Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"
Оценка 4.8

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русская литература
3 кл—4 кл
13.01.2017
Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"
Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов". Прекрасны наши уральские леса, удивительно хороши деревья! Но милее всех мне наша берёзка. Добро, спокойствие, красота, отзывчивость исходят от неё. Цель исследования – рассмотрение образа берёзки в произведениях русских писателей и поэтов.
Проект.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «ОБРАЗ БЕРЁЗКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ» Выполнила:  ученица 3 «а» класса Егорова Полина Руководитель: Долгополова Раиса Григорьевна, классный руководитель г. Каменск­Уральский 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: Оглавление ………………………………………………………………... Введение …………………………………………………………………... 1. 2 3 Красавица берёзка. ………………………………………………… 4 1.1. Лексическое значение слова «берёза» ………………………. 4 4 1.2. Научное описание берёзы ……………………………………. 2. Образ берёзы в произведениях …………………………………….. 6 3. Наша берёзка ………………………………………………………... 14 Заключение ………………………………………………………………... 16 Список использованной литературы ……………………………………. 17 2 ВВЕДЕНИЕ Прекрасны   наши   уральские   леса,   удивительно   хороши   деревья!   Но милее всех мне наша берёзка. Нет, наверное, человека, который не любовался бы нежной белоствольной красавицей. Берёзовая роща всегда светла, чиста.   Ещё с раннего возраста, с детского садика мы напеваем народную песню «Во поле береза стояла». Берёзкой любуются, восхищаются. Она хороша в любое время года: осенью –  золотая, зимой – серебристая, летом – в «зелёном сарафанчике,  с  золотыми  серёжками»,  но   она   всегда  «и   летом,  и   зимой… белым бела». Многие поэты, писатели, художники посвятили берёзке свои произведения.    Берёза   –   это   единственное   дерево   с   белоснежной   тонкой   корой.   Её красота   завораживает   любого   человека.   При   виде   её   радостное   чувство охватывает окружающих, веселее становится на душе. Недаром наши далекие предки   ласково   называли   её   «весёлкой».   Добро,   спокойствие,   красота, отзывчивость исходят от неё. Восхищаясь чудной неповторимостью берёзки, писатели часто обращаются к её образу, говоря о России, о милой сердцу родной стороне. Объектом моего исследования стали произведения русских писателей и поэтов.   Предмет   исследования   –   образ   берёзки   в   произведениях   русских писателей   и   поэтов.   Цель   исследования   –   рассмотрение   образа   берёзки   в произведениях русских писателей и поэтов. Для   достижения   данной   цели   я   поставила   перед   собой   следующие задачи: 1) дать понятие слову «берёза»; 3 2)   выяснить,   как   раскрывается   образ   берёзы   в   произведениях   русских писателей и поэтов; 3) определить, что символизирует образ берёзы в произведениях. При   написании   я   использовала   следующие   методы   исследования: изучение научной и художественной литературы, наблюдение, метод поиска, сравнения и анализа. 1. КРАСАВИЦА БЕРЁЗКА. 1.1. Лексическое значение слова «берёза» Посмотрим, какое толкование дается в словаре С.И.Ожеговым: «Берёза –   лиственное   дерево   с   белой   (реже   темной)   корой   и   с   сердцевидными листьями». Слово   «берёза»  общеславянского   индоевропейского   характера, произошло от старославянского «бреза». В.И.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры.  В   старом   Петербурге   все   лиственные   деревья   называли   берёзами,   а хвойные – ёлками. Если перевести с латинского языка, на котором говорили в древнем Риме, то по­русски название берёзы будет розги. «Берёзовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки. В   древней   Индии   когда­то   жило   слово   «БХЭР»,   которое   означало «светлый». От светлой белой коры получила берёзка свое имя – «светлица». Наши предки­славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле.   Ее   называли   Берегиня.   Наверное,   Берегиню   почитали   в   образе священного белого дерева – русской берёзы. Недаром русский народ отмечал веселые   летние   праздники   вокруг   любимых   берёз,   украшая   их   лентами, заплетая ветви косами. Водили вокруг берёз хороводы, пели песни.  Берёзу любят за её красоту несравненную, за чистоту и светлый добрый русский   характер,   поэтому   о   ней   поют   песни,   сочиняют   стихотворения, изображают на картинах.  4 1.2. Научное описание берёзы Есть два вида берёзы: повислая и пушистая. Они очень сходны между собой   как   по   внешнему   облику,   так   и   по   многим   другим   признакам   и свойствам. Берёза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Такое широкое ее распространение объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату. Малотребовательна берёза и к почвенным   условиям.   Она   может   расти   на   самых   разнообразных   почвах   – начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ. Берёзу называют деревом – пионером. Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли – заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог и т.д. Дерево ежегодно и обильно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды легко переносятся ветром на значительное расстояние. Берёза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения. Поэтому обычно в лесу её рано или поздно вытесняют другие деревья, в особенности ель. Берёза   –   одно   из   самых   красивых   наших   деревьев.   Белые   с   чёрным рисунком   стволы   берёз   имеют   особую   привлекательность.   Белая   окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество   –   бетулин.   Если   прислониться   к   стволу   молодой   берёзы,   то   на одежде появятся белые пятна, как от мела. Если поранить ствол берёзы ранней весной, из него начинает сочиться по каплям берёзовый сок – прозрачная, чуть сладковатая жидкость. Но такое кровопускание для дерева вредно.  Берёза   цветет   весной   в   то   время,   когда   у   нее   только   начинают распускаться   почки,   а   листья   еще   совсем   маленькие.   Цветение   дерева заметить нетрудно ­  с ветвей свешиваются вниз длинные желтоватые серёжки. 5 Хозяйственное использование берёзы широко и разнообразно. Берёзовые дрова   дают   много   тепла   и   в   этом   отношении   уступают,   наверное,   только дубовым. Берёзовая древесина идет на лыжи, мебель, разнообразные токарные изделия и т.д. Из берёзы получают превосходный уголь, вырабатывают деготь. Большим спросом пользуются и берёзовые мётлы. Берёзовые дрова считают ценным топливом. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – жёлтую и зелёную   краски.   Из   коры   можно   сделать   различные   поделки:   корзинки, коробки. 2. ОБРАЗ БЕРЕЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Берёза – одно из распространённых деревьев средней полосы России, которая отличается от всех других деревьев, её называют русским деревом. Она своеобразна своей белоснежной корой, удивительно красива. И растет она только в России. Этой неповторимой самобытностью она и дорога всем. Именно поэтому, наверное, берёза стала поэтическим символом России. Сказители и поэты видели в берёзе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия». В стихотворениях русских поэтов берёза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт Олег Шестинский: Без берёзы не мыслю России, ­   Так светла по­славянски она, Что, быть может, в столетья иные  От берёзы вся Русь рождена. Под берёзами пели, женили, Выбирали коней на торгах; Дорогих матерей хоронили Так, чтоб были берёзы в ногах. 6 Потому, знать, берёзы весною Человеческой жизнью живут: То смеются зелёной листвою, То серёжками слёзы прольют. В начале стихотворения «Без берёзы не мыслю России» Шестинский говорит   о   бёрезе   и   России,   как   о   едином   целом.   В   одной   из   строчек высказывает   предположение,   что   береза   первична:   «от   берёзы   –   вся   Русь рождена». Берёза занимала ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом.  Берёзы, как утверждает поэт, тоже живут «человеческой жизнью». При этом   он   использует   олицетворения:   они   «…смеются   зелёной   листвою,   … серёжками   слёзы   прольют»,   тем   самым   доказывая,   что   Россия   и   берёза   – единое целое, и они неразделимы. Для меня Россия – белые берёзы, Для меня Россия – утренние росы… Красавицей   русских   лесов   называют   берёзу.   Стройная,   белокорая,   с тонкими   поникшими   ветвями   и   говорливой   нарядной   листвой,   она   всегда вызывает восхищение, радость. Сергей   Есенин назвал Россию «страной берёзового ситца». Для него берёзка была как нежная, юная, чистая девушка: Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан.  Сергей Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви берёзы напоминают поэту девичьи косы. Александр Прокофьев одушевляет берёзу, наделяет ее человеческими качествами.   Как   человек   она   может   быть   разной   по   характеру:   грустной, 7 веселой, печальной, жизнерадостной. Её одеяние выделяется среди остальных растений. Белая  кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки. Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, – но не ломится! Александр   Прокофьев   в   стихотворении   «Берёзка»   использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые   раскрывают   и   обогащают   образ   берёзы,   тем   ещё   больше подчёркивают   отношение   автора   к   нему.   Сравнение   берёзы   с   нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в белёном сарафанчике», …«с зелёными серёжками», а используемые эпитеты «светлую, грустную, плакучую берёзку» помогают автору передать его мысль и эмоции. У   Сергея   Есенина   спокойное   состояние   деревьев   ассоциируется   с сонными, миролюбивыми, а значит, улыбающимися берёзами. Пушистые ветви 8 поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – серёжки – с украшением.  Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы,  Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. В   таком   маленьком   четверостишии   Есенин   выразил   всё   чувство,   всё своё настроение в данный момент написания. Он восхищается ею, придает ей особый нрав. Используемые   средства   художественной   изобразительности   – олицетворение   (улыбнулись   берёзки),   эпитеты1  (сонные   берёзки,   шёлковые косы), метафоры2  (шелестят серёжки) помогают более ярко показать образ задуманной   автором   берёзы.   Для   читателя   данный   образ   ассоциируется   с милой девушкой, проснувшейся ранним утром в хорошем настроении, с ещё не прибранными волосами. Берёза сказочно красива, неповторима, своеобразна, загадочна, поэтому, наверное,   сказочные   действия   подтверждает и поэт Всеволод Рождественский в стихотворении «Деревья»:   происходят   в   берёзовой   роще.   Это Но всех милей мне девушка – берёза, Пришедшая из сказок и былин, Снегурочка, любимица мороза, Алёнушка пригорков и равнин. Всеволод   Рождественский,   создавая   образ   берёзы,   использует   много изобразительно­выразительных   средств:   эпитеты   –   зелёные   косы,   с   тонких ветвей, белое платье, в листве кружевной, горячее лето, на опушке лесной, задумчивых песен, лёгкий наряд; сравнения: с девушкой с косами, в белое 1 Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или  предмету. 2Метафора  –  это  переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. 9 платье одета, в серёжках, кружевной, наряд чудесен; олицетворения: солнце пригрело, берёзка развесила, встречает. Перед нашим взором встаёт молодая девушка – берёзка, с зелёными косами, которые спадают с тонких ветвей. Она одета в белое платье, кружевное из листвы, вся в серёжках.  Наряд её легкий чудесен,  Нет дерева сердцу милей, И сколько задумчивых песен Поётся в народе о ней! Сергей Есенин одухотворяет образ берёзы, сравнивая её с девушкой:  Зеленая прическа, Девическая грудь, О, тонкая берёзка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чём звенит песок? Иль хочешь в косы­ветки Ты лунный гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум Я полюбил печальный, Твой предосенний шум… У его берёзки «девическая грудь», вещи девушки: сарафан, гребешок, юбчонка,   серёжки.  Берёза   очеловечена,   она  «загляделась   в  пруд»,  она   вся пронизана ожиданием радости и тревоги. Как девушка, она полна мечтаний и дум. «Загляделась» ­ значит, задумалась. От дуновений ветра шелестит листва – это «шепчет ветер». Пушистые ветви берёзы автор сравнивает с косами. Даже «песок звенит» у Есенина; всё вокруг живёт своей незаметной для нас жизнью. Сияние луны на ветвях дерева напоминает поэту гребешок девушки. 10 Берёза – хранительница тайн. В глубине своей древесной коры она о чём­то думает, мечтает или с печалью ожидает осенние дни. В эту «звёздную ночь» с ней прощался пастух – «лил слезы», обнимая тонкий ствол дерева, до следующей весны («до новых журавлей»). Я полюбил тебя в янтарный день, Когда, лазурью светозарной Рождённая, сочилась лень Из каждой ветки благодарной. Белело тело, белое, как хмель Кипучих волн озёрных. Тянул, смеясь, весёлый Лель Лучи волосьев чёрных. И сам Ярила пышно увенчал Концы волос зелёной кроной И, заплетая, разметал В цвету лазурном цвет зелёный. Сергей   Городецкий   в   стихотворении   «Берёза»   белый   ствол   березы сравнивает   с   белым   телом.   Ветви   её   подобны   черным   волосам,   которые воспевает Лель. В создании красоты участвует бог Солнца ­ Ярила, который одарил   дерево   зелёной   заостренной   листвою.   Здесь   использованы   яркие выразительные средства как олицетворение, эпитеты, сравнения.  А   вот   в   стихотворении   Николая   Рубцова   «Берёзы»   благодаря знакомому   шелесту   листьев   берёз   у   автора   возникают   воспоминания, переживания прожитого детства и юности: Я люблю, когда шумят берёзы, Когда листья падают с берёз. Слушаю ­ и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. 11 Все очнётся в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как­то радостно и больно, Будто кто­то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же берёза Над могилой матери моей. На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же жёлтый листопад... Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз...   Берёзы   –   воспоминание   и   символ   его   детства   и   юности.   Они пробуждают   радостные   и   грустные   воспоминания.   Его   детство   и   юность прошли среди этих деревьев, её образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери. Поэт   при   этом   использует   изобразительно­выразительные     средства, олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад; метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули.  Иван Соколов­Микитов тоже решил описать берёзу и берёзовую рощу в своём   рассказе   «Берёзы».   Чтобы   раскрыть   тему   и   идею,   писатель   дает описание дерева весной, летом и осенью; использует народное отношение к этому растению.  С   первого   предложения   Иван   Соколов­Микитов   передаёт   эмоции   по отношению   к   берёзе.   Слова   милее,   чудесен,   хорошо,   радостно   ахнешь, 12 особенный прямо выражают чувства автора. Для выражений мыслей и чувств писатель использует, такие средства как эпитеты: русского леса, берёзовые светлые рощи, белые стволы, тонкой берестой, смолистые душистые почки, живительный сладкий сок, певчих птиц, голосистые дрозды, шустрые синички, голубые и белые подснежники – раскрывают образ березовой рощи; молодая листва, зелёной нежной дымкой, лесные опушки, нежной листвою, свежее дыхание – они раскрывают образ берёзы ранней весной; летние   знойные   дни,   теплый   ветер,   душистой   земляникой,   густую   листву, солнечные люди, в чистой траве, по голубому летнему небу, белые лебеди, высокие облака – эпитеты раскрывают образ берёзы летом; золотистой листвою, золотые листочки, увядающей листвою, малейший звук, берёзовый лес – раскрывают образ берёзы осенью; в   народных   песнях   и   сказках,   деревенские   люди,   в   праздничные   дни, хороводные песни – отражено народное отношение к берёзе. Писатель   использует   олицетворение,   оживляя   неодушевлённые предметы, наделяя их человеческими свойствами: прорываются лучи, плывут облака; сравнения: плывут и плывут точно лебеди, высокие облака.  В     стихотворении   Ирины   Токмаковой   «Берёза»   хорошо   выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами: Если б дали берёзе расчёску,  Изменила б берёза причёску:  В речку, как в зеркало, глядя,  Расчесала б кудрявые пряди,  И вошло б у неё в привычку  По утрам заплетать косичку. Здесь автор полностью олицетворяет берёзу, пытается ввести её в образ. Здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б берёза причёску; метафоры: расчесала   б   кудрявые   пряди,   вошло   бы   в   привычку   по   утрам   заплетать 13 косичку.   Употребляя   такие   слова,   как:   если   б,   вошло   бы,   изменила   б, расчесала б, ­ автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять  и фантазировать.  Белая берёза как растение привлекает многих писателей. Их удивляет белизна этого своеобразного, не похожего на других дерева. «Белые стволы молодых   деревьев   ярко   блестят   на   солнце,   и   от   этого   кругом   становится светлее» (Георгий Скребицкий «В берёзовой роще»). В берёзовой роще всегда светло, этот свет радостью передаётся любому человеку, поднимает каждому настроение. Белый цвет всегда радует глаз, он ассоциируется с нежностью, миролюбием, чистотой. Поэтому, наверное, берёзу называют мирным деревом. Берёзу поэты называют не только белой и зелёной, но и золотой из­за её яркой осенней желтизны. Берёзы жёлтою резьбой  Блестят в лазури голубой…          (Иван Бунин. «Листопад») …Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно­ голубом небе…  (Иван Тургенев). Стало вдруг светлее вдвое,  Двор как в солнечных лучах —  Это платье золотое  У берёзки на плечах… (Евгения Трутнева. «Осень») 3. НАША БЕРЁЗКА При работе над проектом мне очень много помогали родители. За это время,   мы   просто   влюбились   в  берёзку,   в   её   кудрявые   локоны,   в   её белоснежную прохладную кору, в её нежные листочки. Образ берёзки стал для нас очень дорог. 14 Однажды,   гуляя   по   осеннему   лесу,   на   вершине   одной   из   скал,   мы наткнулись   на   одиноко   стоящую   молодую   берёзоньку,   вокруг   которой возвышались многолетние старые сосны.  Бедная   берёзонька!   Она   цеплялась   редкими   корнями   за   маленькие клочки земли посреди камней. Она отчаянно тянула свои маленькие веточки к солнышку, которое редко пробивалось через разлапистые ветви сосен. Мы пожалели берёзку и решили помочь ей. Вернувшись домой, мы взяли лопату и пошли в лес, чтобы пересадитьь нашу маленькую страдалицу. Когда мы шли, то обратили внимание на то обстоятельство, что в нашем городе много деревьев, но по большей части это были тополя, берёзки же встречались редко.    И   тогда   нам   пришла   мысль   –   а   не   посадить   ли   нам   эту   маленькую берёзку в городе на радость людям? Посовещавшись, мы решили, что лучшего места, чем школьный двор нашей школы № 1, нам не найти. Мы благополучно выкопали маленькую берёзку, не повредив корней, и принесли в школьный двор, где и посадили напротив школы. И   теперь   берёзка,   словно   молодая   девушка,   легко   и   непринуждённо тянется   своими   веточками   к   солнцу   и   ничто   им   не   мешает.   Мы   любим навещать нашу неокрепшую берёзоньку.  Пройдут года, и наша берёзка величаво зашумит своей листвой, радуя нас и школьную детвору своей красотой и великолепием!   В память об этом событии мы всей семьёй сочинили стихотворение:  Берёзка одинокая стояла Средь сосен на краю огромных скал. Но для корней земли ей было мало, 15 Расти красавице тенистый лес мешал. Мы принесли берёзку ту из леса Вкопали возле школы во дворе. Пускай растёт красивая принцесса На радость старикам и детворе! Стоит берёзка наша – просто диво! Прощаясь с нею – снова встречи ждём. Берёзка ждёт по­женски, терпеливо, И машет нам листвою, как платком. Придём мы в школьный двор зимой иль летом, И к ней, родимой, тихо подойдём, И перед этим чистым нежным светом – Покой в душе и сердце обретём... Обнимем мы свою берёзку, как невесту, Щекой прижмёмся к её белой бересте, Берёзка наша, мы с тобой навеки вместе – И в радости, и в счастье, и в беде! ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 Всякое   дерево   привлекает   к   себе   внимание   людей   какой­то   своей особенностью, свойственной только ему. Но берёза покорила, по­моему, всех. Её нежный и стройный ствол издали манит своей белизной и чистотой. В процессе работы я пришла к следующим выводам: 1)   Какое   русское,   какое   милое   дерево   –   берёза.   Ни   одно   из   деревьев   не вмещает   столько   национальных   понятий,   не   рождает   столько   образов   и сравнений. 2)   Берёза   –   это   воистину   крестьянское   дерево,   в   ней   есть   всё:   и   бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба. 3) Берёза прекрасна в любое время года. Она, как девица­красавица, меняет свои наряды. Осенью надевает золотые платья, зимой укутывается в пушистые белые   шубы,   весной   и   летом   наряжается   в   нежно­зеленые   сарафаны   с кокетливыми серёжками. 4)   Берёзу   называют   красавицей   русских   лесов.   Стройная,   с   тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. 5)   Поэтический   образ   берёзки   складывается   из   традиционных   эпитетов   – белая, кудрявая, традиционных метафор – лебедь белая, у берёзы серёжки. Но одновременно каждый поэт видит бёрезку по­своему. 6)   У   многих   поэтов   и   писателей   берёза   является   символом   России,   из­за женственности, милой красоты, неповторимой самобытности. Проделав   данную   проектно­исследовательскую   работу,   я   пополнила свои знания сведениями о берёзе, прочитала множество произведений русских писателей   и   поэтов.   Я   подготовила   материал,   который   имеет   большое практическое значение и может быть использован на уроках литературного чтения. 17 И самое главное – я сама посадила берёзку! Ухаживала за ней до самой поздней осени, пока зимушка­зима не «надела на неё белую тёплую шубку». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.­ М., 2008. 2. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М.: Детская литература, 1999. 3.   Ожегов   С.И.,   Шведова   Н.Ю.   Толковый   словарь   русского   языка.   –   М.: Азбуковник, 1999.  4. Сборник стихов о природе. – Новосибирск: Сиб. унив. изд­во, 2010. 5. Соколов­Микитов И. Берёзы. – М.: АСТ, 2002. 6.   Сайты   сети  Internet:  rusbereza.ru,  playroom.ru,  numama.ru, zanimatika.narod.ru, stihi­rus.ru, stihi.pro, chitalnya.ru. 18

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"

Научно - исследовательский проект "Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017