I. Вступление
II. Сравнительная характеристика:
· портрет
· происхождение
· образование
· поэзия
· любовь
· дуэль
· эпилог
III.ЛИТЕРАТУРА:
…Пушкин и Лермонтов
Они молоды. Натальи
в них влюблены. И никто
из них не будет убит.
Сверчок и Маёшка.
У Пушкина не погаснет
венчальная свеча, не упадет
обручальное кольцо.
А у Лермонтова счастливо
упадет монета, которую
он имел привычку
подкидывать, проверять
свое счастье.
…Пулю, от которой он погиб,
сохранили. Кто?
Неизвестно. Оправили
в золото, чтобы она была
вечным кровавым мигом.
В 1899 году в « Петербургских
ведомостях » было
опубликовано: « На вид это
маленький, кругленький,
темный шарик, изящно
отделанный в золото в виде
брелока, но без содрогания
на него смотреть
невозможно!»
Где пуля теперь?
Тоже неизвестно.
И не надо известий о ней!
1.Вступление
2009 год ― год 210-летия со дня рождения Пушкина и 195-летия со дня рождения Лермонтова, старшего поэта и младшего.
Пути одного и другого шли рядом. Поэтические судьбы одинаковы ―обоих уже в детстве посетила богиня песнопений. Старшего ― «на слабом утре», младшего, когда он «шести лет заглядывался на закат». Им было все дано ― талант и «гремящая слава».
Младший являлся продолжателем начинаний старшего.
Младший сказал о старшем:
― Наш лучший поэт.
Старший сказал о младшем:
― Далеко мальчик пойдет. ― И, прочитав некоторые стихотворения, признал их «блестящими признаками высокого таланта».
И мальчик Лермонтов, когда погиб старший, написал шестнадцать беспощадных строк. Своему родственнику Николаю Столыпину, имевшему неосторожность отозваться о погибшем поэте с улыбкой, выкрикнул:
― Я ни за что не отвечаю, ежели вы сию секунду не выйдете отсюда.
Николай Столыпин смущенно пробормотал:
― Но ведь он просто бешеный. ― И вышел.
Белинский восклицает:
― Что за огненная душа…( Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т. IV. М.,1954,с. 537.)
Но есть и различия между двумя поэтами. Один вырос в полной семье, был всегда в обществе друзей, женщин. У другого же была одна бабушка из родных, друзей можно было посчитать по пальцам, а среди многочисленных романов была всего одна настоящая безответная любовь…
Вот почему я хочу попробовать разобраться в схожести и различии судеб двух гениев. Несмотря на все различия Лермонтова и Пушкина, находятся интереснейшие совпадения в их судьбах. Они― два человека, которые так и не встретились.
* цели и задачи:
― сравнить обстоятельства жизни двух великих поэтов;
― найти удивительные совпадения и различия их жизненного пути;
― подвести итоги.
* источники:
― мемуары современников;
― письма Пушкина и Лермонтова;
― работы литературоведов;
1. Сравнительная характеристика
1.портрет
Александр Пушкин. Волосы русые, густые, крупновьющиеся, глаза большие, зелёные, в густых загнутых ресницах, брови высокие, нос прямой, лоб высокий, губы чёткие, яркие, лицо овальное, шея развитая, плечи широкие, грудь могучая, талия тонкая, ноги прямые, руки аристократические. Владел навыками рукопашного боя, был блестящим фехтовальщиком, отменным стрелком, замечательным наездником. А одевался! К тому же ум – выдающийся, одарённость – гениальная. Он был мечтой женского сердца.
Михаил Лермонтов. Женщины влюблялись в него без памяти. Ни один художник не смог передать его облика - одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Вот описание Веры Анненковой, родственницы поэта: «У него был злой и угрюмый вид, его небольшие черные глаза сверкали мрачным огнём, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка. Он был малым ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и даже неблагородно». Он прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы. Это был коренастый юноша, обещавший сильного и крепкого мужа в зрелых летах. И также одарённость – гениальная.
2.происхождение
Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Радше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.
3. детство
У первого из них ― старшего― было веселое, легкое имя. Прозвищами (собрикетами) были Сверчок, Егоза, Француз― вследствие особого знания французского языка и увлеченности французскими просветителями, и ещё потому, что любил бегать, прыгать через стулья, играть в кегли. Мог вскочить на стол, улечься на нем, схватить перо и бумагу и со смехом начать писать стихи. Мог писать стихи, сидя на кровати с поджатыми ногами, или «едучи в коляске», или в момент шумных бесед, едва присев где-нибудь, или просто впотьмах. Его еще называли Бесом.
―Здравствуй, Бес!
Он нарисует себя и рядом ― беса.
В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое чаще невпопад.
У второго из них ― младшего ― собрикетами были Любезный маленький гусарик и Маёшка. Это в юнкерской школе. « Monsieur Mayeux » ― популярный персонаж французских карикатур, который отличался задором, остроумием и резкостью суждений.
Лермонтов любил играть в горелки, серсо, «изображать всех в карикатурах», сочинять забавные стихи-шутки, которые неожиданно теряли рифму, хромали; рисовал, ползая по сукну, натянутому на полу в детской; мог писать стихи, стоя на коленях перед стулом. Если под рукой не оказывалось бумаги, писал на страницах «Потового дорожника» или на дне пустого выдвинутого ящика стола. И тоже была в нем излишняя смелость с застенчивостью.
Оба родились в Москве, совсем недалеко друг от друга. На немецкой улице началось детство старшего, в доме на Красноворотной площади (Красные ворота) началось детство младшего.
Оба побывали у знаменитой ворожеи Александры Филипповны Киркгофт, немки. Она предсказала смерть Пушкину « от рук белого человека». У неё побывал и Лермонтов весной 1841 года. Она ему нагадала, что его ожидает отставка, « после коей уж и в Петербурге ему больше не бывать и ни о чём просить не станешь».
Когда родился младший, бабушка в его честь в семи верстах от имения поселила деревню и назвала её ― Михайловская. Родным и любимым местом старшего было его родовое имение Михайловское. Так что ― Михайловская… и Михайловское…
4.образование
Младший учился в Московском университетском Благородном пансионе, в учебном заведении, похожем на Царскосельский лицей. Пансион имел такие же привилегии. Учились шесть лет. В учебном курсе были такие предметы, как математика, физика, география, история, юридические дисциплины, рисование, музыка, танцы. Изучали латинский и греческий; курс военных наук. Но над всем господствовало « литературное направление».
«Лучшие профессора того времени преподавали у нас в пансионе», ― вспоминает один из воспитанников.
В зимние каникулы устраивались театральные представления. Если в Царскосельском лицее ученики играли в парламент, то здесь, в Москве, проводились заседания, на которых ученики произносили речи «о разных, большею частью нравственных предметах». Или разбирали критически «собственные свои сочинения и переводы, которые должны быть обработаны с возможным тщанием».
В пансионе Лермонтов получил свои первые «вывески премудрости». За сочинения и успехи в истории ― ему присужден первый приз. Любимый наставник Лермонтова, преподаватель Алексей Зиновьевич Зиновьев, о своем питомце вспоминал:
―…Среди блестящего собрания он прекрасно произнес стихи Жуковского « К морю » и заслужил громкие рукоплескания. Это было время, когда юный Мишель мог писать стихи, стоя на коленях перед стулом.
В 1811 году старший поступил в только что открытый Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.
5. поэзия
Старший сказал:
― Есть у нас свой язык, смелее!
И вывел русский язык « на широкий простор русской земли для любованья всему народу русскому»
Младший потом добавит:
―…как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык.
И старший, и младший ударяли о наковальню русского языка, и получаются стихи.
Первые произведения младший подписывал буквой « L », старший четырьмя буквами Н.к.ш.п. (буквы следовало читать наоборот, добавив гласные). Оба потом впишут все буквы в свои фамилии, и оба потом будут преданы самой широкой гласности.
Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.
О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратила внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Лирике Пушкина присуща гармоничность. Там всё в норме: ритм, форма, содержание.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться её чистоте, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своём предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкин связан с эпохой декабризма, а его поэзия считается поэтическим выражением декабристских идей. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Кстати, и Лермонтов, и Пушкин были дружны с декабристами, и для обоих «правда была святыней». Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.
В стихах восемнадцатилетнего юноши мы найдём немало политических деклараций, открытых призывов к борьбе с самодержавием. В таких стихотворениях как «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818) и некоторых других господствует просветительский, романтический пафос: автор бичует пороки российского деспотического режима. В стремлении поэта «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», в том, что Муза его – «свободы гордая певица», заметна близость Пушкина к идеям декабристов. Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между «унылой», «весёлой» и «торжественной» музой. «Весёлая» вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, «унылая» - на элегии любовных исповедей, «торжественная» - на оды прославления, обличения и призывы. После разгрома декабрьского восстания Пушкин верен тем же идеалам. Пушкин верит, что силой поэтического слова можно заставить рабов стать свободными людьми, а самодержцев подчинить закону. Но очень скоро приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. Меняется и пушкинское понимание поэзии.
Поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который "духовной жаждою томим", является посланник Бога — "шестикрылый серафим".
Поэзия, по мнению Пушкина, не может быть подчинена практическим задачам, даже если эта задача кажется благородной. Об этом с удивительной прямотой заявит Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Толпа требует от поэта пользы, обвиняя его песнь в бесплодности. Однако пушкинский поэт с негодованием отметает эти требования, утверждая, что искусство бесполезно, ибо значение красоты определяется близостью к Богу, а не насущным нуждам. Толпа не отступает и требует от поэта нравственного наставления, «смелых уроков». Но герой не приемлет и такого назначения поэзии, т.к. искусство не способно превратить глупца в мудреца, а негодяя в образец добродетели. Целью художества, по мнению поэта, является идеал, а не нравоучение. Но ведь идеал достижим только для того, кто к нему стремится. И если Пушкин скажет, что он «чувства добрые лирой пробуждал», то пробудиться они могли только у того, у кого эти чувства были.
Не менее ярким и удивительным явлением в литературе был и Лермонтов. Он погиб, не дожив до 27 лет, но создал такие шедевры, которые сделали его великим писателем. Царь сквозь зубы:
« Этот, чего доброго, заменит Пушкина…»
Поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Лермонтову была чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдал события и явления жизни, но и оценивал их со своей «строгостью судьи и гражданина». Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремился познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимали такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – всё это слилось в единый бурный лирический поток.
В чём суть завещания будущему поколению поэтов как Пушкин и Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это главное назначение поэзии. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своём знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, - писал И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».
Настоящий большой поэт не может создавать произведения ради процесса стихосложения. Он задумывается о том, в чём смысл и назначение его творчества, о чём он хочет поведать людям, какова роль поэзии в жизни общества.
Эти вопросы глубоко волновали и Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину.
С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Но его стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение «Смерть поэта» мгновенно распространилось в рукописных списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Заключительные строки стихотворения были направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина, они были восприняты в высшем обществе как вызов:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, - следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Великий русский поэт С.Есенин говорил, что только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
Лермонтову довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда был понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определённый момент вопрос: «Какая польза нам от неё?».
Пушкин создал литературный журнал, младший мечтал создать литературный журнал. Пушкин задумал написать и не успел ― большой исторический роман. И младший задумал исторический роман ― и не успел написать. И оба мечтали печатать свои произведения « в первозданной красоте».
Подводя итог изложенному, можно с уверенностью сказать, что Пушкин и Лермонтов являлись поэтами, которые изменили в корне русскую литературу. Пушкин начал это новаторство и пронёс через всю свою жизнь «неугасимый огонь», который воплощал собой стремление к свободе. Лермонтов подхватил это знамя;
Бесспорно, Пушкин и Лермонтов были гениями. В этом их величие, поэзия их будет вечной.
6. любовь.
Старший поэт во времена « красных детских лет », а было ему десять, полюбил девочку Сонечку Сушкову, дочь Николая Михайловича Сушкова, сенатора и литератора, проживавшего на Большой Молчановке. По четвергам Пушкина и Соню возили на детские балы. Соня ― « белый мотылек, озорной и веселый», ― в танцах он едва за ней поспевал, тем более, в детстве не отличался проворностью, подвижностью. Но ― уже любил.
В отрочестве Пушкин вспомнит Сонечку Сушкову и отметит её в стихотворном послании лицейскому товарищу Юдину. Стихи о Сонечке будут звучать так :
Подруга возраста златого,
Подруга красных детских лет,
Тебя ли вижу, взоров свет,
Друг сердца, милая Сушкова?
Когда Лермонтову исполнилось шестнадцать, то и он полюбил Сушкову ― Екатерину Сушкову, дочь офицера, игрока и дуэлянта. И тоже написал стихи о своей Сушковой, что вблизи её до этих пор не слыхал в груди огня и что его лишь грудь поражена, а что она ― Сушкова ― страдать не рождена. И это ей, Екатерине Сушковой, младший поэт перешлет потом стихи, как по небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел. И это она первая была удостоена того, чтобы прочесть так всем теперь хорошо известные строки: «У врат обители святой стоял просящий подаянья…»
Екатерина Сушкова, или, как называл её шан-Гирей, мисс Блэк-айз, вспоминала:
― Он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи.
Это было ― «У врат обители святой…»
Две Сушковы, подруги детских красных лет. Оба поэта «полюбили любовь» раньше, чем в душе у них зародилось подлинное чувство. Два поэта и две Сушковы. Одной было девять лет, когда её «полюбил» юный поэт, а второй Сушковой было восемнадцать, когда её « полюбил », по её первому впечатлению, ― неуклюжий, косолапый мальчик лет шестнадцати-семнадцати и который, не уставая, декламировал ей Пушкина и был неразлучен с огромным томом Байрона. А Екатерина Сушкова ― Блэк-айз― ему отвечала, что еще не по его летам « прикидываться непонятым и неоцененным снимком с первейших поэтов».
А между тем ― пришел в Россию еще один первейший поэт…
Две Натальи. Одна становится женой любимого ею поэта, другая покидает любимого ею прежде поэта. Происходит в одну зиму и лето 1831 года.
Один поэт радостно:
― О, как мучительно тобой счастлив я.
Другой горестно:
― Как я забыт, как одинок... Будь счастлива несчастием моим
Один:
― Ты предаешься мне нежна.
Другой:
― Ты изменила― Бог с тобою!
Одна Наталья родилась в 30 верстах от Тамбова в поместье, расположенном при впадении реки Кариан в реку Цну.
Другая Наталья выросла в Подмосковье, на берегу реки Клязьмы.
Наталья, рожденная у реки Кариан, мужа будет называть:
― Мой господин и повелитель.
А господин и повелитель будет писать, что полюбил он окончательно, и голова у него закружилась:
― Прощай, бел свет! Умру!
Наталья с берегов Клязьмы на слова своего поэта, что он полюбил её всем напряжением душевных сил, сказала, что любит другого. Он ей ответил:
― Я не достоин, может быть, твоей любви: не мне судить…
Пушкин и его Наталья в ту же зиму, в тот же 1831 год, обвенчались.
Лермонтов же учился побеждать страдание потому, что «сердца лучшая струна оборвалась». Взяв новый чистый лист, он написал: «… ты со мною не умрешь: моя любовь тебя отдаст бессмертной жизни вновь; с моим названьем станут повторять твое…»
Так и случилось: его даже такая короткая любовь сделала Наталью Федоровну Иванову, её имя бессмертным, хотя Дева чудная стала впоследствии м-м Обресковой.
7.дуэль
Дантес был русским офицером, но француз с немецким акцентом. Он, имея живого отца в Эльзасе, был усыновлен в Голландии. Служил и Франции, и Пруссии, и России. У него два имени, три отчества. Он всегда был горд собой, снабженный десятками рекомендательных писем. Когда его рассматривали дамы, они просили дополнительные свечи, чтобы лучше его разглядеть. И он был всегда уверен, что стоил этих свечей.
Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая 1 барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Пушкину было тридцать семь. Он спокойно взирал на приготовления. Противники обменялись выстрелами всего на десяти шагах, то есть на самой смертоносной для дуэльного оружия дистанции, и стреляли из крупнокалиберного пистолета.
Пушкин стремительно подошёл к барьеру и стал наводить пистолет, но Дантес опередил его: он выстрелил, не доходя до барьера. Пушкин упал лицом в снег.
Поэт был смертельно ранен. Пуля, пройдя ниже почки, ударившись о крыло правой подвздошной кости и раздробив крестец, прочно засела в нем. Через два дня поэт скончался. "Солнце русской поэзии закатилось", - написал В.Жуковский.
Дантес отделался царапиной и легкой контузией. Он был лишён чинов и российского дворянства, разжалован в рядовые. «…рядового Геккерена, как нерусского подданного выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты», - приговор Николая.
Два дуэлянта, четыре секунданта. Лермонтову было двадцать шесть. Мартынов тоже стрелял из крупнокалиберного пистолета.
«Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны». Пуля прошла навылет, убив Лермонтова наповал. А царь Николай I, узнав о дуэли, сказал: « ….собаке собачья смерть». А современники «Плачьте, милостивый государь, надевайте глубокий траур, опепелите Вашу главу, берите из Вашей библиотеки «героя нашего времени» и велите переплеси его в чёрный бархат… И этот возрождающийся гений должен погибнуть от руки подлеца: Мартынов – чистейший сколок с Дантеса…».
Военный суд длился четыре дня и свелся к пустым формальностям. 3 января 1842 года дело доложили августейшему монарху и тот повелеть соизволил: "...Майора Мартынова посадить в крепость на гоубтвахту (т.е. гауптвахту - прим. авт.) на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны".
Евдокия Петровна Ростопчина потом заметит:― Странная вещь! Дантес и Мартынов оба служили в Калергадском полку. Через месяц после дуэли она написала « Нашим будущим поэтам»:
Не просто, не в тиши,
не мирною кончиной,-
Но преждевременно,
противника рукой-
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!...
Лермонтова убил сын винного откупщика. Недалекий Мартынов и не понял "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". « Гнев общественный всею силой своей обрушился на Мартынова, - писал его современник И.Забелло, - и перенёс ненависть к Дантесу на него; никакие оправдания, ни время не смогли её смягчить… В глазах большинства Мартынов был каким – то прокажённым».
Дуэль одного произошла к вечеру, и дуэль другого – к вечеру.Один похоронен в родных местах, и другой. Старшего похоронили недалеко от реки Великой, младшего – на берегу Большого Пруда. Так что, Великий … и Большой.
ЭПИЛОГ
Сбылись пророческие слова критика Белинского о младшем (Лермонтове): «…Имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками её о житейских заботах».
На народные пожертвования был сооружён памятник и старшему и младшему одним скульптором – Александром Опекушиным. И к и старшему и младшему «…не зарастет народная тропа».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.