Удивительна судьба главного творения Николая Михайловича Карамзина —"История государства Российского". При жизни автора ею зачитывалась едва ли не вся просвещенная Россия, читали даже вслух в салонах, обменивались впечатлениями по поводу драматических событий, описанных мастерской рукой историка, наиболее чувствительные проливали слезы. Сошлемся на свидетельство горячего поклонника таланта Николая Михайловича А.С. Пушкина : "Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка —Колумбом. несколько времени ни о чем ином не говорили." Работа позволит лучше узнать творчество великого писателя.Данный файл содержит исследование на тему творческой деятельности великого писателя Николая Михайловича Карамзина.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
С. ДМИТРИЕВКА
НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА, САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
Николай Михайлович
Карамзин-
Историк? Писатель? Поэт?
Автор: учитель
русского
и литературы
Корчагина О.П.МОУ СОШ с.
Дмитриевка
ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА.
Для каждого направления в изучении великих творений
этого человека есть то главное, что пытается найти
исследователь и, в конце концов, находит для своего
исследования.
ЦЕЛЬ: Выявить, кем, в большей степени, является
Николай Михайлович Карамзин: писателем, историком,
поэтом?
ЗАДАЧИ:
1. Глубокое изучение творчества данного
писателя.
2. Попытки установления ведущих вопросов
творческой
позиции.
3. Знакомство и изучение его трудов в
различных областяхнаук.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Николай Михайлович Карамзин – прозаик, поэт, историк.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Творческий и жизненный путь великого учёного.
1стр.
АКТУАЛЬНОСТЬ этой работы связана с
углубленным изучением творчества данного писателя. При
наличии в программном материале не совсем достаточной
информации биографии и жизненного пути Н.М. Карамзина,
при прочтении этой исследовательской работы можно в
большей степени познать его творчество, глубже и
многостороннее изучить его.
ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ( изучение дополнительного
материала по данной теме.)
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ( анализ и прочтение стихов,
прозаических и исторических текстов).
3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ( ответить при помощи выводов
на вопрос: « В какой же степени данный автор является
писателем, поэтом и историком?»)
4. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ( навыки исследовательской
работы, навыки оформления работы).МЕТОДЫ:
проблемы, изучение литературы.
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ: различные виды наблюдений над
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: анализ состояния исследуемой
текстом, работа с дополнительной литературой.
3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ: методы обработки результатов.
2стр.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ВВЕДЕНИЕ.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
3.ДИАГРАММА.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ .ВЫВОД.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ.3стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Начиная говорить о личности незаурядной, всемирно
известной, популярной не только в литературном обществе,
но и в истории как науке, приходится обращать внимание на
самые незначительные детали в его жизни и творческой
деятельности, изучать все материалы, так или иначе
связанные с его биографией, дорогой, которую он выбрал.
Но самое интересное то, что чем глубже познаёшь этого
человека, тем больше
открываешь для себя неизведанного, ещё не прочитанного.
Так случилось и с исследованиями, связанными с жизнью и
творческим путём Николая Михайловича Карамзина. Кто он в
первую очередь: историк, писатель, поэт, публицист?
На этот вопрос и попытаюсь я ответить, проводя
исследования, связанные с плодотворной жизнью и такой же
творческой деятельностью4стр.
Николая Михайловича Карамзина называли историческим
живописцем. И не случайно. В этом человеке удивительно
гармонично сочетаются многие качества настоящего
творческого человека. Начиная изучение его пути, чтобы
ответить на поставленный вопрос исследования: « Кто он в
большей степени?» И всё больше и больше удивляешься
неповторимости этого человека.
Поиски пути начались ещё в Симбирске, городе, где родился
этот знаменитый человек. 1 декабря 1766 года в семье
отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Этот
дворянский род имел татарские корни: фамилия Карамзин
восходит к татарскому « Кара – мурза».
Литературоведы ведут споры по поводу его малой родины,
но как бы то ни было детство его прошло в селе
Знаменском ,Симбирского уезда и в самом Симбирске. В три
года от роду маленький Коля потерял мать Екатерину
Петровну, и отец вскоре женился во второй раз на ЕвдокииГавриловне Дмитриевой, которая, к сожалению, тоже
недолго прожила на этом свете, скончавшись в 1774 году.
В раннем детстве произошло событие, которое, по мнению
многих, хотя и косвенно, но повлияло на судьбу и
мировоззрение будущего великого писателя и историка. В
1774 году, во время Пугачёвского восстания, в
принадлежавшую Карамзиным деревню ворвались
мятежники, но его отец сумел спастись и тем самым избежал
расправы.
Мальчик, ставший впоследствии великим человеком, получил
достойное воспитание и образование. Сначала симбирский
пансион Фовеля, затем пансион профессора Московского
университета Иоганна Шадена, где давалось, в основном,
гуманитарное образование.
5стр.
Правда, вскоре Карамзину, которому в ту пору исполнилось
всего четырнадцать лет, по настоянию отца пришлось
преступить к военной службе, но эта деятельность его не
прельщала. И после смерти отца Карамзин, сблизившийся с
племянниками мачехи братьями Александром и Иваном
Дмитриевыми, стал заниматься литературой, в первую
очередь переводами. Он впервые перевёл на русский язык
трагедию У. Шекспира « Юлий Цезарь», а в 1792 году
Николай Михайлович переводит замечательный памятник
индийской литературы – драму « Сакунтала», авторомкоторой является Калидаса. Затем были переводы
знаменитых немецких просветителей Штурма, Тиде, Галлера.
Большое значение имело для молодого писателя –
переводчика вступление в масонскую ложу Златого венца.
Здесь ему покровительствовал Тургенев Иван Петрович,
именно он убедил Карамзина отправиться с ним в Москву и
войти в круг виднейших московских масонов – Николая
Новикова, Ивана Лопухина, Алексея Кутузова, Михаила
Хераскова. Молодой писатель становится членом
новиковского « Дружеского учёного общества».
А вскоре, 18 мая 1789 года Николай Карамзин предпринял
путешествие по странам Европы, что решающим образом
повлияло на формирование его мировоззрения. В России
Карамзин начал издавать « Московский журнал», в котором
появляются одно за другим произведения Карамзина. Это
проза, позволившая мне сделать некоторые статистические
расчеты по поводу количественного соотношения её к
другим видам деятельности Карамзина.
• « Евгений и Юлия» повесть ( 1789)
• « Письма русского путешественника» ( 1791-1792)
6стр.
• « Бедная Лиза», повесть ( 1792)
• « Наталья, боярская дочь, повесть ( 1792)
• « Прекрасная царевна и счастливый карла» ( 1792)
• « Сиерра-Морена», повесть ( 1793)
• « Остров Борнгольм» ( 1793)• « Юлия» (1796)
• « Марфа-посадница, или покорение Новагорода»,
повесть (1802)
• « Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)
• « Чувствительный и холодный» ( 1803)
• « Рыцарь нашего времени» ( 1803)
• « Осень» ( 1803)
В том же году выходит собрание сочинений Карамзина в
восьми томах. Это гигантский труд на литературном
поприще, принесший славу и автору, и его произведениям.
Очень трудно сделать какие-либо конкретные выводы по
количественному соотношению между прозой и поэзией
Карамзина, но по грубым подсчётам поэтических творений у
этого автора более трехсот, конечно, преимущество на
стороне поэзии, но зная великого Карамзина, всё-таки
хочется сделать вывод, что дело здесь, конечно же, не в
количестве, а в том, что в любом произведении мы можем
видеть отношение автора к тому, что родилось под его
пером.
Особым вниманием можно отметить стихи Карамзина,
написанные в стиле европейского сентиментализма. Она
кардинально отличалась от традиционной поэзии того
времени, поэзии воспитанной на одах Ломоносова и
Державина.
7стр.
На мой взгляд , особенно проникновенно стихотворение,
названное именем Алина
О дар, достойнейший небес,Источник радости и слёз,
Чувствительность! Сколь ты прекрасна,
Мила, - но в действиях несчастна!..
Внимайте, нежные сердца!
Эта история любви настолько понятна, настолько искренна,
что диву даёшься, что о ней повествует человек с мировым
именем и столь великой репутацией. Наверное, именно этим
и сумел Карамзин завоевать сердца и мысли миллионов
своих почитателей.
Жур. « Сто великих имён»№12,2011г.
Н.М.Карамзин. Сборник стихов. «Алина» стр.251
8стр.
В ходе своей исследовательской работы я столкнулась и с
деятельностью Карамзина – историка.Это случилось в феврале 1804 года, когда Карамзин
распрощался с « Вестником Европы» и начал новую для себя
жизнь историка. Ещё раньше он прибегал к созданию
исторических шедевров, но теперь он решил
систематизировать свою работу над « Историей государства
Российского».
Он и не подозревал о тех трудностях, которые встретятся на
пути его работы. Первоначально он планировал выпускать по
одному тому в год. Но будучи человеком добросовестным и
кропотливым, историограф не мог удовлетвориться тем, что
к тому времени было опубликовано. Ему пришлось связаться
с известными частными коллекционерами, а также и с
архивами.
Благодаря этому Карамзин получал большое число
необходимых ему материалов – в подлинниках и в копиях.
Кроме того у Николая Михайловича была целая группа
помощников, которые работали вместе с ним.
Тем не менее, трудности в этой работе имели место, и
времени для создания исторического шедевра понадобилось
намного больше, чем это предполагалось первоначально.
Двенадцать томов « Истории…» создавались почти половину
жизни самого автора.
В 1812 году работа была прервана, хотя и временно,
Отечественной войной. Сам Карамзин готов был сражаться в
московском ополчении и в последние мгновения перед
вхождением Наполеона в столицу, покинул город. 1813 год
Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в
Нижнем Новгороде. В Москву он возвратился в июне 1813года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то,
что при пожаре в Москве сгорела его
9стр.
библиотека. В 1816 году Николай Михайлович приехал в
Петербург просить
средств на издание первых восьми томов « Истории
государства Российского». При поддержке императриц
Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны Александр 1
удостоил писателя аудиенции, и результатом стала
публикация без цензуры написанных томов. « История…»
пользовалась огромным успехом, её тираж в то время
составлял три тысячи экземпляров, которые стремительно
разошлись после публикации.
Остаётся только ответить на вопрос: « Почему тридцати
семилетнему Карамзину, по возрасту достаточно почтенному,
когда трудно порывать с прежним образом жизни,
привязанностями, наконец, материальным благополучием,
пришло в голову « постричься в историки»?»
Ответ оказался очевидным. Карамзин ставил перед собой три
цели. Первую он сформулировал так: « Мудрость
человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь
кратковременна. Должно знать, какие мятежные страсти
волновали гражданское общество и какими системами
благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление,
чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и
даровать им возможное на земле счастье»iВторая цель изучения истории смыкается с тем, что писал на
сей счет М.В.Ломоносов: « История даёт государям примеры
правления, подданным – повиновения, воинам – мужества,
судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым –
сугубую твёрдость в советах». Карамзин продолжил эту
мысль, развил её, так как считал необходимостью знать
историю простолюдинов. А на вопрос о том, чем она полезна
рядовым жителям страны, ответил, что простых граждан
история « мирит с несовершенством видимого порядка
вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках,
« Вестник Европы» Москва 1808г. Стр8
стр10.
утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и
прежде бывали
подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не
разрушилось Николай Михайлович был последним учёным,
возлагавшим на историю утилитарную задачу изучения
опыта прошедших веков. Это стало третьей целью написания
великого исторического труда. Автор поставил перед
историей и эстетическую задачу, которая заключалась в том,
что история должна доставлять удовольствие, наслаждение,
она воскрешает мёртвых и их страсти. « Мы их слышим,
любим и ненавидим».
К Карамзину вместе с опубликованным произведением
пришла вторая слава. С 1818 года он признанный
историограф. Двенадцать томов прекрасных экскурсов висторию России, публика зачитывалась этим уникальным
художественным творением.
Ключевский В.О. Н.М. Карамзин// Исторические портреты.- М.,1991,-с.48
стр11.
Продолжая свои исследования, касающиеся творческого пути
Николая Михайловича Карамзина, я познакомилась с
удивительными работами его в области публицистики.
Первые упоминания на этот счёт можно отнести к 1787 году,
когда молодой Карамзин совместно с Александром Петровым
редактирует журнал «Детское чтиво». Кстати, я впервые
узнала о том, что Николай Михайлович писал детские сказки
и стихи.
Следующим опытом публицистики было начало издания «
Московского журнала». Это произошло в 1791 году, после
того, как Николай Карамзин вернулся из путешествия по
Европе. К работе в этом журнале ему удалось привлечьцелый ряд известнейших литераторов, включая Гаврилу
Державина, Михаила Хераскова, Василия Капниста, Семёна
Боброва. Но в большей степени здесь публиковались его
собственные сочинения, которые имели большой успех.
Два года спустя Николай Михайлович работает над
альманахом « Аглая», в котором долгое время оставался
основным автором. Не могу не совершить небольшой экскурс
в реформаторские начинания великого Карамзина, а именно
от него впервые были введены в литературу такие слова, как
« влюблённость», « утончённость», « мечтательность», «
развитие», «общественность» и многие другие , ставшие
теперь русскими в нашем словаре.
Ещё одним популярным детищем Карамзина стал журнал «
Вестник Европы», который начал выходить в свет в 1802
году. Журнал выходил два раза в месяц. Карамзин
вспоминал, что это был обременительный труд, однако был и
свой плюс в выпуске журнала: Карамзин имел возможность
Стр12.
свободно излагать свои идеи, которые появились у него к
началу нового
столетия. Многие из его воззрений казались
парадоксальными и
утопичными, но журнал « Вестник Европы» расходился очень
хорошо и быстро. Но вскоре сам автор решил, что чисто
журналистская деятельность его не устраивает. Возникла
мысль писать историю.Стр13.
Диаграмма. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. КАРАМЗИНАП
И
О
С
Э
Т
З
О
И
Р
Я
И
Я
П
Е
П
Р
Р
Е
О
В
З
О
А
Д
Ы
П
У
Б
Л
И
Ц
И
С
Т
И
К
А
.
.
Н
М
К
А
Р
А
М
З
И
Н
Стр14.
На самом деле трудно « вычислить» , в какой степени
Николай Михайлович был поэтом, прозаиком, историком,
потому что в ходе исследования я открыла для себя ещё и
реформаторские способности этого великого человека, а
также талант переводчика.Это незаурядная личность, заставившая меня по-иному
посмотреть и на русскую литературу в целом, и на
творчество самого Карамзина, в частности.
Стр15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг поняла,
как интересно устроено человеческое естество: чем больше
углубляешься в изучение того или иного предмета илиявления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться
до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убежден,
что творчество Николая Михайловича Карамзина можно
изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет.
Для себя я открыл такие великие запасы его произведений,
что неожиданно вспомнился весь программный материал
школы, связанный с изучением творчества этого человека и
захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому
интересен Карамзин и кто когда бы то ни было обращался к
его творческой деятельности.
ВЫВОД: Остаётся признать, что творчество Николая
Михайловича Карамзина в равной степени актуально и с
точки зрения истории, и с точки зрения литературы,
публицистики. Его великий талант принадлежал и до сих пор
принадлежит народу и России. И это является важным и
главным.
Стр16.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ:
1.В.Т. Башкирова « Русская историческая повесть первой
половины XIX века» М.,изд. « Правда» 1986г.
2.М.С. Вуколова « Русские поэты XIX века» М., «
Просвещение»1991г.
3.О.А. Лукьянченко. « Русские писатели»
( Библиографический справочник для школьников), Ростов-
на-Дону, « Феникс», 2009г.
4. Журнал « Наша история, 100 великих имён» № 12, 2010г.
5. «Библиотека поэта. Основана М.Горьким» Второе издание.,
Л., « Советский писатель» 1966г.
6.В.О. Ключевский Исторические портреты. М., « Правда»
1991г.
7. Ю.М. Лотман Колумб русской истории/ Карамзин Н.М.
Истрия государства Российского. Т.4
8. http/www. Yandex. ruСтр17.i
.