Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
математика
6 кл—9 кл
01.04.2017
Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)
Сборник приемов устного счета.
Устный счет - калькулятор в голове. .doc
Устный счёт – калькулятор в голове   Автор: Глазкова Виктория Сатеева Анна  7 класс ,МБОУ «СОШ №18». г. Миасс Научный руководитель:  Лукьянова Ольга Георгиевна,  учитель математики МБОУ  «СОШ №18». г. Миасс Челябинская область  2 Оглавление .......................................................................................................................................................... г. Миасс............................................................................................................................................ Челябинская область...................................................................................................................... Оглавление...................................................................................................................................... Введение.......................................................................................................................................... I. Способы и приемы устного счета................................................................................................ 1.1. История возникновения устного счета................................................................................ 1.2. Приёмы устного счета........................................................................................................... 1.2.1. Общие приемы устного счета........................................................................................ 1.2.2. Нестандартные приемы устного счета.......................................................................... 1.2.3. Специальные приемы устного счета............................................................................. II. Практическое применение приемов устного счета................................................................ 2.1. Этапы эксперимента........................................................................................................... 2.2. Результаты практической работы...................................................................................... III. Люди-феномены........................................................................................................................ IV. Заключение............................................................................................................................... Список литературы....................................................................................................................... Приложение 1. Проверочная работа №1...................................................................................... 1 Вариант....................................................................................................................................... 2 Вариант....................................................................................................................................... 1)9,3+4,82=.................................................................................................................................... 1)6,8+3,91=.................................................................................................................................... 2)28+32+19+56=.......................................................................................................................... 2)35+16+57+81=.......................................................................................................................... 3)563-145=..................................................................................................................................... 3)486-252=..................................................................................................................................... 4)48*4=........................................................................................................................................... 4)17*8=........................................................................................................................................... 3 5)148*1001=................................................................................................................................... 5)26*101=....................................................................................................................................... 6)76*5=........................................................................................................................................... 6)53*50=......................................................................................................................................... 7)130:0,25=.................................................................................................................................... 7)56:2,5=........................................................................................................................................ 8)182000:500=............................................................................................................................... 9)61*81=......................................................................................................................................... 10)555:37=..................................................................................................................................... 11) 460:4=...................................................................................................................................... 12)35*11=....................................................................................................................................... Приложение 2. Проверочная работа №2...................................................................................... Приложение 3. Проверочная работа №3...................................................................................... Приложение 4. Результаты учащихся.......................................................................................... 4 «Твой ум без числа ничего не постигает»  Н.Кузанский. Введение В   наш   век   ­   век   новых   технологий   и   развития   компьютерной   техники, разговор об устном счете может показаться неуместным, однако, и по сей день гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, производить в уме   вычисления   вызывает   откровенное   удивление.   Освоение   вычислительных навыков   развивает   память,   логическое   мышление,  наблюдательность   и сообразительность. Мы считает актуальным освоение способов устного счета, так как это повысит не только интерес к урокам математики, но и поможет успешно учиться в школе  по математике, физике, химии, информатике, сдать экзамены за 9 и 11 класс и пригодится в жизни. Цель нашей работы:  изучение приемов и способов устного счета для использования их при упрощении вычислений. В соответствии с поставленной целью определены задачи: 1. изучить  и систематизировать способы и приемы устного счета; 2. проанализировать   проверочные   работы   учащихся   8­х   классов   с использованием разных способов вычислений; 3. провести   анкетирование   с   целью   выяснения   отношения   учеников   к устному счету; 4. создать буклет «Приемы устного счета». Объекты исследования: устный счет в современном мире. Гипотеза   исследования:  применение   приемов   быстрого   счета   облегчает вычисления, эффективно сокращает время расчетов, повышает вычислительную культуру в практической жизни,  Приемы и методы исследования:      поисковый метод;  систематизация; анализ; наблюдение. I. Способы и приемы устного счета 1.1. История возникновения устного счета  Что такое устный счет? Устный счет ­ это математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счеты и т.п.) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т.п.). Устные вычисления развивались раньше письменных. Первичными предметами для   счета   были   пальцы   рук   и   ног,   камешки,   ветки,   узелки   на   шнуре. 5 Первобытные охотники либо производили обмен одного предмета на один, ему подобный, либо менял один предмет на два или три, равноценных одному. При помощи   первичных   предметов   для   счета   охотники   указывали,   сколько предметов они хотят получить за один обмениваемый ими предмет. На этой стадии развития человек не нуждался в запоминании чисел на длительное время. С развитием земледелия и скотоводства у человека потребности в счете стали значительно большими. Класть рядом с каждым товаром его эквивалент стало неудобно.   Возникла   необходимость   сначала   пересчитать   товар,   а   уж   потом приступать к обмену. Так постепенно возникли слова, обозначающие то или иное количество предметов. Так у чисел появились «имена».   «пятерками»   (пятеричная), В Англии до сих пор первые 10 чисел называют общим именем «пальцы». В   истории   человечества   пальцы   оказались   универсальной   вычислительной машиной.  Много   тысячелетий   люди   считали   «двойками»   (двоичная   система счисления),   «шестерками»   (шестеричная), «дюжинами»   (двенадцатеричная),   «двадцатками»   (число   пальцев   на   руках   и ногах). Во всех этих нумерациях было очень трудно выполнить арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления. Изобретение в VI веке индийцами десятичной позиционной нумерации (современные цифры) по праву считается   одним   из   крупнейших   достижений   человечества.   Индийская нумерация и индийские цифры стали известны в Европе от арабов, и обычно их называют   арабскими.  С   XII   века   устными   вычислениями   стали   пользоваться реже,   а   техника   письменных   вычислений   стала   развиваться   и совершенствоваться. Древние египтяне были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире подвергают экзамену по счёту на пальцах. Уже это говорит о том   значении,   которое   придавали   древние   этому   способу   выполнения умножения натуральных чисел. Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9.   Для   этого   на   одной   руке   вытягивали   столько   пальцев,   насколько   первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные  пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько   вытянуто   пальцев   на   обеих   руках,   и   прибавляли   к   этому   числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке (Приложение 1). Движение пальца – это еще один из способов помочь памяти: с помощью пальцев рук запомнить таблицу умножения на 9. Положив обе руки рядом на стол,   мысленно   занумеруем   пальцы   обеих   рук   следующим   образом:   первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, затем 3, 4… до десятого   пальца,   который   означает   10.   Если   надо   умножить   на   9   любое   из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх   тот   палец     левой   руки,   номер   которого   означает   число,   на   которое умножается девять, тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет   число   десятков,   а   число   пальцев,   лежащих   справа   от   поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения. 6 1.2. Приёмы устного счета  1.2.1. Общие приемы устного счета К общим приемам устного счета относятся: 1. Приемы быстрого сложения:  Сложение   десятичных   дробей,   путем   поразрядного   сложения,   начиная   с высших разрядов.   Отдельно сложить целые части, десятичные доли, а затем Правило:   сложить полученные результаты. Например: 8,4+6,51=((8,4+6)+5)+0,01=(14,4+0,5)+0,01=14,9+0,01=14,91.  Поразрядное сложение чисел. Правило: К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды второго слагаемого, начиная с высших (сотни, десятки и т.д.). Например: 24+61+19+47=(20+60+10+40)+(4+1+9+7)=130+21=151. 2. Приемы быстрого вычитания:   Вычитание   путем   уравнивания   числа   единиц   последних   разрядов уменьшаемого. Например:  67­48=(67+1)­48­1=(68­48)­1=20­1=19; 453­316=453–(313+3)=(453­313)­3=140­3=137. 3.Приемы быстрого умножения:  Умножение на 4; 8 и 16. Правило: Чтобы устно умножить число на 4, его дважды удваивают. Например: 37*4=74*2=148. Чтобы устно умножить число на 8, его трижды удваивают. Например: 19*8=38*4=76*2=152. Чтобы устно умножить число на 16, его четырежды удваивают. Например: 22*16=44*8=88*4=176*2=352.  Умножение на 101, 1001, 10101. Самое простое правило: «Припишите ваше число к самому себе».  При умножении на число 101, 1001, 10101, число надо повторить дважды / трижды: Правило:  Чтобы умножить двухзначное число на 101, надо к этому числу приписать справа это же число. Например: 32*101=3232   57*101=5757 Чтобы   умножить   трёхзначное   число   на   1001,   надо   к   этому   числу приписать справа это же число. Например: 120*1001=120120. 7 Чтобы   умножить   двухзначное   число   на   10101,   надо   к   этому   числу приписать справа это же число дважды. Например: 89*10101=898989.  Умножение на 5; 25; 50. Правило: Чтобы устно умножить число на 5 умножают его на 10 и делят на 2, т. е. приписывают к числу ноль и делят пополам. Например: 91*10:2=910:2=455. При умножении на 5 числа четного удобнее сначала делить пополам и к полученному числу приписать ноль. Например: 452:2*10=226*10=2260. Чтобы устно умножить число на 25, умножают его на 100 и делят 4, т. е. умножают на 100/4. Например: 85*25=85*100:4=8500:4=2125.  Если число кратно четырем — делят на 4 и к частному приписывают два ноля. Например: 416*25=416:4*100=14*100=1400. При   умножении   числа   на   50   необходимо   умножить   его   на100   и разделить на 2 (т.к. 50=100:2). Например: 352*50=352*100:2=35200:2=17600.  Умножение двузначного числа на 11. Правило: Чтобы умножить двузначное число, сумма цифр которого  меньше 10, на 11, надо между цифрами числа написать сумму его  цифр. Например: 63*11=6(6+3)3=693. 4. Приемы быстрого деления:  Деление на 0,5; 5; 50 и 500. Правило: Чтобы число разделить на 0,5; 5; 50 или 500, надо это число разделить на 1; 10; 100 или 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2. Например: 218:0,5=1218:1*2=436. 42400:5=42400:10*2=8480. 21600:50=21600:100*2=432. 214000:500=214000:1000*2=428.  Деление на 25; 2,5; 0,25. Правило:  Чтобы число разделить на 25; 2,5 или 0,25 надо это число разделить на 100; 10 или 1 и умножить на 4. Например:  12100:25=12100:100*4=121*4=484. 240:2,5=240:10*4=24*4=96. 8 31:0,25=31*4=124. 1.2.2. Нестандартные приемы устного счета 1. Двухзначные числа.  Умножение чисел, оканчивающихся на 1. Правило:  При умножении чисел, оканчивающихся на 1, надо сначала перемножить   цифры   десятков   и   правее   полученного   произведения записать   под   этим   числом   сумму   цифр   десятков,   а   затем перемножить 1 на 1 и записать ещё правее. Сложив столбиком, получим ответ. А1*Е1 = А * Е * 100 + (А+Е) * 10 + 1. Например: 31*81=3*8*100+(3+8)*10+1=2400+110+1=2511 2. Трехзначные числа.   Деление трехзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37. Правило: Результат равен сумме этих одинаковых цифр трехзначного числа (или числу, равному утроенной цифре трехзначного числа). 222:37=6, 6 ­ это сумма 2+2+2=6. 333:37=9, т. к. 3+3+3=9. 777:37=21, т. к 7+7+7=21. 888:37=24, т. к. 8+8+8=24. 1.2.3. Специальные приемы устного счета 1. Приемы округления: Правило: Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то из полученной суммы надо вычесть столько же единиц. Например: 274 + 97 = 274 + (97 + 3) ­ 3 = 274 + 100 – 3 = 374 – 3 = 371. 1996 + 759 = (1996 + 4) – 4 + 759 = 2000 + 759 – 4 = 2759 – 4 = 2755. Правило: Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а второе уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится. На основании   этого   выполняется   округление   одного   слагаемого   за   счет другого. Например: 998+1526=1000+1524=2524. Правило: Если вычитаемое, увеличить на несколько единиц, то, чтобы разность не изменилась, надо и уменьшаемое увеличить на столько же единиц. Например: 5431­4000=1435. Правило:  Если   уменьшаемое   уменьшить   на   несколько   единиц,   то   к полученной разности надо прибавить столько же единиц. Например: 10013­9775+13=225+13=238. 9 2. Приемы возведения чисел в квадрат   Возведение в квадрат любого двузначного числа. Правило:  Для того чтобы найти квадрат любого двузначного числа, надо   разность   между   этим   числом   и   25   умножить   на   100   и   к получившемуся произведению прибавить квадрат дополнения данного числа до 50 или квадрат избытка его над 50­ю. Рассмотрим пример: 372=12*100+132=1200+169=1369. (М–25)*100+ (50­M)2=100M­2500+2500–100M+M2=M2.  Возведение в квадрат числа, близкого к «круглому». Правило:  Вычисление квадратов в разобранных примерах основано на формуле а²=(а+в)(а–в)+в², в которой удачный подбор числа в сильно облегчает   выкладки:   во­первых,   один   из   сомножителей   должен оказаться   «круглым»   числом   (желательно,   чтобы   ненулевой   его цифрой была только первая), во­вторых, само число в должно легко возводиться в квадрат, т. е. должно быть небольшим. Эти условия реализуются как раз на числах а, близких к «круглым». Например: 192² = 200*184 + 8² = 36864, т. к. (192+8)(192­8)+ 8² 412² = 400*424 + 12² = 169744, т. к.(412­12)(412+12)+ 12²  Возведение в квадрат чисел от 40 до50. Правило:  Чтобы   возвести   в   квадрат   число   пятого   десятка (41,42,43,44,45,46,47,48,49), надо к числу единиц прибавить 15, затем к полученной сумме приписать квадрат дополнения числа единиц до 10 (если этот квадрат ­ однозначное число, то перед ним приписывается число о). Например: 432=(3+15)*100+7*7=1849. 482=(8+15)*100+2*2=2304.  Возведение в квадрат чисел от 50 до 60. Правило:  Чтобы   возвести   в   квадрат   число   шестого   десятка (51,52,53,54,55,56,57,58,59) надо к числу единиц прибавить 25 и к этой сумме приписать квадрат числа единиц. Например: 542=(4+25)*100+4*4=2916. 572=(7+25)*100+7*7=3249.  Возведение в квадрат числа, оканчивающееся на 5. Правило: Число десятков умножаем на следующее число десятков и прибавляем 25. Например: 10 152 = 10*20+ 25=225 или (1*2 и приписываем справа 25). 352 =30*40 +25= 1225 (3*4 и приписываем справа 25). 652 = 60*70+25=4225 (6*7 и приписываем справа 25).  Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 1. Правило:  При   возведении   в   квадрат   числа,   оканчивающегося   на   1, нужно заменить эту единицу на 0, возвести новое число в квадрат и прибавить   к   этому   квадрату   исходное   число   и   число,   полученное заменой 1 на 0. Например:  712= ? 71   4900 + 70 + 71 = 5041 = 71 → → 2 = 4900   70   70 → 2.  Квадрат числа, оканчивающегося на 6. Правило:  При   возведении   в   квадрат   числа,   оканчивающегося   на   6, нужно   заменить   цифру   6   на   5,   возвести   новое   число   в   квадрат (описанным ранее способом) и прибавить к этому квадрату исходное число и число, полученное заменой 6 на 5. Например:  562=? 56  → → 2 = 3025 (5*6 = 30   3025 + 55 +5 6 = 3136 = 56  3025)   55   55 → → 2.  Квадрат числа, оканчивающегося на 9. Правило: При возведении в квадрат числа, оканчивающегося на 9,  нужно заменить эту цифру 9 на 0 (получим следующее натуральное  число), возвести новое число в квадрат и из этого квадрата вычесть  исходное число и число, полученное заменой 9 на 0. Например: 592=? 59   3600 – 60 – 59 = 3481 = 59 → → 2 = 3600   60   60 → 2.  Квадрат числа, оканчивающегося на 4. Правило: При возведении в квадрат числа, оканчивающегося на 4,  нужно заменить цифру 4 на 5, возвести новое число в квадрат и из  этого квадрата вычесть исходное число и число, полученное заменой 4  на 5. Например:  842=? 84  → → 2 = 7225 (8*9 = 72   7225 – 85 – 84 = 7056 = 84  7225)   85   85 → → 2.  При возведении в квадрат часто бывает удобно воспользоваться формулой (а + b)2 = а2 + 2аb + b2. Например: 412= (40+1)2 = 1600 + 1 + 80 = 1681.  11 II. Практическое применение приемов устного счета 2.1. Этапы эксперимента Для   проверки   нашей   гипотезы   был   проведен   эксперимент,   который включал в себя следующие этапы: 1. Проведение проверочной работы №1 – «нулевой срез» ­ в 8 классе без ознакомления с приемами устного счета. 2. Изучение с учащимися некоторых приемов устного счета. 3. Проведение проверочной работы №2. 4. Изучение новых приемов устного счета. 5. Проведение проверочной работы №3. 6. Обобщение полученных результатов. 2.2. Результаты практической работы В   решении   заданий   проверочной   работы   №1   (приложение   1)   приняли участие 24 ученика 8 «Б» класса. Данные представлены на рис.1. Рис 1. Проверочная работа №1. Результаты   «нулевой»   работы:   от   0   до   4   правильных   ответов   дали   4 человека, от 5 до 8 правильных решили 13 человек, от 9 до 12 решили 7 человек. На   втором   этапе   эксперимента   учащиеся   изучали   некоторые   приемы устного счета: 1.Общие; 2. Нестандартные; 3. Специальные (округление). После   изучения   приемов   устного   счета   была   проведена   проверочная работа №2 (приложение 2). Данные представлены на рис.2. 12 Рис 2. Проверочная работа №2. Учащиеся показали  улучшенный результат: от 0 до 4 правильных ответов дал 1 человек, от 5 до 8 решили 7 человек, от 9 до 12 правильных ответов дали 16   человек.   То   есть   увеличилось   количество   учащихся,   давших   от   9   до   12 правильных ответов. На следующем этапе эксперимента после повторения предыдущих были изучены   новые   приемы   устного   счета:   специальные   (возведение   в   квадрат). Результаты проверочной работы №3 (приложение 3) представлены на рис.3. Рис 3. Проверочная работа №3. В третьей проверочной работе  результаты были значительно лучше: от 0 до 4 правильных ответов решили 0 человек, от 5 до 8 правильных ответов дали 5 человек, от 9 до 12 решили 19 человек. Большинство учащихся справилось со всей работой. На последнем этапе эксперимента были обобщены результаты всех проверочных работ. Данные представлены на рис.4. 13 Рис 4. Обобщенные результаты. Анализ проведенных работ позволяет сделать вывод о том, что чем больше повторяешь   и   изучаешь   новые   приемы,   тем   больше   увеличивается   качество выполненных   заданий,   прослеживается   положительная   динамика   развития вычислительных навыков приемов устного быстрого счета. На рис.5 (приложение 4) представлены результаты каждого учащегося. III. Люди­феномены Иногда встречаются люда с феноменальной способностью производить в уме   математические   действия   буквально   с   астрономическими   числами, рассчитывать день недели любого, сколь угодного далекого года, запоминать в прямой   и   обратной   последовательности   большое   количество   слов   и   цифр.  В соответствующей   обстановке   это   производит   сильное   эмоциональное воздействие   на   зрителей.   Некоторые   известные   ученые   легко   обходился   без таблицы десятичных логарифмов, поскольку многие значения из нее помнил на память. Ни одна из возможностей нашего мозга не кажется столь удивительной, как загадка чудо­счетчиков.  Среди   чудо­счетчиков   особенно   большой   популярностью   пользуются задачи, в основе которых лежит календарное исчисление. Проносясь мысленно через века и тысячелетия, преодолевая трудности недесятичных соотношений (ведь неделя состоит из 7 дней, сутки из 24 часов, час из 60 минут и т. д.), они, за несколько секунд способны проделать сотни операций и сообщить, что 1 января 180 года была пятница. И все это делается с учетом високосных лет, смены календаря в 1582 году и т. д. Психологи пытались объяснить эту способность исключительной памятью,   и называют   "гипермнезией". Конечно, до какой­то степени мы сталкиваемся здесь с проявлением поистине чудовищной памяти, но одной памятью не объяснить существа явления. Проявляется ли этот дар очень рано   или   очень   поздно,   его   появление   всегда   стихийно.   Происходит молниеносное превращение. Обладатель дара иногда бывает "отсталым" во всех 14 других областях, но среди цифр он чувствует себя как дома и быстро достигает фантастической виртуозности. Однажды  Морис Дагбер  вступил в спор с электронной выделительной машиной, производящей около миллиона операций в секунду. Дагбер заявил, что признает себя побежденным лишь в том случае, если машина решит семь задач раньше,   чем   он   десять.  В   итоге   Дагбер   решил   все  10  задач   за  3  минуты  43 секунды, а электронная машина только за 5 минут 18 секунд! Подобные соревнования дело непростое. В одном из подобных состязаний участвовал   молодой   счетчик­феномен   из   России  Игорь   Шелушков  и электронная   вычислительная   машина   "Мир".   Он   превосходно   выиграл соревнование, как и Дагбер во Франции. Житель   Екатеринбурга  Марк   Вишня  прогремел   на   всю   Россию.   В популярном   телешоу   он   словно   орехи   щёлкал   задачки   на   умножение двухзначных   чисел,   извлечение   корня,   вычисление   логарифма   и   синуса   с косинусом в придачу. Жюри было в восторге, ведь Марку на тот момент… едва исполнилось три года. Сейчас он первоклассник. И, говорят, недавно обыграл самого   Анатолия   Вассермана   на   съёмках   новой   телепередачи.   «Уникальные способности у него стали проявляться в 10­месячном возрасте, ­ рассказывают родители   мальчика.   ­   В   два   года   он   вызубрил   таблицу   умножения.   Освоил деление, потом начал вычислять квадратные корни». Кроме того, Марк Вишня запоминает и пересказывает огромные отрывки текстов. И поправляет взрослых, когда они делают ошибки при чтении. Сейчас есть определенные приемы,  которые позволяют быстро и удобно сокращать   вычисления   в   уме.   Путем   упорных   тренировок   можно   достигнуть значительных   успехов   в   этой   области,   однако   стать   настоящим   человеком­ счетчиком    тренировки   не помогут. Ученые  до  сих  пор  не  выяснили, каким образом из обыкновенного человека можно сделать супервычислителя. IV. Заключение  Знакомство   с   темой   обогатило   нас   новыми   математическими   и историческими   знаниями.   Мы   убедились,   что   «Счет   и   внимание   –   основы порядка в голове» (Песталоцци). С помощью устного счета можно тренировать внимание   и  память,  оттачивать   ум.  Умение  вычислять   устно,  прикидывать   и видеть результат помогут  экономить время при выполнении самостоятельных и контрольных работ,  и в будущем на экзаменах. Наработка   вычислительных   навыков   должна   быть   систематической, ежедневной и стремиться каждый раз усовершенствовать свои навыки в устном счете.  В   ходе   выполнения   практической   работы,   мы   увидели,   что   в   первом математическом диктанте вычисления занимали у учеников много времени,   и было допущено много ошибок.   После изучения приемов быстрого счета время выполнения диктанта сократилось и качество повысилось. 15 Мы   создали   буклет,   который   предложим   своим   одноклассникам.   Если пользоваться им регулярно, то можно освоить приемы счета и применять их на уроках и при выполнении домашних заданий.  Ну, а калькулятор пусть отдохнет!   *** Доску мою вы отложили, Меня вы этим не смутили. К чему теперь доска моя, Когда в уме считаю я. Как быть мне девушке веселой, С доской большою и тяжелой? Везде она помехой будет, Пускай я дома иль на людях. Но прежде без доски не раз Могли обсчитывать ведь нас. Теперь же я в уме считаю, Все незаметно проверяю. И как­то проще думать мне, Яснее стало в голове, Науки легче постигать. Как хорошо в уме считать! Список литературы 1. Бирман книга «Введение в устный счет»  издана в 1795 году. 2. Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. ­ 1990, №11.– с.39­44. 3. Депман   И.Я.,   Виленкин   Н.Я.   За   страницами   учебника   математики: Пособие для учащихся 5­6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил.  4. Зайкин М.Н. Математический тренинг. ­ Москва, 1996. 5. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. – 1999, №7. ­ с.11­14. 6. Игнатьев   Е.И.   В   царстве   смекалки/   Под   редакцией   М.К.   Потапова, текстол.  Обработка  Ю.В.  Нестеренко. – 4­е  изд. –  М.:  Наука.  Главная редакция физико­математической литературы, 1984, 192 с.  7. Перельман Я.И. Живая математика. ­ Екатеринбург, Тезис, 1994. 8. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. ­ Екатеринбург, Тезис, 1994. 9. Л.М. Фирсова. Игры и развлечения. Кн.I/Сост.  – Ь.: Мол. Гвардия, 1989. – 237 c., ил. 10.Нагибин   Ф.Ф.,   Канин   Е.С.   Математическая   шкатулка:   Пособие   для учащихся 4­8 кл. сред. шк. ­ 5­е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.  11.А.П. Савин. – М.: Энциклопедический словарь юного математика/ Сост.  16 12.Ткачева М.В. Домашняя математика. ­ М., Просвещение,1993. Интернет­источники  https://ru.wikipedia.org/wiki/Устный_счёт Википедия «Устный счет»  1. 2. http://cepia.ru/math/ ­ Устный счет 3. http://anisim.org/articles/priemy­bystrogo­scheta­bez­kalkulyatora/  ­   Приемы устного счета. 4. http://www.junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm    Твои возможности, человек. 5. http://prostatitusnet.ru/studentu/raznye­materialy/issledovatelskaya­rabota­kak­ bystro­schitat­ustno/ ­ Как быстро считать устно. 17 Приложение 1. Проверочная работа №1  2 Вариант 1) 6,8+3,91= 2) 35+16+57+81= 3) 486­252= 4) 17*8= 5) 26*101= 6) 53*50= 182000:500= 555:37= 7) 56:2,5= 8) 9) 61*81= 10) 11) 460:4= 12)35*11= 1 Вариант 1) 9,3+4,82= 2) 28+32+19+56= 3) 563­145= 4) 48*4= 5) 148*1001= 6) 76*5= 7) 130:0,25= 8) 348:0,5= 9) 41*31= 10) 222:37= 11) 380:4= 12)54*11= 18 Приложение 2. Проверочная работа №2 1 Вариант   1) 48:0,25= 2) 777:37= 3)21*8= 4) 8,6+21,72= 5) 520:0,5= 6)52+16+48= 7) 27*11= 8) 68*4= 9) 420:2,5= 10) 328­129= 2 Вариант  1) 64:0,25= 2) 999:37= 3)17*16= 4) 7,5+52,12= 5) 640:5= 6) 46+72,31= 7) 31*11= 8)  96:4= 9) 365:2,5= 10) 746­232= 11) 232*1001= 11) 124*1001= 12) 21*61= 12) 41*51= 19 Приложение 3. Проверочная работа №3 1 вариант 2 вариант  1) 83+14+56+96= 1) 102+19+32+28= 2) 52:0,25= 3) 71*31= 4) 46* 10101= 5) 96:4= 6) 368­121= 7) 999:37= 8) 32*16= 9) 49*11= 10) 540:2,5= 11) 640:0,5= 12) 812= 2) 64:0,25= 3) 61*81= 4) 542*1001= 5) 108:4= 6) 577­235= 7)666:37= 8) 4*8= 9)38*11= 10) 620:2,5= 11)750:5= 12) 512= 20 Приложение 4. Результаты учащихся Номер работы и результаты №1 №3 №2 10 10 10 4 12 7 11 8 8 6 9 10 9 10 9 10 10 8 8 10 10 5 10 11 10 9 12 6 11 10 12 8 10 7 10 11 10 10 9 11 9 10 9 10 8 7 11 12 № Фамилия, Имя 1 Аксёнова Мария 2 Антонов Вадим  3 Базанов Алексей  4 Байбурин Даниил 5 Бородина Анастасия 6 Глазунова Екатерина  7 Гришина Елена  8 Денисенко Иван 9 Деньгина Анастасия  10 Динмухаметов Артем  11 Ефарова Диана  12 Копылова Оксана 13 Котенко Антон  14 Крутов Илья  15 Кувайцева Мария  16 Лаптева Ксения  17 Мокроусова Марина  18 Нафиков Тимур 19 Николайчук Арина  20 Новиков Савелий  21 Пичугова Татьяна  22 Туманов Ярослав 23 Шалагинов Антон  24 Шеметова Анастасия  5 0 5 2 11 7 7 5 8 0 9 8 9 5 9 10 5 8 5 8 6 3 9 10 21

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)

Научно-исследовательская работа "Устный счет - калькулятор в голове" (6 - 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.