Научная работа по теме "Быстрый счет"
Оценка 4.8

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
математика
6 кл
10.02.2017
Научная работа по теме "Быстрый счет"
Научная работа по теме "Быстрый счет". Актуальность выбранной темы заключается в том, что ниже перечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного человека и не требуют уникальных способностей.Главное – более или менее продолжительная тренировка. Кроме того, освоение этих навыков развивает логику и память учащегося. Цель исследовательской работы:изучить приемы быстрого счета с тем, чтобы улучшить технику вычислений учащихсяНаучная работа по теме "Быстрый счет".
Быстрый счет.docx
Региональная  научно­практическая конференция «ДИНАМИКА ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» Секция    В мире математики, физики, информатики Научно­исследовательская работа Быстрый счет Чернова Анастасия Сергеевна, Платонова Яна Владимировна г. Нижнекамск МБОУ «Гимназия № 32», 6 класс руководитель: Шадрухина Е.И., учитель математики Нижнекамск 2016 СОДЕРЖАНИЕ 2 Введение………………………………….…………………..…………….…….3 Основная часть…………………………….………….……….……….…...........5 I. Теоретическое содержание ………………..…………….…….…….….……5 Глава 1. История и возникновение быстрого счета ……….….……………....5 1.1. Первые шаги к появлению счета……………..….….…….….….….…...5 1.2. Старинные способы «быстрого счета»……………...….….…...…....….6 Глава 2. Способы «быстрого счета»……………………….….……..….……...8 2.1. Умножение на 9, 11, 99, 999, 5, 50, 500, 25 и 125………….…….…..….8 2.2. Приемы умножения на 37, 11, 101, 1001 и 15………….…….……..…...9 2.3.  Квадрат двухзначных чисел, начинающихся с 5­ти…..….….….……..10 II.  Практическая часть исследования ……………..……..……..……….….…11 1. 2. Знания моих одноклассников о быстром счете……….….…………….11 Применение быстрого счета на практике……………………..….….….11 Заключение………….…..…………………………………………….….……...13 Приложения………….………………………………………….….……………14 Список использованной литературы…………..……….….……..…….….…..17 Введение Всё есть число! 3 Пифагор  Без вычислений и чисел невозможно представить нашу жизнь: в наше время любому человеку нужно уметь складывать и вычитать, к какой бы профессии он не относился. Именно поэтому еще на ранних этапах развития, в школе и даже в детском саду, детей учат считать, поскольку счет обязательно пригодится им в дальнейшем.  Но,   получив   знания   о   счете   в   школе,   человек   не   ищет   более   удобных способов вычислений и руководствуется простейшими основами, полученными в начальных классах. Тем не менее, существует и так называемый «быстрый счет» ­ то есть наиболее удобное складывание и вычитание «в уме». Благодаря ему можно выполнять арифметические действия вдвое быстрее.  Актуальность   выбранной   темы  заключается   в   том,   что нижеперечисленные   способы   быстрого   счёта   рассчитаны     на   ум   обычного человека   и  не  требуют   уникальных  способностей.Главное  –  более  или  менее продолжительная   тренировка.   Кроме   того,   освоение   этих   навыков   развивает логику и память учащегося. Цель исследовательской работы: изучить  приемы быстрого счета с тем, чтобы улучшить  технику вычислений учащихся 6 «а» класса  Задачи:  Познакомиться с историей возникновения счета;  Выявить наиболее оптимальные методы и приемы быстрого счета;  Узнать,   знают   ли   приемы   быстрого   счета   учащиеся   МБОУ   «Гимназия 1. 2. 3. №32»;  4. Прививать любовь к математике;  Способы и методы исследования:  1. Изучение научной литературы по данной теме;  2. Анкетирование;  3. Апробирование  4. Создание диаграммы;  Объект исследования: вычислительные навыки и быстрый счёт на уроках математики. Предмет исследования:  нестандартные  приёмы  и  навыки  устного  счёта при умножении натуральных чисел. Практическая ценность работы заключается в том, что в наше время легко и быстро считать, не пользуясь калькулятором и другими технологиями, очень полезно и удобно.  4 Основная часть 1. Теоретическая часть  Глава 1. История и возникновение быстрого счета  1.1. Первые шаги к появлению счета 5 Происхождение   быстрого   счета   кроется   еще   в   древнейших   глубинах истории, и его изучение следует начинать с самых первых шагов человека к умению вычислять. Люди научились считать предметы еще в каменном веке – сначала они на глаз   сравнивали   разные   количества   одинаковых   предметов   и   таким   образом определяли,   в   какой   из   двух   куч   большеплодов   или   в   каком   стаде   больше оленей. И если одно племя меняло пойманных рыб на каменные ножи, не нужно было   считать,   сколько   принесли   рыб   и   ножей,   поскольку   можно   было   лишь положить рядом с каждой рыбой по ножу. И тогда обмен между племенами мог состояться.  Однако   чтобы   заниматься   сельским   хозяйством,   понадобились арифметические   знания.   Без   подсчета   дней   трудно   было   определить,   когда следует засеять поля или начать полив; людям обязательно надо было знать, сколько в стаде овец, сколько мешков зерна положено в амбары и т.д.  Более   восьми   тысяч   лет   назад   древние   пастухи   стали   делать   глиняные кружки – на каждую овцу полагалось по одной, и, чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружке каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. Только когда пастух убеждался, что не пропало ни одной овцы, он шел спать. Но пастухи делали из глины и другие фигурки – в зависимости от животного, которых тоже нужно было считать.   Считать древние люди не умели, но это сравнение «на глаз» позволяло им вести учет скота, зерна и т.д.  Однако   затем   в   человеческом   языке   появились   числительные,   и   люди смогли   называть   число   предметов,   животных   или   дней.   Таких   числительных обычно было мало – в основном, самые простейшие. К примеру, у руки Муррей в Австралии было два числительных: «энэа» (то есть 1) и «петчевал» (2). Другие числа у них именовались составными числительными – прибавлением одного ко второму (3= «петчевал­энэа», 4= «петчевал­петчевал» и т.д.) У   некоторых   народов   разные   вещи   считали   по­разному   –   если   жители островов Фиджи считали лодки, то число 10 называли « боло»; если считали 6 кокосовые орехи, то число 10 называли «каро». И даже в прошлом веке одно и то же число они называли разными словами, если считали людей, рыб, лодки, сети, звёзды, палки. Мы   и   сейчас   используем   разные   слова   со   значением   «много»:   «толпа», «стадо», «стая», «куча», «пучок» и другие.  Вывод:  в древности люди не умели считать и использовали для подсчета сравнение «на глаз», но, несмотря на такой большой промежуток между двумя временами, и в двадцать первом веке ощущается большое влияние прошлого.  1.2.Старинные способы «быстрого счета». Уже когда люди научились считать, 2­3 века назад в России среди крестьян был распространен способ, не требовавший знания всей таблицы умножения – при таком вычислении надо было лишь уметь умножать и делить на два. Данный способ   получил   название   «крестьянский»   (существует   также   мнение,   что возникновение его кроется еще в Египте).  Вот пример такого способа:  Умножим 47 на 35. Для этого:  ­ запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту; ­ левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем); ­ деление заканчивается, когда слева появится единица; ­ вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа; ­ далее оставшиеся справа числа складываем – это результат; Существуют и другие способы «быстрого счета», появившиеся с годами в крестьянской   среде,   но   их   перечисление   будет   лишним:   здесь   достаточно одного, самого простейшего способа.  Вывод: после того как люди научились считать (раньше они использовали для этого счет «на глаз»), стали появляться приемы, позволяющие неграмотному народу   умножать   без   полного   знания   таблицы   умножения,   и   русский   народ получил возможность считать. Это были первые способы «быстрого счета».  Но таких способов еще очень много – к тому же, они более современны и просты в использовании. 7 8 Глава 2. Способы «быстрого счета» 2.1Умножение на 9, 11, 99, 999, 5, 50, 500, 25 и 125 Первый   способ   называется   «Таблица   умножения   «на   пальцах»   ­   он позволяет умножать число 9 быстрым способом. Допустим, мы хотим умножить 9 на 6: загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку.   В   нашем   примере   нужно   загнуть   палец   с   номером   шесть   (то   есть большой   палец   правой   руки).  Количество   пальцев  слева   от   загнутого   пальца показывает   нам   количество   десятков   в   ответе,   количество   пальцев   справа   – количество единиц. Слева у нас не загнуто 5 пальцев, справа – 4 пальца. Таким образом,   9x6=54.   На   рисунке   детально   показан   весь   принцип   вычисления (Приложение 1).  Есть и правило быстрого умножения для числа 11.  Чтобы   умножить   двузначное   число   на   11,   следует   «раздвинуть»   цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд. Пример:  3411=374. Так как 3+4=7, семерку помещаем между тройкой и четверкой.  6811=748, так как 6+8=14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.  Для того чтобы умножить число на 9, 99, 999 можно умножить число на 10, 100, 1000 и из полученного результата вычесть само число:  239=2310­23=207  2399=23100­23=2277  23999=231000­23=22977  Для умножения числа на 5, 50 и 500, его можно умножить на 10, 100, 100, а результат просто разделить на 2 (те же действия можно выполнить и в обратном порядке). Например: 685=(6810): 2 = 340 9 Для того чтобы умножить число на 25 или 125 их делят на 4(8), а затем результат умножают на 100 (1000). А для того чтобы разделить число на 25 или 125, их умножают на 4(8), а затем делят результат на 100 (1000).  Вывод: существует очень много способов быстрого счета и на деление, и на умножение, и в основном они связаны с круглыми числами.  2.2. Приемы умножения на 37, 11, 101, 1001 и 15 Умножение на 37 имеет особенное свойство: при умножении 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 на 37 в ответе получается трехзначное число из одинаковых цифр:  337=111 637=222 937=333 1237=444 1537=555 1837=666 2137=777 2437=888 Зная это, можно решить любой пример.  Например:  375=37(3+2)=373+372=111+74=185  Для того чтобы умножить число на 11, 101, 1001, можно умножить число на 10, 100, 1000 и к полученному результату прибавить само число:  а11=a10+a а  101=a100+a а  1001=a1000+a Пожалуй, самое простое правило – умножение двузначного числа на 101: припишите ваше число к самому себе. На этом умножение закончено.  Пример: 10 57 101=5757  Для того чтобы четное число умножить на 15, можно прибавить к нему его половину и результат умножить на 10.  Например:  64 15=(64+32)10=960  Для того чтобы нечетное число умножить на 15, можно вычесть из него единицу,   полученное   число   умножить   на   15   по   известному   правилу   и   к результату прибавить 15.  Например:  4315=(42+21)10+15=630+15=645  2.3 Квадрат двухзначных чисел, начинающихся с 5­ти. Чтобы возвести в квадрат число, начинающееся  на 5, надо: 1) к 52=25 прибавить число единиц «а». К полученному числу приписать справа квадрат единиц. 2) 562=(25+6) приписываем 62=3136  592=(25+9) приписываем  92=348 Возведение в квадрат двухзначных чиселоканчивающиеся на 5 . П   равило: умножают число десятков на число, на единицу больше, и к  произведению приписывают 25. 752=(7*8) в конец произведения подписываем 25 =5625 Вывод: существует огромное количество способов быстрого счета, и все их можно   использовать   для   более   удобного   и   быстрого   вычисления   –   данное свойство очень полезно в повседневной жизни.  1. Практическая часть I. Знания моих одноклассников о быстром счете 11 Для того чтобы узнать, сколько моих одноклассников знают и пользуются быстрым   счетом   в   повседневной   жизни,   во   время   выполнения   контрольных работ или приготовления домашнего задания, мы провели исследование, в ходе которого выяснилось, что большая часть наших одноклассников (учащихся 6 «А» класса МБОУ «Гимназия №32») не пользуется быстрым счетом.  Лишь 4% из 100 всегда использует некоторые приемы быстрого счета; 20% знает о быстром счете, но не использует или использует редко; остальные 76% не знает и не пользуется быстрым счетом никогда (Приложение 2).  Но   после   проведения   анкетирования   и   чтения   нашей   исследовательской работы всему классу мои одноклассники искренне надеются, что быстрый счет в будущем поможет им во время выполнения контрольных работ и домашнего задания.  Также   мы   провели   опрос:   считаете   ли   вы   быстрый   счет   эффективным способом вычисления? (Приложение 2). Большая часть учащихся ответила: «да» (некоторые   даже   добавили,   что   теперь   для   них   быстрый   счет   –   хороший заменитель калькулятора). Те, кто ответил «нет», оказались в меньшинстве и свой ответ объясняли тем, что и без быстрого счета могут вычислять довольно­ таки быстро.  Вывод:  благодаря нашему исследованию, учащиеся 6 «А» класса МБОУ «Гимназия   №32»   теперь   будут   использовать   для   более   быстрых   и   удобных вычислений быстрый счет – настоящее открытие, помогающее многим людям в повседневной жизни.  2. Описание работы. Изучив   в   литературных   источниках   приемы   устного   счета,  мы   отобрали самые   распространенные   и   общедоступные.   По   согласованию   с   учителем математики,   мы   составили     математический   диктант,   опираясь   на   данные свойства. На уроке, с разрешения учителя, мы  провели диктант в своем классе.  Образец диктанта:   1. 41*37 2. 99*34 3. 11² 4. 45² 12 5. 28*11 6. 84*12 7. 79*11 8. 129*5 9. 64*9 10. 15*93 Главное   условие   –   все   вычисления   ребята   должны   проводить   в   уме,   а записывать     только   результат.   Его   результаты   приведены   ниже.   Затем   мы показали одноклассникам  те приемы, которые можно было применить, и через день   вновь провели подобный диктант. После его проведения мы разобрали допущенные ошибки и разобрали еще несколько приемов. Следующий  диктант был   проведен   через   неделю.     Результаты   первого   и   последнего   диктантов сведены в диаграмму (Приложение 3). 13 Заключение В   своей   работе   мы   рассказали   лишь   о   нескольких   упрощенных   приемах устных   вычислений   быстрого   счета   из   всех   существующих   (а  существует   их немало). Кроме своей чрезвычайной пользы, они способствуют также развитию памяти и повышению математической культуры мышления.  Исследовав быстрый счет, мы сделали вывод: знание упрощенных приемов вычислений  необходимо, если  вычисляющий  не  имеет  в  своем  распоряжении таблиц или калькулятора. Была   достигнута   основная   цель   научно­исследовательской   работы:   мы выяснили, что приемы быстрого счета все­таки существуют.  Задачи, которые мы выполнили для достижения данной цели: 1. мы познакомились с историей возникновения счета; 2. Выявили наиболее оптимальные методы и приемы быстрого счета; 3. Узнали, знают ли приемы быстрого счета учащиеся МБОУ «Гимназия №32»  4. Привили во многих учащихся любовь к математике.  Изучение   старинных   способов   умножения   показало,   что   это арифметическое   действие   было   трудным   и   сложным,   а   сейчас   современный способ умножения прост и доступен всем.  Но,   возможно,   не   у   всех   получится   с   ходу   выполнять   эти   или   другие подсчеты. Пусть сначала не получится столь быстро и эффективно использовать прием, показанный в работе – не беда. В математике, как и в любом виде спорта, нужна   постоянная   тренировка.   Она   и   позволит   вам   использовать   приемы быстрого счета во всем их удобстве, простоте и быстроте.  Вывод:  Описывая   старинные   способы   вычислений,   мы   попытались доказать,   что,   как   и   в   прошлом,   так   и   сейчас   (и   так   и   в   будущем),   без математики не обойтись – она создана разумом человека и разумом человека и развивается. И хочется верить, что будет существовать всегда.  Приложение1 14 Приложение 2 Быстрый счет 15 Знают и используют Знают, но не используют Не знают и не используют Приложение 3 16 14 12 10 8 6 4 2 0 1 диктант 2 диктант 16 " " " " Список  литературы 1) Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: Транзиткнига, 2005. 2)  Перельман. Я.И. Весёлые задачи. ­ М.: Транзиткнига . 2005. 17 3) Пустовалова Т. Л. Исторический материал на уроках математики.//Начальная школа .­2004._№6 . –С. 70­73. 4)  Полушкина И. В. Весёлые задачи// Начальная школа – 2005.­№5. С. 109. 5)  Смирнов Ю. И. Мир чисел . Санкт­Петербург.: Мим­Экспресс 1995. 6)  Энциклопедия для детей (математика) М.: Аванта .2004. 7)  Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.:Наука,1982.

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"

Научная работа по теме "Быстрый счет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017