Научная работа по теме "Быстрый счет". Актуальность выбранной темы заключается в том, что ниже перечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного человека и не требуют уникальных способностей.Главное – более или менее продолжительная тренировка. Кроме того, освоение этих навыков развивает логику и память учащегося.
Цель исследовательской работы:изучить приемы быстрого счета с тем, чтобы улучшить технику вычислений учащихсяНаучная работа по теме "Быстрый счет".
Региональная научнопрактическая конференция
«ДИНАМИКА ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Секция В мире математики, физики, информатики
Научноисследовательская работа
Быстрый счет
Чернова Анастасия Сергеевна, Платонова Яна Владимировна
г. Нижнекамск МБОУ «Гимназия № 32», 6 класс
руководитель: Шадрухина Е.И., учитель математики
Нижнекамск 2016СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение………………………………….…………………..…………….…….3
Основная часть…………………………….………….……….……….…...........5
I. Теоретическое содержание ………………..…………….…….…….….……5
Глава 1. История и возникновение быстрого счета ……….….……………....5
1.1. Первые шаги к появлению счета……………..….….…….….….….…...5
1.2. Старинные способы «быстрого счета»……………...….….…...…....….6
Глава 2. Способы «быстрого счета»……………………….….……..….……...8
2.1. Умножение на 9, 11, 99, 999, 5, 50, 500, 25 и 125………….…….…..….8
2.2. Приемы умножения на 37, 11, 101, 1001 и 15………….…….……..…...9
2.3.
Квадрат двухзначных чисел, начинающихся с 5ти…..….….….……..10
II. Практическая часть исследования ……………..……..……..……….….…11
1.
2.
Знания моих одноклассников о быстром счете……….….…………….11
Применение быстрого счета на практике……………………..….….….11
Заключение………….…..…………………………………………….….……...13
Приложения………….………………………………………….….……………14
Список использованной литературы…………..……….….……..…….….…..17
Введение
Всё есть число!3
Пифагор
Без вычислений и чисел невозможно представить нашу жизнь: в наше время
любому человеку нужно уметь складывать и вычитать, к какой бы профессии он
не относился. Именно поэтому еще на ранних этапах развития, в школе и даже в
детском саду, детей учат считать, поскольку счет обязательно пригодится им в
дальнейшем.
Но, получив знания о счете в школе, человек не ищет более удобных
способов вычислений и руководствуется простейшими основами, полученными в
начальных классах. Тем не менее, существует и так называемый «быстрый счет»
то есть наиболее удобное складывание и вычитание «в уме». Благодаря ему
можно выполнять арифметические действия вдвое быстрее.
Актуальность выбранной темы
заключается в том,
что
нижеперечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного
человека и не требуют уникальных способностей.Главное – более или менее
продолжительная тренировка. Кроме того, освоение этих навыков развивает
логику и память учащегося.
Цель исследовательской работы: изучить приемы быстрого счета с тем,
чтобы улучшить технику вычислений учащихся 6 «а» класса
Задачи:
Познакомиться с историей возникновения счета;
Выявить наиболее оптимальные методы и приемы быстрого счета;
Узнать, знают ли приемы быстрого счета учащиеся МБОУ «Гимназия
1.
2.
3.
№32»;
4.
Прививать любовь к математике;
Способы и методы исследования:
1. Изучение научной литературы по данной теме;
2. Анкетирование;
3. Апробирование
4. Создание диаграммы;
Объект исследования: вычислительные навыки и быстрый счёт на уроках
математики.
Предмет исследования: нестандартные приёмы и навыки устного счёта
при умножении натуральных чисел.Практическая ценность работы заключается в том, что в наше время легко
и быстро считать, не пользуясь калькулятором и другими технологиями, очень
полезно и удобно.
4
Основная часть
1. Теоретическая часть
Глава 1. История и возникновение быстрого счета
1.1. Первые шаги к появлению счета5
Происхождение быстрого счета кроется еще в древнейших глубинах
истории, и его изучение следует начинать с самых первых шагов человека к
умению вычислять.
Люди научились считать предметы еще в каменном веке – сначала они на
глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов и таким образом
определяли, в какой из двух куч большеплодов или в каком стаде больше
оленей. И если одно племя меняло пойманных рыб на каменные ножи, не нужно
было считать, сколько принесли рыб и ножей, поскольку можно было лишь
положить рядом с каждой рыбой по ножу. И тогда обмен между племенами мог
состояться.
Однако чтобы заниматься сельским хозяйством,
понадобились
арифметические знания. Без подсчета дней трудно было определить, когда
следует засеять поля или начать полив; людям обязательно надо было знать,
сколько в стаде овец, сколько мешков зерна положено в амбары и т.д.
Более восьми тысяч лет назад древние пастухи стали делать глиняные
кружки – на каждую овцу полагалось по одной, и, чтобы узнать, не пропала ли за
день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружке каждый раз, когда
очередное животное заходило в загон. Только когда пастух убеждался, что не
пропало ни одной овцы, он шел спать. Но пастухи делали из глины и другие
фигурки – в зависимости от животного, которых тоже нужно было считать.
Считать древние люди не умели, но это сравнение «на глаз» позволяло им
вести учет скота, зерна и т.д.
Однако затем в человеческом языке появились числительные, и люди
смогли называть число предметов, животных или дней. Таких числительных
обычно было мало – в основном, самые простейшие. К примеру, у руки Муррей
в Австралии было два числительных: «энэа» (то есть 1) и «петчевал» (2). Другие
числа у них именовались составными числительными – прибавлением одного ко
второму (3= «петчевалэнэа», 4= «петчевалпетчевал» и т.д.)
У некоторых народов разные вещи считали поразному – если жители
островов Фиджи считали лодки, то число 10 называли « боло»; если считали6
кокосовые орехи, то число 10 называли «каро». И даже в прошлом веке одно и
то же число они называли разными словами, если считали людей, рыб, лодки,
сети, звёзды, палки.
Мы и сейчас используем разные слова со значением «много»: «толпа»,
«стадо», «стая», «куча», «пучок» и другие.
Вывод: в древности люди не умели считать и использовали для подсчета
сравнение «на глаз», но, несмотря на такой большой промежуток между двумя
временами, и в двадцать первом веке ощущается большое влияние прошлого.
1.2.Старинные способы «быстрого счета».
Уже когда люди научились считать, 23 века назад в России среди крестьян
был распространен способ, не требовавший знания всей таблицы умножения –
при таком вычислении надо было лишь уметь умножать и делить на два. Данный
способ получил название «крестьянский» (существует также мнение, что
возникновение его кроется еще в Египте).
Вот пример такого способа:
Умножим 47 на 35. Для этого:
запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную
черту;
левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении
возникает остаток, то остаток отбрасываем);
деление заканчивается, когда слева появится единица;
вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
далее оставшиеся справа числа складываем – это результат;
Существуют и другие способы «быстрого счета», появившиеся с годами в
крестьянской среде, но их перечисление будет лишним: здесь достаточно
одного, самого простейшего способа.
Вывод: после того как люди научились считать (раньше они использовали
для этого счет «на глаз»), стали появляться приемы, позволяющие неграмотному
народу умножать без полного знания таблицы умножения, и русский народ
получил возможность считать. Это были первые способы «быстрого счета».
Но таких способов еще очень много – к тому же, они более современны и
просты в использовании.78
Глава 2. Способы «быстрого счета»
2.1Умножение на 9, 11, 99, 999, 5, 50, 500, 25 и 125
Первый способ называется «Таблица умножения «на пальцах» он
позволяет умножать число 9 быстрым способом. Допустим, мы хотим умножить
9 на 6: загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать
девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером шесть (то есть
большой палец правой руки). Количество пальцев слева от загнутого пальца
показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа –
количество единиц. Слева у нас не загнуто 5 пальцев, справа – 4 пальца. Таким
образом, 9x6=54. На рисунке детально показан весь принцип вычисления
(Приложение 1).
Есть и правило быстрого умножения для числа 11.
Чтобы умножить двузначное число на 11, следует «раздвинуть» цифры
числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих
цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует
единицу перенести в старший разряд. Пример:
3411=374. Так как 3+4=7, семерку помещаем между тройкой и четверкой.
6811=748, так как 6+8=14, четверку помещаем между семеркой (шестерка
плюс перенесенная единица) и восьмеркой.
Для того чтобы умножить число на 9, 99, 999 можно умножить число на 10,
100, 1000 и из полученного результата вычесть само число:
239=231023=207
2399=2310023=2277
23999=23100023=22977
Для умножения числа на 5, 50 и 500, его можно умножить на 10, 100, 100, а
результат просто разделить на 2 (те же действия можно выполнить и в обратном
порядке).
Например: 685=(6810): 2 = 3409
Для того чтобы умножить число на 25 или 125 их делят на 4(8), а затем
результат умножают на 100 (1000). А для того чтобы разделить число на 25 или
125,
их умножают на 4(8), а затем делят результат на 100 (1000).
Вывод: существует очень много способов быстрого счета и на деление, и на
умножение, и в основном они связаны с круглыми числами.
2.2. Приемы умножения на 37, 11, 101, 1001 и 15
Умножение на 37 имеет особенное свойство: при умножении 3, 6, 9, 12, 15,
18, 21, 24 на 37 в ответе получается трехзначное число из одинаковых цифр:
337=111
637=222
937=333
1237=444
1537=555
1837=666
2137=777
2437=888
Зная это, можно решить любой пример.
Например:
375=37(3+2)=373+372=111+74=185
Для того чтобы умножить число на 11, 101, 1001, можно умножить число на
10, 100, 1000 и к полученному результату прибавить само число:
а11=a10+a
а 101=a100+a
а 1001=a1000+a
Пожалуй, самое простое правило – умножение двузначного числа на 101:
припишите ваше число к самому себе. На этом умножение закончено.
Пример:10
57 101=5757
Для того чтобы четное число умножить на 15, можно прибавить к нему его
половину и результат умножить на 10.
Например:
64 15=(64+32)10=960
Для того чтобы нечетное число умножить на 15, можно вычесть из него
единицу, полученное число умножить на 15 по известному правилу и к
результату прибавить 15.
Например:
4315=(42+21)10+15=630+15=645
2.3 Квадрат двухзначных чисел, начинающихся с 5ти.
Чтобы возвести в квадрат число, начинающееся на 5, надо:
1)
к 52=25 прибавить число единиц «а».
К полученному числу приписать справа квадрат единиц.
2)
562=(25+6) приписываем 62=3136
592=(25+9) приписываем 92=348
Возведение в квадрат двухзначных чиселоканчивающиеся на 5 .
П равило: умножают число десятков на число, на единицу больше, и к
произведению приписывают 25.
752=(7*8) в конец произведения подписываем 25 =5625
Вывод: существует огромное количество способов быстрого счета, и все их
можно использовать для более удобного и быстрого вычисления – данное
свойство очень полезно в повседневной жизни.
1.
Практическая часть
I.
Знания моих одноклассников о быстром счете11
Для того чтобы узнать, сколько моих одноклассников знают и пользуются
быстрым счетом в повседневной жизни, во время выполнения контрольных
работ или приготовления домашнего задания, мы провели исследование, в ходе
которого выяснилось, что большая часть наших одноклассников (учащихся 6
«А» класса МБОУ «Гимназия №32») не пользуется быстрым счетом.
Лишь 4% из 100 всегда использует некоторые приемы быстрого счета; 20%
знает о быстром счете, но не использует или использует редко; остальные 76%
не знает и не пользуется быстрым счетом никогда (Приложение 2).
Но после проведения анкетирования и чтения нашей исследовательской
работы всему классу мои одноклассники искренне надеются, что быстрый счет в
будущем поможет им во время выполнения контрольных работ и домашнего
задания.
Также мы провели опрос: считаете ли вы быстрый счет эффективным
способом вычисления? (Приложение 2). Большая часть учащихся ответила: «да»
(некоторые даже добавили, что теперь для них быстрый счет – хороший
заменитель калькулятора). Те, кто ответил «нет», оказались в меньшинстве и
свой ответ объясняли тем, что и без быстрого счета могут вычислять довольно
таки быстро.
Вывод: благодаря нашему исследованию, учащиеся 6 «А» класса МБОУ
«Гимназия №32» теперь будут использовать для более быстрых и удобных
вычислений быстрый счет – настоящее открытие, помогающее многим людям в
повседневной жизни.
2.
Описание работы.
Изучив в литературных источниках приемы устного счета, мы отобрали
самые распространенные и общедоступные. По согласованию с учителем
математики, мы составили математический диктант, опираясь на данные
свойства. На уроке, с разрешения учителя, мы провели диктант в своем классе.
Образец диктанта:
1. 41*37
2. 99*34
3. 11²
4. 45²12
5. 28*11
6. 84*12
7. 79*11
8. 129*5
9. 64*9
10. 15*93
Главное условие – все вычисления ребята должны проводить в уме, а
записывать только результат. Его результаты приведены ниже. Затем мы
показали одноклассникам те приемы, которые можно было применить, и через
день вновь провели подобный диктант. После его проведения мы разобрали
допущенные ошибки и разобрали еще несколько приемов. Следующий диктант
был проведен через неделю. Результаты первого и последнего диктантов
сведены в диаграмму (Приложение 3).13
Заключение
В своей работе мы рассказали лишь о нескольких упрощенных приемах
устных вычислений быстрого счета из всех существующих (а существует их
немало). Кроме своей чрезвычайной пользы, они способствуют также развитию
памяти и повышению математической культуры мышления.
Исследовав быстрый счет, мы сделали вывод: знание упрощенных приемов
вычислений необходимо, если вычисляющий не имеет в своем распоряжении
таблиц или калькулятора.
Была достигнута основная цель научноисследовательской работы: мы
выяснили, что приемы быстрого счета всетаки существуют.
Задачи, которые мы выполнили для достижения данной цели:
1. мы познакомились с историей возникновения счета;
2. Выявили наиболее оптимальные методы и приемы быстрого счета;
3. Узнали, знают ли приемы быстрого счета учащиеся МБОУ «Гимназия
№32»
4. Привили во многих учащихся любовь к математике.
Изучение старинных способов умножения показало,
что это
арифметическое действие было трудным и сложным, а сейчас современный
способ умножения прост и доступен всем.
Но, возможно, не у всех получится с ходу выполнять эти или другие
подсчеты. Пусть сначала не получится столь быстро и эффективно использовать
прием, показанный в работе – не беда. В математике, как и в любом виде спорта,
нужна постоянная тренировка. Она и позволит вам использовать приемы
быстрого счета во всем их удобстве, простоте и быстроте.
Вывод: Описывая старинные способы вычислений, мы попытались
доказать, что, как и в прошлом, так и сейчас (и так и в будущем), без
математики не обойтись – она создана разумом человека и разумом человека и
развивается. И хочется верить, что будет существовать всегда.
Приложение114
Приложение 2Быстрый счет
15
Знают и используют
Знают, но не
используют
Не знают и не
используют
Приложение 316
14
12
10
8
6
4
2
0
1 диктант
2 диктант
16
"
"
"
"
Список литературы
1) Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: Транзиткнига, 2005.
2) Перельман. Я.И. Весёлые задачи. М.: Транзиткнига . 2005.17
3) Пустовалова Т. Л. Исторический материал на уроках математики.//Начальная
школа .2004._№6 . –С. 7073.
4) Полушкина И. В. Весёлые задачи// Начальная школа – 2005.№5. С. 109.
5) Смирнов Ю. И. Мир чисел . СанктПетербург.: МимЭкспресс 1995.
6) Энциклопедия для детей (математика) М.: Аванта .2004.
7) Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.:Наука,1982.