Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"
Оценка 5

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
история
Взрослым
15.02.2018
Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"
На основе архивных материалов, работ местных краеведов, интернет сайтов прослеживается история основания и деятельности земской школы в деревне Асавбашево. Данная работа дает возможность изучить организацию учебной работы, знакомит с учителями и учениками, историей строительства здания школы, учебными пособиями, школьными принадлежностями. Школы давно нет, она закрылась в 1977 году. Автор считает важным собрать сведения о школе, данная работа может быть использована в краеведческой работе, при проведении экскурсий в школьном музее.
Научно-исследовательская работа.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Семенкино муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан История Асавбашевской земской школы Научно­исследовательская работа  по краеведению  Автор работы Иванова Анна П., ученица 9 класса МБОУ СОШ с.Семенкино Руководитель Иванова Галина Ивановна, учитель  истории МБОУ СОШ с.Семенкино 1 Семенкино, 2017 Оглавление 1.Введение__________________________________________________3­4 2. История Асавбашевской земской школы. 2. 1.Школьное здание._________________________________________4­6 2. 2.Народные учителя.________________________________________6­7 2.3.Учебный год и расписание._________________________________7­8 2.4. Количество и возраст  учающихся._________________________8­10 2.5. Язык обучения.___________________________________________10 2.6. Учебные пособия._________________________________________11 2.7. Программа школьного курса._______________________________11 2.8 Лучшие выпускники школы.________________________________12 3.Заключение._______________________________________________12 2 1.Введение       Тема моей исследовательской работы «История Асавбашевской земской школы». Актуальность темы очевидна. Образование   играет важную роль в судьбе   любой   страны.   В   музее   нашей   школы   я   обнаружила   документ, составленный профессором А.А.Кондратьевым к 100­ летию школы. Данный документ составлен в 1988 году. Следовательно, школе  нашей деревни было бы 127 лет в этом году. Просмотрев книгу «Образование: вчера, сегодня, завтра » я обнаружила, что школа в деревне  Асавбашево одна из старейших в нашем   районе.   В   стране   в   то   время   открывали   школы   разные   ведомства. Земские школы по уровню преподавания, оснащенности стояли выше школ других ведомств.   Школы в деревне Асавбашево нет с 1978 года. Есть место, где стояло здание школы. Мне захотелось узнать историю нашей школы, как она работала, почему ее закрыли, кто и как работал и учился здесь.  Мне надо научиться   работать   дополнительной   литературой,   находить   полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.     Наметила план действий. В этом году изучаю дореволюционную историю школы, в следующем году историю школы советского периода.   Цель   моей   работы:   изучить   дореволюционную   историю   школы протяженностью 29 лет, так как я понимаю, отразить всю историю школы в одной работе нереально. Знание истории своей малой Родины поможет лучше узнать историю Родины, а также понять причастность каждого человека к его судьбе.  Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:  ­формировать опыт исследовательской деятельности; ­находить полезную информацию; ­научиться работать с дополнительной литературой; 3 ­учиться анализировать и делать выводы. Объект изучения: дореволюционная история земской Асавбашевской школы.           Предмет   изучения:   организация   учебной   работы   в   земской   школе. Деятельность   наиболее   известных   учителей.   Строительство   здания   школы, обеспеченность мебелью, учебными принадлежностями.      Методы исследования: поисковый, исследовательский.  Анализ   источников.   Данная   работа   написана   на   основе   источников,   В.Г.Цветкова   «Воспоминания   об   Асавбаше», собранных   в   книге   автобиографии учителя Кудряшова, статьи А.А.Кондратьева, написанной на основе архивных данных, воспоминаний С.Кириллова, личного архива жителя деревни А.И.Михайлова.      Научно ­ практическая значимость. Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории и культуры Башкортостана, при проведении экскурсий в школьном музее, в краеведческой работе. 2.Основная часть. История Асавбашевской земской школы    В   1888   году   в   Уфимской   губернии   были   открыты   училища   в   шести чувашских населенных пунктах. Кроме указанных казенных училищ в том же году   была   открыта   одна   земская   чувашская   школа   в   Асавбашеве Стерлитамакского уезда. 2.1. Школьное здание.       Более   10   лет   Асавбашевская   чувашская   школа   с   трехлетним   курсом обучения     не   имела   своего   собственного   здания,   как   писал   инспектор народных   училищ   Стерлитамакского   уезда   С.А.Дворжецкий  (1859­1939гг.) «школа существует при самых невозможных условиях, так как в д. Асавбаше не находилось ни одного сколько – нибудь сносного помещения».1 Средств на постройку   школы   земством   не   выделялось,   местные   жители   из­за   частого неурожая хлебов и трав, нищенской крестьянской жизни не проявляли особой 1 В.Г.Цветков. Воспоминания об Асавбаше. ­ Чебоксары: « Новое время», 2008 г. стр. 73. 4 заботы   к   школе.   Ежегодно   приходилось   нанимать   квартиру   для   школы   и жилье для учителя. Так, с первого сентября 1897 года была нанята квартира по   словесному   договору   в   доме   Кузьмина,   но   классная   комната   была чрезвычайно мала,(7­6­3.5 аршина) (один аршин равен71см.) при школе не было квартиры для учителя, летом 1899 года квартира школы сгорела, хотя имущество ее удалось спасти.  Большая настойчивость инспектора позволила добиться, наконец, выделения средств на строительство специального дома для   школы.   Земством   еще   1898   году   было   выделено   для   этой   цели   180 рублей, а в 1899 году решило ассигновать еще 120 рублей,   если и казною будет   отпущено   на   этот   предмет   300   рублей.   Министерством   народного просвещения   было   выделено  475  руб.  Кроме   того,  для   этой   же   цели  100 рублей было пожертвовано Стерлитамакским купцом А.В.Кузнецовым.         Всю заботу, по строительству школьного дома принял на себя инспектор С.А. Дворжецкий. Постройка дома была начата 1 сентября и закончена 22 октября 1899 года. Дом стоимостью 1200 рублей был поставлен на каменном фундаменте и покрыта железом, он вышел теплый и удобный для учителей и школы. В нем имелись один класс длиной 11, шириной 9 и высотой 4 аршина и квартира для учителя.          В 1914 году земство принимает решение открыть 2­х классное училище в селе Семенкино. Но жители села не дали разрешение на открытие школы, испугавшись   преподавания   в   школе   на   русском   языке.   Тогда   учитель Асавбашевской   школы   И.С.Кудряшов   добился   строительства   школы   в деревне Асавбашево.         Новую школу начали строить в 1914 году и завершили в 1916 году. Она была поставлена на высоком фундаменте. В здании школы было 3 классных кабинета,   учительская,   хозяйственный   уголок,   лаборатория.   Окна   были большие, классные комнаты были рассчитаны на 40­50 учащихся. Между 1 и 2   кабинетами   была   установлена   раздвижная   перегородка,   при   проведении школьных мероприятий ее убирали и получалось  одно большое помещение. 5 Школа была оснащена школьной мебелью, партами с наклонной столешницей с  откидным   краем   и   скамейка   со   спинкой   были   скреплены   между   собой. Школа также была оснащена классными досками, счетом, стенными часами, кадкой для воды, глобусом, а также книгами и учебными пособиями. Школа также   оснащалась   стальными   перьями,   карандашами,   ручками,  чернилами, чернильницам и линейками.      Школа была построена на конце улицы по левому течению реки Асава. Эта улица получила название «Школьная».  2. 2.Народные учителя.          Преподавать в начальных народных школах могли как мужчины, так и женщины,   профессия   народного   учителя   стала   первой   массовой интеллигентной   профессией,   доступной   для   женщин   на   равных   правах   с   От   преподавателей   не   требовалось   формального мужчинами. образовательного   уровня,   право   преподавания   подтверждалось   особым свидетельством   на   право   учителя   начальной   школы.   Право   преподавать   в начальной   школе   получали   окончившие   учительские   семинарии, дополнительные   педагогические   классы,   женские   гимназии   и   духовные семинарии.   Не   имевшие   этого   образовательного   уровня   кандидаты   могли сдать   экзамен   на   свидетельство,   экзамен   соответствовал   в   целом шестилетнему курсу городского училища. Учителей не хватало, поэтому в порядке   исключения   к   преподаванию   допускались   учителя,   не   имеющие свидетельства.   Так   в   Асавбашевской   школе   в   год   открытия   в   1888   году учителем   работал   не   имеющий   свидетельства   на   звание   учителя   Андрей Перов, получивший   образование   в  Зиргановском    2­х  классном     сельском училище. Законоучителем был приходской священник села Месели Алексей Иванов, выпускник Казанской духовной семинарии. После Андрея Перова учителем работал Храмов, выпускник СЦЧШ и в 1893 году его сменил Егор Антонов,   обучавшийся   в   учительской   школе.   С   1   сентября   1901   года   в Асавбашевской школе начал работать Исаакий Степанович Кудряшов. Родом 6 он   из   Белебеевского   района   деревни   Илькино.   Он   окончил   Белебеевское городское училище с похвальным листом в 1898 году. Осенью этого же года по рекомендации инспектора С.А.Дворжецкого экстерном сдал экзамены и получил   свидетельство   на   право   преподавания   в   двухклассных   школах.  В Асавбашево он проработал с небольшими перерывами до 1932 года. За свою работу он неоднократно был отмечен администрацией за хорошую работу. С сентября 1909 года учительницей в школе начинает работать Анна Сергеевна Кудряшова, выпускница СЧУ.      Заведующий школой Исаак Степанович получал 300 рублей жалованья и 60  рублей   прибавки   за   стаж.  Жалованье   Анны   Сергеевны   составляло  240 рублей. Анна Сергеевна и Исаак Степанович пользовались уважением среди коллег   и     жителей   деревни.   Выпускники   школы   без   труда   поступали     в Тряпинскую 2­х классную школу. Учителя этой  школы говорили: «Учащиеся Исаака   Степановича   с   хорошими   знаниями,   особенно   хорошие   знания показывают по математике». 2           «Наблюдать   за   формированием,   постепенным   развитием   человека, сознавать, что ты являешься двигающей силой в их формировании, развитии и познании ­ это высшее удовлетворение учителя, который посвятил силы этому большому и важному делу, ­ писал в автобиографии Исаак Степанович, ­ мы в молодые годы много сил потеряли в борьбе с косностью и темнотой в народе…».3            Учителя школы большое внимание уделяли воспитанию. И делали это ненавязчиво. Серафим Кириллов во время весеннего половодья провалился в воду, его вытащили, Исаак Степанович привел его в свой дом, напоили его чаем, высушили одежду и когда провожали домой, Анна Сергеевна сказала: «Впредь прямой дорогой не ходи.  Прямая дорога всегда опасна». И эти ее слова Кириллов запомнил на всю жизнь. 2 А.А.Кондратьев. К 100­летию Асавбашевской школы. 3 Автобиография И.С.Кудряшова 7 2.3.Учебный год и расписание       Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило,   7   месяцев   (с   1   октября   по   1   мая).   Родители   не   обязаны   были посылать детей в школу, и дети неодновременно приступали к занятиям и так же неодновременно оставляли учебу. Основной причиной короткого учебного года являлась занятость крестьянских детей.     Учеба занимала шесть дней в неделю, каждый день было 4­5 уроков с пяти ­   десятиминутными   перерывами   между   ними   и   часовым   обеденным перерывом.          Класс земской школы разделялся на три отделения, соответствующие трем   годам   обучения.   Один   учитель   в   единственной   классной   комнате проводил занятия со всеми тремя отделениями одновременно. До 1909 года Исаакий Степанович работал один с тремя классами.      Дети, как правило, не имели возможности заниматься дома ­ темные и тесные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому в  сельской школе не было домашних заданий. Сельские дети проявляли живой интерес к содержанию учебного курса, хорошо осваивали учебный материал. 2.4. Количество и возраст обучающихся.      В начале ХХ века восьмилетний возраст поступления в школу укоренился. Крестьяне   были   заинтересованы   в   более   раннем   обучении   своих   детей, потому что в 12­13 летнем возрасте дети уже были серьезными помощниками в хозяйстве.     Мальчики и девочки обучались совместно. Сведения о количестве учающихся в Асавбашевской школе по годам Учебные годы Количество мальчиков Количество окончивших Количество девочек Количество окончивших 1897­1898 1898­1899 35 40 курс 8 2 ­ ­ курс ­ ­ 8 1902­1903 1908­1909 1910­1911 1911­1912 1912­1913 1913­1914 41 54 51 48 60 ­ 5 8 ­ 6 ­ 9 4 11 10 18 31 ­ 1 ­ ­ 3 ­ 1 Данные   таблицы   показывают   количество   детей,   посещавших   школу. Посещали   школу   примерно   30   процентов   детей   школьного   возраста. Таблица показывает соотношение мальчиков и девочек в школе, количество девочек в школе растет с годами и это связано с тем, что в школе работала Анна Сергеевна. Но девочек в школе было намного меньше, это связано с традициями, когда женщина готовилась для ведения домашнего хозяйства. Другой   причиной   была   нехватка   школьных   помещений.   Так   в   1912­1913 учебном году было отказано в приеме 15 мальчикам и 12 девочкам  из­за отсутствия   вместительного   помещения.   Многие   учащиеся   выбывали   из школы до окончания учебного года, так в 1913­1914 учебном году выбыло из школы 39 детей, из них в связи с домашними и посевными работами 11, из­за недостатка обуви и одежды 10. 2.5. Язык обучения.   В России в конце 19 века проводилась политика русификации, преподавание велось на русском языке. Это явление имело отрицательный результат. Так как дети чуваш не знали русского языка, а учителями работали русские. Из воспоминания Кудряшова: «Школа в Илькино была смешанная, как называли тогда, т.е. обучались вместе чуваши и русские. Занятия велись на русском языке. Чувашам, которые держались обособленно от русских, учеба давалась с большим трудом. Учительница не знала чувашского языка. Много терпения и энергии тратила она для того, чтобы чуваши не отставали от русских. Она ввела   дополнительные   занятия   с   учениками   ­   чувашами…   Она   заслужила нашу   глубокую   любовь   и   уважение».4  Со   временем   к   выбору   методики 4 Автобиография И.С.Кудряшова 9 преподавания в нерусских школах С.А Дворжецкий исходил из требований   чувашской   начальной   школе научной   педагогики,   в   преподавании   в   произошли изменения. При проверке чувашских школ он установил «чтение составляет здесь некоторое исключение: читают не бегло и с ошибками даже в   отношении   буквенного   состава   слов;   чуваши   обучаются   сразу   русскому чтению, а не чувашскому, результаты получаются  неудачные: не понимая, читаемого, чуваши   привыкают  относиться  к  нему  поверхностно».5  Первые два года обучение было на чувашском языке, потом переходили на русский язык. 2.6. Учебные пособия     Школа обеспечивалась учебными пособиями. Например, в 1901 году было получено 5 экземпляров «Родного слова» К.Д.Ушинского для второго года обучения,   10   экземпляров   «Стихотворений   для   начальных   училищ»,   40 экземпляров   букваря   на   чувашском   языке,   15   экземпляров   «Рассказов   из священной истории», 20 экземпляров «Священной истории». При школе была библиотека, в 1897 году она имела 70 книг на 189 рублей. 2.7. Программа школьного курса        Унифицированной учебной программы не существовало. Выбор методов обучения, распределения учебного материала по годам и урокам было делом самого   учителя.   Учителя   не   выставляли   отметки   ученикам,   а   экзамены существовали лишь в очень упрощенном виде и проводились только раз – после окончания обучения.        Земские педагоги отрицательно относились к любого рода механическому запоминанию,   не   сопровождающемуся   пониманием.   Любимым   приемом обучения чтению было, пояснительное чтение.               В   1897   году   Министерство   народного   просвещения   утвердило примерную   программу   народной   школы,   которая   расширила   курс   по 5  А.А.Кондратьев. К 100­летию Асавбашевской школы. 10 правописанию   и   по   математике.   В   общей     сложности   учебная   программа земской школы был следующим. ­Закон Божий ­Чтение ­Письмо ­Арифметика В   начале   1910   года   Министерство   народного   просвещения   добавило   к обязательной программе рисование и гимнастику.     Каков   был   уровень   знаний   учащихся,   окончивших   начальную   школу,   и каковы   были   перспективы   на   продолжение   образования   видно   из выступления   учителя   И.С.Кудряшова.  Он  в  своем   выступлении   на  курсах повышения квалификации учителей в г. Стерлитамаке в 1915 году отметил: «Не   могу   не   сказать   той   горькой   истины,   что   начальная   школа,   без продолжения  образования,  весьма  мало  дает  чего­либо.  На  моих  глазах   и через мои руки проходило много способнейших ребятишек. Но они почти все потонули бесследно в пучине невежества, потому что не было под руками хороших   книг   и   не   было   материальной   возможности   каким­либо   путем научиться  большему».6 2.8 Лучшие выпускники школы            Земская Асавбашевская школа дала путь во взрослую жизнь многим нашим   односельчанам.   Это   дети   Кудряшовых   Дмитрий   и   Александра. Получив   педагогическое   образование,   они   долгие   годы   преподавали   в Белебеевском   педагогическом   училище.   Многие   наши   учителя   начальных классов    являются их воспитанниками.   Один из сыновей Ефима Цветкова Тимофей тоже работал преподавателем в Стерлитамакской гимназии.    6 Образование: Вчера, сегодня, завтра –Толбазы, 2005.­ стр.5 11 3.Заключение       В результате исследования я выяснила, как работала земская школа. Как выглядело здание школы. Познакомилась с первыми учителями, оставившими глубокий   след   в  истории   школы.  Мне   было   интересно   узнать,  чем   школа земская   отличалась   от   современной   школы.   Появилось   желание   дальше изучать историю школы до самого его закрытия.           В ходе исследования мы связались с Александрой Исааковной,   она предоставила   нам   фотографии   своих   родителей,   автобиографию   отца. Оказала нам неоценимую помощь. История школы ­ это история моей малой родины.   И   я   могу   сделать   вывод,   что   изучив   историю   школы,   я   смогла частично узнать историю малой родины.  12 1. Автобиография И.С.Кудряшова. Литература 2. М.Х.Сафин,  В.А.Ивлева. История села Семенкино, Стерлитамак, 2003 3. В.Г.Цветков. Воспоминания об Асавбаше. ­ Чебоксары: « Новое время»,  2008. 4. Образование: Вчера, сегодня, завтра –Толбазы, 2005. 5. А.А.Кондратьев. К 100­летию Асавбашевской школы. 6. https://ru.wikipedia. 7. https://glosarix.wordpress. 13

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"

Научно-исследовательская работа по краеведению "История Асавбашевской земской школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018