КГУ «Арзамасская средняя школа»
«Как повысить скорость чтения младших школьников»
(исследовательский проект)
Секция: Литература
Выполнила: Баглай Александра,
ученица 2 класса
Арзамасской средней школы
Научный руководитель:
Сорокина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
Узунколь, 2018
Оглавление
I. Введение ………………………………………………………………..…….с.6
II. Основная часть
2.1. Влияние скорости чтения на развитие школьника………………….с.7
2.2. Этимология понятия «техника чтения»................................................с.7
2.3. Известные факты о скорости чтения………….....................................с.8
III. Исследование
3.1. Практическая часть……………………………………………………с.10
3.2. Экспериментальная часть………………………………….……….....с.12
3.3. Итоги исследования…………………………………………………...с.13
IV. Заключение………….…………………………………………………..….с.14
V. Список источников…………………………………………………..……...с.15
Абстракт
Зерттеу мақсаты шектеулі уақыт аралығында, екінші сынып оқушыларының оқу жылдамдығын 20-30 сөзге көтеру болып табылады.
Егер арнайы жаттығулар жиынтығын жүйелі түрде орындаса, гипотеза сапасы ретінде 2 ай ішінде шамамен 20-30 сөзге көтеруге болады деген ұйғарым бар.
Зерттеу рәсімі келесі кезеңдерден тұрады:
1 Практикалық бөлім
2 Эксперименттік бөлім
3 Зерттеу қорытындылары
Зерттеу әдістерінің сапасы ретінде: ақпарат жиынтығы, бақылау, сұхбат алу, сараптама жүргізу, оқу жылдамдығының бастапқы және соңғы салыстырмалы нәтижелері, жадынамаларды сындарлау.
Зерттеудің жаңалылығы кіші сынып оқушыларының оқу жылдамдығын көтеру үшін, ең қолайлы жаттығуларды таңдау болып табылады.
Алынған нәтижелердің негізінде келесі тұжырым:
- Әр оқушының оқу жылдамдығы көтерілді
- Егер осындай жаттығуларды жүйесіз орындап,сабақтарды өткізіп алса, онда нәтижелер төмендеп кетуі мүмкін,әсіресе бастапқы жұмыстарда.
Осы жұмыс нәтижелерінің практикалық пайдалану саласын, педагогтар өз сабақтарында пайдалануына болады, ата-аналарға арналған ұсыныстар баланың жақын даму деңгейін кеңейтеді.
Абстракт
Цель исследования заключается в том, чтобы за ограниченный промежуток времени повысить скорость чтения второклассников на 20-30 слов;
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что если систематически выполнять комплекс специальных упражнений, то скорость чтения можно увеличить за 2 месяца примерно на 20-30 слов.
Процедура исследования состояла из следующих этапов:
1. Практическая часть
2. Экспериментальная часть
3. Итоги исследования
В качестве методов исследования применялись: сбор информации; наблюдение; интервью; проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения; обобщение; конструирование памяток.
Новизна исследования заключалась в подборе оптимальных упражнений для увеличения скорости младших школьников .
На основании полученных результатов пришли к следующим выводам:
- скорость чтения каждого из учеников увеличилась;
- если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.
Область практического использования результатов данной работы может использоваться педагогами на своих уроках, рекомендации для родителей позволят расширить зону ближайшего развития ребёнка
Abstraction
The purpose of the research is to increase the speed of reading second-graders by 20-30 words for a limited period of time.
The hypothesis is that if you systematically perform a set of special exercises, then the speed of reading can be increased in 2 months by about 20-30 words.
The procedure of the study consisted of the following stages:
1. Practical part
2. The experimental part
3. Results of the study
As methods of research used: collection of information; observation; interview; conducting experiments, a comparative analysis of the initial and final reading speed; generalization; construction of memos.
The novelty of the study consisted in the selection of optimal exercises for increasing the speed of junior schoolchildren.
Based on the results obtained, the following conclusions were reached:
• The reading speed of each student has increased;
• If you do such exercises without the system, skipping classes, the results may decrease, especially at the beginning of the work.
The field of practical use of the results of this work can be used by teachers in their lessons; recommendations for parents will allow expanding the area of the child's immediate development.
I. Введение:
Я учусь во 2 классе и очень люблю читать. В нашем доме очень много книг, а ещё я регулярно посещаю школьную и совхозную библиотеки. Когда я была маленькой, мама каждый вечер читала мне вслух сказки, рассказывала сама, мы вместе фантазировали, а потом долго смеялись.
Сейчас, обучаясь по обновлённой программе, нам ученикам 2 класса, нужно много читать, самостоятельно добывать информацию из разных источников, а без скорости чтения это сделать очень сложно. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения. Но современные дети так мало читают, и мы не исключение.
Ни для кого не секрет, что читает большинство наших учеников плохо, что скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и что отсюда начинаются почти все беды школьной системы. Ученик, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет не усидчив, будет вертеться, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения — это не столько удовольствие, сколько мука.
Как помочь самим себе правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении
Проблема исследования: низкая техника чтения, нежелание читать больше.
Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 20-30 слов;
Задачи исследования:
1. Исследовать формуляры учащихся, определить наиболее читаемую литературу и выявить любителей чтения
2. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;
3. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения учащихся 2 класса;
4. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;
5. Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.
Объект исследования: чтение
Предмет исследования: скорость чтения.
Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 2 месяца примерно на 20-30 слов.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, интервью, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение, конструирование памяток.
II. Основная часть
2.1. Влияние скорости чтения на развитие школьника
Скорость чтения является важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьника. Ежедневно ученикам приходится обрабатывать и усваивать большой объем текстовой информации. При этом плохо читающие дети просто обречены на неуспеваемость, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала, увеличивает время выполнения домашнего задания, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается мыслительная деятельность.
Пословица гласит: «Чтение – вот лучшее учение». А ещѐ – «Кто много читает, тот много знает». С помощью словаря я узнала, что чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из еѐ источника. Благодаря чтению человек получает 90% информации. Читая, человек узнаѐт мир, учится анализировать свои поступки, понимать других людей; узнаѐт новое о мире, расширяет свой словарный запас
2.2. Этимология понятия «техника чтения»
Я начала свою работу с того, что попыталась разобраться, что же такое техническая сторона чтения? Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится, складывается из двух сторон (смысловой и технической) и включает следующие элементы:
1) правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений;
2) умение понимать содержание текста, его смысл;
3) выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая и знаки и препинания автора и понимая их смысл;
4) это способ чтения; различают четыре способа чтения: побуквенный, слоговой, плавный слоговой с прочтением целыми словами, чтение словами.
5) это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.
Техническая сторона чтения (техника чтения) – это способ чтения, правильность, скорость, выразительность. Скорость чтения – один из показателей техники чтения, характеризуется количеством слов, произносимых в минуту, и зависит от способа чтения. Школьнику необходимо оптимальное чтение. Оптимальная скорость – это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). К такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, при этой скорости достигается лучшее понимание текста Нам рекомендовали 120-140 слов в минуту. По мнению, темп чтения должен быть приближен к темпу понятной разговорной речи.
2.3. Известные факты о скорости чтения великих людей
Метод скорочтения Джорджа Вашингтона
Первый президент США читал газеты исключительно вслух, вызывая недовольство домашних и коллег. Но особого внимания на их претензии не обращал, объясняя свой подход тем, что ему так удобнее, смысл текста становится более понятным, проще оценить правдивость информации.
Диагональный метод чтения Максима Горького
Он просто скользил взглядом, страница за страницей, и в итоге на «проглатывание» журнала у него уходило всего несколько минут. Таким образом, Горький мог за короткое время прочесть огромную кипу журналов.
Методы чтения И.В. Сталина
Сталин внимательно читал лишь отдельные книги, а большую часть библиотеки просто просматривал. Книги, что интересовали вождя больше всего, Сталин читал с карандашом в руках, делая пометки на полях и подчеркивая целые абзацы. Таким образом, он изучал по нескольку книг в день, и его дневной нормой было – ни много, ни мало – 500 страниц типографского текста.
Оноре де Бальзак и его методы скорочтения
По собственному признанию писателя, его способности к беглому чтению были поистине феноменальными. Он моментально усваивал информацию порциями по 7-8 строк, и разум его работал с той же скоростью, что и глаза, неустанно бегающие по строчкам. Он как никто умел выделять главное и отсекать лишнее.
Карл Маркс и его отношение к книгам
Основоположник марксизма-ленинизма не щадил книги, любовно называя их своими «рабами». Он нещадно загибал страницы, а поля книг испещрял заметками.
В.И. Ленин и книги
В.Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что Ленин обладал феноменальной памятью. Едва прочитав страницу из книги, он мог тут же воспроизвести ее близко к тексту, несмотря на то, что читал он по диагонали. Благодаря этой способности, данной Ленину при рождении, он сумел прочитать за свою жизнь огромное количество книг, журналов, статей.
П.Н. Лепешинский утверждает, что степень напряжения умственного аппарата Ленина во время чтения была просто феноменальной. Он запоминал практически 100 процентов прочитанного, причем, читать он мог на нескольких языках, с равной степенью успеха.
Николай Чернышевский и его способности к скорочтению
Для этого человека было вполне обычным делом диктовать своему секретарю какую-либо статью, занимаясь при этом переводами с иностранных языков.
Адольф Гитлер и его методы скорочтения
Гитлер очень любил читать. Обычно у него не доставало времени для этого занятия, но в любую свободную минуту он с удовольствием читал без разбору любую литературу – политическую, художественную, научно-популярную, техническую. Представляет интерес его подход к оценке книг: первым делом Гитлер пролистывал книгу, начиная с конца. И если беглый просмотр содержания его устраивал, он брался за произведение всерьез.
Джон Кеннеди и его навыки скорочтения.
Этот политический деятель также сумел оставить глубокий след в истории – во многом, благодаря тому, что слыл признанным виртуозом скорочтения. Подойдя вплотную к избирательной президентской компании, Кеннеди решил усовершенствовать свои навыки чтения, хотя на тот момент был способен читать свыше 280 слов в минуту. Ему это удалось: в свою бытность президентом, Джон Кеннеди мог без труда усваивать тексты, развивая скорость чтения до 1000 слов в минуту. При этом он умел управлять скоростью чтения, уделяя максимум внимания важным материалам, требующим пристального изучения.
III. Исследование
3.1. Практическая часть
Всю экспериментальную часть мы разделили на три этапа: стартовой диагностики, собственно экспериментальный и итоговой диагностики. На этапе стартовой диагностики перед нами стояло 2 задачи: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью; определить свою скорость чтения и понимание прочитанного.
Для решения первой задачи мы провели стартовую диагностику, которая помогла обозначить проблему низкой техники чтения .
№ |
Фамилия и имя ученика |
Замеры скорости чтения |
|||||||
1 четверть - 19-35 сл/мин |
2 четверть29-40сл/мин |
||||||||
1 |
Баглай Александра |
34 |
38 |
41 |
47 |
50 |
54 |
66 |
77 |
2 |
Байбулова Айдана |
18 |
20 |
24 |
34 |
27 |
33 |
39 |
44 |
3 |
Гусейнов Роман |
17 |
19 |
22 |
30 |
31 |
29 |
35 |
37 |
4 |
Есмагамбетова Русалина |
16 |
19 |
23 |
31 |
22 |
26 |
33 |
40 |
5 |
Калиахметова Айлана |
21 |
24 |
29 |
36 |
37 |
41 |
43 |
47 |
6 |
Мулдахметов Асет |
15 |
23 |
30 |
35 |
27 |
36 |
43 |
40 |
7 |
Мускин Демир |
28 |
32 |
38 |
41 |
52 |
59 |
62 |
63 |
8 |
Пискунова Диляра |
11 |
18 |
22 |
20 |
24 |
24 |
28 |
26 |
9 |
Рамазанов Аят |
6 |
8 |
10 |
11 |
14 |
15 |
14 |
18 |
10 |
Скачкова Лилия |
12 |
17 |
20 |
19 |
17 |
22 |
20 |
21 |
11 |
УтиноваАйгерим |
17 |
24 |
21 |
26 |
28 |
25 |
24 |
27 |
12 |
Ястребова Яна |
22 |
30 |
34 |
37 |
39 |
41 |
48 |
54 |
Дата контроля : |
15.09 |
28.09 |
13.10 |
27.10 |
10.11 |
24.11 |
08.12 |
22.12 |
Далее изучили формуляры учащихся 2 класса, выявили самых активных читателей: Баглай Александра, Байбулова Айдана, Гусейнов Роман, Есмагамбетова Русалина, Ястребова Яна
Провели анкетирование «Определение читательских интересов», по семи вопросам:
1) Какие книги прочитаны самостоятельно:
«Азбука бабы Яги», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Амурчик», «Страдания второгодника Ивана Семёнова», «Живая шляпа», «Кот в сапогах», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Теремок», «Алдар Косе», «Гадкий утёнок», «Волк и семеро козлят», «Гусь и цыплёнок», «Маша и медведь», «Твой праздник», «А может быть ворона»…..
2. На вопрос:. Какие из них запомнились и полюбились больше всего? Почему? ответили так:
( Очень интересный сюжет.., красивые картинки.., крупный шрифт.., легко читать…)
3. 83% учащихся отметили, что отдают предпочтение просмотру мультфильмов и лишь , 17%- чтению книг
4. На вопрос- Интересуются ли родители вашим чтением? многие ответили: «Мама мне советует читать книги», «Пересказываю маме», «Обсуждаем вместе с мамой», «Мне покупают книги», «У меня есть своя детская библиотека», 2 ученика- читают только то, что задано
5. На дополнительное чтение ребята тратят от 15 до 25 минут.., иногда забываю, не считаю.., когда-как..,
6. Прочитывают 5-6 страниц крупным шрифтом,… от 2 до 5 страниц в день
7. О читательском дневнике ничего не слышали
3.2. Экспериментальная часть
Система упражнений по повышению скорости чтения
Ø Увеличить частоту тренировочных упражнений, а не их длительность (ежедневно, через определённые промежутки времени проводить небольшие по объёму упражнения. Домашняя тренировка проводится тремя порциями по минут)
Ø Чтение перед сном
Ø Режим щадящего чтения (мало текста при большом рисунке: диафильм,
караоке). Ребёнку трудно читать, поэтому он не любит читать.
Суть приёма: чтение 1-2 минуты- отдых- снова чтение- отдых
Ø Многократное чтение(чтение в течение 1 мин., после этого ребёнок отмечает, до какого места он дочитал; повторное чтение этого же отрывка текста, ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал; третий замер; сравниваются все три результата)
Ø Чтение в темпе скороговорки (чёткое, правильное, быстрое чтение текста. Окончания слов не должны «проглатываться, а должны чётко проговариваться», 30 секунд) (Приложение)
Ø Жужжащее чтение (при жужжащем чтении все ученики читают вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью)
Ø Оценивание, как стимул для детей
Ø Работа классной библиотеки, профориентация(картотека, читательский формуляр, читатель )
Ø Творческие задания для мотивированных детей(книжки- малышки, доскажи словечко, придумай стихотворение, используя опорные слова, составь несколько предложений о Родине…)
3.3. Итоги исследования
Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что методике скоростного чтения можно научиться, если упорно тренироваться.
№ |
Фамилия и имя ученика |
Первоначальная скорость чтения |
Конечная скорость чтения |
Динамика скорости чтения |
1 |
Баглай Александра |
34 |
77 |
+43 |
2 |
Байбулова Айдана |
18 |
44 |
+26 |
3 |
Гусейнов Роман |
17 |
37 |
+20 |
4 |
Есмагамбетова Русал. |
16 |
40 |
+24 |
5 |
Калиахметова Айлана |
21 |
47 |
+26 |
6 |
Мулдахметов Асет |
15 |
40 |
+25 |
7 |
Мускин Демир |
28 |
63 |
+35 |
8 |
Пискунова Диляра |
11 |
26 |
+15 |
9 |
Рамазанов Аят |
6 |
18 |
+12 |
0 |
Скачкова Лилия |
12 |
21 |
+9 |
11 |
УтиноваАйгерим |
17 |
27 |
+10 |
12 |
Ястребова Яна |
22 |
54 |
+32 |
Вывод:
- скорость чтения каждого из учеников увеличилась;
- если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.
IV. Заключение
Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания. Работа над техникой быстрого чтения – процесс достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для тренировки. На уроках мы стали замечать, что пополнился наш словарный запас. Задания, направленные на поиск информации в тексте мы выполняем теперь быстрее. Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:
- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
-на эффективность работы влияют личные психофизические, логопедические особенности;
- скорость чтения при использовании упражнений увеличилась на 40 слов у одного их участников, на 20 и более слов у- 7, четверо учащихся читают ниже нормы;
- повысилось качество понимания прочитанного и правильность чтения.
Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась.
Рекомендуем, по совету психологов, освоить технику беглого чтения до 10 лет. Регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся.
Практическая значимость работы:
Для отдельно взятого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроке и дома.
Для класса: есть ряд упражнений-игр для больших перемен, которые мы можем проводить, организовывая себя на игру самостоятельно, или их может организовывать учитель на уроках (минутки-шутки, которые направлены на повышение скорости чтения уже тем, что интересны детям). (Приложение )
Для родителей: работу по развитию навыка беглого чтения необходимо начинать с 6-7 лет, поэтому для родителей мы подготовили памятки: советы родителям «Как помочь ребѐнку научиться бегло читать» (Приложение )
V. Список источников
.
Библиография
1. Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. «Техника быстрого чтения».
2. Андреев О. А.,
Хромов Л. Н. «Учитесь
быстро читать».
3. Бьюзен Тони «Учебник быстрого чтения»
4. Ландо Ирина «Скорочтени. Скорость чтения равна скорости мышления», —
Учебно-методическое пособие.
5. Зиганов М. А. «Скорочтение.
Сделай себя сам»
6. Трунова М.А.
Исследовательская работа «Какое чтение полезнее».
7. Грейс Н. «Скорочтение».
8. Эбби Маркс-Бил «Быстрое чтение за 10 дней»
9. О.Андреев «Техника быстрого чтения»
10. Зотов
С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения.
Толковый словарь русского языка.
Аңдатпа
«Кіші сынып оқушыларының оқу жылдамдығын қалай көтеруге болады»
тақырыбымен Баглай Александраның ғылыми жобасына
Зерттеу жұмысы кіші сынып оқушыларының жылдам оқу машықтықтарына дағдыландыруға және оқу біліктілігін дамытуға бағытталған.
Теориялық бөлімде ашылған ұғымдар: оқу біліктілігі, оқу жылдамдығы, қолайлы жылдамдық.
Аналитикалық – конструктивтік бөлімде үш кезең көрсетілген: бастапқы диагностика, өздік – сараптама және қорытынды диагностика.
Оқу жылдамдығын көтеру бойынша жұмыс жүйесіне сараптама бөлімін ұйғарады.
Кіші сынып оқушыларының оқу жылдамдығын көтеру бойынша ата- аналарға арналған ұсыныстар үлестірілді.
Аннотация
на научный проект Баглай Александры
на тему «Как повысить скорость чтения младших школьников»
Исследовательская работа направлена на развитие читательской компетенции и совершенстввание навыка скорочтения младших школьников
В теоретическом разделе раскрытыпонятия : навык чтения, скорость чтения, оптимальная скорость.
В аналитико-конструктивной части выделены три этапа: стартовая диагностика, собственно экспериментальная и итоговая диагностика . Экспериментальная часть предполагает систему работы по повышению скорости чтения.
Даны рекомендации для родителей по увеличению скорости чтения младших школьников,
Annotation
on the research project of Baglai Alexandra
on the topic "How to improve the reading speed of junior schoolchildren"
The research is aimed at developing the reader's competence and improving the skills of speed reading of junior schoolchildren.
In the theoretical section, the concepts: reading skills, reading speed, optimal speed are revealed.
In the analytical and constructive part, three stages are distinguished: starting diagnostics, actual experimental and final diagnostics. The experimental part assumes a system of work to increase the speed of reading.
Recommendations are given for parents to increase the speed of reading younger schoolchildren.
Приложение 1
Анкетирование
«Определение читательских интересов»
1. Какие книги прочитаны самостоятельно:
«_______________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Какие из них запомнились и полюбились больше всего? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чему отдаёте предпочтение, просмотру мультфильмов или- чтению книг
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Интересуются ли родители вашим чтением?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сколько времени тратите на дополнительное чтение
6. Сколько страниц в день читаете?
___________________________________________________________________________________________________________________________\\
7. Ведёте ли читательский дневник?
______________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Доступные методики скорочтения.
Задание № 1. «Найди слова».
Ребенку дают 18 – 20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др.
Задание № 2. «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной».
Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые.
Задание № 3. «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной».
Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, школьник, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.
Задание № 4. «Словесные лабиринты».
· Чтение написанных вертикально слов:
при р ода |
при ро да |
пр ир ода |
· «Маскировка» заданного слова лишними буквами, не несущими никакой информации.
Например:
БОИТИПНОК (ботинок)
· Чтение слов, написанных буквами разного размера, различными цветами и шрифтами:
К О м п Ь ю т Е р
Задание № 5. «Сложи слова».
Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе - тух, сапо - ги, тет - радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах – половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например:
моло – ко моло – ток моло – дец мело - дия |
по – года по – беда по – суда пе - нал |
бе – седа бе – рег бе - реза |
Задание № 6. «Карточки-столбики».
Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится читать слова, состоящие из десяти букв.
Примерные наборы слов:
(4) |
(5) |
(6) |
(7) |
(8) |
(9) |
(10) |
паук бусы сыро роса брат фото ирис пара зима свой |
экран около разве цинга чабан щегол ханжа фаянс шифер верба |
сказка компас челнок шнурки костюм пчелка азбука колесо глобус павлин |
синоним тротуар веселье пианино зеркало катушка собачка колокол ножницы кровать |
лепесток уроженец вещество аквариум очевидец докрасна блюдечко волейбол закоулок тетрадка |
жадничать зарисовка викторина богатство гривенник иждивенец дирижабль бюллетень коллектив несколько |
гололедица лучезарный аппендицит спозаранку катастрофа равновесие реформация карбованец излечиться заиндеветь |
Задание № 7. «Поиск в тексте заданных слов».
Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.
Задание № 8. «Произнеси быстро».
Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.
Задание № 9. «Многократное чтение».
После того как начало нового рассказа прочитано взрослым и осознано ребенком, ему предлагается в течение минуты читать текст. Ребенок отмечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ребенок снова отмечает, до какого слова он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа вызывает у ребенка положительные эмоции, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.
Задание № 10. «Буксир».
Взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.
Задание № 11. «Заполни пропуски».
Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Необходимо вставить подходящее по смыслу слово. Например:
1. Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он ________ маленькую перекосившуюся _________ на курьих ножках».
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую _______. Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в _______. Мороз щиплет _______. _______ не боятся мороза. Весельем горят их _______.
Автоматизация навыка не произойдет сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет, а иногда растягивается до 5–8 лет. Обязательным условием улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.
Итак, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше... Не забывайте хвалить своих детей!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.