Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
ПАЛИТРА ОГНЯ
Городская научно-практическая конференция
«Фестиваль научных идей»
Выполнили:
Иващенко Евгений
Стулов Виктор
Ученики 10а класса
МОУ СОШ №3 г. Лыткарино
Руководитель: Филина Н.В.
учитель химии
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
ВВЕДЕНИЕ
Фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением. Он не
перевернул мир – он сделал его прекраснее. Небо взрывается яркими огнями,
шарами, цветами, звезды падают и летят прямо на наблюдающих за этим
потрясающим зрелищем. Расцвеченный огнями, играющий переливами небосвод
в эти минуты показывает нам, как прекрасна Вселенная где-то там, в космосе, с
ее звездами и взрывами, туманностями и астероидами. Поистине великолепная
картина, созданная руками человека.
Наша тема исследований актуальна, потому что научно-технический процесс в
наше время не стоит на месте, он идёт вперёд семимильными шагами, и чтобы
идти с ним в ногу надо познавать новое то, что происходит в сфере науки.
Сейчас во всем мире очень популярно изучение металлов и их соединений. Ведь
в наше время почти всё, что нас окружает, состоит из металла, и открытие новых
его свойств и их изучение – важнейшая тема столетия.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
Исходя из вышеизложенного, сформулирована цель исследовательской работы: опытным
путём определить, какие химические вещества в ходе горения образуют необычный для
пламени цвет.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники по теме;
Выяснить, горение каких химических веществ способно образовывать цветное пламя;
Изучить методику получения цветного пламени;
Провести химический эксперимент с исследуемыми образцами химических веществ;
Найти практическое применение цветному пламени;
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: пламя огня.
Предмет исследования: процесс горения химических веществ, в пламени огня.
Методы исследования:
Теоретические: изучение литературы, обобщение, анализ;
Эмпирические: наблюдение, фотографирование, сравнение;
Экспериментальные: химический эксперимент, лабораторные опыты, анализ результатов.
Гипотеза: предполагаю, что цвет пламени зависит от химических веществ, которые в
Практическая значимость работы: результаты, полученные в ходе эксперимента
можно использовать для определения химического состава горных пород и минералов.
нём сгорают.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
ИСТОРИЯ ФЕЙЕРВЕРКА
Фейерверк (немецкого слова Feuerwerk, от Feuer —
огонь и Werk — дело, работа) — декоративные огни
разнообразных цветов и форм, получаемые при
сжигании пиротехнических составов.
Фейерверк представляет собой красочные и
яркие огни, разлетающиеся в воздухе при сжигании
специальных пороховых составов. Чаще всего
фейерверк используют во время праздников или
торжеств. В древнем Китае, примерно в 210 году до
нашей эры, были впервые изобретены фейерверки.
Китайцы обратили внимание на то, как
потрескивают и громко взрываются зажженные
палочки бамбука. Этот громкий звук сильно пугал
людей, и тогда они решили использовать горящий
бамбук в ритуалах, отпугивающих злые духи.
Позднее, в 400-500 годах до н.э., Южные и
Северные правящие династии стали применять
фейерверки в религиозных церемониях.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
ФЕЙЕРВЕРК В
РОССИИ
Первый документально подтвержденный
российский фейерверк был устроен в 1674
году в городе Устюг во время царствования
отца Петра I. Именно при Петре появилась
традиция новогоднего фейерверка — только
при нем этот праздник стал официальным. Он
усовершенствовал искусство фейерверков,
лично создавая сложнейшие пиротехнические
фигуры. Скоро салюты стали частью
празднований Нового года, побед в битвах,
религиозных действий.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФЕЙЕРВЕРКОВ
«Звезды», содержащиеся в составе пиротехники содержат
металлический порошок или соли металлов, которые дают
фейерверк красок.
Алюминий (Al) – это основной компонент для создания белых и
серебряных искр и огней.
Барий (Ba) – создает зеленый цвет в фейерверках и может
дополнить любой другой цвет и помочь стабилизировать другие
летучие элементы.
Медь (Cu) производит сине-зеленый цвет в фейерверке, а
галогениды меди используются для создания оттенков синего.
Кальций (Ca). Используется для создания глубоких оттенков
оранжевого цвета фейерверка
Хлор (Cl) является важным компонентом для многих
окислителей в фейерверках. Некоторые из солей металлов,
создающих цвет содержат хлор. Присутствие ионов хлора в
продуктах горения цветных составов с вышеуказанными
цветообразующими компонентами — обязательное условие. Без
хлора может обойтись только желтый огонь на основе натрия, так
как он и без того дает насыщенное окрашивание, в остальных
случаях в отсутствие хлора цвета пламени получаются блеклыми и
невыразительными.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
Опыт 2
Горение медной проволоки
Загибаем конец медной проволоки, делая петлю, увеличивая площадь соприкосновения
веществ. Смачиваем её в соляной кислоте и вносим в пламя спиртовки. Наблюдаем
окрашивание пламени в голубой цвет с зеленоватым оттенком.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
Опыт 3
Горение магния
Стружку магния, удерживая пинцетом, вносим в пламя спиртовки. Наблюдаем
окрашивание пламени в ярко белый цвет.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
Опыт 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИОНОВ МЕТАЛЛОВ, ВХОДЯЩИХ В ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ МИНЕРАЛОВ
Цель: Определить ион металла, входящий в химический состав минерала, используя пламя
спиртовки.
Оборудование: спиртовка, сухое горючее, спички, пинцет, фарфоровые чашки,
минералы: магнезит, сильвин, галит
Ход работы
Измельчаем минералы. В фарфоровые чашки раскладываем сухое горючее, поджигаем и
вносим соответствующий измельчённый минерал.
Mg+2
K+
Na+
Магнезит
Сильви
н
Гали
т
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
Заключение
В ходе исследования мы узнали много интересных фактов о пламени и различных металлах.
Проделанная нами работа позволила определить на собственном опыте, в какие цвета
окрашивают металлы и ионы металлов, входящие в состав солей, пламя при горении.
Доказано, цвет пламени огня зависит от веществ, которые в нем сгорают. Метод по
обнаружению некоторых химических элементов по различному окрашиванию пламени можно
применять при исследовании химического состава минералов.
Окраска пламени зависит от наличия раскаленных паров свободных металлов, получающихся в
результате термического разложения солей.
Реакции окрашивания пламени удаются хорошо только с летучими солями (хлоридами).
Цветной огонь используются для снаряжения фейерверочных изделий
Огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он
способен и очень навредить. При выполнении опытов с применением огня, необходимо
соблюдать технику безопасности при работе в лаборатории.
Научно-исследовательская работа учащихся 10 класса "Палитра огня" (химия)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.