Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
8 кл—9 кл
25.01.2019
Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».
Биография писателя – необъятный материал для научно-исследовательской и проектной работы. Каждый раз, открывая все новые и новые факты жизни того или иного писателя, мы углубляемся в эпоху, в которую творил поэт. Мы переосмысливаем произведения, мысленно свяывая его с всплывающими фактами. Для исследовательской работы я выбрал творчество и биографию М.Ю Лермонтова, т.к. считаю, что его пребывание на Кавказе сыграло важную роль не только в жизни, но и в выборе творческого направления его произведений.
Зайтов,Лермонтов и Кавказ.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 им.Героя России Заура Джибилова г.Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия­Алания Общероссийский инновационный проект «Моя Россия» Всероссийский конкурс научно­исследовательских и творческих работ «Литературная Россия» Тема: «М.Ю. Лермонтов и Кавказ». Автор работы ­  Зайтов Арсен Леонидович  8 «А» класс МКОУ СОШ №6 г.Беслана Руководитель работы –  Марзоева Анна Николаевна Содержание Введение Глава1. Лермонтов и Кавказ. 1.1. Первые впечатления Лермонтова о Кавказе. 1.2. Образ Кавказа в творчестве Лермонтова. 1.3. Лермонтов в Осетии. 1.4. Лермонтов  и Пятигорск. Глава   2.   Изображение   жизни   горцев   северного   Кавказа   в   литературном творчестве М. Ю. Лермонтова.          2.1. «Черкесы» 2.2. Поэма «Кавказский пленник». 2.3.  Поэма «Мцыри». 2.4. «Кавказские картины Лермонтова» Заключение Список литературы Введение Биография   писателя   –   необъятный   материал   для   научно­ исследовательской   и   проектной   работы.   Каждый   раз,   открывая   все   новые   и новые   факты   жизни   того   или   иного   писателя,   мы   углубляемся   в   эпоху,   в которую творил поэт. Мы переосмысливаем произведения, мысленно свяывая его с всплывающими фактами.  Для исследовательской работы я выбрал творчество и биографию М.Ю Лермонтова, т.к. считаю, что его пребывание на Кавказе сыграло важную роль не только в жизни, но и в выборе творческого направления его произведений.  Разбирая творчество Лермонтова,  знаменитый критик Белинский отмечал громадную роль в судьбе поэта, которую сыграл Кавказ. «Юный поэт заплатил полную   дань   волшебной   стране,   поразившей   лучшими,   благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не   отблагодарил   Кавказ   за   дивные   впечатления   его   девственно­величавой природы, как Лермонтов».  В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой проходящей видимо или невидимо через всю судьбу поэта. Этот интерес был обусловлен несколькими причинами. Поэт бывал в этих краях неоднократно, начиная с детских лет. Он провел здесь почти три   года   в   первую 1837   г. и   вторую 1840–1841   гг. ссылку.   И   на   Кавказе   он трагически закончил свою короткую жизнь. Исследуя биографию  и творчество писателя,   мы ставили  перед собой следующие цели: 1.  Раскрыть тему и роль Кавказа в творчестве писателя 2.     Рассмотреть   творческий   подход   Лермонтова     к   использованию   местного колорита в произведениях.  3.     Показать   мастерство   Лермонтова   не   только   как   писателя,   но   и   как художника 4.Показать   познавательное,   идейно­воспитательное,   эстетическое   значение кавказской тематики 5.  Воспитать интерес к поисково­исследовательской работе, к работе с научно­ популярной литературой. Глава1. Лермонтов и Кавказ. 1.1. Первые впечатления Лермонтова о Кавказе. Ещё   совсем   мальчиком,   вместе   с   бабушкой   он   посетил   имение   сестры бабушки Екатерины Арсентьевны Столыпиной. Маленький мальчик ­ему только исполнилось   четыре   года,   потерявший   мать   приезжал   на   минеральные   воды, которые славились своей богатырской силой три раза в 1818, 1820 и 1825 годах. Неведомая ранее природа, экзотические одежды горцев, первая любовь — всё это позднее ярко переплелись в его творчестве. Вспоминая девочку, которую он увидел в 10 лет, поэт пишет:«О!Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!» Кавказские впечатления ­каждый горец вооружен кинжалом и совершенно не похож на забитых крепостных, которых поэт насмотрелся в имении бабушки, могучие   водопады,   горы,   все   это   сопровождало   его   всю   жизнь.   Судьба   так распорядилась, что прапорщик Лермонтов, за «предерзостные стихи»: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!.. Это   он     «свете», и,   в   особенности   за   стихотворение   «На   смерть   поэта»,   был   сослан   в называемом   пишет о   так   Нижегородский   драгунский   полк,   который   вел   боевые   действия   на   Кавказе. Именно   в   этот   период   в   сознании   поэта   Кавказ   ассоциируется   с   «жилищем вольности   простой»,   которое   противопоставляется   «стране   рабов,   стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов». Лермонтов пишет: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...». 1.2. Образ Кавказа в творчестве Лермонтова. Образ Кавказа встречается в лирике Державина, Пушкина – он впервые в русской поэзии воплотил тему Кавказа не по чужим рассказам, а опираясь на собственные   впечатления.   Пушкина   «Кавказский   пленник»   служил   юному Лермонтову   известный   образцом   в   поэмах   1828   г.   «Черкесы»,   «Кавказский пленник». Он сознательно здесь подражает любимым поэтом и прежде всего Пушкиным. Судьба сделала так, что именно Кавказ разбудил в нем наиболее яркие впечатления детства. 1825 г. лето – пробуждает первые любовные мечты:  О! Сия минута первого беспокойства страстей, До могилы. Сливаясь   с   поэтичным   восприятием   природы   Кавказа,   которая гармонировала   с   романтической   направленностью   раннего   творчества Лермонтова, в посвящении к поэме «Аул Бастунджи» Лермонтов называл себя сыном Кавказа. Природа горного края «жилице вольности простой» противостоит «неволе душных городов»,  «стране рабов , стране господ и голубых мундиров». Образ Кавказа сложился у Лермонтова под влиянием вольнолюбию мотивов русской поэзии 20­х гг.  В 1837 г. Лермонтов был сослан на Кавказ за стихи «На смерть Пушкина». В это время он прибыл в Дарьяльском ущелье. Об историческом значении и романтической живописности Дарьяльского ущелья писали много литераторов и географов разных стран и имен. Грибоедов восхищался его героичным величием, Пушкин   сравнивал   с   картинами   Рембранта.  Красота   воспета   Лермонтовым   в «Демоне»   и   «Дарах   Терека».   С   замком   царицы   Тамары   связано   множество легенд, используемых Лермонтовым в балладе «Тамара».  Заболев   по   дороге,   он   из   Ставраполя   поехал   в   Пятигорск   и   до   осени лечился   на   водах.   Затем   командирован   в   отряд   Вельяминова,     проехав   всю кавказскую линию. По всей линии были расположены казачьи войска. Лермонтов изъездил всю линию от Кизляра до Тамани. В 1840 г. он принимал участие в военных действиях на левом фланге в отряде генерала Галафива, стаявшем в крепости Грозой. В октябре 1839 г. он отправился в Грузию, где в Карагаче  стаял его полк, а в декабре покинул полк и Грузию. 1.3. Лермонтов в Осетии. Рисунок   этот   исследователи   признали   подлинной   работай   поэта.   При первой публикации ему дали названия «Дарьяльское ущелье с замком Тамары», а   далее   подали   как   «Дарьяльское   ущелье».   На   рисунке   изображен   осетин, идущий на арбе, запряженной быками, рядом  маленькая осетинская мельница, вдали другая. Полковник   Ракович   известен   литературоведам,   как   владелиц лермонтовских документов. С 21 сентября 1921 г., когда коллекция Раковичей стала собственностью института, до 19 января 1922 года Семенов кропотливо изучал   документы:   черновой   журнал   военных   действий   отряда   генерал­ лейтенанта  Ралафива  краткое   описание  действий  кавалерии  отряда  на  левом фронте   Кавказской   линии,   формулярный   список   Лермонтов;   медицинское свидетельство,   выданное   поэту   лекарем   Пятигорского   военного   госпиталя Барклаем де Толи и др. Среди документов Семенов не нашел автографов поэта, лишь   на   одном   рапорте   от   13   июня   1841   г.   была   обнаружена   подпись Лермонтова. Но зато каждая строчка говорила что­то новое, неизвестное прежде биографами. Сименов установил, что «журнал военных действий» генерала Галафеева велся восемью разными почерками, среди них ни одного, похожего на подчерк поэта,   но   самое   главное,   что   молодой   ученый   выявил   двадцать   новых   дат, уточняющих биографию поэта, среди них была одна – 9 мая –которая разрешила спорный в лермонтоведении вопрос – приезда поэта на Кавказ и отпуска в 1840 г. . Так, благодаря Раковичу, профессору Гатуеву, ученому секретарю института краеведение   Семенову   дело   о   поручике   Тенгинского   полка   не   затерялось   в пыльных архивах. Однажды среди припасов по войскам Кавказской линии и черномории, в которых то и дело мелькали знакомые фамилии из окружения поэта, встретился и такой: «№ 17 от мая 4­го дня 1840 года. По кавалерии переводится лейб­ гвардии из гусарского полка поручик Лермонтов в Тенгинский полк, тем же чином». Хотя находка не внесла новых данных в биографию поэта, мы увидели подлинный приказ, подписанный генералом­ адьютантомГраббе. О   том,   что   Лермонтов   в   романе   «Герой   нашего   времени»   придал отдельным   героям   черты,   «восходящие   к   конкретным   лицам»,   писали неоднократно.   На   страницах,   посвященные   Владикавказу   мы   встречаем упоминание о некоем полковнике Н… В   этом   полковнике   А.   П   Шан­Гирей   и   профессор   Висовотов   узнали коменданта Владикавказской крепости полковника Нестерова Петра Петровича. Нестеров   представляет   для   нас   интерес   как   личность   из   владикавказского окружения Лермонтова, с которым поэт, безусловно, встречался в крепости во время ожидания в оказии. Когда читаешь Лермонтова, не перестаешь удивляться точности описания кавказских мест в «Герое нашего времени». Откроем   предложение   «Наш   должно   было   спускаться   еще   верст   5   по обледеневшим сказал и тонкому снегу, чтоб достигнуть станции Коби … После многих   хлопот,   добрались   до   скудного   приюта,   состоявшего   из   2­х   саклей, сложенных из плит и булыжника и обведенных такою же стеною. Оборванные хозяева приняли нас радушно. Я после узнал, что правительство им платит и кормит   их   с   условием,   чтоб   они   принимали   путешественников,   застигнутых бурею, ­ Все к лучшему! ­ сказал я, присев у огня, ­ теперь вы мне доскажите вашу историю про Бэлу; я уверен, что этим не кончилось… Действительно, через некоторое время Максим Максимыч начал: «Славная была девочка­ это Бэла!» А остановились Максим Максимович и автор» героя в доме Бидаровых. Вот так это удалось установить. В горах Центрального Кавказа есть белоснежный скалистый пик. Джимарахох ­ самая   высокая   вершина   Осетии.   С   северной   стороны   вершины   расположено селение Даргавская Джимара, а на южных склонах Джимара Трусовская. В этих местах еще помнят выселенный из Трусовской Джимары осетин, Татий Боцоев принял новую фамилию Бидаров. Татий   Бидаров   стал   главным   хозяином   мест   называющих   в   народе Кайшаурскими   (Крестовая   гора).   Грузинские   цари   платили   ему   ежегодно жалование 25 рублей и выдавали пшеницу и ячменя за это он принимал в двух хижинах путников, застигнутых во время метелей. Он звонил в колокол, на звук которого ориентировались путники.  Постоянное жительство в этом районе Бидаровых сказалось на местной топонимии. Так река Урсдон стала в русских документах значиться Байдарой. Имением Бидарова назвали и холодное от Коби к перевалу, долину и мост.   Со   временем   за   многолетнюю   службу   и   заслуги   по   оказанию   помощи путникам Бидаров получил из государственного казначейства «пенсион по 120 рублей серебром в год». Лермонтов, как известно, возвращался из Тефлиса в начале декабря 1837 г. и вполне вероятно, видел уже постаревшего Татил Бидарова. Не остается никаких сомнений: Лермонтов останавливался на ночлег в сакле Бидарова. И не только   на   ночлег.   В   письме   святому   Раевскому,   поэт   сообщил:   «…лазил   на снеговую   гору   на   самый   верх,   что   не   совсем   легко;   оттуда   видна   половина грузии как на блюдечке» … и далее «… ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел елую жизнь». Слова   письма   очень   напоминают   строки   из   романа   «Герой   нашего времени»:   «такую   панораму   вряд   ли   где   еще   удастся   мне   видеть:   под   нами лежала, пересекаемая Арагвой и другой речкой…» «… и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки…». 1.4. Лермонтов  и Пятигорск. Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта. Здесь, кроме прочих старых знакомых, М. Ю. Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Н. С. Мартынова. Через полтора месяца после приезда, 13 июля 1841, вечером, в доме Верзилиных (ныне д. 9 по ул. Буачидзе;   здесь   теперь   Музей­заповедник   М.   Ю.   Лермонтова),   где   часто собиралась молодежь, развернулись роковые события. Князь С. В. Трубецкой играл на фортепьяно. Среди прочих в комнате был Л. С. Пушкин, брат поэта. М. Ю. Лермонтов сидел подле одной из дочерей хозяев дома. В комнату вошел Мартынов,   одетый,   по   своему   обыкновению,   в   щегольскую   черкеску   с серебряными газырями и с большим кинжалом у пояса, красивый и надменный. Но видно было, что он любуется собой, и это было смешно. М. Ю. Лермонтов, не терпевший   ни   малейшей   фальши,   при   каждой   встрече   подтрунивал   над Мартышем,   как   он   его   звал,   часто   рисовал   на   него   карикатуры,   писал эпиграммы, однако все в границах дружеской шутки. И вот, когда Мартынов вошел   в   гостиную,   Лермонтов,   обратившись   к   своей   соседке,   сказал   по­ французски:  –Мадемуазель Эмилия, берегитесь – приближается свирепый горец.      Хотя   это   было   сказано   тихо,  но   тут   Трубецкой   перестал   играть,  и  слова "свирепый   горец"   прозвучали   во   всеуслышание.   Позднее,   когда   все   стали расходиться, Мартынов сказал Лермонтову:   – Господин Лермонтов, я много раз просил вас воздержаться от шуток на мой счет, по крайней мере – в присутствии женщин. – Полноте, – ответил   Лермонтов, – вы   действительно   сердитесь  на  меня  и вызываете меня?   – Да, я вас вызываю, – сказал Мартынов и вышел. Собственно, несмотря на все предчувствия, вызов на дуэль оказался для М. Ю. Лермонтова неожиданным, – он все­таки не думал, что его бывший товарищ по юнкерской   школе   окажется   столь   мелочно­обидчив.  Но   мелочно­обидчивыми были многие из людей, окружавших Лермонтова и в Петербурге, и в Пятигорске. Поединок был назначен на 15 июля. 14­го М. Ю. Лермонтов и А. Столыпин­ Монго   выехали   в   Железноводск.   Утром   15­го   в   Железноводске   Лермонтов встретил Екатерину Быховец с теткой (Быховец была его кузиной), которых сопровождали   Лев   Пушкин   и   еще   двое   молодых   людей.   Все   это   общество выехало   в   Шотландку   (иначе   колония   Каррас),   лежащую   на   полпути   из Железноводска в Пятигорск (ныне – поселок Иноземцево, на улице Свободы сохранился так называемый дом Рошке, д. 38, где хозяева содержали ресторан для приезжающих отдохнуть и повеселиться молодых офицеров). Там обедали. М. Ю. Лермонтов выпросил у Быховец золотое бандо (головной обруч) с тем, что на другой день или вернет его сам, или передаст с кем­нибудь. Дело в том, что   прическа,   при   которой   надевается   бандо,   была   любимая   у   Варвары Лопухиной, – Лермонтов так однажды изобразил ее на акварельном портрете. А Екатерина   Быховец   и   вообще   была   похожа   на   Лопухину.   Незадолго   до описываемых событий Лермонтов создал стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю. ", обращенное к Екатерине Быховец. Глава 2. Изображение жизни горцев северного Кавказа в литературном творчестве М. Ю. Лермонтова. 2.1. «Черкесы» Основанием для этой поэмы послужили рассказы, переданные Лермонтову его теткой Хостатовой, постепенной жительницей окрестностей «Пятигорья» Основной   мотив   «Черкесов»­   описание   героической,   но   напрасной попытки черкесского князя выручить из русского плена брата. Князь – горой поэмы, ­ изображен человеком беззаветной храбрости и любящим братом; перед смертью он говорит своим изденям: «Черкесы, мой народ военный, Готовы будьте всякий час, На жертву смерти – славной,  Не всякий достоин здесь из вас. Взгляните, в крепости высокой В цепях, в тюрьме мой брат сидит, В печали, в скорби, одинокой, Его спасу, иль мне не жить» Большой отряд черкесов осаждает крепость русских, в которой томится пленник, но нападение их отбито, и сам князь погиб в бою. Автор с глубокой симпатией говорит о горцах: Черкесы поле покрывают, Ряды как львы перебегают… Но вот несутся на лошади черкес Мехой Сквозь ряд штыков…  Главное место в поэме занимают описания природы и изображение битвы с черкесоми; диалогическая речь здесь развита слабо. Не на ходим мы также и лирических песен. Для стиля этой поэмы характерен прием повторения. 2.2. Поэма «Кавказский пленник». Поэма написана в 1828 г. Пушкинский «пленник» произвёл на него неизгладимое   впечатление.   Поэтому   уже   в   14   лет   (1818)   Михаил   Юрьевич начинает   писать   своего   «Кавказского   пленника».   Сюжеты   имеют   сильное сходство   и   рассказывают   о   том,   как   в   плен   к   черкесам   попадает   русский служивый.   Его   сильно   полюбила   черкешенка,   которая   потом   помогла   ему бежать. Только Лермонтов дал этому сюжету свою уникальную и неповторимую огранку.  В поэме отразился живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников о нём. Некоторые стихи Пушкина целиком вошли в поэму, другие - в несколько измененном виде; отдельные стихи поэмы Лермонтова близки к "Бахчисарайскому фонтану" и "Евгению Онегину" Пушкина, встречаются также стихи из "Андрея, князя Переяславского" А. А. Бестужева (Марлинского), "Обуховки" В. В. Капниста, "Чернеца" И. И. Козлова и др. Сюжетно "Кавказский пленник" близок к одноименному произведению Пушкина, но у Лермонтова увеличено количество персонажей, различны их характеры.     Хотя пленник и романтический герой, он лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей.      Поэма   наполнена   картинами   природы   как   олицетворения   красоты,   свободы,    предрассудков. У черкешенки решительный характер, она требует любви пленника, но, человеческих лишена она       отвергнутая, не мстит, а всё же помогает пленнику бежать. Это доказывает её благородство помыслов.  чистоту и           Лермонтов усилил драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня.    Следуя традиции романтической (в основном пушкинской) поэмы, юный поэт   ввёл   этнографический   (характерный   для   определенной   местности) материал (в том числе вставную песню).  2.3.  Поэма «Мцыри». 1839 год, 5 августа — в этот день, как свидетельствует поставленная на рукописи   дата,   Михаил   Юрьевич   Лермонтов   завершил   работу   над   поэмой «Мцыри».   Написанию   произведения   предшествовали   многие   годы   поиска источника   вдохновения,   размышлений   над   воплощением   идеи   и,   безусловно, непосредственная работа над текстом. В   своем   дневнике   семнадцатилетний   Лермонтов   написал   следующее: «Создать записки юноши­монаха в возрасте семнадцати лет. Живет в монастыре с детских лет. Читает только священные книги». Пройдет еще 10 лет, прежде чем юный Михаил смог воплотить замысел в жизнь. Созданию   поэмы   «Мцыри»   предшествовала   работа   над   другими произведениями – «Исповедью» и «Боярином Оршей». Обе истории повествуют читателю   о   судьбе   людей,   посвятивших   себя   служению   Богу:   в   «Исповеди» лирического героя, монаха, осуждают на казнь за любовь, а в поэме «Боярин Орша»   центральным   образом   становится   воспитанник   монастыря. Примечательно,   что   текст   ранних   разработок   был   включен   в   содержание «Мцыри». На создание «Мцыри» значительное влияние оказало поездка в Грузию. Здесь в 1837 г. он встретился близь Мцхета с одним старым монахом и беседуя с ним, узнал, что он по происхождению горец, будучи в детском возрасте взят в плен Ермоловым, он заболел и был отдан в монастырь, из которого однажды пытался бежать, после одной такой попытки он  заболел и едва не умер, впоследствии и привязался к одному старому монаху. Историю   возникновения   сюжета   «Мцыри»   со   слов   двоюродного   брата Лермонтова   А. П. Шан­Гирея   и   родственника   поэта   по   материнской   линии А. А. Хастатова изложил биограф Лермонтова П. А. Висковатов (1887): «Когда   Лермонтов,   странствуя   по   старой   Военно­грузинской   дороге   (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого   монаха,   или,   вернее,   старого   монастырского   служку,   «бэри»   по­ грузински.   Сторож   был   последний   из   братии   упразднённого   близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству   в   горы.   Последствием   одной   такой   попытки   была   долгая   болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив1, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего   в   «Исповеди»   и   «Боярине   Орше»,   и   перенёс   всё   действие   из Испании2 и потом Литовской границы3 – в Грузию». Мотивы   кавказского   фольклора   можно   найти   и   в   поэме   «Мцыри».   На создание центрального эпизода поэмы «Мцыри» – битвы с барсом –Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня отигре и юноше, одно из самых любимых в Грузии произведений народной поэзии. Одним из первых легендарную поэму «Мцыри» посчастливилось услышать из   уст   автора   А.   Н.   Муравьеву.   Слова   восхищения   поэтическим   талантом Лермонтова,   его   искусным   умением   играть   словами   и   обличать   разительные сцены в живые образы выражены в одном из его мемуаров. Муравьев пишет: «Никогда никакое произведение не оказывало на меня столь сильного влияния» 2.4. «Кавказские картины Лермонтова» Как говорится, нет Лермонтова­художника без Лермонтова­писателя. Все мы   знаем,   что   деятельность   Лермонтова   на   Кавказе   составляла   не   только военную и литературную, но еще и художественную. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова ­ и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, ­ "Вид   Пятигорска",   "Кавказский   вид   с   саклей".   Один   из   самых   известных портретов Лермонтова, едва ли не лучший, тот, где поэт изображен на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с кавказскими газырями. Через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо­ с огромными печально взволнованными глазами, хотя и черты неправильны­лицо прекрасное, вдохновенное. Не менее замечательно, что Лермонтов написал портрет сам, акварелью, глядя на себя в зеркало.   Именно   этот   автопортрет   ­  одна   из   его   лучших   живописных   работ. Увидев этот портрет, можно подумать, что сам поэт таким образом пытался еще больше слиться с Кавказом, еще больше почувствовать себя его дитём… На создание произведений живописи поэта вдохновляла необыкновенная природа   Кавказа,   которую   он   хотел   показать   в   своих   картинах.   Любая кавказская   панорама  Лермонтова  —  это  как   бы  малый   фрагмент   вселенной, отразивший   всю   бесконечность   мироздания   в   миниатюре.   Руины,   монастыри, храмы,   лепящиеся   на   склонах   гор,   представляются   зрителю   естественными вкраплениями  в природный  ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские   панорамы,   как   показал   исследователь   его   творчества   И.Л. Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, и, кроме того, с описанием этих мест в его собственных произведениях. В   этом   убеждаешься,   знакомясь   с   обнаруженной   в   наше   время лермонтовской   картиной   «Вид   Крестовой   горы».   На   небольшом   картоне масляными красками поэт нарисовал один из чудеснейших горных пейзажей, так живо напоминающий нам зарисовки из его знаменитого романа «Герой нашего времени», из повести «Бэла». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону   проходит   дорога,   внизу,   вырываясь   из   глубоких   расселин,   сливаются вместе два бурных горных потока. А выше, на фоне голубого неба, белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно­Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид Крестовой   горы»,   «Вид   Тифлиса»,   «Окрестности   селения   Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие, написанные им в 1837 — 1838 гг. Суровая природа, одетые в снега и ледяной панцирь вершины очаровали поэта, и он   решил   запечатлеть   все   эти   на   картине   «Вид   Крестовой   горы». А. Симченко, один из исследователей творчества М.Ю. Лермонтова, подметил, что лермонтовский пейзаж представлен в перевернутом виде, в так называемом зеркальном отображении, и предельно сжат по горизонтали. Эти особенности картины легко объяснимы. По возвращении с Кавказа, Лермонтов некоторые свои рисунки автолитографировал, чтобы иметь возможность подарить их друзьям. Заключение В жизни Лермонтова Кавказ занимал особое место. Он всегда обращал внимание на красоту простого быта, который по сравнению с Петербургскими дворцами и петербургским светом, конечно же, казался диковатым. Но в этой дикости он увидел такое глубокое самоуважение, такое трепетное отношение к своим традициям, за что невозможно не ценить Лермонтова… Тема   Лермонтов   и   Кавказ   интересна   и   важна   для   нас   потому,   что провидения Лермонтова – явление особой значимости. Мы понимаем насколько слова   и   мысли,   выраженные   великим   русским   поэтом   злободневны   в   день сегодняшний. И не стоит думать, что то, что он сказал 150 лет тому назад – это уже давняя история. История – это урок для нас. Это выбор повторить или нет те или иные действия, совершить те или иные поступки. И сегодня, обращаясь к творчеству нашего великого русского поэта, мы видим, что он не только был провидцем, но и прекрасным аналитиком. Свою   работу   хотелось   бы   закончить   словами   замечательного дагестанского   поэта   Расула   Гамзатова.   На   одном   поэтическом   вечере   Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина­ Лермонтов!» Список использованной литературы: 1. Собрание сочинений : в 4 т. / М. Ю. Лермонтов ; [редкол.: В. А. Мануйлов (отв. ред.) и др.] ; АН СССР. Ин­т рус. лит. (Пушкин. дом). ­ 2­е изд., испр. и доп. ­ Л. : Наука. Ленингр. отд­ние, 1979­1981. 2. Захаров,   Владимир   Александрович.   Загадка   последней   дуэли   :   док. исслед. / В. А. Захаров. ­ М. : Рус. панорама, 2000. ­ 351 с., [4] л. ил., портр., факс. : ил., портр. ­ (Серия "Страницы российской истории" / Рус. ист. о­во). Зверева, Галина Васильевна. С милого севера в сторону южную / Г. В. Зверева. Лит. Час // ОДБ им. В. М. Величкиной. ­ 1990 г. Иванова Т. А. Лермонтов на Кавказе / Т. А. Иванова. Эссе. // М.: Дет.лит., 3. 4. 1975. ­ 215 с., ил. ­ (По дорогим местам) 5. Марченко,   Алла   Максимовна   (1932­).   С   подорожной   по   казенной надобности : Лермонтов : роман в документах и письмах / [ предисл. Нафи Джусойты, д. филол. н. ; худож. Наталия Бочарова]. ­ М. : Книга, 1984. ­ 328, [5] с. : ил. ; 22 см. ­ (Писатели о писателях). 6. Толстая, Татьяна Владимировна. Детство Лермонтова : повесть / Татьяна Толстая.­ М. : Б. и., 1998. ­ 111 с. ­ (Школьная изд. 2 роман­газета : Гуманит. образоват. журн. / Учредители: Рос. дет. фонд, Изд. дом Карл Гиберт ; Гос изд­во Детской литературы М­ва просвещения РСФСР). 7. М. Ю. Лермонтов «Избранные сочинения». Москва. «Художественная  литература» 1983 год. 8. Т. Иванова «Лермонтов на Кавказе». Эссе. Москва «Детская литература»  1975г.

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».

Научно-исследовательская работа : «М.Ю. Лермонтов и Кавказ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2019