедливости. В Англии и части бывших британских колоний мировые судьи по-прежнему выполняют не только судебные, но и административные функции (регистрацию браков, выдачу лицензий и т. д.). В континентальном праве (в частности, в Италии) мировые суды административных функций не выполняют. В части стран мировые суды занимаются только гражданскими делами, в других - гражданскими и уголовными (в Великобритании в основном уголовными).

Благодаря определению рассматриваемых дел как «малозначительных», процедура их рассмотрения и разрешения мировым судом может быть упрощённой; в литературе на английском языке такая ситуация описана как суммарное судопроизводство (англ. summary trial). Упрощённая процедура может включать единоличное, без присяжных, рассмотрение дела судьёй, сокращение процессуальных сроков; согласно британскому закону от 1980 года, письменное признание вины обвиняемым может рассматриваться в мировом суде как доказательство в отсутствие обвиняемого и служить основанием для приговора.

Гражданское процессуальное законодательство Республики Казахстан не предусматривает законодательного определения, равно как, в целом, правового регулирования института мировых судей.

Безусловно, что введение института мировых судей потребует внесения изменений в Конституцию и Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». В этом случае представляется, что п. 3 ст. 82 Конституции РК можно изложить в следующей редакции: «3. Председатели и судьи районных и городских судов Республики назначаются на должность Президентом Республики по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции» и дополнить эту же статью пунктом 3-1 следующего содержания: «Порядок наделения полномочиями председателей и судей других судов Республики устанавливается конституционным законом». А в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» внести следующие изменения и дополнения:

1) подпункт 2 пункта 2 статьи 3 дополнить подпунктом «2-1. мировые судьи»;

2) Пункт 1 ст. 29 изложить в следующей редакции: «1. Судьей районного суда, а также мировым судьей может быть гражданин Республики Казахстан:» и далее по тексту;

3) Пункт 3 ст. 31 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1.Вариант 1: «Мировые судьи избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленным Законом Республики Казахстан «О мировых судьях в Республике Казахстан»

Вариант 2: «Мировые судьи избираются на должность районным (городским) представительным органом - маслихатом в порядке, установленным Законом Республики Казахстан «О мировых судьях в Республике Казахстан»

Вариант 3: «Мировые судьи назначаются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленным Законом Республики Казахстан «О мировых судьях в Республике Казахстан».

 

Нормативно-правовые акты

1                    Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 4. Ст. 217

2                    Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994. № 23-24

3                    Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК // Ведомости Парламента РК. 2015. № 20-VI. Ст. 114

4                    О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: Нормативное постановление Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1. URL: http://adilet.zan.kz

5                    Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. URL: http://adilet.zan.kz

6                    О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. URL: http://adilet.zan.kz

7                    Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 7/2. URL: http://adilet.zan.kz

Основная литература

8                    Абдрасулов Е.Б. Толкование закона и норм Конституции: теория, опыт, процедура / Е.Б. Абдрасулов. Алматы,2016. 188 с.

9                    Аблаева Э. Б. Судебная власть в РК: ее место и роль в механизме разделения властей / Э.Б. Аблаева. Алматы, 2018. 128 с.

10                 Алимпиева Т.Г. Судебная система / Т.Г.Алимпиева, А.А. Елеуопова, А.Ж. Нурутдинова // Право в Казахстане. 2015. № 7. С. 55-59

11                 Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. М.: Юрист, 2016. 485 с.

12                 Бурдина Е.В  Развитие философско-правовых представлений о независимости судей и самостоятельности судов как фактор образования органов судейского сообщества [Электронный ресурс] // Бурдина Е.В. Журнал Социально-политическая мысль. 3, 2013. С. 64-68

13                 Ермошин Г.Т. Судья в отставке: статус, права, обязанности [Электронный ресурс] // Г.Т. Ермошин. Журнал «Право. Журнал Высшей школы экономики». 2012. № 4. С. 87-97.

14                 Жармухамбетова С. [Электронный ресурс]: Новшества проекта ГПК РК позволят упростить и ускорить судопроизводство. Доступ из Международного информационного агентства Kazinform. URL: http://www.inform. kz

15                 Зиманов С.З. Казахский суд биев – уникальная судебная система / С.З. Зиманов. Алматы, 2015. 127 с.

16                 Имашев Б. Казахстанской правовой системе предстоит функционировать в совершенно новых условиях» [Электронный ресурс] // Имашев Б. Доступ из Специализированного ежемесячного журнала «ЮРИСТ». Июнь, №6, 2012 г. URL: http://journal.zakon.kz

17                 Назарбаев Н. А. Мыслями с народом делюсь / Н. Назарбаев. Алматы, 2011. 86 с.

18                 Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации / Н.А. Назарбаев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 96 с.

19                 Назарбаев Н.А. Правосудие – это справедливость / Н.А. Назарбаев. Юридическая газета.2001. 11июня. С. 17

20                 Назарбаев Н.А. Казахстанский путь / Н.А. Назарбаев. Караганда, 2016. 136 с.

21                 Нарский И.С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком / И.С. Нарский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 185 с.

22                 Омрали Ж.О. Судебная система / Ж.О. Омрали. Алматы, 2016. 115 с.

23                 Реформы во благо страны и народа [Электронный ресурс]: Кайрат Мами, Председатель Верховного Суда Республики Казахстан // «Казахстанская правда», 1 июля 2015 года. Доступ из официального интернет-ресурса Верховного Суда РК. URL: http://sud.gov.kz

24                 Сааданбеков Ж. Нурсултан Назарбаев. Законы лидерства / Ж. Сааданбеков. Астана, 2014. 136 с.

25                 Сартаев С.С. Становление Конституции Республики Казахстан / С.С. Сартаев, Л.Т. Назаркулова. Алматы: Кітап, 2016. 116 с.

26                 План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» [Электронный ресурс]: Программа Президента РК от 20 мая 2015 года. URL: http://adilet.zan.kz


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Введение Актуальность настоящей курсовой работы выражается в том, что назрела необходимость в возрождении института мировых судей на территории

Введение Актуальность настоящей курсовой работы выражается в том, что назрела необходимость в возрождении института мировых судей на территории

Мировой суд появился в Англии в

Мировой суд появился в Англии в

Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами)

Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами)

РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории

РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории

В действующем российском законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно: 1) суд субъекта

В действующем российском законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно: 1) суд субъекта

Казахстана авторитет и престижность бийского судопроизводства, давно канувшего в пластах истории, стали достоянием сострадания и мечты всего общества, в том числе и ныне властвующих в…

Казахстана авторитет и престижность бийского судопроизводства, давно канувшего в пластах истории, стали достоянием сострадания и мечты всего общества, в том числе и ныне властвующих в…

Человеческая история богата парадоксами и противоречиями, и как нередко бывает в их беспорядочности рождаются и бытуют явления, представляющие куски, оазисы общечеловеческой ценности, на первый взгляд…

Человеческая история богата парадоксами и противоречиями, и как нередко бывает в их беспорядочности рождаются и бытуют явления, представляющие куски, оазисы общечеловеческой ценности, на первый взгляд…

Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшийся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы

Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшийся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы

Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин

Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин

Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства

Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства

Это не было началом процесса, было итогом развития предыдущих эпох

Это не было началом процесса, было итогом развития предыдущих эпох

В это же ключе о бийских судах и казахском праве «Жарғы» высказывался и другой русский ученый

В это же ключе о бийских судах и казахском праве «Жарғы» высказывался и другой русский ученый

Европейской хартии о статусе судей (Лиссабон, 10 июля 1998 г

Европейской хартии о статусе судей (Лиссабон, 10 июля 1998 г

Кроме того, в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - аигак и присягатели - жан берушi

Кроме того, в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - аигак и присягатели - жан берушi

Свидетельства же султанов, биев и других влиятельных лиц принимались без при­сяги

Свидетельства же султанов, биев и других влиятельных лиц принимались без при­сяги

При многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, суд биев прибегал к при­мирению сторон - салават

При многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, суд биев прибегал к при­мирению сторон - салават

Заключение Подводя итог проведенному в настоящей научной работе исследованию, представляется возможным отметить следующее

Заключение Подводя итог проведенному в настоящей научной работе исследованию, представляется возможным отметить следующее

В континентальном праве (в частности, в

В континентальном праве (в частности, в

Нормативно-правовые акты 1

Нормативно-правовые акты 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2020