Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"
Оценка 5

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
10.11.2018
Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"
Детские школы искусств наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий в учреждениях дополнительного образования эстетического направления положительным образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессии.[ 10,с.147] В решении этих задач преимущество у учреждений дополнительного образования, в том числе и у детской школы искусств. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса», они дают детям широкие возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение от заформализованной школьной жизни, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизни. Наиболее интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного общения, труда, игр, увлекательной деятельности [20,с.260]. Таким образом, цель детской школы искусств на современном этапе - правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения. Занимаясь в ДШИ, оригинально сочетающих коллективное и индивидуальное творчество, ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно – творческих умений и способности к самостоятельности в программировании и организации будущего самообучения. Школа и школа искусств должны быть союзниками в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового подхода к созиданию личности и имеет большое будущее. Задача педагогического коллектива детской школы искусств - выработать механизмы, структуры нового качества, нового содержания, бережно относясь ко всему наработанному и накопленному практикой. [9,с.3-15]
дополнительное образование.docx
ФГБОУ ВО «Восточно­Сибирский государственный институт культуры» Институт социально­культурной деятельности, наследия и туризма Кафедра социально­культурной деятельности Дополнительное образование как средство творческого развития личности (на примере Каменской детской школы искусств  Кабанского района, п.Каменск) Курсовая работа Выполнил:   студент   3   курса заочного отделения,  331 группы СКД   Помазкина Маргарита Михайловна  Научный руководитель: Бояк Т.Н. 1 Улан­Удэ 2018г 2 Содержание Введение………………………………………………………………………3с. Глава   I.   Теоретико­методологические   основы   исследования   проблемы творческого   развития   личности   средствами   дополнительного образования…………………………………………………………………..12с. I.1   Исследование   проблемы   творческого   развития   личности   в   научной литературе……………………………………………………………………..12с. I.2 Роль дополнительного образования в творческом развитии  личности……………………………………………………………………….20с. Глава   II.   Творческое   развитие   личности   в   условиях   деятельности Каменской   детской   школы   искусств   Кабанского   района   Республики Бурятия………………………………………………………………………..30 с. II.1   Основные   направления   деятельности   детской   школы   искусств   по творческому   развитию   личности   в   условиях   современного   российского общества……………………………………………………………………….30 с. II.2   Оценка   населением   поселка   Каменск   деятельности       детской   школы искусств (по результатам социологического исследования)……………….44 c. II.3 Возможности социально­культурной деятельности   и   их реализация   в работе детской школы искусств по творческому развитию личности .  Проект «По ступенькам к  живописи» ……………………………………………….57 с. Заключение……………………………………………………………………72c. Список используемой литературы…………………………………………74 с. Глоссарий……………………………………………………………………..75 с. 3 Введение. Актуальность исследования. В   связи   с   социально­политическими,   социально­экономическими перемены   с   нашей   стране   усложнилось   функционирование   основных социальных институтов общества, в том числе, и системы дополнительного образования.   Развитие   общества   в   значительной   степени   определяется уровнем нестандартного подхода, творчества и импровизации на базе крепких профессиональных   знаний   граждан,   как   одним   из   результатов   воспитания, заложенных в детстве.[1, c.21] Одним   из   основных   таких   обществ,   являются   учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений   тем,   что   обучающимся   предоставляется   право   выбора   вида деятельности,   уровня   сложности   и   темпа   освоения   образовательной программы дополнительного образования в ими же избранной сфере познания. [3,c.19] Чтобы   работа   состоялась   в   этом   направлении,   перед   современным учреждением  стоит ответственная задача — внести действенные изменения в соответствии   требованиям   времени,   создать   неповторимую   атмосферу творческого поиска, потенциала. Формированию   мыслящей,   любящей окружающий мир личности, способствует, как правило, совместный процесс   талантливой,   одарённой, инициативы, самодеятельности, творчества, объединяющий усилия педагогов, родителей, обучающихся..[10, c.147]. Дополнительное   образование   не   является   простым   приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой 4 особую   образовательную   сферу   с   ориентацией   на   всестороннее   развитие ребёнка; оно многообразно, разно направлено, наиболее вариативно. [3c.19 ] Целью  образования и внеурочной деятельности  является развитие мотивации   содействие   личностному   и детей   к   познанию   и   творчеству, профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации. По своему содержанию,  образование является всеохватывающим. Нет ничего такого,  что   не   могло   бы   стать   предметом   дополнительного   образования   в окружающей   нас   действительности:   будь   то   живая   или   неживая   природа, система общественных и духовно–нравственных отношений, сфера сознания. Именно   поэтому   оно   в   состоянии   удовлетворять   самые   разнообразные интересы детей и подростков.[26 c.172 ] Разработана   целая   система   государственной   и   муниципальной поддержки   одарённых,   талантливых   детей   и   реализации   их   творческого потенциала. Уникальность образовательной системы учреждения заключается в   возможности   раннего   выявления,   развития   и   широкого   освещения положительных личностных качеств и устойчивых избирательных интересов каждого ребёнка на каждой возрастной ступени.[24c.16­19] Такой   подход   позволяет   не   только   выявить   способных   детей,   но   и научить  их думать, предпринимать  определённые усилия для собственного развития, становления и реализации личностного творческого потенциала, при котором   жизнь   подростка   становиться   яркой,   запоминающейся.   Сильная личность,   развитая   интеллектуально   и   нравственно–эстетически,   обретает лидерские качества. Быть творческим лидером – это престижно, актуально, значимо.   Если   ребенок   полноценно   живет,   реализуя   себя,   решая   задачи с[7 c.520] Наиболее   эффективное   творческое   развитие   личности   зависит   от учреждения дополнительного образования, от компетентности, и мастерства 5 преподавателя, от  внедрения  средств  социально  –культурной  деятельности что и определяет важность данного исследования. Степень разработанности проблемы Проблема   творчества   и   творческого   развития   личности   изучалась многимиисследователями(А.Маслоу[37, 325с.],Т.Г.Киселева,Ю.Д Красильников   [32 ,136с.]   Результатом   их   многолетних   исследований   стали выводы, что «творчество не является особым дарением для избранных, оно, наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие­то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач». Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог   Л.Выготский,[13с   520]   определял,   что   "творческой   мы   называем каждую   деятельность,   которая   создает   что­то   новое…   Утверждая,   что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека". Украинский   психолог   В.Моляко[40,с.243],   раскрывая   сущность творчества   с   позиции   психологии,   определяет,   что   "под   творчеством понимают процесс создания чего­то нового для данного субъекта. Творческая личность, как считает В. Андреев [4c ,565] ­ «это такой тип   высокий   уровень   для   которой   характерна   стойкость, личности, направленности,   на   творчество,   мотивационно­творческая   активность, которая   проявляется   в   органическом   единении   с   высоким   уровнем творческих   способностей,   позволяющие   ей   достигнуть   прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах 6 деятельность»   В.   Сухомлинский   определял   творчество   как   своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка.[44,c. 206] Научные   исследования   настоящего   времени   имеют   тенденцию   к переходу   от   разработки   общей   теории   творчества   к   нахождению   путей обучения   творческой   деятельности.   Но   в   самой   проблеме   обучения   Феномен   творчества творчеству   заложено   внутреннее   разногласие. предусматривает   создание   качественно   нового,   которое   раньше   не существовало.   Поэтому   «нельзя   научить   тому,   что   не   создано,   но   можно   научить механизмам   его   создания,   сформировать   способности   к   творческой деятельности, ее движущие мотивы» Объект исследования: Личность и ее творческое развитие. Предмет   исследования: творческого развития личности. Цель исследования:  раскрыть возможности дополнительного образования в творческом   развитии   личности   (на   примере  Каменской   детской   школы  Дополнительное   образование   как   средство искусств поселка Каменск Кабанского района Республики Бурятия). Задачи исследования: 1.В   рамках   теоретико­методологического   анализа   проблемы   рассмотреть исследование проблемы творческого развития личности в научной литературе. 2.   Выявить   роль   дополнительного   образования   в   творческом   развитии личности. 3. Раскрыть основные направления деятельности детской школы искусств по творческому   развитию   личности   в   условиях   современного   российского общества   7 4. На основе анализа социологического исследования дать оценку населением работы Каменской детской школе искусств.  5.Выявить возможности социально­культурной деятельности и их реализацию в   работе   детской   школы   искусств   по   творческому   развитию   личности. Предложить проект «По ступенькам к живописи» Гипотеза исследования: Система   дополнительного   образования   остается   актуальной   на   любом историческом   отрезке   развития   российского       общества,   способная   чутко улавливать   требования   времени   к   личности   новой   формации.   Учреждения дополнительного   образования   исполняют   основные   функции   воспитания   и развития   подрастающего   поколения   и   дополняют   образовательные   в вариативной   их   части,   решает   ряд   важных   социальных   задач   в   области профориентации,   профилактики   правонарушений,   легкой   адаптации   в условиях технического прогресса и исторических перемен.  Эффективность образовательной деятельности во многом зависит от условий созданных    в учреждении дополнительного образования: 1) изучение спроса населения на доп. услуги. 2) Обеспечение материально­ технической   базы.   3)   Создание   психолого­педагогической   среды,   наличие взаимодействий   педагога   и  ребенка. 4)   Методическое   обеспечение   учебно­ воспитательного процесса. 5) Подбор и расстановка педагогических кадров. 6) Интеграция общего дополнительного образования. [19 ,с.256] Методологическую основу исследования составили концепции:  М.А   Ярошенко   [49,с.39­47]о   триединстве   социокультуры, социопедагогики   и   социопсихологии   в   процессе   развития   личности; концепции   М.А.   Ариарского   [5 ,с.792]   о   двойственности   раскрытия потенциала   личности,   концепции   Е.В.   Новаторов   [42,с.95­106].   о необходимости   ведения   политики   разумного   восприятия   культур   других 8 народов   и   стран   с   целью   обогащения   собственно   культуры,   создания социокультурной   среды   и   формирования   содержания,   благоприятных   для воспитания личности в современном обществе, В.Моляко [40c. 243] об одной из основных качеств творческой личности, «стремление к оригинальности, к новому,   отрицание   обычного,   а   также   высокий   уровень   знаний,   умений анализировать   явления,   сравнивать   их,   стойкий   интерес   к   определенной работе,   сравнительно   быстрое   и   легкое   усвоение   теоретических   и практических   знаний,   схематичность   и   самостоятельность   в   работе»,   в концепции   В.   Андреев   [4c,   565]   ­   считает   «это   такой   тип   личности,   для которой   характерна   стойкость,   высокий   уровень   направленности,   на творчество,   мотивационно­творческая   активность,   которая   проявляется   в органическом   единении   с   высоким   уровнем   творческих   способностей, позволяющие   ей   достигнуть   прогрессивных,   социальных   и   личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельность» Методы исследования:  анализ научной и специальной литературы по теме исследования;   анализ   нормативно­правовых   документов   и   материалов; наблюдение, социологическое исследование, анкетирование, проектирование.  МАУДО   Каменская   детская   школа   искусств, База   исследования: Кабанского района, Республики Бурятия. Научная новизна и практическая значимость работы:  При изучении  литературы выявлены значение и основные направления развития дополнительного образования в современном российском обществе.  1.Определены   сущностные   характеристики   компонентов   творческой личности:   когнитивный   (знания   о   мире   искусства   и   творчестве   как деятельности человека), мотивационный (потребность в познании, созидании, синтезе и преобразовании), коммуникативный (социальные нормы и правила общения),   позитивное (эмоциональные   реакции,   эмоциональный   9 мироощущение), креативный (опыт творческой созидательной деятельности); [10, с. 142] 2.выявлена   структура   процесса   формирования   творческой   личности   в учреждении, отражающая во взаимосвязи цель, содержание, формы, средства и результат исследуемого процесса.[16 ,с.188] 3.дана   характеристика   учреждения   как   воспитательного   пространства социокультурного   развития   учащихся,   характеризующегося   открытостью   и учебно­ доступностью, личностно­деятельностным     характером   воспитательного процесса, активностью всех его субъектов;[21 ,с. 135] 4.выявлены   особенности   деятельности   учреждения   как   по   формированию творческой личности: сотворчество детей и педагогов; координирующая роль педагога   в  воспитательном   процессе;   возможность   самореализации   детей  в творческой деятельности; выраженность индивидуального почерка творчески насыщенного ребенка;[21,с. 135]   на   творческое   развитие   личности   детей   в 5.выявлены   направления   учреждении, отражающее многообразие направлений предметно­практических   занятий,   обеспечивающих   развитие   их   мотивации   и   опыта   творческой деятельности; 6.обоснованы   педагогические   средства   воспитания   творческой   активности детей   в   учреждении   дополнительного   образования,   обеспечивающие эффективность: проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям   выбор   видов   предметно­практической   деятельности;   реализация совокупности   субъектно­ориентированных   форм   и   видов   воспитывающей деятельности;   подготовленность   педагогов   дополнительного   образования   к владению воспитательными технологиями по развитию творческой личности своих подопечных.[8с.3­5] В   данной   работе   система   дополнительного   образования рассматривается как часть образовательной системы, решающая глобальные 10 задачи воспитания и развития личности, которая, основываясь на исторически   общедоступности, сложившиеся   принципы   (добровольности,   индивидуального   подхода,   творчества,   вариативности   программ   и   т.п.), вносит   свою   лепту   в   формирование   гармонично   развивающейся   личности, преследует   цель   воспитания   творческого   начала   личности.   Вместе   с   тем, учитывая   профиль  учреждения –  Детская  школа  искусств  –  возможно  его отнести и к группе культурно­досуговых учреждений, что привносит новые теоретические характеристики форм, методов и принципов деятельности и развития.   На   примере   МАУДО   «Каменская   детская   школа   искусств» предлагается   модель   участия   учреждения   дополнительного   образования   в социокультурной   жизни   поселения,   приобщения   к   миру   искусства, привлечения   внимания   подрастающего   поколения   к   творчеству.   В сложившихся традициях взаимодействия муниципалитета и школы искусств просматриваются решение ряда важных социокультурных задач: организация досуга   населения,   пропаганда   творческой   деятельности,   пропаганда социально­значимой   деятельности   как   очага   культуры,   профилактика асоциального   поведения,   профориентации,   формирование   устойчивого общественного   мнения   населения   об   учреждении,   дополняющего   основное образование необходимым компонентом творческих навыков и умений. Материалы курсовой работы и   их применение возможно в Каменской детской школы искусств, также  и для других учреждений дополнительного образования. Положения,   выносимые на защиту: краткий текст выводы Выделенные   выше   показатели   являются   инструментом   диагностики   уровня имеющихся   творческих   способностей   и   выявление   потенциальных возможностей для их развития у учащихся». Опыт многих отечественных и иностранных   педагогов   свидетельствует   о   вероятности   успешного 11 формирования у учащихся качеств творческой личности. Для этого учащимся следует давать максимум возможностей, для испытания себя в творчестве, причем начинать необходимо с простых заданий. Усваивая опыт творческой деятельности,   характерные   для   нее   процедуры,   учащиеся   приобретают способности   видоизменять   те   стереотипы   мышления,   которым   они   уже научились,   учатся   отказываться   от   стереотипов,   конструировать   новые подходы к осознанию ранее усвоенного или нового содержания.   Роль   дополнительного   образования   в   творческом   развитии   личности рассматривается   как   процесс   формирования   установок   мотивационной культуры детей, отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира. Содержание воспитания   в   учреждениях   общего   образования   определяется   диапазоном разработок   образовательных   программ,   возможности   которых   в   решении проблемы   воспитания   социальной   активности   детей   обладают   большим потенциалом,   но   реализуются   далеко   не   полностью.   Основной   причиной низкой   эффективности   воспитания   творческих   способностей   детей   в общеобразовательных   учреждениях,   как   показывают   результаты исследования,   является   отсутствие   целенаправленной   установки   на организацию данного процесса. Изменение ситуации возможно при внедрении работы   учреждений   дополнительного   образования   в   образовательно­ воспитательный процесс учреждений общего образования. Развитие творческой личности наиболее полно и эффективно происходит как процесс   познания   и   лучше   осуществляется   через   взаимосвязь,   живописи, музыки, танцев,  которые  по  своей  природе  должны  развивать  все стороны творческой   личности:   воображение,   интуицию,   эстетический   вкус   и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и   способность   к   синтезу.   Именно   такой   фундамент   развития   творческой 12 личности   способна   заложить     школа       искусств,  являясь,  в   свою   очередь, структурой гибкой, моментально реагируя на требования времени, сохраняя лучшие традиции просвещения и культуры.  Опрошенные   родители   однозначно   считает   необходимым   дополнительное образование детей для развития ребёнка в нашем посёлке. Обучение в школе искусств, по мнению участников анкеты до сих пор считается престижным, нужным для ребёнка и общества в целом. Данный проект задуман нами для учащихся дошкольного возраста 5­7 лет раннего   эстетического   развития   так   как   в   последние   годы   в   связи   с   и   социально­политическими   измениями   в   стране экономическими, численность обучающихся в нашей школе  значительно снизилась . В рамках проекта   проводятся,   тематические   выставки,   викторины   и   другие занимательные   мероприятия.   Занятия   позволяют   комплексно   подойти   к воспитанию   каждого   ребенка   и   дать   ему   всестороннее   и   гармоничное развитие.  Глава   1.   Теоретико­методологические   основы   проблемы   творческого развития личности средствами дополнительного образования 1.1 Исследование проблемы творческого развития личности в научной литературе Талант и творчество личности в современных социально­экономических условиях   являются   двигателем   интенсивного   экономического   развития страны   и   содействующим   фактором   национального   престижа.   Как выяснилось,   интеллектуала   с   высоким   уровнем   развития   творческих способностей   невозможно   заменить   ни   кибернетической   машиной, 13 ни   коллективом   индивидуумов   со   средними   интеллектуально­творческими способностями. [ 10,с.147] Вместе   с   тем   позитивные   изменения,   происходящие   в   социально­ экономической   и   политической   жизни,   широкомасштабные   реформы, проводимые   в   российском   обществе   в   настоящее   время,   вызывают необходимость   воспитания   личности,   способной   не   только   быстро адаптироваться   к   метаморфозам,   разрешать   нестандартные   ситуативные задачи, но и проявить себя в созидании, творческом мышлении, саморазвитии, уходить от шаблонов. Психолого­педагогические   исследования(В.Моляко,     Л.   Выготский, и др.) дают нам основание считать: «определяющим качеством творческой личности   есть   ее   творческая   активность,   которая   рассматривается   как интегративная   характеристика   личности,   в   которой,   с   одной   стороны, отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности,   мотивы,   домогательство),   а,   со   второй,   ­   находят   свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной». Поясняя   свою   позицию   по   вопросам   творчества,   известный   психолог Выготский[13,с.520]   определял,   что   "творческой   мы   называем   каждую деятельность,   которая   создает   что­то   новое…   Утверждая,   что   творчество необходимое   условие   существования,   и   все   вокруг   обязано   своим происхождением творческому процессу человека". Украинский   психолог   В.Моляко   [40,   с.243],   раскрывая   сущность творчества   с   позиции   психологии,   определяет,   что   "под   творчеством понимают процесс создания чего­то нового для данного субъекта". Поэтому понятно,   что   творчество   в   той   или   иной   форме   не   является   талантом "избранных", оно доступно каждому  . 14 Заслуживает   внимания   взгляд   на   творчество   передовых   учителей­ практиков   (В.   Сухомлинский,   А.   Захарченко,   В.   Андреев     ,О.Кульчицкая, А.Маслоу   ,Макаренко   А.С.)   В.   Сухомлинский.[ 44,c.206]   определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается   самобытность   и   индивидуальность   каждого   ребенка   А. Захарченко[]   рассматривает   творчество   школьников   как   особенную качественную и одновременно общественную сферу, поскольку результаты ее непосредственно   обращены   к   личности   учащегося,   влияют   увлечению процессом познания, воспитанию потребности трудиться, высоких моральных качеств. Творческая личность, как считает В. Андреев[4, c. 565] ­ «это такой тип   высокий   уровень   для   которой   характерна   стойкость, личности, направленности,   на   творчество,   мотивационно­творческая   активность, которая   проявляется   в   органическом   единении   с   высоким   уровнем творческих   способностей,   позволяющие   ей   достигнуть   прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельность» Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности". Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность – это индивид,   который   владеет   высоким   уровнем   знаний,   имеет   стремление   к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения – наиболее характерный[  2,c.19]. Главным   показателем   творческой   личности,   ее   наиболее   главным   которые признаком   считают   наличие   творческих   способностей, рассматриваются как индивидуально­психологические способности человека, 15 отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального   продукта,   с   поиском   новых   средств   деятельности.   Следует обратить внимание на то, что в психолого­педагогической литературе рядом с термином "творческая личность" находится термин "креативная личность". Наиболее удачный подход к этому определению предложила. В науке и до сих пор   оспаривается   проблема,  можно   ли   научиться   творчеству,   творческому мышлению.   И   опыт   работы   экспериментальных   школ,   педагогических площадок знает возможность твердо ответить на этот вопрос. Главная цель этих   учебных   заведений   –   преодоление   отчуждения   учащегося   от окружающего и дать возможность ему самому активно осваивать его. Только в   процессе   самостоятельной   деятельности   у   ребенка   могут   быть сформированы   навыки   непрерывного   интеллектуального   саморазвития. [2,с.19] Создание   такой   атмосферы   –   дело   сложное,   но   необходимое. В литературе можно найти разные понятия: «педагогическая среда познания", "среда продуктивного познания", "среда обучения". Мы будем считать, что –   психологического, эта   среда   взаимодействия   информационного, познавательного,   педагогического.   Благодаря   сбалансированности   функций того,  кто   учит   и   того,  кто   учится,   и   создаются   комфортные   условия   для творческого развития ребенка.[35,с.144] «Стартовой   площадкой»   успешного   обучения   и   формулирования творческой личности, является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего­то принципиально нового: 1)   высокого   уровня   сформулированной   элементарных   познавательных процессов; 2) высокого уровня активного мышления; 16 3) высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов. Этого   можно   достичь   с   помощью   внутреннего   плана   действий: планирования,   анализа,   рефлексии.   Педагог   должен   направлять   развитие ребенка по направлениям: а) ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающее; б) ребенок влияет на окружающее; в) ребенок приобретает способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется личностный подход к явлениям, среде, поведению.[14c.157] Чтобы   диагностировать   и   систематически   формировать   творческую личность в процессе обучения какой­либо деятельности, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера.  Ученые–исследователи   «выделяют   такие   основные   особенности творческой личности: ­ смелость мысли, склонность к риску; ­ фантазия; ­ проблемное видение; ­ умение мыслить; ­ способность находить противоречие; ­ умение переносить знания и опыт в новую ситуацию; ­ независимость; ­ альтернативность; ­ гибкость мышления; ­ способность к самоуправлению»[ 8,c 3­5] О.   Кульчицкая[34,с.266]   выделяет   еще   такие   особенности   творческой личности: ­ «возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы; 17 ­ высокая трудоспособность; ­ подчинение творчества духовной мотивации; ­ стойкость, упорность; ­ увлечение работой Некоторые педагоги выделяют, такие черты творческой личности, как   способность   к   сближение   понятий, целостность   воспринятого, предусмотрительности (логичность, творчество, критичность представления), движение   речи,   готовность   к   риску,   склонность   к   игре,   интуиция   и подсознательная обработка информации и др. А.С.Макаренко[36,с.334] считает,что творческие способности личности – это синтез ее особенности и черт характера, которые характеризуют ступень их   соответствия   требованиям,   определенного   вида,   учебно­творческой деятельности   и   которые   обуславливают   уровень   результативности   этой деятельности. Наивысшими   потребностями  творческой   личности  А.Маслоу  считает: «любопытность,   необходимость   в   осмыслении   окружающего,   эстетическая потребность в красоте, симметрии, порядке и простоте. Творческие элементы сами по себе не гарантируют творческих способностей.[  37, c.325c] Для их достижения необходим и двигатель, который запустил бы в работу механизм   необходимая мышления»то   есть   необходимые   желания   и   воля, "мотивационная основа". Относительно учебно­творческой  деятельности  в  психолого­педагогической науке выделены такие показатели творческой личности, как: 1. Мотивация – творческая активность и направленность личности. 2.   Интеллектуально­логические   способности   –   (умение   анализировать, абстрагировать,  устанавливать   родовой   признак   и  видовое   отличие,  делать выводы, доказывать). 18 3.   Интеллектуально­эвристические,   интуитивные   способности,   (умение вызвать гипотезу, способность фантазировать, отображать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами задачи, видеть противоречия и проблемы,   способность   к   переносу   знаний,   умений   в   новую   ситуацию, отказываться от навязчивой идеи, критичность мышления). 4. Мировоззренческие особенности личности. 5.   Моральные   качества,   которые   выделяют   успешной   учебно­творческой деятельности. 6. Эстетические качества. 7. Коммуникативно­творческие способности. 8.   Способности   к   самоуправлению   личности   своей   учебно­творческой деятельностью. «Интеллектуально ­ эвристические способности личности включают: 1.   Способности   генерировать   идеи,   выдвигать   гипотезы,   которые характеризуют   интеллектуально­эвристические   особенности   личности   в условиях   ограниченной   информации,   прогнозировать   решение   творческих задач,   интеллектуально   предвидеть   и   выдвигать   оригинальные   подходы, стратегии, методы их решения. Критерием является количество гипотез, их оригинальность,   новизна,   эффективность   для   решения   творческой   задачи. [16,c.188] 2.   Способность   к   фантазии.   Это   создание   образов   и   понятий.   Критерием оценки ­ яркость и оригинальность образов, новизна, значимость фантазии. [17,c.11] 3.   Ассоциативность   памяти,   способность   отображать   и   устанавливать   в сознании новые связи между компонентами задачи, особенно известными и неизвестными   за   подобием.   Критерием   оценки   является   количество ассоциаций, их оригинальность, новизна, эффективность для решения задачи. 19 4.   Способность   видеть   противоречия   и   проблемы.   Критерием   оценки   ­ количество раскрытых противоречий, их новизна и оригинальность. 5. Способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию характеризует продуктивность мышления. Критерием оценки может быть широта переноса, степень эффективности переноса знаний и умений для решения творческих задач. 6.   Способность   отстраняться   от   навязчивой   идеи,   перебороть   инерцию мышления.   Критерием   оценки   является   степень   быстроты   переключения мышления на новый способ мышления творческой задачи, гибкость мышления в поиске новых подходов к анализу противоречий, которые возникают.[ 50,c. 204] 7.   Независимость   мышления   характеризует   способность   не   следовать бессмысленно общепринятой точки зрения. Критерием оценки ­ гибкость и инверсия мышления.[ 4,c. 565] 8. Критичность мышления ­ это способность к оценочным суждениям, умение правильно оценивать процесс и результаты личной творческой деятельности и деятельности других, умение находить собственные ошибки, их причины и причины   неудач.   Критерием   оценки   может   быть   объективность   критериев оценочных   суждений,   а   также   эффективность   выявления   причин   своих ошибок и неудач.[  8,c. 3­5] Итак,  выделенные   выше   показатели   являются   инструментом диагностики   уровня   имеющихся   творческих   способностей   и   выявление потенциальных   возможностей   для   их   развития   у   учащихся».   Опыт   многих отечественных   и   иностранных   педагогов   свидетельствует   о   вероятности успешного   формирования   у   учащихся   качеств   творческой   личности.   Для этого учащимся следует давать максимум возможностей, для испытания себя в творчестве, причем начинать необходимо с простых заданий. Усваивая опыт творческой   деятельности,   характерные   для   нее   процедуры,   учащиеся 20 приобретают способности видоизменять те стереотипы мышления, которым они   уже   научились,   учатся   отказываться   от   стереотипов,   конструировать новые   подходы   к   осознанию   ранее   усвоенного   или   нового   содержания[ 35,c.144] Современная   наука   характеризует   термином   "дополнительное образование"   всю   ту   сферу   образования,   которая   находится   за   пределами общеобразовательного   государственного   стандарта.  По   своему   содержанию   В дополнительное   образование   детей   является   всеохватывающим. окружающей   нас   действительности,   будь   то   живая   или   неживая   природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло  бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно   в   состоянии   удовлетворить   самые   разнообразные   интересы   личности. [21,c.135]. 21 I.2 Роль дополнительного образования в творческом развитии личности Развитие   культуры,   культурный   прогресс,   происходит   за   счет   таких двигателей,   как   гениальные   личности,   талантливые   люди.   Их   уникальное сознание   способно   придумывать   новые   формы   искусства,   новые   стили   и оттенки   уже   созданного.   Изначально   таким   людям   не   доверяют,   их   не слушают, но позже к ним обязательно приходит признание, и их имена, вместе с новыми идеями остаются в памяти на долгие годы. Тенденция недоверия, а позже   признания,   тянется   сквозь   всю   историю   искусства,   однако   к настоящему   времени   можно   увидеть   некоторые   изменения.   Умение неординарно мыслить становится востребованным качеством, большой багаж знаний и навыков порой не просто приветствуется, а является обязательным.[ 10,c. 147] Возрастание потребности в творческих, активных и разносторонне развитых личностях, наряду с ростом требований к уровню знаний, которыми должен обладать школьник, обусловлено ускорением темпов развития современного общества: на протяжении жизни одного поколения происходят неоднократные и   крупные   изменения   в   политической   карте   мира,   в   производстве,   сфере потребления и в образе жизни. Задача образовательных учреждений состоит уже   не   только,   в   том,   чтобы   наполнить   головы   подрастающего   поколения знаниями истории, математики и других дисциплин, но и подготовить детей к жизни в быстро меняющихся условиях. Общее школьное образование направлено на изучение конкретных предметов, а   подходы,   используемые   при   обучении,   определяют   формальность образования. Учитель, объясняя материал, ориентируется на средний уровень знаний учеников. При этом школьники, находящиеся на более низком уровне, «слабые»   в   данной   дисциплине,   в   силу   собственных   склонностей,   имеют 22 такую же возможность усвоить урок, как и не придать ему значения вовсе. Что же касается «сильных» и заинтересованных ребят, они просто скучают, не получая знаний необходимого им более высокого уровня[52,c.10­12]. Стратегия современного школьного образования лишь отчасти направлена на возможность учащихся развиваться как личность, посредством развития своих творческих способностей. При всей несомненной теоретической и прикладной значимости многочисленных исследований этой проблемы следует отметить, что в условиях модернизации системы образования она остается открытой для научного поиска. Современная школа испытывает острую необходимость в   обосновании   и   разработке   теоретико­методологических   аспектов   и адекватном   технологическом   обеспечении   процесса   развития   творческого потенциала личности.[8,c.3­5] Основное   общее   образование   —   это   промежуточная   ступень   среднего (полного)   общего   образования   Российской   Федерации,   являющегося центральным звеном системы образования РФ, которая включает в себя: ∙ средние общеобразовательные школы; ∙ школы с углубленным изучением отдельных предметов; ∙ гимназии; ∙ вечерние школы В   соответствии   с   действующим   законодательством,   основное   общее образование является обязательным и общедоступным.[16,c .188] Различие этих двух учреждений заключается в их направленности, а именно общее образование в лице средней школы ставит своей целью дать общие и разнонаправленные   знания,  и,   что   важно,  в   обязательном   порядке.  В   свою 23 очередь дополнительное образование в лице школ искусств, кружков и секций по   интересам   занимается   развитием   личности   в   направлениях, соответствующих способностям и интересам учащихся.[ 10,c.147] Дополнительное   образование,   существующее   как   под   крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, дает возможность школьнику   искать,   выбирать,   использовать   свои   силы   и   творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации   и   реализации   личности,   позволяющих   в   будущем   занять достойное место в обществе.[2,c.28] Специфика   дополнительного   образования   заключается   в   увеличении пространства   для   развития   творческой,   познавательной   активности школьников;   помощи   ребенку   развить   и   реализовать   лучшие   личностные качества;   способствовании   в   решении   проблемы   социальной   адаптации   и профессионального самоопределения школьников.[19,c.256] Дополнительное образование,   в   отличие   от   общего,   является   личностно­ориентированным. Личностно­ориентированное образование — это такое образование, которое необходимо для решения проблем, значимых для личности. Оно обеспечивает возможность использования таких способов решения проблем, которые будут способствовать   развитию   личности,   ее   интеллектуального   и   духовного потенциала. Образованный   человек   —   это   энциклопедист   и   авторитет   в   любой   сфере, интеллигент и активный член гражданского общества, преуспевающий в своей профессии работник? Каков в таком случае «взгляд» из сферы культуры? Если   двигателем   и   ретранслятором   (посредником)   культуры   выступает творческая   личность,   то   какая   из   форм   образования   способна   заложить   в человеке   стремление   к   творчеству   и   развить   его   творческий   потенциал? Очевидно,   что   внимание   к   духовным   потребностям   человека   и   участие   в 24 развитии   его   творческих   способностей   должно   сопровождать   человека   с самого юного возраста, а, следовательно, основным агентом (участник) этого процесса  выступает  общее  образование.[18,c.176]  Таким образом,  основной проблемой   работы   является   выявление   форм   образовательной   практики   в рамках общей системы образования, способствующей развитию творческого потенциала   личности.   Учебная   программа   общеобразовательной   школы   не готова   развивать   в   учащихся   творческие   способности.  При   этом   эксперты общего   образования   подчеркивают,   что   в   образовательном   процессе инициатором   должен   быть   ученик.   Преподаватели   дополнительного образования,   напротив,   оставляют   ведущее   место   преподавателю,   как состоявшейся творческой личности, которая способна разглядеть склонности учащихся и помочь их развивать. Проблема   кадрового   состава   современной   общеобразовательной   школы,   ее неспособность   оказать   учащимся   достаточную   помощь   в   развитии   их творческих способностей, а также гибко реагировать на смену интересов и освоение   ребенком   новых   областей   творчества,   оценивается   экспертами единогласно.  Наличие   в   коллективе   представителей   творческих   профессий для   преподавателей   как   общего,   так   и   дополнительного   образования представляется необходимым.[12,с.157] Педагоги   общего   образования   указывают   на   необходимость   привлечения «творческих» кадров в коллектив, в связи с наличием в школьной программе таких   предметов   как   «Музыка   и   живопись   движение».   «…Педагоги, привлеченные   сюда   не   учителя­предметники,   а   именно   специалисты   той сферы: хореографы, музыканты, художники». Только за счет этих кадров, по мнению представителей общеобразовательных школ, и может осуществляться проведение занятий, не представленных в общеобразовательном стандарте.[ 45,с.32] 25 Педагоги дополнительного образования обращают внимание на то, что именно   могут специалисты­профессионалы   творческой   сферы   деятельности, правильно   построить   свои   занятия   так,   «чтобы   занятия   не   были   простым развлечением, а были содержательными и, в то же время, поучительными. Для этого нужен профессионал».[48, с .158] Отсюда   можно   сделать   вывод   о   том,   что   общеобразовательные   школы нуждаются   в   специалистах   творческих   профессий,   но   при   этом взаимодействие   с   учреждениями   дополнительного   образования   происходит редко и носит непостоянный характер. Несмотря на то, что в последние годы в   учреждениях   дополнительного   образования   детей   получили   развитие объединения   социально­педагогического   направления,   «…ориентированные на   корректировку   и   развитие   психических   свойств   личности,   творческих способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию досуга детей   и   подростков…»   использование   подобных   развивающих   программ воспринимается   как   необязательное   и   затрагивает   не   весь   педагогический состав.[10, с. 183]. Ситуацию взаимодействия учреждений общего и дополнительно образования могли бы изменить в лучшую сторону такие проекты, как создание учебно­ воспитательного   комплекса,   затрагивающего   образование   детей,   начиная   с начальной ступени, т. е. детского сада, и заканчивая одиннадцатым классом. В этом   случае   специалисты­психологи,   преподаватели   общих   и   специальных дисциплин  тесно сотрудничают с педагогами дополнительного образования ради общей цели.[13, с. 520] Анализируя   проблему   кадрового   состава,   стоит   отметить   согласие   сфер общего и дополнительного образования по проблеме необходимости наличия специалистов   творческих   профессий   среди   педагогов   общих   дисциплин. Зачастую эта проблема решается за счет работы заместителей директора по учебно­воспитательной   работе,   в   чьи   обязанности   входит   организация 26 праздников   и   творческих   вечеров.   Однако   это   предполагает   постоянную нагрузку, зачастую  не  измеряемую  количеством   часов, и  ненормированный рабочий день. Следует также отметить, что знания педагога­организатора по вопросу   развития   и   воспитания   детей,   как   правило,   носят   универсальный характер, и, несмотря на творческий подход к своему делу и несомненную компетентность педагога (что также, как правило, наблюдается у людей этой должности),   для   эффективной   организации   учебного   процесса   все   же требуется   привлечение   узких   специалистов.   Инициативы   со   стороны учащихся   по   организации   дополнительных   творческих   занятий   или   не   находят   поддержки   со   стороны   администрации мероприятий, общеобразовательной школы.[19, с.256] Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   общеобразовательная программа   не   динамична,   не   способна   мобильно   изменяться, корректироваться   или   дополняться   в   течение   учебного   года.   Стандарты остаются неизменными, не смотря на изменения потребностей подрастающего поколения, из чего рождается их недовольство своим обучением в школе. Недостаточное   участие   общеобразовательных   учреждений   в   развитии творческих   способностей   школьника,   вопреки   осознанию   важности   и необходимости решения этой проблемы. Преподаватели   каждой   сферы   образования   подчеркивают   важную   роль развития   творческих   способностей   как   необходимого   условия   хорошего образования   в   целом.   При   этом   представители   общего   образования характеризуют   творческие   способности   как   способность   создавать   что­то новое и умение приспосабливаться к быстроменяющимся условиям. В свою очередь   эксперты   дополнительного   образования   отмечают   необходимость того, что «творческий подход нужен в любой отрасли», а открытие в себе способностей приводит к тому, что «Человек будет интересен самому себе». 27 Преподаватели   общего   и   дополнительного   образования   солидарны   между собой   относительно   этой   проблемы.   Однако   в   системе   дополнительного образования, решение данной проблемы является основной целью, а в системе общего образования желательным эффектом в процессе обучения.[3,с.19] Противоречие между появлением больших возможностей помочь ученику в развитии   его   творческого   потенциала,   за   счет   развития   педагогических технологий и увеличением учебного блока. При попытке оценить ситуацию в общеобразовательной школе за последние несколько лет, эксперты общего образования указывают на то, что учебный блок   пытаются   «разгрузить,   но   программные   материалы   огромные   и современному школьнику трудно учиться», несмотря на попытку облегчить обучение,   посредством   уменьшения   объемов   учебного   материала.   Что касается   появления   больших   возможностей   для   развития   творческого потенциала   школьников,   то   «изменения   идут,   за   счет   педагогических технологий, если есть у педагога желание и возможность».[8,с. 3­5] Следовательно, противоречие сохраняется, общеобразовательные учреждения все   также   настроены   на   то,   чтобы   учащиеся,   в   первую   очередь,   усвоили учебный   блок,   что   же   касается   внедрения   воспитательных   программ,   для этого не редко не остается сил и желания у самих педагогов. По проблеме отсутствия сотрудничества между общеобразовательной школой и   учреждениями   дополнительного   образования,   преподаватели дополнительного   образования   придерживаются   мнения,   что   объединение может быть только кратковременным, например, для проведения совместного мероприятия.   Но   если   говорить,   о   долгосрочном   объединении,   с   целью выявления творческих способностей учащихся, то эксперты дополнительного образования   склонны   считать,   что   «развивать   может   только   начальное 28 профессиональное   ­­   то   есть   дополнительное   образование»,   в   собственных стенах.[4 ,с.565] Анализируя   проблемы   развития   системы   общего   и   дополнительного образования,   можно   отметить   тенденцию   «разграничения   обязательств» обучения   обязательного   и   желаемого.   Каждая   из   образовательных   сфер отчетливо понимает важность и ценность развития творческих способностей, но   при   этом   общее   образование   склоняется   в   сторону   выполнения   своего прямого долга. В свою очередь дополнительное образование с одной стороны работает   с   детьми   со   всей   ответственностью,   подчеркивая   свои   умение   и готовность   развивать   способности   любого   приходящего   к   ним   ученика,   с другой же стороны не видит общих «точек соприкосновения» с учреждениями общего образования. В настоящее время ценность личности, ее уникальности и   творческих   способностей,   остается   осознанной   не   в   полной   мере,   как работниками   общего,   так   и   дополнительного   образования,   т.   е.   людей, непосредственно   включенных   в   сферу   деятельности   дополнительного образования.   Образовательные   программы,   осуществляемые   в   учреждениях общего   образования   реализуются   без   воспитательной   составляющей,   не смотря   на   ее   наличие,   что   подчеркивает   разделение   в   сознании педагогического   коллектива   образовательного   и   воспитательного   аспектов учебного процесса.[51, с.10­12] Высокая востребованность социально — активных, разносторонне развитых и неординарно мыслящих людей в современном обществе является феноменом сложным и многогранным, в силу того, что становление таких личностей — процесс   непростой.   Развитие   творческой   личности,   ее   способностей   и талантов   осуществляется   главным   образом   с   помощью   процессов социализации, которые происходят в таких социальных институтах как семья и   школа.   Социализация   детей   в   школах   характеризуется   процессом 29 становления личности и развитием ее склонностей, способностей и талантов. [20, с.260] Во­первых,   особенность   функционирования   учреждений   дополнительного образования   и   специфика   их   работы   заключается   главным   образом   в огромном потенциале педагогического состава и индивидуального подхода к обучению   детей.   Учреждения   дополнительного   образования   предоставляют обучающимся право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания, а также в целенаправленной   организации   сотворчества   детей   и   взрослых   (учеников, педагогов и родителей).[19,с.256] Во­вторых, деятельность учреждений общего и дополнительного образования зачастую не связаны между собой, что вызывает противоречия в их работе, от нестабильности   расписания   занятий,   до   противоречий   в   осуществлении воспитательных   программ,   сбоев   в   работе.   Общеобразовательные   школы многие   годы   осуществляют   массовый,   универсальный   подход   в   обучении уникальных   характеров   и   индивидуальностей,   в   то   время   как   учреждения дополнительного   образования   реализуют   персональную   ориентацию образовательного   процесса   на   ученика,   акцентирование   внимания   на возможностях   ученика,   а   не   на   универсальный   стандарт   должного   объема знаний и умений.[ 3 ,с .19] Подходы к образованию и воспитанию различны, а порой противоположны. Не находя внимания и поддержки, а главное ответов на свои вопросы в стенах общеобразовательной   школы,   еще   не   состоявшаяся   личность   имеет возможность найти все это в школах искусств, кружках по интересам и т. д., в этом случае авторитет общеобразовательной школы в глазах ребенка падает и обучение в ее стенах теряет смысл .[16, с. 188] 30 В­третьих,   в   силу   того,   что   общеобразовательные   учреждения   негласно передали свою воспитательную функцию дополнительному образованию (за исключением   отдельных   представителей   педагогического   коллектива), оставив   образовательную   функцию   в   своих   руках,   дополнительное образование   выполняет   в   развитии   творческого   потенциала   личности исключительную роль. Учреждения дополнительного образования являются единственными в своем роде, ставящими своей целью — развитие творческих способностей всех приходящих в это заведение.[10,c. 147] Таким   образом   роль   дополнительного   образования   в   творческом   развитии личности   рассматривается   как   процесс   формирования   установок мотивационной   культуры   детей,   отношения   ребенка   к   самому   себе,   к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.   Содержание   воспитания   в   учреждениях   общего   образования определяется   диапазоном   разработок   образовательных   программ, возможности   которых   в   решении   проблемы   воспитания   социальной активности детей обладают большим потенциалом, но реализуются далеко не полностью.   Основной   причиной   низкой   эффективности   воспитания творческих   способностей   детей   в   общеобразовательных   учреждениях,   как показывают результаты исследования, является отсутствие целенаправленной установки на организацию данного процесса. Изменение ситуации возможно при   внедрении   работы   учреждений   дополнительного   образования   в образовательно­воспитательный общего учреждений     процесс   образования[21,c. 135] 31 Глава   II.   Творческое   развитие   личности   в   условиях   деятельности Каменской   детской   школы   искусств   Кабанского   района   Республики Бурятия II.1   Основные   направления   деятельности   детской   школы   искусств   по творческому развитию личности в условиях современного российского общества. В   последнее   десятилетие   в   системе   художественного   образования Российской Федерации происходят существенные изменения, обусловленные новой   социально­экономической   ситуацией   переустройства   Российского государства,   вхождением   России   в   мировую   культурно­образовательную среду,   процессом   переосмысления   целей   и   задач,   поставленных   перед отечественным образованием. Министерство   культуры   Российской   Федерации,   осуществляя последовательную   политику   в   области   художественного   воспитания   и образования   детей   и   молодежи,   исходит   из   принципиального   понимания культуры как важнейшего условия свободного и разностороннего развития личности,   как   одного   из   основополагающих   факторов   социально­ экономического   развития   государства   и   становления   в   нашей   стране гражданского общества.[1,с.21] 32 Данные   концептуальные   подходы   стали   предметом   обсуждения участниками Коллегии Министерства культуры Российской Федерации «Дети и культура», заседание которой состоялось 2 марта 2004 года.     В докладе, прозвучавшем   на   Коллегии,   отмечалось,   что   «художественно­эстетическое воспитание, приобщение детей к культуре следует рассматривать не просто в числе   важных   направлений   культурной   политики,   но   как   проблему общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее Российского Государства». И далее«… без глубокого осознания на всех   уровнях   государственной   власти   этого   фундаментального   значения культуры   в   жизни   общества   все   принимаемые   решения   по   вопросам воспитания и образования рискуют остаться не более чем декларативными документами»[1,с.21] Особенно остро, в связи с этим, встает вопрос об определении роли и места образовательных учреждений культуры и искусства различных типов и видов в общегосударственной образовательной системе. Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во­ первых, его специфическими  условиями, во­вторых, целями и задачами, в­ третьих, социально­культурными и социально­экономическими факторами. Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях: ­ личностный рост ребенка; ­   совершенствование   и   развитие   его   в   избранном   виде   деятельности,   т.е. предметно­деятельной сфере; ­ повышение его функциональной грамотности. Соответственно   каждое   направление   требует   организации   педагогически продуманных   условий   с   учетом   возможностей   данного   возраста   детей.[ 4,с.565] 33 Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по­  дополнительное  художественно­эстетическое прежнему   является образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное   творчество   происходит   передача   духовного   опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. [16,с.188]   Его   роль   значительно   возросла   за   счет   создания   благоприятных условий   для   приобщения   детей   к   искусству   в   условиях   образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным   обучением   искусства,   профильных   художественных   классов. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей   и   интересов   располагают   множество   учреждений дополнительного образования художественно­эстетической направленности, в том   числе,   центры   народных   промыслов,   творческие   мастерские,   студии, школы   искусств   и   другие   объединения,   способствующие   воспитанию   ранней   профессиональной   ориентации   и творческой   личности, самоопределению   ребенка,   получению   обучающимися   основ   будущего профессионального образования.[3,с19 ] Детские школы искусств наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное   духовное   самосовершенствование   и   самоопределение   детей. Занятия   в   них,   будучи   необязательными,   естественно   «достраивают» незаполненные   промежутки   непрерывного   гражданского   становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий в учреждениях дополнительного   образования   эстетического   направления   положительным образом   влияют   на   характер   самоорганизации   всей   последующей жизнедеятельности   человека,   помогают   более   осознанно   и   удачно   найти идеальную модель будущей профессии.[ 10с.147] Сегодня весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, «формировании 34 особого типа личностей, способных по новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной   жизни   и   жизни   других   людей.   И   эта   ответственная   задача   в полной мере возлагается на плечи молодого поколения, на тех, кто сделает жизнь интереснее и насыщеннее. Духовно – нравственные качества личности становятся   непременным   условием   создания   экономики,   обращенной   к человеку, появления масштабных творческих личностей, интеллигентов, а не бессловесных исполнителей.[16,с.188] . В   решении   этих   задач   преимущество   у   учреждений   дополнительного образования, в том числе и у детской школы искусств. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса», они дают детям   широкие   возможности   для   улучшения   психологического   здоровья, снимают каждодневное напряжение от заформализованной школьной жизни, формируя   опыт   творческого   поведения   в   повседневной   жизни.   Наиболее интенсивное   развитие   творческой   и   социально   полноценной   личности происходит   не   на   уроке,   как   полагает   большинство   педагогов,   а   в   сфере свободного общения, труда, игр, увлекательной деятельности.[20,с.260] Детские школы искусств ­ это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное   развитие   личности   с   учетом   способностей,   интересов   и дарований.   Здесь   происходит   «процесс   формирования   таких   важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как:  ­ положительное отношение к собственной жизни, благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным;   способность   к   непрерывному   творчеству   и   духовному ­ самосовершенствованию; ­   социальная   ответственность,   проявляющаяся   в   заботе   о   благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; 35 ­ культура досуговой деятельности». Деятельность школы искусств ­ это «педагогический процесс со своими особенностями,   своей   организацией   и   оснащением,   фундаментом   которого являются   завоевания   внешкольного   образования   и   воспитания,   которое позволяет   выстроить   единое   культурно   –   образовательное   пространство всестороннего и гармоничного развития личности путем интеграции с базовым образованием». [10,с.147] Мастерство   и   культура   ­   объективная   необходимость   внешкольного педагогического процесса, для различных категорий и групп населения. Таким образом, цель детской школы искусств на современном этапе ­ правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения.   Занимаясь   в   ДШИ,   оригинально   сочетающих   коллективное   и индивидуальное   творчество,   ребенок   сам   волен   выбирать   любимые   виды деятельности, без страха смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно   –   творческих   умений   и   способности   к   самостоятельности   в программировании и организации будущего самообучения. Школа и школа искусств должны быть союзниками в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми   способностями   и   талантами   творческого   человека.   Разумное соединение   школьной   и   внешкольной   воспитательной   стратегии   означает начало качественно нового подхода к созиданию личности и имеет большое будущее.   Задача   педагогического   коллектива   детской   школы   искусств   ­ выработать   механизмы,   структуры   нового   качества,   нового   содержания, бережно   относясь   ко   всему   наработанному   и   накопленному   практикой. [10,с.3­15] Важно помнить, что ребенок и подросток приходит не в кружок, а в образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность за его 36 развитие. ДШИ в системе дополнительного образования детей ­ это система взаимосвязанных,   преемственных   программ   одного   профиля,   позволяющих обучающимся   освоить   (самостоятельно   выбрать)   тот   или   иной   уровень образования.   Как   правило,   такие   школы   решают   комплексные   и разноуровневые   задачи   поэтапной   предпрофессиональной   или   начальной профессиональной подготовки.[29,с.201] Детские школы искусств отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания,   навыки,   умения;   учебный   план,   учитывающий   пожелания   детей   и родителей по созданию факультативов; организации индивидуальной работы; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей   соответствующего   итогового   документа, полученный уровень образования.    подтверждающего Для таких школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов, которая представлена совместными   достижениями   и   традициями,   особыми   атрибутами   и символами, наличием преемственности между ступенями обучения. У школ есть   свой   менталитет, жизнедеятельности[20,с.260].   закрепленный   культурой,   особым   стилем Содержание   учреждения   дополнительного   образования   детей   обуславливается:  ­ его специфическими условиями;  ­ только ему характерными целями и задачами;  ­ социально–культурными и социально­экономическими факторами. Развитие   ребенка   в   процессе   обучения   в   школе   искусств осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:  ­ личностный рост ребенка;  ­   совершенствование   и   развитие   его   в   избранном   виде   деятельности, т. е. предметно–деятельной сфере;  37 ­ повышение его функциональной грамотности.  Каменская   детская   школа   искусств       осуществляет   свою   деятельность вхудожественно­эстетическом,духовно­нравственном,гражданско­ патриотическом,культурно­ просветительном направлении. Каменская   музыкальная   школа   была   образована   20   июля   1964   года   был подписан   приказ   об   официальном   её   открытии   пятьдесят   три   года     назад тридцать ребят, 15 баянистов и 15 пианистов, на конкурсной основе стали учащимися школы.   Сегодня   свыше   120 детей спешат на занятия в школу искусств, здесь они учатся играть на фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре, синтезаторе, занимаются эстрадным вокалом, художественным творчеством (отделение   изобразительных   искусств),   учатся   танцевать   классические, народные и современные танцы.   Преподаватели   школы   в   количестве   10   человек   в   основном   её выпускники,   это   творческий,   инициативный   и   дружный   коллектив.   94% преподавателей   имеют   высшую   и   первую   категории,   трое   из   них   ­   звание «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». В школе созданы творческие коллективы: хоры «Колибри» и  «Элегия»,     художественное   отделение танцевальный   коллектив   «Контрданс», «Акварель»,   «Образцовый   детский   художественный   коллектив   оркестр «Радуга». Учащиеся   школы   стабильно   показывают   хорошие   результаты   на конкурсах   различного   уровня:   ­   это   лауреаты   международного   конкурса «Найдал» Рженев Евгений и Колесников Василий,   лауреаты и дипломанты  Конева республиканских   конкурсов   и   олимпиад   Бурдуковская   Олеся,   Евгения,   Голяк   Настя.   и   множество   лауреатов   и   призеров   районных конкурсов и фестивалей,   как среди солистов, так и среди ансамблей.Хотя отделение изобразительного искусства открыто 6 лет назад, его воспитанники 38 добиваются   отличных   результатов:   более   20   призеров   и   дипломантов   всероссийских,   республиканских   и   районных   конкурсов.Учащиеся   школы часто выступают с концертами  на сценических площадках поселка и района, поддерживается   тесная   связь   с   общеобразовательными   школами,   Д\С, библиотеками,  с молодежным   центром  досуга  «Сибирь»  и предприятиями п. Каменск. Муниципальное   автономное   учреждение   дополнительного   образования «Каменская   детская   школа   искусств»   муниципального   образования «Кабанский район» Республики Бурятия занимает видное место в системе музыкального   образования   и   воспитания   в   республике   Бурятия. Расположенная   в   центральной   части   поселка   Каменск   по   адресу:   улица Прибайкальская   1,   она   является   неотъемлемой   частью   культурной   жизни Кабанского   района.     Школа   работает   по   художественно­эстетическому направлению   в   двух   отделениях   музыкально­исполнительское   и изобразительное   искусство   по   программам   Федерально­государственного требования.Более   50   лет   Каменская   Детская   школа   искусств   ведет музыкально­образовательную   и   культурно­просветительную   деятельность. Сохранение   традиций   и   вместе   с   тем   формирование   и   поддержка   новых направлений   в   сфере   музыкального   образования   позволяет   нам   динамично развиваться.   Коллективом   школы   обеспечивается   личностно­ориентированный подход к воспитанию и образованию учащихся.   Педагогический коллектив школы   –   это   беззаветно   преданные   своему   делу   специалисты,   искренне любящие   свою   работу,   своих   учеников   и   решающие   вместе   с   ними   самые сложные творческие задачи.Ученики и преподаватели школы ведут активную концертную   деятельность,   принимают   участие   во   многих   конкурсах, фестивалях и выставках, с которых возвращаются с наградами. За эти годы 39

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"

Научно-исследовательская работа "Дополнительное образование детей как творческое развитие личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018