Научно-исследовательская работа по теме: "Образ Бабы Яги"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
русская литература
5 кл—8 кл
04.03.2018
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Я решила больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Конечно же, поставить гипотезу, определить объект и предмет исследования без помощи учителя не под силу, поэтому в этой работе мне помогала учитель русского языка и литературы Голубева Ольга Леонидовна. Выполненная исследовательская работа представлена на всероссийском фестивале научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» в университете «1 сентября»
Добрый день, уважаемые гости и участники! Я ученица 6 В класса Большесосновской средней школы Новикова Алена.
Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования. Название темы: «Образ Бабы Яги».
Кто такая Баба Яга? Как она попала в сказку? Существовала ли когда-нибудь Баба Яга? Я решила найти ответы на свои вопросы.
Это определило цель моей работы: проанализировать образ Бабы-яги и сделать вывод о ее сущности.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
узнать из дополнительной литературы о Бабе-яге;
провести опрос среди учащихся по теме работы;
прочитать русские народные сказки с участием Бабы-яги;
проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Гипотеза: предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Гипотеза: предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования:
Анализ;
Сравнительный;
Текстологический;
Опрос;
Сопоставительный
Сначала я решила провести опрос среди учащихся, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о Бабе-яге. Им было предложено ответить на несколько вопросов.
Все варианты ответов я указала после вопросов.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию. Я определила для себя основные моменты, на которые должна обратить особое внимание. Это: место обитания Бабы-яги, ее внешний вид, волшебные вещи в сказках и животные, служащие Бабе-яге.
В ходе исследования, я узнала, что Баба-яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы-яги является славянская богиня смерти. Я поняла, что сказку всегда предваряет миф.
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги, я сделала вывод о ее сущности.
Таким образом, мое исследование показало, что Баба-яга – вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа Бабы-яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл (нежели просто злая сварливая старуха). Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Ба́ба-яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках.
В произведениях она выступает то как злая и безобразная старуха, которая всячески вредит герою и выполняет задания Кощея, то оказывает герою помощь, дает полезный совет или дарит волшебный подарок. При этом Яга наделяется такими чертами, которые придают ей некоторую комичность. Реже она выступает и в роли могущественной прародительницы, тесно связанной с подземным миром, и в роли искусительницы, которая на перепутье искушениями проверяет решимость героев дойти до конца принятого пути. Вот такой противоречивый персонаж многих сказок разных народов.
В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Вот некоторые из самых популярных версий.
По одной из них, Баба Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» - это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях.
У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги. Художник Николай Рерих в своей картине «Изба смерти» и изобразил такой домик.
Да и сама Баба Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос») - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.
Вот почему Бабой Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кощея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.
По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово «Яга» от древнерусского слово «язя» (»яза»), означающего «немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу Ягу - наследницу народных целительниц — христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.
Еще выводят слово «Яга» от «ягать»: кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также «ягать» означало «кричать» в смысле «браниться», ругаться». Выводят Ягу и из слова «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная». Кстати, в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы Яги?). Возможно, Баба Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
Сторонники третьей версии видят в Бабе Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого (»Баба» - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) «пожирания» юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.
Есть и другие версии, согласно которым Баба Яга пришла в русские сказки из Индии («баба-яга» - «наставник йоги»), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева. Версий очень много. Достаточно понять, что Баба Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.
По сказкам о Бабе Яге снято немало художественных и мультипликационных фильмов. Как правило, это комичный и всегда попадающий впросак персонаж.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.