Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики и влияние их на качество знаний учащихся."
Оценка 4.9

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики и влияние их на качество знаний учащихся."

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
doc
математика
3 кл—4 кл
18.03.2018
Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики  и влияние их на качество знаний учащихся."
В общей системе обучения задачи играют особую роль. Через решение задач осуществляется необходимая связь теоретических знаний с практикой, умение решать задачи определяет степень обученности, общей подготовленности детей. В них заложены большие возможности для повышения общего и математического образования школьников: развитие смекалки, начал исследовательской работы, логического мышления.Готовность школьников к решению нестандартных задач предполагает сформированность основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; умения устанавливать причинно-следственные связи и раскрывать функциональную зависимость между величинами, входящими в условия задачи; умения абстрагироваться от несущественного в задаче; умения переводить текстовые ситуации в схематические модели; умения применять найденные средства, методы и способы решения.
Попова Т.А. .doc
Решение нестандартных задач на уроках математики  и влияние их на качество знаний учащихся.                                                                               Попова Татьяна Александровна                                                                    Учитель начальных классов                                                     МБОУ СОШ № 44                                                         город Полысаево                                                             Активное введение в учебный процесс нестандартных задач, специфически направленных на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и других важных психических   функций   является одной из важнейших задач учителя. Привыкая   к     выполнению   стандартных   типовых   заданий,   направленных   на закрепление   базовых   навыков,   которые   имеют   единственное   решение   и,   как правило,   единственный     ответ,   который   заранее   предопределен   на   основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют   возможности   действовать самостоятельно,   эффективно   использовать   и   развивать   собственный интеллектуальный потенциал.        Решение одних  лишь типовых задач  обедняет  личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей учителем зависит, главным образом,   от прилежания и старательности   и не учитывает появления   ряда   индивидуальных   качеств,   как   выдумка, сообразительность,   способность   к   творческому   поиску,   анализу   и   синтезу. Таким образом, одним их основных мотивов использования нестандартных задач на уроках математики является развитие мышления младших школьников.       В  общей  системе  обучения задачи  играют  особую  роль.  Через решение задач осуществляется  необходимая  связь  теоретических  знаний  с  практикой, умение     обученности,   общей подготовленности     детей.   В   них     заложены   большие     возможности     для повышения   общего     и     математического   образования     школьников:   развитие смекалки, начал исследовательской   работы, логического мышления.     Раздел обучения  решению задач считается наиболее  трудным.  И  это естественно, т. к. решение   задач вообще и   математических   в частности процесс   творческий, требующий продуктивного подхода, проникновения в скрытые в каждой задаче связи   и   зависимости,   которые   зачастую     быть   необычными, нестандартными.        В математике нет каких­либо общих правил, позволяющих решить любую нестандартную   задачу,   т.к.   такие   задачи   в   какой­то   степени   неповторимы. Нестандартная   задача   в   большинстве   случаев   воспринимается   как   вызов интеллекту   и   порождает   потребность   реализовать   себя   в   преодолении препятствия. Таким   образом,   готовность   школьников   к   решению   нестандартных   задач предполагает   сформированность   основных   мыслительных   операций:   анализ, синтез,   сравнение,   обобщение,   аналогия;   умения   устанавливать   причинно­   определяет     степень     решать     задачи     таких,   могут следственные   связи   и   раскрывать   функциональную   зависимость   между величинами,   входящими   в   условия   задачи;   умения   абстрагироваться   от несущественного   в   задаче;   умения   переводить   текстовые   ситуации   в схематические модели; умения применять найденные средства, методы и способы решения.              Задание   № 1: На одной чаше весов 5 яблок, на другой 4 груши. Что тяжелее: одно яблоко или одна груша?        Задание №2: Две дыни весят столько же, сколько один арбуз. На одной чаще весов арбуз и дыня, сколько дынь надо положить на вторую чашу весов, чтобы весы были в равновесии.              Задание №3: Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что: я сидел справа от папы, а мама слева от меня.        Задание №4: В одно ведро налито 8 литров воды, а в другое 6 литров. Как сделать, чтобы воды в вёдрах стало поровну?       Задание №5: Можно ли поставить 10 цветов поровну на 3 окна?       Задание №6: Два путешественника подошли к реке. У берега стояла лодка. Лодка   вмещала   только   одного   человека.   И   тем   не   менее   путешественники смогли переправиться в этой лодке через реку и продолжить свой путь. Как это могло произойти? (Эта задача ­ нестандартная. Нужно чтобы дети нарисовали реку,  двух  путешественников   и лодку  у  берега.  Это  могло  произойти   в  том случае, если путешественники подошли к разным берегам реки.)         Задание №7: В вазе было 9 роз. Мальчик подарил маме, бабушке и сестре по 3 розы, и три розы остались в вазе. Как такое могло получиться? Задание №8: Летели гуси. Один впереди, два позади, один позади, два впереди, один между двумя и три вряд. Сколько всего гусей?        Исходя из перечисленных методик, мы провели эксперимент, направленный на   повышение   качества   знаний   в   результате   решения   нестандартных   задач   в обучении младших школьников.        Наш эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 44 в 3 «Г» классе. Коли­ чество учащихся 30 человек.            Для  выявления  эффективности  работы  по  активизации   познавательной деятельности младших школьников в качестве критериев мы выделили: 1. Уровень познавательной потребности учащихся, который определяется по методике Фридмана Л. М. Цель исследования: установить интенсивность познавательной   потребности   учащихся.   Методы   исследования: наблюдение, анкетирование. Результаты исследования показали, что среди 30 учащихся 3 класса: высокий уровень   познавательной   потребности   имеют   12   человек   –   40%, среднийуровень ­ 13 человек – 43%, низкий уровень – 5 человек –17 %. 2.  Уровень мотивации учения по методике Л. М. Фридмана. Цель исследования: выявить преобладающие мотивы учения учащихся и роль мотивации в учебной деятельности. Метод исследования: анкетирование. Результаты выявления мотива учащихся:  высокий уровень – 14 человек –47 % средний уровень – 12 человек –40 % низкий уровень – 4 человека – 13% 3. Уровень   сформированности   знаний,   умений   и   навыков   по   методике Кузнецова А. А. Уровень сформированности знаний определяется по следующим показателям: прочность,   осмысленность,   мобильность   с   высокими,   средними   и   низкими уровнями. При проведении 2 контрольных срезов можно выявить разницу результатов:  высокий уровень повысился на 8% ­ 2 человека; средний уровень на 4% ­ 1 человек; ­ ­ ­ низкий уровень понизился на 12% ­ 3 человека.             Сравнивая   результаты   можно   говорить   о   том,   что   с   использованием нестандартных   задач   на   уроках   математики   значительно   повысилась   и активизировалась умственная и практическая деятельность учащихся.   рациональное использование нестандартных задач на уроках математики:            Выводы,   сделанные   в   ходе   работы,   позволяют   констатировать,   что способствуют овладению учащимися глубокими и прочными знаниями; ­ ­ активизируют умственную деятельность; ­ развивают познавательные способности; ­ формируют учебные умения и навыки; ­ помогают решать разные учебные задачи; ­ ­ помогают психические процессы; ­ ­ развивают творческие способности детей; ­ помогают осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к активизируют сделать любой учебный материал увлекательным; создают радостное рабочее настроение, положительные эмоции; учащимся; воспитывают дисциплину детей; ­ ­ развивают чувство коллективизма и взаимопомощи.          Для эффективного использования нестандартных задач мы предлагаем следующие рекомендации: ­ учитывать   возрастные   психологические   и   индивидуальные   особенности детей; ­ подбирать   нестандартные   задачи   с   учётом   содержания   учебного материала, дидактических задач; ­ учитывать характер учебной работы; ­ проводить   анализ   решения   нестандартных   задач,   анализ   ошибок, допущенных детьми при решении. 1. Список литературы:  Абылкасымова А.Е. Как развивать творческую индивидуальность  младших  школьников // Начальная школа.­ 2008 г.­№4.­с.80­81. 2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3. Шкляров   Т.   В.   Как   научить   вашего   ребёнка   решать   задачи.   М.: «Грамотей», 2014 4. Сахаров И. П., Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.­ Пб.: «Лань», 2005  5. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными  вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2010

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики и влияние их на качество знаний учащихся."

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики  и влияние их на качество знаний учащихся."

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики и влияние их на качество знаний учащихся."

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики  и влияние их на качество знаний учащихся."

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики и влияние их на качество знаний учащихся."

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики  и влияние их на качество знаний учащихся."

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики и влияние их на качество знаний учащихся."

Научная статья "Решение нестандартных задач на уроках математики  и влияние их на качество знаний учащихся."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018