Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
13.02.2017
Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)
Научно-исследовательская работа «Мифологизмы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» базируется на анализе текста романа с точки зрения той роли, которую играют в нем мифологические образы. В работе содержится классификация мифологизмов на образы, используемые для характеристики героев, раскрытия их внутреннего мира, образы, используемые для создания символического значения отдельных эпизодов романа и образы, раскрывающие внутренний мир автора. Данная работа является хорошим подспорьем для более глубокого изучения романа в школе и понимания его содержания и подтекста.
Научно.docx
Мифологизмы  в романе А. С. Пушкина             «Евгений Онегин»                Научно­исследовательская работа.           Выполнила                                                                 Мецлер Л. В.,                                                                учитель русского языка и литературы. Содержание.         Введение.                                                                                                           3­4 1.  Классификация мифологизмов, используемых в романе  «Евгений Онегин».                                                                                        5 2. Мифологические образы, используемые для характеристики героев, раскрытия их  внутреннего мира.                                                                                         5­11 3. Мифологические образы, используемые для создания символического значения  отдельных эпизодов романа.                                                                        11­13 4. Мифологические образы, раскрывающие внутренний мир автора.         13­15 Заключение.                                                                                                           16 Список использованной литературы.                                                                  17 Приложения.                              2 Введение. Мы часто встречаем образы, взятые из мифов, в художественной литературе, но, к сожалению, не всегда осознаем, какую роль они играют. Одной из причин этого является то, что мы перестали понимать древнейший пласт  мифологии. Имена древних богов без перевода нам теперь ничего не говорят , не имеют  смысла, не раскрывают инстинктивно понимаемые когда­то связи между базовыми  мифологическими персонажами, – а это  свидетельство того, что все мы «немного  иностранцы» в когда­то собственной культуре.» Не знаю, кто виноват в том, что народ перестал понимать собственную культуру и  мифологию, но это явно не Александр Сергеевич. Пушкин дал старым образам новую жизнь,  он вложил в это свой талант поэта и свое восприятие тех преданий, которые рассказывала ему его няня, тех древних мифологических образов, которые почерпнул в мировой культуре. Понимание мифологических контекстов и сюжетов ­  это теперь удел специалистов узкой  направленности, а не широких масс. Правда, такая участь свойственна древней мифологии  всего мира. Гениальность Пушкина состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего  языка, выбрать из нее живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое. Немаловажную роль сыграло использование поэтом колоссального запаса мифологических  образов. «Есть два рода бессмыслицы, — писал Пушкин, — одна происходит от недостатка  чувств и мыслей, заменяемого словами, другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка  слов для их выражения». Вопрос о том, как подыскать соответствующие слова для передачи  мысли. Искусство писателя — в поиске. Мифология явилась для поэта целым открытием, так как несла в себе не только донаучные  представления о мире и человеке, зачатки религии, философии, политических теорий, но и  специфику мифологического мышления и языка — метафоричность и образность. Поэт глубоко убежден, что настоящая образность языка рождается на основе точного, но  емкого слова и на основе слова с четко обрисованными смысловыми контурами. И мифология дает в этом смысле уникальный материал, равного которому не может дать ни  одна область литературоведения и языкознания. «Не наружные формы слова определяют  развитие языка, а мышление, которое составляет главное содержание языка». А  мифологическое мышление обладает известным логическим и психологическим  своеобразием, мифотворчество является древнейшей формой, своего рода символическим  языком, в терминах которого человек объяснял мир, общество и самого себя. 3 А. С. Пушкин как реформатор русского литературного языка дал простор в своей поэзии и  новую жизнь мифологическим  образам. Цель: Исследование мифологизмов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».  Задачи:       1) Проанализировать  роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”с точки зрения  употребляемых в нем мифологизмов.        2)Определить роль мифологических образов в романе «Евгений Онегин»       3) Создать словарь  мифологизмов, употребляемых в романе «Евгений Онегин». Объект исследования: Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.   Предмет исследования – мифологизмы. Методы исследования:  Изучение и анализ романа.  Изучение разнообразной критической литературы по данной теме.  Сопоставительный анализ литературоведческих источников.  Систематизация и обобщение полученного материала.  Актуальность   данной работы заключается в том, что современная литература не может существовать без фундамента, который зиждется на античной мифологии. Иначе говоря, без прошлого   нет   настоящего   и,   уж   тем   более,   нет   будущего.   Знания,   заложенные   в бесхитростных древних легендах и мифах, оказались универсальными и актуальными и по сей день. Мифологических словарей сравнительно мало, и они, зачастую, объемные. Не в каждой семейной библиотеке имеется такая книга. Чаще всего словари написаны сухим, научным языком, что вызывает затруднение для понимания. Поэтому автор данной работы в качестве одной   из   главных   целей  поставил   перед   собой   составить   краткий,   доступный   словарь мифологизмов, употребляемых в романе Пушкина. Практическая   направленность   работы  состоит   в   том,   что   при   изучении   романа «Евгений Онегин» встречающиеся иносказания могут затруднить восприятие и понимание текста. Не зная смысла представления мифологических героев, трудно улавливать скрытую в тексте   информацию,   адекватно   декодировать   её,   чтобы   в   результате   наиболее   полно 4 представить   себе   воспроизведённую   картину   русского   общества,   взятого   в   одном   из интереснейших   моментов   его   развития.   Сжатая,   но   содержательная   информация   о мифологических образах и их стилистической роли в тексте, помогут увидеть более ярко и образно всю художественную и историческую ценность произведения, которую хотел донести до нас Пушкин.                                                                    1. Классификация мифологизмов, используемых в романе «Евгений Онегин». 5. Мифологические образы, используемые для характеристики героев, раскрытия их  внутреннего мира. 6. Мифологические образы, используемые для создания символического значения  отдельных эпизодов романа. 7. Мифологические образы, раскрывающие внутренний мир автора.                                                         2. Мифологические образы, используемые для характеристики героев, раскрытия  их внутреннего мира.   Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в период с 1823—1831,  является одним из самых значительных произведений в русской литературе. Уже тогда его современники заметили, что “Евгений Онегин” – это «энциклопедия русской  жизни» в прямом смысле слова. Мифологические  образы играют далеко не последнюю роль в романе. Без их использования герои романа не обладали бы такой  притягательной силой, которая делает их возвышенными и романтичными.   Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Имена главных героев  греческого происхождения.        Имя Евгений происходит от греческого слова «евгенес» — благородный .  Евгений Онегин — образец всего самого нерешительного, циничного, бесстрастного —  и утонченного, обаятельного, что есть в мужчине. Поэт говорит о герое: «Мне  нравились его черты». Но отношение автора к своему герою зачастую явно ироничное.  Он три часа, по крайней мере  Пред зеркалами проводил  И из уборной выходил  Подобный ветреной Венере ,  5 Когда, надев мужской наряд,  Богиня едет в маскарад.   Венера ­ в древнегреческой мифологии богиня любви.  С помощью этого мифологизма автор подчеркивает, что  Евгений ­  франт, он  щепетильно относился к костюмам, он мог часами просидеть у зеркал, перед тем, как  выйти в свет. Пушкин посмеивается над такой немужественной чертой Онегина. Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных. Зевс – верховное божество древнегреческого пантеона. «Повеса», «пыль», «наследник» — все эти понятия бытового, приземленного плана; между  тем мифологические образы традиционно применялись в литературе для создания особого,  торжественного настроя. Очевидно, что в данном контексте упоминание Зевеса, или Зевса, не  может восприниматься иначе, как усмешка в адрес героя романа. Таким образом,  мифологический образ здесь служит для выражения авторского отношения к Онегину.  Подобный прием повторяется в начале второй главы, где описывается деревня, полученная  героем романа в наследство. В первой главе, описывая впечатления Онегина от окружающей  его новой жизни, Пушкин пишет:  Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ И сени расширял густые Огромный запущенный сад, Приют задумчивых дриад. (II, 1) Дриады – нимфы деревьев.  Деревня для Пушкина – рай, для Онегина – «в деревне скука та же». «Задумчивые дриады» оттеняют хандру героя, показывая глубину его переживаний. Еще один мифологический образ в романе, который необходимо отметить — это образ  богини Судьбы, представление о которой в том или ином виде существовало практически у  всех европейских народов. Древние римляне изображали Судьбу в виде женщины,  движущейся вперед на колесе или на шаре. Глаза богини нередко были завязаны, а волосы  распущены. Ухвати счастье за волосы, пока оно мчится мимо тебя — вот в чем заключался  смысл подобного изображения. Но Пушкин упоминает капризную богиню в связи с ее  неблагосклонностью как к себе, так и к Онегину: Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней. 6 Фортуна – богиня судьбы. Но так ли несчастлив герой романа? Он молод, богат, любим. Чего же еще надо для счастья?  Не иронизирует ли Пушкин? Если Онегин и не чувствует себя счастливым, винить в этом он  должен лишь себя, свою бесчувственность и неумение рисковать, а не Фортуну: она­то, со  своей стороны, давала ему шанс. А вот Онегин в театре:            Ещё Амуры, черти, змеи На сцене скачут и шутят; Ещё усталые лакеи На шубах у подъезда спят,.. А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он. (гл.1, XXII)  Амур (лат.Amor ­ букв, «любовь»; Cupido — «сильная страсть»; греч. Eros — букв, «любовь») – божество любви, изображенное в виде мальчика с крылышками, вооружённого колчаном с луками. Римский Амур, Купидон, греческий Эрос, Эрот.   Пушкин имеет в виду большой китайский балет Шарля Дидло «Хензи и Тао», или «Красавица и Чудовище», написанный на бродячий сказочный сюжет, но которому герой, превращенный в чудовище злой колдуньей, благодаря преданной любви героини обретает прежнее обличье (на русской почве это сказка «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова). В романе Пушкина и балете Дидло просматривается общая нравственная линия: герой очищается   любовью  героини  и,  в  конце  концов,  своей  ответной  любовью  к ней.  Онегину словно предоставлена возможность увидеть на балетной сцене свою будущую судьбу, но этой возможностью он пренебрегает. В слове «амуры» скрыт намек на предстоящую в реальной жизни любовь Онегина, у которой будет вовсе не мелодраматическая развязка. Обращаясь к излюбленному образу Амура в начале романа, Пушкин  использует антитезу («Ещё Амуры …скачут.., а уж Онегин вышел…»),  показывая  безразличие героя к любви, тем самым предсказывая  безответную любовь Татьяны. 7 Имя персонажа Татьяна Ларина (Татьяна – это имя греческого происхождения, что  немаловажно, означает оно – устроительница, учредительница).  Образ Татьяны неслучайно связан с образом Дианы, вечно юной богини­охотницы, богини луны: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод… …при отуманенной луне… В романе Татьяна озарена «лучом  Дианы». Сейчас античная богиня олицетворяет собой луну.                       Одна, печальна под окном, Озарена лучом Дианы, Татьяна бедная не спит И в поле тёмное глядит. (VI, 2) Сам выбор Пушкиным этой античной богини для своей  любимой героини уже указывает на её неопытность, наивность, её незнание  пошлости света. Надо  сказать, что луна у Пушкина – это еще и повелительница небесных светил,  затмевающая своим чистым сиянием все вокруг.  С Дианой мы встречаемся уже в первой главе: Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И вод веселое стекло Не отражает лик Дианы… …Так уносились мы мечтой К началу жизни молодой. (I, 47) Интересно, что в первой главе, где нет Татьяны, нет и луны. Здесь в луне не видят поэзии. А лишь «видят в ней замену тусклых фонарей». Образ Дианы указывает на разность между героем и автором.          Интересно отметить, что в сцене святочного гадания, когда Татьяна кладет под подушку зеркало, желая увидеть во сне будущее, вводится образ из славянской мифологии: «Над нею  вьется Лель...». Почему не Морфей, как в другом месте романа? Видимо, таким образом  Пушкин хотел подчеркнуть исконно русские корни обрядов, которые совершаются при  святочном гадании, и представить такую же «русскую душой» Татьяну. Татьяну собираются везти в Москву, «на ярманку невест». Показывая страх героини перед будущим, автор вводит в роман образ  Цирцеи – волшебницы, дочери Гелиоса и Персы (здесь – «обольстительной красавицы, кокетки). …Московских франтов и цирцей Привлечь насмешливые взгляды! 8 О страх! нет, лучше и верней В глуши лесов остаться ей. (VII, 27) Любимая   героиня   Пушкина   станет   «законодательницей   зал»,   но   не   кокеткой,   красивой   и бездушной.  Владимир Ленский – поэт­романтик. Ленскому покровительствует муза – богиня­ покровительница творцов.  Муза являет собой символ яркости жизни и юности. Недаром в  сцене прощания с Ленским, поэт пишет и о прощании со своей юностью.  Он с лирой странствовал на свете;  Под небом Шиллера и Гете  Их поэтическим огнем  Душа воспламенялась в нем;  И муз возвышенных искусства,  Счастливец, он не постыдил…( II,9)  В своем романе Пушкин прозрачно намекает, что мифологические образы весьма  охотно использовали поэты­романтики. Автор приводит стихотворение Ленского, где  упоминается «медленная Лета» — согласно греческим мифам, так называлась река  забвения, которая течет в подземном царстве мертвых. До сих пор сохранилось  устойчивое выражение «кануть в Лету» — забыться, исчезнуть из памяти. Вот Ленский  украшает «летучие листки  альбома» Ольги: То в них рисует сельски виды, Надгробный камень, храм Киприды Или на лире голубка. (IV, 27) Киприда – древнегреческая богиня любви Афродита. Храм Киприды – храм Афродиты на Кипре. Голубь осознавался как птица Венеры, богини любви. Надгробный камень – рисунок камня с надписью «Любовь до гроба». Последний дружеский обед Онегина и Ленского автор описывает так: Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино В бутылке мёрзлой для поэта На стол тотчас принесено. Оно сверкает Ипокреной; Оно своей игрой и пеной (Подобием того­сего) Меня пленяло… (IV, 45) Оно сверкает Ипокреной – оно сверкает вдохновением (буквально «как вода мифологической Иппокрены»).  9 Иппокрена – источник на горе Геликон, вызванный к жизни ударом копыта Пегаса. Как много у поэта впереди счастливых дней, полных творческого вдохновения! И тем тяжелее читать эти строки, зная о его судьбе. Ленский еще не знает реальной жизни, он не испорчен «холодным развратом света», он искренне верит в вечность любви и в преданность дружбы. Автор как бы противопоставляет Онегина, с его холодной, мертвой душой, и восторженного Ленского.         Ольга Ларина – младшая сестра Татьяны.  Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль  Увидеть мне Филлиду эту,  Предмет и мыслей, и пера,  И слез, и рифм etcentra?.. (др.­греч.  Φυλλίς , род. пад.   Филл да ии женское имя. Это имя использовалось в поэзии вагантов (и позже вплоть до эпохи  Возрождения) как типичное имя персонажа идиллии (пасторали). Сравнение Ольги с  Филлидой вполне оправдано, ведь недаром Онегин говорит, что хоть она и нежна, мила и  простодушна, но образ её типичен и неинтересен.  молодой листок) — древнегреческое  Φυλλίδος  —    Дверь отворилась. Ольга к ней, Авроры северной алей И легче ласточки, влетает (гл.5, XXI) Аврора — в др.­римск. мифологии богиня утренней зари (в др.­греч. — Эос). Изображалась в виде прекрасной женщины с длинными золотистыми волосами и розовыми перстами (в др.­греч. мифах — розовоперстая Эос). Одевалась в одежды желто­оранжевого цвета, голову украшала сверкающей короной, накидывала плащ, усыпанный звездами. Эос (Аврора) каждый день открывает серебряные врата, через которые выходит на небосклон Солнце. Она усыпает небесный путь Солнца розами (отсюда — утреннее небо розового цвета на востоке). Из золотого сосуда богиня льет на землю росу. Аврора (поэт.) — утренняя заря, рассвет. У Пушкина сочетание «северная Аврора» встречается еще в стихотворении «Зимнее утро». 10 В   данной   строфе     обращение   к   мифологическому   образу   Авроры   помогает   Пушкину   в создании портретной характеристики Ольги. Поэт, используя метафору «Ольга… Авроры… алей» заменяет богиней утренней зари собственную характеристику героини. Таким образом, мы видим авторскую непричастность,  равнодушие к Ольге.  Истомина ­ знаменитая балерина. Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола... Дианы грудь, ланиты Флоры, Прелестны, милые друзья! Однако ножка Терпсихоры Прелестней чем­то для меня.  Терпсихора – в древнегреческой мифологии муза танцев.   В танце балерина движется  легко и изящно, подобно музе она отдает душу искусству, к которому принадлежит.  Так поэт описывает танец знаменитой балерины, «русской Терпсихоры». Здесь мифологические образы нимф — божеств родников, долин, изображавшихся в виде прелестных девушек, а также  Эола, царя ветров, служат для передачи легкости, изящества и красоты танца, мастерства  балерины. Эти образы помогают передать восхищение поэта.                                                                                       3 Мифологические образы, используемые для создания символического значения  отдельных эпизодов романа. (на примере эпизода «сон Татьяны») Описывая сон Татьяны, Пушкин обращается к народной мифологии, под которой понимается  сложный комплекс языческих представлений русского народа о демонических существах –  духах природы, хозяевах – хранителях лесов,полей, рек, о духах, связанных с земледелием,  фауной, флорой, с человеческим жилищем, двором – леших, домовых, русалках, кикиморах, о вещих снах, приметах. Это так называемая «Низшая мифология», более древняя, грубая, чем  «высшая» (представления о богах и героях), но оказавшаяся более живучей после введения  христианства. Ее персонажи были включены в разряд нечистой силы, а вера в них объявлена  «суеверием, присущим преимущественно простонародью. В 1 части сна введены символические для Руси  образы зимы,  снега, холода, мороза. Значение данных символов ­ 'смерть'. Если в народных представлениях лето, солнечный свет, тепло и  11 огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами ­ снегом,  льдом, метелью ­ с печалью и смертью. Оказаться в заснеженном лесу ­ значит попасть в  царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Данное значение подкрепляется другим  символом ­ лес. Лес символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после  смерти души праведных. Деревья ­ души усопших (вспомним традиционное сравнение  человека с деревом в русских народных песнях, загадках, сказках). Кроме того, смерть  ассоциировалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном, что нашло  отражение, например, в выражении "спать вечным сном" или пословице "сон смерти брат". Не  удивительно, что, уснув, Татьяна попала сразу в царство мертвых. Если лес ­ царство душ, то  хозяин леса ­ хозяин царства душ. Издревле хозяином леса считался медведь, которого  называли и "лесником", и "лесным чертом", и "лешим", и "лесным архимандритом". Медведь ­  хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых.  Ручей, через который Татьяна  проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Считалось, что души умерших,  чтобы попасть в загробный мир, должны были сначала переправиться через океан, реку или  ручей. Если   первое   значение   символов   "зима",   "снег",   "сугроб",   "метель"   вносит   в   толкование сновидения   тему   смерти,   то   второе   значение,   наоборот,   ­   тему   брака.   Снег   ­   символ плодородия. Считалось, что снег, как и дождь, дарит земле и человеку силу плодородия. Поэтому   белый   снежный   покров   нередко   в   древности   сравнивали   с   белым   покрывалом невесты: "Мать­Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (женишком)". По­ видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество. Тему брака продолжают и следующие два символа ­ мост через ручей и медведь. Перейти девушке через ручей ­ значит выйти замуж. Об этом древнем мотиве сна Татьяны писал А.А. Потебня   в   статье   "Переправа   через   воду   как   представления   о   браке".   В   этой   статье упоминается древнее святочное гадание на жениха: "Делают из прутиков мостики и кладут его под подушку во время сна, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина ­ будущий жених Татьяны, то есть генерал. Значение 'медведь­жених' издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С. Пушкин подчеркивает, что медведь был "косматый",   "большой   взъерошенный".   В   записях,   собранных   А.   Баловым   в   Ярославской губернии:   "Медведя   видеть   во   сне   предвещает   женитьбу   или   замужество".   В   одной   из подблюдных песен: "Медведь­пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем". Главный символ сна Татьяны ­ хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную  преследованием Татьяну медведь приносит к "шалашу":  Вдруг меж дерев шалаш убогой;  Кругом всё глушь; отвсюду он  Пустынным снегом занесен,  12 И ярко светится окошко…  Из контекста мы узнаем, что "шалаш" ­ вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и  лавками, и что хозяин дома ­ Онегин ­ что­то празднует в компании страшных чудовищ,  которых А.С. Пушкин называет "шайкой домовых". Хижина ­ "убогий домик, избушка,  лачуга" Онегина. Слово произошло от древнерусского "хиўжа" (дом, жилье, по всей  видимости, бедное, или хилое). Одно из значений слова "хижа" ­ шалаш. Вот почему в  древнерусском языке и говорах (например, сибирских) слова "шалаш" и "хижина" могли  называть один и тот же предмет.  Домовой ­ "дух хранитель и обидчик дома").  Действительно, большинство выбранных Пушкиным животных для изображения демонов  имеют определенное отношение к культу русского домового. Так, например, на месте  закладки фундамента новой избы, закапывали голову петуха (ср.: "другой с петушьей  головой"), чтобы задобрить домового. Кошка и коза ("ведьма с козьей бородой" и "полукот") ­ животные, которые имеют шерсть ­ символ достатка и плодородия. Именно поэтому они  посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, если домовой "сердился", а без кошки  не обходилось ни одно новоселье. Таково значение слов "хижина" и "домовой" в контексте  сюжета сна Татьяны. Управление "домовыми" ­ властность Онегина. Если "домовые", ­ реалии внутреннего мира  Онегина, то весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры  героя:  Он знак подаст ­ и все хлопочут;  Он пьет ­ все пьют и все кричат;  Он засмеётся ­ все хохочут;  Нахмурит брови ­ все молчат.  Эта же мысль и в эпиграфе к "Евгению Онегину": "Проникнутый тщеславием, он обладал  сверх того ещё особенной гордостью, которая возбуждает признаваться с одинаковым  равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, ­ следствие чувства  превосходства, быть может, мнимого". Второе значение символов "дом" и "домовые" наиболее важно для раскрытия значения сна: "хижина" ­ Онегин, "домовые" ­ реалии его внутреннего мира. Дом как оболочка для очага (огонь в очаге ­ душа) ассоциировался с телом человека как оболочкой души. Так, например, в детской загадке про дом: "Стоит Вахромей, брови нахмурил". В загадке про окна в доме: "Стоит Фекла, глаза мокры". В современном русском языке соотношение 'дом­человек' отражено, например, в выражении "не все дома". Смотреть в дверную щель хижины снаружи ­ пытаться понятьвнутренний мир Онегина.  Проникнуть в дом ­ стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижине  символизирует будущую любовь к ней Евгения. Исчезновение "домовых" ­ избавление от  13 прежних пороков. "Шайка домовых" сначала "смутилась", то есть встревожилась, а потом и  вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне  изменила внутренний мир героя, избавив его от "демонов". 4 Мифологические образы, раскрывающие внутренний мир автора. В лирических отступлениях встречаются мифологические образы, которые помогают нам увидеть настоящего Пушкина.  Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И вод веселое стекло Не отражает лик Дианы, Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы! ______________________________________  Адриатические волны, О Брента! нет, увижу вас И вдохновенья снова полный, Услышу ваш волшебный глас! Он свят для внуков Аполлона, По гордой лире Альбиона Он мне знаком, он мне родной. 14 Ночей Италии златой Я негой наслажусь на воле, С венецианскою младой, То говорливой, то немой, Плывя в таинственной гондоле; С ней обретут уста мои Язык Петрарки и любви. (гл.1, XLIX)   Аполлон (Феб) в греческой мифологии и религии – сын Зевса, бог­целитель и прорицатель,   покровитель   искусств.  Изображался   прекрасным   юношей   с   луком   или кифарой. Аполлон – бог света, солнца, покровитель стад, охранитель дорог, бог­врачеватель. Феб – второе имя бога Аполлона. Друзья мои, что ж толку в этом? Быть может волею небес, Я перестану быть поэтом, В меня вселился новый бес, И, Фебовы, презрев угрозы, Унижусь до смиренной прозы; Тогда роман на старый лад Займет веселый мой закат. Не муки тайные злодейства Я грозно в нем изображу, Но просто вам перескажу Преданья русского семейства, Любви пленительные сны Да нравы нашей старины. (гл.3, XIII) 15 Говоря о «Фебовых угрозах», Пушкин подразумевал то, что, перестав писать стихи и уйдя с этого поприща, он заслужит гнев своего правителя – Аполлона (Феба). Пушкин, говоря о внуках Аполлона, вносит иносказательный смысл, отождествляя  внуков Аполлона с поэтами. Очевидно изменение внутреннего состояния поэта из  возвышенного (в первой главе, где мифологический образ Аполлона используется в прямом  значении)в   приземленное.  16 Заключение. Миф,   использованный   автором   в   произведении,   приобретает   новые   черты   и значения. Авторское мышление накладывается на мышление мифопоэтическое, рождая, по сути, новый миф, несколько отличимый от своего прототипа. Именно в разнице между первичным   и   вторичным   (авторским   мифом)   кроется   заложенный   Пушкиным   смысл, подтекст, ради выражения которого он воспользовался мифом. Пушкин   использует   мифологические   образы,   чтобы   лучше,   ярче   и   колоритнее раскрыть   характеры   главных   героев,   создать   их   портретную     характеристику   героев, раскрыть   мотивы   их   поступков.Чаще   всего   мифологический   герой   используется   как организующее начало в создании художественного средства. А также образы  мифологии участвуют в раскрытии авторского отношения к герою. В   лирических   отступлениях   встречаются   мифологические   образы,   которые помогают нам увидеть настоящего Пушкина.                  По словам В.Г.Белинского, « «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина,   самое   любимое   дитя   его   фантазии,   и   можно   указать   слишком   на   немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».  17 Список использованной литературы.  Агбунов М. В. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь // М. 1993г.  .2.  А. Афанасьев. Поэтическое воззрение славян на природу.   М., «Индрик», 1994  Т.А.Волошина, С.Н.Астапов. Языческая мифология славян.  "Феникс", Ростов­на­ Дону, 1996 г.  Иллюстрированный мифологический словарь // СПБ, 1994г, ­ 327 стр.  Кибальник С.А. «Художественная философия Пушкина». // Санкт – Петербург,  1999г, ­ 198 стр.  Кун И. А. Легенды и мифы Древней Греции // М, 1975г. 250 стр.  Лотман Ю. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий // Л: Просвещение,  1983г, ­ 213 стр.  Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки 1960 – 1990.  «Евгений Онегин». Комментарий // СПБ, «Искусство СПБ», 1995г, ­ 847 стр.  Манн Ю. «Онегина» воздушная громада». Жанровые и повествовательные  особенности романа». – Газета «Литеретура». –  1999. – №9.  Б.И. Матвеев. Учебный словарь античных имён в русской поэзии. – Русский язык в  школе. – 1991. ­ №2.  Мифы древних славян. Саратов, "Надежда", 1993 г.  Михайлова Н. И. Роман «Евгений Онегин» в движении времени: Проблемы  комментария // Пушкин и современная культура – М.Наука, 1996г, ­ 136 стр.  Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, ­ 607  стр.  Салимова Л. М. Учебный словарь – комментарий // М. Оникс 21 век. Мир и  Образование. 2005г, 351 стр. 18  Словарь славянской мифологии. Е.Грушко, Ю.Медведев.   Нижний Новгород, 1995  г.  Соловей Н.Я. роман Пушкина «Евгений Онегин». // Москва. Высшая школа. 1981г, ­ 106 стр.  Шанский Н. М. Учебный словарь античных имен в русской поэзии // Ашхабад,  1990г, 211 стр.   В.Шуклин. Мифа русского народа. Екатеринбург, 1995 г. 19 20

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)

Научно-исследовательская работа "Мифологизмы в романе "Евгений Онегин" (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017