Научно-исследовательская работа
Оценка 4.7

Научно-исследовательская работа

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
10 кл
10.02.2017
Научно-исследовательская работа
"Что такое счастье?"Работа написана на основе сравнительно-сопоставительного метода. В ней были использованы следующие источники: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» И.Л.Резниченко, «Словарь русских синонимов и сходных с ним выражений» Абрамова Н., «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, книга «Русские народные загадки,пословицы и поговорки» и др.
Анжела.docx
Содержание 1. Введение…………………………………………………………………..3­4 2. Значение и происхождение слова «счастье»……………………………5­6 3. Фразеологизмы………………………………………………………….......7 4. Пословицы и поговорки…………………………………………………….8 5. Слово «счастье» в отрывках художественных произведений………..9­13 6.Анкетирование……………………………………………………………...14 7. Заключение……………………………………………………………...…15 8. Литература……………………………………………………...………….16        1. Введение. Русский язык ­ язык очень интересных слов и по происхождению, и по значению. Слова бывают короткие и длинные, веселые и грустные. Для исследования было выбрано слово «счастье», потому что оно нежное, манящее к себе, и хочется разгадать его тайну. Чтобы сделать это, была определена цель работы: изучить значение, происхождение слова «счастье» и понять его содержание. Для этого были поставлены следующие задачи: рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»; выяснить понимание этого слова у людей разных поколений; найти произведения, в которых затрагивалось бы понимание счастья; выяснить,  есть   ли  слово  «счастье»   в  русских  пословицах   и  поговорках, фразеологизмах. Объект исследования: лексика Предмет исследования: слово «счастье» Были использованы следующие методы теоретического исследования: метод   изучения   специальной   и   художественной   литературы,   а   также средств интернета; метод опроса; метод анализа собранного материала; Работа написана на основе сравнительно­сопоставительного метода. В ней были использованы   следующие   источники:   «Словарь   русского   языка»   С.И.Ожегова, «Орфоэпический   словарь   русского   языка»   И.Л.Резниченко,   «Словарь   русских синонимов   и   сходных   с   ним   выражений»   Абрамова   Н.,   «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, книга «Русские народные загадки,пословицы и поговорки» и др. Проделав работу, я выяснила, что «счастье» ­ это важная часть нашей жизни, которая волновала людей в разные времена. Само понятие этого слова меняется в зависимости от возраста человека, его культуры, социальных условий. Поэтому данная тема на самом деле является актуальной и сейчас. 2. Значение и происхождение слова «счастье». Так   что   же   значит   слово   счастье?   C.И.   Ожегов   в   своем   «Словаре   русского языка» дает такое значение этому слову: Счастье, ­я,ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное счастье. 2. Успех, удача. Ему во всем счастье . ­ к счастью или на счастье, или по счастью, вводн.сл. ­ выражает удовлетворение по поводу чего­нибудь. В орфоэпическом словаре И.Л.Резниченко я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи. Счастье (щ), непр. произн. счасье . Поэтому понятно, почему многие школьники делают в нём ошибку: написание не соответствует произношению. Какие же синонимы есть у этого слова? Об этом мы узнаем из словаря русских синонимов   и   сходных   по   смыслу   выражений   Н.Абрамова.   К   нему   близки   по значению   такие   слова:   благополучие,   благоденствие,   благодать,   блаженство, победа,   удача,  успех,   случай.   Но   у   этого   слова   есть   и  антонимы:   беда,  горе, несчастье. Счастье ­ это небольшое слово. Оно состоит из корня и окончания и является основой для образования очень разных слов:           счастливый счастливчик счастливо счастливица счастливец несчастливый пресчастливый осчастливить осчастливливать посчастливиться О словообразовании этого слова я узнала в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова. Как же произошло слово? Счастье ­ это общеславянское слово. Оно образовано с помощью   приставки  съ­  (  в  значении  «  хороший» )   и  суффикса  ­и­ от  часть. Буквально­ « хорошая часть, доля». Какова же этимология этого слова? Об этом нам рассказывает словарь Фасмера. Происходит   от   праслав.   ,   от   кот.   в   числе   прочего   произошли:   церк.­слав. «причастный»,   русск.   счастье,   укр.   щ стя   ср.   р.;   др.­чешск.   ščěstie,   чешск. ьь «счастье»,   «»,   словацк.   ,   šťаstný,   польск.   .   Праслав.   *sъčęst je   объясняют   из *sъ­ : др.­инд. su­ «» + *čęstь «», т. е. «хороший удел». По мнению этимолога Бернекера,   сч стье   ­   первонач.   «доля,   совместное   участие»   (:   съ).   Эта этимология несомненна для поздн. церк.­слав. съч стьнъ «причастный». ѧ аа аа 3. Фразеологизмы. Слово счастье и его производные вошли в ряд фразеологизмов: попытать счастья ­ предпринять попытку осуществления планов; родиться под счастливой звездой ­ быть удачливым во всем, везучим; счастливо оставаться ­ пожелание счастья уходящим или уезжающим; счастливые часов не наблюдают (из "Горя от ума" А. С. Грибоедова) Фраза   употребляется   в   прямом   смысле   ­   когда   человек   счастлив,   течение времени для него совершенно не важно. Но при этом, почему то, время в такие мгновения течет до неприличия быстро. счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые (Ф. И. Тютчев). 4. Пословицы и поговорки. В   книге   «Русские   народные   загадки,   пословицы   и   поговорки»   были   найдены следующие изречения русского народа с этим словом: Для счастья ума не надо. На счастье грех роптать. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло. Нового счастья ищи, а старого не теряй. Правда хорошо, а счастье лучше. Со счастьем клад наберешь, без счастья и гриба не найдешь. Счастливому везде счастится. Счастье без ума ­ дырявая сума. Счастье ­ вольная пташка: где захотело, там и село. Счастье лучше богатства. Счастье придет и на печи найдет. У кого хлебушко, у того и счастье. У кого счастье, тому и лето теплое. Счастью не верь, а беды не пугайся. Счастье пытать ­ все потерять. За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.                       Счастье всегда на стороне отважных. Можно   сделать   вывод,   что   понятие   «счастье»   имеет   историческое   значение. Люди задумывались о счастье давно, о чем свидетельствует устное народное творчество. 5. Слово «счастье» в отрывках художественных произведений. О смысловом содержании слова «счастье» рассуждали многие писатели т поэты в своих произведениях. Вот некоторые из них: 1.« Бедные богатые» ( японская сказка) ­ Какое это счастье ­ иметь так много денег! ­ Да что ты, ­ отвечает богач,­ какое же это счастье!? Я вот подумал, что самый богатый   человек   в   нашей   деревне   ты!   У   тебя   целых   два   богатства:   первое­ здоровье, второе­ дети. А у меня только деньги. Какой же я богач? А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье ­ дети да здоровье. ­ Счастливо мы свою жизнь прожили,­ решили старики. 2. « Дуракам счастье» ( вьетнамская сказка) Родители рассердились на сына и не позволили ему больше торговать. Парень сам понял ошибку и повесил голову, не зная, чем покрыть убыток. А потом в сердцах   схватил   ножи   и   давай   рубить   тыквы   (   пять   лошадей   он   поменял   на восемь   тыкв),   чтобы   отвести   душу.   И   тут   из   одной   тыквы   посыпалось   много золота. Недаром говорят: дуракам счастье! 3. Г. Тукай . «Счастливый ребенок» ( перевод Р.Морана) Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен, Чтит учителя и помнит все , что на задал он; По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок, Не шалит и не играет, коли ждет его урок. К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед, Не смеется над несчастным, слабым руку подает. 4. Каюм Насыйри. Наставление тридцать девятое. Деньги нужны для того, чтобы спокойно прожить жизнь, а не для того, чтобы копить их. Когда одного мудреца спросили: « Как ты понимаешь счастье доброе и счастье   злое?»   ,  он   ответил:  «Доброе   счастье  бывает   воздержанным,  всегда помнит друзей, оно благочестиво, малословно… безгрешно, поклоняется святым Щедро,   милосердно.   А   злое   счастье?   Это   стяжательство, учтиво. невоздержанность,   болтливость…лукавство,   бессердечие,   жадность;   оно забывает, что жизнь не вечна.» О сын мой, это хороший урок для тебя: стремись к доброму счастью и берегись злого; цель перечисления признаков доброго счастья была в том, чтобы сделать тебя по­ настоящему счастливым. 5.Философские сказки. В.М.Лизинский А как же счастье? Я все ждал, когда, идя по ниточке лесного ручья, я выйду на светлую, легкую и зеленую   поляну   и   увижу   среди   цветов,   и   услышу   среди   щебета   птиц   легкий привкус твоих шагов. Я все ждал чуда и надеялся, что в холоде дикой и насмешливой жизни вдруг зазвенит   перекличка   свирели   и   медной   трубы,   и   лес,   и   сердце   наполняется неповторимым чувством восторга. Я все ждал, что, вытерев утренней травой лицо, я разброшу руки и упаду лицом в траву и, задохнувшись от запаха разнотравья, я буду шептать: «Просто встань и иди, просто освободись от гордыни и достойно делай свое дело, просто услышь несравненные голоса природы, просто живи». И выкрикну я: «А как же счастье?» И   ответят   небеса:  «   Счастье   ­   это   вера,   счастье­   это   надежда,   счастье­   это любовь». 6. Навстречу собственной судьбе Э. Асадов Что же такое счастье? Одни говорят ­ это страсти, Карты, вино, увлечения­ Все острые ощущения. Другие видят, что счастье В окладе большом и власти В глазах секретарши плененных, В трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье­ Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживаний. По мнению четвертых, это­ С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Есть и такое мнение, Что счастье ­ это горение, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета. А счастье, по­ моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека­ В зависимости от человека. 7. Короленко В.Г. Парадокс. Главный герой, калека от рождения, пишет на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Он считает «главными основными чертами закона   жизни   ­   добро   и   счастье»,   а   «общий   закон   жизни   есть   стремление   к счастью». 8. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Ф.М.Достоевский писал: «Счастье не в счастье, а в его достижении…» Главные герои сказа ­ простые люди, для которых счастье в мастерстве. Только честность, добросовестность, умелость открывают тайники Медной горы. 9. Грин А. Алые паруса. Как стать счастливым, каждый человек решает по­своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд? Есть   на   свете   не   меньшие   чудеса:   улыбка,   веселье,   прощение   и   вовремя сказанное, нужное слово. Мы должны думать о других, потому что это приносит счастье и радость самому себе и окружающим. Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта. А Грин своей повестью­сказкой говорит, что нужно верить своей мечте, нужно делать чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому что « стараясь думать о счастье других, мы находим свое собственное.» (Платон) 10.Чехов А.П. Крыжовник. « Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину,­ и все обстоит благополучно». « Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой». « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда­ болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Можно   сделать   вывод,  что   вопрос   понимания   счастья   затрагивался   в   разных литературных произведениях 6. Анкетирование. Проведено  небольшое  анкетирование  среди  учеников  5,7   классов и  учителей. Был   задан   вопрос:   «В   чем   заключается   счастье?»   Полученные   результаты систематизированы в таблице. Класс Количество Ответ 5 6 Счастье ­ это подарки Счастье ­ это каникулы Счастье ­ когда все хорошо 7 12 Счастье ­ это семья, радость. Счастье ­ когда все получится. Счастье ­ много друзей. Счастье ­ хорошие понимающие родители. Учителя 6 Счастье ­ благополучие в семье, успехи на работе. Счастье ­ это здоровье. Счастье ­ рождение долгожданного внука. Счастье ­ хорошая заработная плата. Опрос   показал,   что   понимание   счастья   у   взрослых   заключается   в   семейном благополучии, здоровье близких, успехах на работе. Для них и деньги являются источником   счастья,   а   для   этого   нужен   профессиональный   успех,   любимая работа, это один из путей к достижению счастья. Ученикам обязательно необходим повод для счастья. Анализируя их ответы, я сделала   вывод,   что   счастье   у   большинства   детей   ассоциируется   со   словом «радость», а ее им приносят родители своей заботой, подарками на праздник. Некоторые ребята счастье соотносят со временем, когда всё хорошо. 7. Заключение Счастье   ­   это   особое   слово,   на   протяжении   веков   оно   приковывало   к   себе внимание.   Это   уникальное   чувство   человека,   в   результате   которого   он испытывает   приятное,   желанное,   полезное.   Такие   ощущения   и   являются сущностью   счастья,   носят   положительный   характер   и   наполняют   людей энергией, силой. В результате моего исследования было доказано, слово «счастье» у людей всех поколений ассоциируется со словом «радость», связывается с успешностью. У взрослого   поколения   на   первом   месте   семья,   здоровье,   работа,   достаток.   У младшего ­ любовь родителей, подарки. Свою работу хочется закончить синквейном. Счастье. Долгожданное, теплое. Ждать, искать, беречь. Надо быть счастливым ­ Радость. Литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. ­ М., 2007 год. Асадов Э. Что же такое счастье?: Стихотворения. ­ Татарское книжное издательство, 2011 год. Бажов П.П. Малахитова шкатулка. ­ М., 1980 год. Грин А. Алые паруса. ­ М., 1985 год. Короленко В.Г. Собрание сочинений. Т.2. Повести и рассказы. ­ М., 1954 год. Львов   М.Р.   Словарь   антонимов   русского   языка.   (Электронная   версия, «Грамота РУ»), 2002 год. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. ­ М., 2007 год. 8. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. ­ М., 2007 год. 9. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. ­ М., 1990 год. 10. Тихонов   А.Н.   Школьный   словообразовательный   словарь   русского   языка. М.­ 1991 год. 11. Тукай Г. Счастливый ребенок: стихи. ­ Татарское книжное издательство, 2011 год. 12. Фасмер   М.   Этимологический   словарь   русского   языка   (Электронная версия). 

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017