Научная статья "Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема научной статьи определена темой Выпускной квалификационной работы. Исследовательская работа по данной теме ведется мною второй год. Изначально были изучены труды многих знаменитых педагогов и психологов и на основе их теории написана курсовая работа. В данный момент проводится практический доказательный эксперимент.
Иконка файла материала Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников.docx
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников Дошкольный возраст­период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие   с   игрушками.   Игрушка   наряду   с   детской   книгой   ­   первое произведение   искусства,   которое   входит   в   жизнь   малыша.   Игрушка   учит ребенка жить и действовать, следовательно, запускает механизмы развития его   личности,   среди   которых   наиболее   важными   являются   процессы первичной социализации и инкультурации. Социализация­это   процесс   формирования   личности   в   определенных социальных условиях. Это интеграция человека с обществом, приобретение им опыта, который необходим для социальных ролей.В процессе социализации у   человека   формируются   социальные   качества,   знания   и   умения, соответствующие   навыки,   что   даёт   ему   возможность   стать   полноправным участником   социальных   отношений.   Понятие   социализации   включает воспитание,   обучение   и   информацию   (личный   жизненный   опыт   объекта социализации). Стоит отметить, что социализация человека длится всю его жизнь. Процесс   инкультурации   ­   это   постепенная   выработка   человеком навыков,   манер,   норм   поведения.   Это   длительное   и   постепенное   освоение человеком способов и рекомендаций в повседневной жизни. Оба эти процесса протекают параллельно друг другу и взаимообусловлены. Невозможно полноценно развиваться минуя эти процессы. От успеха социализации   и   инкультурации   зависит,   насколько   личность,   усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы и правила поведения, сумела реализовать себя. Индивид, усваивая определённую систему ценностей и норм, становится полноправной, зрелой личностью!Процессы первичной то есть детской социализации и инкультурации являются базовыми и важными для дальнейшего формирования личности. В чем же особенность протекания этих процессов у детей дошкольного возраста? В науке принято считать, что в процессе первичной социализации именно   семья   имеет   важнейшее   значение.   Успешная   социализация   детей возможна   лишь   в   том   случае,   если   агенты   ­   близкие   взрослые,   будут соответствовать общественно приемлемым нормам. В   отличие   от   социализации   понятие  инкультурация  имеет   в   виду обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, в ее центре – интериоризация текстов или универсалий культуры и ценностей. Этот процесс более сложный, чем социализация: с одной стороны, культура определяет   главные   черты   личности   человека,   с   другой   –   человек   сам воздействует   на   свою   культуруВ   свою   очередь,   разнообразные   культурные практики,   которые   составляют   современную   культуру   детства, предоставляют ребенку возможность быть как их объектом, так и субъектом.Инкультурация и социализация представляют собой сложные диалектические процессы   взаимодействия   ребенка   и   среды.   Часто   современный   ребенок стремится к самостоятельному решению встающих перед ним задач, решение которых   зачастую   находит   в   игровой   деятельности,   в   общении   со сверстниками, с игрушками в процессе игровой коммуникации. Игра­   наиболее   доступный   ребенку   и   интересный   для   него   способ переработки   и   выражения   впечатлений,   знаний,   эмоций.  Игра   и   игрушка   ­ обязательные   спутники   детства,   которые   по   сути   являются   первыми универсалиями культуры. Игровой предмет по праву может претендовать на один   из   факторов   или   агентов   социализации   и   инкультурации человека.Особый вес игрушке придает то обстоятельство, что она оказывает существенное  влияние  на   формирование   личности   ребенка,  в  значительной степени   детерминирует   его   ментальные   и   поведенческие   реакции,   играет определяющую роль при освоении социальной, природной и культурной среды и адаптации к ней в раннем детстве. Игрушка выступает в роли инструмента «социального конструирования». Взаимодействие   с   игрушкой   влияет   на   становление,   развитие   и осознание   дошкольником   своего   «Я».   С   помощью   нее   решаются   задачи формирования   гендерной,   социальной   принадлежности,   желательных стандартов поведения.Игрушка выступает в роли своеобразного проводника (агента)   культурной   трансмиссии.   Играя,   ребенок   незаметно   для   себя,   на уровне   бессознательного,   постигает   категории   причинности,   устанавливая очертания   персонального   осмысления   собственной   картины   мира   и   своего поведения.   Обретая   личный   опыт   освоения   окружающей   действительности посредством игрушки, ребенок пытается упорядочить его в соответствии с предшествующим социальным опытом поколений, закрепленным культурой. Ребенок   интерпретирует   его,   интериоризируя   в   алгоритм   собственной инкультурации, обретая при этом свою идентичность.             Таким образом, взаимодействие с игрушкой в свободной и игровой деятельности   является   одним   из   факторов   успешного   и   эффективного прохождения процессов социализации и инкультурации детей, ведь потенциал развития   ребенка     велик   так   же,   как   и   развивающий   потенциал   игровой деятельности.