Научно - исследовательский проект "Старинные слова в сказках А. С. Пушкина"
Оценка 4.6

Научно - исследовательский проект "Старинные слова в сказках А. С. Пушкина"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
3 кл
12.01.2017
Научно - исследовательский проект "Старинные слова в сказках А. С. Пушкина"
Научно - исследовательский проект по литературному чтению на тему "Старинные слова в сказках А. С. Пушкина" выполнила ученица 3 класса _Рыбина Валерия. Цель данного исследования - узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Проект Старинные слова в сказках Пушкина.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 

«СТАРИННЫЕ СЛОВА В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА»

 

 

 

Выполнила:

Ученица 3 «а» класса

Рыбина Валерия

 

 

Руководитель:

Долгополова Раиса Григорьевна,

классный руководитель

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ……………….………………………………………………..

3

 

 

А. Актуальность выбранной темы……………..………………………

3

Б. Цели и задачи исследования………………………………………..

3

В. Объект и предмет исследования…………………………………...

3

Г.Теоретическая и практическая ценность полученных

 

результатов………………………………………………………………

4

 

 

Основная часть.

Глава I Исследование………………...…………….………….………..

 

5

 

 

Глава II. Значение старинных слов в сказках А.С. Пушкина

               (с иллюстрациями)……………………………………………

 

8

Заключение…………………………………………………………….  

22

Список используемой литературы……………………………………

23

 

 

Приложение:

1.     Словарь старинных слов и словосочетаний к сборнику русских народных сказок и былин.

2.     Продукт проектно-исследовательской работы – «Памятка о значении старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Спешит время, отдаляя, казалось бы, от нас эпоху Пушкина и самого Александра Сергеевича. Но такова уж всенародная любовь к нему, что происходит обратное: великий поэт становится с каждым годом для нас всё ближе и дороже, а, самое главное, понятнее. Мы все лучше постигаем особенности его творчества.

Не так давно я решила прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и поняла, некоторые слова и словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я не знаю. В связи с этим я и решила провести данную проектно-исследовательскую работу.

 Первыми помощниками в этом были мои родители. Мы вместе ходили в библиотеку, читали сказки и работали с источниками из сети Интернет.

Цель моего исследования - узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся моего класса, школы.

Для достижения данной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1.     Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемых в начальной школе.

2.     Выписать те слова и словосочетания, значения которых я не знаю.

3.     На основании «Словаря старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках и былинах» дать значение старинным словам, используемым в сказках А.С. Пушкина.

4.     Объединить слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами).

5.     Создать памятку о значении старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина.

6.     Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал.

 

Материалом для исследования послужили сказки А.С. Пушкина:

1.     «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.     «Сказка о золотом петушке».

3.     «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

4.     «Сказка о попе и о работнике его Балде».

5.     «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Теоретическая и практическая значимость моей работы состоит в том, что результаты этого исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения и классных часах всех образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ.

 

10 февраля 2012 года является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как Россия потеряла своего гения – Александра Сергеевича Пушкина. В память о великом поэте я решила прочитать одну из его сказок –  «Сказку о рыбаке и рыбке». Каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что, оказывается, некоторые слова и словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я не знаю.

Я обратилась с просьбой к родителям, чтобы они мне объяснили значения неизвестных мне слов из сказки. Некоторые слова папа и мама мне истолковали и пояснили, что данные слова являются старинными и в настоящее время в современном разговоре и написании не используются, а вот значения остальных слов они тоже не знали.

Мне стало интересно – а в каких ещё сказках А.С. Пушкина встречаются  старинные, незнакомые мне, слова? Я обратилась к книжкам со сказками А.С. Пушкина, перечитала пять сказок и выписала старинные слова и словосочетания, значения которых я не знаю.

Вот что у меня получилось:

1.     «Сказка о рыбаке и рыбке» - 14 значений.

2.     «Сказка  о  золотом  петушке» - 6 значений.

3.     «Сказка  о мёртвой  царевне  и  о семи  богатырях» - 8 значений.

4.     «Сказка о попе и о работнике его Балде» - 7 значений.

5.     «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о  прекрасной царевне Лебеди» - 21 значение.

         Выйдя вечером во двор погулять, я решила поинтересоваться у друзей и сверстников, знает ли кто-нибудь из них такие слова как «бояре», «перст» или «шелом». Ребята лишь дружно смеялись, а когда я им сказала, что данные слова есть в сказках А.С. Пушкина и очень плохо, что многие из нас не знают значение этих слов, ребята призадумались.

         На следующий день я решила поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках А.С. Пушкина они встречали, и знают ли они их значение. Почти никто из класса не смог мне объяснить значения некоторых слов.

         Затем, по составленному списку старинных слов, я решила спросить у своей прабабушки их значение, и оказалось, что прабабушка знает практически все старинные слова и словосочетания, которые использовал А.С. Пушкин при написании сказок, а также знает такие слова, которые я вообще впервые слышала.

         Придя домой, я решила составить схему и сделать определенный вывод:

1.     Друзья и одноклассники знают не более 10% значений старинных слов.

2.     Родители знают не более 20% значений старинных слов.

3.     Дедушки и бабушки знают более 70% значений старинных слов.

      За время моего исследования я вновь и вновь возвращалась к прочтению сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и поняла, что эта сказка мне очень нравится.

         Читая эту сказку, я поняла, что А.С. Пушкин хорошо знал и любил язык своего русского народа и использовал в сказке такие народные слова и выражения как «тяжелёшенько», «белёшенька», «издалече», «тужит», «пожалую», «благодарствуй», «худо». В его сказке встречаются слова и выражения, которые могли быть употреблены только в литературной сказке  «восхищенья не снесла», «свойство зеркальце имело», «сотворив обряд печальный», «молва трезвонить стала». Сказочность данному произведению придают также такие слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная девица»,  «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько», «хозяюшка», «яблочко», «солнышко», «дружок», «зеркальце».

         Также мне понравилось, что все сказки А.С. Пушкин написал в стихах, а не прозой.

         После того, как я выписала старинные слова из сказок А.С. Пушкина, мы вместе с папой отправились в читальный зал «Городской библиотеки имени А.С. Пушкина», где стали изучать такие книги, как «Толковый словарь старинных слов и выражений русского языка» и «Словарь к сборнику русских народных сказок и былин».

Я выписала значения всех слов и словосочетаний, которые были использованы А.С. Пушкиным для написания своих сказок. Затем я подумала – а не сделать ли мне небольшую книжечку, в которой я бы раскрыла значения старинных слов из сказок А.С. Пушкина но так, чтобы эта книжечка стала доступна для восприятия моим одноклассникам?

Совместно с родителями мы посетили различные сайты в сети Интернет в поисках необходимых иллюстраций для книжечки и пришли к выводу, что если в данную книжку включать иллюстрации к каждому значению старинных слов, то книжка получится довольно таки объёмная.

         Тогда мы решили просто рассортировать и систематизировать старинные слова по сказкам и по алфавиту, дать им современное значение, проиллюстрировать каждое значение слова и включить в данную проектно-исследовательскую работу в качестве ознакомительного материала.

  Также, нами было решено создать небольшую «Памятку о значении старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина», которая, как мы и хотели, поместилась на один печатный лист и стала продуктом к данной проектно-исследовательской работе (Приложение). 

Глава II. ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ СЛОВ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА

1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Вороты (старинное  выражение) – воротами.

gate-20.jpg

Бояре – богатые люди, которые служили царю.pre_hh.jpg

 

Душегрейка - тёплая короткая  кофта  без рукавов, со сборками  сзади. Современный  синоним- жилет. Это  слово  исчезло полностью. p1_03.gif

 

Землянка - дом, одна  часть  которого  находится в  земле,  а  другая,  построена  из  брёвен и  крытая соломой, над поверхностью  земли. 00acfe965cb8.jpg  

Кичка, кика - старинный  женский головной  убор. Современный синоним-

Шапка (боярка). Это слово исчезло полностью.

1643.jpg

 

Корыто - продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.  Zolotaja_ribka15.jpg

Невод - большая рыболовная  сеть.

 

thumb.jpg

 

Невежа - грубый невоспитанный  человек. m-1.jpg

 

Пряник печатный -  пряник  с  оттиснутым  (отпечатанным) рисунком  или  буквами. Современный  синоним - Тульский  пряник. Это  слово  исчезло  полностью.

9T913CAWYGBYTCAXQASJWCA3BVBCUCAC7JSRBCA5QNJSBCAWUSW5ICAAQEMKUCAH3FJ9DCAYTVSH1CAZ84ABTCART1XJUCAZQW14JCA48W38XCAOF27GJCAOGNS1PCA0UJY7WCA50W26MCADDAAR6CAH2XO2A.jpg

 

Старче - так  обращались к  старому  человеку  или отцу,  выражая ему особое  почтение, уважение.

516a76a32260.jpg

 

Светёлка  - светлая  комната, отделённая сенями от  кухни.77332.jpg

Столбовая  дворянка- дворянка  старинного  и  знатного  рода. PR3Q2CAGC0CJ6CAVJ6CVNCAFT8CMQCAX5OJ8BCA6RVPSFCAY9BGUNCA8PKF4OCAT43WG4CA4WS2TPCAXH2L2QCASTUWSQCARAWSEOCASSOPE3CAPW3397CAXLKFZ0CANT9PQQCAP9F6V3CAGJADZDCA49TB63.jpg 

 

Терем - деревянный  дом  в  виде  башни, высокий  и  прочно срубленный.

talash-terem-pre.jpg

 

Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это  слово  исчезло  полностью.

untitled.bmp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Сказка  о  золотом  петушке».

 

Курган - высокий  земляной  холм, который   насыпали  древние  славяне над   могилой.18361.jpg

 

Негде—где-то.

 

Ратные - военные;  рать- войско.

 

 

Стан – лагерь.

image001.jpg

 

Шелом - шлем, остроконечная  железная  шапка  для  защиты  от  ударов меча.

A15.jpg

 

Яства - еда, пища, кушанье. gate-20.jpg

 

3. «Сказка  о мёртвой  царевне  и  о семи  богатырях».

 

Девичник - в  старину  перед  свадьбой  у  невесты  собирались  её подруги.  Эта  вечеринка  назывались  девичником.

 

«Инда  очи  разболелись» (старинное  словосочетание) - так,  что разболелись  глаза.

 

Перст- палец.

 

Ради - рады. Во времена Пушкина говорили  «ради» вместо «рады».

 

Сенная  девушка - (старинное  выражение), служанка. Современный  синоним-прислуга. Это  слово исчезло полностью.

 

Сорочин,  или  сарачин,- сарацин,  арабский  наездник.

 

Спешить - сбить с коня.

 

Черница - монахиня (тот  кто  служит  в  церкви). Это  слово  исчезло полностью.

01200830193921.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Сказка  о  попе и  о работнике его Балде».

 

Мета -  здесь:  намеченная цель. Современный  синоним - метить. Это  слово  исчезло  полностью.

 

Недоимка - не  уплаченный  в  срок  налог  или  оброк.

Оброк - здесь: дань, деньги.

 starinnye_monety.jpg    26DWNCAQIDM9ZCAALBE4BCABF4DGWCA4YQ626CAADQ6QDCAVUPXNKCAXJZ79YCANB2DN1CAA529DKCASK92BVCANQPDVZCAFCQZB2CA5Y8ACSCAULFRXQCAQMRNSLCAN0FX4XCA1QKTHJCAZ9HWEQCA0QY1SP.jpg

 

Полба - особый  сорт пшеницы.

6102.jpg

 

Подворье - усадьба: дом  и  двор  с  разными  хозяйственными  постройками. 051_0001099b.jpg

 

Супостат - противник,  враг.

 

Толокно - толчёная (немолотая)  овсяная  мука.

c5_1134573139.jpg

5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о  прекрасной царевне  Лебеди».

 

Оне - они.

 

Светлица - светлая, чистая  комната. В  старину в светлицах  обыкновенно  жили  девушки. Это  слово  исчезло  полностью.

Yaroslavna_Tower_Room.jpg

 

Бояре -  богатые  люди, которые  служили царю. Это  слово  исчезло  полностью.

pre_hh.jpg

 

Снурок  - шнурок. Это  слово  исчезло  полностью.

 

Клёв - клюв. Современный  синоним - клевать. Сейчас  это  слово  обозначает то, что попалась рыба.

 

 

 

 

 

Колымага - старинная  разрушенная карета, в которой  ездили  знатные  люди.

 

Нарёкся - называть  кого-либо по имени.

 

Застава - здесь, заграждение из брёвен, устроенное при входе в гавань.

 

Гость - старинное  название  купца,  главным  образом  иноземного. Сейчас  это  слово  обозначает -  человека  который  пришёл к кому-то домой.

Престол- трон. 2013.jpg

 

Терем - деревянный  дом  в  виде  башни, высокий  и  прочно  срубленный.

talash-terem-pre.jpg

 

 

Удел - здесь: владение, княжество.

 

Бает- говорит, рассказывает.

 

Дьяк -  в древние  времена учреждения, которые  управляли  делами  государства, назывались  приказами,  а  служащие в  приказах - дьяками  и  подьячими.

 

 

 

 

 

 

 

Спуд - сосуд, кадка.

 

 

Витязь - храбрый  воин, богатырь.

0_1fd7e_6323e12d_L.jpg

 

Булат- сталь особой  выделки.

 

Четами - парами, попарно.

 

Неуказанным товаром - запрещённым товаром.

 

Пенять - укорять, упрекать.

Латы - железная или  стальная броня, которую надевали  воины  для защиты от  холодного  оружия: мечей, сабель  и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделав данную исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы:

1.Я приобрела первичный опыт участия в проектно-исследовательской деятельности.

2. Более тщательно прочитала сказки А.С. Пушкина, которые изучаются в начальной школе.

3. Обогатила свой словарный запас, пополнила свои знания историческими сведениями, научилась систематизировать и обобщать отобранный материал.

4. Подготовила печатный материал, который имеет большое практическое значение и может быть использован на уроках литературного чтения при изучении творчества А.С. Пушкина, а также на классных часах, посвящённых великому поэту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Пушкин А. С.  Избранные произведения. – М.: Детская литература, 2003.

2.     А. С. Пушкин. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 2000

3.     С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1989

4.     «Толковый словарь старинных слов и выражений русского языка». – М.: Азъ, 1992

5.     «Словарь к сборнику русских народных сказок и былин».

Сайты с иллюстрациями сети Internet:

books.qiz.ru

skazki.multiply.com

www.lukoshko.net

www.animator.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………

ВВЕДЕНИЕ Спешит время, отдаляя, казалось бы, от нас эпоху

ВВЕДЕНИЕ Спешит время, отдаляя, казалось бы, от нас эпоху

Материалом для исследования послужили сказки

Материалом для исследования послужили сказки

Глава I . ИССЛЕДОВАНИЕ. 10 февраля 2012 года является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как

Глава I . ИССЛЕДОВАНИЕ. 10 февраля 2012 года является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как

На следующий день я решила поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках

На следующий день я решила поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках

Сказочность данному произведению придают также такие слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,…

Сказочность данному произведению придают также такие слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,…

Глава II . ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ

Глава II . ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ

Кичка, кика - старинный женский головной убор

Кичка, кика - старинный женский головной убор

Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами

Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода

Сказка о золотом петушке»

Сказка о золотом петушке»

Стан – лагерь. Шелом - шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча

Стан – лагерь. Шелом - шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Сорочин , или сарачин ,- сарацин, арабский наездник

Сорочин , или сарачин ,- сарацин, арабский наездник

Сказка о попе и о работнике его

Сказка о попе и о работнике его

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Колымага - старинная разрушенная карета, в которой ездили знатные люди

Колымага - старинная разрушенная карета, в которой ездили знатные люди

Удел - здесь: владение, княжество

Удел - здесь: владение, княжество

Спуд - сосуд, кадка.

Спуд - сосуд, кадка.

Латы - железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т

Латы - железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделав данную исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделав данную исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы: 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017