Научно-исследовательская работа на тему: "Пуппи-хур, под созвездием северного медведя. Батик"

  • ppt
  • 27.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чередниченко А. XV Всероссийская научно-практическая конференция. Проект.ppt

 

 
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ: «СЕВЕРНАЯ САГА
О НЕБЕСНОМ МЕДВЕДЕ - ПУПИ ХУР».
ХОЛОДНЫЙ БАТИК

Автор: Чередниченко Анастасия Анатольевна
Ученица 10-А класс
МБОУ “Гимназия №1”
Руководитель: Заводчикова Татьяна Валерьевна
Учитель технологии
МБОУ “Гимназия №1”

Культура родной страны важна во все времена, соприкосновение с ней бесценно. Я родилась и живу в Югре. Это красивый край, богатый своим культурным наследием: сказками, легендами, мифами, народными промыслами и ремёслами.

.

Актуальность данной работы заключается в необходимости сохранения этнокультуры малых народов Тюменского Севера.
Мы предлагаем это сделать на примере исследования традиций и фольклора коренных народов Севера, самобытных Югорских орнаментов и священного образа медведя, который лег в основу создания декоративных этнических композиций.

Актуальность

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: образ медведя в этнокультуре обско-угорского народа как основа для создания декоративных этнических композиций.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: приёмы стилизации в декоративных композициях, как основа для авторских пано в технике «холодного батика».

ЦЕЛЬ:

на основе изучения традиций и фольклора коренных народов Севера создание декоративных этнических композиций – авторских панно в современной технике «холодного батика», под названием «СЕВЕРНАЯ САГА О НЕБЕСНОМ МЕДВЕДЕ - ПУПИ ХУР», выдержав колорит и стилизовав объекты флоры и фауны Югры, обозначив священный образ Медведя и его орнаментальное значение.

ГИПОТЕЗА
ИССЛЕДОВАНИЯ



 

Художественная идея создания трёх авторских декоративных панно «Северная сага о небесном медведе - Пупи Хур», воплотится если:
- изучить научную и познавательную литературу о материальной и духовной культуре обско-угорского народа, в частности священный образ Медведя по обычаям, обрядам, фольклору и его орнаментальное значение в декоративно-прикладном искусстве народов Севера;
- познакомиться с творчеством художников ХМАО Югры;
- проанализировать основные приёмы стилизации в текстильных декоративных композициях;
-применить на практике знания и умения относительно создания текстильной декоративной композиции, опираясь на законы ДПИ, цветоведения и др;
-реализовывать технологические умения в области создания батика.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Взяв за объект исследования этнокультуру обско-угорского народа, а в частности священный образ медведя, как основу для создания декоративных этнических композиций, мною будет реализована идея по созданию своих авторских текстильных панно.

В дальнейшем я планирую использовать результат нашего проекта для реализации идеи создания коллекции платков с авторским принтом, используя возможности текстильной печати.




Жизнь без тайги у северных народов ханты и манси немыслима, она даёт обским-уграм не только пищу, но и пронизывает весь их быт. Её же северные народы наделяют силой и могуществом, в ней черпают своё вдохновение, фольклор, творчество.
Пожалуй, самое значимое лесное божество для хантов и манси - это медведь. Именно медведь был выбран нами главным персонажем творческой работы.

Легенда о медведе

Согласно легенде, медведь - младший сын бога Торума, который за непослушание и гордость был изгнан с неба на землю. Упал он среди деревьев нагой и в таком положении пролежал долгое время, да так, что оброс шерстью. И сказал бог: "Будет тебе лежать, ходи хотя бы медведем!»

Могучий и величественный Северный Медведь занимал и занимает значительное место в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве обско-угорских народов. Орнаментальное изображение медведя «пупи хур» имеет также большое количество вариантов. «Изображения» животного –в орнаментах - это «следы» (отпечатки) его души.

Одно из созвездий на северном небе - созвездие Орион народы ханты с реки Казым называют «Пупи хур» - изображение медведя, подразумевая его божественное происхождение. Особый статус имеет орнамент «пупихоса лольты сир», что в буквальном переводе означает «медведь на звездах как стоит».

Традиционные орнаменты ханты и манси

«Ушки молодого зайца»

«Болотные кочки»

«Лапки молодого зайца»

«Березовая ветка»

Семантика орнамента

Священный образ медведя стал основой для создания работы в технике «холодного батика». При выполнении разработок эскизов я опиралась на творчество художников Югры, работающих в различных техниках - М. В Бронникова, А. М. Мухаметовой, П.Е. Шешкина, М.А Тебетева и др., иллюстрации к сказам и мифам, а также на творческую работу батик «Пупи-хур - Небесный Медведь» педагога, руководителя студии Заводчиковой Татьяны Валерьевны, её поисковые эскизы и наброски к работе. Работу мы выполняли на базе МБОУ «Гимназии №1».

Мною была поставлена задача - передать в композициях художественными средствами узнаваемость края и священного для коренных жителей Севера образа медведя, используя законы ДПИ, разнообразные стилизованные элементы символы и орнамент.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЛИ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Создание коллекции платков с авторским принтом, который лёг в основу наших панно.

Мы предварительно составили схему предпринимательской деятельности:
1. Сканируем свой эскиз и обрабатывая его затем на компьютере.
2. Отдаём в студию широкоформатной цифровой печати, чтобы выпустить для начала ограниченное количество изделий для близких и родных,
3. Самостоятельно организуем фото и видеосъемку для презентации и рекламы своей продукции.
4. Продаём через группы в социальных сетях и собственный сайт, обходясь при этом совсем без затрат на рекламу.
5. Оцениваем спрос на рынке на нашу продукцию, и если есть, а в последнее время эксперты отмечают возрастающий интерес как отечественных, так и зарубежных покупателей к аксессуарам и одежде с этническими мотивами, привлекаем инвесторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём проекте мне удалось воплотить в предмете декоративно-прикладного творчества маленькую часть этнокультуры народов Югры, и гармонично вписать её в предметно-материальную среду посредством искусства - современной росписи на ткани.

А самое главное, я верю, в то, что наш культурный код, наши традиции, сказки, мифы, орнаменты могут быть огромным бесконечным источником вдохновения и для творчества и для предпринимательства.