Научная статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Оценка 4.6

Научная статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Оценка 4.6
Лекции
docx
преподавание
11.12.2023
Научная статья на тему "Духовно-нравственное воспитание  младших школьников
Проблема духовного и нравственного воспитания является актуальной, так как современный мир имеет огромное количество негативных и позитивных факторов, оказывающих как негативное, так и положительное воздействие на сознание школьников. Таким образом, приоритетным направлением в воспитании детей и образовании является духовно-нравственное воспитание. Это самый важный вывод из истории воспитания, образования и педагогики.
Научная статья на тему Духовно-нравственное воспитание.docx

Научная статья на тему «Духовно-нравственное воспитание

младших школьников»

Духовно-нравственное воспитание

младших школьников

Аннотация

Проблема духовного и нравственного воспитания является актуальной, так как современный мир имеет огромное количество негативных и позитивных факторов, оказывающих как негативное, так и положительное воздействие на сознание школьников. Таким образом, приоритетным направлением в воспитании детей и образовании является духовно-нравственное воспитание. Это самый важный вывод из истории воспитания, образования и педагогики.

В настоящее время обеспечение духовного и нравственного развития граждан России является одной из важнейших задач государственной политики. Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Принятая сегодня важнейшая причина отечественного образования и одна из наиболее срочных задач общества и государства – это формирование, поддержка и развитие морально надежного, ответственного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России.

На этот счет можно судить по таким официальным документам, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» и Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012 г.), а также другим нормативным актам. Мы можем выделить множество факторов, которые способствуют проблеме поиска путей духовно-нравственного воспитания школьников. Среди них следует отметить неоднозначность влияния социально-политических, экономических и педагогических факторов на процесс нравственного воспитания. Также необходимо учесть неготовность многих педагогических коллективов эффективно осуществлять нравственное воспитание в условиях существенных социальных изменений. Более того, многие положения теории нравственного воспитания могут оказаться несогласованными с современной социально-педагогической реальностью.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в процессе обучения способствует духовно-нравственному, гражданскому, социальному, личностному и интеллектуальному развитию ребенка, его саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается развитием творческих, физических способностей школьников, их социальной успешности.

Школа является фундаментальным элементом в общей системе формирования молодого поколения. У профессионального педагога необходимо обладать не только глубокими знаниями предметов и эффективными методиками их обучения, но и изумительной способностью направлять свою деятельность на духовное и нравственное развитие каждого ребенка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственное воспитание, дети младшего школьного возраста, начальная школа.

 


 

Духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника Родины [5].

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Реализация духовно-нравственного воспитания связана с применением различных вариативных подходов и форм организации учебной деятельности. Методы, применяемые для духовно-нравственного развития, представляют собой инструменты педагогического воздействия, позволяющие формировать у ребенка определенные моральные и этические принципы, соответствующие целям воспитания.

Учитель, решая духовно-нравственные вопросы только на уроках, не сможет полностью раскрыть потенциал для духовно-нравственного развития младших школьников. Воспитательная работа должна быть включена и во внеурочную деятельность, где создаются благоприятные условия для формирования реальных нравственных отношений между учениками, таких как взаимопомощь, доброжелательность, ответственность и требовательность. Кроме академического обучения, внеурочная деятельность играет важную роль в развитии творческих способностей учеников и способствует их духовному росту. Существует целый ряд форм внеурочной деятельности, которые направлены на развитие нравственных качеств учеников. Включая в себя кружки и спортивные секции, факультативы, работу над проектами, организацию массовых литературных, музыкальных и театральных праздников, выставки детских работ, экскурсии, школьные соревнования, конкурсы и олимпиады.

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального образа ученика происходит во время широкого спектра активностей, например игр и учебы, а также во взаимоотношениях, которые дети развивают со своими сверстниками, младшими детьми и взрослыми. Нравственное развитие – это стратегически спланированный процесс, который требует определенной структуры, разнообразных форм и многообразных методов для активного взаимодействия педагога и учащихся.

К наиболее эффективным методам нравственного воспитания относятся: убеждение, положительное образец, поощрение и наказание, привитие привычек, упражнение, демонстрация и репродукция воспитательных ситуаций, подсознательное воздействие, этические дискуссии.

В ходе формирования морально-этических качеств могут быть использованы различные формы сотрудничества между педагогом и учащимися [8]:

ü  театральные представления;

ü  ситуативные беседы;

ü  виртуальные экскурсии по святым местам;

ü  праздничные развлечения, праздники;

ü  познавательные викторины;

ü  сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;

ü  разыгрывания нравственно-этических ситуаций;

ü  тематические беседы-рассуждения, на диалоговой основе;

ü  художественно-продуктивная деятельность

ü  игры-путешествия

В учебных предметах содержится огромный потенциал для развития и воспитания младших школьников, позволяющий учителям плодотворно реализовывать основные принципы "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". При выборе учебного материала в каждом предмете особое внимание уделяется формированию основных национальных ценностей. Разнообразные учебные предметы помогают ученикам непрерывно развивать высокую оценку своей родины, приверженность родному краю, народу и его языку, а также ценности духовности, природы и культуры. Кроме того, учащиеся изучают важное умение уважать все народы России, их национальные культуры, особые обычаи и традиции, а также символику государства Российской Федерации

Например, учебники начальной школы «Русский язык» проникаются особым отношением к силе слова, его богатому выражению и нравственному содержанию. Они не только побуждают детей к толерантности и умению решать коммуникативные задачи, но и помогают освоить этикетные формы обращения и правила поведения. Более того, эти учебники развивают уважение и подстегивают интерес к творческой деятельности.

В учебники по "Литературному чтению" включены произведения произведения лингвистов, детские книги, произведения фольклора русского народа, произведения исторической литературы. Они могут усвоить простые и вечные уроки природы, такие как доброта к другим, сострадание к самому себе, забота об окружающей среде или Родине, патриотизм и гордость за Матушку-землю. Участие детей в художественной литературе посредством вопросов и разработки способствует развитию чувства интеллектуального любопытства, созерцания, размышлений и применения эстетических и моральных представлений в повседневной жизни.

В рамках обновленного ФГОС НОО программы многих учебных предметов требуют уделить особое внимание проектной деятельности учащихся, которая является главной формой организации внеурочной деятельности в школе. Именно внеурочная деятельность предоставляет наиболее благоприятную среду для детей, подростков и молодежи для воплощения собственных идей и реализации своих планов. Проектная деятельность также способствует формированию морального выбора и личностных качеств обучающихся, поскольку требует проявления ценностных установок, а также выражает реальное отношение к делу, к людям и к полученным результатам.

Включение курса ОРКСЭ в образовательный процесс способствует повышению эффективности воспитания. Наше нравственное развитие начинается с практических упражнений, где мы оказываем нравственную поддержку и проявляем такие чувства, как любовь и благодарность. Оно не достигается простым изучением нравственных истин. Проповедование о долге и учение, если они не идут вместе с соответствующими нравственными поступками, подобны теням, появляющимся при закате солнца, когда уже всё находится в темноте, как сказал Песталоцци.

Притчи играют особую роль в духовно-нравственном воспитании, поскольку в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают накопленный опыт. Притча подразумевает диалог, беседу со слушателем или читателем, а ее основные события развертываются в момент, когда история рассказана и человек начинает ее истолковывать.

Притчи являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. Исследование и комментарии народного фольклора относятся к нравственному состоянию каждого человека и каждой семьи. Увлекательный фонд пословиц, поговорок и афоризмов о совести, чести и достоинстве существует у каждой нации в несметных количествах. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть половина веры, а может быть и вся» (азербайджанская).

Приходящая в наш мир из сказочной страны, удивительная адыго-азербайджанская поговорка «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» или исконно русская поговорка «Хваленого берегись хуже хаянного» очаровывают своей глубиной и мудростью. Вложенный в них смысл проникает в самую глубину сердца, призывая нас развивать позитивные качества нашей личности. Ведь формирование хороших качеств – это одна из ключевых тем, которые пронизывают богатый фольклор нашей культуры."

Интересными для учащихся оказываются пословицы и поговорки, примером которых могут служить высказывания из культуры мусульманских народов Северного Кавказа, таких как кабардинцы и абхазы. Эти фразы затрагивают важную тему этноконфессиональной толерантности, отражая понятия терпимости, сдержанности, умения прощать, сопротивляться раздражениям и оскорблениям, не теряя при этом самоконтроля и самообладания. Например, одна пословица из этой культуры гласит: "Терпение приведет к достижению мечты, а нетерпение только унизит". Это демонстрирует важность терпеливого и рассудительного поведения. Другая пословица, "Делай добро, и оно к тебе вернется. Сделай зло другому, и ожидай только зла", подчеркивает значимость кармы и выражает идею, что доброта и зло возвращаются к каждому поступку соответственно. Поговорка "Лишь истинный мужчина отвечает добром на зло", отправляет нам важное послание, что истинный мужество и сила характера проявляются в ответах на действия других. И, наконец, фраза "Помоги даже своему врагу, если он нуждается в помощи" делает акцент на значимости сострадания и проявления человечности и доброты даже к тем, с кем мы находимся в конфликте.

Народная и религиозная мудрость представляет собой источник уникальных знаний, которые заслуживают нашего восхищения. Независимо от времени и принадлежности к какому-либо народу, бабушки и дедушки играли особую роль в воспитании подрастающего поколения. И не случайно старейшины пользуются высоким авторитетом и среди христиан, и среди мусульман, и среди иудеев, и среди буддистов. Одна абхазская поговорка гласит: «Где отсутствуют достойные старики, там не может быть достойной молодежи».

Одним из ключевых факторов в моральном развитии школьника является учитель, который выступает в качестве образца для своих учеников и несет с собой нормы нравственности в своей педагогической работе, в отношении к ученикам и коллегам. Педагоги умеют создавать учебные ситуации, которые помогают решать моральные и духовные проблемы и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; они также способны планировать и организовывать активности и мероприятия, в которых учащиеся осваивают культурные образцы [3].

Центральным элементом в процессе развития, воспитания и адаптации к обществу являются фундаментальные национальные ценности. Уникальность и ценность этих принципов запечатлены в культурных и семейных обычаях, которые мы передаем из поколения в поколение. Использование этих ценностей помогает индивидууму сопротивляться разрушительным воздействиям. Мои исследования на тему "Развитие духовно-нравственного сознания у младших школьников в контексте проектной активности" полностью соответствуют определению "воспитание", установленному Министерством образования и науки Российской Федерации: "Воспитание – это создание условий для формирования духовности обучаемых на основе универсальных человеческих и национальных ценностей."


 

Литература

1.                  Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 2013.

2.                  Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. 2010. № 11. С. 3-10.

3.                  Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. М., 2012.

4.                  Артюхова И.С. Ценности воспитания //Педагогика, 2015. № 4. С. 117-121.

5.                  Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2011. № 10. С. 36 - 46.

6.                  Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. 2014. № 5. С. 8-14.

7.                  Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011

8.                  Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно- методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Джишкариани Т.Д. – Шуя: Изд- во Шуйского филиала Ив.ГУ , 2016. – 151 с.

9.                  Каиров И. А., Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания. М.: 1975. – 320 с.

10.              Каиров, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания // И. А. Каиров. - Москва, 2015. -213с.

11.              Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М. ИКЦ «МарТ»; 2005. — 448 с.

12.              Куревина О.А., Воспитание основ духовности и нравственности / // Начальная школа плюс До и После. –2010. – № 9. – С. 3-5. 21.

13.              Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2002.


 

Научная статья на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Научная статья на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника

Духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

Ведь формирование хороших качеств – это одна из ключевых тем, которые пронизывают богатый фольклор нашей культуры

Ведь формирование хороших качеств – это одна из ключевых тем, которые пронизывают богатый фольклор нашей культуры

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023