Научно исследовательская работа " Достижение и анализ плани руемых предметных результатов на уроках немецкого языка
Оценка 4.6

Научно исследовательская работа " Достижение и анализ плани руемых предметных результатов на уроках немецкого языка

Оценка 4.6
docx
25.05.2020
Научно исследовательская работа " Достижение и анализ плани руемых предметных результатов на уроках немецкого языка
ВКР_Медведкова Е.А_ 404 КП.docx

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский педагогический колледж№1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

(Дипломная  работа)

Диагностика и анализ достижения

 планируемых предметных результатов

 по немецкому языку в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса группы 404КП

Медведкова Елена Адольфовна

 

Специальность

44.02.05 Коррекционная педагогика

 

Руководитель

преподаватель

Баранникова Юлия Петровна

 

 

 

 

 

Омск,2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата защиты «____» _____________________2021г.

Оценка_______/_________________________

Председатель ГЭК________/_______________

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

ГЛАВА 1.Теоретические основы диагностики планируемых результатов по немецкому языку в начальной школе…………………………………………..8

1.1   Сущность понятия педагогическая диагностика………………........8

1.2   Виды контроля………………………………………………………...9

1.3   Специфика инструментария для диагностики планируемых результатов в предметной области «Немецкий язык»……………11

1.4   Классификация педагогических тестов по видам контроля, их функциям и характеру решаемых задач…………………………….13

1.5 Выводы по первой главе……………………………………………..16

ГЛАВА 2 Диагностика и анализ планируемых предметных результатов  по предмету «Немецкий язык» за курс начальной школы………........................17

2.1 Планируемые предметные результаты в начальной школе подлежащие оцениванию………………………………………………17

2.2  КИМ итоговой диагностической работы по немецкому языку для диагностики и анализа планируемых предметных результатов за курс начальной школы…………………………………………………….....25

2.3 Анализ итоговой диагностической работы по немецкому языку за курс начальной школы ……………………………………………………… 36

2.4 Выводы по второй главе……………………………………………….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что российское школьное образование переживает новый период своего развития. Современная начальная школа работает в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает признание решающей роли содержания образования и изменение форм организации образовательной деятельности младших школьников, способов взаимодействия участников образовательного процесса, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. Основная задача стандарта – сделать ребенка гибким и мобильным, чтобы он не просто получил определенные знания, но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. По замыслу разработчиков главным результатом должна стать адаптация школьников к «взрослой жизни во взрослом обществе», то есть обучающиеся должны овладеть набором действий, позволяющих в будущем ставить и решать жизненные и профессиональные задачи.

В образовательной практике обучения иностранному языку в начальной школе педагогам необходимо изменить содержание образования в условиях нового ФГОС НОО в плане достижения предметных результатов. Им необходим новый инструментарий для диагностики и анализа  предметных результатов. Это определило проблему исследования: каким должен быть инструментарий для диагностики и анализа планируемых предметных результатов в предметной области «Немецкий язык»

         Все выше сказанное позволило сформулировать тему исследования: «Диагностика и анализ  достижения планируемых предметных результатов по немецкому языку»

Объектом исследования выступают предметные результаты по немецкому языку в начальной школе.

Предмет исследования: виды речевой деятельности и задания, нацеленные на контроль и оценивание планируемых предметных результатов по предмету «Немецкий зык»

Цель данного исследования: Проведение диагностической работы для обучающихся четвертых классов, изучающих немецкий язык,  получение объективной информации об уровне достижения обучающимися четвертых классов планируемых  предметных результатов по немецкому языку за курс начальной школы.

Гипотеза исследования: качественно составленный инструментарий и систематическая диагностика и анализ  повысят уровень планируемых предметных результатов   по предмету «Немецкий язык»

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1.                 Изучить понятия «Диагностика» «Анализ», «педагогическая диагностика» в современной педагогике;

2.                 Изучить и проанализировать функции педагогической диагностики по целям, виды контроля, формы тестовых заданий;

3.                 Отбор содержания контрольно-измерительного материала для проведения диагностической работы по немецкому языку

4.  Провести  итоговую диагностическую контрольную работу по немецкому языку в четвертых классах для  получения объективной информации об уровне достижения обучающимися четвертых классов планируемых  предметных результатов по немецкому языку за курс начальной школы.

5. Проанализировать уровень достижения планируемых  предметных результатов по немецкому языку обучающимися четвертых  классов за курс начальной школы.

       Методологическую базу исследования составили труды таких отечественных и зарубежных ученых как: Н.Д. Гальсковой, И.Л. Бим, В.С. Аванесова, В.И. Звонникова, Е.И. Пассова, Г.В. Рогова и др.

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ педагогической, методической литературы, материалов и публикаций педагогической печати, а также нормативной и учебно-программной документации; прогнозирование результатов мониторинговых исследований;

эмпирические: наблюдение за учебным процессом,  проведение мониторинга, сравнение;

статистический  метод обработка данных;

      математический  метод: шкалирование  (способ превращения качественных факторов в количественные ряды);

     Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марьяновского муниципального района «Москаленская средняя общеобразовательная школа»

Структура и объем работы.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 49 листах. Список литературы включает 30 наименований.

Во введении сформулированы основные компоненты исследования: актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования, описана структура работы.

В первой главе дается теоретическое обоснование терминов «диагностика», «анализ», «педагогическая диагностика». Изучены и проанализированы виды контроля, специфика инструментария для достижения планируемых результатов в предметной области «немецкий язык». Изучена классификация педагогических тестов по видам контроля, их функциям и характеру решаемых задач.

Во второй главе рассматриваются планируемые результаты освоения предметной области «немецкий язык» в начальной школе. Разработан КИМ для достижения планируемых предметных результатов по видам деятельности: чтение, письмо, аудирование, лексика, грамматика. Анализ работ учащихся для  получения объективной информации об уровне достижения обучающимися четвертых классов планируемых  предметных результатов по немецкому языку за курс начальной школы.

       Научная  новизна  исследования:

Работа познакомит с типологией КИМов, поможет правильно подобрать инструментарий для диагностики и анализа  планируемых предметных  результатов  и получить  объективную  информацию об уровне достижения обучающимися четвертых классов планируемых  предметных результатов по немецкому языку за курс начальной школы.

Практическая значимость исследования:

Ожидаемые результаты  для учащихся: 

1. Повышение качества и прочности знаний по немецкому     языку; 

2. Развитие познавательных процессов и мыслительной  деятельности.    

     Ожидаемые результаты для учителей:

1.Вооружение учителей теоретическими знаниями по теме  исследования;

2. Повышение качества профессионального мастерства педагогов по исследуемой проблеме; 

3. Презентация результатов исследований по  исследуемой проблеме.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ПЛАНИРУЕМЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО НЕМЕУКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ

1.1СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

«Энциклопедический словарь. Психофизиология» автора Безруких М.М. определяет термин «ДИАГНОСТИКА» (от греч. diagnostikos - способный распознавать) как процесс распознавания и оценки свойств особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщений в виде заключения «диагноз» [3]

     В настоящее время существуют различные трактовки педагогической диагностики.

Например, в «Новом словаре методических терминов и понятий» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (П.д.) определяется как «Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса. П. д. – важный компонент деятельности преподавателя. Главный прием П. д. – тесты и контрольные задания, используемые для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом, в том числе и достижения определенного уровня владения языком». [11] Данное определение в отличие от предыдущего понимает функцию диагностики как наблюдение над результатами обучения. Следовательно, также характеризуется односторонностью.

Если обратиться к более современным трактовкам понятия, то педагогическая диагностика - это одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя образовательного учреждения с целью создания условия для более успешных действий педагога и руководителя.

Как видно из вышесказанного, понятие "педагогическая диагностика" претерпело значительное развитие. В достаточно широком смысле эта деятельность подразумевает все меры по освещению проблем и процессов в области педагогики, измерению результативности и эффективности образовательного процесса, по определению возможностей развития личности как обучающегося, так и учителя.

Следовательно, диагностика направлена на улучшение образовательного процесса.

Сегодня в условиях ФГОС понятие "диагностика" употребляется в сочетании с понятием "планируемые результаты". Планируемые результаты подразделяются на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

Руководствуясь федеральным государственным стандартом и на основе Примерной Основной Общеобразовательной Программы, образовательное учреждение определяет планируемые результаты на каждой ступени образования. Метапредметные и личностные результаты - общие ориентиры для каждого учителя одного образовательного учреждения, зная и, понимая которые, все продвигаются к цели средствами своего предмета. В свою очередь умения учиться (УУД), формируемые на современном уроке, являются залогом успешности в достижении предметных результатов. Регулярная и систематическая работа учителя по отслеживанию результатов продвижения на каждом этапе этого маршрута (уроке, теме, годе обучения, ступени обучения) способствует успешности образовательного процесса или его современной коррекции. Эту работу обеспечивает диагностика и анализ.

 Таким образом,  посредством диагностики у обучающихся выявляется  уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся.

Анализ- деятельность, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов мониторингового исследованияи выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее на более высокий качественный уровень.

1.2 ВИДЫ КОНТРОЛЯ

В зависимости от места в учебном процессе, объема заданий, отводимого на проверку времени и числа учащихся выделяют разные виды контроля[5].

Этап образовательного процесса

Вид контроля

Цель контроля

1

Начало учебного года/перед изучением новой темы

Начальный(или предварительный)

Выявление имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения

2

Повседневная урочная деятельность

Текущий

Определение степени сформированности знаний, умений и навыков, их глубины и прочности, усвоения обучающимися отдельных элементов учебной программы; диагностирование учебных возможностей обучающихся, их учебных интересов и составление представления о том, как учащиеся воспринимают и осмысливают изучаемый материал.

3

По окончании изучения темы

Тематический

Повторение и учет итогов по пройденной теме в целом (в случае необходимости)

4

Определение периода учебного года (четверть, полугодие),по целому разделу или теме курса

Периодический

Анализ достижения обучающихся с целью диагностирования качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами 5учебного материала

5

Конец учебной четверти или учебного года

Итоговый

Д6иагностирование уровня (качества) фактической обученности и ее соответствия цели

6

Спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более)

Отсроченный контроль

Остаточные знания, умения, позволяющие судить об эффективности процесса по конечному результату

7

Завершающий этап обучения конкретного образовательного уровня (начального, основного, полного среднего, высшего и др.)

Аттестационный

 

"Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) являются объективность, систематичность, наглядность (гласность)" [2]

1.3 СПЕЦИФИКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»

Основная цель диагностики - установление причин пробелов в знаниях учеников, что достигается в первую очередь специальным подбором соответствующего инструментария.

Инструментарий- это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. Инструментарий содержит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, системы оценивания ответов детей, раздаточного материала для выполнения работ детьми, а также таблиц для фиксации результатов обследования.

Виды инструментария, необходимые для проведения диагностики достижения планируемых результатов по иностранному языку (по Звонникову В.И. и Челышковой М.Б.)

1. Диагностический тест, в котором, как правило, бывают представлены слабо варьирующие по содержанию задания, рассчитанные на отслеживание отдельных этапов выполнения. Подробная детализация позволяет выявить причины устойчивых ошибок учеников путем конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий теста. "Таким образом, с помощью диагностических тестов можно установить причины систематических ошибок учеников и наметить пути их устранения. Информация, которую получает педагог после применения диагностических тестов при условии правильной интерпретации результатов тестирования, носит вполне конкретный характер и непосредственно увязывается с парируемыми задачами обучения. Например, по результатам диагностики можно установить, что одни пробелы в подготовке вызваны неумением ученика применять на практике полученные им теоретические знания, а другие связаны с неумением переносить теоретические знания на новую нестандартную ситуацию и так далее. Поэтому диагностические тесты позволяют педагогу определять истинные источники постоянных неудач отдельных школьников в обучении"[7]

2. КИМ, который представляет из себя комплект (вариант) тестовых заданий, подготовленных для апробации; предтест. Основная особенность КИМов в том, что в них присутствуют задания закрытого типа - с выбором ответа. КИМы создаются и утверждаются Федеральными предметными комиссиями. Задача КИМов-проверить уровень обученности выпускника по предмету на основе заданий разного уровня сложности.

1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ, ИХ ФУНКЦИЯМ И ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ

Если в качестве признака разграничения выбрать виды контроля и характер задач, решаемых учителем с помощью тестов, то получится классификация видов педагогических тестов.

Педагог должен знать, как правильно подбирать тесты и как следует их составлять. Ведь не каждый набор вопросов с вариантами ответов на них можно назвать тестом.

Тестовые задания - это материал учебной дисциплины определенного объема, содержания и формы, предназначенные для контроля знаний. Аванесов В.С. в учебном пособии "Научные проблемы тестового контроля знаний" дает следующее определение этого понятия: "Тестовое задание-варьирующая по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Цель разработки заданий -создание теста для объективной проверки и оценки знаний" [2].

Основные преимущества применения тестового контроля

1. Индивидуальный характер контроля над работой каждого обучающегося

2. Объективность результатов проверки, так как наличие заранее определенного эталона ответа каждый раз приводит к одному и тому же результату.

3. Повышение эффективности контролирующей деятельности со стороны преподавателя за счет увеличения ее частоты и регулярности

4. Возможность автоматизации проверки знаний учащихся, в том числе с использованием компьютеров.

5. Возможность использовать в системах дистанционного образования.

Формы тестовых заданий

Тестовые задания делятся на закрытые (содержание которых сопровождается несколькими нумерованными вариантами ответов, испытуемому предлагается сделать выбор из доступных составляющих) и открытые (требуют сформированного самим тестируемым заключения на требования тестового задания, имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов).

Закрытые тестовые задания делятся на:

- тестовые задания с одним правильным ответом

- тестовые задания с множеством выборов

- на установление соответствия.

- на установление правильной последовательности.

Открытые тестовые задания делятся на:

- дополнение с одной вакансией

- дополнение с несколькими вакансиями.

- конструируемые.

Минимальные требования к составу тестовых заданий состоят в наличии трех частей: инструкции, текста задания, оценочной схемы (правильный ответ и вес вопроса)

Выбор формы зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

Существуют и "отрицательные стороны тестового контроля:

-неадекватность оценочных суждений, связанная с критериями оценивания.

- неадекватность тестовой оценки, связанная с психическими особенностями тестируемого.

-накапливание неверных знаний"[1].

Для проведения диагностики планируемых результатов по немецкому языку обычно используются следующие КИМы: ЕГЭ, ОГЭ, различные итоговые работы, а также диагностическое тестирование учащихся 4,9 и 11 классов.

Оценивание в классе - сложный процесс, который объединяет формирующее и итоговое оценивание. В классе эти два рода оценивания тесно переплетены, и часто учитель использует одни и те же инструменты и для итоговых оценочных процедур, и для формирующего оценивания. Различие между этими двумя формами оценки достижений учащихся определяется, прежде всего, целями оценивания: при формирующем оценивании оценка нужна для получения данных о текущем состоянии, для определения ближайших шагов; при итоговом оценивании оценивается качество и количество изученного за пройденный период.

Формирующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный.

Предварительный вид контроля используется для диагностики и дифференциации уровня обученности учащихся; текущий контроль используется в качестве контроля усвоения и владения учебным материалом; рубежный вид контроля используется как мониторинг пошаговой обученности.

Формы контроля: опрос, собеседование, тестирование, самостоятельная работа, творческая работа, зачет.

Рекомендуется активно использовать различные формы контроля:

1. Опрос (устный, письменный, комбинированный).

2. Собеседование (индивидуальное, групповое, фронтальное)

3. Тестирование как обязательную (но не единственную) форму контроля, с комментариями, анализом допущенных ошибок, их обобщением и рекомендациями по их предупреждению.

4. Самостоятельная работа (от 5 до 20 минут, с ключами или без них).

5. Творческая работа.

6. Зачет (от 45 до 90 минут, традиционный или в интерактивном режиме проектной работы).

Также, учителю следует ознакомить обучающихся с видами и стратегиями выполнения различных тестовых заданий:

- множественный выбор;

- альтернативный выбор;

- перекрестный выбор;

- множественное соотнесение;

- трансформация;

- перифраз; [7]

- подстановка;

- ответы на вопросы;

-свободное высказывание (устное или письменное) по регламентированной структуре.

1.5 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Из рассмотренных нами определений видно, что в педагогической науке диагностика трактуется как движущая сила развития педагогического процесса, как один из способов его оптимизации. Являясь частью педагогической деятельности, диагностика направлена на измерение результатов обучения, выявление и последующий учет групповых и индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся и, наконец, на управление качеством образовательного процесса.

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что, проводя диагностику, учитель имеет дело, в первую очередь, с выявлением и анализом результатов образовательных достижений. Если учитель будет систематически наблюдать и отслеживать динамику образовательных достижений полученных в ходе диагностических исследований он сможет определить перспективы дальнейшего развития.

       

 

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ ПЛАНИРУЕМЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марьяновского муниципального района «Москаленская средняя общеобразовательная школа»

В общей сложности исследованием были охвачены 45 обучающихся четвертых классов. Исследовательская работа выполнялась в два этапа.

Первый этап - теоретический: осуществлен анализ педагогической, методической литературы, материалов и публикаций педагогической печати, а также нормативной и учебно-программной документации; по проблеме исследования, определены исходные положения, осмыслен теоретический и методологический материал, определены тема, цель, предмет, объект, задачи, сформулирована рабочая гипотеза,  сформулировано понятия «диагностика», «анализ», «педагогическая диагностика» в современной педагогике. Изучены функции педагогической диагностики по целям, виды контроля, формы тестовых заданий.

        Второй этап - практический, где дан кодификатор предметных планируемых предметных результатов, итоговая диагностическая контрольная работа, анализ результатов выполнения заданий диагностической работы по немецкому языку по проверяемым умениям и навыкам.

2.1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Предметными результатами изучения немецкого языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

 КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ

достижения планируемых результатов по немецкому  языку

за курс начальной школы

Таблица 1

Код раздела

Код контролируемого элемента

Наименование контролируемого элемента содержания, проверяемого заданиями работы

1

 

Аудирование

1.1

Воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;

1.2

Воспринимать на слух и понимать небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.

2

 

Чтение

2.1

Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

2.2

Читать про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

3

 

Письмо

3.1

Владеть умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

3.2

Владеть основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Языковые средства (лексика, грамматика)

4.1

Лексика по теме «Знакомство» (с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст; приветствие, прощание, с использованием типичных фраз речевого этикета).

4.2

Лексика по теме «Я и моя семья» (члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки).

4.3

Лексика по теме «Мир моих увлечений» (Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы).

4.4

Лексика по теме «Я и мои друзья» (Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать).

4.5

Лексика по теме  «Моя школа» (Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.Учебные занятия на уроках).

4.6

Лексика по теме «Мир вокруг меня» (Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода).

4.7

Лексика по теме «Страна/страны изучаемого языка и родная страна» (Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).

4.8

Способы словообразования: суффиксация (суффиксы ­er, ­in, ­chen, ­lein, ­tion, ­ist), словосложение (dasLehrbuch), конверсия (dasLesen, dieKälte).

4.9

Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.

4.10

Общий и специальный вопросы.

4.11

Вопросительныеслова: wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann.

4.12

Порядок слов в предложении.

4.13

Утвердительные и отрицательные предложения.

4.14

Простоепредложениеспростымглагольнымсказуемым (Wir lessen gern.), составнымименным (MeineGamilieistgroß.) исоставнымглагольнымсказуемым(Ichlerne Deutsch sprechen.).

4.15

Побудительныепредложения (Hilfmirbitte!).

4.16

Безличныепредложения (Esistkalt.Esschneit).

4.17

Предложения с оборотом Esgibt

4.18

Простые распространённые предложения.

4.19

Предложения с однородными членами.

4.20

Сложносочинённые предложения с союзами und, aber.

4.21

ПравильныеинеправильныеглаголывPräsens, Futurum, Präteritum, Perfekt(Infinitiv).

4.22

Неопределённая форма глагола.

4.23

Глагол­связкаsein.

4.24

Модальныеглаголыkönnen, wollen, müssen, sollen.

4.25

Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем. Склонение существительных.

4.26

Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилам и исключения.

4.27

Местоимения: личные, притяжательныеиуказательные (ich, du, er, mein, dieser, jener). Отрицательное местоимение kein.

4.28

Наречиявремени (heute, oft, nie, schnellидр.). 

4.29

Наречия, образующие степени  сравнения не по правилам (gut, viel, gern).

4.30

Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30).

4.31

Наиболееупотребительныепредлоги: in, an, auf, hinter, neben, mit, über, unter, nach, zwischen, vor.

 

КОДИФИКАТОР ТРЕБОВАНИЙ (УМЕНИЙ),

проверяемых заданиями диагностических работ  для оценки достижения планируемых результатов по немецкому языку за курс начальной школы

Таблица 2

Код раздела

Код контролируемого умения

Умения, проверяемые заданиями работы

1

 

Умения воспринимать на слух и понимать

1.1

понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное

1.2

воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале

1.3*

воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию

1.4*

использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова

2

 

Умения читать и понимать

2.1

соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом

2.2

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношенияи соответствующую интонацию

2.3

читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале

2.4

читать про себя и находить в тексте необходимую информацию

2.5*

догадываться о значении незнакомых слов по контексту

2.6*

не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста

3

 

Умение строить письменные высказывания

3.1

выписывать из текста слова, словосочетания и предложения

3.2

писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец)

3.3

писать по образцу краткое письмо зарубежному другу

3.4*

в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту

3.5*

составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам

3.6*

заполнять простую анкету

3.7*

правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Языковые средства (лексика, грамматика)

4.1

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне  начального образования

4.2

оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей

4.3

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей

4.4*

узнавать простые словообразовательные элементы

4.5*

опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова)

4.6

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений

4.7

распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/ неопределённым/ нулевым артиклем

4.8

распознавать в тексте и употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе

4.9

распознавать в тексте и употреблять в речи вспомогательные глаголы haben/ sein/ werden, глагол-связку sein

4.10

распознавать в тексте и употреблять в речи глаголы в Präsens, Futurum, Präteritum, Perfekt

4.11

распознавать в тексте и употреблять в речи модальные глаголы können,wollen, müssen, sollen, неопределенную форму глагола

4.12

распознавать в тексте и употреблять в речи личные, притяжательные и указательные местоимения, отрицательное местоимение kein

4.13

распознавать в тексте и употреблять в речи прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени

4.14

распознавать в тексте и употреблять в речи количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные

4.15

распознавать в тексте и употреблять в речи  наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений

 4.16*

узнавать сложносочинённые предложения с союзами und,aber

 4.17*

использовать в речи безличные предложения (Es ist kalt. Es schneit)

4.18*

использовать в речи предложения с оборотом  Es gibt

4.19*

использовать в речи побудительные предложения

4.20*

Оперировать в речи наречиями времени (heute, oft, nie, schnell и др.)

4.21*

распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).

       Ниже в практической части, рассмотрим КИМы для достижения планируемых предметных результатов по немецкому языку

2.2 КИМ  ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ И АНАЛИЗА ПЛАНИРУЕМЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения проверки  итоговых  знаний  у учащихся 4- классов за курс начальной школы по немецкому языку.

1.     Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся по предмету «Немецкий  язык» за курс начальной школы.

2.     Содержание работы определяется на основе:

1)    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования// М-во образования и науки РФ. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

2)    Примерные основная образовательная программа начального общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 2-4 классы// М-во образования и науки РФ. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

3)    Немецкий язык. 4 класс. В 2 ч. И.Л. Бим., Л.И. Рыжова. - М.: Просвещение, 2013/ - . – 128 с.

3.     Характеристика структуры и содержания работы

Работа по немецкому языку состоит из 4-х частей.

Часть 1 (1-5) содержит задания на проверку умения  воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале (базовый уровень сложности).

Часть 2 (6-8) содержит  задания на проверку умения  читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале (базовый уровень сложности).

Часть 3 (9) содержит задания напроверку умения  писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (базовый уровень сложности).

Часть 4 (10-20) содержит задания на определение уровня сформированности лексико-грамматических навыков и включает задания на заполнение пропусков с выбором ответа (базовый уровень сложности).

                     Распределение заданий по частям работы

Таблица 3

Части работы

Число заданий

Максимальный балл.

Уровень

Тип заданий

1

Hörverstehen. Аудирование

1

5

Б.

Выбор ответа

 

2

Leseverstehen. Чтение

1

 

3

Б.

Выбор ответа

 

3

FertigkeitSchreiben. Письмо

1

1

Б.

Выбор ответа

4

LexikundGrammatik. Языковыесредства

1

11

Б.

Выбор ответа

Итого

4

20

 

 

 

4.     Время выполнения работы – 45 минут сучетом времени, отведенного на инструктаж обучающихся и внесение ответов в бланк ответов.

5.     Дополнительные материалы и оборудование. Для выполнения заданий 1-5 (аудирование) необходимо использовать проигрыватель для прослушивания аудиофайла в формате MP 3 (аудиозапись прилагается). Прослушивание проводится во фронтальном режиме. Рекомендуется прослушать текст дважды.

6.     Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верный ответ в каждом пункте заданий работы учащийся получает 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся:

за выполнение заданий 1 части работы - 5 баллов;

за выполнение 2 части работы –3балла;

за выполнение 3 части работы –1 балл;

за выполнение 4 части работы –11 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение всей работы, - 20 баллов.

По итогам проверки работы выставляются тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе суммы первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Аттестационная отметка выставляется по пятибалльной шкале в соответствии с тестовым баллом.

Установление качества языковой подготовки по иностранному языку рекомендуется производить по следующей шкале оценивания результатов выполненной контрольной работы:

Таблица 4

% выполнения заданий

Тестовый балл

Аттестационная отметка

86%-100%

17-20

«5» («отлично»)

65%-85%

13-16

«4» («хорошо»)

40%-64%

8 - 15

«3» («удовлетворительно»)

Менее 40%

Менее 8

«неудовлетворительно» (задание не выполнено)

План работы для оценки достижения планируемых результатов по немецкому языку

Таблица 5

Обозначение задания в работе

Код и наименование раздела

Код и наименование контролируемого элемента содержания + (код умения (требования))

Максимальный балл за выполнение задания

1-5

 

1

 

1.1.Воспринимать на слух и понимать небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации(1.2)

4.3. Лексика по теме «Мир моих увлечений» (4.1)

4.6. Лексика по теме «Мир вокруг меня»(4.1)

4.11. Вопросительныеслова: wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann.

5

6-8

2

2.1. Читать про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). (2.3)

4.6. Лексика по теме «Мир вокруг меня»(4.1)

4.11. Вопросительныеслова: wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann.

3

9

3

3.2. Владеть основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо(3.3).

4.1. Лексика по теме  «Знакомство»(4.1)

4.6. Лексика по теме «Мир вокруг меня»(4.1)

1

10

4

4.24. Модальныеглаголыkönnen, wollen, müssen, sollen(4.11; 4.3)

4.2. Лексика по теме «Мир моих увлечений» (4.1)

1

11

4

4.2. Лексика по теме «Я и моя семья» (4.1)

4.30. Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30). (4.14; 4.3.)

1

12

4

4.28. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения. (4.13)

4.5. Лексика по теме  «Моя школа» (4.1)

1

13, 19

4

4.30. Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30). (4.14; 4.3.)

4.5. Лексика по теме  «Моя школа» (4.1)

1

14

4

4.2. Лексика по теме «Я и моя семья» (4.1)

4.4. Лексика по теме «Я и мои друзья» (4.1)

4.25. Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем. Склонение существительных (4.8)

1

15

4

4.31. Наиболееупотребительныепредлоги: in, an, auf, hinter, neben, mit, über, unter, nach, zwischen, vor. (4.15)

4.6. Лексика по теме «Мир вокруг меня» (4.1)

1

16

4

4.2. Лексика по теме «Я и моя семья» (4.1)

4.4. Лексика по теме «Я и мои друзья» (4.1)

4.25. Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем. Склонение существительных (4.8)

1

17

4

4.2. Лексика по теме «Я и моя семья» (4.1)

1

18

4

4.21. ПравильныеинеправильныеглаголывPräsens, Futurum, Präteritum, Perfekt (Infinitiv).(4.10; 4.3)

4.2. Лексика по теме «Я и моя семья» (4.1)

1

20

4

4.6. Лексика по теме «Мир вокруг меня» (4.1, 4.3)

 

4.9. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.

4.15. Побудительныепредложения (Hilfmirbitte!).

 

1

          

                       ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Желаем успеха!

 

I.                  Hören. Аудирование.

Hör den Abschnitt aus dem Märchen «Schmetterlingе» zu. Antworte auf die Fragen 1-5, wähle dabei nur eine richtige Variante. 

Послушай отрывок из сказки «Бабочки». Ответь на  вопросы 1-5, выбрав один правильный вариант.

 

1.     Wie sind die Schmetterlingе?


1)    weiß, schwarz, gold

2)    weiß, rot, gold

3)    weiß, rot, gelb

4)    weiß, grün, gelb


 

2.     Was machen die Schmetterlingе?


1)    Sie spielen und fliegen.

2)    Sie spielen und tanzen

3)    Sie tanzen und singen.

4)    Sie springen und lachen.


 

3.     Wie sind die Schmetterlingе?


1)    böse

2)    traurig

3)    faul

4)    lustig


 

4.     Was passiert (происходит) weiter?


1)    Es schneit.

2)    Es taut.

3)    Es regnet.

4)    Es klingelt.


 

5.     Wohin fliegen die Schmetterlingе?


1)    zu einer Tulpe

2)    nach Hause

3)    auf die Wiese

4)    in den Wald


 

II.               Lesen. Чтение.

 

Lies den Text über Sabines Haus. Welche Aussagen (6-8) entsprechen dem Text (richtig), welche nicht (falsch).

Прочитай текст о доме Сабины. Определи, какие утверждения №№ 6-8 соответствуют содержанию текста (richtig), а какие не соответствуют (falsch)?

 

Das ist unser Haus. Hier wohnen meine Eltern, ich, meine Schwester Marlies und meine Brüder Michael und Uli.  Unser Haus ist nicht groß.  Aber es gibt hier 7 Zimmer: ein Wohnzimmer, ein Schlafzimmer für die Eltern und zwei Kinderzimmer: ein Kinderzimmer für meine Brüder und ein Kinderzimmer für mich und meine Schwester. Auch eine Küche, ein Badezimmer und eine Toilette gibt es hier.

 

 

6.     Im Haus wohnen sieben Personen.

1)    richtig

2)    falsch

 

7.     Sabine hat drei Geschwister

1)                richtig

       2) falsch

 

8.     Im Haus gibt es vier Kinderzimmer.

1)    falsch

2)    richtig

 

III.           Schreiben. Письмо.

9.     Sabine schreibt einen Brief an Anja. Lies die Sätze unten und bringe sie  in die richtige Reihenfolge. Schreibe  nur  die  Nummern  der  Sätze in die Tabelle unten auf.

Сабина  пишет  письмо Ане.  Прочитай предложения, приведенные ниже, расположи их в правильном порядке, записав номера предложений в таблицу по порядку так, чтобы получился связный текст.

1

Der Sommer ist vorbei. Meine Sommerferien waren so toll! Hier findest du meine Sommerfotos.

2

Berlin, den 1. September

3

Deine Sabine

4

Viele Grüße,

5

Liebe Anja,

6

Wie waren deine Ferien?

7

Danke für deinen Brief!

8

Schreibe mir bald.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.            Grammatik und Lexik. Языковые средства.

Lies die Sätze unten und wähle nur eine richtige Variante, um die Lücken im Satz auszufüllen. Schreibe  nur  die  Nummer  der  Variante auf.

Просмотри предложения, приведенные ниже. Выбери один из предложенных вариантов, чтобы заполнить пропуски в каждом предложении. Запиши только номер выбранного варианта.

 

10. Meine Freundin _____ gut Deutsch sprechen.


1)    können

2)    kannst

3)    kann

4)    könnt


 

11. Der vierte Tag der Woche ist  _____ .


1)    Donnerstag

2)    Freitag

3)    Dienstag

4)    Samstag


 

12. Das ist eine Vase. Sie ist ______ als ein Glas.


1)    größter

2)    großer

3)    groß

4)    größer


 

13. Siebzehn plus fünfzehn  macht   _____ .


1)    zweiunddreißig

2)    zweiunddreizehn

3)    dreiundzwanzig

4)    dreiunddreizig


 

14. Jacken, Hüte, Mützen, Hosen sind ______ .


1)    Tiere

2)    Vögel

3)    Schulsachen

4)    Kleidung


 

15.  Ich stelle den Tisch _______.


1)    neben dem Fenster

2)    neben das Fenster

3)    neben den Fenster

4)    neben der Fenster


 

16. Füchse, Wölfe fressen  _____.


1)     Gras

2)     Herbst

3)     Obst

4)     Fleisch


 

17.  Die Eier malen wir _______ an.


1)    zum Osterhase

2)    zu  Österreich

3)    zum Osternkuchen

4)    zum Ostern


 

18.  Der Vater  ________ Karussell.


1)    fährt

2)    fahren

3)    fahrt

4)    fährst


 

19.  Die _________  Stunde ist  Mathematik.


1)    siebente

2)    sieben

3)    siebte

4)    siebste

 


 

 

 

 

 


 

20. Stell dir vor, dass du im  Zoo in Deutscland bist. Alle Schilder  sind dort auf Deutsch geschrieben.  Welcher Schild weist auf die mögliche Gefahr hin?

Представь, что ты оказался в зоопарке в Германии. Все знаки там только на немецком языке. Выбери цифру, под которой находится знак, указывающий на опасность.

 

1    Schild' Rasenfläche nicht betreten'.jpg           

2   1306_NichtFuettern.jpg        

 

 

           3  3738499.jpg          

   

 4    1387181234.jpg

 

 

2.3  АНАЛИЗ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В мониторинговом исследовании, проведенном в 2020 году в 4 классах по немецкому языку, приняли участие 45 обучающихся.

Основной целью работы было определение уровня подготовки обучающихся по предмету «Немецкий язык» за курс начальной школы.

Работа состояла из двух вариантов, каждый вариант включал в себя 4 части.

Часть 1 (1-5) содержала задания на проверку умения  воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале (базовый уровень сложности).

Часть 2 (6-8) содержала задания на проверку умения  читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале (базовый уровень сложности).

Часть 3 (9) содержала задания на проверку умения  писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (базовый уровень сложности).

Часть 4 (10-20) содержала задания на определение уровня сформированности лексико-грамматических навыков и включала задания на заполнение пропусков с выбором ответа (базовый уровень сложности).

На основе анализа планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Немецкий язык» в 4 классе для контроля были выделены следующие основные блоки содержания:

-       Hörverstehen. Аудирование (задания №№1, 2, 3, 4, 5);

-       Leseverstehen.  Чтение (задания №№6, 7, 8);

-       Fertigkeit Schreiben.  Письмо (задание №9);

-       Lexik und Grammatik. Языковые средства (задания №№10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20).

     Анализ выполнения отдельных заданий работы (рис.3) позволил установить следующее.

Задания на аудирование (№№1-5) затруднений не вызвало, но и высоких результатов не  показало. Так, например, меньше всего правильных ответов было дано на задания №1 и №2. Дистракторы первого задания (неправильные варианты ответов) отвлекали от правильного ответа, так как прилагательные были приведены не в той форме, в которой встречаются в тексте “einweißer, ein roter, ein gelber”, а в начальной форме “weiß, rot, gelb”, и выявили неумение отдельных обучающихся   распознавать лексическую единицу в услышанном  тексте.

Задание №2 потребовало от обучающихся не только предметных умений, но и метапредметных (анализировать, сопоставлять). Правильный ответ необходимо было услышать в двух предложениях “… spielen im Sonnen schein. Siet an zen von einer Blume zu der anderen”.

Задание №4 также представляло некоторую трудность, так как  правильный ответ был  выражен синонимом “Es regnet”, в то время как в тексте  звучит предложение: “Der Regen ist stark und die Sonne scheint nicht mehr”. 

Задания  №№ 3 и 5 содержали правильные  ответы в той форме, в которой они встречаются в тексте, процент выполнения этих заданий значительно выше.

С заданиями, направленными на проверку умения читать тексты и понимать основное содержание, обучающиеся справились на базовом уровне, но с меньшим успехом, чем с заданиями на аудирование.

 При выполнении заданий №№6 и 7 также требовались не только предметные умения, но и умение понимать информацию, представленную в неявном виде. Так, например, из предложения «In der Wohnung gibt es sieben Zimmer: ein Wohnzimmer, ein Schlafzimmer für dieEltern und zwei Kinderzimmer: ein Zimmer für seine Schwester Maria und ein Zimmer für Sven und seinen BruderReiner, dann eine Küche, ein Badezimmer und eine Toilette» можно понять, что в квартире проживает 5 человек, то есть утверждение «In der Wohnung wohnen sieben Personen» является неверным. Из этого же предложения видно, что у Свена есть сестра и брат, а значит утверждение «Sven hat drei Geschwister» также неверно. Вероятно, слабые обучающиеся не знали значение слова «Geschwister», поэтому не справились с заданием.

В задании  №8обучающиеся не узнали числительное, выраженное словом. В тексте дано предложение «Es hat acht Etagen», что соответствует утверждению «Svens Haus hat 8 Etagen».

С заданием № 9 испытуемые  практически не справились. Надо отметить, что письменная речь представляет собой самый сложный вид речевой деятельности,  кроме того, умение писать  по образцу краткое письмо зарубежному другу требует от обучающихся определенного уровня социокультурной компетенции, а именно: знание отличий  структуры письма страны изучаемого языка  от структуры письма в родной стране, знание речевых клише для написания личного письма.  Для того чтобы получить 1 балл за задание, необходимо было расположить в правильном  порядке все 8 структурных элементов письма. Если хотя бы один элемент поставлен неправильно, то все задание считается невыполненным. Возможными причинами невыполнения задания могут быть  отсутствие представлений о  структуре личного письма, незнание речевых клише, непонимание отдельных лексических единиц.

Задание №10было направлено на проверку умения распознавать в тексте и употреблять в речи модальные глаголы, большинство тестируемых не справилось с заданием, поскольку не знают форму  модального глагола во втором лице единственного числа.

Задание №11 направлено на проверку умения употреблять лексические единицы по теме «Мой день (распорядок дня)». Возможными причинами затруднений стало незнание слов, обозначающих дни недели, непонимание значения утверждения «Der zweite Tag der Woche ist  _____», где употребляется порядковое числительное «второй».  

Задание №12 выявило  неумение большинства обучающихся распознавать в тексте и употреблять в речи прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени.  Особую категорию сложности для обучающихся представляют прилагательные, относящиеся к группе исключений.

С заданием №13 не справилось большинство обучающихся, где  потребовалось умение распознавать в тексте и употреблять количественные числительные (до 100). Возможной причиной  этого является незнание числительных на немецком языке, правил образования сложных числительных,  а возможно и невнимательность при выполнении  математических вычислений. Также возможной причиной могло стать отсутствие опыта у обучающихся в выполнении математических действий на немецком языке. Низкий уровень сформированности языковой догадки у обучающихся мог помешать правильному пониманию фразы  «Siebzehn plus fünfzehn macht   _____», где слово  «plus» является интернациональным и соответствует значению русского слова «плюс».

Задания №№14 и 16 направлены на проверку умения использовать лексику по темам «Я и моя семья», «Я и мои друзья». Причиной невыполнения заданий может быть незнание значения слов,  приведенных в утверждении и в ответах. Кроме того, данное задание,  выявило низкий уровень сформрованности умения распознавать в тексте существительные в множественном числе.

С заданием №17 большая часть обучающихся справилась успешно. Тем не менее, есть много неправильных ответов, ошибки допущены, скорее всего, по причине непонимания значения слов по теме «Я и моя семья», низкого уровня у слабых обучающихся страноведческих знаний.

Задание №18 было направлено на проверку сформированности грамматических навыков, в частности умения употреблять неправильные глаголы в Präsens. Трудность для обучающихся представляют формы неправильных глаголов во втором и третьем лице единственного числа, где происходит изменение корневой гласной. Зная глагол essen, обучающиеся при выборе ответа предпочитали похожие на начальную форму глагола   дистракторы «esst» и «essen», тогда как правильным был вариант «isst». Аналогично с глаголом «fahren».

Задание №19 проверяло умение  распознавать в тексте и употреблять в речи порядковые (до 30) числительные. Большинство не справилось с этим заданием, так как не знают порядковые числительные, образующиеся не по правилу.

Задание №20больших затруднений не вызвало. Задание  сопровождалось иллюстративным материалом, что способствовало выбору ответа в соответствии с логикой. Обучающиеся проявили не только предметные знания, но и сформированность  необходимых УУД.  Тем не менее, некоторое количество обучающихся не справилось с заданием, что говорит о несформированности у слабых обучающихся умений распознавать и употреблять в речи коммуникативные типы предложений, а также лексику по теме «Мир вокруг меня».

Рис. 1. Диаграмма успешности выполнения заданий обучающимися 4 класса по немецкому языку за курс начальной школы  .

          Рассматривая результаты по немецкому языку через распределение заданий по блокам содержания (рис. 2), можно отметить, что лучше всего четвероклассники справились с заданием, относящимся к блокам содержания «Аудирование» (средний показатель по выполнению заданий этого блока – 64%) и «Чтение» (62%). Наибольшую трудность у пятиклассников вызвали задания блока «Письмо» (11% выполнения). Большое количество обучающихся (58%) не справились с заданиями блока «Языковые средства».          

Рис. 2. Распределение успешности выполнения заданий обучающимися 4 классов по блокам содержания.

 

Только половина обучающихся 4 классов справились с работой по немецкому языку, 49% не справились с работой, т.е. выполнили ее ниже базового уровня (рис. 3). Это говорит о том, что данные обучающиеся будут испытывать трудности в изучении отдельных тем, а возможно и всей дисциплины в 5 классе. Выше базового уровня выполнили работу всего 8% обучающихся.

Рис. 3. Распределение обучающихся 4 классов по качеству выполнения работы

 

Интерпретация результатов выполнения работы по немецкому языку

  обучающимися 4 классов в 2021 году

Если ученик набрал число баллов, равное заданному минимальному критерию освоения учебного материала (от 10 до 15 первичных баллов) или превышающее его, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями в начальной школе, необходимыми для продолжения образования в 5-ом классе, на уровне правильного выполнения учебных действий. Если ученик набрал от 16 до 20 первичных баллов, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями на повышенном уровне, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Если обучающийся получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения на следующем уровне образования. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных тем, либо всей дисциплины в 5 классе. Рекомендации по установлению уровней сформированности учебной компетентности пятиклассников представлены в таблице 6

Таблица 6

Рекомендации по установлению уровней сформированности учебной компетентности у обучающихся 4 классов по немецкому языку

Описание уровней достижения

Интервал первичных баллов

Интервал тестовых баллов (процент от максимального балла)

Ниже базового уровня

0 - 9

0 – 49

Базовый уровень

10 - 15

50 -75

Повышенный уровень

16 - 20

76 - 100

 

Общие выводы и рекомендации для учителей:

          Сложными оказались  задания разделов «Письмо» и  «Грамматика и лексика», наиболее простыми – задания по аудированию и чтению. Причиной неуспешности выполнения заданий является не только недостаточная сформированность у обучающихся отдельных предметных умений, но и познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Общей для учителей рекомендацией может стать следующая:  обратить внимание на определенные аспекты подготовки обучающихся по немецкому  языку, а именно: формирование лексических и грамматических умений и навыков, формирование умений письменной речи. А также необходимо учить внимательно, читать задания и извлекать из них максимум информации, которая поможет при их выполнении.

 Следует использовать различные стратегии работы с текстом в зависимости от поставленной коммуникативной задачи. Например, выделять ключевые слова в задании и соотносить их с ключевыми словами текста, не обращать внимание на слова, без которых можно понять основное содержание текста, не пытаться понять (перевести) каждое слово, помнить, что в тексте основная мысль может быть выражена иным образом, чем в тексте задания (через синонимичные выражения). 

         Учителям рекомендуется уделять на уроке  больше внимания организации самостоятельной познавательной деятельности,самооцениванию и самоконтролю обучающихся.

2.4 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом в начальном общем образовании и основной общеобразовательной программой начального общего образования в данной главе, мы  подобрали КИМы по всем видам речевой деятельности для достижения планируемых предметных результатов.

 Планируемые результаты характеризуют не освоение тем курса, а освоение способов действия, позволяющих ученику решать практические задачи, связанные с применением этих способов.

Такое представление о результатах позволит учителю оценивать не только итоговые достижения школьников, но и индивидуальную динамику учеников в освоении предмета, а, следовательно, строить индивидуальные траектории обучения немецкому языку.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, теоретический анализ методической литературы позволил доказать, что федеральный государственный образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов как к инструменту реализаций требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с основной образовательной программой образовательной организации педагоги сталкиваются с необходимостью разрабатывать и реализовывать технологии оценивания образовательных результатов обучающихся, составлять КИМы, анализировать результаты диагностики и интерпретировать их применительно к коррекции настоящей и проектированию будущей педагогической ситуации.

          В настоящий момент развития иноязычного образования школьников именно диагностике достижения планируемых результатов по иностранному языку придается немаловажное значение, поскольку она призвана помочь в решении целого ряда задач по качественной подготовке обучающихся к обязательной итоговой аттестации по иностранному языку.

           В ходе написания выпускной квалификационной работы  нами были подробно проанализированы понятия «Диагностика», «Анализ» «педагогическая диагностика»; изучены функции педагогической диагностики по целям, видам контроля, формы тестовых заданий; подобраны соответствующие задания по видам речевой деятельности, составлены КИМы по немецкому языку за курс начальной школы.

          Мы считаем, что в нашей работе удалось актуализировать и расширить профессиональные компетенции учителя иностранного языка в области диагностики достижения планируемых результатов.

         Мы видим дальнейшую перспективу применения разработанного нами КИМа в начальной школе на уроках немецкого языка и внедрение его в образовательный процесс других образовательных организаций.

        Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают учителю:

-выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов,

- оценить эффективность инновационных методов работы учителя

- диагностировать причины неудач отдельных учащихся

       В дальнейшем мы планируем разработать ряд контрольно-измерительных материалов по предмету «немецкий язык» и включить в них задания в формате ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по немецкому языку.

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов 2 изд., исп. и доп.- М.: Адепт, 1998. -217с.

2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний/ Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1994. -135с.

3. Безруких М.М., Фабер Д.А. Психофизиология. Словарь// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т./ ред.-сост. Л.А. Карпенко; под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. -128с.

4.  Болдырева, Л.М. Самоучитель немецкого языка / Л.М. Болдырева, О.Т. Панкова, А.Г. Тельнова. - М.: Высшая школа, 1987. - 496 c.

5. Винтайкина, Р. В. Немецкий язык (b1): учебное пособие для вузов / Р. В. Винтайкина, Н. Н. Новикова, Н. Н. Саклакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с. 

6. Бим И.Л., Садомова Л.В. Учебник по немецкому языку. 4 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2013. - 240с.

7. Ефремова Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использования в практике учителя: методическое пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. -224 с.

8. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. - М.: Университетская книга: Логос, 2009. -272с.

9. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. УМО вузов РФ/В.И. Звонников, М.Б.Челышкова. -2 изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.

10.  Зимина, Л. И. Немецкий язык (a1–a2) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Зимина, И. Н. Мирославская. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 139 с. 

11. Зимина, Л. И. Немецкий язык (a1–a2) : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л. И. Зимина, И. Н. Мирославская. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 139 с.

12. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: пер. с англ. – Киев: Малое науч. внедр. Предприятие «ПАН ЛТД», 1994. - 283 с.

13. Каплина О.В., Королёва А.А. Немецкий язык. Итоговая аттестация. Тренировочные задания с ключами. 4 класс М., «Просвещение», 2014 г.

14. Крашенинникова, Е.А. Новое в немецкой грамматике. Выпуск 1. / Е.А. Крашенинникова. - М.: Учпедгиз, 2001. - 150 c.

15. Никитина Л.К., Козлова С.В., Семеновская И.С. Итоговая аттестация по немецкому языку в начальной школе. Базовый и повышенный уровни.

С-Петербург, «Корона. Век», 2013 г.

16. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. -448 с.

17. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам/ М.: «Русский язык», 1977. – 216 с.

18. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-e изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988, - 223.

19.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. 2-е изд., М.: Просвещение, 1991.

20. Примерные программы начального общего образования (в 2 частях). Часть 16. Примерная программа по иностранному языку. – М. Просвещение, 2009. – с. 104-188.

21. Планируемые результаты начального общего образования / Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой // Стандарты второго поколения, раздел «Иностранный язык (английский)» – М.: Просвещение. 2009. - с. 28-30.

22. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей// Е.Н. Соловова. - М., Просвещение, 2002. - 239 с.

23. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней  школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М: Просвещение, 1986 – 223с.

24. http://fgosvo.ru/

25. http://old.prosv.ru/umk/bim

26.http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

27.  www.diktate-grundschule.de

28.http://www.de-online.ru/testy_i_uprazhneniya

29.http://www.studygerman.ru/lessons/

30. https://www.klett.de/?index


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Омской области бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Министерство образования Омской области бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Дата защиты «____» _____________________2021г

Дата защиты «____» _____________________2021г

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ … ……………………………………………………………………4

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ … ……………………………………………………………………4

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что российское школьное образование переживает новый период своего развития

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что российское школьное образование переживает новый период своего развития

Объектом исследования выступают предметные результаты по немецкому языку в начальной школе

Объектом исследования выступают предметные результаты по немецкому языку в начальной школе

Методологическую базу исследования составили труды таких отечественных и зарубежных ученых как:

Методологическую базу исследования составили труды таких отечественных и зарубежных ученых как:

Изучена классификация педагогических тестов по видам контроля, их функциям и характеру решаемых задач

Изучена классификация педагогических тестов по видам контроля, их функциям и характеру решаемых задач

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Следовательно, диагностика направлена на улучшение образовательного процесса

Следовательно, диагностика направлена на улучшение образовательного процесса

В зависимости от места в учебном процессе, объема заданий, отводимого на проверку времени и числа учащихся выделяют разные виды контроля[5]

В зависимости от места в учебном процессе, объема заданий, отводимого на проверку времени и числа учащихся выделяют разные виды контроля[5]

Определение периода учебного года (четверть, полугодие),по целому разделу или теме курса

Определение периода учебного года (четверть, полугодие),по целому разделу или теме курса

Инструментарий- это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов

Инструментарий- это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов

Задача КИМов-проверить уровень обученности выпускника по предмету на основе заданий разного уровня сложности

Задача КИМов-проверить уровень обученности выпускника по предмету на основе заданий разного уровня сложности

Тестовые задания делятся на закрытые (содержание которых сопровождается несколькими нумерованными вариантами ответов, испытуемому предлагается сделать выбор из доступных составляющих) и открытые (требуют сформированного самим тестируемым…

Тестовые задания делятся на закрытые (содержание которых сопровождается несколькими нумерованными вариантами ответов, испытуемому предлагается сделать выбор из доступных составляющих) и открытые (требуют сформированного самим тестируемым…

Оценивание в классе - сложный процесс, который объединяет формирующее и итоговое оценивание

Оценивание в классе - сложный процесс, который объединяет формирующее и итоговое оценивание

Также, учителю следует ознакомить обучающихся с видами и стратегиями выполнения различных тестовых заданий: - множественный выбор; - альтернативный выбор; - перекрестный выбор; - множественное соотнесение;…

Также, учителю следует ознакомить обучающихся с видами и стратегиями выполнения различных тестовых заданий: - множественный выбор; - альтернативный выбор; - перекрестный выбор; - множественное соотнесение;…

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ

Таблица 1 Код раздела

Таблица 1 Код раздела

Языковые средства (лексика, грамматика) 4

Языковые средства (лексика, грамматика) 4

Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки)

Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки)

Таблица 1 Код раздела

Таблица 1 Код раздела

Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем

Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем

Умения читать и понимать 2

Умения читать и понимать 2

Pr ä sens , Futurum , Pr ä teritum ,

Pr ä sens , Futurum , Pr ä teritum ,

Ниже в практической части, рассмотрим

Ниже в практической части, рассмотрим

Часть 3 (9) содержит задания напроверку умения писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (базовый уровень сложности)

Часть 3 (9) содержит задания напроверку умения писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (базовый уровень сложности)

За верный ответ в каждом пункте заданий работы учащийся получает 1 балл

За верный ответ в каждом пункте заданий работы учащийся получает 1 балл

Обозначение задания в работеКод и наименование разделаКод и наименование контролируемого элемента содержания + (код умения (требования))Максимальный балл за выполнение задания 1-5 1 1

Обозначение задания в работеКод и наименование разделаКод и наименование контролируемого элемента содержания + (код умения (требования))Максимальный балл за выполнение задания 1-5 1 1

Лексика по теме « Знакомство» (4

Лексика по теме « Знакомство» (4

Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем

Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем

Правильныеинеправильныеглаголыв

Правильныеинеправильныеглаголыв

Послушай отрывок из сказки «Бабочки»

Послушай отрывок из сказки «Бабочки»

Das ist unser Haus. Hier wohnen meine

Das ist unser Haus. Hier wohnen meine

Berlin, den 1. September 3

Berlin, den 1. September 3

Jacken, Hüte, Mützen, Hosen sind ______

Jacken, Hüte, Mützen, Hosen sind ______

Stell dir vor, dass du im Zoo in

Stell dir vor, dass du im Zoo in

Работа состояла из двух вариантов, каждый вариант включал в себя 4 части

Работа состояла из двух вариантов, каждый вариант включал в себя 4 части

Задание №2 потребовало от обучающихся не только предметных умений, но и метапредметных (анализировать, сопоставлять)

Задание №2 потребовало от обучающихся не только предметных умений, но и метапредметных (анализировать, сопоставлять)

С заданием № 9 испытуемые практически не справились

С заданием № 9 испытуемые практически не справились

Также возможной причиной могло стать отсутствие опыта у обучающихся в выполнении математических действий на немецком языке

Также возможной причиной могло стать отсутствие опыта у обучающихся в выполнении математических действий на немецком языке

Задание №20 больших затруднений не вызвало

Задание №20 больших затруднений не вызвало

Рис. 2. Распределение успешности выполнения заданий обучающимися 4 классов по блокам содержания

Рис. 2. Распределение успешности выполнения заданий обучающимися 4 классов по блокам содержания

Если обучающийся получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет…

Если обучающийся получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет…

А также необходимо учить внимательно, читать задания и извлекать из них максимум информации, которая поможет при их выполнении

А также необходимо учить внимательно, читать задания и извлекать из них максимум информации, которая поможет при их выполнении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, теоретический анализ методической литературы позволил доказать , что федеральный государственный образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов как к…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, теоретический анализ методической литературы позволил доказать , что федеральный государственный образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов как к…

Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают учителю: -выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов, - оценить эффективность инновационных методов работы учителя - диагностировать причины неудач…

Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают учителю: -выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов, - оценить эффективность инновационных методов работы учителя - диагностировать причины неудач…

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Зимина, Л. И. Немецкий язык (a1–a2) : учебное пособие для прикладного бакалавриата /

Зимина, Л. И. Немецкий язык (a1–a2) : учебное пособие для прикладного бакалавриата /

Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранному языку:

Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранному языку:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020