Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Оценка 5
Педсоветы
doc
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл +1
02.11.2018
данная статья является обобщением опыта работы с обучающимися при написании научно - исследовательских работ по химии, биологии и экологии. следствием является участие в различных мероприятиях школьного, районного, муниципального, краевого, всероссийского уровней. рассказываю как начинаю работать с детьми младшего возраста и до старшеклассников.выступление на педсовете
Научно-исследовательская деятельность как основной инструмент формирования эко культуры.doc
Научноисследовательская деятельность как основной инструмент
формирования экологической культуры.
«Природа не храм, а мастерская» утверждал герой знаменитого романа И.
С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к
окружающей среде. Забывая, что нельзя существовать без чистой воды и
чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас
задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий
мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из
основных условий существования современного общества является
воспитание экологической грамотности личности.
Еще недавно руководство проектной и исследовательской деятельностью
обучающихся было уделом энтузиастов. Теперь само государство обязывает
учителей (согласно федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования, утвержденному в 2010 году).
Реализация ФГОС в части экологического образования и воспитания
школьников является одним из необходимых условий и факторов
экологического развития России. Стандарт ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной
школы»):
осознано выполняющий правила здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его
среды (извл. из Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»).
Таким высоким требованиям,
предъявленным к каждому выпускнику основной школы,
можно
соответствовать, используя серьезную методическую поддержку, не только со
стороны методистов, важную роль играет самообразование, прошла:
Курс профессиональной переподготовки «Экология: теория и методика
преподавания в образовательной организации»
закончила не малое количество курсов повышения квалификации:
«Работа с одаренными детьми на уроках биологии»
«Экологическое образование воспитание школьников в контексте
ФГОС» «Проектная и исследовательская деятельность как способ
формирования метапредметных результатов обучения в условиях
реализации ФГОС»
"Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС".
В основной школе ключевые задачи связаны с формированием основ
экологической грамотности обучающихся, становлением экосистемной
грамотности обучающихся, становлением экосистемной познавательной
модели, рефлексивнооценочных умений – на этой основе – экологического
стиля мышления. Развивается рефлексия субъектам внутреннего плана своей
деятельности. Происходит становление субъекта нормативной структуры
учебной деятельности, способного и фактически готового к применению
универсальных учебных действий, предметных знаний и умений в разных
комбинациях адекватно решаемой экологической проблеме. В этом возрасте
накапливается опыт совместных ( с учителем и обучающимся) исследований
по проектированию экологически безопасной среды жизни; экологически
ориентированного учебного и социального позиционирования в жизненных
экологических сутуациях в качестве гражданина, представителя местного
сообщества,
конструирования
здоровьесберегающей коллективной и персональной образовательной среды.
Формируются ценные ориентации на устойчивое развитие.
потребителя,
члена
семьи,
Естественно – научные предметы направлены на воспитание у школьников
ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение
экосистемной познавательной модели и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качество
окружающей среды, осознания обучающимися значимости концепции
устойчивого развития.
Учебноисследовательская деятельность школьников может быть
представлена в нескольких видах.
На уроках применяю такие виды деятельности, как:
исследовательский метод как решение задач учениками с применением
таких элементов научного исследования как наблюдение, анализ фактов. В
частности, при изучении в курсе биологии растений и животных ученики
получают задания по наблюдению за растениями и животными, обитающими
на территории Хабаровского края (видеофрагменты, наблюдение за
домашними питомцами, экскурсии) При этом составляется экологическая характеристика наблюдаемых видов,
анализируется степень антропогенного воздействия, прогнозируется, как
могут эти виды существовать в дальнейшем.
Применяю учебный эксперимент, что позволяет ученикам освоить методику
планирования, проведения опытов, обработку и анализ результатов.
Например, при изучении темы «Грибы» в курсе биологии 5 класса ученики
могут провести эксперимент в домашних условиях и наблюдать прорастание
плесневых грибов на различных продуктах питания (хлеб, цитрусовые,
некоторые овощи) и сделать вывод о распространении плесневых грибов и
необходимости соблюдения правил гигиены питания.
Если говорить о видах исследовательской деятельности во внеурочное время,
то следует отметить:
1) подготовку и участие в олимпиадах по биологии, химии, экологии;
(участие в олимпиадах, повышает интерес к изучению экологии,
олимпиады носят не только соревновательный характер, но и
познавательный – после результатов олимпиады, ребята часто
спрашивают о своих ошибках, интересуются правильными ответами, не
только у меня, но и готовят развернутые ответы, выступая перед
сверстниками)
2) участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Эколята и
Молодые защитники помогают зимующим птицам», «Елка Эколят», «Бережем
планету вместе», «Зеленая Весна»
3) проведение круглых столов «Юные исследователи природы родного края»
4) написание творческих, исследовательских работ;
6) проведение экоуроков;
5) создание буклетов.
Свою деятельность, написание научно – исследовательских работ с ребятами,
начала в 2014 году. Ребята участвовали в районной и краевой НПК. Работа
«Определение аскорбиновой кислоты во фруктовых соках» заняла призовое
место в краевом этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ им.
В. И. Вернадского. Работа Федосова Артема, ученика 4 класса, «Прорастание
кресс – салата в разных почвах» в 2016 году заняла почетное 5 место во
Всероссийском конкурсе учебно – исследовательских экологических
проектов школьников «Человек на Земле». На протяжении 20162018 учебного года, было написано 4 исследовательских
работ с ребятами 811 классов:
Снег как индикатор окружающей среды
Экология моего села начинается с меня
Исследование свойств шоколада
Исследование свойств вредных продуктов питания.
Генетика моей родословной
Исследование кислотности хлебобулочных изделий
Модно, удобно или полезно?
Антропогенные факторы и их влияние на человека
«Динамика температуры воздуха в городе, поселке и предгорье
Хабаровского края», работа написана совместно с к.б.н. Мориной О. М.
Участвовали в школьном, районном, краевом, всероссийском конкурсах
исследовательских работ, занимая призовые места.
Нагуманова Елизавета с работой «Снег как индикатор окружающей среды»
стала победителем на школьном (НПК «Эврика»), призером районном (НПК
«Земля наш общий дом») и краевом (конкурс юных исследователей
окружающей среды») уровнях, призер Краевого этапа Всероссийского
национального юниорского водного конкурса, краевого этапа Всероссийского
конкурса исследовательских работ им. В. И. Вернадского, региональной
заочной научно – практической конференции «Шаг в будущее», призер XII
Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек на Земле»).
Елизавета в марте 2018 года участвовала во Всероссийской очной НПК
«Вода – источник жизни на Земле» в г. Санкт – Петербурге, где заняла
почетное первое место.
Кроме Елизаветы, в НПК «Вода – источник жизни на Земле» участвовали еще
две ученицы нашей школы, с работами, написанными совместно с к.б.н.
Мориной О. М. и методистом ЦДТ Тарасовой Л. С., где заняли также первые
места в разных секциях.
Боярова Мария с работой «Экология моего села начинается с меня», также
участвовала в школьном (НПК «Эврика»), районном (НПК «Земля наш общий
дом») занимала призовые места, является участницей краевого этапа
Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В. И. Вернадского, региональной заочной научно – практической конференции «Шаг в будущее»,
призер XII Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек на
Земле»), победитель акции «Экологический урок «Сделаем вместе» от партии
«Единая Россия», была награждена путевкой в международный центр
«Артек». Я, как куратор, акции в образовательной организации, стала
победителем на федеральном уровне, вошла в список 200 лучших кураторов –
победителей в данной номинации.
С каждым годом улучшаются результаты участия членов объединения
«Друзья природы» в научно – практических конференциях. Постоянно
повышается уровень творческих работ, расширяется тематика исследований.
Следует отметить такой немаловажный фактор как преемственность. Уже с 5
класса мои подопечные постигают азы исследовательской и поисковой
работы. Переходя из класса в класс, дети обогащают свой запас знаний в
области исследования и включаются в активное творчество, достигая при
этом высоких результатов.
Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.