Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №5»
Научное общество учащихся «Эврика»
Секция «Русский язык и литература»
Подсекция «Русская литература 20 века»
Особенности лирики Николая Рубцова
Работу выполнила ученица 9А класса
МБОУ «Школа№5»
Шаркова Анастасия Максимовна
Научный руководитель: Н.А. Степанова
Нижний Новгород
Оглавление
Введение_____________________________________________________3-4 ГлаваI.Обзор исследований, посвященных судьбе и творчеству Н.Рубцова_______________________________________________________5-6
Глава II. Из биографии поэта _____________________________________7-10
ГлаваIII.Особенности лирики
3.1. Особенности в создании образа родины в лирике Рубцова _______11-14
3.2. Образ деревни____________________________________________ 14-15
3.3. Образ ветра______________________________________________ 15-17
3.4. Символика холма_________________________________________ 17-18
3.5. Своеобразие образа дороги_________________________________18-19
3.6. Образы растений_________________________________________ 19-20
3.7 Музыкальность лирики_____________________________________20-26
3.9. Использование разговорной лексики и синтаксиса______________26-28
3.10. Цвет и свет в поэзии Рубцова________________________________28-32
3.11. Христианская символика в лирике Н.Рубцова__________________32-35
3.12. Автоцитация в стихотворениях Н.Рубцова____________________35-36
Заключение___________________________________________________37
Список литературы___________________________________________38-39
Введение
Н.М.Рубцов –один из выдающихся русских поэтов XX века, чье творчество приходится на середину 60-х-70-е годы, когда наблюдался всплеск поэзии, появлялись поэтические школы разных направлений. Наиболее востребованной в это время была «эстрадная лирика», представленная творчеством Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадуллиной и других поэтов. В своих произведениях они экспериментировали с формой и содержанием художественного произведения, их поэзия была публицистична. Н. Рубцов же принадлежал к направлению, которое критики называли «тихой лирикой», она привлекла внимание углубленным анализом человеческой души, ориентацией на традиции классической поэзии, поэтому считалась неактуальной и несовременной. И тем не менее творчество этого поэта стало частью высокой культуры, защищающей сознание человека от влияния бездуховности. В её основе - утверждение богатства национальной самобытности, духовного мира русского человека, чего так не хватает современному человеку. Именно поэтому мы обратились к творчеству этого поэта.
Исследователь И.Л.Ефремова дает определение точное определение общественной и эстетической ценности произведений поэта: "Лирика Рубцова подобна центру кристалла, который в стихотворениях современников поворачивается лишь отдельными гранями».[1] В поэзии Н.М.Рубцова органично соединились живая народная разговорная речь и традиции классической поэзии Х1Х-ХХ веков, и при этом она удивительно современна, тревожит души людей, поражает своей естественностью, внешней простотой и глубиной содержания. Повседневное, казалось бы, изведанное и понятное, в его произведениях наделено особенной ценностью.
Цель работы - выявить, проанализировать своеобразие поэзии Н.М.Рубцова, раскрыв и её особую ценность для современного читателя.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Познакомиться с критической литературой по вопросу;
2. Сделать подборку стихотворений для анализа;
3. Выявить в стихотворениях особенности и сделать выводы
Объект изучения - поэтические тексты Н.М.Рубцова
Предмет исследования –особенности поэзии Н.М.Рубцова .
Языковой материал извлекался методом сплошной выборки из лирических текстов Н.М.Рубцова.
Методы исследования – биографический, аналитический.
Глава1
Обзор исследований, посвященных судьбе и творчеству Н.М.Рубцова
Работая над темой, мы опирались на исследования критиков и литературоведов. Выделяют 3 периода в изучении творчества Н.Рубцова. Это 60-70-е годы, вторая половина 70-х-середина 80-х, середина 80-х- начало 21 века. Многие исследования неоднозначны в оценке творчества поэта и подходах к изучению наследия, но большинство изученных нами работ свидетельствуют об интересе к творчеству поэта, желании объективно оценить его, выделить особенности и отметить новаторство. Первое биографическое исследование о поэте - монография его друга В.Кожинова «Николай Рубцов. Записки о жизни и творчестве поэта»[2]. В ней рассказывается о биографии поэта, а также раскрываются особенности лирики Рубцова: ее «самородность и нерукотворность». Исследователь отмечает соединение в творчестве Н.Рубцова таких поэтов, как Ф.И.Тютчев, А.А.Блок, С.А.Есенин,Н.А.Некрасов. Он считает, что Рубцову удалось соединить в своем творчестве традиции столь разных поэтов, потому что его поэзия «не только вдохновлялась великим наследием классики, но и исходила из тех же самых духовных родников народного бытия». Главной особенностью поэтики индивидуального стиля Рубцова критик считает стихию свеа, которая создает особую музыкальность.[3] Наиболее полно история жизни поэта на основе изучения архивных свидетельств, документов, воспоминаний современников изложена в книге Н.М.Коняева «Николай Рубцов» в серии ЖЗЛ[4]. Песенная основа творчества Н.Рубцова исследована в работе организатора и руководителя «Рубцовского центра» в Москве Ю.И.Кириенко-Малюгина[5]. В.Оботуров в статье «Мир, открытый для всех» утверждает мысль о философичности и созерцательности поэзии Рубцова[6]. В статье «Огонь из слова» исследователь утверждает, что одна из главных задач поэта Рубцова – «добиться полного совпадения переживания и слова»[7] В. И. Гусев в работе «Стиль и авторская позиция писателя» считает, что рубцовская поэзия ориентируется на «самовыражение глубинных пластов человеческого сознания, противостояла кричащей, публицистической «эстрадной поэзии». Исследователь утверждает мысль о духовной основе творчества Н.Рубцова. Он считает, что основой лирики поэта является природа, деревенский труд, нравственные устои, интерес ко всему, что окружает, и умение выразить в слове и звуке мысль.
В 90-е годы 20 века началось детальное изучение творчества поэта. Е.И.Иванова в исследовании «Традиции и новаторство в поэзии Н.М.Рубцова» рассматривает проблемно-тематическое новаторство Рубцова, влияние народно - поэтической речи, христианских традиций и традиций классической литературы. Исследователь считает, что одной и важнейших новаторских черт поэзии Рубцова является наличие оригинальных звуковых структур.[8] М.В.Кудрявцева в работе «Образно-речевая система поэзии Н.Рубцова»[9] говорит о новаторстве поэта в области языка художественного произведения, свойственных поэту приемах, делающих его стиль самобытным и легко узнаваемым. И.Ефремова Отмечает в качестве индивидуальной особенности стиля Н.Рубцова раскрытие традиционной философской темы жизни и смерти, а также проникновение разговорного начала в поэзию.[10]
Глава II. Из биографии поэта
Наиболее полно история жизни поэта освещена в книге Н.М. Коняева «Николай Рубцов»,[11] которая вышла в 2001 году в издательстве «Молодая гвардия», в серии биографий «Жизнь замечательных людей». Она построена на основе изученных архивных свидетельств, документов, воспоминаний, поэтому наиболее объективно и правдиво отражает судьбу поэта. Это очень важно, потому что судьба поэта, его личная жизнь стали предметом домыслов и сплетен, не имеющих реальных подтверждений. Кроме того, мы обращались к статьям А.Передреева, В.Кожинова - друзей Н.Рубцова. В их воспоминаниях отражены факты биографии поэта, повлиявшие на его творчество.
Николай Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области. Он был пятым ребенком в семье. Затем семья переехала в Няндому, а оттуда в Вологду в 1941году. В самом начале войны отец ушел на фронт, и его следы затерялись. Семья жила бедно и выживать было трудно. Умерли старшие сестры, потом в 1942 году мама. Дети остались сиротами и были распределены в приюты. Шестилетний Коля оказался в Никольском детском доме, где он окончил семилетку. О горестных событиях тех лет позже он напишет в одном из своих стихотворений:
Мать умерла.
Отец ушел на фронт.
Соседка злая
Не дает проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.[12]
Неустроенность и скитальчество сопровождали будущего поэта и в дальнейшей жизни. С 1950 по 1952 Николай учился в Тотемском лесном техникуме, потом работал кочегаром в тресте «Севрыба». В 1953 году в Кировске поступил в горно-химический техникум , но был отчислен на 2 курсе из-за провала зимней сессии в 1955 году. Стал разнорабочим на военном полигоне.
Он еще не знал, что отец остался жив. Михаил Рубцов получил ранение, вернулся в родной дом в 1944 году, женился, а с сыном увиделся только в 1955. В этом же году Рубцова призывают на военную службу на Северный флот, где он начинает писать стихи. После службы в армии Николай отправился в Ленинград, где работал кочегаром, слесарем, шихтовщиком, но, мечтая изменить свою судьбу, поехал в Москву, чтобы поступить в Литературный институт имени Горького. Преподаватели сразу же отметили его талант. В 1962 году Рубцов стал членом литературного кружка, в который входили С.Куняев, А.Передреев, И.Шкляревский и другие молодые поэты. На основе этого кружка впоследствии сложилось литературное течение, "тихая лирика», кстати, название оно получило после выхода стихотворения Н.Рубцова «Тихая моя родина». В Кожинов утверждает, что именно этот кружок дал возможность Рубцову определить свой путь в
Поэзии[13] Главной задачей поэтов-членов кружка было воплотить в поэтических произведениях жизнь народа и отдельного человека в их связи с судьбой страны, дать психологический портрет героя своего времени.
Рубцов в это время много путешествует. В1963-1965 он приезжает в ставшее родным Никольское. Здесь он написал многие стихотворения, ставшие классикой. В письме другу в 1964году поэт написал: «Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас»[14]. В этих словах поэта ясно почитывается основная особенность его творчества- тесная связь с народным языком и умение через пейзаж показать состояние человека. Рубцов писал о селе Никольском: «Здесь – души моей родина».[15] [16]То есть его душа, а не тело, живёт в родных окрестностях (на реке, в лугах, на холмах, на мосту, в лесу, на клюквенном болоте, около разрушенного собора).Видимо, поэтому так много в его лирике говорится о душе. Он много общался с простыми людьми на малой родине, и это давало ему богатый словесный материал живого разговорного языка, а также народное понимание смысла жизни.
В 1966 году поэт побывал на Алтае, где было написано стихотворение «Шумит Катунь», в Архангельске, наконец, принял решение вернуться на Родину, в Вологду.
Вологодская «малая родина» и Русский Север дали ему главную тему творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным». Журналы 60-70-х годов неохотно печатали стихи Н.Рубцова, потому что считали их несовершенными по смыслу и по стилю, несовременными, слишком меланхоличными для того времени. Но несмотря на это, их полюбили читатели, многие композиторы написали на стихи Рубцова песни, ставшие настоящими хитами того времени. Настоящая, живая поэзия поэта пробивала себе дорогу без помощи СМИ.
Напечатал при жизни Николай Рубцов немного.
Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). После смерти поэта появился готовившийся к печати сборник «Зеленые цветы»
Погиб поэт случайно в семейной ссоре 19 января 1971 в своём вологодском доме. Ему было всего 35 лет.
После смерти были опубликованы сборники: «Последний пароход» (1973), «Избранная лирика» (1974), «Подорожники» (1975), «Стихотворения» (1977).
Настоящая слава пришла к поэту после смерти: началось исследование его творчества, по всей стране открылись Рубцовские клубы, музеи, проводятся ежегодные Рубцовские чтения, поэту открыли памятники в Вологде, Тотьме, Емецке, Петербурге, его имя носят улицы городов, одна из звезд названа его именем. Такой интерес к личности и творчеству этого замечательного поэта свидетельствует о том, что его поэзия носит вневременной, общечеловеческий характер, помогает понять глубинную суть человека, отвечает на многие вопросы, связанные с нравственностью и смыслом человеческой жизни.
Глава III. Особенности лирики Н.М. Рубцова
3.1.Особенности в создании образа родины в лирике Рубцова
Рассмотрим тематическое своеобразие лирики Н.М.Рубцова. Для многих поэтов тема родины, ее судьбы, роли в жизни человека была очень важна. Рубцов не исключение, но эта тема у него одна из самых главных и раскрывается своеобразно. Родина, и прежде всего малая родина, для лирического героя - опора в жизни, тот негасимый свет, который помогает пережить все трудности и невзгоды, выпавшие на долю. Отметим, что стихотворения, посвященные теме родины, автобиографичны и отражают путь «блудного сына» из дома и обратный путь домой, к истокам, к опоре, к надежде. Сам поэт говорил, что главное достоинство в человеке - это его привязанность к родине.[17] Особенность лирики можно заметить в стихотворениях «Ночь на Родине», «Видения на холме», «Тайна» «Детство» и других: поэт воспринимает родину в исторической перспективе. Образ Родины у Рубцова не конкретно-исторический, а вневременной. Поэтому в своих произведениях поэт постоянно обращается к прошлому, к русской истории, видя в этом истоки нашей жизни, основу государственности, потому так много употребляет он слов с семантикой прошлого: Русь, древний, старинный, старый, былой, древнерусский, миновавший и др. Эти слова - символы времени. Величие России невозможно без связи поколений, без глубокого понимания времени.[18] В стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» поэт выражает ирреальность происходящего: лирический герой движется по родине во времени – от прошлого к настоящему.
Родина для Рубцова прежде всего природа. Очень своеобразно изображает он родные просторы: набрасывает штрихи пейзажа: березы, ивы, ветер, вода, стреноженные кони, развалины собора, бесконечные дороги, подорожники, летящие журавли. И обязательно, даже в ночном пейзаже, эти образы подсвечены. Мы, читатели, видим эти штрихи, и перед нами возникает полная картина: простор от земли до неба, залитый светом и сопровождаемый звуками:
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях! («Сентябрь»)[19]
Перед нами разворачивается картина русской земли, изображенная штрихами, но такая узнаваемая и родная сердцу каждого русского человека. Помогают воссоздать эту картину аллитерация на С, которая передает свист ветра и задает музыкальный тон, и внутренняя рифма «поднебесный-радостный», «нагрянул-играет», и повтор слова «играет», и анафора в пяти строках. Все эти средства воздействуют на чувства читателя и создают настроение.
В других стихотворениях звучат и любовь, и сожаление, и тревога:
Много серой воды,
Много серого неба,
И немного пологой родимой земли,
И немного огней вдоль по берегу.[20]..(«На реке Сухоне»)
Любимая рубцовская вертикаль от земли до неба, антитеза «много-немного», звукопись-вот те средства, которыми пользуется поэт, чтобы передать щемящее чувство любви к Родине.
Особенность изображения Н.Рубцовым Родины состоит и в том, что он тесно связан с ее историей, а образ природы- с историей народа. Причем, изображая современность, поэт ищет твердые нравственные опоры в прошлом. Видимо, поэтому так много в его лирике видений, снов, предчувствий, которые помогают лирическому герою и читателю вспомнить те, «былые времена», где человек находился в гармоничном единстве с природой, испытывал радость от труда, был готов к защите своей земли. («Видения на холме», «Я буду скакать»).
Слово «Родина» в лирике Н.М.Рубцова сочетается с эпитетами тихая, грустная, полная покоя, вечерняя, милая, лунная, далёкая :
Вспомню я о тихой, о вечерней,
О далекой родине моей! («Я устал от зимних помрачений»)[21]
Для обозначения родины автор употребляет слова Русь, Россия, земля, страна и перифразы: родной край, родная земля, любимый край, родимая землица и др. Важную роль в лирике Н.М.Рубцова выполняют слова Русь и Россия, часто сочетающиеся в одном контексте:
Россия, Русь! Храни себя, храни! («Видения на холме»)
Слово «Русь» поэт употребляет для создания вневременности образа Родины, где соединяются прошлое, будущее и настоящее:
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь. («По вечерам») [22]
Слово Россия служит для обозначения страны, в которой живёт лирический герой в данный момент:
Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»)
Перифразы «родной край», «родная земля», «любимый край», «родимая землица» называют малую родину лирического героя. Они содержат эмоциональную окраску, передающую тёплое отношение поэта к родной земле:
И эту грусть, и святость прежних лет
Я так люблю во мгле родного края («Над вечным покоем»)[23]
3.2. Образ деревни
Говоря о теме Родины, нельзя не отметить, что одним из главных образов в лирике поэта становится деревня, его малая родина
Выйду не спеша,
На село
взгляну...
Окунись душа,
В чистую волну.
(«До конца»)[24]
Поэт в этих строчках утверждает, что очищение души происходит через любовь к своей малой Родине.
Изображая простые картины жизни малой родины, узнаваемые русские пейзажи, Рубцов наполняет их высоким смыслом, считая высшими нравственными ценностями. Оттого так противоречиво отношение поэта к наступлению цивилизации и НТР на милые его сердцу места. С одной стороны, он рад тому, что появляются новые дороги, электростанции, бытовые удобства, техника, помогающая людям в их нелегком труде, с другой стороны, он чувствует тревогу за то, что деревня, хранительница национальных традиций и нравственных ценностей, может погибнуть под натиском технологий. И эта тревога отражена во многих стихотворениях поэта:
Снега, снега…
За линией железной
Укромный, чистый вижу уголок.
Пусть век простит мне ропот бесполезный,
Но я молю, чтоб этот вид безвестный
Хотя б вокзальный дым не заволок. («Поэзия.» (Снега, снега)[25]
Простые слова, нет никаких изысканных средств выразительности, но столько чувства в этих строчках и такая глубина мысли: нельзя изменить ход истории, но нужно помнить о том, что является для человека духовной опорой.
Поэт считал, что деревня является фундаментом русской земли, хранительницей вековых традиций русского народа. В деревне виднее природа и люди.
Конечно, за всех говорить не берусь!
Виднее над полем при звёздном салюте,
На чём поднималась великая Русь.[26] («Жар-птица»)
Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в
стихотворении "Русский огонек". Лирический герой поэта - путник и
странник, путешествующий по России. Он заходит в дома незнакомых ему людей, и
его встречают там как дорогого гостя, дают обогреться, приносят теплую одежду,
бесплатно пускают ночевать Строками, аккумулирующими основы народной
нравственности, можно назвать фразу:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью [27]
3.3. Образ ветра
Большую роль играет в творчестве поэта и стихия ветра. Слово «ветер», наряду со словом «душа» является самым частотным по употреблению в лирике Рубцова: оно употребляется 99 раз. Ветер, - а также его «братья» - буря, вьюга, метель, пурга, буран - присутствуют во множестве стихотворений поэта.
Движение ветра воплощается в поэзии Рубцова, как свет и его движение: так же живо и динамично:
...Вихревыми холодными струями
Ветер движется, ходит вокруг..[28](Гололедица»)
Ветер-стихия неуправляемая, изменчивая, как и человеческая жизнь. В этом стихотворении не просто пейзаж, а тревожное чувство одиночества, бесприютности , холода жизни. Этот же мотив звучит в стихотворении «А между прочим, осень на дворе…»:
Незримый ветер, словно в невода,
Со всех сторон затягивает листья...
Было тихо, и вдруг
будто где-то заплакали, —
Это ветер и сад.
Это ветер гонялся за листьями,[29](«У церковных
берез»)
Плачущий ветер передает внутреннее состояние лирического героя, во время расставания с любимой девушкой.
Ветер увидеть нельзя, но его можно услышать, а для рубцовской поэзии характерна яркая звукопись.
Ветер - это основная звучащая природная сила в поэзии Рубцова. Ветер может быть беспощадным, сочувствующим, обновляющим, дающим надежду, помогающим жить. Он способен свистеть, шуметь, рвать листья с деревьев и душу, всхлипывать, плакать, стонать, петь. Стихия ветра, как и света, воплощает в себе внутреннюю музыку поэзии Николая Рубцова[30]. Но стихия света раскрывается в творчестве поэта как сложное соотношение собственно света и, с другой стороны, тьмы. Стихия ветра едина, но в то же время многозначна, связана с человеческой судьбой и судьбой самого поэта.
Стихии ветра в поэзии Рубцова богатый образно-художественный и нравственный, глубоко личный для автора смысл.
1.2. Образ звезды
Во многих стихотворениях Рубцова о Родине присутствуют слова звезда, свет, огонёк. Чаще всего – 44 раза – встречается слово «звезда», ставшее символом Родины.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою... («Звезда полей»)
В стихотворении создан предельно обобщенный пейзаж. Вся Родина представлена спящей в глубокой тишине. Ее освещает только одна звезда полей, свет которой не только прорезает мглу и освещает землю, но и соединяет всех людей, живущих на земле, дает надежду на будущее. Некоторые исследователи склонны видеть в этом образе у Рубцова символ библейской Рождественской звезды, несущей миру благую весть. В этом стихотворении последовательно развивается мотив неугасимого света, звездного сияния — "бессмертных звезд Руси... безбрежное мерцанье..." Более того: в нем ощутим и некий, осеняющий родину свет вечности. И не случайно на смену взгляду, обращенному вниз, "в полынью", приходит восходящий свет звезды, усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола горит.
Такие символические образы или детали пейзажа, как звезды, в зависимости от душевного состояния героя, поворачиваются к нам различными эмоционально-смысловыми гранями. Например, в элегии "У размытой дороги", где герой оплакивает свои лучшие годы, соответственно "Плачет звезда, холодея над крышей сарая..." А в стихотворении-воспоминании "Далекое" над нами "В морозном тумане мерцая, / таинственно звезды дрожат".
3.4. Символика холма
Важным в раскрытии образа Родины оказывается слово холм, которое в лирике Н.М.Рубцова предстаёт символом времени, исторической памяти. Оно употребляется в стихотворениях поэта 36 раз. («Видения на холме», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Седьмые сутки дождь не затихает», «Душа хранит» и др.)
Взбегу на холм и упаду в траву
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву. («Видения на холме»)[31]
Холм –возвышенность небольшой высоты, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом, вневременном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа. Тревожно видение лирического героя, оно передает личную боль поэта за судьбу Родины.
3.5. Своеобразие образа дороги
Еще один образ, связанный с темой Родины, встречается 72 раза у Рубцова во многих стихотворениях, таких, как «Старая дорога», «В дороге», «У размытой дороги», «Далёкое», «Старый конь», «Два пути» и др. Это дорога.
Это образ имеет в лирике Рубцова несколько значений.
- стремительное движение во времени и пространстве:
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительно вольных племён!
(«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны») [32]
- Дорога – это поиски счастья:
Но я пойду! Я знаю наперёд,
Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,
Кто всё пройдёт, когда душа ведёт,
И выше счастья в жизни не бывает![33] («Философские стихи»)
- Дорога – это путь из родного гнезда в поисках выхода из кризиса:
Плыть, плыть, плыть
Мимо могильных плит,
Мимо церковных рам,
Мимо семейных драм…[34](«Плыть, плыть…)
- Это и путешествие по родному краю:
Топ да топ от кустика до кустика –
Неплохая в жизни полоса.
Пролегла дороженька до Устюга
Через город Тотьму и леса. [35](«Подорожники»).
- Дорога может подарить тепло неожиданных встреч и свет добра:
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты, в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя… [36]
(«Русский огонёк»)
Если говорить о символике образа дороги в лирике Рубцова, то можно сказать, что это странствия лирического героя по просторам Родины в поисках себя, своего места в жизни, путь из дома и обратно домой, а также путь , судьба родной страны.
3.4 Образы растений
Одной из характерных особенностей лирики Н.Рубцова, которую заметил В.Кожинов, является то, что в ней нет “ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций, ни оригинальных звуковых и ритмических структур”.[37] Эту особенность можно отнести и к образам растений которые помогают создать образ Родины и передать настроение. Чаще всего, это образы березы, осины, дуба, ивы, подорожников, колокольчиков, ромашек.
Часто возникает в лирике поэта образ ивы, который связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери. Ива появляется в стихотворении «Детство» как деталь, наводящая на детские воспоминания, и в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери.
Я лучше помню
Ивы над рекой
И запоздалый
В поле огонёк ….[38]
Стоит отметить в лирике Рубцова образ подорожников, который имеет очень узкое символическое значение. Подорожники — трава, растущая по обочинам дорог, а по дорогам России шли каторжане. Поэтому у Рубцова “подорожники” рифмуются исключительно с “острожниками”. И лирический герой Рубцова сравнивает себя с острожником, вечным бродягой:
Приуныли нынче подорожники,
Потому что, плача и смеясь,
Все прошли бродяги и острожники[39]
Символичность образа подчёркивается олицетворением, и образ растительного мира как будто принимает на себя страдание человека.
Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями, как дом, родина, мать, путь, творчество.
3.7. Особенная музыкальность лирики Н.Рубцова
Отличительной чертой рубцовской поэзии многие исследователи называют музыкальность и отмечают разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Внутренняя рифма - рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной, Привет, Россия!»
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила. («По вечерам»)
Звуковые повторы – еще один яркий поэтический прием в лирике Рубцова. «Повторением созвучия поэт как бы выделяет слова, имеющие особое значение в стихе, подчёркивает их смысл, нарастание интонаций.»
Звук, напевность, мелодический строй стиха часто оказываются организующим началом в лирике поэта. "Таким повторением созвучия поэт как бы выделяет слова, имеющие особое значение в стихе, подчёркивает их смысл, нарастание интонаций" . Рубцов использует ассонанс, аллитерацию и очень часто сочетание этих приемов.
В стихотворении "Осенняя луна" аллитерация "г-гр-с" косвенно передает ощущение грусти и горечи:
Грустно, грустно последние листья,
Не играя уже, не горя,
Под гнетущей погаснувшей высью,
Над заснеженной грязью и слизью
Осыпались в конце октября!
В стихотворении «В горнице моей светло» повторение гласных О-И-Э помогает не просто создать конкретный образ, но и передать чувство, движение души лирического героя, через внешние детали. Кажется, что это остановленный «миг души». «Текста мало, а вот подтекст беспределен,» - замечает в своей книге В. Кожинов. Произнесенное слово быстро отзвучит, но «эхо», звучащая пауза явно не кончается, она длится, становясь содержанием. Нежность, гармония, легкая грусть звучат в этих удивительных строчках:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха. Н. Рубцов вводит цветовое определение с помощью аллитерационного соединения, и цвет перестаёт оставаться заключённым в одном слове. Он как бы разливается по всей строке.
В стихотворении «Январское» аллитерация «л» плавно соединяет световое и цветовое определение:
Мороз под звёздочками светлыми
По лугу белому, по лесу ли
Идёт, поигрывая ветками.
Искренность и проникновенность чувствуются в миниатюре «Улетели листья с тополей». В нем нет ярких средств выразительности, но очень точно и проникновенно выражена философская мысль о неизбежности умирания природы как закономерном процессе и возможности для двух любящих людей восстановить отношения. Аллитерация Л,Ж в сочетании с ассонансом Э-И-А-О, а также повтор ЛЕ в этом стихотворении помогают автору передать настроение умиротворенного покоя и особую чистоту лирического чувства. Стихотворение настолько музыкально, что было положено на музыку, как и многие другие произведения Рубцова.
Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?
Элегическая интонация, восклицания в сочетании со звукописью и звуковыми повторами создают объемное поэтическое пространство, передают состояние души, подчеркивают значительность образов.
В стихотворении «Промчалась твоя пора!» звуковое удвоение «ла» в последующем сочетании с «ле» способствует продолжению имитации ударов колокольного звона. Аллитерация «с» создаёт фон, созвучный с прилагательным «синий». Так вырисовывается поэтическая картина народного гуляния под открытым небом и звонящими колоколами:
Пасха под синим небом,
С колоколами и сладким хлебом,
С гульбой посреди двора,
Промчалась твоя пора!
В стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» эмоциональность ритмического восклицания, возвышенная интонация, обращение в сочетании с аллитерацией создают объемное поэтическое пространство и ощущение, что в мире господствует гармония:
О сельские виды!
О дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Для звукописи Рубцова, гармоничности его стихотворений важны звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности.
В стихотворении «Левитан» поэт с помощью аллитерации звуков «зв», «к», «л», «н» передается звон колокола, а ассонанс О-А придают масштабность, расширяют пространство.
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
Примечательно, что здесь поэт соединяет колокольный и колокольчиковый звон- две основы жизни русского православного человека: веру и природу. Так просто, музыкально, образно выражена философская мысль.
Связь темы звона с образом России подчеркивает значительность образа, настроение праздника и радостного восторга.
Порой звон как бы растворяется в пейзаже, подчёркивая неповторимость состояния природы :
Давай, земля,
Немножко отдохнем
От важных дел,
От шумных путешествий!
Трава звенит,
Волна лениво плещет,
Зенит пылает
Солнечным огнем! «Давай, земля, немножко отдохнем»
Звени, звени легонечко.
Мой колокол, трезвонь. («Старый конь»)
В стихотворении «Старый конь» звон колокола не только реально воспроизведенный звук, но и метафора.
Прошёл октябрь. Пустынно за овином.
Звенит снежок в траве обледенелой.
И глохнет жизнь под небом оловянным,
И лишь почтовый трактор хлопотливо
Туда-сюда мотается чуть свет («Осенние этюды»)
Многие стихотворения Н. Рубцова стали песнями и романсами, а некоторые так и называются («Песня», «Прощальная песня», «Зимняя песня»).
Ю. Селезнев писал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее».
Рубцов использует фонетический прием «эффект разрушенности», который заключается в том, что ритмичное повторение одинаковых звуков или созвучий в определенный момент прерывается. Обратимся к стихотворению «Тихая моя родина», в котором аллитерация звука Т вдруг сменяется новой аллитерацией со звуком Р , и так два раза на протяжении текста.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил,
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Сопряжение образного и звукового планов используется в стихотворении для создания объемного образа родины в сопоставлении ее прошлого, настоящего и будущего, подчеркивает глубинный характер патриотического чувства, настраивает читателя на откровенную беседу. Ощущение щемящей грусти рождает в душе вид заброшенной церкви, заросшего пруда.
3.8. Разговорная лексика и синтаксис в лирике Н.Рубцова
Многие исследователи отмечают в качестве особенности творчества поэта обращение к простому разговорному языку даже при размышлении над сложными философскими вопросами. Это касается и использования разговорной и даже просторечной лексики, диалектных слов, а также разговорного синтаксиса. Это одна из важнейших черт индивидуального стиля поэта.
Рубцов применял разговорные слова в стихах естественно, у него очень часто ведётся обращение к знакомому или читателю то с вопросом, то за советом, то с каким-то фактом:
Бегут себе, играя и дразня,
Я им кричу: – Куда же вы? Куда вы?
Взгляните ж вы, какие здесь купавы! –
Но разве кто послушает меня…[40](«Купавы»)
Создавая простор для движения мысли читателя, употребляет разговорное слово «глянь»:
А рядом – глянь! – худые деревца.
Грустна под ними скудная лужайка,
И не звенит под ними балалайка,
И не стучат влюблённые сердца.[41](
«Взглянул на кустик»)
А в этих строчках разговорное «гляди» в повелительном наклонении призывает не только посмотреть на снег, но и задуматься о вечном:
Снег летит – гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.[42]
(«Выпал снег…»)
Топ да топ от кустика до кустика –
Неплохая в жизни полоса!
Всю пройду дороженьку до Устюга
Через город Тотьму и леса[43]
(«Подорожники»)
Звукоподражание «топ да топ», характерное для фольклора, делает стихотворение понятным и близким любому человеку, характеризует самого лирического героя.
Слова «пособит», «изволь», дожинки» подтверждает нашу мысль
об использовании поэтом разговорной, просторечной, диалектной лексики.
Ему какая-нибудь бабка
Поднять котомку пособит.(«Старик»)[44]
Наряду с использованием разговорной лексики, можно отметить разговорный синтаксис: обилие обращений, диалоги, неполные предложения, эмоциональная окрашенность предложений, анафоры, многократное повторение отрицательных глаголов, а также повтор одного и того же слова.
Подмерзая, мерцают лужи…
«Что ж, – подумал, – зайду давай?»
Посмотрел, покурил, послушал
И ответил мне: – Ночевай!
Знаю, завтра разбудит только
Словом будничным, кратким столь.
Я спрошу его: – Надо сколько? –
Он ответит: – Не знаю, сколь!([45]
«На ночлеге»)
В стихотворении «Утро» использован повтор слова «горит», анафора «и тени, и свет, и все увижу», фразеологизм «воспрянув духом» , все это помогает выразить чувство радости и счастья.
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, —
Воспрянув духом, выбегу на холм
И всё увижу в самом лучшем свете.(«Утро»)
Многократное повторение отрицательных глаголов :
Не пугают разбойные лица,
И не мыслят пожары зажечь,
Не кричит сумасшедшая птица,
Не звучит незнакомая речь.[46](«Чудный месяц
плывет над рекою»)
Проанализировав стихотворения Н.Рубцова , мы пришли к выводу, что его авторскому стилю свойственно использование народной лексики и синтаксиса, что делает его поэзию поистине народной.
3.6. Цвет и свет в поэзии Рубцова
Анатолий Передреев отмечает, что в поэзии Николая Рубцова почти отсутствует цвет.[47] Это отсутствие цвета еще одна особенность лирики Н.Рубцова. Работая с подборкой стихов поэта, мы обнаружили небольшое количество слов, обозначающих цвет. Чаще всего это слова, не несущие смысловой нагрузки и не являющиеся средствами выразительности: «аленький цветочек», «синие глаза», « зеленая трава», «изба в лазурном инее», «желтый плес», очень редко встречается слово «золотой» для обозначения цвета.
Значит, цвет не играет существенной роли в поэзии Николая Рубцова, и в этом состоит одно из коренных ее отличий от поэзии Есенина, переполненной цветом. Но отсутствие цвета восполняется пронизывающей рубцовскую поэзию стихией света. «Освободительное действие света Рубцов ощущал с наибольшей полнотой и силой... в неуловимом, зыбком переходе «дня к ночи»[48]. Его «северные пейзажи» характерны этим неуловимым скольжением солнечных лучей откуда-то с края земли. В таких предвечерних лучах все казалось таинственным, все приобретало двойственный - реальный и призрачный — вид.
Слава тебе, поднебесный,
Радостный, краткий покой![49]
Чтобы передать свое переживание природы, Рубцов искал новые способы выражения, по-новому соединяя слова:
Когда заря смеркается и брезжит...
Слово «свет» и другие слова этого корня встречаются в стихах Николая Рубцова более ста раз. Кроме того, он часто употребляет и слова, выступающие как своего рода синонимы слово «свет» и «светлый» - например, сияние, сияющий, блеск, блестеть, луч, лучистый, излучающий, сверканье, сверкать и т.д.
Стихия света воплощает суть рубцовской поэзии — раскрывает единство человека и мира, является осуществлением этого единства.
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.[50]
Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои? («Зимняя песня»)[51]
В этом ночном пейзаже столько света, что он заставляет лирического героя, человека с трудной судьбой, забыть печали, вспомнить о простых человеческих радостях, которые и есть то настоящее, ради чего стоит жить. Душа героя просветляется, он не только сам поверил в лучшее, но и призывает читателей поверить в это.Во многих стихотворениях Рубцова осуществляется это единство человека и мира: «Я вспоминаю, сердцем посветлев...», «Душа, излучавшая свет...», «Светлеет грусть...», «И вот явилось просветленье /Моих простых вечерних дум...», «От прежних чувств остался, охладев, / Спокойный свет...» Свет в поэтическом мире Николая Рубцова предстает как необычайно гибкая, богатая движением и оттенками, полная жизни стихия, создает глубину поэтического мира. Свет выступает как эстетическая категория. Кроме того, свет еще и нравственная ценность. Например, «Стихи о старике» - своего рода носителе идеи добра - заканчиваются так:
...Идет себе в простой одежде,
С душою светлою, как луч.[52]
Слова со значением «свет» в стихотворениях Н.М.Рубцова часто эмоционально окрашены: свет родины ассоциируется со счастьем, с чудом, с душевным теплом:
И откуда берётся такое,
Что на ветках мерцает роса,
И над родиной, полной покоя
Так светлы по ночам небеса![53] («Тайна»)
Стихия света создает ту внутреннюю, глубинную музыкальность рубцовской поэзии, которая роднит ее с искусством музыки. Стихотворный ритм и звуковая стройность подкрепляют, поддерживают живущую в глубине музыку поэзии Николая Рубцова:
Летят журавли высоко,
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в лес.
И холодно так и чисто,
И светлый канал волнист,
И с дерева с легким свистом
Слетает прохладный лист.
И словно душа простая
Проносится в мире чудес,
Как птиц одиноких стая
Под куполом светлых небес...[54]
Слово «светлый», появляющееся в каждой строфе, - это только открытые проявления световой стихии, которые побуждают «светиться» все остальное.
Но стихия света имеет в ней еще и художественно-образную ценность. Из света создается своеобразный предметно-чувственный мир рубцовской поэзии.
Поэзия Рубцова сравнима не с живописью, а с графикой. На этом основано противопоставление тьмы и света, которые характеризуют психологическое состояние лирического героя. Две стихии -свет и тьма - могут и противостоять друг другу, и сосуществовать, и даже органично сливаться.
Лошадь белая в поле темном
Вскинет голову и заржет[55] («Лошадь белая в поле темном»)
Контраст цвета передает здесь противоречивые чувства путника, ночующего у неразговорчивого русского старика. Дважды повторенные эти слова заставляют читателя понять состояние лирического героя, они как камертон, задают тон всему стихотворению.
В стихотворении «Шумит Катунь» - размышление об историческом прошлом Родины, и здесь возникает контраст:
И Чингисхана сумрачная тень
Над целым миром солнце затмевала
И чёрный дым летел за перевалы
К стоянкам светлых русских деревень...[56] («Шумит Катунь»)
В противопоставлении тьмы и света сконцентрирован весь смысл стихотворения.[57]
Стихия света имеет в творчестве Рубцова эстетический, нравственный, образно-художественный смысл и связана с народным и православным представлением о добре и зле, выраженном в противопоставлении света и тьмы, черного и белого.
3.6. Христианские мотивы и образы в поэзии Н.Рубцова
Особенностью лирики Н.Рубцова, на наш взгляд, является обращение к христианским мотивам и образам, что было не характерно для поэзии 60-70-х годов. Это было время торжества атеизма, поэтому стихи поэта не охотно печатали, упрекая его в старомодности и излишней элегичности. Но Рубцов в поисках правды и идеала интуитивно шел к вере и православию. Его поэзия в основе своей духовна, недаром самое часто встречающееся слово в его стихах «душа» употребляется 98 раз. Последний прижизненный сборник "Сосен шум" выделяется, прежде всего, углублением религиозных мотивов. Они осторожными мазками вкраплены в ткань стихотворений:"В сибирской деревне", "Вологодский пейзаж", "Выпал снег.. " Мотив странничества, связанный у Рубцова с религиозной традицией, наиболее ярко проявился в стихотворениях "Стихи из дома гонят нас...", "Поезд", "Подорожники", "На ночлеге", "Отплытие", "Сосен шум»
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть
Снег летит - гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Но и ладно! И добро. [58]
Соединение природы и церквей, соборов в пейзажной лирике Н.Рубцова исходит из мировоззренческой идеи сопоставления природы с храмом.
Часто в своих стихотворениях поэт упоминает религиозные праздники: Пасху, Рождество, Крещение. Часто встречается в стихотворениях поэта такой символ как крест, имеющий несколько значений: судьба человека, воскрешение, символ смерти или опасности. Лирический герой в разных стихотворениях вспоминает о молитве, испытывает потребность обращения к Богу.
Стихотворение "Ферапонтово" Н.М. Рубцов написал незадолго до смерти — в 1970-ом году. В нем нашли отражение темы, которые волновали поэта на протяжении долгого времени: мир русской деревни, место человека в этом мире, гармония человека, природы и окружающего мира, любовь к малой Родине. Смысл этого стихотворения в том, что природа и родные места, которые тесно связаны с образом Ферапонтово, ассоциируются с образом храма, в котором очищается и обновляется душа:
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши![59]
В стихотворении «Я умру в Крещенские морозы» Крещенье, один из двунадесятых православных праздников, воспринимается поэтом как священное время, когда душа человека соединяется с Богом, она обнажена и получает высшее знание:
Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый
Разобьется с треском,
и в потемки
Уплывут ужасные обломки
Первые две строки с анафорой «Я умру» задают трагическую интонацию стихотворению, которая подкрепляется аллитерацией: МР-Щ- МР-Щ-Р. Вторая смысловая часть стихотворения – страшное видение, то, что произойдет после смерти: «ужас будет полный», «гроб всплывет», «разобьется с треском», «уплывут ужасные обломки». Ужасом и страхом наполнена эта картина, недаром повторяются слова с корнем «ужас». Здесь другой звуковой рисунок: С-ПЛ-С-Х-Л-ПЛ. Здесь звукопись передает плеск волн, глухой звук удара…Картина воспринимается читателем ярко, зримо, вызывает мысли о греховности человека, о неотвратимости расплаты за неправедную жизнь. Это настроение резко выделяет данное стихотворение из ряда других стихотворений Н.Рубцова, где смерть воспринимается без страха, с возвышенным христианским смирением:
Мы по одной дороге ходим все. —
Так думал я. — Одно у нас начало,
Один конец. Одной земной красе
В нас поклоненье свято прозвучало![60](«Философские
стихи»)
3.7. Автоцитация как художественный приём в лирике Н.Рубцова
Одна из особенностей лирики Н.Рубцова – использование автоцитации.
Автоцитация определяется как художественный приём, при котором автор повторяет в тексте элементы своих более ранних текстов[61]. В лирике Николая Рубцова мы зафиксировали 53 стихотворения, которые перекликаются между собой: имеют либо абсолютно одинаковые, либо почти совпадающие элементы в тексте. Ярким примером автоцитации в лирике Н.М.Рубцова является в том числе часто повторяемая в разных стихотворениях метафора ветер в озере полощет зарю: « Ветер зарю полощет / В тёплой воде озёр... («Встреча») В стихотворении «Соловьи» эта метафора предстаёт развёрнутой, более изобразительной и выразительной: « В трудный час, когда ветер полощет зарю/ В тёмных струях нагретых озёр…» («Соловьи») Выражение «стреноженные кони» тоже встречаем в разных стихотворениях поэта, это узнаваемый атрибут деревенского ночного пейзажа: «Ржание стреноженных молодых коней»(«Деревенские ночи»); «И вдруг увижу: смирно на лугу/Траву жуют стреноженные кони» («Видения на холме»)
Автоцитация в лирике Н.М.Рубцова предстаёт важным фрагментом языковой картины мира автора. В творческом сознании поэта существовал целый ряд словесно выраженных образов, которые повторялись в разных текстах. В рубцовской поэзии автоцитация – это не только художественный приём, но и психологическое явление. Фрагменты жизни, особенно запомнившиеся автору, отражаются в его поэтическом языке, неоднократно повторяясь.
IV.Заключение
В лирике Н. М. Рубцова сочетаются традиционность и новаторство и в содержании, и в форме.
· Образ Родины в лирике Рубцова дается в исторической перспективе. Любовь к ней выражается в неразрывной связи с родными местами. Традиционные для классической поэзии образы-символы даются у Рубцова в своеобразной интерпретации.
· В поэзии Рубцова своеобразно создается пейзаж: он только набрасывает его штрихи музыкой стиха, намеком, настроением.
· Главная особенность лирики Рубцова - творческое переосмысление традиции звуковой организации стиха. Аллитерации, ассонансы, многократные повторы, звукоподражания, звуковые удвоения, внутренняя рифма- эти приемы и их сочетание помогают поэту создать удивительную «рубцовскую» музыкальность и неповторимую индивидуальность стиля, определённое настроение, передают глубину чувства лирического героя. С помощью этих фонетических средств поэт творит образы-символы, понятные каждому человеку.
· Своеобразный рисунок стиха создается с помощью многократных повторов, отрицаний при глаголе, экспрессивных эпитетов, анафоры, восклицаний
· Одной из важных индивидуальных черт является использование разговорной лексики и разговорного синтаксиса (анафора, обращения, неполные предложения, обилие восклицаний.)
· В атеистическом 20 веке особенностью можно назвать использование символов христианской культуры.
· Особенностью лирики поэта являются зачины во многих стихотворениях Николая Рубцова: они задают тон, определяют своей обособленностью значащие паузы и «углубленный звук» его поэзии.
· Своеобразна у Рубцова форма подачи материала: глубина и философичность стихотворений скрывается за простотой и даже элементарностью строк. Сложность его поэзии - это неисчерпаемая сложность жизни, а не сложность конструкций.
· Поэзия Рубцова сравнима не с живописью, а с графикой. Его творчеству присуща полярность видения мира с использованием символики света и тьмы.
· Основой нравственного мира для поэта является прекрасное, а его идеал-вечное.
Литература
1. Бараков В. Н. Слово в вечности // Москва. -2001. №1.
2. Гусев В.И. «Стиль и авторская позиция писателя» http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=LOsUMTaBpWo%3D&tabid=10547
3. Ефремова И.Л. Поэзия Н. Рубцова. Вопросы жанра и стиля : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1988
4. Иванова Е.В. Традиции и новаторство в поэзии Н.М. Рубцова: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук. /10.01.02/ - М.,1996
5. Е.В. Иванова «Мне не найти зелёные цветы.» (Размышления о поэзии Н. Рубцова). - М., 1997.. День поэзии. 1972. М., «Советский писатель», 1973
6. Кириенко-Малюгин Ю.И. Николай Рубцов: "И пусть стихов серебряные струны." - М., 2002.
7. Кожинов В. Николай Рубцов. М.: Советская Россия, 1976.
8. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982
9. Кудрявцева М.В. Образно-речевая системы поэзии Н.Рубцова 1988
10. Оботуров В. Мир,открытый для всех 1976
11. Рубцов Н. Избранное / Сост. С. Викулова и В. Оботуров. М.: Художественная литература, 1982.
12. Передреев А. Мир, отраженный в душе https://rubtsov-poetry.ru/critica/peredreev.htm
13.Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;
14. Селезнев Ю. Перед дорогой большою // Николай Рубцов в воспоминаниях друзей: ранее не опубликованные стихотворения и материалы / Николай Попов; [худож.: И. А. Озеров]. - М.: Центрполиграф, 2008.
15. Тимашова Л.В. Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Н.Рубцова Автореферат на соискание докторской степени Москва 2004
.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Ефремова И.Л. Поэзия Н. Рубцова. Вопросы жанра и стиля : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1988
[2] В.Кожинов Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. Советская Россия 1976
[3] Там же
[4] Коняев Н.М. «Николай Рубцов»: Молодая гвардия, 2001(ЖЗЛ)
[5] Кириенко-Малюгин Ю.И. Николай Рубцов: "И пусть стихов серебряные струны." - М., 2002.
[6] Оботуров В. Мир,открытый для всех 1976
[7] Гусев В.И. «Стиль и авторская позиция писателя»
[8] Иванова Е.И. Традиции и новаторство в поэзии Н.М.Рубцова
[9] Кудрявцева М.В. Образно-речевая система поэзии Н.Рубцова1988
[10] Ефремова И.Л. Поэзия Н. Рубцова. Вопросы жанра и стиля : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1988
[11] Коняев Н.М. «Николай Рубцов»: Молодая гвардия, 2001(ЖЗЛ)
[12] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[13] В.Кожинов Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. Советская Россия 1976
[14] В.Кожинов Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. Советская Россия 1976
[15] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[16] Там же
[17] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[18] Бараков В. Н. Слово в вечности // Москва. -2001. №1
[19] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[20] Там же
[21] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[22] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;
[23] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[24] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[25] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[26] Там же
[27] Там же
[28] Там же
[29] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[30] . Е.В.Иванова «Мне не найти зелёные цветы.» (Размышления о поэзии Н.Рубцова). - М., 1997.. День поэзии. 1972. М., «Советский писатель», 1973
[31] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;
[32] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[33] Там же
[34] Там же
[35] Там же
[36] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[37] Кожинов В. Николай Рубцов. М.: Советская Россия, 1976.
[38] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[39]Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[40] Там же
[41] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[42] Там же
[43] Там же
[44] Там же
[45] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[46] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[47] Передреев А. Мир, отраженный в душе https://rubtsov-poetry.ru/critica/peredreev.htm
[48] Бараков В. Н. Слово в вечности // Москва. -2001. №1
[49] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[50] Там же
[51] Там же
[52] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[53] Там же
[54] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;
[55] Там же
[56] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[57] Там же
[58] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;
[59] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[60] Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000
[61] Тимашова Л.В. Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Н.Рубцова Автореферат на соискание докторской степени Москва 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.