Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
математика
10 кл
26.03.2017
Всегда очень сложно подобрать тему научно-исследовательской работы в области математики. Поэтому решили поработать в области статистики. Ученицей была проведена большая работа на параллели 7-х классов по сбору и обработке статистических данных с целью выявления характера мышления учащихся. На основе собранной информации были проведены статистические расчеты и выдана информация учителям, работающим с этими детьми.
Статистика в педагогике.doc
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 им.Г.А.Сборщикова»
НАУЧНОПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Исследовательская работа
по теме
СТАТИСТИКА В ПЕДАГОГИКЕ
Выполнила: ученица 10 класса Кононова М.П.
Руководитель: учитель математики Пьянкова Н.Н. г.Пермь
Оглавление:
1.Введение…………………………………………………………………….3 стр.
2.Отличия в обучении детей с различным типом мышления.…………...7стр.
3.Исследовательская работа.…...…………………………………………11стр.
4. Работа с правополушарными детьми………..…………………………..12 стр.
2 Введение.
Обучая левое полушарие,
вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие,
вы обучаете весь мозг!
И. Соньер
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении
мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают
главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей
ребенка. Ясно, что легче учиться "левополушарным", обучение ведь прямо таки подстроено под
них. А вот "правополушарные" и учатся читать дольше и считают медленнее и грамотностью не
отличаются, зато хорошо рисуют и поют. А лучше всётаки "равнополушарным", ведь они
обладают и теми и другими качествами одновременно. Известно, что правое полушарие связано
с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего
школьника является нагляднообразное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это
предполагает участие правого полушария в обучении. Если генетически у ребенка облегчен
определенный тип мышления, то это не значит, что развивать нужно только его. Ребенка
необходимо научить пользоваться и тем типом мышления, который является для него менее
успешным. Грамотный педагог создает на уроке условия для выполнения заданий разными
способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми
Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.
Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это
воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».
Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно:
надо спасать нацию».
Профессор Колесов: «Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только
обозначить понятием, но и понять комплексно».
Учение, как и любую деятельность, можно представить в виде следующей последовательности
действий:
установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых
особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату
своего учебного труда).
Оптимальные психологопедагогические условия для реализации потенциальных возможностей
ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации
познавательных процессов.
3 Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное
восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении,
так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте.
Мотивационный этап (установка на деятельность)
Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с
мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами
индивидуальности ребенка.
Мотивы, побуждающие изучать правополушарных учащихся школьные предметы, связаны со
становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во
взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо
делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний.
Операционный этап (обеспечение деятельности)
Задача учителя на этом этапе — дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы его
психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения
работы.
Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации,
неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария.
Большинство учебников строится по этому же принципу: информация в них преподносится
логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся ставят перед необходимостью
самостоятельно связывать информацию с реальностью.
В учебных планах редко разрабатывается более одного стиля обучения. Поэтому именно на
школьного учителя ложится ответственность за изменение и дополнение плана. Если способы
преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то
возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом
восприятия этой информации учеником.
На операционном этапе у некоторых детей наступает критический период: с одной стороны,
необходимо выполнить работу, а с другой — не хватает условий для реализации задачи. Именно
на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ребенку
включиться в работу, стимулирует его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают
использование тех или иных приемов.
Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем
ученикам класса, как лево так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко
снижается, а положительные результаты быстро растут.
Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать
особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии
полушарий.
Распространенная ошибка,
переполненных
правополушарными детьми, математика подается с введением еще более мелких категорий, то
есть в еще более аналитической манере, чем в обычных классах. Правополушарные учащиеся на
таких уроках часто терпят окончательную неудачу.
когда в классах для неуспевающих,
4 В обычной массовой школе легко учиться детям с низкой функциональной асимметрией
полушарий (равнополушарным), то есть тем, которые при обучении знаковым системам
способны использовать не только левополушарные, но и правополушарные стратегии.
В классах, где преобладают ученики правополушарного типа, вне зависимости от учебных
предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую. В этом случае
левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием
левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях,
особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет
абстрактнолинейный характер.
В последнее время прогресс в обучении связывали с постепенной заменой освоения учащимися
практических навыков накоплением теоретических знаний: увеличилось число теоретических
курсов, повысился уровень абстрактности в изучении учебного материала, усилилась
математизация и алгоритмизация материала при изучении гуманитарных дисциплин. В
результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал сухим, уменьшилась доля
ярких выразительных примеров, редко используются ритмы — речевые и музыкальные, которые
сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Иными словами, при
обучении акцентируются механизмы левого полушария при одновременном ослаблении
вовлеченности правого полушария.
Это привело к тому, что учащиеся могут только грамотно воспроизводить выученный материал,
но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Таким образом,
современное образование является теоретическим, а не практическим. Востребованным
оказывается логический компонент мышления. В западных же странах образование
ориентировано на практическое применение получаемой информации.
Большинство из принятых в наше время методов развития левополушарных способностей не
опирается на образные представления. Между тем немецкий педагог Гербард писал, что плохой
учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. К сожалению, 80% вопросов учителя
к ученикам требуют только механического воспроизведения выученного.
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной)
Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на
будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное
отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.
Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат
предыдущей деятельности ученика в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для
выполнения следующего задания.
Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик — как можно меньше их сделать. Это
приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога.
Подобное положение чревато множеством негативных последствий.
Исполнительский стиль мышления формируется у детей уже в детском саду. Педагоги
художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается
достаточно для стандартизации мышления ребенка. Недаром существует закон: в детских
творческих работах учителю запрещается исправлять даже самые вопиющие ошибки. Замечено,
что у авторитарных учителей и родителей дети более конфликтны, чаще дают другим
отрицательные оценки.
5 При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную
асимметрию головного мозга.
Учителю необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают
разные количественные и качественные ошибки.
Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на
себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации,
моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все
допущенные ошибки.
Оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно
расходятся для 74% мальчиков и для 50% девочек. Это так называемый закон
нейропсихологического соответствия учителя и ученика.
Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный
и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для
учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: «Люблю того,
кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он
подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с
особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха,
изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным
и т.д.
6 Отличия в обучении детей с различным типом мышления.
На сегодняшний день выделяют три основных типа мышления:
1.Левополушарный тип – доминирование левого п/ш.
Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактнологического содержания (особенно
на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при
воспроизведении наглядночувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных
объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию.
Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают
предметы физикоматематического цикла, сформированы познавательные потребности.
Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в
практической деятельности. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы.
Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом
левополушарных учащихся.
Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске:
тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое
для полноценного отдыха (сна) составляет 8 часов в сутки.
Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике.
Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.
2. Правополушарный тип – доминирование правого п/ш.
Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию
перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства
долга или изза потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся
гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет,
визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память.
Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной
природе. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте. Правополушарные
люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой
координацией движений.
Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания,
эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого
7 типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего
восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая
доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их
необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного
восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки.
3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного п/ш другим.
Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут
реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают
общей одарённостью, имеют задатки гениев. Наиболее грамотными являются равнополушарные
учащиеся.
Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до
конца.
Хорошо о различиях между типами мышления сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за
лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят
леса".
Стало ясно, что мыслительный тип – это человек с преобладанием левого полушария,
художественный – правого. Однако полушарий – два, а мозг – один. И в нём существуют
сложные и противоречивые взаимоотношения: комплементарные – полушария объединяют
способности для достижения большего результата, и конкурентные – каждое полушарие
притормаживает активность другого, для того чтобы в конкретной ситуации максимально
использовать свои специфические способности.
В настоящее время установлено, что для каждого полушария свойственны специфический язык,
своя память, свой язык, свой тип мышления и определенный эмоциональный тонус. Левое
полушарие благодаря работам Брока, Дакса, Вернике и других стало считаться речевым.
Действительно, с функцией этого полушария связаны сложные, чисто человеческие функции –
речь и счёт, чтение и письмо. Оно оперирует символами, понятиями и другими вербальными
категориями. Речь левого полушария является базой для специфического, абстрактного,
теоретического мышления, в основе которого лежит логика. Поэтому у левополушарный человек
легко воспринимает вербальные символы, обучается языкам, обладает большими
математическими способностями. Недаром это полушарие называют счетоводческим,
бухгалтерским. Это «грамотное» полушарие.
Но сама по себе речь является эволюционно молодым «изобретением». У человека имеется
просадический речевой канал, как и у остальных животных. Он связан с интонированием
собственной речи и восприятием интонации речи других людей. Интонация – несловесный
носитель информации и несёт важную смысловую нагрузку. Этот вид речи присущ правому
полушарию и эволюционно старше словесного левополушарного. Недаром грудные дети, ещё не
понимая слов, очень точно улавливают ласковую или тревожную речь, мелодию её.
Правополушарный человек очень тонко воспринимает интонацию речи, для него нередко важнее
не что сказано, а как сказано. У него хороший музыкальный слух и способности.
Естественно, что и память у полушарий разная: каждое полушарие хранит свой «архив» на
своей территории. Левое полушарие прочно фиксирует всё то, в основе чего лежит слово
(схемы, формулы, графики, стихотворные строчки, теоретические сведения и др.). В правом
«оседают» явления, конкретизируемые в образы (тембр голоса, тепло очага, нежность руки,
суровость взгляда, боль от ожога, музыкальные фразы и т.п.).
«Перекос» в деятельности полушарий касается и эмоциональной сферы. Для левого
полушария характерен оптимизм: человек обычно хорошо настроен, он приветливее, веселее,
мягче. Правополушарный человек имеет сдвиг в сторону отрицательных эмоций.
8 Развитие пространственнообразного типа мышления у "левополушарных" индивидов и логико
вербального типа у "правополушарных" будет способствовать лучшему взаимопониманию между
представителями различных культур. Для позитивного, подлинного взаимодействия культур,
для использования оптимальных возможностей каждой из них и обогащения за счет
особенностей другой культуры необходимо учитывать популяционноэтнические особенности
мышления и мировосприятия, связанные со спецификой межполушарных отношений.
Учитывая функциональную специализацию п/ш (правое – гуманитарное, образное; левое –
математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших
психических функций, можно полагать, что, нарушение межполушарной передачи информации
искажает познавательную деятельность учащихся.
В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от
общего числа), которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств
психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения
функциональной асимметрии коры больших п/ш головного мозга и межполушарного
взаимодействия. Морфологической основой недостаточности интеллекта можно считать
недоразвитие лобных и теменных долей мозга. Кроме того клинические и нейрофизиологические
исследования подтверждают, что у у/о учащихся снижается активность левого п/ш. В этих
условиях включаются компенсаторные возможности организма и правое п/ш берёт на себя
главную роль. Происходит перекос и без того нарушенных функций деятельности мозга,
возникает так называемая координационная неспособность к обучению.
При левополушарной стратегии обучения у правополушарных подростков происходят
перегрузки левого полушария. Как следствие недостаточной активности (торможения) правого
полушария становятся заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный
фон настроения, неудовлетворённость собой. Часто подобные нарушения и вызывают
девиантность. Помочь подросткам можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и
эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При
этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного
мозга.
По вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам
чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше
уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется
обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственнозрительные способности. Мальчики в
школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по
алгебре, и еще меньше по арифметике. В технических ВУЗах максимальные преимущества
мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и
тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое правое. В
шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности
мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди
сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов.
Два полушария – два типа мышления
Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее,
чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют
правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля,
выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов.
Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие
9 совершенно не владеет грамматикой. Вот насколько они разные! Созревание правого полушария
идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в
обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария.
Утверждается даже, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом. По
некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6
—7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария
считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же
время максимально выражено упрямство.
Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга.
Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на
генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и
развития. То есть врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия
формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов,
прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом
преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно
развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный
сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое
разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а
жесткое — ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления"
говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию
логикознакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в
дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы
раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой
того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать.
Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы
частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к
нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет изза постоянного
перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так
как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления
взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если
малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же
происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и
приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что
современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны
в своих решениях, чем их предыдущее поколение.
10 Исследовательская работа.
Конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних
этапах жизни у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и
только в определенном возрасте (как правило, от 10ти до 14ти лет) закрепляется тот или иной
фенотип, преимущественно характерный для данного ребёнка. Мы провели анкетирование
(Табл.1) всех учащихся параллели седьмых классов, так как именно в этом возрасте идет
дифференцирование способностей детей: в учебном плане появляются новые предметы, такие
как алгебра, геометрия, физика, граждановедение, обществознание,мировая художественная
культура.
Табл.1
11 1. А) не очень хорошо
21. А) предпочитаю
запоминаю лица;
простые задачи;
Б) не очень хорошо
Б) предпочитаю сложные
запоминаю имена;
задачи;
В) одинаково хорошо
В) одинаково
запоминаю имена и лица.
предпочитаю и простые и
сложные задачи
2. А) лучше всего усваиваю
устные упражнения;
Б) лучше всего усваиваю
объяснения в примерах;
22. А) реагирую на отзыв и
В) одинаково хорошо
эмоции;
усваиваю устные упражнения и
Б) реагирую на призыв
объяснения в примерах.
к логике;
В) одинаково реагирую
и на то, и на другое
6. А) предпочитаю тексты, где
нужно выбрать один правильный
ответ из серии ответов;
Б) предпочитаю текстыэссе;
В) одинаково предпочитаю и те
и другие.
26. А) предпочитаю
интуитивный подход к
решению задач;
Б) предпочитаю
логический подход к
решению задач;
В) предпочитаю в равной
степени и логический, и
интуитивный подходы
31. А) преимущественно
11.А) легко, весело подхожу к
полагаюсь на язык при
решению проблемы;
запоминании и мышлении;
Б) серьёзно, поделовому
Б) преимущественно
подхожу к решению проблемы;
полагаюсь на образы при
В) совмещаю серьезный и
запоминании;
весёлый подходы.
В) одинаково полагаюсь
на образы и язык
36. А) люблю находиться в
16. А) Лучше всего думаю, лёжа на
шумной, людной обстановке, где
спине;
чтонибудь всё время происходит;
Б) лучше всего думаю, сидя
Б) люблю находится в
прямо;
обстановке, где я могу
В) лучше всего думаю при
сконцентрироваться на чемто
движении или ходьбе.
одном;
В) иногда люблю и то, и другое
7. А) хорошо интерпретирую
язык телодвижений и
интонационные аспекты устной
речи;
Б) плохо интерпретирую язык
телодвижений, завишу от того,
что говорят люди;
В) одинаково интерпретирую
язык телодвижений и речевое
выражение;
27. А) предпочитаю
зрительно представлять
задачу при решении;
Б) предпочитаю
проанализировать задачу
вслух, чтобы решить её;
В) не предпочитаю ни то,
ни другое
32. А) предпочитаю
анализировать уже
завешенный материал;
Б) предпочитаю
организовывать и доводить
до конца незаконченные
материал;
В) не предпочитаю тот
или иной вид деятельности
12.А) умственно воспринимаю и
17. А) люблю занятия, на которых
реагирую на звуки и образы
задания имеют четкую и
37. А) преимущественно
больше, чем на людей;
непосредственную практическую
интересуюсь эстетическими
Б) существенно
применимость
проблемами: искусством, музыкой,
самопроизволен и творчески
Б) люблю занятия, на которых
танцами;
настроен в группе людей;
задания не имеют четкой
Б) преимущественно
В) одинаково восприимчив и
практической применимости
интересуюсь практическими,
самопроизволен в умственном
В) одинаково предпочитаю оба
прикладными вещами: работой,
смысле независимо от
вида деятельности
походами, коллективными видами
окружения.
спорта;
В) одинаково участвую и в том,
и в другом виде деятельности.
8. А) легко придумываю смешные
фразы и поступки;
Б) с трудом придумываю
смешные фразы и поступки;
В) относительно легко
придумываю смешные фразы и
поступки.
28. А) предпочитаю
логически решать задачи;
Б) предпочитаю решать
задачи, исходя из опыта,
практики;
В) предпочитаю в равной
степени и то и другое
9. А) предпочитаю занятия, на
которых я двигаюсь и чтонибудь
делаю;
Б) предпочитаю занятия, на
которых я слушаю других;
В) одинаково предпочитаю и те,
и другие занятия.
29. А) умею хорошо
объяснять устно;
Б) умею хорошо
объяснять в движении и
действии;
В) умею одинаково
хорошо объяснять как
устно, так и наглядным
способом.
18. А) люблю догадываться и
предсказывать многие ситуации,
когда не уверен в какихто вещах;
Б) скорее не стану догадываться
38. А) профессиональное
если не уверен;
призвание преимущественно к
В) догадываюсь в некоторых
бизнесу, экономике;
видах ситуации
Б) профессиональное призвание
преимущественно к гуманитарным
наукам;
В) в данный момент не имею
чёткого предпочтения
13. А) почти всегда свободно
использую любой доступный
материал для работы;
Б) временами использую
любой доступный материал для
работы;
В) предпочитаю работать с
соответствующим, положенным
материалом, использую его по
назначению
14. А) люблю, когда мои занятия
или работа запланированы, и я
знаю, что конкретно я должен
делать;
Б) люблю, когда мои занятия
или работа не чужды гибкости и
возможны перемены по мере
продвижения;
39. А) предпочитаю изучать детали
В) одинаково предпочитаю как
и специфические факты;
запланированные, так и открытые
Б) предпочитаю общий обзор
для перемен занятия и работу.
предмета;
В) предпочитаю, когда общий
обзор перемежается деталями
19. А) люблю выражать чувства и
идеи простым языком;
Б) люблю выражать чувства и
идеи стихами, песнями, танцами и
т.д.
В) одинаково предпочитаю оба
вида самовыражения
34. А) Легко могу
потеряться, даже в
знакомой обстановке;
Б) Легко ориентируюсь,
даже в незнакомой
обстановке;
В) относительно хорошо
ориентируюсь
15. А) весьма изобретателен;
Б) временами изобретателен;
В) никогда не изобретателен
10. А) использую фактическую,
объективную информацию в
30. А) учусь быстрее, когда
суждениях;
преподаватель использует
Б) использую личный опыт и
устные объяснения;
чувства в суждениях;
Б) учусь быстрее, когда
В) использую в равной мере и
преподаватель использует
то, и другое;
письменные объяснения;
В) одинаково
предпочитаю и тот, и
другой тип объяснения
35. А) более творческая
натура, чем
интеллектуальная;
Б) более
интеллектуальная, чем
творческая натура;
В) интеллектуальная и
творческая натура
20. А) обычно получаю много новых
идей из поэзии, символов и т.д.
Б) временами получаю новые
идеи из поэзии, символов и т.д.
В) редко получаю новые идеи из
поэзии, символов и т.д.
40. А) умственно восприимчив и
реагирую на то, что слышу и
читаю;
Б) в состоянии умственного
поиска, самопознания в процессе
учёбы;
В) и то, и другое.
3. А) способен легко выражать
23. А) предпочитаю
чувства и эмоции;
работать над проблемами
Б) умеренно сдержан в
(задачами)
выражении чувств и эмоций;
последовательно, решая их
В) скован в выражении чувств
одну за другой;
и эмоций.
Б) предпочитаю
работать одновременно над
несколькими проблемами
(задачами) одновременно;
В) одинаково
4. А) весело и свободно
предпочитаю
экспериментирую в спорте,
последовательную работу и
искусстве, вне работы;
одновременную работу над
Б) систематичен и сдержан в
несколькими проблемами
экспериментаторстве;
(задачами)
В) одинаково склонен как к
24. А) предпочитаю изучать
веселому и свободному, так и к
традиционные области
сдержанному и
предмета;
систематическому
Б) предпочитаю иметь
экспериментированию.
дело с теорией и
гипотезами нового
предмета;
В) в равной степени
предпочитаю и то, и другое
5. А) предпочитаю занятия, на
25. а) предпочитаю
которых дается один вид
аналитическое чтение,
задания, после него другой и
критику;
т.д.;
Б) предпочитаю
Б) предпочитаю занятия, на
творческое, синтезирующее
которых я работаю над
чтение, позволяющее
несколькими заданиями
применять и использовать
одновременно;
инфцию для решения
В) одинаково предпочитаю и
задач;
первый, и второй вид занятий.
В) одинаково
предпочитаю и то, и другое.
33. А) Люблю
разговаривать и писать;
Б) Люблю рисовать и
манипулировать;
В) люблю и то, и другое
12 Результаты анкетирования
7 «А» класс
№ ученика
ответы
Право
Равно
Преобладает
п/ш
8
Лево
п/ш
14
13
9
9
7
8
8
9
15
11
13
16
12
8
4
6
12
11
12
5
9
11
14
1. Шальнёв
2. Эккерт
3. Пешин
4. Ижбулатов
5.Хлызова
6.Рогова
7.Мокеева
8.Овсянникова
9.Мосеев
10.Барабанщикова
11.Ермаков
12.Закшевский
13.Самматов
14.Мушегян
15.Сходова
16.Степанова
17.Семёнова
18.Пестова
19.Загвознин
20.Мымрина
21.Наумов
22.Деруженко
8
10
23. аноним
Вывод: левополушарных: 1 ученик
правополушарных: 8 учеников
равнополушарных: 14 учеников
10,5
10
8
20
15,5
18,5
17
5
16
15
11
8,5
13
11
21,5
9
15
16
14,5
14,5
п/ш
18
16,5
21
22
13
17,5
13,5
14
20
13
12
13
19,5
19
25
12,5
19
14
12
20,5
16,5
21
16
тип
равн
равн
равн
равн
прав
равн
прав
прав
равн
прав
прав
лев
равн
равн
равн
прав
равн
прав
прав
равн
равн
равн
равн
По каждому классу мы получили информацию о количестве учеников разных типов мышления.
(Диаграмма 1)
13 Результаты анкетирования
7 «Б» класс
№ ученика
ответы
Право
Равно
Преобладает
Лево
п/ш
21
10
9
8
12
12
6
9
10
5
9
5
10
11
23
11
12
13
11
11
16
5
7
11
15
8
9
п/ш
13
1.Исакова
2.Аликин
17,5
13
3.Именных
4.Гамов
15
16
5.Щеголев
6.Волосунова
13,5
13,5
7.Долгих
8.Машкова
8,5
17,5
9.Олонский
10.Щардина
23
13,5
11.Рачева
12.Войнова
10,5
18
13.Комогорцева
14.Динер
10,5
13,5
15.Бадягин
16.Толпышев
21
16
17.Ефремов
18.Керимов
16,5
20
19.Мистер х
20.Ущаповская
12,5
11,5
21.Крылов
22.Липагина
10,5
25
23.Кутюхина
24.Анферов
22
17,5
25. аноним
26. аноним
8,5
17,5
27. аноним
Вывод: левополушарных: 3 ученика
правополушарных: 13 учеников
равнополушарных: 11 учеников
п/ш
6
12,5
18
17
12
14,5
20,5
22,5
12,5
12
17,5
24,5
12
18,5
3,5
8
12
10,5
9
16,5
12,5
24,5
8
7
7,5
23
13,5
тип
лев
прав
равн
равн
прав
равн
равн
равн
прав
прав
равн
равн
прав
равн
лев
прав
прав
прав
прав
равн
лев
равн
прав
прав
прав
равн
прав
14 15 7 «В» класс
№ ученика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Результаты анкетирования
Лево
п/ш
10
6
12
6
7
14
8
11
13
11
12
10
9
8
11
13
8
15
7
18
12
13
9
7
8
14
19
14
5
15
ответы
Право
Равно
Преобладает
п/ш
14,5
21
17
17
14,5
17
4,5
8
16
13
15,5
11,5
11,5
11
10,5
13
12
13,5
15
12
9,5
9
19
5
15,5
13
10
16
9
11,5
п/ш
15,5
13
11
17
18,5
9
27,5
21
11
16
12,5
18,5
19,5
21
18,5
14
20
11,5
18
10
18,5
18
12
28
16,5
13
11
10
26
13,5
тип
равн
прав
равн
равн
равн
прав
равн
равн
прав
равн
прав
равн
равн
равн
равн
равн
равн
лев
равн
лев
равн
равн
прав
равн
равн
лев
лев
прав
равн
лев
Вывод: левополушарных: 5 учеников
правополушарных: 6 учеников
равнополушарных: 19 учеников
16 Результаты анкетирования
ответы
Право
Равно
Преобладает
п/ш
4
18,5
9,5
4
14,5
2
13,5
13,5
7,5
15,5
19,5
15
17
4,5
13
12
14
тип
прав
равн
прав
прав
равн
прав
прав
лев
прав
равн
равн
лев
равн
прав
прав
прав
равн
п/ш
20
11,5
17,5
26
13,5
19
14,5
8,5
19,5
12,5
10,5
9
8
7 «Г» класс
№ ученика
Лево
п/ш
16
10
13
10
12
19
12
18
13
12
10
16
15
14
8
14
13
1.Рудько
2.Шушаник
3.Нуружанян
4.Смирнов
5.Кельборм
6.Гекк
7.Кадочникова
8.Самойлов
9.Пушкарев
10.Неволин
11.Вишневецкая
12.Григорова
13
14
21,5
19
15
16
14
13
17
Вывод: левополушарных: 2 ученика
правополушарных: 9 учеников
равнополушарных: 6 учеников
Диаграмма 1
17 Составим группировочные таблицы и рассчитаем коэффициенты вариации по каждому признаку,
применяя следующие формулы:
, где
– показатель по каждому классу;
n – количество классов.
Линейное отклонение от средней:
Дисперсия (средний квадрат линейного отклонения) позволяет избежать нарушения
элементарного правила математики, которое обязывает учитывать знак:
Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле:
.
Коэффициент вариации – это удельный вес среднего отклонения в среднем арифметическом
показателе, выраженный в процентах:
.
Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации меньше 33%.
класс
Левополушарное развитие
Количество
учеников (
)
18
d
d2 «А»
«Б»
«В»
«Г»
∑
класс
«А»
«Б»
«В»
«Г»
∑
класс
«А»
«Б»
«В»
«Г»
∑
1,75
0,25
2,25
0,75
3,0625
0,0625
5,0625
0,5625
8,75
1
3
5
2
2,75
D = 2,19
σ = 1,48
V σ = 54%
Правополушарнное развитие
d
Количество
учеников (
)
1
4
3
0
8
13
6
9
9
D = 6,5
σ = 2,55
V σ = 28%
Равнополушарное развитие
d
Количество
учеников (
)
1,5
1,5
6,5
6,5
14
11
19
6
12,5
D = 22,25
σ = 4,72
V σ = 38%
d2
1
16
9
0
26
d2
2,25
2,25
42,25
42,25
89
На основании полученных результатов можно сделать следующий ВЫВОД:
Совокупность детей с правополушарным развитием наиболее однородна. Поэтому в своей
работе с детьми, обучающимися в седьмых классах, преподавателям следует ориентироваться
именно на таких детей.
Работа с правополушарными детьми
19 Задача педагогики в том и состоит, чтобы добиться максимального развития у ребенка
логического типа переработки информации при минимальном подавлении и даже дальнейшем
развитии образного типа. Однако традиционная система европейского (и американского)
школьного образования не учитывает этих особенностей ребенка и строится в основном на
однозначных, логиковербальных схемах обучения; при этом естественные способности ребенка
к образному мышлению и организации многозначного контекста не только не стимулируются, но
и активно подавляются.
20 21
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Научно-исследовательская работа по теме "Статистика в педагогике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.