Научная работа "Что в имени тебе моем"
Оценка 4.9

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
русский язык
5 кл
28.11.2018
Научная работа "Что в имени тебе моем"
Имена, имена... Уже в детстве мы понимаем, что у каждого человека есть свое имя, которое выбрали для него родители. Мы выяснили, почему у нас разные имена, что они обозначают, их происхождение. Проведя исследование, мы определили самые популярные в 90-х годах прошлого века имена, а также те, которые не пользовались интересом у родителей; имена редкие для нашей местности и наиболее употребительные.
Что в имени тебе моем....doc
СОДЕРЖАНИЕ I. Введение II. Основная часть 1.Выбор имени на Руси                                                                    2. Аналитическая справка. 3. От чего зависел выбор имени для нынешних пятиклассников? 4. Значения и происхождение имен учащихся школы.  III. Заключение     Список литературы и Интернет­ресурсов стр. 2­3 стр. 4­6 стр. 7­8 стр. 9 стр. 10­13 стр. 14­15 стр. 16 1 I  . Введение Имя человека –  самый сладостный и самый важный для него звук  на любом языке. Дейл Карнеги Каждый   человек   при   рождении   получает   имя.   Сами   мы   имён   не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково  происхождение имени,   историю   имени,   толкование   своего   имени,   наверное,   интересно любому   человеку.  Ведь   разнообразие   как  женских,  так   и  мужских   имён огромно. Но какое бы ни было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.        В классе, в котором я учусь, очень интересные имена. Елена, Арина, Олеся, Даша – это имена девочек. Иван, Павел – это имена мальчиков. А как обстоят дела в других классах? Может быть, только в нашем классе такие «экзотические» имена?      Я решила провести небольшой анализ имен всех ребят нашей школы и выяснить, какие имена   самые популярные, модные, какие имена можно отнести   к   руководствовались   родители,   «редким»,   знают   ли   ребята   значения   своих   имен,   чем   когда   выбирали   имя   для   своего новорожденного чада.  2 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:    выяснить значение, происхождение  и частотность употребления имен бюджетного собственных общеобразовательного   учреждения   основной   общеобразовательной   Муниципального     учащихся школы с. Пестровка. ЗАДАЧИ:  познакомиться с литературой  по данной теме;  выяснить   значение   и   происхождения     имен   собственных   учащихся МБОУ ООШ с.Пестровка;  выявить   наиболее   популярные   и   редкие   имена   собственные   среди мальчиков и девочек;  проанализировать анкетные данные опроса родителей о выборе имени для их ребёнка. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  Имена учащихся 1­9 классов МБОУ ООШ с.Пестровка ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  Значение, происхождение и частотность употребления имен в МБОУ ООШ с.Пестровка. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:  учащиеся МБОУ ООШ с.Пестровка. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: 3  работа с литературой;  поиск информации в сети Интернет;  анкетирование родителей. II   . Основная часть 1.  Выбор имени на Руси      На Руси имянаречение младенца не было делом простым и обыденным. Когда   родители   давали   новорожденному   имя,   они   буквально «прописывали» его судьбу. По этой причине к выбору имени относились очень серьезно и скрупулезно. Мать и отец хотели счастья своему ребенку, поэтому подыскивали имя, которое уберегло бы его от болезней, несчастий и даже преждевременной смерти. Обычно в русских семьях малышу давали по нескольку имен. Одно из них считалось прямым, то есть данным при рождении. Им мать называла только что   рожденное   дитя,   исходя   из   своих   ожиданий   или   пожеланий сыну/дочери.   Древнерусские   прямые   имена   звучали   красиво   и   очень содержательно:   Ждан   (долгожданный,   трепетно   ожидаемый   ребенок), Любава   (любимая,   дорогая   дочь),   Любим   (любимый   ребенок.           Старинные   имена   очень   часто   состояли   из   двух   частей,   каждая   из которых  выражала  определенное  понятие.  Например:  Святополк  (святой полк, священное воинство), Владимир (владеющий миром), Радогост (рад гостям, (радеющий   за   познание,   гостеприимный),   Болемысл   любознательный, мудрый).  Если малыши в семье часто умирали, родители выбирали новорожденному старинное или какое­то достаточно редкое имя (Адам,   Гордей,   Ева   ).     Для   защиты   ребенка   ему   нередко   давали   имя дедушки или бабушки, проживших долгую жизнь. 4 Если же в семье росло многочисленное и к тому же здоровое потомство, родители   могли   особо   не   заботиться   о   выборе   очередного   имени   для новорожденного. Детей нередко называли по порядку рождения, характеру, а   то   и   просто   по   времени   года   или   погоде   на   улице.   Среди   таких древнерусских   имен   можно   упомянуть   следующие:   Май   (рожденные   в месяце   мае),   Пискун   (крикливый,   голосистый   младенец),   Неждан (незапланированный   ребенок),   Шестой   (по   порядку   рождения   шестой   в семье малыш), Мороз (рожденный в сильный мороз).      После принятия Русью христианства прямое имя, данное при рождении, стало считаться временным. После обряда крещения младенец получал свое второе   –   крестильное   –   имя.   Традиционно   его   выбирали   по   календарю христианских   праздников   и   собственно   наименованию   святого,   в   день которого происходило крещение малыша в церкви. Так на Руси появились дети   с   именами   греческого   происхождения:   Агафья   (в   переводе   с греческого означает «добрая»), Дмитрий (от имени древнегреческой богини плодородия   Деметры),   Евдоким   («славный»),   Ефросинья   («радость»), Ирина   («мирная»,   «спокойная»),   Ксения   («гостеприимная»),   Макар («благословенный»),   Поликарп («милостивый»),   Пантелеймон   («плодородный») и др. Отсюда пошла традиция называть детей двойными именами.   Например,   Владимир­Георгий   («Владимир»   –   старославянское имя, «Георгий» – греческого происхождения).     Но и на двух – прямом и крестильном ­ именах для ребенка на Руси не останавливались.   Существовало   еще   и   третье   имя   –   защитное.   Оно считалось   «публичным»   и   было   призвано   защищать   человека   от   сглаза, порчи и зависти злых сил. Если мать при рождении малыша называла его нежно Жданом, под этим именем его знали в кругу семьи, но называли так очень редко. При посторонних ребенка прозывали как­то смешно, иногда даже   уничижительно,   чтобы   не   вызывать   зависти.   Защитных   имен   было 5 множество и практически все они имени негативный оттенок. Например: Погорелец, Толстой, Тетеря, Хромой, Кудря, Репа, Шило, Висло, Некрас, Злоба   и   пр.   У   славян   существовал   очень   древний   обряд,   при   котором малышу   давали   защитное   имя.   Ребенка,   названного   при   рождении «Жданом», отец выносил из избы. Затем он заносил сына назад, и с этих пор малыша при людях именовали «Гнилозубом» или «Кудрей». Так родители защищали свою кровинку от несчастий, болезней и других бед.         Существовали   на   Руси   и   так   называемые   «полуимена».   Они   были уничижительно­уменьшительными   формами,   образованными   путем добавления к личным именам суффиксов –к­, ­ушк­, ­иц­ и др. Например, полуимя от Петр ­ Петрушка, от Анна – Анница или Анка, от Василий – Васька. Обычно такие формы использовались для того, чтобы подчеркнуть классовое   неравенство.   Слуга   мог   сам   представляться   перед   барином «Петрушкой».   Также   в   государственных   инстанциях   такими   именами называли преступников (Стенька Разин, Гришка Отрепьев). 6 2. Аналитическая справка В  нашей школе  обучается 35  человек, из них  14 мальчиков и 21 девочка. Они имеют следующие имена: Девочки Анна Анастасия Анжела Арина Арина Вероника Виктория Дарья Дарья Дарья Елена Злата Ирина Олеся Ольга Полина Светлана Тамара Ульяна Юлия Яна            Мальчики Артем Артем Виктор Виталий Владимир Данила Дмитрий Иван Кирилл Максим Олег Павел Роман Станислав 7 Среди   учащихся   нашей   школы     в   2017­2018  учебном   году   первое место   по   популярности  среди   женских   имен   занимает   имя   Дарья   (3 человека), второе – Арина (2 человека). Остальные имена  используются по   одному   разу,  это   Настя,  Аня,  Анжела,   Вероника,  Вика,  Лена,  Злата, Ирина, Оля, Олеся, Полина, Света, Тамара, Ульяна, Юля, Яна.  Самым   популярными   среди   мужских   имен   стало   Артем.     Оно встретилось   в   списке   2раза.  Остальные   имена:     Витя,   Виталя,   Вова, Данила,   Дима,   Ваня,   Кирилл,   Максим,   Олег,   Павел,   Рома,   Станислав оказались в списке одинокими. 8 3. От чего зависел выбор имени для  нынешних пятиклассников?   ­  Знали ли родители значение имени, когда нарекали им сына или дочь?     ­ А может быть, малыша назвали в честь кого­нибудь?  Эти   вопросы   я     задала   ученикам   пятого   класса.   Всего   в     данном исследовании приняли участие 6 человек     (100 %). 100 % опрошенных родителей  осознанно выбирали имя для своего ребенка, хорошо знали, что оно обозначает, какое имеет происхождение. А вот мотивация выбора была разной: ­ имя понравилось ­ 33,3 % ( 2 человека); ­ в честь родственников (бабушки, дедушки) –33,3 % (2 человека); ­ сочетается с отчеством – 16,7 % (1 человек); ­ смотрели на значение (какой будет характер) –16,7 % (1 человек) 9 4. Значения и происхождение  имён учащихся школы. Ребята, в основном, знают «тайну» своего имени (67 %). Остальные хотели бы узнать о его происхождении и значении. Об   именах   написано   много   самостоятельных   работ   и   статей   в различных периодических изданиях. Особенно много внимания уделяется этимологии   русских   имен   славянского   происхождения   и   собственно русских имен.  Сведения о происхождении имен можно найти в  антропонимических словарях.   В   1966   г.   вышел   «Словарь   русских   личных   имен»   Н.А. Петровского,   содержащий   около   2600   имен.   Дается   указание   на происхождение   имени,     приводятся   формы   отчества,   производные уменьшительные   и   ласкательные   формы.     Книга   «Собственные   имена   в русском языке». «Словарь ударений» содержит около 35 000 собственных имен,   из   которых   2000   новые.   Из   словаря   исключено   около   1000   слов, потерявших актуальность и вышедших из употребления. В них я  и искала значения имен учащихся нашей школы. Девочки ннаАА происхождения,    ­  женское   имя   еврейского   «расположение, благосклонность, благоволение». Мальчики Артем означает   —   «безупречное здоровье» (греческое). 10 иА Анастас я древнегреческого языка —  –    в   переводе   ­ Виктор означающее «победитель».   латинское   имя, «воскресение»   («возвращённая   к русская жизни»).   Народная   греческое   имя, форма — Настасья Анжела   —  означающее «вестница». Арина ­ греческое имя, означающее «мирная, спокойная». ­   латинское   имя, Виталий  означающее «жизненный». Владимир  ­   старославянское   имя, означающее   «владеющий   миром, стремящийся к договору, согласию». Вероника   ­  означающее «приносящая победу»   греческое   имя, Даниил ­ (разг. Данил, Данила, стар.   Данило)   происходит   от разг.    ­   латинское   слово Виктория     от   индоевропейского «победа»; корня   «вик»   ­   напор   силы.   Имя Виктория   означает: победительница.   победа, древнееврейского   слова   «даниел», которое означает «мой судья – Бог», «Бог   мне   судья»,   «Божий   суд», «судья Божий» иА  (см.   также Деметрий) — Дм трий распространённое   русское   мужское имя   греческого   происхождения. Происхождение   имени   связано   с именем древнегреческой богини земли   и   плодородия Деметры. Значение   имени — «посвящённый богине Деметре» (Митре).   Дарья  означающее ­   персидское   имя,   «владеющая, Иван   ­  еврейское   имя,   означающее «Божье благоволение» обладающая, побеждающая».  Елена ­ греческое имя, означающее Кирилл  ­   имя   трактуется   двояко: 11 «солнечная».   Злата   ­  древнеславянское   имя, означающее «золотая».   Ирина   ­  означающее «мир, покой».     греческое   имя,   Олеся   ­  это   славянское   имя, образованное   от   слова   «лес»   и означает   «лесная»,   «девушка   из леса», «живущая в лесу   Ольга   ­  скандинавское   имя, означающее «святая».   Пол наиА французского    —   женское   имя   происхождения или   это   греческое   имя,   означающее или «повелитель, хозяин»,     персидское, означающее «солнце» Максим   означающее «величайший» ­  латинское   имя, ­   скандинавское   имя, Олег   означающее «святой, священный» Павел ­  латинское имя, означающее «малый». Роман   ­  имя   трактуется   двояко: означающее латинское имя,     «римский, римлянин», или греческое «сильный, имя, означающее     крепкий». Станислав ­  древнеславянское имя, своею означающее «славный     крепостью, станом». (Pauline), производное от мужского имени   Поль   (Paul);   таким   образом происходит   от   латинского   paulus («маленький», «малыш»). Светлана   ­  древнеславянское   имя, означающее   «светлая».   Второй вариант   —   перевод   с   греческого имени «Фотина, Фотиния» (светлая).   Тамара   ­  финикийское   имя,   12 означающее «пальма». Ульяна ­  русская форма женского имени от мужского римского имени Юлиан,   которое,   в   свою   очередь, происходит   от   имени   римского героя   Юла,   родоначальника   рода Юлиев. Юлия ­ латинское имя, означающее «кудрявая, пушистая». Яна  ­   западнославянская   форма имени Иоанна, означающего «Божье благоволение».         Таким образом, в нашей школе   первое место среди девочек  заняли греческие имена (6 раз), второе   славянские  имена (4 раза), третье место латинские     имена   (2   раза),   четвертое   место   поделили   древнееврейские, скандинавские, персидские, французские и русские   имена, упомянутые по одному разу.  Среди   мальчиков   занимают   первое   место     имена   латинского происхождения   (5   раз),  второе   место   поделили   древнееврейские, греческие  и славянские   имена, которые упоминаются по 2 раза, третье – русские и скандинавские (1 раз ). Почему же большинство имён, которыми названы дети, греческого происхождения?  В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена чаще всего имеют греческое происхождение. Ведь Христианство пришло к нам из Греции. Имя   человеку   чаще   давали   священнослужители   ­   такой   порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и 13 только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь. III. Заключение.  Имена,  имена...  Уже в детстве мы понимаем, что у каждого человека есть свое имя, которое выбрали для него родители. Мы выяснили, почему у нас   разные   имена,   что   они   обозначают,   их   происхождение.   Проведя исследование, мы определили самые популярные в 90­х годах прошлого века имена, а также те, которые не пользовались интересом у родителей; имена редкие для нашей местности и наиболее употребительные.  Мы живем и иногда сравниваем свою жизнь с жизнью владельцев таких же имен. Мы замечаем, что у нас есть много общего, как положительного, так и отрицательного. И мы начинаем верить, что правы были наши предки, когда  говорили, что в именах заключается  личность и душа человека, а знание   тайны   имени   позволяет   влиять   на   судьбу.   Ведь   имя   –   это   код, формула счастья и здоровья. В данной работе не рассматривался вопрос о влиянии имени на судьбу его владельца. Это будет темой нашей следующей работы. Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный,  Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. 14 Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных,  Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Нов день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… (А.С. Пушкин, 1830 г.) 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Словарь древнерусских личных собственных имен М. Н. Тупикова.   ­ СПб., 1903(Электронная версия) 2.   Леви   В.   Л.,   О   редких   именах:   как   имя   влияет   на   жизнь.   –   М,   2002 (Электронная версия) 3. Петровский Н. А., Словарь русских личных имен. ­ М., 2000.   Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002. 4.  Значение и тайна имени http://www.infoname.org  5. Copyright 2008 ­ 2009 Proimena.ru. All Rights Reserved 16

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"

Научная работа "Что в имени тебе моем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018