Критериальное оценивание как новая педагогическая технология на уроках русского языка
учитель колледжа Караганды, магистр журналистики, Царегородцева Е.О.,
Всех волнует вопрос, как сформировать в ученике такие способности, которые позволят выпускнику школы легко влиться в социум, а позднее быстро найти работу в нашем современном обществе и приносить пользу стране. Одним из важных аспектов работы в этом направлении является оценивание учащихся.
Система оценивания в учебно-образовательной структуре уникальна, так как является тем самым гибким инструментом в руках опытного педагога, тем фактором, который двигает весь школьный процесс, это, по сути, механизм осуществления диагностической связи между учеником, учителем и родителями. Зачем нужна реформа системы оценивания сегодня?
В последние годы не только в казахстанской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе. Главную роль приобретает развитие мотивации достижения успеха, то есть формирование ключевых компетенций учащихся, функциональной грамотности учащихся.
Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Кроме того в каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями (например критерий D-навыки презентации, словесного и материального оформления и представления какой-либо работы) и т.д.
Критериальное оценивание позволяет формировать у студентов положительные эмоции к учебному процессу. Предлагаем вашему вниманию работу по разделу «Лексика. Фразеология. Группа «Переводческое дело»».
Общие критерии оценивания достижений учащихся по разделу «Лексика. Фразеология»
КРИТЕРИИ |
МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ |
|
А |
Знание, понимание и оперирование знаниями |
6 |
Б |
Применение умений и навыков |
6 |
С |
Организация информации, коммуникация |
8 |
|
ИТОГО |
20 |
Критерий А
Тебе необходимо знать:
Ø предмет изучения лексики и фразеологии;
Ø тематические группы слов;
Ø отличительные признаки понятий синонима, антонима, омонима и паронима;
Ø лексическое значение фразеологизмов;
Ø лексическое значение часто употребляемых слов.
Критерий В
Тебе необходимо уметь:
Ø объяснять значение слова;
Ø определять грамматическое и лексическое значение слова;
Ø различать однозначные и многозначные слова;
Ø различать общеупотребительные и диалектные слова, профессиональные и заимствованные слова;
Ø объяснять значение устаревших слов и неологизмов;
Ø подбирать антонимы, синонимы и паронимы, уметь составлять синонимичные ряды слов;
Ø уметь толковать и использовать слова с прямым и переносным значением слов;
Ø уметь распознавать фразеологизмы в речи и уместно употреблять в предложениях.
Критерий С
Тебе необходимо научиться:
Ø работать с различными словарями (толковыми, фразеологическими, иностранных слов и др);
Ø использовать разные источники информации (книги, словари, Интернет-ресурсы);
Ø уметь выполнять лексический разбор слова;
Ø составлять словарь на заданную тему;
Ø различать типы переносных значений слова: метафора, метонимия, перенос по функции;
Ø использовать разнообразную и пригодную лексику в устной и письменной речи.
Предлагаем вашему вниманию работу по разделу «Фонетика. Графика. Орфография». Группа «Начальное образование».
Общие критерии оценивания достижений учащихся по «Фонетике».
КРИТЕРИИ |
МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ |
|
А |
Знание, понимание и оперирование знаниями |
6 |
Б |
Применение умений и навыков |
6 |
С |
Организация информации, коммуникация |
8 |
|
ИТОГО |
20 |
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ |
КРИТЕРИЙ А |
ü знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация; ü знать алфавит и произношение букв; ü развивать умение различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные; ü различать звуки и буквы; ü правильно обозначать звук на письме; ü знать основные правила литературного произношения; ü уметь расставлять ударения в словах; ü знать и формулировать правила орфографии по изученным правилам. |
|
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ü уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов ü владеть орфоэпическими нормами речи в данном контексте слова, предложения ü производить фонетический разбор слова ü различать типы слогов ü опознавать чередование звуков и их позиционные изменения |
КРИТЕРИЙ В |
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ |
КРИТЕРИЙ С |
ü уметь передавать информацию из раздела «Фонетика и орфография» логично и последовательно; ü уметь определять звуковой состав слов в речи; ü уметь использовать принципы орфографии и объяснять правописание слов на изученные правила; ü систематизировать правила орфографии по изученному разделу; ü исправлять орфоэпические ошибки, допущенные в словах; ü умело пользоваться словарями (орфографическими, орфоэпическими и другими). |
|
Констатирующее (итоговое) оценивание.
Оно позволяет определить уровень сформированности учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Констатирующая работа выставляется по всем критериям, каждый из которых отмечается баллами.
ПРИЛОЖЕНИЕ1. Представляем констатирующую работу по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» Группа «Начальное образование».
1 вариант.
Критерий А
1. Допишите определение:
Фонетика – это раздел языка, изучающий … .
Графика изучает … .
Орфография изучает … .
2. Укажите непарные звонкие и непарные глухие согласные в словах: чащоба, циркач, зелёный, рояль, маркетинг, ширина.
3. Укажите непарные мягкие и непарные твёрдые согласные в словах: акация, качели, майонез, машина, циновка, йод, цифра.
4. В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков: ателье, отъезд, моряк, яичница, модель, нация.
5. Произнесите слова, правильно расставляя в них ударения:
алфавит, досуг, амплуа, диалог, свёкла, жалюзи, звонить, компас, свитер. Повторить, расположить, углубить, щавель.
6. Прочитайте слова, выделяя голосом «опасные» буквы:
Каталог, бюллетень, диалект, дискуссия, интеллект, конституция, конферансье, квартал, метеор, коллекция, этимология, языковед.
Общие критерии оценивания достижений учащихся по разделу «Фонетика».
Критерии |
Студент должен знать
|
Максимальный уровень достижения учащихся |
|
А
|
Знание, понимание и оперирование знаниями
|
*знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация; *знать алфавит и правильное произношение букв; *различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные; *различать буквы и звуки; *правильно обозначать звук на письме; *знать основные правила литературного произношения; *уметь расставлять ударения в словах; *знать и формулировать правила орфографии по изученным правилам. |
8 |
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся
КРИТЕРИЙ |
УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ |
ДЕСКРИПТОРЫ |
А |
1-8 б |
Ученик получает по 1 баллу за каждое выполненное задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Контрольный диктант. Текст с заданием
Июнь — это раннее лето, но оно уже заявляет о себе шумом, свойственным началу большого праздника. В живой природе наступает период, когда самым главным становится забота о потомстве.
С рассвета до заката слышна птичья разноголосица. Писк и крик, щебетание и карканье, посвистывание и чириканье наполняют пространство. Воздух просто звенит от разнообразия звуков: тихих, мелодичных и резких, будоражащих, сменяющих друг друга. Мир птиц и букашек, снующих без устали, охвачен радостью и суетой.
Смело рассекают воздух стрижи, криком извещая о смене погоды. Они штурмуют небо, бесстрашно взмывая вверх и так же стремительно падая вниз, добывая корм своим птенцам. Забота о потомстве становится главным делом их жизни. Восторг и радость слышны в их криках. Хочется смотреть в небо, радоваться простору и свободе, мечтать о своем, глядя на неутомимость стрижей.
Что там говорить! От края и до края небо охвачено восторгом и радостью.
На пир приглашены светлячки и жуки, которые куда-то торопливо уносятся в темноту, скорее с глаз долой, чтобы не встречаться с человеком. Их царство — это сочная ночная степь, медвяные травы, цветы и деревья. К утру всё притихнет, но ненадолго, чтобы потом опять разразиться стрекотом, жужжанием, гулом, писком, пением. Лето спешит разгуляться.
1) Найдите и графически обозначьте орфограммы, изученные в разделе «Фонетика. Графика. Орфография».
2) Разделите слова на слоги, определите типы слогов:
съедают, поверхность, ложишься (1 вариант)
необъятным (полям), водоросли, замираешь (2 вариант)
3) Произведите полный фонетический разбор слова:
Июнь (1 вариант)
Солнце (2 вариант)
Общие критерии оценивания достижений учащихся
В |
Применение умений и навыков |
Учащийся должен применять на письме следующие орфографические правила: 1) правописание безударных гласных в корне слова; 2) правописание О-Ё после шипящих в корне слова; 3) правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных; 4) правописание глухих и звонких согласных в корне слова; 5) правописание непроизносимых согласных; 6) Ы-И после шипящих и Ц в разных частях слова. |
8 |
|
|
Учащийся должен уметь: 1) делить слова на слоги; 2) находить и графически обозначать в словах изученные орфограммы; 3) уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов; 4) владеть орфоэпическими нормами в контексте слова, предложения; 5) различать типы слогов; 6) производить фонетический разбор слова |
8 |
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся
КРИТЕРИЙ |
УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ |
ДЕСКРИПТОРЫ |
В |
0б |
Ученик не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
|
1б |
Допущены в работе грубые ошибки в орфоэпии и орфографии |
|
2-3б |
Допускает в работе 5-8 орфографических ошибок |
|
5б |
Есть 3-4 орфографические и орфоэпические ошибки |
|
6-7б |
Есть 1-2 орфографические и орфографические ошибки |
|
8б |
Безошибочное выполнение работы. Допускается 1 негрубая орфографическая ошибка. Соблюдены нормы орфографии и каллиграфии. |
КРИТЕРИЙ С.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Контрольная работа. 1 курс. 1 вариант.
1.Догадайтесь, какие пропущенные гласные нужно вставить:
Очарование-очаровать – чары
Просв…щение – просв…тить – св…т
Благосл…вление- благосл…влять-сл…во
Просл…вление-просл…влять- сл…ва
2.Вставьте пропущенные буквы О и графически обозначьте орфограммы:
А) Суш…й, луж…й, грош…к. кож…й;
Б) Мяч…м, калач…м, луч…к, сач…к.
3. Вставьте пропущенные буквы Ы-И в данные слова, графически обозначая их написание:
А) Ц…плёнок, ц…ган, ц…кнуть, сестриц…н, ножниц…, куниц…н, учениц… ;
Б) Ц…ркуль, ц…нга, делегац…я, полиц…я, нац…я, ц…линдр.
4. Вставьте пропущенные буквы, подберите к ним проверочные слова:
1)Чес…вовать, грус…ный, чу…ствовать, вес…ник, учас…ник
2)Гря…ка, схва…ка, моло….ьба, моро…, варе…ка, ко…ьба
5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:
А…ергия, атм…фера, г…рмония, д…станц…я, и…юминац…я, к….мпл…мент, м…эстр…, м…н…тор,
Пр…дю…ер, ф…олетовый, ф…т…графия, ц…када, х…рактер, ч…рёмуха, ящ…рица.
6. Расставьте ударение в словах, определите типы слогов. Укажите количество букв и звуков в словах:
Ателье, ворота, дать-дала-дали, километр, положить, средства, фонетика, цыган, шинель, экспресс.
7. Сделайте фонетический разбор слова: ясно.
8. Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные «ошибки» в отрывке из повести Лескова «Очарованный странник»:
Я родился в крепосном звании, и происхажу из дворовых людей графа К. Теперь эти имения при моладых господах расплылись но при старом графе были очень значительные. В селе Г., где сам граф изволил жить…, более всего обращалось внемания на конный зовод. Половина лошадей , купленных графом, бывало, подохнет стоят во дваре, только на небо, как птицы, смотрят.
(Подсказка: 7 орфографических и 3 пунктуационные ошибки)
КРИТЕРИЙ |
УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ |
ДЕСКРИПТОРЫ |
С |
0б |
Ученик не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
|
1-2б |
Ученик различает звуки и буквы, делит слова на слоги, вставляет буквы (выполнил 1 задание) |
|
3-4б |
Ученик умеет применять орфографические правила на практике, ставить ударения в словах, различать звукобуквенный состав слов (выполняет 2 задания из 6) |
|
5-6б |
Ученик правильно различает типы слогов, графически обозначает изучаемые орфограммы (выполняет 3 задания из 6) |
|
7-8б |
Ученик находит и графически обозначает изученные орфограммы, исправляет орфоэпические ошибки в словах, определяет типы слогов, правильно ставит ударения в словах (выполняет 2 задания из 6) |
|
9-10б |
Учащийся умело использует правила на изученные правила, находя и графически обозначая их, владеет орфоэпическими нормами речи (выполняет 5 заданий из 6) |
|
11-12б |
Ученик правильно выполняет все задания, допускается 1 негрубая ошибка в одном из заданий |
ИТОГОВОЕ (СУМАТИВНОЕ) ОЦЕНИВАНИЕ
По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в пятибалльную.
ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ:
22-25 баллов- «5»
21-16 баллов- «4»
15-12 баллов – «3»
10-0 баллов – «2»
Выделяют некоторые особенности и свойства технологии критериального оценивания:
1.Это информативный договор. В начале на первых уроках учитель должен договориться со студентами, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, в какой форме (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться.
2.Рубрики - это инструкции по оцениванию работ. Такие рублики, без сомнения, позволяют и студенту, и их родителям увидеть, почему была поставлена преподавателем та или иная оценка, избежать споров и проблем, когда родители не довольны оценками своих детей. В рубриках указано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Например, отметка «3» по критерию С может быть прочитана следующим образом: «Вы показали незначительные способности в применении необходимых умений и навыков. Ваша работа, хотя и носит в основном описательный характер, но с отсутствием глубокого анализа и примеров».
3.Своевременная работа над ошибками и промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно студент осваивает изучаемый материал данной темы: какие у него успехи и где недочёты. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить свой результат. А неудовлетворительные оценки – сигнал, что что-то он не доработал, но так как оценки за них в журнал не выставляются, у студента есть возможность подтянуться по тому или иному предмету или какой-то запущенной теме. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.
4.Самооценивание. Критериальное оценивание позволяет самому учащемуся понимать, насколько он должен заработать баллов, чтобы получить «3», « 4» или «5».
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока.
Основные понятия |
Знал до изучения темы |
Узнал |
Могу применить |
В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Поэтому любое улучшение в достижениях обучаемого фиксируется в баллах. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
5. Итоговое оценивание: по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.
В заключении хочется сказать, что методика критериального оценивания является действенным средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к обучаемому. Достаточно долго мы ориентировались на средних учеников, подходили ко всем обучаемым с одинаковыми мерками! При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый обучаемый сможет достигнуть определённого уровня в развитии и уж точно не получит двойку, поскольку сама технология направлена на движение учащегося вперёд, на самореализацию ученика.
Список литературы:
Книги, журналы, монографии, сборники:
Информационно-методический журнал «Педагогический диалог» №2 (8) ,2014г. NIS
«Оценивание учебных достижений»: Сборник статей, сост. Шакиров Р.Х. Букритова А.А. Дудкина О.И. «Билим» , 2012 г.-80стр.
Педагогическое образование: Проблемы, реалии, перспективы: сб. статей редкол. А.А.Мухатаев,-Астана, 2012г. -222 стр.
Статьи:
А.А. Красноборова. Критериальное оценивание в школе. Пермь, ГПТУ, 2010г.
М.Я Шнейдер. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата.
Л.А Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом. 6 класс. Просвещение. Москва, 2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.