Пермский край Большесосновский район село Большая Соснова
МБОУ Большесосновская средняя общеобразовательная школа
Социально-гуманитарный блок:
литература
Образ Бабы Яги
Новикова Алена Вячеславовна, 6 класс
Голубева Ольга Леонидовна МБОУ Большесосновская средняя общеобразовательная школа
учитель русского языка и литературы
8(919)445-09-45
С. Большая Соснова – 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3-5
ГЛАВА 1. Общая характеристика Бабы Яги…………………………………6-10
Этимология………………………………………………………………………………..
Общая характеристика Бабы Яги………………………………………………………..
Баба Яга - мифологическое существо……………………………………………………
Основные черты образа Бабы Яги……………………………………………………….
Портрет. Внешний вид……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Происхождение образа Бабы Яги…………………………………...11-12
ГЛАВА 3. Основные образы Бабы Яги…………………………………………13-25
Атрибуты…………………………………………………………………………………
· Избушка на курьих ножках………………………………………………………
· Светящиеся черепа…………………………………………………………………
· Волшебные помощники……………………………………………………………
· Характерные фразы………………………………………………………………
Степная Баба Яга………………………………………………………………………….
Мифологический архетип Бабы-яги……………………………………………………..
Образ Бабы-яги в фольклоре, литературе и искусстве…………………………………
Образ Бабы Яги в музыке………………………………………………………………
Баба Яга на экране………………………………………………………………………
· Фильмы……………………………………………………………………………
· Мультфильмы………………………………………………………………………
ГЛАВА 4. Развитие образа Бабы Яги в современной литературе………….26-28
«Родина» и день рождения Бабы-яги…………………………………………………….
ГЛАВА 5. Анализ образа Бабы Яги. Анализ результатов исследования......29-30
III Заключение……………………………………………………………………..31-32
Список литературы………………………………………………………………..33-34
Я был в избушке на курьих ножках
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
К.Д. Бальмонт
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки добрые, веселые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что этих героев совсем не много. Но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему? Да потому, что в разных сказках ее образ очень разносторонний. Она может быть злой и доброй, хитрой и смешной. Поэтому мы решили провести небольшое исследование, целью которого является подробное изучение образа Бабы Яги. Кто же эта Баба Яга, и что в этом существе нас манит и привлекает по тропинкам сказки? Мы стали вспоминать, какие сказки рассказывали нам мамы и бабушки, какие сказки мы читали, смотрели и слушали. Изучив и проанализировав весь материал, мы приступили к нашему проекту по теме "Образ Бабы Яги".
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог. В шорохе листвы… Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему ест маленьких детей и почему одна живет в дремучем лесу? Кто ее придумал? Может это вымышленный сказочный персонаж? А может Баба Яга – мифологическое существо? Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен. Кто же эта Баба Яга и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет читателя по тропинкам сказки. С раннего детства, слушая их, мы привыкли, что Баба Яга необходимый персонаж русских сказок. Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Кто она, Баба Яга? Какая она Баба Яга?
Мы решили больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Это определило цели нашей работы: определить роль Бабы Яги как сказочного персонажа в русских народных сказках, проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности, на примере сказок А.Н. Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить ее роль в жизни сказочного героя.
Для достижения целей мы поставили следующие задачи исследования:
· прочитать несколько популярных сказок, в которых действует Баба Яга;
· сравнить описание образа и сопоставить с мифологическими героями.
· определить, какую роль играет этот персонаж в русских народных сказках;
· узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;
· провести опрос по теме работы среди учащихся;
· проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы.
Объект исследования: русские народные сказки, мультипликация, кинематограф.
Предмет исследования: Баба Яга.
Гипотеза: Баба Яга – некий собирательный образ, который воплощает в себя злое начало.
Методы исследования: чтение русских народных сказок и анализ образа Бабы Яги в сказках, изучение дополнительной литературы, анкетирование, размышление, опрос, анализ результатов.
Исследования образа Бабы Яги
Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.
Исследований этой темы достаточно много, но они не так известны, как исследования творчества писателей или произведений классической литературы. Поэтому мы ставим своей целью рассказать об этих исследованиях.
ГЛАВА 1. Общая характеристика Бабы Яги
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-яги. На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть ещё один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек)[6]. «Яга» является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.
Существует и иные этимологические корни. Нашествие тюркоязычных кочевников во главе с кучкой монголов, оказало некоторое влияние на русский быт и культуру, в том числе и на речь. Тюркский баба-ягат (рыцарь, витязь), в русском языке сменил пол и социальный статус и превратился в Бабу Ягу.
Некоторые учёные считают, что Баба Яга сама родом из... Древнего Египта или Индии! В переводе с санскрита Баба Яга (Йога) означает «мудрейший, владеющий глубокими знаниями». Якобы была она богиней смерти и хранительницей ворот в царство мертвых. [7]
Общая характеристика Бабы Яги
Баба Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и
растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии дается такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских
народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла,
выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом
из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы
Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они
являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе
(самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не
видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами,
мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими вещами.
Баба Яга – мифологическое существо
Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское
божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой
подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со
змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших
в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне,
маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать
детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в
дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался
как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки»,
скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых
славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой
погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках).
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили
вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы,
сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям
деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу,
они не могли не общаться с нечистой силой.
Основные черты образа Бабы Яги
Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная)
нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе.
Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф
сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею».
Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным
основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою
родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная
природа. «Яга» происходит от санскритского «змей». Таким образом, сначала Баба
Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала
ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух
– таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.
«Портрет» Бабы Яги.
Баба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.
Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря - энциклопедии Britannica, то можно найти информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба Яга - это старая злая женщина, которая занимается колдовством . Является популярным персонажем в сказках славянских народов».
Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре.
Пожалуй, не только любой украинский или польский ребёнок был бы очень расстроен и обделен, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы Яги. В сказаниях любого народа мира есть персонаж, родственный русской Бабе Яге.
Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна – сказочный персонаж; род ведьмы или злой дух под личностью безобразной старухи».
Баба - первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста «баба», «бабушка» предназначены для образования людей старшего поколения.
У неё необычная, чаще всего костяная нога, упоминающая почти всегда в единственном числе.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба Яга, костяная нога. («Иван Быкович»).
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева».)
Вошёл в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба Яга, костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой »).
В сказках Баба Яга обитает чаще всего густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горошков – черепа, вместо засова – нога, вместо запоров – руки.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. («Финист – ясный сокол»).
Ехал по долам, по шорам, по зелёным лугам и приехал дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках. («Иван Быкович»).
Побежала избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. («Гуси-лебеди»).
Передвигается Баба Яга обычно подобно ведьме или нечистому духу.
Так, в сказках она ездит в железной ступне, погоня ее пестом и замета следы помелом: «Яга ездит за человеческим, похищает ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим старшая буря, всё стонет, скот рвёт». Иногда она может перемещаться с места, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), чёрный котов, воронов; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Баюн, наделенный голосом, слышим за семь верст, и способом своим мурлыканьем Такой образ Бабы Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Внешний вид
Баба Яга обычно изображается в виде большой (нос в потолок) горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом. На лубочных картинках она одета в зелёное платье, сиреневую кичку, лапти и брюки[12]. На другой древней картине Баба Яга одета в красную юбку и сапоги[13]. В сказках нет акцента на одежды Бабы Яги.
ГЛАВА 2. Происхождение образа Бабы Яги
Происхождение образа Бабы Яги
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне», 1911 г.
Баба-яга как богиня
М. Забылин пишет:
Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворённые явления и силы естества или символы житейских потребностей. Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках и её миф сливается с мифом ведьм[8].
Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь[9]. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа, к которым принадлежит и Баба Яга.
По другой версии, образ Бабы Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающего успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба Яга — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках.
Существует и иная трактовка[10]. Согласно ей, Баба-яга — персонаж не исконно славянский, а привнесённый в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях»:
Что касается рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня[11]
Иван Билибин, «Баба-яга», 1900 г.
Согласно этой позиции, имя Бабы Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля). По ещё одной версии, Баба-яга — это проводник душ умерших в потусторонний мир. Ведь ещё её называют Баба-яга Костяная нога, одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.
ГЛАВА 3. Основные образы Бабы Яги
Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.
1. Яга-воительница.
Сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верховом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в её царство богатырей, причём, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинство. Её «рать – сила несметная».
…Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. («Баба Яга»).
2. Яга – похитительница.
Это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей.
В сказках Яга часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно даже, что сказки о Яге–похитительнице возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящение юношей в охотники, введение их в определенную возрастную группу.
Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были сдать, руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
Однако могла руководить и женщина-ведунья, которая символически представляла собой повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.
3. Яга-дарительница.
Этот образ целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов.
Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает: идет Марьюшка, идет и назад не оглядывается.
Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.
Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
- Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба Яга Марьюшку, зашумела:
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
- Ищу, бабушка, Финиста – ясна сокола.
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка!
- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста - ясна сокола повидать.
Благодарила Марьюшка Бабу Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел; поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли – да все на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).
Такой нам с детства знакома Баба Яга.
а) Яга – советчица.
Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
- Послушай же, ступай по тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за дерево и выжидай время. («Василиса Премудрая»).
б) Яга – повелительница.
Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» повелевает волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько. («Баба Яга»).
… Стала Баба Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь». («Василиса Прекрасная»).
в) Яга – охранительница (покровительница).
Следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
4. Яга – прародительница.
Мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (Сказка «Баба Яга»).
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.
Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:
· Ягишна, ведьма;
· Старуха, колдунья, бабка.
А иногда – мужские: Кощей; колдун; старик Сам с ноготок, борода с локоток; леший; Идолище Поганое; Морозко.
Кощей Бессмертный в волшебных сказках предстает как похититель девицы, а иногда – как пленник суженой главного героя, случайно освобожденный любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.
Атрибуты
Избушка на курьих ножках
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых[14]. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.
Николай Рерих, „Изба смерти“, 1905 г.
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX веках). Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём»[15].
Локализация избушки на курьих ножках связана с двумя волшебными реками, либо огненной[16], либо молочной[17].
Светящиеся черепа
Существенным атрибутом жилища Бабы Яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников[18]. В сказке про Василису, черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи[19].
Волшебные помощники
Волшебными помощниками Бабы Яги выступают гуси-лебеди, «три пары рук» и три всадника (белый, красный и чёрный)[19].
Характерная фразы Бабы Яги Фу-фу, русским духом пахнет
Степная Баба Яга
Помимо «классической» лесной версии Бабы-яги, существует и «степная» версия Бабы Яги, которая живёт за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц[16]. В другой сказке «Баба Яга золотая нога» во главе несметной рати воюет против Белого Полянина[20]. Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу Ягу с «женоуправляемыми» сарматами[21] — пастушеским коневодческим степным народом. В этом случае ступа Бабы Яги является славянским переосмыслением скифо-сарматского походного котла, а само имя Яга возводится к сарматскому этнониму языги[22].
Мифологический архетип Бабы-яги
Образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста»[4].
А. Н. Бенуа, иллюстрация из «Азбуки в картинках», 1904 г.
Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды»[4].
Ещё одним прототипом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так, как живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.
Образ Бабы-яги в фольклоре, литературе и искусстве
«Василиса Прекрасная», иллюстрация Ивана Билибина, 1899
В славянском фольклоре Баба Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями ее натуры (подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта).
Двойственная природа Бабы Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба Яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.
Образ Бабы-яги в музыке
Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба Яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки — воспоминание о Викторе Гартмане», 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты — «Pictures at an Exhibition», созданная английской прогрессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer в 1971 году, где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский); «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер); «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Бабе Яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова, соч. 56, 1891—1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба-яга».
Баба Яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» из альбома «Гуляй, мужик!» (1992) и «Илья Муромец» из альбома «Ночь перед Рождеством» (1991).Также Баба Яга фигурирует в качестве персонажа в мюзиклах: «Кощей Бессмертный» группы «Сектор Газа», «Илья Муромец» дуэта «Сектор Газовой Атаки», и в одном из эпизодов мюзикла «Спящая красавица» группы «Красная плесень». В 1989 году в Сицилии, городе Агридженто, была основана интернациональная фолк-группа Baba Yaga.
У группы На-На есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором Виталием Окороковым на слова Александра Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках.
Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-яге. В цикл вошли три песни: «Баба-яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Кроме того, третью песню упомянутого цикла исполнял театр музыкальной пародии «Бим-Бом». Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк».
Образ Бабы Яги обыгрывается в альбоме «Избушка бабушки зомби» русской фолк-блэк группы Изморозь.
Баба Яга на экране
Фильмы
Георгий Милляр в роли Бабы-яги
Чаще других играл роль Бабы-яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах:
Морозко
Василиса Прекрасная
Огонь, вода и… медные трубы
Золотые рога
В фильме Там, на неведомых дорожках… роль доброй Бабы Яги исполнила Татьяна Пельтцер.
В фильме Огонь, вода и… медные трубы роль дочери Бабы Яги исполнила Вера Алтайская.
В фильме Новогодние приключения Маши и Вити роль Бабы Яги исполнила Валентина Кособуцкая.
В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы Яги исполнил Зиновий Гердт.
В фильме «Остров ржавого генерала» робота Бабу Ягу сыграл Александр Леньков.
В фильме «Лиловый шар» роль Бабы Яги исполнила Светлана Харитонова.
В фильме «Книга мастеров» роль Бабы Яги исполнила Лия Ахеджакова.
В фильме «Чудеса в Решетове» роль Бабы Яги исполнила Ёла Санько.
В фильме «Начало» персонаж Инны Чуриковой — Паша Строганова, играет в самодеятельном театре роль Бабы Яги.
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Мария Барабанова
Лада из страны берендеев — Майя Булгакова
Весёлое волшебство — Валентина Сперантова
«Реальная сказка» — Людмила Полякова.
«Приключения в Тридесятом царстве» (2010) — Анна Якунина.
Имя славянской женщины-чародейки стало популярно и в Западной Европе. В 1973 году вышел франко-итальянский фильм «Баба-яга» (итал. Baba Yaga (film)) режиссёра Коррадо Фарина (итал. Corrado Farina) c Кэрролл Бейкер в заглавной роли. Фильм был создан по мотивам одного из эротико-мистических комиксов Гуидо Крепакса (итал. Guido Crepax) из серии «Валентина» (итал. Valentina (fumetto)).
Мультфильмы
«Ивашко и Баба-яга» (1938, озвучил Осип Абдулов)
«Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Георгий Милляр)
«Конец Чёрной топи» (1960, озвучила Ирина Мазинг)
«Про злую мачеху» (1966, озвучила Елена Понсова)
«Сказка сказывается» (1970, озвучила Клара Румянова)
«Царевна-лягушка» (1971) (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида Нарышкина)
«Василиса Прекрасная» (1977, озвучила Анастасия Георгиевская)
«Летучий корабль» (1979, женская группа Московского Камерного Хора)
«Баба-яга против!» (1980, озвучила Ольга Аросева)
«Ивашка из Дворца пионеров» (1981, озвучил Ефим Кациров)
«А в этой сказке было так…» (1984)
«Приключения домовёнка» (1985, озвучила Татьяна Пельтцер)
«Ну, погоди!» (16-й выпуск) (1986)
«Сказка для Наташи» (1986, озвучила Татьяна Пельтцер)
«Возвращение домовёнка» (1987, озвучила Татьяна Пельтцер)
«Уважаемый леший» (1988, озвучил Виктор Проскурин)
«Два богатыря» (1989, озвучила Мария Виноградова)
«Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучила Кира Смирнова)
«Барток Великолепный» (1999, озвучила Андреа Мартин)
«Бабка Ёжка и другие» (2006, озвучила Татьяна Бондаренко)
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006, озвучила Наталья Данилова)
«Про Федота-стрельца, удалого молодца» (2008, озвучил Александр Ревва)
«Иван Царевич и Серый Волк» (2011, озвучила Лия Ахеджакова)
«Три богатыря на дальних берегах» (2012, озвучила Елизавета Боярская)
Сказки
Баба-яга;
Гуси-лебеди;
Царевна-лягушка;
Василиса Прекрасная;
Марья Моревна;
Иван-царевич и Белый Полянин;
Избушка на курьих ножках;
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Афанасьева);
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Толстого);
Василий Шукшин: До третьих петухов;
Леонид Филатов: Про Федота-стрельца, удалого молодца;
А. С. Рославлев: Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне;
Сказка о Маше и Ване, и другие….
ГЛАВА 4. Развитие образа Бабы Яги в современной литературе
Образ Бабы Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Баба Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Роман «Возвращение к Бабе-яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
В сериях комиксов «Хеллбой» Майка Миньолы Баба Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль. В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побеждённый Распутин. В новелле «Баба-яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы Яги у Миньолы не несёт в себе сатирической нагрузки.
Образ Бабы Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнаётся, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.
Также образ Бабы Яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
Детство и юность Бабы Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звёздная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
Баба Яга появляется также в серии комиксов «Армия тьмы», где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых — Некрономикон, чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов — Гневом.
Роман «Снесла Баба-яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе Яге.
Роман «Чёрная кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами — называют ведуней рода — изгнанных в стародавние времена шаманом, к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговорённом месте, в избе на двух пнях — напоминающих птичьи лапы, обращаются за помощью Уника, Таши, и Ромар, потом Уника сама станет Бабой Йогой.
В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гротер» Баба Яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса — Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.
Баба Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и в одноимённом анимационном фильме.
Баба Яга — один из персонажей 38-ого выпуска комикса «The Sandman» Нила Геймана, события которого происходят в лесах не названной явно страны. Из других атрибутов Бабы Яги в выпуске присутствуют избушка на курьих ножках и летательная ступа, на которой Баба-яга и главный герой преодолевают часть пути из леса в город.
У Елены Никитиной Баба Яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.
Баба Яга появляется в книге «Трое в песках» цикла «Трое из Леса» Юрия Александровича Никитина. Она является одной из последних хранительниц древней женской магии и помогает героям.
Персонаж игр
В игре «Гарри Поттер и Узник Азкабана» Баба Яга является одной из знаменитых ведьм. Про неё рассказывается то, что она любит поесть на завтрак (возможно и на обед, и на ужин) маленьких детей. Её можно увидеть на коллекционной карточке в группе про знаменитых ведьм, она красуется на карточке № 1.
Баба Яга — один из персонажей игры «Castlevania: Lords of Shadow».
В первой части игры «Quest for Glory» Баба Яга — один из главных врагов героя. Позже старушка вновь появляется в одной из последующих игр этой серии.
Баба Яга упоминается в одном из сюжетных разговоров между братьями Андерсонами в игре «Alan Wake». Кроме того, у дома на озере Колдрон имеется табличка с надписью «Birds leg cabin», что может быть интерпретировано как избушка на курьих ножках.
В игре «Недетские сказки» персонаж Бабы Яги назначает квесты игроку.
В игре «Ведьмак» встречается монстр Яга — старая умершая женщина.
В играх «Поди туда, не знаю куда», «Баба-яга за тридевять земель», «Баба-яга учится читать» Баба Яга является изучающей какой-либо предмет вместе с ребёнком, вместе с ним же попадая в разные переделки.
«Родина» и день рождения Бабы Яги
В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы Яги, там же был создан музей Бабы Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания[24].
В современной Украине день рождения Бабы Яги празднуют 13 января[25].
ГЛАВА 5. Анализ образа Бабы Яги
Был проведен опрос среди учащихся: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на несколько вопросов (Приложение 5).
Исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл (нежели просто злая сварливая старуха). Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
На основе связей между различными предметами, явлениями,
действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее
сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную
нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а
значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит
черный кот, она всегда старая, полу скелет (костяная нога), она слепа, не
видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и
дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а
значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный
облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница
зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом,
свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана
с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а
значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей
(губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем
небесным, подземным и домашним.
Таким образом, исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Гипотеза подтвердилась.
Только что мы буквально «по косточкам» разобрали вечный образ, знакомый каждому с детства. Но по-прежнему уважаемая Яга в смятении. Прошло не одно столетие, а наша дама мечется, не может определиться, какой ей остаться в памяти будущих поколений. Наверно, во все времена будут воспринимать ее злой Бабой, милой и шкодливой Бабусечкой – Ягусечкой, Бабищей - Ягищей. С удовольствием подхватывают детишки песню Бабы-Яги из любимого новогоднего фильма "Приключения Маши и Вити" не задумываясь, почему во втором куплете Бабуля готовится истопить печь, в которую мечтает запихать Машу и Витю, а в третьем и четвертом к ней же «приходят зверюшки гурьбой» и с детства она дружит с Белоснежкой. И почему-то никто не верит в «жаркое из Маши и Вити». Бесшабашное «Пой частушки, Бабка-Ежка, пой, не разговаривай» запоминается навсегда, нежели предназначение ступы и метлы Бабы Яги-воительницы.
Вот так Баба Яга увековечила себя во времени, стала своеобразным символом земли русской.
Какие книги мы любим читать? Да непременно с яркими картинками. Иллюстрируя книги со сказками, художники хотели донести до маленького читателя «всю правду» о любимой героине, Бабе Яге. «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом». И каждый знает: раздастся скрип и, покачиваясь на куриной ноге, начнет с трудом и без особого желания избушка разворачиваться в твою сторону.
Заключение
Таким образом, в прочитанных сказках Баба Яга представляется
старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к
лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей,
на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо
замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям,
которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из
11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу
Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя
сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух
сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья
Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).
В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41
дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих
ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей,
знания, помогающего главному герою одолеть своего противника
(«Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в нескольких воплощениях: 1) Яга-богатырша
(«Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2)
Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3)
Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает
главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные
советы, вручает богатые дары.
В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать новые открытия.
В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом царстве», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять неоднозначный объект изучения – Бабу Ягу.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
В заключение можно сказать, что поставленные в данной работе цели и задачи выполнены.
Список использованной литературы:
1. В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996,.1989-с. 135.
2. www.ru.wikipedia.org
3. http://sueverija. Narod.ru/ Muzei/Jaga.htm
4. http://www.ezocat.ru/index
5. Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. - М.,
6. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
7. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.
8. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.
9. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.
10. «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» русская народная сказка, пересказал М. Булатов /Москва «Детская литература»1979.
11. Степанов В. «Баба –Яга и Иван – царевич», Москва: Издательство «Фламинго», 2007.
12. Степанов В. «Змей Горыныч и Василиса», Москва : Издательство «Фламинго», 2007.
13. Чудо чудное, диво дивное: Сказки, Москва: Издательство Эксмо, 2005.
14. Энтин Ю.С. «А мне летать охота», Москва: Издательство «Самовар», 2007.
15. Ефимкина Р.П., Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. СПб.: Речь, 2006.
16. Франц М.-Л. Фон, Психология сказки, СПб.:Б.С.К., 1998
17. Кэмпбелл Джозеф, Герой с тысячью лицами. Пер. с англ. - К.: «София», 1997.
18. Янг-Айзендрат Полли. Ведьмы и герои: Феминистский подход к юнгенианской психотерапии семейных пар/ М.:Когито-Центр, 2005
19. Биркхойзер-Оэри Сибилл. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках /Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2006.
20. Пропп В.Я., В.Я. Русская сказка. Изд-во ЛГУ имени А.А. Жданова. Ленинград.
21. Проп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. Изд-во Наука, 1976.
22. Эстес К. Бегущая с волками Киев, "София", 2002
23. Энциклопедия сверхъестественных существ (автор-составитель К.Королев) – М.: Изд-во Эксмо; СПб, 2002.
24. В.И. Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».
25. Василец Т.Б. Мужчина и женщина - тайна сакрального брака. Очерки по инициационной терапии // http: //www.inits-terapiya.narod.ru
26. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок - СПб.: Речь, 2006.
27. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Она и он: тайный шифр сказки отношений - СПб.: Речь, 2007
28. Энциклопедия сверхъестественных существ. Локид-МИФ, Москва, 2000 г.
29. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
30. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22173/
31. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1880.
32. Михаил Ситников, Невинно умученная Яга. «Духовный авангард», подобно талибам, ругающим христиан «крестопоклонниками», мажет мифологическую Бабу-ягу дёгтем, Портал-Credo.Ru
33. Веселовский Н. И. Мнимые каменные бабы // Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. Вып. XVII. Спб. 1906.
34. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков
35. Баркова А. Л., Алексеев С., «Верования древних славян» / Энциклопедия для детей. [Т.6.]: Религии мира. ч. 1. — М.: Аванта Плюс. ISBN 5-94623-100-6
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.