Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.6

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.6
Научные работы
doc
русская литература +1
Взрослым
13.04.2018
Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"
В моей статье подробно описаны разные виды ролевых игр на уроке ,таких как: урок-конференция, игра "Аукцион", урок-заседание ученического совета, урок-суд, урок-театр, урок- ролевая игра. Грибоедов "Горе от ума","Мёртвые души" Гоголя, "ионыч" Чехова. Урок русского по темам: "Тропы"(10 класс), "Словари на уроках русского языка" т. д.
статья.doc
Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 6»  «Ролевая игра на уроках русского языка и литературы». Разработана учителем  русского языка и литературы  Наваровой М. А. Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное,  разумное отношение к своему предмету? Проблема формирования интереса  учащихся к изучению русского языка и литературы является сейчас одной из самых  актуальных для всех словесников.   Игровые технологии я использую в основном в 5­6­ых классах. Это связано с  тем, что пятый класс ­ переходный этап в жизни детей: из начальной школы ­ в  среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача  учителей в это время ­ сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не  разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне  как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти  каждый день. Программа предусматривает 6 часов (как и в 6­ом классе) русского языка в  неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и  орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой,  морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и  интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки ­ игры, уроки ­ путешествия в  страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для  лучшего восприятия большого и сложного материала.      Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с  большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь  хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).  Каждая игра преследует определенные цели. Намечая игру, учитель должен  ясно осознать, какие знания у детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и умения. Большое значение имеет серьезное отношение к игровой  деятельности ребенка, подчеркивание значимости, нужности, важности того, что он  делает. Поэтому необходимо, чтобы учитель, начиная игру, настраивал детей на  выполнение задания, условий игры. Система работы по русскому языку: Урок­конференция Такая форма работы требует большой предварительной подготовки, зато  изменение внешних условий влечет за собой изменение позиции ученика по отношению к происходящему. К уроку­конференции учащиеся более тщательно  готовятся, активно используют дополнительную литературу, осваивают жанр  доклада, а во время урока внимательно слушают друг друга, задают вопросы,  пытаются на них аргументированно ответить, записывают тезисы докладов в тетрадь. Предлагаем провести урок­конференцию на тему «Основные нормы русского  литературного языка» в 7­м классе по итогам изучения морфологии. В качестве  домашнего задания ученики готовят сообщения по следующим темам (на подготовку  необходимо не менее недели). 1. Какие морфологические нормы нашли отражение в учебнике ? (1­й ученик –  по материалу 6­го класса; 2­й – по материалу 7­го класса.) 2. Колебания в роде у несклоняемых существительных. 3. Определение рода у несклоняемых существительных. 4. Склонение собственных существительных. 5. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме род. п. ед. ч. (типа много народа – много народу, чашка чая – чашка чаю). 6. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме  предл. п. ед. ч. (типа в отпуске – в отпуску). 7. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме им.  п. мн. ч. (типа инспекторы – инспектора). 8. Варианты падежных окончаний существительных в форме род. п. мн. ч. 9. Образование краткой формы от прилагательных на ­енный. 10. Употребление собирательных числительных. 11. Особенности склонения числительных. 12. Употребление местоимений себя, свой. 13. Вариативные формы глаголов (типа полощет – полоскает). 14. Образование форм повелительного наклонения. 15. Употребление предлогов. 16. Изменение орфоэпических норм языка. 17. Современные орфоэпические нормы. 18. Колебания в ударении. 19. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. 20. Основные пунктуационные нормы. 21. Употребление нейтральной и стилистически окрашенной лексики. 22. Употребление фразеологизмов. 23. Употребление паронимов. Темы сообщений распределяет учитель в зависимости от индивидуальных  особенностей учеников, уровня их подготовки. Ученикам рекомендуется литература: Русский язык. Справочник школьника / Под ред. В.Славкина. М., 1994. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка /  Под ред. К.С. Горбачевича. Л., 1973. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. Урок­конференция состоит из следующих частей. 1. Вступительное слово учителя: что такое норма, какие бывают нормы языка, о  каких пойдет речь на этом уроке­конференции. 2. Сообщения учащихся. Вопросы к выступающим. 3. Подведение итогов. – С какими нормами русского литературного языка вы знакомы? – Для чего существуют нормы? Нужно ли их соблюдать? – Где можно узнать о нормах языка? Урок­конференция занимает 2 учебных часа, поэтому необходимы сдвоенные  уроки. Будет ли такая форма работы интересна всем ученикам? Не окажется ли, что  этап подготовки слишком сложен? На эти вопросы нельзя ответить однозначно.  Думается, что в каждом конкретном случае учитель определит целесообразность  использования тех или иных форм и выберет для себя оптимальный вариант. Главное  – не бояться нового! Игра “Аукцион”. Оборудование: толковый словарь, для уточнения значения слова “аукцион”. Описание игры. Эта игра может производиться на уроке русского языка при  закреплении знаний по теме “Части речи”. Учитель: (начинает игру) Здесь у нас аукцион –  Подведет итоги он. Тот, кто больше, лучше знает, Тот награду получает. Сегодня на аукционе удивительный товар, который вы можете приобрести за  свои звания. Продажа начинается! Выходят учащиеся, исполняющие роли имени существительного, имени  прилагательного, глагола, местоимения, предлога, числительного. В роли  покупателей – остальные учащиеся класса. “Товар 1” ­ имя существительное. “Покупатели” рассказывают об этой части  речи. После ответов ребят учитель спрашивает: “Кто больше?” Последний  отвечающий становится обладателем “товара”. Аукцион продолжается. В качестве  “товара” выступают другие части речи. УРОК­ЗАСЕДАНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА по теме «Лексикография. Словари» 6 класс                                                  Цель урока:  повторить лексику, узнать, какие бывают словари, как строятся словарные статьи, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой­словарём;                    Тип урока: повторение и обобщение изученного материала. Вид урока: ролевая игра «Заседание Учёного совета» Оборудование:  выставка   словарей,   презентация,   высказывания   Демокрита, А.Франса, В.Брюсова, К.Паустовского, карточки­задания. Ход урока «Словарь   –   это   вся   вселенная   в   алфавитном   порядке!   Если   хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» А.Франс.                    1. Слово учителя. К.Паустовский:  «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании. Что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск   красок,   игру   света,   шум   и   тень   садов,   неясность   сна,   тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых. – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». ­ Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать всё то, о чём пишет К.  Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке? Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре.  Известный французский писатель А.Франс писал: «Словарь ­ это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» Урок мы проведём в форме заседания учёного совета. Членами совета будут все учащиеся.  Накануне были избраны председатель учёного совета и его секретарь .  2. Заседание учёного совета. 2.1. Слово председателя учёного совета. Практикой   и   теорией   составления   словарей   занимается   раздел языкознания   –   лексикография.   Созданием   словарей   занимаются лексикографы.   Они   создали   для   нас   целый   ряд   словарей.   Среди   них энциклопедические   и   языковые.   С   некоторыми   из   них   мы   сегодня познакомимся поближе. Кстати, первый словарь появился в 13 веке! Прошу   учёного   секретаря   доложить   учёному   совету   о   готовности членов совета к заседанию, о повестке заседания. 2.2. Учёный секретарь сообщает о проделанной работе, о готовности к заседанию,   знакомит   с   повесткой   заседания.   Представляет   докладчиков   и оппонентов. Урок­ролевая игра «Изобразительно­выразительные средства. Тропы.» Урок проводился в атмосфере импровизированного ресторана, где учащиеся в соответствии   с   ролью   делились   на   4   группы:   менеджеры,   работники   зала, повара, администраторы .                                                 Ролевые игры на уроках литературы Ролевая игра на уроке помогает создать поисково- творческую атмосферу. Особое значение она приобретает в старшем школьном возрасте, так как, по наблюдениям психологов, именно в этот период у ребят активно формируется стремление высказать свои суждения, доказать свою правоту, узнавать новые оценки. Однако порой недостаток жизненного опыта, боязнь ошибиться сковывают эти проявления. Ролевая же игра помогает «снять» эти опасения, создавая у участников действия психологическую раскованность: школьнику в игре предоставляется полная свобода выбора плана действий и аргументов доказательства своей правоты в любой момент разыгрывания ситуации. Ученик знает, что это лишь игра, и ошибка не приведёт к большим потерям. Это знание позволяет ему избрать тот вариант поведения, который наиболее полно соответствует его внутреннему убеждению. Замечено также, что игровой вид деятельности усиливает рациональную и эмоциональную сторону восприятия художественного текста. В практике преподавания существуют различные виды ролевых игр: урок-суд, урок-театр, урок - литературное кафе и другие. Литературные суды лучше всего использовать, когда необходимо ввести учеников в отдалённое от них время действия героев, в сложный, противоречивый мир произведения, во взаимоотношения персонажей. Учащимся предлагается не просто сыграть роль судьи, защитника, обвинителя и других героев и персонажей произведения, но и осмыслить её, вжиться в роль, для чего необходимо свободно ориентироваться в событиях эпохи. Требуется также продумать аргументы в защиту своей ролевой позиции. В форме литературного суда могут проводиться обобщённо- повторительные уроки, где, играя роли возможных или реальных обвинителей и защитников, в острой полемике ребята учатся отстаивать своё мнение, используя полученные знания. Важное место в подготовке игры отводится опережающим заданиям, которые помогают школьникам сориентироваться в материале, определить основные идеи своей ролевой позиции, подобрать соответствующие цитаты, продумать план выступления. Такие задания можно подготовить в виде карточек-информаторов. В игре должны быть задействованы все учащиеся: кто-то играет роли, а остальные являются соучастниками, то есть задают вопросы и высказывают своё мнение как «публика» или пишут рецензию на увиденное. В 10 классе мы проводили урок-литературный суд «Путь от Старцева к Ионычу» при изучении рассказа А.П. Чехова «Ионыч». . Известный в методике приём инсценирования лёг в основу урока-театра. Наиболее простой формой организации такого урока является представление по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является малая доля импровизации из-за привязанности «актёров» к тексту, а самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, элементов костюма и соответствующей обстановки в классе. Театрализованная игра, в отличие от представления, предусматривает более свободную форму сценария, допускает импровизацию, охватывает не часть урока, а весь урок, включает в работу весь класс. В ней значительно больше условностей и меньше театральной атрибутики. Учащиеся, распределив роли, вжившись в образ, обыгрывают определённую ситуацию, которой нет в тексте произведения. Это требует от них глубокого знания текста, умения отобрать из обилия материала наиболее существенные факты, способности придать эмоциональную яркость своему выступлению. Примером театрализованного представления, которое вводит нас в эпоху XIX века, может служить урок-театр по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе, завершающий работу над ней. Опыт показывает, что игра принципиально меняет обстановку на уроке, его нравственный климат, способствует неформальному, раскованному, свободному общению учеников и учителя в учебном процессе. А это является одним из главных условий успешного обучения и воспитания учащихся при обучении литературе. * * * Определяя ту или иную активную форму урока, необходимо помнить о разнообразии выбора: целесообразно использовать в процессе обучения различные виды уроков. Следует сказать и о том, что на выбор определённой формы урока влияют содержание материала, особенности классного коллектива (уровень развития восприятия учащихся, их читательские интересы и т.д.), а также сложившаяся система работы учителя. Время, несомненно, внесёт свои коррективы в список активных форм урока, появятся новые, нестандартные разработки. Однако ещё раз нужно подчеркнуть: активность не приходит сама по себе, а создаётся творческим трудом учителя и учащихся. Пример ролевой игры по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»        «Юрьев день»  Урок начинается  с поэтического эпиграфа  —  отрывка из вступления  к поэме Некрасова на Руси жить хорошо”: В каком году —рассчитывай,  В какой земле угадывай,  На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков...  А   у   нас   на   перекрёстке   дорог   встретились   несколько   семей. Представили, что в начало ХIХ века вернулся Юрьев день, И теперь каждая из   этих   семей   бежит   от   одного   помещика   к   другому.   Встретившись, крепостные крестьяне делятся планами, рассказывают друг другу о своих бедах. Подойдём к одному “костру”...  У “костра” крестьянская семья: муж Еремей, жена Антипьевна, дочка Олюшка. Они рассказывают, что пережили у Плюшкина и почему собрались к Коробочке, узнав о ней от кума. Услышав знакомое имя, к ним подходят сбежавшие от Коробочки и объясняют, почему они это сделали. Разговор   переходит   от   «костра»   к   «костру».   Крестьянские   семьи рассказывают обо всех помещиках, изображённых в поэме Гоголя.  Для   подготовки   к   уроку   учащиеся   заранее   получили   задание объединиться   в   «семьи»,   выбрать   помещика,   от   которого   необходимо сбежать, и нового владельца, к которому они хотели бы попасть.    “мёртвые   души”. Весь ход урока, спор переходящий в возмущённый шум, заставляет ребят в   какой­то   момент   сделать   вывод:   бежать­то   некуда!   И   учитель   просит определить идею урока. В классе обязательно находится ученик, которого озаряет:   нравственно несостоятельные, бездуховные помещики  — господствующий класс России, обладающий властью и самым большим достоянием страны — крестьянами и землёй.   Предложенная   игра   позволяет   сделать   урок   динамичным   и интересным. В нетрадиционной форме мы обсуждаем приёмы гоголевской типизации, которые в конце урока можно записать в тетрадь.    И   такие   ограниченные, Результативностьработы Активные формы преподавания литературы я использую в своей практике всего несколько лет, но уже можно судить о том, какие результаты приносит эта   методика.   В   прошлом   году   закончили   школу   ребята,   с   которыми   я работала   с   5   класса.   В   процессе   обучения   они   научились   правильно формулировать   и   оформлять   свои   мысли,   у   них   не   ослабевает   желание высказать   своё   мнение   по   любому   вопросу,   появилась   уверенность   в высказывании своих суждений, они стараются отстаивать свою точку зрения. В   течение   учебного   времени   ребята   достаточно   хорошо   усвоили программный материал, что сказалось на итогах обучения. Несколько ребят после 9 класса продолжили обучение в колледжах и училищах, и их знания и оценку. умения Но главное – это не цифры, а то, что у ребят появилась уверенность в себе и своих силах, сформировались способность самоопределяться в окружающем мире и его нравственных ценностях и умение выбрать верную жизненную позицию.   В   этом,   на   мой   взгляд,   немалая   заслуга   уроков   литературы. неплохую   литературе   по     получили

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"

Научная работа на тему "Ролевая игра на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018