Научная статья "ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
математика +1
10 кл—11 кл +1
11.04.2018
Практические методы основаны на практической деятельности обучающихся, применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ.docx
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКИ
М.А. Вуйлова, методист, преподаватель
математики высшей категории
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема
классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки
зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на
методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы
студентов (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по
источнику получения знаний.
В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые
предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают
умения, выполняя практические действия).
Практические методы основаны на практической деятельности
обучающихся, применяются в обучении для познания реальности,
формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются
такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач,
оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование
результатов, выявление и анализ ошибок.
Практические методы применяются совместно с наглядными и
словесными.
Практические методы обучения в педагогике подразделяют на:
1. Упражнения
2. Лабораторный метод
3. Практический метод
4. Познавательные игры
Упражнения. Под упражнением понимается целенаправленное,
планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается
овладение этими действиями или улучшение их качества. Для того, чтобы
обучающиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без
ошибок организовывать упражнения.
Упражнения применяются при изучении математики на различных этапах
учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов. Следует
отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи,
закономерного мышления, познавательных способностей обучающихся.
По степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений
выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления —
воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях —
тренировочные упражнения.
По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:
1. Устные. Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой
устного счета, повествования, закономерного изложения информации и т.д.
Со временем они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития
обучающихся.
2. Письменные. Эти упражнения (конспекты, решения задач, описание опытов
и т.д.) составляют основу обучения. Их главное назначение формирование,
развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.
3. Графические. К ним относятся работы обучающихся по составлению схем,
чертежей, графиков, технологических карт, выполнение зарисовок в ходе
работ и т.д. Графические упражнения совмещаются одновременно с
письменными и решают общие учебные задачи. Использование их помогает
обучающимся гораздо лучше принимать, осмысливать и запоминать учебный
материал, развивать пространственное воображение.
Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие
производственнотрудовую тенденцию. Целью их считается использование
теоретических знаний обучающихся в трудовой работе. Кроме того, такие
упражнения содействуют трудовому воспитанию обучающихся.
Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием
педагога и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее
осваиваются обучающимися. В целом, метод упражнений имеет самую
большую эффективность среди практических методов обучения.
Если при выполнении действий обучающийся про себя или вслух
проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения
называют комментированными. Комментирование действий помогает
педагогу обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия
студентов.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления,
памяти, речи и внимания обучающихся. Они отличаются динамичностью, не
требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и
выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию
логического мышления, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы студентов по
составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с
письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает
обучающимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный
материал, способствует развитию пространственного воображения.
Графические работы в зависимости от степени самостоятельности
обучающихся при их выполнении могут носить воспроизводящий или
тренировочный характер.
К учебнотрудовым упражнениям относятся практические работы
студентов, имеющие производственнотрудовую направленность. Целью этих
упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в
трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому
воспитанию обучающихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда
требований к ним: сознательный подход студентов к их выполнению;
соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем
— на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на
самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на
творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение
нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне
необходимы и проблемнопоисковые упражнения, которые формируют у
студентов способность к догадке, интуицию.
Лабораторный метод. Лабораторные работы это проведение
обучающимися по заданию педагога опытов с внедрением устройств,
применением инструментов и прочих технических устройств, то есть это
исследование обучающимися некоторых явлений при помощи специального
оборудования. Лабораторные работы могут проводиться в иллюстративном
либо исследовательском плане. В основе лабораторного метода лежит
самостоятельная деятельность обучающихся по усвоению знаний, однако все
работы проводятся под руководством педагога. Он может применяться как
индивидуально, так и в группах. Более успешным считается проблемный
лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза,
планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются
требуемые приборы и материалы лично самими обучающимися.
Практический метод. Практический метод по своей структуре имеет
много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что
обучающиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике
теоретические знания. Практический метод содействует углублению знаний и
умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять
ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную
деятельность. В практическом методе выделяются следующие этапы: педагог
знакомит обучающихся с теорией вопроса; проводится инструктаж;
показывается пример; выполняется работа; задание контролируется,
проверяется и оценивается.
Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных
тематических разделов и носят обобщающий характер. . Они проводятся в
аудитории. Практический метод лучше других содействует приучению
обучающихся к добросовестному выполнению задания, содействует
формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность,
трудолюбие. У обучающихся формируются навыки кропотливой организации
трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и
выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и
инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с
обучающими программами на компьютере.
Познавательные игры. Познавательные игры создают такие ситуации,
которые в полной мере моделируют окружающую действительность.
Основная цель обучающихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это
содействует стимулированию познавательного процесса.
В процессе игры у обучающихся вырабатывается умение концентрироваться,
думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое.
Увлекшись, и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают
фантазию. Даже самые слабые и пассивные с удовольствием включаются в
игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Игра также
оказывает большое влияние на чувственноэмоциональную сферу. Она создает
у обучающихся психологический настрой, формирует положительное
отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же
материал разнообразно и увлекательно. В последнее время особенно
популярны стали симуляционные игры, когда обучающиеся должны
воспроизвести конкретные качества. Также применяются и такие виды
игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей. Под генерацией
понимается такая деятельность, в ходе которой обучающиеся активизируют
(генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи. Инсценизация же
может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранее
подготовленное театрализованное представление и т.д.
Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степени
нетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно
внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты. Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по
источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали
критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то,
что данная классификация не отражает характер познавательной
деятельности студентов в обучении, не отражает степень их
самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация
пользуется наибольшей популярностью у преподавателей.
Исходя из этого, ученыепедагоги уже с середины двадцатого века стали
обращать все большее внимание на разработку проблемы классификации
методов обучения с учетом вышеназванных уровней усвоения обучающимися
знаний и способов деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Педагогика И.П. Подласый. Новый курс уч. для студентов пед.вузов: в 2 кн.
Москва. Гумонит.изд.центр ВЛАДОС, 1999 Кн.1 Общие основы процесса
обучения.
2. Столяренко Л.Д. Педагогика. РостовнаДону «Феникс» 2003.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск. 2001.
4. Педагогика. Учебник /под ред. Л.П. Кришенко М.: ТК Велби, Издательство
«Проспект» 2004.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних
специальных учебных заведениях: учебнометодическое пособие. М. Высшая
школа, 1990.
Научная статья "ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"
Научная статья "ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"
Научная статья "ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"
Научная статья "ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"
Научная статья "ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.