Тема научной статьи определена темой Выпускной квалификационной работы. Исследовательская работа по данной теме ведется мною второй год. Изначально были изучены труды многих знаменитых педагогов и психологов и на основе их теории написана курсовая работа. В данный момент проводится практический доказательный эксперимент.
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и
инкультурации дошкольников
Дошкольный возрастпериод интенсивного развития ребенка в разных
видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и
взаимодействие с игрушками. Игрушка наряду с детской книгой первое
произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Игрушка учит
ребенка жить и действовать, следовательно, запускает механизмы развития
его личности, среди которых наиболее важными являются процессы
первичной социализации и инкультурации.
Социализацияэто процесс формирования личности в определенных
социальных условиях. Это интеграция человека с обществом, приобретение
им опыта, который необходим для социальных ролей.В процессе социализации
у человека формируются социальные качества, знания и умения,
соответствующие навыки, что даёт ему возможность стать полноправным
участником социальных отношений. Понятие социализации включает
воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта
социализации). Стоит отметить, что социализация человека длится всю его
жизнь.
Процесс инкультурации это постепенная выработка человеком
навыков, манер, норм поведения. Это длительное и постепенное освоение
человеком способов и рекомендаций в повседневной жизни. Оба эти процесса
протекают параллельно друг другу и взаимообусловлены.
Невозможно полноценно развиваться минуя эти процессы. От успеха
социализации и инкультурации зависит, насколько личность, усвоив
сформированные в данной культуре ценности, нормы и правила поведения,
сумела реализовать себя. Индивид, усваивая определённую систему ценностей
и норм, становится полноправной, зрелой личностью!Процессы первичной то
есть детской социализации и инкультурации являются базовыми и важными
для дальнейшего формирования личности.
В чем же особенность протекания этих процессов у детей дошкольного
возраста? В науке принято считать, что в процессе первичной социализации
именно семья имеет важнейшее значение. Успешная социализация детей
возможна лишь в том случае, если агенты близкие взрослые, будут
соответствовать общественно приемлемым нормам.
В отличие от социализации понятие инкультурация имеет в виду
обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, в
ее центре – интериоризация текстов или универсалий культуры и ценностей.
Этот процесс более сложный, чем социализация: с одной стороны, культура
определяет главные черты личности человека, с другой – человек сам
воздействует на свою культуруВ свою очередь, разнообразные культурные
практики,
которые составляют современную культуру детства,
предоставляют ребенку возможность быть как их объектом, так и субъектом.Инкультурация и социализация представляют собой сложные диалектические
процессы взаимодействия ребенка и среды. Часто современный ребенок
стремится к самостоятельному решению встающих перед ним задач, решение
которых зачастую находит в игровой деятельности, в общении со
сверстниками, с игрушками в процессе игровой коммуникации.
Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Игра и игрушка
обязательные спутники детства, которые по сути являются первыми
универсалиями культуры. Игровой предмет по праву может претендовать на
один из факторов или агентов социализации и инкультурации
человека.Особый вес игрушке придает то обстоятельство, что она оказывает
существенное влияние на формирование личности ребенка, в значительной
степени детерминирует его ментальные и поведенческие реакции, играет
определяющую роль при освоении социальной, природной и культурной среды
и адаптации к ней в раннем детстве. Игрушка выступает в роли инструмента
«социального конструирования».
Взаимодействие с игрушкой влияет на становление, развитие и
осознание дошкольником своего «Я». С помощью нее решаются задачи
формирования гендерной, социальной принадлежности, желательных
стандартов поведения.Игрушка выступает в роли своеобразного проводника
(агента) культурной трансмиссии. Играя, ребенок незаметно для себя, на
уровне бессознательного, постигает категории причинности, устанавливая
очертания персонального осмысления собственной картины мира и своего
поведения. Обретая личный опыт освоения окружающей действительности
посредством игрушки, ребенок пытается упорядочить его в соответствии с
предшествующим социальным опытом поколений, закрепленным культурой.
Ребенок интерпретирует его, интериоризируя в алгоритм собственной
инкультурации, обретая при этом свою идентичность.
Таким образом, взаимодействие с игрушкой в свободной и игровой
деятельности является одним из факторов успешного и эффективного
прохождения процессов социализации и инкультурации детей, ведь потенциал
развития ребенка велик так же, как и развивающий потенциал игровой
деятельности.