Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов»
«Эволюция единиц измерения»
научно-исследовательский проект
Исполнитель: Морозов Дима, ученик 3 класса «А»
Руководитель: Долгополова Р.Г.
Каменск - Уральский
2016г.
Содержание:
Введение.
I. Единицы измерения в старину и в настоящее время.
1.1. История возникновения единиц измерения.
1.2. Связь старинных единиц измерения с современными мерами.
1.3. Международная метрическая система.
1.4. Использование единиц измерения в литературе и фольклоре.
II. Исследование.
III. Результаты и выводы.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления, используя современные измерительные приборы (сантиметр, линейку, рулетку). С современными единицами измерения мы знакомы. Они удобны и понятны.
Интересно, а как измеряли длину в старинные времена на Руси? Как и откуда возникли единицы измерения?
В художественной литературе я встречал строки с непонятными для меня словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок. Задавая вопросы своему классному руководителю – Раисе Григорьевне я узнал, что эти слова относятся к единицам измерения, которые помогали нашим предкам производить вычисления. Мне очень нравятся уроки математики, где можно производить вычисления, но откуда появились единицы измерения? Интересующие меня вопросы и послужили в выборе темы по исследовательскому проекту: «Почему не используются старинные единицы измерения?».
Найти ответы на возникшие вопросы мне помогли мой классный руководитель Раиса Григорьевна и мама Ольга Вячеславовна.
Изучая материал в интернете, читая научно-познавательную литературу, я выяснил, что единицы измерения зародились еще в древности. Человеку приходилось постепенно достигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти себе пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наши предки располагали только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Вопрос о значимости единиц измерения на сегодняшний день актуален, так как метрическая система находится в центре внимания человеческой деятельности. Потому как ведь до сих пор нет в мире единой метрической системы. И меня эта тема заинтересовала, ведь я могу узнать историю развития математики, которая связана с историей нашей Родины.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Исходя из выбранной темы я определил цель своего проекта.
Цель моего проекта, выяснить какие единицы измерения существовали в древние времена и почему не используются в настоящее время.
Вопрос возник, необходимо, искать ответ. Для этого я поставил перед собой следующие задачи:
1. Узнать, какие единицы измерения существовали в старинные времена на Руси.
2. Уточнить, какими единицами измерения пользуются в настоящее время.
3. Проанализировать достоинства в математических вычислениях современных и старинных единиц измерения.
I. Единицы измерения в старину и в настоящее время.
Для решения поставленных задач я запланировал этапы своего исследования.
1. Найти и изучить в литературе и интернете как появились единицы измерения.
2. Пронаблюдать и изучить какими измерительными приборами пользуются современные люди и с помощью чего производили измерения в старинные времена на Руси.
3. Выяснить в каких литературных произведениях нам встречались старинные единицы измерения.
4. Провести эксперимент с единицами измерения, используя как современные, так и старинные.
5. Проанализировать собранную информацию.
6. Выполнить презентацию по собранному материалу.
7. Участвовать в проведении классного часа с использованием презентации.
8. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.
История возникновения мер измерения.
У наших предков были весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера длины, как «вержение камня» – бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: «Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути».
В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», это значило – на расстояния, с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – «коровий крик», «петушиный крик». Мерой служило и время «пока закипит котел воды». «Пушечный выстрел» – тоже мера расстояния. Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера «соломенный башмак» – расстояние, на котором этот башмак изнашивался. В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару. В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
В старинных русских договорных бумагах можно встретить такое замечание, что отсталые крестьянки в дореволюционной русской деревне яйца варили до тех пор, пока не будет прочтена молитва «отче наш». До сих пор существует выражение: «не подпускать на пушечный выстрел».
Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Они же послужили образцами первых мер длины.
Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок ткани, можно было продать дороже так как он содержал в себе больше аршинов. Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казённый аршин.
Казённый аршин – линейку, длиной в чью-то руку, - изготовили в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.
Связь старинных единиц измерения с современными мерами.
В результате изучения истории развития старинных мер длины, мы составили таблицу «Система старинных русских мер длины»:
Единица измерения |
Значение |
Современные единицы измерения |
верста |
Расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты |
Составляет около 1км 066км |
сажень |
Расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины |
Составляет около 1м 76см |
аршин |
Расстояние всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. |
Составляет около 71,12 см |
локоть |
Расстояние от пальцев до локтя |
Составляет около 38 см до 46 см |
пядь |
Расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев |
Составляет около 17 см до 19 см |
вершок |
Ширина двух пальцев (указательного и среднего). |
Составляет около 4,45 см |
Из приведенной выше таблицы мы наблюдаем насколько различны древние единицы измерения с современными.
В 1875 году ученые 17 стран, в том числе и России, подписали единую Метрическую конвенцию. Сегодня в подавляющем большинстве стран мира использую данную метрическую систему.
Основными единицами являются метр и килограмм. Исходя из данной метрической системы складываются следующие данные.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА.
Основной единицей длины считают метр:
1 м = 100 см 1 см = 10 мм
1 см = 10 мм 1 км = 1000 м
Массу измеряют в килограммах:
1 кг = 1000 г 1ц = 100 кг
1 т = 1000 кг
Объем измеряют в литрах:
1 л = 1000 мл 1 л = 1 куб. дециметру
Используя метод наблюдения, я постарался увидеть и вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:
- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);
- рост человека - с помощью специального ростомера (в поликлинике);
- высоту холки собаки, кошки - с помощью метровой линейки (в ветеринарной клинике);
- длину обложки для ученика - с помощью линейки (в магазине);
Современные люди измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: школьной линейки, метра на тканевой основе, деревянного метра, рулетки и т.д.
Использование единиц измерения в литературе и фольклоре.
Читая литературные произведения, мы не раз сталкивались со старинными измерениями длины, веса, объема. Осознание этих мер всегда вызывают трудности. В современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений сталкиваемся с этими понятиями, например, в произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …»
Сына бог им дал в аршин,
В сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»:
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
А сколько высказываний со старинными единицами измерения встречается в русском фольклоре.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы
|
значение |
Слышно за версту
|
Разговаривать очень громко |
Косая сажень в плечах |
Говорят о сильном человеке, богатыре |
Нос с локоть, а ума с коготь |
Говорят о взрослом, но очень не умном человеке |
Семь пядей во лбу |
Говорят об очень умном, мудром человеке |
От горшка два вершка, а уже указчик |
Говорят о самонадеянном человеке, не имеющего жизненного опыта |
Исследование.
Начиная свой исследовательский проект мы выдвигали гипотезу, что старинные единицы измерения утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всем мире, что еще в 1875 году ученые 17 стран, в том числе и России, подписали единую Метрическую конвенцию. И сейчас мы хорошо знаем эти единицы измерения, с которыми на уроках математики производим вычисления.
В качестве доказательства моей гипотезы я решил провести эксперимент: измерить высоту, длину и ширину комода с помощью современных и старинных единиц измерения.
Для измерения используемых в современной жизни мер длины, я просто взял сантиметр и измерил; для измерения старинными мерами использовал локоть, который равен 38см, пядь которая равна 17см, ладонь которая равна 8см, при этом мне пришлось в начале сделать веревочку равную данным величинам.
Для сравнения я использовал и измерения, сделанные мамой: локоть равен 46 см, пядь- которая равна 20 см, ладонь- которая равна 11см.
Современные единицы измерения:
В итоге: высота комода равна – 81см, длина – 84 см, ширина – 44 см.
Старинные единицы измерения:
Величины |
Дима |
Мама |
Высота |
1 локоть, 2 пяди,1ладонь |
3 пяди, 2 ладони |
Длина |
2 локтя, 1 ладонь |
1локоть, 2 пяди |
Ширина |
2 пяди, 1 ладонь.
|
1 локоть |
Результаты измерений – это числа, которые сообщают нам информацию об окружающем мире.
Результат проведенного эксперимента.
Из своего эксперимента я сделал вывод, насколько быстро и удобно я вычислил размеры комода с помощью обычного сантиметра и получил точные величины. Данный эксперимент еще раз подтвердил мою гипотезу, что старинные меры неудобны, а их результаты неточны, так как у каждого человека различна длина ладони, расстояние от локтя до пальцев. Ведь результаты измерений – это числа, которые сообщают нам информацию об окружающем мире и желательно, чтобы она была точной.
В качестве подтверждения своего исследования я решил решить задачи со старинными и современными единицами измерения.
Задачи:
Какого роста человек «от горшка два вершка?»
Возможно в данном выражении под словом «горшок» наши предки понимали «коршок» (единица измерения равная ширине кулака).
Коршок = 9 см.
Вершок = 4,5 см
Значит найти рост человека «от горшка два вершка» не составит труда.
Решение:
Коршок + вершок + вершок = рост.
9 + 4,5 + 4,5 = 18 см
Ответ: 18 см рост.
Задачи с современными единицами измерения.
Задача:
Длина прямоугольника 9 см, а ширина 5 см. Чему равен периметр прямоугольника?
Решение:
Р= (9+5)х2=28 см
Ответ: периметр прямоугольника равен 28 см.
Анализируя решения задач мы также видим, что старинные единицы измерения сложны не только в решении, но и в условии.
Заключение.
Старинные единицы измерения, рассмотренные в данной работе, не описаны в школьных пособиях. Проведенная работа позволит решать задачи со старинными мерами, приобрести необходимые знания, умения и навыки, связанные с различными областями знаний. Изучив старинные единицы измерения, я расширил представления о некоторых неизвестных понятиях, улучшил свои возможности при решении задач, предлагаемых в олимпиадах, конкурсах, а также при самостоятельном решении нестандартных задач.
Кроме того, мое предположение подтвердилось, что старинные единицы измерения утратили свою значимость по причине своей неточности. И очень подходит выражение «Всяк на свой аршин меряет».
В наше время новых технологий использование таких неточностей в математических вычислениях могут привести к катастрофам практически во всех сферах деятельности человека.
Продукт своего исследования: я представил собранную и обработанную информацию в виде презентации для своих одноклассников и на школьной конференции.
Используемая литература:
1. Сапцина У.В. Большая энциклопедия школьника – М.: «Росмэн - Пресс», 2002.
2. Курушина В., Симон Ф. Открытия и изобретения - М.: «Махаон», 2008.
3. Щигель Д. Я познаю мир - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
4. Крейг А., Росни К. Наука. Энциклопедия – М.: «Росмэн», 2000.
5. Ресурсы Интернет
www.kiris.ru
www.etalon-tehno.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.