Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
(из опыта работы)
Н.В. Евграшина,
учитель математики,
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение "Лицей №17",
г.Славгород
2023г.
«Жизнь – это движение вперёд,
и нужно знать не только то, что делать сегодня,
но и куда идти завтра».
Ф.Баадер
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Она формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – исследовательских и проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Для этого необходима мотивация учащихся.
Для формирования положительной мотивации на уроках я использую:
Ø установление связи математики с другими науками;
Ø создание проблемных ситуаций, возбуждающих познавательный интерес;
Ø использование методических приемов активного обучения;
Ø использование самого содержания предмета математики.
Добиваться этого мне помогает включение в работу на уроке метода учебных проектов, творческие домашние задания, интересные сообщения по теме урока. Все это способствует развитию математических способностей учащихся, прививает интерес к предмету, способствует вовлечению в проектную и исследовательскую деятельность.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. Проведя в начале года анкетирование, я выявляю ребят, которые хотят заниматься проектной и исследовательской деятельностью по математике.
В этой работе уделяю особое внимание привлечению родителей.
Разработав памятки и рекомендации о сотрудничестве с ребенком, знакомлю родителей с темами возможных проектов по математике, работами прошлых лет. Очень важно, чтобы взрослые не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта. Совместная работа педагога, учащихся и родителей позволяет составить для ученика воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы, обогащает знаниями её участников. И конечно главное, что в результате формируется значимое отношение к понятию «семья», восполняется дефицит общения с взрослыми. Я в дальнейшем осуществляю консультирование родителей и координирую их работу с ребятами.
Необходимо иметь четкое представление о том, чем проект отличается от учебной- исследовательской деятельности.
Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность |
Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. |
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
|
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. |
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
Формы организации учебно-исследовательской
деятельности на урочных занятиях
Ø урок-исследование, урок — творческий отчёт, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза,
Ø учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
Ø домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской
деятельности на внеурочных занятиях
Ø исследовательская практика обучающихся;
Ø факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
Ø ученическое научно-исследовательское общество;
Ø участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
При выборе темы необходимо учитывать, чтобы она была:
Рисунок 1. Выбор темы
Темы, проектных и исследовательских работ по математике, выполненные моими учащимися:
1. «Математические расчёты в анализе уровня заболеваний учащихся города Славгорода».
В своей работе с учащимися я использую индивидуальные проекты:
o практико-ориентированный;
Практико-ориентированный (прикладной) проект – это проект, в котором с самого начала обозначен результат деятельности участника, ориентированный на социальные интересы самих ребят, и может быть использован в жизни. Пример такого проекта, реализованного моей ученицей - «Роль математики в ремонте моей комнаты». Конечным продуктом, которого стал буклет «Ремонтные задачи». Проделав эту работу, обучающаяся закрепила понятия: площадь и периметр, отработала вычислительные навыки, научилась рассчитывать стоимость ремонтных затрат. Для этого использовались различные методы и приемы анализа учебной и научно-популярной литературы, ресурсов сети Интернет, социологический опрос, практическая работа.
Исследовательский проект предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования и предполагает:
o обоснование актуальности взятой для исследования темы;
o формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;
o обозначение задач исследования;
o определение методов исследования, источников информации;
o выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения,
o обсуждение полученных результатов;
o формулирование выводов, оформление результатов исследования;
o обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.
Например, исследовательский проект «Зависимость успеваемости от внешних факторов» выявил зависимость качества знаний по математике от следующих факторов:
Ø характеристика класса по половой принадлежности;
Ø учебные навыки, математическая логика, языковый и математический интеллект, тип мышления;
Ø внеурочная деятельность и распределение свободного времени;
Ø социальный портрет родителей.
Причины снижения успеваемости по математике в классе обусловлены тем, что у некоторых учеников обнаружены:
· несформированность математических учебных навыков;
· дефицит внимания с гиперактивностью, который характеризуются подвижностью, неусидчивостью;
· отсутствие познавательного интереса;
· несформированность произвольной сферы.
Результатом данного исследования стала программа Microsoft Excel, которая поможет рассчитать качество обученности по другим предметам. Проведя данное исследование, ученик 5 класса познакомился с формулами статистики, научился вычислять проценты, закрепил навыки работы с десятичными дробями, освоил программу Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, стал более рационально использовать свободное время.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Знакомит участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Структура:
§ цель проекта;
§ актуальность;
§ источники информации;
§ обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
§ результат (статья, сборник задач, реферат, доклад, видео и пр.), презентация.
Примером может служить проект «Проценты в современном мире», который знакомит с применением процентов в современном мире, расширяет круг задач, решаемых в школьной программе, способствует углублению знаний по теме «Проценты». Результатом стала презентация и сборник задач по данной теме.
Мои функции, как учителя при подготовке учащихся:
Ребята, собирая статистические данные, определяли вес портфелей, научились рассчитывать семейный бюджет, снимать показания и вычислять плату за электроэнергию. Выяснили какую литературу они читают, чем увлекаются, какие предметы им больше нравятся. Расчёты были не ради расчётов. Юные исследователи учатся собирать информацию, выдвигать гипотезы, ставить цели, строить различные виды диаграмм, работать в программе Excel, делать выводы по имеющимся статистическим данным. Все представления сопровождаются мультимедийными презентациями, выполненными в формате Microsoft PowerPoint.
По окончании работы над проектом происходит его защита перед одноклассниками и родителями. С целью развития критического мышления учащихся на материале презентации, я как учитель мотивирую обучающихся задавать вопросы и высказывать свое мнение. Ребята внимательно слушают, следят за процессом защиты, задают вопросы, вступают в дискуссию, учатся высказывать собственное суждение, слушать и слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения.
Ежегодно в Лицее проходит научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ, цель которой - развитие самостоятельности, творческих способностей, формирование обще-учебных умений и навыков обучающихся. Глубина владения материалом, умение держаться на публике, уверенное выступление все это демонстрируют ребята.
Увлечь, заинтересовать и добиться результатов – вот моя цель, как учителя в работе с детьми.
Рисунок 2. Результативность внеурочной деятельности
Занятие проектной и исследовательской деятельностью оказывает положительное воздействие на его участников. Самостоятельное получение знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью развивает умения работать с постоянно меняющейся информацией, инициативу, критическое мышление, помогает добиться положительных результатов. Занимаясь исследованиями в школьные годы, обучающиеся окажутся более приспособленными во взрослой жизни, научатся планировать собственную деятельность, ориентироваться в разных ситуациях, работать с людьми, адаптироваться к окружающим условиям.
Литература:
1. Долгих С. Школa собствeнных открытий// Нарoдноe образoвание. 2003. № 6.
2. Журнaл «Матeматика в школе»: 1999 № 6, 2000 № 5,6,9; 2001 № 7; 2003 № 2-3; 2004 № 2.
3. И.В. Усaчeва, И.И. Ильясoв. Формированиe учебной исследовaтельской дeятельности. – М., 2013.
Приложения
Этапы работы над исследовательским проектом
Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиа поддержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция
Памятка родителям
«Ваш ребёнок участвует в научно-проектной деятельности»
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя.
Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
· выбор темы проекта;
· выдвижение первоначальных идей;
· выбор лучшей идеи;
· планирование проектной деятельности;
· оценка и самооценка проекта.
· презентация проекта.
Роль родителей на каждом этапе выполнения проекта
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:
· помочь выдвинуть как можно больше идей;
· записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Чем больше идей, тем больше выбор.
Этап выбора и формулировки темы проектной работы:
помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Формулировка задачи проекта:
помощь в правильной формулировке задачи проекта.
Разработка плана и структуры выполнения проекта:
· спланировать работу с учётом занятости детей;
· определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность в следующем проекте.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
· консультируют;
· отслеживают выполнение плана;
· решают оперативные вопросы;
· помогают в предварительной оценке проекта;
· участвуют в подготовке презентации;
· обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
· Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы.
· Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности его участники узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Памятка учителю по работе с одаренными детьми
1. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником.
2. Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать. Важно с достоинством и без "закомплексованности" реагировать на свое незнание, при этом быть готовым работать со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
3. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого.
4. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет.
5. При своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.
6. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении.
7.В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт".
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
ü Творческие способности
ü Познавательные способности и навыки.
ü Особенности эмоциональной сферы.
ü Реалистическая Я-концепция.
ü Уважение к другим.
ü Эмпатическое отношение к людям.
ü Склонность к самоанализу.
ü Терпимое отношение к критике.
ü Готовность делиться вещами и идеями.
ü Настойчивость в выполнении заданий.
ü Независимость в мышлении и поведении.
ü Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
ü Чувство юмора.
ü Чуткость к анализу нравственных проблем.
ü Уверенность в своих силах и способностях.
ü Внутренняя мотивация
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.