Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Оценка 5

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Оценка 5
Педсоветы
doc
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл +1
02.11.2018
Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
данная статья является обобщением опыта работы с обучающимися при написании научно - исследовательских работ по химии, биологии и экологии. следствием является участие в различных мероприятиях школьного, районного, муниципального, краевого, всероссийского уровней. рассказываю как начинаю работать с детьми младшего возраста и до старшеклассников.выступление на педсовете
Научно-исследовательская деятельность как основной инструмент формирования эко культуры.doc
Научно­исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры.  «Природа не храм, а мастерская» ­ утверждал герой знаменитого романа И. С.   Тургенева   «Отцы   и   дети».   Именно   так   долгое   время   мы   относились   к окружающей   среде.   Забывая,   что   нельзя   существовать   без   чистой   воды   и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир   оставался   благоприятным   и   безопасным   для   человека.   Одним   из основных   условий   существования   современного   общества   является воспитание экологической грамотности личности. Еще   недавно   руководство   проектной   и   исследовательской   деятельностью обучающихся было уделом энтузиастов. Теперь само государство обязывает учителей   (согласно   федеральному   государственному   образовательному стандарту   основного   общего   образования,   утвержденному   в   2010   году). Реализация   ФГОС   в   части   экологического   образования   и   воспитания школьников   является   одним   из   необходимых   условий   и   факторов экологического   развития   России.   Стандарт   ориентирован   на   становление личностных   характеристик   выпускника   («портрет   выпускника   основной школы»):     осознано   выполняющий   правила   здорового   и   экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды   (извл.   из   Приказа   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   №   1897   «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта основного   общего   образования»).   Таким   высоким   требованиям, предъявленным   к   каждому   выпускнику   основной   школы,   можно соответствовать, используя серьезную методическую поддержку, не только со стороны методистов, важную роль играет самообразование, прошла:  Курс профессиональной переподготовки «Экология: теория и методика преподавания в образовательной организации» закончила не малое количество курсов повышения квалификации:   «Работа с одаренными детьми на уроках биологии»  «Экологическое   образование   воспитание   школьников   в   контексте ФГОС»  «Проектная   и   исследовательская   деятельность   как   способ формирования   метапредметных   результатов   обучения   в   условиях реализации ФГОС»    "Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС". В   основной   школе   ключевые   задачи   связаны   с   формированием   основ экологической   грамотности   обучающихся,   становлением   экосистемной грамотности   обучающихся,   становлением   экосистемной   познавательной модели, рефлексивно­оценочных умений – на этой основе – экологического стиля мышления.  Развивается рефлексия субъектам внутреннего плана своей деятельности.   Происходит   становление   субъекта   нормативной   структуры учебной   деятельности,   способного   и   фактически   готового   к   применению универсальных   учебных   действий,   предметных   знаний   и   умений   в   разных комбинациях адекватно решаемой экологической проблеме. В этом возрасте накапливается опыт совместных ( с учителем и обучающимся) исследований по   проектированию   экологически   безопасной   среды   жизни;   экологически ориентированного   учебного   и   социального   позиционирования   в   жизненных экологических   сутуациях   в   качестве   гражданина,   представителя   местного сообщества, конструирования здоровьесберегающей коллективной и персональной образовательной среды. Формируются ценные ориентации на устойчивое развитие. потребителя, члена       семьи,   Естественно – научные предметы направлены на воспитание у школьников ответственного   и   бережного   отношения   к   окружающей   среде,   овладение экосистемной   познавательной   модели   и   ее   применение   в   целях   прогноза экологических   рисков   для   здоровья   людей,   безопасности   жизни,   качество окружающей   среды,   осознания   обучающимися   значимости   концепции устойчивого развития. Учебно­исследовательская   деятельность   школьников   может   быть представлена в нескольких видах.  На уроках применяю такие виды деятельности, как:  ­исследовательский   метод   ­   как   решение   задач   учениками   с   применением таких элементов научного исследования как наблюдение, анализ фактов. В частности,   при   изучении   в   курсе   биологии   растений   и   животных   ученики получают задания по наблюдению за растениями и животными, обитающими на   территории   Хабаровского   края   (видеофрагменты,   наблюдение   за домашними питомцами, экскурсии) При этом составляется экологическая характеристика наблюдаемых видов, анализируется   степень   антропогенного   воздействия,   прогнозируется,   как могут эти виды существовать в дальнейшем.  Применяю учебный эксперимент, что позволяет ученикам освоить методику планирования,   проведения   опытов,   обработку   и   анализ   результатов. Например, при изучении темы «Грибы» в курсе биологии 5 класса ученики могут провести эксперимент в домашних условиях и наблюдать прорастание плесневых   грибов   на   различных   продуктах   питания   (хлеб,   цитрусовые, некоторые овощи) и сделать вывод о распространении плесневых грибов и необходимости соблюдения правил гигиены питания.  Если говорить о видах исследовательской деятельности во внеурочное время, то следует отметить: 1) подготовку   и   участие   в   олимпиадах   по   биологии,   химии,   экологии; (участие   в   олимпиадах,   повышает   интерес   к   изучению   экологии, олимпиады   носят   не   только   соревновательный   характер,   но   и познавательный   –   после   результатов   олимпиады,   ребята   часто спрашивают о своих ошибках, интересуются правильными ответами, не только   у   меня,   но   и   готовят   развернутые   ответы,   выступая   перед сверстниками) 2) участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Эколята и Молодые защитники помогают зимующим птицам», «Елка Эколят», «Бережем планету вместе», «Зеленая Весна» 3) проведение круглых столов  «Юные исследователи природы родного края» 4) написание творческих, исследовательских работ; 6) проведение экоуроков; 5) создание буклетов. Свою деятельность, написание научно – исследовательских работ с ребятами, начала в 2014 году. Ребята участвовали в районной и краевой НПК. Работа «Определение аскорбиновой кислоты  во фруктовых соках» заняла призовое место в краевом этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Работа Федосова Артема, ученика 4 класса, «Прорастание кресс – салата  в разных почвах» в 2016 году заняла почетное 5 место во Всероссийском   конкурсе   учебно   –   исследовательских   экологических проектов школьников «Человек на Земле». На протяжении 2016­2018 учебного года, было написано 4 исследовательских работ с ребятами 8­11 классов:  Снег как индикатор окружающей среды  Экология моего села начинается с меня  Исследование свойств шоколада  Исследование свойств вредных продуктов питания.   Генетика моей родословной  Исследование кислотности хлебобулочных изделий  Модно, удобно или полезно?  Антропогенные факторы и их влияние на человека  «Динамика   температуры   воздуха   в   городе,   поселке   и   предгорье Хабаровского края», работа написана совместно с к.б.н. Мориной О. М. Участвовали   в   школьном,   районном,   краевом,   всероссийском   конкурсах исследовательских работ, занимая призовые места. Нагуманова Елизавета с работой «Снег как индикатор окружающей среды» стала победителем на школьном (НПК «Эврика»), призером районном (НПК «Земля   наш   общий   дом»)   и   краевом   (конкурс   юных   исследователей окружающей   среды»)   уровнях,   призер   Краевого   этапа   Всероссийского национального юниорского водного конкурса, краевого этапа Всероссийского конкурса   исследовательских   работ   им.   В.   И.   Вернадского,   региональной заочной научно – практической конференции «Шаг в будущее», призер  XII Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек на Земле»).   Елизавета   в   марте   2018   года   участвовала   во   Всероссийской   очной   НПК «Вода   –   источник   жизни   на   Земле»   в   г.   Санкт   –   Петербурге,   где   заняла почетное первое место. Кроме Елизаветы, в НПК «Вода – источник жизни на Земле» участвовали еще две   ученицы   нашей   школы,   с   работами,   написанными   совместно   с   к.б.н. Мориной О. М. и методистом ЦДТ Тарасовой Л. С., где заняли также первые места в разных секциях. Боярова Мария с работой «Экология моего села начинается с меня», также участвовала в школьном (НПК «Эврика»), районном (НПК «Земля наш общий дом»)   занимала   призовые   места,   является   участницей   краевого   этапа Всероссийского   конкурса   исследовательских   работ   им.  В.   И.  Вернадского, региональной заочной научно – практической конференции «Шаг в будущее», призер  XII  Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек на Земле»), победитель акции «Экологический урок «Сделаем вместе» от партии «Единая   Россия»,   была   награждена   путевкой   в   международный   центр «Артек».   Я,   как   куратор,   акции   в   образовательной   организации,   стала победителем на федеральном уровне, вошла в список 200 лучших кураторов – победителей в данной номинации. С   каждым   годом   улучшаются   результаты   участия   членов   объединения «Друзья   природы»   в   научно   –   практических   конференциях.   Постоянно повышается уровень творческих работ, расширяется тематика исследований. Следует отметить такой немаловажный фактор как преемственность. Уже с 5 класса   мои   подопечные   постигают   азы   исследовательской   и   поисковой работы.  Переходя  из  класса  в класс,  дети  обогащают   свой  запас   знаний  в области   исследования   и   включаются   в   активное   творчество,   достигая   при этом высоких результатов.

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры

Научно - исследовательская деятельность как основной инструмент формирования экологической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018