Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
5 кл
21.04.2017
Для выступления на районной научно-практической конференции была выбрана тема, интересная не только для учеников пятых классов, но и для учащихся более старшего возраста. В работе рассматривается происхождение образа Бабы Яги, его связь с традициями народов севера, происхождение атрибутов этой сказочной героини.
Баба-Яга 3.docx
XX1 открытая научнопрактическая конференция школьников
«Царскосельские старты»
ГБОУ школы №645
ТЕМА РАБОТЫ
«БабаЯга в русских народных сказках
Выполнила:
Ученица 5 «Б» класса
Новикова Алёна
Научный руководитель:
Кирилина Светлана Викторовна
СанктПетербург, г. Пушкин 2016
Оглавление
Видение …………………………………………………………. Стр.2
Как появилась Баба Яга и какой у неё образ………….............. Стр.3
Отношение БабыЯги с людьми ……………………………… Стр.5
Атрибуты БабыЯги …………………………………………….. Стр.6
Где живёт БабаЯга……………………………………………… Стр.7
Заключение ……………………………………………………… Стр.8
Список литературы ……………………………………………… Стр.8 1
Введение
Метла, ступка, нос крючком,
Торчат волосы клочком,
Чёрный кот, костяная нога,
Все мы знаем – это Баба Яга!
Исподлобья грозно смотрит
И в ухмылке рожу скорчит,
Всех страшит, в душе добра –
Наша Бабушка Яга!
Проблема исследования: Сказки – прекрасное творение искусства. Почти во
всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Кто же она и что
в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно
манит и влечет маленького читателя по тропинкам сказки? Что притягивает и
забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь БабаЯга обычно
изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой? В поисках ответа на этот
вопрос и родилась тема нашего исследования.
Цель работы: Изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках
На наш взгляд, БабаЯга очень загадочный образ, до конца нами не
изученный, и заинтересовавший нас, поэтому я выдвинула две гипотезы:
1)Баба Яга злая.
2) Баба Яга добрая. 2
Объект исследования – Баба Яга.
Предмет исследования – волшебные русские народные сказки.
Задачи:
1 . Узнать , как появилась Баба Яга и какой у неё образ .
2 . Узнать , Баба Яга это добрая старушка или злая ведьма.
3 . Выяснить, какие существуют версии происхождения Бабы Яги.
4 . Выяснить, в каких отношениях она находилась с людьми .
5 . Узнать , где живёт Баба –Яга .
6 . Рассмотреть атрибуты Бабы Яги.
7 . Узнать , откуда пришла в русские народные сказки избушка на курьих ножках.
Методы исследования: работа с литературными источниками.
1. Как появилась Баба Яга и какой у неё образ .
Слово «Яга» пришло в русские сказки из языка народов Севера. В
межэтнической культурной традиции Тобольского севера название «Яга»
имело множество значений, основное из них зимняя женская одежда. Таким
образом Баба Яга это женщина в меховой одежде. Глагол «я гать» шуметь, браниться. В языке народов Коми «Яга» – это сосновый бор, поэтому можно
предположить, что Яга проживала в сосновом бору. Баба Яга связана с ночью
и тьмой. Также Бабу Ягу считали ведьмой. Внешность ее пугает!!! Высокий
рост, костяная нога, горб, торчащие изо рта зубы и растрепанные волосы. Она
слепа, а чует носом (еще говорят, русским духом пахнет).
1.1Версии происхождения Бабы Яги :
Проводник в потусторонний мир –мир предков
3
Ведунья , знахарка , наследница народных целительниц;
Могущественная богиня , праматерь всего живого. 4
1.2.Образ Бабы Яги в сказках.
Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе
Яге:
Гусилебеди.
Заколдованная королева.
1. Баба Яга и Заморышек.
2. Василиса Прекрасная.
3.
4.
5. Марья – Моревна.
6. Морской царь и Василиса Премудрая.
7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.
8. Поди тудане знаю куда, принеси тоне знаю что.
9. Терешечка.
10. Царевна – Лягушка.
11. Финист ясный сокол
В шести сказках она представляет «зло», в пяти сказках «добро».[3]
Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково [2]. Это всегда старуха с
костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в
сказке «ФинистЯсный сокол» описана так: «…бабаяга — костяная нога,
ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна
лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит БабаЯга, костяная нога,
зубы – на полке, а нос в потолок врос». «МарьяМоревна»: «… в избушке
сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для
того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные
препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и
весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла
избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «ФинистЯсный сокол» шла
чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки
железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих
ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось
куда и приведёт. И привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не
видать души человеческой. Только стоит избушка однаодинёшенька, на
курьей ножке, об одном окошке, со крутым крыльцом.» «Сказка про
Василису Премудрую» «Гусилебеди»: «…стоит избушка на курьей ножке,
об одном окошке, кругом себя поворачивается». А в сказке «Баба Яга и
Заморышек» Баба Яга живёт в белокаменных палатах. Передвигается Баба
Яга в ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. «Вдруг слышит
Василиса – земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит,
пестом погоняет, помелом след заметает» так описано появление Бабы Яги
в сказке «Василиса Прекрасная». Кто жевстречается в сказках с Бабой
Ягой?
5
По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место? В
некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и
предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь. Детей или
похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу
крадут детей гуси, как в сказке «Гусилебеди». Но в этих сказках дети
оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька
не за братцем смотрела, а с подружками играла. В этих сказках детей Яга не
съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть
Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев,
которые помогали детям за их хорошее отношение к ним. Иногда к Бабе
Яге отсылают своих падчерицрукодельниц, красавиц мачехи, как в
сказке «Баба Яга». Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей
воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым
молодцам спасти своих красавиц? Баба Яга много знает, особенно про
волшебный мир, который отличается от мира людей. А еще у нее часто
просят волшебные предметы, которыми она владеет. В сказках «Марья
Моревна», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» героям, пришедшим за
помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, заслуживают ли
волшебные предметы или коня герои, смогут ли они выполнить ее задание.
Например, в сказке «Марья–Моревна»: … "Здравствуй, бабушка!"
"Здравствуй, Иванцаревич! Почто пришел по своей доброй воле аль по
нужде?" "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" "Изволь, царевич!
У меня ведь не год служить, а всегото три дня; если упасешь моих кобылиц
дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся торчать твоей голове
на последнем шесте!" В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе
иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!» А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая
им зла. Но сразу при встрече она тоже их пытается напугать, говорит:
«Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от
дела лытаешь?» или « Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не
видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и
на косточках покатаюсь….». И если герои не испугались, говорили ласково,
то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет.
Получается, что одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помощь
могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку,
смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был
умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги. А если
не сумел угодить Бабе Яге, то у нее и пропадёшь.
В сказках Баба Яга – старая некрасивая бабка, которая умеет
колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом. Злобная
Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет
поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом.
6
На службе у Яги могут оказаться не только разные лесные жители
змеи, лягушки, чёрные кошки, вороны, но и нечисть черти, например, или
сказочные существа кикиморы. А о том, что она не всегда злючка, она
и сама иногда вспоминает. Кто же, кроме неё, может помочь добрым
молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу нельзя считать только злобной и
сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и мудрой. В разных сказках
Баба Яга разная и судить однозначно о её образе нельзя.
2. Отношение Бабы Яги с людьми.
Яга–воительница Обладает мечомкладенцом и на равных бьётся с
богатырями, Ягавоительница, прилетев в избу и застав в ней
постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих
сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю:
она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в
отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во
главе целого воинства. Ее «ратьсила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу,
давай всех ругать и колотить. ( «БабаЯга») •
Яга – похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых,
на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих
ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы
дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
7
• Яга–дарительница принимает героя, иногда испытывает его и вручает
ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы:
сапогискороходы, коверсамолет, меч кладенец , волшебный клубок.
• Ягахранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом,
Светом и Тьмой. Ягу можно считать некой "привратницей", стерегущей
границу между миром живых и мёртвых. 3.Атрибуты БабыЯги
• Избушка на курьих ножках хорошо известный на Севере «лабаз »
или « чамья» тип хозяйственной постройки на высоких гладких
столбах , предназначенный для сохранения снастей и припасов от
мышей и хищников .
Избушка смоделирована по образцу славянского погоста – маленького
домика мёртвых на опорах – столбах . В сказках
они представлены как куриные ножки не случайно .
• Курица – священное животное непременный атрибут многих
магических обрядов . Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг
оси, но в основном она обращена к лесу передом.
8
•
• Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание:
"Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне
передом". Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько
забор, вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с
человеческими черепами. Мы сразу представляем себе, что хозяйка
такого дома должна быть очень злой и кровожадной. • Ступа нужна Бабе –Яге что бы не оставлять следы , а метла что бы
заметать их.
3. Где живёт Баба Яга Дом её избушка на курьих ножках , стоит и сама
повёртывается . Её почитали как привратницу между миром живых и
мёртвых , избушка врата в мёртвое царство.
9 5.
Заключение
В ходе своего исследования я поняла , что Баба Яга добрая и злая . Я
прочитала много русских народных сказок, узнала значение непонятных
мне слов, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По
сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Оказалось, что
Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она
бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной.
Взрослые рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и
смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых,
остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же
страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на
стороне зла. Благодаря своему исследованию я узнала много нового и
интересного.
Список используемой литературы
1.Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4
— 6 кл. — М.: Просвещение, 1983.
2.Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа). М.,
2000.
3.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996.
5. Большая книга русских народных сказок. М.: Планета детства, 2003.
6. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. – М.:
Русский язык, 2005.
7. Забылин. М. Русский народ: Его обычай, предания, обряды. – М.: Изд во
8. Лебёдушка: Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.
9. Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987. 10. Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. – М: Астрель, 200
10
Интернет источники:
1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71
2. http://ru.wikipedia.org/wiki
3. http://images.yandex.ru/images.html
4. http://www.babybiog.ru/community/post/
5. http://www.fanbio.ru/mif/8320100516005736.html 11
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Научно-исследовательская работа "Баба Яга в русских народных сказках" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.