Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"
Оценка 4.9

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
биология
7 кл
28.03.2018
Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"
В данной работе поставлена цель-определить умственную работоспособность учащихся 5-7 классов в течении учебного дня, учебной недели, а так же выявить влияние учебной нагрузки на развитие утомления в разном физиологическом возрасте.Было выяснено, что наибольшая работоспособность у учащихся в среду и в этот день можно давать немного больше материала, чем в другие.научно-исследовательская работа
Работа.doc
Научно­практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее» 15 октября 2009 года, г.Остров  ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 И 7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Работу выполнил: Алексеенко Валентин Андреевич, МОУ «Гимназия», МО «Островский район», г.Остров, 11 класс Научный руководитель: Кобельник  Наталья Геннадьевна, заместитель директора по научно­методической работе МОУ «Гимназия»  МО «Островский район», г.Остров 2 Остров 2009 3 Оценка умственной работоспособности учащихся 5 ,7 классов в процессе учебных Алексеенко Валентин, 11 класс, МОУ « Гимназия», г.Острова занятий. Аннотация Одним из направлений модернизации школьного образования является сохранение здоровья учащихся в процессе обучения и правильное распределение учебной нагрузки. Насколько   эффективно   проходит   учебный   процесс   отражает   умственная работоспособность   ученика.   Рост   учебной   нагрузки   в   школе   и   дома   оказывает существенное влияние на условия жизни детей и подростков: ограничивает их спонтанную двигательную активность и уменьшает объём физической нагрузки в режиме дня учащихся. Автор статьи поставил цель: определить умственную работоспособность учащихся 5 и 7 классов  в течение учебного дня и в течение учебной недели, а также выявить влияние учебной нагрузки на развитие утомления в разном физиологическом возрасте. Основными   методами   работы   были:   изучение   специальной   литературы   по   теме, подбор   методик   для   исследования,   обработка   результатов   с   последующими рекомендациями, необходимые для совершенствования учебного процесса. Проведённые   исследования   позволили   выявить,   что   так   как   наибольшая работоспособность проявляется в среду, то этот день можно давать наибольший объём материала.   Составленные   рекомендации   необходимо   использовать   как   при   составлении расписания, так и учителям­предметникам при составлении домашнего задания, изучения нового   материала.   Материал   работы   интересен   и   самим   учащимся,   так   как   он демонстрирует динамику умственной работоспособности каждого. Содержание 4 ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                             4 ГЛАВА 1.Литературный обзор по адаптации к работоспособности.                               5 1.1 Адаптация учащихся к учебным нагрузкам.                                                       5 1.2 Характеристика умственной работоспособности.                                              6 1.3 Утомление.                                                                                                              8 ГЛАВА 2. Методика собственных исследований.                                                            10 ГЛАВА   3.   Влияние   учебной   нагрузки   на   умственную   работоспособность семиклассников. и   пятиклассников 11   3.1 Динамика умственной работоспособности в течение учебного дня.              11 3.2 Динамика     работоспособности   учащихся   5   и   7   классов   в   течение   учебной недели.                                                                                                                                           12 ГЛАВА 4. Гигиена умственного труда.                                                                              14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                     15 Список используемых источников                                                                                     16 Приложение А                                                                                                                       17 Приложение Б                                                                                                                       18 Приложение В                                                                                                                       21 Приложение Г                                                                                                                       24 Приложение Д                                                                                                                       25 Приложение Е                                                                                                                       26 Приложение Ж                                                                                                                      27 ВВЕДЕНИЕ Адаптация   к   школе   –   длительный   процесс,   имеющий   и   физиологические,   и психологические аспекты. Наиболее остро период адаптации протекает в начале обучения в школе.  5 Начало обучения в школе – один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Меняется вся его жизнь. Новые контакты, новые условия, принципиально новый вид деятельности, новые требования   и   т.   п.   Напряженность   этого   периода   обусловлена,   прежде   всего,   тем,   что школа   с   первых   дней   ставит   перед   учеником   целый   ряд   задач,   не   связанных непосредственно   с   предшествующим   опытом,   требует   максимальной   мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.  Одна   из   основных   задач,   которые   ставит   перед   ребенком   школа,   –   это необходимость усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то,   что   желание   учиться   (школьная   мотивация)   практически   одинакова   у   всех   детей, реальная готовность к обучению различна, различна и умственная работоспособность. Гипотезой   нашего   исследования   является   предположение   о   том,   что   при интенсивной   и   длительной   работе   у   школьников   развивается   утомление,   а   иногда   и переутомление, особенно это проявляется в конце рабочего дня. Целью   данной   работы   является   изучение   утомления,   нарушения   баланса возбуждения   и   процессов   торможения   у   учащихся   5б   и   7б   классов   во   взаимосвязи   с учебной   нагрузкой.   Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   было   решить   ряд задач. Провести анализ литературных источников по проблеме. Подобрать методики для исследования. Провести анализ результатов исследования. Выработать рекомендации по результатам исследования. 1. 2. 3. 4. Объектом   исследования   является   состояние   утомления   и   исследование подвижности нервных процессов. Предметом исследования является утомление и интенсивность работоспособности учащихся. Выборочная совокупность: 20 учащихся(5 девочек и 5 мальчиков из 5­го класса и 5 девочек и 5 мальчиков из 7­го класса). В ходе исследования использовались следующие методы. 1. 2. 3. Метод сбора теоретической информации. Метод анализа и обобщения теоретических данных. Метод определения умственной работоспособности методикой дозированной работы во времени с помощью буквенных таблиц В.Я. Анфимова; Метод обработки материалов. 4. Практическая   значимость   заключается   в   возможности   реализации   полученных результатов в учебном процессе. ГЛАВА 1. 1.1. Адаптация учащихся к учебным нагрузкам. 6 Выработка мероприятий, позволяющих правильно нормировать физические учебные нагрузки,   а   также   ликвидировать   действия   на   детей   и   подростков   неблагоприятных факторов в процессе учебной деятельности, труда, физического восприятия, немыслима без   широкого   изучения   процесса   адаптации.   Первоначально   рассмотрим   ряд   общих теоретических вопросов проблемы адаптации. Первый из таких общих вопросов проблемы адаптации касается основного определения адаптации. Насчитывается большое количество определений термина «адаптация». Особое место в учении об адаптации имеют труды И. П. Павлова (1949) по высшей нервной   деятельности.   Открытие   им   условных   рефлексов,   работы   по   пищеварению   и кровообращению   позволили   с   объективных   позиций   объяснить   физиологические механизмы приспособления функций организма к условиям среды. В результате адаптации возникает   перестройка   функций,   становление   их   на   новый   уровень   регулирования, повышается   устойчивость   организма   к   воздействию   факторов   внешней   среды, уравновешивание   организма   с   внешней   средой,   возрастание   надежности   биологической системы. Не все воздействия могут включать механизмы адаптации, а только те, которые обладают определенной силой, временем действия и определенной скоростью нарастания. При   чрезмерном   воздействии   включаются   все   механизмы   адаптации,   и   процесс   этот проходит через несколько фаз (периодов):  Первая   фаза  –   возбуждение,   декомпенсация,   нарушение   функций   – ориентировочно­приспособительная;  Вторая фаза – неустойчивого, неполного приспособления, активного поиска организмом   устойчивых   состояний,   соответствующих   новым   условиям   среды,   видам деятельности и их режимам;  Третья   фаза  –   относительно   устойчивого   приспособления,   устойчивой адаптации,   которая   спустя   большее   или   меньшее   время   сопровождается   нарастанием утомления.  Каждая из фаз в разных условиях воздействия может проявляться в относительно коротком, временном отрезке (2 – 10 дней), в годовом цикле и периодах охватывающих 5 – 10 лет.1 Изменение работоспособности у учащихся протекает весьма различно. По   динамике   показателей   интенсивности   и   качества   работы   на   протяжении длительных   временных   отрезков   (от   часа   и   более)   работоспособность   человека   можно отнести к определенному типу:  Первый – восходящий тип работоспособности характеризуется постепенно возрастающей интенсивностью объема работы при выраженном снижении ошибок или их постоянстве;  Второй  – нисходящий тип работоспособности характеризуется снижением интенсивности работы с одновременным нарастанием количества ошибок от одного урока к другому;  Третьему  –   ровному   типу   работоспособности   школьников   свойственны высокие качественные и количественные показатели при небольшом (±2,5%) их колебании в течение учебного дня; 1 Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Просвещение, 1982. 7  Четвертому  –   неопределенному   типу   работоспособности   присущи колебания интенсивности работы и ее качества с тенденцией к снижению объема задания к моменту ее завершения. 1.2. Характеристика умственной работоспособности. Работоспособность   –   это   сложное,   многостороннее   явление,   которое   можно определить   как   способность   человека   к   длительному   выполнению   определенной производственной   деятельности   в   соответствии   с   существующими   качественными, количественными нормами. Работоспособность разных людей различна, а у одного и того же человека меняется в пределах определенного отрезка времени. Она зависит от многих внутренних (физиологических и психологических) и внешних причин: возраста физической силы,   выносливости,   состояния   здоровья,   опыта   тренировки,   чувства   долга, сознательности, чувства товарищества, условий и режима труда и многих других факторов. В начале рабочего дня человек не сразу входит в работу, и даже самая привычная деятельность   выполняется   с   некоторым   затруднением.   Этот   период   в   работе   получил название   стадии   врабатываемости.   Чем   тяжелее   умственная   работа,   тем   больше двигательная активность человека при её выполнении, тем скорее задерживается стадия вхождения   в   работу.   Далее   следует   период   устойчивой   высокой   работоспособности, который   постепенно   переходит   в   стадию   нарастающего   утомления   и   понижения работоспособности. Продолжительность периода высокой работоспособности составляет 1,5   –   3   часа.   Чем   напряженнее   и   тяжелее   работа,   тем   скорее   наступает   утомление   и снижается работоспособность. На этом фоне к концу рабочего дня иногда наблюдается фаза   «конечного   порыва»   ­   повышение   работоспособности,   связанное   со   стремлением выполнить   полученное   задание   с   предвкушением   отдыха   и   возникающими   от   этого положительными эмоциями.2 Чрезвычайно   важным   фактором   эффективности   всякого   труда   является соблюдение   человеком   определенного   суточного   распорядка,   включающего   четкое распределение времени на работу, отдых, питание, сон. Регулярность чередования видов деятельности в рамках принятого режима способствует выработке необходимого ритма в деятельности   организма.   В   результате   образовавшейся   цепочке   условных   рефлексов,   в которой   каждая   предыдущая   деятельность   становится   условным   раздражителем   для последующей и подготовки к ней. Организация процесса работы при выполнении умственной деятельности во многом определяет   состояние   устойчивой   работоспособности   на   длительное   время.   Известный физиолог   Н.Е.   Введенский   писал,   что   «при   умелом   распределении   умственного   труда можно   не   только   развить   громадную   по   своей   о   продуктивности   работу,   но   притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус жизнедеятельности». Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Специалисты  психофизиологии  разработали общие   условия,   которые   призваны   обеспечивать   высокую   продуктивность   умственного труда. 1. Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так называемый период врабатывания, в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Поэтому, если в процессе работы предстоит решить 2 Измеров Н.Ф., Волкова З.А. Труд – здоровье – работоспособность. – М., Знание ­ № 10, 1975. задачи трудные, средней трудности и легкие, то выполнение их лучше начать с заданий средней трудности, затем перейти к трудным заданиям и в заключение ­ к легким. 8 2. Выбрать   и   придерживаться   мерности   и   оптимального   ритма   в   режиме работы.   Например,   деятельность   оператора   технологических   процессов,   связанная   с необходимостью   воспринимать   и   перерабатывать   большое   количество   информации   в короткое   время,   приводит   к   снижению   эффективности   и   надежности   в   работе.   Но длительное отсутствие информации ведет к снижению бдительности. Иначе говоря, для сохранения нормальной и длительной работоспособности необходимы определенный ритм деятельности,   оптимальный   объем   информации   и   т.д.   Установлено,   что   наибольшая работоспособности человека проявляется, когда к нему поступает около 400 сигналов в час, на которые он должен реагировать; если их количество снижается до 40 в час, то человек   теряет   активность   из­за   малой   нагрузки.   Поэтому   процесс   умственного   труда должен быть ритмичным, с регулярным чередованием работы и отдыха (1,5 ­ 2 часа работы, 5­10   минут   активного   отдыха),   что   обеспечит   меньшую   утомляемость   и   большую производительность. 3. Условием   высокой   работоспособности   является   привычная   последова­ тельность и систематичность работы, т.е. плановости деятельности ее порядка во времени. Не может быть продуктивной работы, выполняемой в условиях аврала. Работа рывками ведет к снижению ее количества и качества, более быстрому нарастанию утомления. 4. Важное   условие   высокой   работоспособности   заключается   в   правильном чередовании   работы,   и   отдыхала   также   смене   одних   форм   труда   другими.   Перемена занятий,   переключение   с   одного   вида   умственного   труда   на   другой,   чередование мыслительной   деятельности   с   невысокой   физической   нагрузкой   обычно   способствует работоспособности,   устраняет   чувство   усталости.   Для   сохранения   работоспособности полезно прерывать на определенное время умственную работу на недалеко еще зашедшей стадии утомления. Время, отведенное на отдых, не следует использовать для работы. 5. Без творческого отношения каждого к своему труду немыслима полноценная трудовая   деятельность   человека.   Целесообразно   организованный   труд,   правильно выбранная профессия, соответствующая интересам человека и отвечающая особенностям его   организма,   вызывает   положительные   эмоции,   без   которых   невозможно   творческое отношение к труду. В то же время и любые другие занятия, способствующие появлению положительных   эмоций,   благотворно   сказываются   на   результатах   профессиональной деятельности. Большим стимулом, способствующим высокой работоспособности, является благоприятное отношение общества к труду. В   экстремальных   случаях,   эпизодически,   когда   на   фоне   утомления   необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты (поливитамины, настойка женьшеня   и   др.).   Такие   стимуляторы   повышают   на   некоторое   время   тонус   ЦНС, действуют на все ее отделы и, усиливая процесс возбуждения, усиливают работу сердца и улучшают   кровообращение   в   органах   и   тканях.   Однако   при   их   использовании   нужно иметь в виду, что: 1. стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление;  2. повторное   применение   стимуляторов   может   привести   к   переутомлению. Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками. 1.3. Утомление. При нормальных условиях, когда умственная деятельность совершается равномерно и регулярно изо дня в день в обычном для данного человека темпе, работоспособность не снижается и утомление практически не наступает. 9 Если   же   равномерность   и   ритмичность   труда   нарушены,   то   это   указывает   на начальную   фазу   утомления.   Неоднократное   нарушение   режима   труда   способствует накоплению утомления. И.М. Сеченов считал, что при рациональной организации труда возможна работа человека   без   утомления:   «   Для   работы   без   утомления   необходимо   совершенно определенное соотношение между факторами работы (частотой и силой движения, а также величиной преодолеваемых препятствий) и продолжительностью периодов покоя». В   чем   же   сущность   утомления?   С   давних   пор   ученые   пытались   дать   ответ. Исследованиями   ученых   установлено,   что   в   процессе   утомления   участвуют   многие физиологически функции, и поэтому так сложно определить его сущность. Утомление есть такое физическое состояние организма, которое характеризуется функциональными,   то   есть   определенными   изменениями   со   стороны   высших   отделов нервной системы, приводящих к снижению работоспособности. Сущность утомления как считали   И.М   Сеченов,   Н.Е.   Введенский   и   И.П.   Павлов,   коренится   в   процессах, происходящих в центральной нервной системе, главным образом, в клетках коры головного мозга. Характерными чертами утомления по А.А. Ухтомскому являются следующие:  Неспособность   удерживать   в   достаточной   степени   внимание   к   работе   и обстановке;  Расстройство   координации   в   поведении   и   прежде   всего   расстройство функции торможения;   активности. Неспособность к созданию и усвоению новых полученных навыков; Расстройство   старых   автоматических   навыков   и   снижение   творческой Между   явлениями   торможения   и   утомления   существует   определенная   связь. Процесс торможения обычно следует за утомлением, хотя возможны случаи, когда при некоторых видах утомления может наступить сильное возбуждение и бессонница. Торможение   –   это   постепенный   физиологический   процесс   при   работе   нервной системы. Утомление является временным функциональным состоянием организма. В   развитии   процесса   утомления   участвуют   многие   физиологические   функции,   и степень   изменения   этих   функций   зависит   от   степени   участия   в   конкретном   трудовом процессе тех или иных органов и систем организма. После утомительной работы, во время последующего отдыха, работоспособность восстанавливается. Если же человек отдохнул недостаточно и начал работать, когда еще не прошло утомление, у него может развиться переутомление. Следовательно,   утомление обладает двойным действием. Оно развивает выносливость, повышает работоспособность, если работа повторяется через достаточные периоды отдыха. 10 ГЛАВА 2. Методика собственных исследований. Наши   исследования   были   посвящены   изучению   дневной,   недельной   динамики умственной   работоспособности   5­го   и   7­го   классов   (2009   учебного   года)   гимназии   (10 учащихся 5­го класса и 10 учащихся 7­го класса). Исследования проводились по методике, разработанной НИИ Физиологии детей и подростков АПНСССР.3 Общая   умственная   работоспособность   школьников   исследовалась   методикой дозированной   работы   во   времени   с   помощью   буквенных   таблиц   В.Я.   Анфимова (Приложение А). Исследования проводились второго и пятого уроков в течение недели. После   проведения   эксперимента   определились   такие   показания   умственной работоспособности как интенсивность (количество просмотренных знаков), коэффициент «К»,   отражающий   подвижность   нервных   процессов,   а   также   качественные   показатели: ошибки на 500 знаков и ошибки на дифференцировку. Вычисляли и коэффициент продуктивности (Q)     2 A 10  B  A    A 10 êîë Q B , где  âî­ îøèáîê íà   500  çíàêîâ 500 «А» ­ объем работы, количество просмотренных знаков за 4 минуты работы. «В» ­ нестандартная ошибка, количество ошибок без пересчета на 500 знаков (одна ошибка приравнивается к 10 просмотренным знакам). «Q» ­ коэффициент продуктивности.4 3 Антропова М.В. Адаптация учащихся к учебным нагрузкам. – М.: Просвещение, 1978. 4 Кочеткова М.Т, Завьялова М.Н. Адаптация и резервы человека. Учебно­методическое пособие – Псков, 2000. – с. 70. ГЛАВА   3.   Влияние   учебной   нагрузки   на   умственную   работоспособность пятиклассников и семиклассников. 3.1. Динамика умственной работоспособности в течение учебного дня. 11 Суточная периодичность работоспособности находится в тесной связи с суточной периодикой всех физиологических функций. Суточный ритм физиологических процессов рассматривается   как   результат   образования   сложного   динамического   стереотипа   на элементы рабочего дня, периоды послеобеденного отдыха и ночного сна. Суточный ритм является наследственно закрепленным в эволюции. Такими наследственно закрепленными элементами   является   способность   нервной   системы   человека   концентрировать возбудительный и тормозной процессы во времени, а также в пределах коры головного мозга, равно как и в подкорковых и стволовых его отделах. Эти врожденные особенности являются   той   основой,   на   которой   формируется   суточный   ритм   как   постоянная закономерность. Кора больших полушарий головного мозга оптимально возбудима утором и остается возбудимой   до   обеденного   времени.   Затем   возбудимость   коры   больших   полушарий головного мозга снижается, начинает преобладать некоторое время тормозной процесс, к 16­17 часам дня отмечается некоторый подъем возбудимости нервных клеток.5 В наших исследованиях, проводимых в гимназии г. Острова, была изучена дневная динамика показателей работоспособности у учащихся 5­го и 7­го классов (Приложение Б и В). Обозначения: «А» ­ объем работы, количество просмотренных знаков за 4 минуты работы. «В» ­ качество работы (количество ошибок на 500 знаков). «Q» ­ коэффициент продуктивности. «К» ­ показатель подвижности нервных процессов. «САВТ» ­ количество ошибок на 200 знаков. Таблица 1 – Дневная динамика работоспособности у учащихся 5б класса (средние данные). Время замера I замер(после 2 урока) II замер(после 5 урока) А 580 470 «К» 1,62 1,54 В 6,8 7 САВТ 4,32 3,75 Q 48,73 37,378 Из средних данных Таблицы 1 видно, что количественный показатель (А) в дневной динамике уменьшается с 580 знаков после 2 урока до 470 к концу уроков. Коэффициент «К»   также   падает   с   1,62   до   1,54.   Количество   ошибок   определяемых   после   2   урока составило   6,8,   а   в   конце   рабочего   дня   7,   то   есть,   почти   не   изменилось.   Изменения показателя САВТ с 4,32 (после 2 урока) до 3,75 (к концу занятий) говорит об ослаблении активного внутреннего торможения. Коэффициент продуктивности (Q) также уменьшается на 11,352.  5 Антропова М.В. Динамика умственной работоспособности. – М.: Просвещение, 1968. 12 Таблица 2 – Дневная динамика работоспособности у учащихся 7б класса (средние данные). Время замера I замер(после 2 урока) II замер(после 5 урока) А 713 650 «К» 1,79 1,71 В 3,55 3,23 САВТ 2,23 1,53 Q 66,57 61,05 Рассматривая   данные   Таблицы   2   видим,   что   количественный   показатель   (А)   в дневной   динамике   уменьшается   с   713   до   650   знаков.   Коэффициент   «К»   также незначительно падает с 1,79 до 1,71. Количество ошибок, определяемых после второго урока,   составило   3,55,   а   после   5   урока   (3,23)   несколько   уменьшилось.   Изменения показателя САВТ с 2,23 до 1,53 к концу занятий, говорит об ослаблении силы активного внутреннего торможения. Если сравнивать данные Таблиц 1 и 2, мы видим, что наиболее работоспособность проявляется   у   учащихся   7   класса.   Видимо,   это   связано   с   определенными   навыками: привычкой трудиться, более сильной подвижностью нервных процессов, внимательностью, умению   переключаться   на   разные   виды   деятельности.   Проводя   диагностику   в количественном определении ошибок у мальчиков и девочек 7­го класса, можно увидеть, что девочки более внимательны – у них меньше ошибок и пересчете на 500 знаков и на дифференцировку. В пятом же классе существенной разницы в данной работе не видно. Дневная   динамика   работоспособности   школьников   зависит   от   ряда   факторов   и прежде всего от учебной нагрузки. Такие компоненты учебной деятельности, как расписание уроков, эмоциональный фактор   (например,   оценка   ответов)   оказывает   влияние   на   характер   дневной   динамики работоспособности. 3.2. Динамика   работоспособности учащихся 5 и 7 классов в течение учебной недели. Помимо   суточной   периодики   физиологических   функций   у   взрослых   и   детей, отчетливо определяются их колебания на протяжении недели. Гигиенисты и физиологи изучали изменение показателя умственной работоспособности и выявили их снижение от начала к концу учебной недели. Нашими   исследованиями   была   отмечена   недельная   динамика   работоспособности учащихся пятого и седьмого классов. Обозначения: те же, что и в Таблице 1 и 2. Таблица 3 – Недельная динамика работоспособности у учащихся 5б класса. Время замера Понедельник Среда Пятница А 450 639 556 «К» 1,54 1,58 1,71 В 3,82 4,25 5,63 САВТ 1,6 1,30 2 Q 31,24 52,9 30,02 Оптимум работоспособности в недельной динамике приходится на среду почти по всем показателям. Видно увеличение количественного показателя от 450 (в понедельник) до 639 (в среду) и спад в пятницу – 556. Коэффициент «К» наиболее высокий в пятницу. 13 Показатель   силы   активного   внутреннего   торможения   лучший   в   среду   –   1,30. Продуктивность работы учащихся составляет в понедельник 31,24, увеличивается в среду до   52,9   и   падает   в   пятницу   до   30,02.   Эти   данные   говорят   о   постепенном   нарастании утомления   к   концу   недели   –   это   и   привело   к   ухудшению   показателей   умственной работоспособности (Приложение Г и Д). Таблица 4 – Недельная динамика работоспособности у учащихся 7б класса. Время замера Понедельник Среда Пятница А 653 813 639 «К» 1,74 1,73 1,91 В 2,94 3,52 4,25 САВТ 1,24 0,93 1,91 Q 62,86 75,77 60,41 Оптимум работоспособности в недельной динамике приходится на среду почти по всем показателям. Наблюдалось постепенное увеличение количественного показателя от 653 в понедельник до 813 в среду и спад в пятницу до 639. Коэффициент «К» наиболее высокий в пятницу. Показатель силы активного внутреннего торможения лучший в среду 0,93.   Продуктивность   работы   учащихся   возрастает   с   понедельника   (62,86),   достигая максимума в среду (75,77) и спад в пятницу до 60,41. Приведенные   данные   указывают   на   постепенное   нарастание   утомления   к   концу недели,   что   приводит   к   ухудшению   показателей   умственной   работоспособности (Приложение Е и Ж). К   каждому   следующему   утру   израсходованные   за   день   функциональные возможности   восстанавливаются.   Однако   при   общей   нагрузке,   недостаточном   отдыхе, пониженной   двигательной   активности   в   режиме   дня,   а   часто   и   недостаточной продолжительности сна, упрочения достигнутого состояния восстановления в полной мере, видимо   не   происходит,   и   оно   уменьшается   день   ото   дня.   В   связи   с   этим   каждая последующая работа приводит к быстрому снижению работоспособности учащихся, что особенно выражено в пятницу. 14 ГЛАВА 4. Гигиена умственного труда. Умственный   труд   предъявляет   высокие   требования   к   организму   и   поэтому   гигиена умственного   труда   включает   ряд   специальных   рекомендаций.   Успешная   умственная деятельность   возможна   лишь   в   условиях   подчинения   умственной   работы   строгому распорядку, при котором отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как   1. 2. Отсутствие строгого режима Труд   вынужденный,   выполняемый   без   интереса,   скучен.   Однако неинтересных   работ   не   бывает.   Они   оказываются   неинтересными   до   тех   пор,   пока   не найдена и не осознана цель задания, которое человек выполняет. 3. Увлеченность   работой   —   один   из   основных   факторов   высокой производительности труда. 4. Результат   любого   труда,   а   в   особенности   умственного,   зависит   от настроения,   от   психологического   климата   семьи   и   учреждения.   Т.   о.,   создание "благоприятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива полон   доброжелательности   и   охвачен   трудовым   настроем,—   одно   из   важнейших требований психогигиены, и в т. ч. гигиены умственного труда, особенно это проявляется в ученическом коллективе. 5. Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное   и   духовное   развитие,   пополнение   знаний.   Все   виды   деятельности, осуществляемой   человеком,   подчиняются   единым   физиологическим   закономерностям, полому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными   особенностями   труда   физического.   Повышение   производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием  ее высокого уровня. Длительные  периоды  бездеятельности отрицательно отражаются   на   производительности.   Как   спортсмен,   прекративший   тренировки,   так   и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении   однообразной   позы,   но   и   повышают   общий   тонус   организма.   Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой­либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.6 6 Боголепов Н.П. Гигиена умственного труда // Здоровье, 1982 ­ № 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 Дневная   динамика   работоспособности   школьников   зависит   от   ряда   факторов   и прежде всего от учебной нагрузки. Такие компоненты учебной деятельности, как расписание уроков, эмоциональный фактор   (например,   оценка   ответов)   оказывает   влияние   на   характер   дневной   динамики работоспособности. Оптимум работоспособности в недельной динамике приходится на среду почти по всем показателя .Приведенные данные указывают на постепенное нарастание утомления к концу недели, что приводит к ухудшению показателей умственной работоспособности.   К   каждому   следующему   утру   израсходованные   за   день   функциональные возможности   восстанавливаются.   Однако   при   общей   нагрузке,   недостаточном   отдыхе, пониженной   двигательной   активности   в   режиме   дня,   а   часто   и   недостаточной продолжительности сна, упрочения достигнутого состояния восстановления в полной мере, видимо   не   происходит,   и   оно   уменьшается   день   ото   дня.   В   связи   с   этим   каждая последующая работа приводит к быстрому снижению работоспособности учащихся, что особенно выражено в пятницу. Гипотезой   нашего   исследования   являлось   предположение   о   том,   что   при интенсивной   и   длительной   работе   у   школьников   развивается   утомление,   а   иногда   и переутомление, особенно это проявляется в конце рабочего дня­ это подтвердилось. Список используемых источников. 16 Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Просвещение, 1982. Антропова   М.В.   Адаптация   учащихся   к   учебным   нагрузкам.   –   М.: Антропова   М.В.   Динамика   умственной   работоспособности.   –   М.: Просвещение, 1978. Просвещение, 1968. 1. 2. 3. 4. 7. 8. 9. Белецкая   В.И.,   Громова   З.П.   Гигиеническая   оценка   школьного   режима   и расписания уроков в классе. – М., 1983. 5. 6. Боголепов Н.П. Гигиена умственного труда // Здоровье, 1982 ­ № 5. Измеров Н.Ф., Волкова  З.А. Труд – здоровье – работоспособность. – М., Знание ­ № 10, 1975. Кочеткова   М.Т,   Завьялова   М.Н.   Адаптация   и   резервы   человека.   Учебно­ методическое пособие – Псков, 2000. – 152 с. Кудрявцев Е.В. Восстановление после утомления // Здоровье, 1979 ­ № 7. Нагорный В.Э. Средство против умственного утомления // Здоровье, 1973 ­ № 15. 10. Шляхтина С.Э., Манкина В.А. Режим дня школьника. – М., 1974. Приложение А Приложение Б Результаты оценки умственной работоспособности школьников 5б класса. Фамилия № п/п День недели Понеде ­льник 1. Антонов В. Среда Пятниц а Понеде ­льник 2. Ещиганов И. Среда Пятниц а Поне­ дельни к 3. Иманова Среда 4. Ковалев Пятниц а Понеде ­льник Время прове­ дения После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока Объем работы (кол­во просмот ­ренных знаков) 376 484 731 720 473 554 640 690 668 647 520 613 440 463 680 560 527 480 308 Кол­во ошибок (в пересчете на 500 знаков) 27,9 30,9 40,1 19,8 18,4 40,2 66,4 47,8 17,3 23,9 14,2 11,4 10,2 14,0 12,5 10,4 8,8 15,1 12,9 Кол­во ошибок на дифферен ­цировку Коэф. «К» Коэф. «Q» 7,4 9,4 23,5 13,7 10,2 22,5 22,0 28,03 10,0 13,02 8,0 5,7 4,7 8,3 10,0 4,8 6,8 10,8 2,08 1,4 1,34 1,47 1,51 2,03 2,25 1,45 2,63 1,85 1,9 2,08 1,84 1,62 1,44 1,71 1,64 1,88 1,75 1,64 24,12 29,8 53,3 39,6 26,3 39,8 27,48 35,26 49,9 43,7 38,6 41,2 36,52 36,14 57,8  43,5 38,4 42,9 24,44 После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока 349 454 421 480 340 500 608 1о13 880 763 862 400 371 490 480 378 410 360 387 560 520 403 334 160 Среда Пятниц а Понеде ­льник 5. Милованова  А. Среда Пятниц а Понеде ­льник 6. Михайлов Н. Среда Пятниц а Понеде ­льник 7. Пахарева Н. Среда 8. Руднюк С. Пятниц а Понеде ­льник 4,2 11,7 23,9 11,0 11,8 17,0 13,9 23,5 10,4 10,3 22,7 13,7 9,4 14,55 10,9 11,2 2,0 11,1 10,3 11,1 11,9 11,6 5,7 18,75 19 32,13 27,5 32,4 37,2 34,0 37,3 47,5 83, 8 71,3 51,8 60,5 31,3 31,2 40 46 29,2 33,6 29,45 32,07 45, 9 43 32,9 46,6 11,6 1,74 2,1 1,84 2,12 2,63 2,08 1,87 1,90 1,95 2,41 2,25 1,42 1,48 1,46 1,46 1,96 2,04 2,25 1,38 1,61 2,08 1,75 1,62 1,33 2,6 4,4 11,8 6,6 6,8 9,2 10,6 8,2 4,7 5,0 15,9 13,3 9,9 13,3 12,3 8,3 1,4 3,0 7,4 10,45 3,4 10,8 6,0 30,0 Среда Пятниц а Понеде ­льник 9. Хвощенко   Е. Среда Пятниц а Понеде ­льник 10. Яковлев А. Среда Пятниц а После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока 360 594 550 440 475 400 592 845 760 633 728 496 680 820 862 779 520 6,9 4,5 2,1 6,7 4,5 20,0 12,6 15,0 8,2 15,3 17,1 72,5 85,2 42,2 17,9 53,9 50,9 20 31,6 52, 3 45,5 40,3 50,4 28,57 47,23 56,6 62,4 44,6 48,6 20,29 25,13 45,4 63,3 37,4 25,7 1,28 1,57 1,48 2,12 1,52 1,55 1,62 1,73 1,68 2,01 1,8 2,15 2,12 1,86 1,79 2,15 1,73 10,0 5,0 2,5 5,0 5,2 15,3 9,6 10,4 5,4 8,0 11,7 30 41,6 22,1 10,4 29,1 36,3 Приложение В Результаты оценки умственной работоспособности школьников 7б класса. 21 Фамилия № п/п День недели Понеде ­льник 1. Альников А. Среда Пятниц а Понеде ­льник 2. Будаева А. Среда Пятниц а Понеде ­льник 3. Демидов Д. Среда Пятниц а 4. Гавриленко Е. Понеде ­льник Время прове­ дения После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока Объем работы (кол­во просмот ­ренных знаков) Кол­во ошибок (в пересчете на 500 знаков) Кол­во ошибок на дифферен ­цировку Коэф. «К» Коэф. «Q» 400 449 560 460 400 440 526 599 763 687 641 620 704 496 669 552 452 400 615 2,5 2,2 6,25 5,6 10,8 0,8 5,7 5,8 6,2 6,5 8,5 7,3 24,6 11,0 48,6 29,8 14,2 14,2 6,1 0 2,0 4,2 2,5 2,6 0 6,7 6,1 7,0 5,5 6,3 5,0 6,3 4,5 31,3 20,6 12,3 13,8 4,4 1,42 1,79 1,55 1,54 1,48 1,55 1,5 1,61 1,55 1,58 1,58 1,7 1,42 1,55 1,61 1,89 1,63 1,46 1,28 38,09 42,9 35,5 39,5 37,7 55,0 47,2 53,63 56,9 60,7 65,1 59,2 42,04 40,59 22,9 34,5 52,1 49,1 36,4 После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока 513 699 680 633 512 500 478 552 529 522 510 710 640 754 640 640 604 713 720 960 854 950 984 679 Среда Пятниц а Понеде ­льник 5. Гросу В. Среда Пятниц а Понеде ­льник 6. Ефимов С. Среда Пятниц а Понеде ­льник 7. Кузьминых С. Среда 8. Рябуха К. Пятниц а Понеде ­льник 4,8 9,7 11,0 4,7 8,5 31,7 9,4 29,8 15,1 15,3 23,5 17,1 9,3 19,3 21,0 12,5 7,2 7,8 5,5 11,2 7,2 8,9 5,5 11,6 22 46,7 42,8 55,7 57,8 59,6 26,9 40,2 34,5 40,6 39,9 34,6 36,9 53,8 42,8 45,0 51,2 66,0 55,35 64,8 61,8 83,7 80,5 88,5 48,6 1,6 1,43 1,57 1,62 1,7 1,63 1,63 1,89 11,6 1,62 1,5 1,55 1,6 1,66 1,47 1,6 1,46 1,6 1,63 1,74 1,87 1,69 1,64 1,5 4,1 10,2 10,5 4,0 6,9 29,2 5,4 20,6 12,0 8,0 17,6 15,9 7,5 14,2 14,4 11,6 4,2 7,5 4,2 7,4 4,4 6,6 4,6 12,0 Среда Пятниц а Понеде ­льник 9. Соколик А. Среда Пятниц а Понеде ­льник Среда Пятниц а 10.  Тютюнникова  Ю. После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока После 2 урока После 5 урока 613 608 583 565 620 628 504 833 850 833 699 734 590 910 820 827 807 25,0 26,3 11,1 7,0 15,3 2,9 3,9 5,7 4,1 2,4 3,8 6,7 2,7 6,1 8,5 7,1 9,2 23 45,2 39,8 47,6 49,4 47,4 47,5 58,1 62,7 78,5 79,4 85,4 51,95 69,6 64,8 70,04 79,6 77,6 1,61 1,4 1,36 1,54 1,4 1,57 1,57 1,47 1,66 1,68 1,64 1,56 1,56 1,63 1,68 1,62 1,76 13,9 32,0 12,0 7,0 17,7 2,1 3,5 2,6 1,1 1,7 3,3 5,6 2,2 4,9 7,8 6,2 7,5 24 Приложение Г Приложение Д 25 Приложение Е 26 Приложение Ж 27

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"

Научно-исследовательская работа " Оценка умственной работоспособности учащихся 5-7 классов в процессе учебных занятий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018