Введение
Современные православные праздники имеют огромное значение, как для церкви, так и для всех православных христиан. Уникальная, самобытная культура наших предков является показателем духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Православие наложило свой отпечаток на быт и культуру нашего народа. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре. Нам необходимо знать не только историю украинского государства, но и его традиции и обычаи. Поэтому я выбрала для себя тему «_________», чтобы доказать, что обращение к духовным ценностям украинской культуры достаточно актуально в современном обществе.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъем, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай, праздник направлены на сохранение вечных человеческих ценностей: мира в семье, любви к ближнему, сплочённости, нравственного добра, скромности, красоты, истины, патриотизма.
Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаем ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным наш интерес к православному празднику Рождество Христово.
Целью работы является изучить историю возникновения, традиции и обычаи празднования Рождества Христова и исследование праздника на примере нашего города.
Обозначенной цели подчинены конкретные задачи:
1. Изучить историю праздника Рождества Христова.
2. Систематизировать и обобщить знания по теме празднования Рождества Христова в разных странах мира.
3. Рассмотреть особенности празднования Рождества Христова в нашем городе.
4. Осуществить анализ развития праздника Рождества Христова в современной жизни.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы:
1. Теоретические методы (наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, классификация, систематизация, сравнение, обобщение, индукция, дедукция).
2. Сбор фактического и практического материала.
Практическая значимость: данная работа представляет интерес для педагогов внешкольного образования, работающим по программе «Юные этнографы», послужит источником для дополнения учебных занятий по народоведению. Предполагается, что материал может быть использован на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин, во внеурочных мероприятиях при знакомстве с народными праздниками и традициями.
Глава 1. История возникновения праздника Рождества Христова
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий Христос, Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними Ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Как только Ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их. После этого пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.
На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела (см. Евангелие от Луки, гл.2, 1-21.).
Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы. В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не предали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести. Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и спросил их: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя. Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан - ароматическая смола) и смирну (драгоценное благовонное масло). Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан - как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну - как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами). После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их Св. Церковью празднуется в день Рождества Христова.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа празднуется Католической Церковью 25 декабря - по григорианскому календарю, а Православной Церковью 7 января - по юлианскому календарю. К этому великому празднику мы готовим себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун Рождества Христова называется сочевником или сочельником, потому что в этот день, по уставу церковному, положено есть сочиво, то есть вареную крупу с медом, да и то вечером, с появлением первой звезды (См. Евангелие от Матфея, гл.2, 1-12.).
Праздник Рождества Христова - это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия, поэтому день Рождества Христова в церковном календаре второй по значимости после Пасхи. Этот праздник приходит к людям морозной ночью в час полуночной храмовой службы в сиянии свечей, в свете звезд и громогласном пении хора. Звуки детских голосов, славословящих Бога, как ангельский глас, наполняют торжеством Вселенную. Небо и земля славят Рождество Христово. На земле, хотя бы ненадолго, воцаряется мир, а сердца исполняются доброй воли. Символом вечного мира, счастья и радости, пришедших вместе со Христом, является вечнозеленая наряженная ель. Верх ее увенчан прекрасной звездой - в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь ко Христу. Ветви увешаны разноцветными шарами, золотой мишурой, фигурками поющих ангелов, пастухов с маленькими барашками, расцвечены свечами и фонариками, как будто напоминая об огнях костра и фонарей, светивших для Вифлеемских пастырей в святую ночь. И через две тысячи лет добрые рождественские огни светят почти в каждом доме. Среди зеленых иголок тихо перезваниваются, призывая праздник, серебряные колокольцы, подобные тем, которые заботливые палестинские хранители стад надевали своим овцам. Чтобы умножить радость праздника, близкие люди кладут под елку подарки друг для друга, а для детей вешают на ветки всевозможные сладости. В старину к Рождеству пол в деревенских избах покрывали свежим сеном, а стол - соломой, на которую затем стелили скатерть и ставили угощение. Все это напоминало, что Спаситель родился не в царском чертоге, а в овечьем хлеву, и был положен в ясли на солому. Начиная с вечера, повсюду ходили христославы с «Вифлеемской звездой». На шесте укреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшалась фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем эту звезду с пением рождественских гимнов носили по окрестным домам. Такие посещения назывались колядками, чаще всего для этого собирались ребятишки, но нередко принимала участие и молодежь.
Древним рождественским обычаем было и хождение с вертепом. Вертеп - по-славянски значит «пещера». Вертеп представлял собой небольшой ящик, изображающий пещеру, в которой, по преданию, родился Христос. Этот ящик являлся миниатюрным кукольным театром, в котором народные умельцы разыгрывали целые спектакли на тему Рождества. В XIX веке во многих городских домах стало модным делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под елку. Кукол искусно делали из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шелковые кафтаны. Здесь были и восточные волхвы, и славословящие ангелы, но центром композиции неизбежно являлись Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Божественным Младенцем. Такой вертеп нередко устанавливали в церкви. В последнее время традиция сооружения вертепа под елкой стала возрождаться, куклы для него можно приобрести даже в магазине.
Колядовать ходили и ряженые - они в лицах разыгрывали рождественское повествование, а кроме того, другие благочестивые, пользующиеся неизменным успехом в народе сюжеты. Переходя от дома к дому с вестью Вифлеемских пастырей, люди прославляли пришествие в мир Спасителя, Который показал единственный путь к подлинному счастью - через любовь к своим ближним, открыв двери милосердия и сострадания. И праздник Рождества отмечается христианами, прежде всего, делами благотворительности.
В этот день раздавалась обильная милостыня. В каждом доме христославов ждали угощения или деньги. Не принять христославов почиталось большим грехом. Люди зажиточные считали своим долгом прислать милостыню на праздничный стол в дома нищих, больных, вдов и сирот. Не забывали даже о животных, ведь, согласно преданию, в холодную ночь вол и осел согревали Богомладенца своим дыханием. В деревнях для птиц, страдающих от голода и холода, выставляли ржаной сноп. Для детей устраивались и сейчас устраиваются рождественские елки, спектакли, праздники с раздачей подарков.
Рождественский и новогодний стол сейчас принято украшать свечами в красивых подсвечниках. При встрече Нового года электрический свет без пяти минут двенадцать гасится и самые торжественные минуты проходят при свечах. В старину рождественский стол был немыслим без пирогов. Горячие, пироги являются прекрасным завершением праздничного стола. Для детей к Новому году хорошо испечь специальные сладкие пирожки, калачи, булочки, пряники в форме елочек, снежинок, сказочных персонажей.
С Рождества до Крещения продолжались веселые зимние святки - Святые дни. Они наполнялись всевозможными развлечениями. В городах устраивались балы и маскарады, посещались театры. Кульминацией святок была встреча Нового года (1 января по старому стилю, 14 января - по новому). Утро традиционно начиналось со славления - хождения по домам с вертепом и звездою. На Руси Святки праздновались всеми, но в основном это был праздник молодежи. Юноши и девушки обходили дома, исполняли богослужебные песнопения, величальные и обрядовые песни. Каждая хозяйка, в свою очередь, щедро одаривала гостей, угощая выпечкой, конфетами и сластями, проявляя к гостям милосердие. В старину бытовало поверье, что в Святки по Земле странствует Сам Иисус Христос.
По традиции, второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий - сирот, четвертый - заключенных. Еще в XIX веке считалось долгом каждого христианина, даже Царя, на Святках посетить больницу, сиротский приют и тюрьму. Ведь рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников.
На Святках, как и в течение поста, Церковь не совершает бракосочетаний. Но поскольку пост к этому моменту уже проходил, начинались так называемые ярмарки невест, причем эти ярмарки устраивались во всех слоях общества. Завершается Святочная неделя праздником Крещения Господня. В наши дни на Богоявление во многих храмах возрождается традиция совершения Великого водосвятия в Иордани - освящения воды в проруби, сделанной в виде Креста. Возвращается и обычай завершать святочные дни, искупавшись на Крещение в освященной проруби.
Раньше эти дни были временем отдыха для всех: и для взрослых, и для детей. Повседневная работа откладывалась, православные проводили это время, чаще ходя на богослужения и больше общаясь с семьей и близкими, разделяя с ними радость о Рождении Спасителя.
Размещено на Allbest.ru
Глава II. Традиционные особенности празднования Рождества Христова в разных странах мира
И в старые времена и в наше время есть семьи, где чтут и соблюдают традиции. Иисус родился в яслях, где содержали домашних овец. Само место рождения показывает людям, что надо быть добрыми ко всему живому, тогда и к тебе будет такое же отношение. Как только на небе загорится первая звездочка, все собираются на праздничный ужин. Если семья живет в частном доме, где есть животные, то перед Святой вечерей (ужином) хозяин выносит на улицу кутью и угощает всех животных, которые есть в хозяйстве, потом забирает их в дом, где будет отмечаться Рождество. Есть поверье, что на Рождество животные разговаривают между собой. Хозяин входит в дом, произносится молитва, и все садятся за стол. На столе зажигают свечу. Есть и такое поверье: если свеча горит ровно, то все присутствующие за столом, в этом году будут живы и здоровы. А добрая связь с домашними животными принесет еще в эту семью счастье, благополучие, достаток. В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством.
За рождественским столом соблюдается определенная очередность подачи блюд. Первой подается вареная пшеница (кутья), которая напоминает то изобилие в раю, при котором жили Адам и Ева. Следующее блюдо - это овсяный кисель, который своим серым цветом и особым вкусом символизирует Ветхий завет, время, когда все было серо, мрачно, скучно от последствия греха. Кисель заливается медовой водой в знак того, что Христос принес надежду, которая все делала радостным, как бы сладким. Следующее блюдо рыбное - символ объявления Христа. После этого подается сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Кровь Христа уничтожила горечь греха. В конце подается семь сортов сладкого кушанья (печенье, булочки, различные сладкие мучные изделия), что напоминает о семи святых Таинствах. Рождественские праздники – одни из немногих в христианском календаре, в которых тесно переплетаются церковные и народные традиции.
В Украине праздничный стол в этот вечер не обходится без узвара, свежевыпеченного хлеба и особых пирожков, в которые, как утверждают хозяйки, нужно положить монетки по количеству присутствующих за столом. Кто монетку найдет – тому и будет сопутствовать удача в новом году. За столом не только рассказывают легенды о рождении Сына Божьего, но и поют рождественские песни, вспоминают все хорошее, что было в уходящем году, и желают друг другу здоровья и счастья. Традиции празднования Рождества меняются в зависимости от региона и области Украины. В Западной Украине, например, считают, что стол должен изобиловать мясными блюдами, а дети ходят колядовать только в утро Рождества – 7 января. На востоке страны – наоборот, колядки слышны до вечерней зари, а утро Рождества семья встречает вместе. Интересны и традиции, сопровождающие Рождество в разных странах мира.
В России и некоторых других странах ночь перед Рождеством Христовым с 6-го на 7-е января и до Крещения Господня (19-го января) называли Святками. Этому событию предшествует многодневный пост, в течение которого запрещается употреблять в пищу некоторые продукты. И только с появлением на небе первой звезды в сочельник пост завершался. Обычно первым блюдом, которое в этот день ели христиане, было так называемое сочиво – пшеничная или рисовая каша с медом. Именно так и появилось название Сочельник. Вечером в Сочельник принято готовить особые блюда: кутью (особая сладкая каша из пшеницы) и взвар (обычно из чернослива). В доме, под иконами (или рядом с ними) кладут немного сена, на которое ставят в тарелках кутью и взвар. Это символизирует дары, принесенные пастухами в хлев с младенцем Иисусом. Все православные христиане собираются в храмах, где проходят богослужения в честь праздника. Служба начинается поздним вечером и длится до раннего утра. Вернувшись из храма, люди начинают праздновать Рождество. На стол принято ставить праздничные блюда, вино... Приглашают гостей. Православной церковью в этот период лишь запрещались различные виды работ (особенно в вечернее время), а верующим предписывалось прославлять Спасителя. По народным поверьям, в эту ночь на земле борются две силы: добро созывает людей прославлять Христа за праздничным столом в кругу семьи, а зло собирает всю нечистую силу на шабаш. С праздником связывали различные приметы: хорошим признаком считался шедший в ночь на Рождество снег – это означало, что год будет урожайным. Мороз на Сочельник также был хорошей приметой и символизировал крепость и лад в семье. В первые дни святок отдавали дань предкам, а также больным, беднякам. В эти дни принято было носить угощения к острогам (так в старину называли места заключения) и в бедные семьи. За праздничным столом обычно ставили лишние приборы – по количеству родственников, умерших в прошедшем году. Также в этот период принято было почитать и благодарить живых родителей. После того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье. Молодежь собиралась в шумные компании, одевалась в вывернутые наизнанку тулупы, молодые люди мазали лица сажей или надевали маски, символизирующие различных зверей и нечистую силу, и отправлялась по селу колядовать. Колядующие ходили по селу, стучались в дома и, напевая песни, предлагали хозяевам угостить их за такое представление. Последние, конечно же, не отказывались – ведь столы на праздник после долгого поста накрывали достаточно богато. Так, походив по селу в обличии ряженых, колядующая молодежь собирала много подарков. Именно отсюда пошла традиция различных новогодних маскарадов, на которых люди надевали различные маски. Древнейшие традиции колядования дошли и до наших дней. Более того: из сельской местности они перешли и в крупные города, и колядующих можно увидеть в канун Рождества на пороге своей квартиры. Также на святки были широко распространены всевозможные гадания, народные гуляния, ярмарки и балаганы. После продолжительного поста крестьяне веселились и пировали, как могли, катались на санях, строили снежные крепости.
Прибалтийские страны сохранили множество древних традиций и обрядов. Эстония, например, любит украшать головы своих граждан венками, как это было принято в давние века. А литовский традиционный рождественский обед состоит из рыбных блюд, и лучшее место за столом хозяева всегда оставляют для нежданного гостя.
Хорваты сохранили традицию ставить в центр праздничного стола свечи, украшенные гирляндами из еловых веток. На стол обязательно подаются маленькие печеные сердечки красного цвета, украшенные сахарной пудрой. Болгары к Рождеству лепят из хлебного мякиша сцены рождения Иисуса Христа, а в Австрии до сих пор сохранились обычаи ряжения на Рождество, Богоявление и Новый год.
В Великобритании Рождество – это самый главный праздник. После рождественского обеда обязательно звучит короткая речь королевы. Перед тем, как сесть за праздничный стол, англичане идут в церковь. На Рождество все окна сельских домов освещены в Великобритании свечами, поэтому среди местных жителей ночь под Рождество называется «ночь свечей». Свечи для украшения церкви изготовляли и дарили священнику жители прихода. К началу XX в. Рождество стало семейным праздником, лишь некоторые из его старых обычаев сохранились до наших дней. Повсеместно соблюдается среди англичан обычай обмениваться подарками в день Рождества. С введением христианства этот обычай ассоциировался с принесением даров младенцу Иисусу тремя магами Востока. В память этого подарки дарят, прежде всего, детям. Подарки английским детям приносит Father Christmas (Отец Рождество). Дети пишут Father Christmas письмо с желаниями и бросают его в камин, при помощи дыма список желаний попадает к адресату. 25 декабря отмечается Рождество, а 26 декабря - любимый праздник - День рождественских подарков. В этот день, если вы окажетесь в гостях, непременно надо подарить сувениры хозяевам дома, а детям - сладости. Обычно на Рождество подарки получают не только дети, но и взрослые, перед обедом их вручает всем самый младший член семьи. В канун Рождества толпы народа собираются на Трафальгарской площади, у главной елки Англии, где благотворительные организации устраивают представления для взрослых и детей с пением гимнов. Сейчас почти в каждом английском доме к Рождеству украшают разноцветными блестящими игрушками и сладостями елку, как символ неумирающей природы. На верхушке обычно укрепляют Рождественскую фею или большую серебряную звезду. С XIX в. вошло в обычай обмениваться поздравительными открытками - вместо обязательных когда-то личных поздравлений с праздником. На Рождественском столе англичан обязательно присутствует традиционное блюдо из индейки и непременный плум-пуддинг. Украшением стола является рождественский пирог. По старинному рецепту он должен быть начинен следующими предметами, которые якобы предсказывают судьбу на ближайший год: кольцо - к свадьбе, монетка - к богатству, маленькая подковка - к удаче. Второй день Рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. После шумных рождественских праздников 27 декабря устраивается Рождественский день отдыха.
В Германии существует довольно большое количество разнообразных праздников, однако, отличительной особенностью является то, что не все из них празднуются в масштабах всей страны. Рождество – главный и самый любимый праздник немцев. Это праздник отмечается в ночь с 24 на 25 декабря. Рождество по традиции считается семейными праздниками, поэтому все ритуалы и обряды свято выполняются в каждом доме. Немецкому Рождеству предшествует Адвент, «Adventszeit» - время перед Сочельником. Латинское слово «adventus» означает «пришествие». Имеется в виду ожидание пришествия Иисуса Христа в мир в первый день Рождества. В первый день Адвента родители дают своим детям календари Адвента («Adventskalender»). Еще в 17 веке в Германии последователями Лютеранской церкви придумали нечто вроде рождественского календаря ожидания - они рисовали на стенах в доме необходимое количество палочек, каждый день стирая лишь одну. Чем меньше палочек оставалось - тем ближе был праздник. Чуть позже на стенах стали вешать изображения святых и библейских героев. Каждый день декабря дети могут открыть одну из дверей календаря и получить подарок - маленькую шоколадку в форме звезды или дерева, или небольшую игрушку. Эти календари призваны скрашивать ожидание Сочельника. За четыре недели до Рождества во многих немецких семьях появляется рождественский венок из омелы с четырьмя свечами, каждая из которых соответствует одному из воскресений наступающего Рождества. В первое воскресенье происходит символическое зажжение первой свечи в венке. Через неделю наступает второе воскресенье Адвента, и на венке зажигается вторая свеча. Затем к ней добавляется третья, а в последнее предрождественское воскресенье — четвертая. Все зажженные свечи означают приближение Рождества. Во время Адвента на дверях также появляется зеленый венок, приветствующий и благословляющий гостей. Зеленый и красный – основные цвета немецкого Рождества, именно они преобладают в оформлении рождественских венков. Один из атрибутов праздника - рождественская ель. Первые, еще неукрашенные, рождественские елки появились в Германии в 8 веке. Согласно преданию, Святой Бонифаций, во время проповеди о Рождестве, желая убедить друидов в том, что дуб не является неприкосновенным деревом, срубил его. При падении дуб повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Тогда Бонифаций воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа». В дальнейшем Рождество в Германии отмечалось посадкой молодых елей. Детям не показывают елку, пока они не сходили в церковь ранним вечером. По возвращению бьет колокол, и это означает, что началось Рождество. Традиционно на обед подают прозрачный овощной суп, вареного карпа и картофель в масле, а на десерт печеное яблоко с начинкой и ванильным соусом. За сочельником следуют еще два рождественских дня - 25 и 26 декабря – официальные выходные дни, которые проводятся с семьей и друзьями. 25-го декабря празднования продолжаются в доме бабушек и дедушек. Снова обмениваются подарками, и вся семья садится за сытный обед, состоящий из запеченной утки или гуся, красной капусты и картофельных клецек. Затем все идут гулять. А вечером все собираются дома и разговаривают за рождественским печеньем.
В Италии перед Рождеством проводятся особенно масштабные генеральные уборки. Рождественское богослужение начинается ровно в полночь и длится полтора часа. В Ватикане мессу служит сам Папа Римский. И в каждом храме обязательно устанавливаются ргегерю - миниатюрные ясли с фигуркой младенца Христа. По традиции на мессе должна присутствовать вся семья без исключения. Но за последние несколько лет процент верующих итальянцев катастрофически сократился. На сегодня их только 20 процентов. Поэтому в церковь ходят отнюдь не все. Зато торжественному ужину оказывается достойное внимание: свиные ножки, колбаски, запеченная рыба и «морские фрукты» (разные моллюски вперемешку с традиционными спагетти), кулич с цукатами и изюмом... Подарки каждый член семьи получает ранним утром 25 декабря.
В Чехии с особой тщательностью наряжают елки вечером 24-го. Это время суток называют щедрым. Сначала для хорошего настроения дарят друг другу подарки и только потом всей семьей ужинают. На столе обязательный запеченный с тмином карп. После ужина гадают. Самый распространенный способ - на яблоках. Плод разрезают поперек, и если внутри получается правильная звездочка из косточек, то предстоящий год будет счастливым. Кроме того, принято пускать по воде зажженные свечи в скорлупках от грецких орехов. Если свечка не тонет, то счастье наступит наверняка и очень быстро.
Рождество в Швейцарии начинается с церковной рождественской мессы, которая проходит во всех городах и деревушках. Религиозные рождественские песнопения продолжаются дома вокруг праздничной елки. Кстати, игрушки, колокольчики и банты для елки в каждой семье принято делать самим (никаких покупных украшений). Вообще, к Рождеству швейцарцы начинают готовиться за месяц до самого праздника: на специальный столик кладут венок из веток и цветов и каждое воскресенье ставят в него по свечке. Появление четвертой свечи означает наступление Рождества. А на любом праздничном столе - традиционный лосось и по специальному рецепту приготовленное жаркое.
В Соединенных Штатах к Рождеству готовятся особенно трепетно и дарят много подарков. Их складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в рождественскую ночь детям приносит подарки еще и Санта-Клаус. На случай, если он будет голоден, дети оставляют ему около елки всякие лакомства - шоколадки, печенье, немного молока. В небольших городах Америки сохранилась традиция: все ходят друг к другу в гости и распевают carols - рождественские песни. Елки ставят за два дня до Рождества, а сам праздник сопровождается традиционными ветчиной и индейкой. Рождество чрезвычайно популярно во всем мире и является одним из самых значимых и старинных традиций в человеческой истории.
В Швеции Рождество (Юль) – главный праздник, подготовку к которому начинают за две – три недели: варят пиво, пекут хлеб, традиционное печенье (в форме свиньи или козла). Сохраняется поверье и о целебных свойствах рождественского хлеба и пива. Финны не мыслят себе Рождество без устланного соломой пола. Соломой устилают даже рождественский стол, а незамужние девушки в Сочельник ложатся спать на соломенное ложе, чтобы им приснился суженный.
Глава 3 Особенности существования рождественских традиций в нашем крае
Жизнь православных христиан, события православной культуры, тесно связаны с церковным календарем, в котором нашли свое отражение православное вероучение, богослужение, праздники. Религиозные праздники всегда занимали важное место в жизни народов, внося в нее радость, давая ему возможность хоть бы на время столкнуться с другим лучшим миром. Равно как и хорошие традиции всегда находят дорогу к сердцам людей.
На территории города Красноперекопск построен Свято – Вознесенский храм - это наша главная святыня, в котором традиционно происходят богослужения. Одно из которых было связано с праздником Рождество Христово.
Праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христова по христианскому обычаю начинается с восходом первой звезды ночью с 6 на 7 января. В храме еще до восхода Рождественской звезды собралось немало молящихся. Отец Игорь в праздничном одеянии начал праздничное Богослужение, во время которого благословил пять хлебов, пшеницу, елей и вино, потом этим пахучим елеем помазал всех присутствующих в храме и раздали благословленный хлеб с вином (Приложение 1). По завершении вечернего Богослужения была благословлена принесенная в храм кутья.
Прекрасная традиция была установлена в Свято-Вознесенском храме с приходом отца Игоря в наш город: совершать Праздничное Рождественское Богослужение в ночь Рождества Спасителя. Ровно в полночь прозвучал звук колокола благовеста, а вместе с ним и возглас священника к началу праздничной Литургии. Во время праздничного Богослужения настоятель Свято-Вознесенского храма митрофорный протоиерей Игорь Околита поздравил всех присутствующих с праздником и зачитал Рождественское послание от Святейшего патриарха Кирилла, Блаженнейшего Митрополита Владимира и Преосвященнейшего Алипия епископа Джанкойского и Раздольненского (Приложение 2).
При храме уже несколько лет функционирует воскресная школа для детей, наставником котором является Тыщук Ольга Григорьевна. Они неоднократно выступали с театрализованными представлениями в учебных заведениях города, городском Дворце культуры. А во второй день праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа, после праздничного молебна с освящением воды, воспитанники воскресной школы поздравили прихожан храма. Великая радость наполняла сердца прихожан, когда они слышали из уст детей прославление Новорожденного Младенца. По окончании праздничного утренника, все дети были награждены Рождественскими подарками (Приложение 3).
7 января в день празднования Рождества Христова в концертном зале детской музыкальной школы прошел праздничный концерт. В нем приняли участие дети, посещающие воскресную школу при Свято-Вознесенском храме; воспитанники музыкальной школы; вокальные и хореографические ансамбли. После завершения концерта всех собравшихся поздравил благочинный Красноперекопского благочиния и настоятель Свято-Вознесенского храма протоиерей Игорь Околита, пожелав, чтобы Новорожденный Младенец Иисус благословил всех в наступившем 2013 году и помог каждому из нас найти путь к спасению (Приложение 4).
В продолжении рождественских праздников силами учащихся УВК «школа - лицей» № 2 было подготовлено мероприятие «Рождественская свеча» (Приложение 5). В программе праздничного концерта были показаны театрализованное представление, рассказывающее о Рождестве, праздничные песни, танцы, стихи и игры. В зале царила атмосфера праздника и радости.
С целью выявления мнения учащихся о Рождестве мы провели анкетирование среди учащихся УВК «школа - гимназия» № 3 (Приложение 6). В анкетировании приняло участие 40 человек. Им были заданы следующие вопросы:
1. Что вы знаете о Рождестве?
2. Празднуете ли вы Рождество?
3. На какой праздник уместнее всего дарить подарки и открытки?
4. Ходите ли вы в церковь на Рождество?
5. Гадаете ли вы на Рождество?
6. Знаете ли вы историю Рождества?
Результаты анкетирования позволили сделать вывод, что большинство учащихся имеет представление о празднике Рождества (82%), этот праздник отмечает достаточное количество человек (86%), но предпочитают дарить подарки (82 %) на Новый Год, гадают на Рождество всего 32% опрошенных (в основном девочки), а об истории праздника знают лишь 5 % опрошенных. И только 14 % ходят в церковь.
Заключение
В работе рассмотрены исторические аспекты существования Рождества, обоснованы тенденции его развития в разных странах мира, выполнен целостный анализ сохранения традиций существования праздника Рождества Христова на современном этапе.
1. Рождество Христово - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. В Евангелии от Матфея упоминаются волхвы и Вифлеемская звезда, а в Евангелии от Луки говорится об охваченных благоговейным страхом пастухах и о том, что Иисус родился в хлеву, поскольку все постоялые дворы были переполнены. На протяжении веков привычная сцена рождения Христа приукрашивалась и пополнялась все новыми преданиями, и в итоге мы получили изображение младенца Иисуса, лежащего в яслях в окружении родителей Марии и Иосифа, а пастухи, быки, ослы и трое волхвов наблюдают за этим. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по юлианскому и григорианскому календарю. Праздник Рождества Христова - это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия, поэтому день Рождества Христова в церковном календаре второй по значимости после Пасхи.
2. В процессе работы мы познакомились с рождественскими традициями в нашей стране и за рубежом. Эта работа помогла нам лучше узнать культуру европейских стран и США, что способствует расширению нашего кругозора и лучшему взаимопониманию в современном глобальном мире.
На основе полученной информации, мы сравнили разные традиции православного и католического Рождества.
Традиции, характерные для всех стран:
- украшение жилища Рождественской елью (но мы называем ее – Новогодняя ель);
- праздничный ужин в кругу семьи (в каждой стране имеется множество вкусных традиционных блюд);
- подарки (традиция произошла от трех волхвов, которые принесли Иисусу дары – золото, ладан и смирну)
Традиции, характерные для православного Рождества: святки, колядки.
3. В исследовательской работе нами было сосредоточено внимание на соблюдении традиционных принципов существования христианского, религиозного праздника - Рождество Христово. Выучив теоретическую основу указанного праздника и сопоставив его с современными условиями, мы обнаружили необходимость проведения анализа состояния сохранения традиций празднования Рождества в повседневной жизни. Исследование показало, что большинство респондентов не знают истории своего народа, своих предков. В наши дни незаслуженно забыты обряды, обычаи празднования Рождества, это доказали результаты опроса среди сверстников, одноклассников, в котором участвовали 40 человек.
Исходя из полученных данных, пришли к выводу, что народные обычаи, обряды, присущие этому празднику, используются в современной жизни не в полной мере. Результаты исследования доказывают необходимость формирования познавательного интереса к родной культуры, прежде всего, у подрастающего поколения.
Список использованной литературы
1. Белов А. Рождество Христово, Москва, 1974. –
2. Подари себе праздник. Энциклопедия. Сост Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина- Клуб «ХХI век» - 1998. -
3. Понаморьов А., Артюх Л. Українська мінувщина. – Київ, «Либідь» - 1994. – 145 с.
4. Скуратівський В. Дідух: Свята українського народу - Київ, «Освіта», 1995. – 271 с.
5. Українці: Свята. Традиції Звичаї. - Донецк, «Альфа-Прес» - 2004.- 120 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Рождественский утренник в Свято-Вознесенском храме г. Красноперекопск
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.