Научная статья "Роль фестивальной деятельности в сохранении традиций Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга"
Оценка 5
Научные работы
docx
музыка
8 кл—9 кл
30.04.2017
Статья содержит краткий обзор из истории Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга и отслеживает развитие и сохранение певческих традиций старейшего хорового коллектива нашей страны. Значимые музыкальные фестивали в жизни хора за последние четыре десятилетия, на протяжении которых Капеллой руководит Владислав Александрович Чернушенко.
Традиции хорового исполнительства Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.docx
Капелла – старейший профессиональный хоровой коллектив России,
ведущий свою деятельность более 500 лет и сохраняющий традиции русского
певческого исполнительства.
Хор Государственной академической Капеллы СанктПетербурга
представляет художественный коллектив, который является подлинным
украшением искусства города. На протяжении пяти веков хор сохранил
отличные качества: превосходная звучность, высокая уравновешенность
хоровых партий, большой диапазон динамических оттенков, хорошая дикция
и выразительность исполнения.
Артисты хора – представители замечательного искусства русского
народа, которое оказывает благотворное влияние на развитие национального
искусства.
Свою историю певческая капелла СанктПетербурга ведет с 1479 года,
когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор
Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором
России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 г. хор был
переименован в Придворный, а в 1703 г. переведен в новую столицу
Российской Империи, где принял участие в торжествах по случаю закладки
Петром I СанктПетербурга. С тех пор его деятельность неразрывно связана с
городом на Неве.
Первый русский государственный хор на протяжении нескольких
столетий не перестает удивлять и восхищать всех своим мастерством. В его
пении слились лучшие традиции хоровой культуры прошлого и богатство
народного песенного творчества. «…Нигде в мире нельзя было услышать
подобное, – читаем мы в публикациях XVIII века. «Капелла – самый
прекрасный хор, который нам когдалибо приходилось слышать», – писал
немецкий романтик Роберт Шуман. По словам Г.Берлиоза, хор Капеллы
русского императора превосходит все существующие в подобном роде в
Европе. Об искусстве Певческой капеллы восторженно отзывался известный греческий дирижёр Д.Митрополус: «…Не только не слыхал ничего подобного
исполнению Капеллы, но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла –
восьмое чудо в мире». А вот что писали в конце XX века: «…Хор совершенен!
При таком количестве солистов, казалось бы, невозможно достичь единого
хорового звука…». Последние три десятилетия в жизни Певческой капеллы
ознаменованы новым подъёмом исполнительской и концертной жизни. В 1974
г. художественным руководителем и главным дирижёром Капеллы становится
Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение
исторических традиций Капеллы.
Прежде всего, в репертуар возвращен ценнейший пласт отечественный
культуры – творения русской духовной музыки. Вновь зазвучали – Литургия и
хоровые сочинения М.Березовского,
Всенощная А.Гречанинова,
Д.Бортнянского, А.Архангельского, П.Чеснокова. Впервые за два столетия
были исполнены песнопения XVXVII веков. Красоту и богатство русской
певческой культуры демонстрируют партесные концерты XVIIXVIII веков,
канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. [3]
С восстановлением деятельности Симфонического оркестра Капеллы на
афишах города всё чаще стали появляться названия крупных вокально
симфонических произведений, таких как Магнификат и Месса симинор Баха,
Реквием и Большая месса В.А.Моцарта, Девятая симфония и Месса домажор
Л. ван Бетховена, Реквием Дж.Верди, кантаты «Москва» П.Чайковского,
«Иоанн Дамаскин» С.Танеева, концертное исполнение опер (С.Рахманинов –
«Алеко», С.Слонимский – «Виринея»). Восстановлены после забвения: музыка
на коронацию Наполеона, историческое представление «Начальное
управление Олега», либретто которого написала Екатерина II на музыку
В.Пашкевича, Д.Сарти и К.Коноббио (авторская редакция В.Чернушенко).
Сегодня Певческая капелла СанктПетербурга является одним из
ведущих профессиональных хоров мира. Коллектив ведёт активную
концертную деятельность. Только за последние годы маршруты гастролей хора пролегли во всех странах Европы. Высокую оценку прессы и слушателей
получили выступления хора в Германии, Франции, Ирландии, Испании,
Греции, Словении, Сербии, Австрии, Корее. В 2000 г. в Париже коллектив
был удостоен премии «Лучший хор года» за исполнение русской духовной
музыки. Восторженными откликами сопровождались выступления хора на
Международных фестивалях в Лиссабоне (Португалия), Нанте (Франция),
Витебске (фестиваль «Славянский базар).
В ноябре 2001 г. по приглашению Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II Певческая капелла СанктПетербурга принимала
участие в крупнейшей международной акции – Благотворительном концерте
«Святыни России», собравшем под сводами Большого театра лучшие
творческие силы. А через некоторое время прославленный петербургский хор
с триумфальным успехов выступил в Большом зале Московской
государственной консерватории им. П.И.Чайковского, исполнив симфонию
действо «Перезвоны» В.Гаврилина, и в Московском доме радио, где была
представлена программа из произведений Г.Свиридова.
Высокий исполнительский уровень коллектива позволяет ему создавать
разнообразный репертуар, успешно реализовывать свои богатейшие
творческие ресурсы и воплощать художественные замыслы.
Значительные изменения в жизни Капеллы произошли в последние четыре
десятилетия. Ведомая В.А.Чернушенко, она вначале преодолела вызванный
частой сменой руководства и отсутствием ясных принципов управления
кризис 1950ых1970ых годов, а затем приступила к последовательному
превращению в «ансамбль солистов» – большой русский хор, наследующий
традиции Императорской капеллы.
Репертуарный диапазон хора огромен: русская, зарубежная классика,
народная музыка, произведения современных композиторов. Неутомимо и
вдохновенно проводит концерты Владислав Александрович Чернушенко,
согревая жаром своего сердца души людей, даря им добро и радость. С концертами Капелла объездила всю Россию, многие европейские страны, пела
в Японии и в США, представляя русскую культуру и умножая славу
Петербурга как культурной столицы страны. За рубежом ее знают как «хор
Глинка», ибо Капелла с 1954 года (года 150летия со дня рождения М.И.
Глинки) носит имя великого русского композитора.
И сегодня главным заветом старейшего хорового коллектива является
сохранение певческих традиций.
Научная статья "Роль фестивальной деятельности в сохранении традиций Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга"
Научная статья "Роль фестивальной деятельности в сохранении традиций Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга"
Научная статья "Роль фестивальной деятельности в сохранении традиций Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга"
Научная статья "Роль фестивальной деятельности в сохранении традиций Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.