МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«СТАРИННЫЕ СЛОВА В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА»
Выполнила:
Ученица 3 «а» класса
Рыбина Валерия
Руководитель:
Долгополова Раиса Григорьевна,
классный руководитель
г. Каменск-Уральский
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………….……………………………………………….. |
3 |
|
|
А. Актуальность выбранной темы……………..……………………… |
3 |
Б. Цели и задачи исследования……………………………………….. |
3 |
В. Объект и предмет исследования…………………………………... |
3 |
Г.Теоретическая и практическая ценность полученных |
|
результатов……………………………………………………………… |
4 |
|
|
Основная часть. Глава I Исследование………………...…………….………….……….. |
5 |
|
|
Глава II. Значение старинных слов в сказках А.С. Пушкина (с иллюстрациями)…………………………………………… |
8 |
Заключение……………………………………………………………. |
22 |
Список используемой литературы…………………………………… |
23 |
|
|
Приложение: 1. Словарь старинных слов и словосочетаний к сборнику русских народных сказок и былин. 2. Продукт проектно-исследовательской работы – «Памятка о значении старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина». |
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Спешит время, отдаляя, казалось бы, от нас эпоху Пушкина и самого Александра Сергеевича. Но такова уж всенародная любовь к нему, что происходит обратное: великий поэт становится с каждым годом для нас всё ближе и дороже, а, самое главное, понятнее. Мы все лучше постигаем особенности его творчества.
Не так давно я решила прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и поняла, некоторые слова и словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я не знаю. В связи с этим я и решила провести данную проектно-исследовательскую работу.
Первыми помощниками в этом были мои родители. Мы вместе ходили в библиотеку, читали сказки и работали с источниками из сети Интернет.
Цель моего исследования - узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся моего класса, школы.
Для достижения данной цели мне необходимо было решить следующие задачи:
1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемых в начальной школе.
2. Выписать те слова и словосочетания, значения которых я не знаю.
3. На основании «Словаря старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках и былинах» дать значение старинным словам, используемым в сказках А.С. Пушкина.
4. Объединить слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами).
5. Создать памятку о значении старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина.
6. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал.
Материалом для исследования послужили сказки А.С. Пушкина:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Теоретическая и практическая значимость моей работы состоит в том, что результаты этого исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения и классных часах всех образовательных учреждений.
Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ.
10 февраля 2012 года является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как Россия потеряла своего гения – Александра Сергеевича Пушкина. В память о великом поэте я решила прочитать одну из его сказок – «Сказку о рыбаке и рыбке». Каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что, оказывается, некоторые слова и словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я не знаю.
Я обратилась с просьбой к родителям, чтобы они мне объяснили значения неизвестных мне слов из сказки. Некоторые слова папа и мама мне истолковали и пояснили, что данные слова являются старинными и в настоящее время в современном разговоре и написании не используются, а вот значения остальных слов они тоже не знали.
Мне стало интересно – а в каких ещё сказках А.С. Пушкина встречаются старинные, незнакомые мне, слова? Я обратилась к книжкам со сказками А.С. Пушкина, перечитала пять сказок и выписала старинные слова и словосочетания, значения которых я не знаю.
Вот что у меня получилось:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» - 14 значений.
2. «Сказка о золотом петушке» - 6 значений.
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - 8 значений.
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде» - 7 значений.
5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - 21 значение.
Выйдя вечером во двор погулять, я решила поинтересоваться у друзей и сверстников, знает ли кто-нибудь из них такие слова как «бояре», «перст» или «шелом». Ребята лишь дружно смеялись, а когда я им сказала, что данные слова есть в сказках А.С. Пушкина и очень плохо, что многие из нас не знают значение этих слов, ребята призадумались.
На следующий день я решила поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках А.С. Пушкина они встречали, и знают ли они их значение. Почти никто из класса не смог мне объяснить значения некоторых слов.
Затем, по составленному списку старинных слов, я решила спросить у своей прабабушки их значение, и оказалось, что прабабушка знает практически все старинные слова и словосочетания, которые использовал А.С. Пушкин при написании сказок, а также знает такие слова, которые я вообще впервые слышала.
Придя домой, я решила составить схему и сделать определенный вывод:
1. Друзья и одноклассники знают не более 10% значений старинных слов.
2. Родители знают не более 20% значений старинных слов.
3. Дедушки и бабушки знают более 70% значений старинных слов.
За время моего исследования я вновь и вновь возвращалась к прочтению сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и поняла, что эта сказка мне очень нравится.
Читая эту сказку, я поняла, что А.С. Пушкин хорошо знал и любил язык своего русского народа и использовал в сказке такие народные слова и выражения как «тяжелёшенько», «белёшенька», «издалече», «тужит», «пожалую», «благодарствуй», «худо». В его сказке встречаются слова и выражения, которые могли быть употреблены только в литературной сказке «восхищенья не снесла», «свойство зеркальце имело», «сотворив обряд печальный», «молва трезвонить стала». Сказочность данному произведению придают также такие слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько», «хозяюшка», «яблочко», «солнышко», «дружок», «зеркальце».
Также мне понравилось, что все сказки А.С. Пушкин написал в стихах, а не прозой.
После того, как я выписала старинные слова из сказок А.С. Пушкина, мы вместе с папой отправились в читальный зал «Городской библиотеки имени А.С. Пушкина», где стали изучать такие книги, как «Толковый словарь старинных слов и выражений русского языка» и «Словарь к сборнику русских народных сказок и былин».
Я выписала значения всех слов и словосочетаний, которые были использованы А.С. Пушкиным для написания своих сказок. Затем я подумала – а не сделать ли мне небольшую книжечку, в которой я бы раскрыла значения старинных слов из сказок А.С. Пушкина но так, чтобы эта книжечка стала доступна для восприятия моим одноклассникам?
Совместно с родителями мы посетили различные сайты в сети Интернет в поисках необходимых иллюстраций для книжечки и пришли к выводу, что если в данную книжку включать иллюстрации к каждому значению старинных слов, то книжка получится довольно таки объёмная.
Тогда мы решили просто рассортировать и систематизировать старинные слова по сказкам и по алфавиту, дать им современное значение, проиллюстрировать каждое значение слова и включить в данную проектно-исследовательскую работу в качестве ознакомительного материала.
Также, нами было решено создать небольшую «Памятку о значении старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина», которая, как мы и хотели, поместилась на один печатный лист и стала продуктом к данной проектно-исследовательской работе (Приложение).
Глава II. ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ СЛОВ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вороты (старинное выражение) – воротами.
Бояре – богатые люди, которые служили царю.
Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади. Современный синоним- жилет. Это слово исчезло полностью.
Землянка - дом, одна часть которого находится в земле, а другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли.
Кичка, кика - старинный женский головной убор. Современный синоним-
Шапка (боярка). Это слово исчезло полностью.
Корыто - продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.
Невод - большая рыболовная сеть.
Невежа - грубый невоспитанный человек.
Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами. Современный синоним - Тульский пряник. Это слово исчезло полностью.
Старче - так обращались к старому человеку или отцу, выражая ему особое почтение, уважение.
Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка- дворянка старинного и знатного рода.
Терем - деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.
Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это слово исчезло полностью.
2. «Сказка о золотом петушке».
Курган - высокий земляной холм, который насыпали древние славяне над могилой.
Негде—где-то.
Ратные - военные; рать- войско.
Стан – лагерь.
Шелом - шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча.
Яства - еда, пища, кушанье.
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Девичник - в старину перед свадьбой у невесты собирались её подруги. Эта вечеринка назывались девичником.
«Инда очи разболелись» (старинное словосочетание) - так, что разболелись глаза.
Перст- палец.
Ради - рады. Во времена Пушкина говорили «ради» вместо «рады».
Сенная девушка - (старинное выражение), служанка. Современный синоним-прислуга. Это слово исчезло полностью.
Сорочин, или сарачин,- сарацин, арабский наездник.
Спешить - сбить с коня.
Черница - монахиня (тот кто служит в церкви). Это слово исчезло полностью.
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Мета - здесь: намеченная цель. Современный синоним - метить. Это слово исчезло полностью.
Недоимка - не уплаченный в срок налог или оброк.
Оброк - здесь: дань, деньги.
Полба - особый сорт пшеницы.
Подворье - усадьба: дом и двор с разными хозяйственными постройками.
Супостат - противник, враг.
Толокно - толчёная (немолотая) овсяная мука.
5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Оне - они.
Светлица - светлая, чистая комната. В старину в светлицах обыкновенно жили девушки. Это слово исчезло полностью.
Бояре - богатые люди, которые служили царю. Это слово исчезло полностью.
Снурок - шнурок. Это слово исчезло полностью.
Клёв - клюв. Современный синоним - клевать. Сейчас это слово обозначает то, что попалась рыба.
Колымага - старинная разрушенная карета, в которой ездили знатные люди.
Нарёкся - называть кого-либо по имени.
Застава - здесь, заграждение из брёвен, устроенное при входе в гавань.
Гость - старинное название купца, главным образом иноземного. Сейчас это слово обозначает - человека который пришёл к кому-то домой.
Престол- трон.
Терем - деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.
Удел - здесь: владение, княжество.
Бает- говорит, рассказывает.
Дьяк - в древние времена учреждения, которые управляли делами государства, назывались приказами, а служащие в приказах - дьяками и подьячими.
Спуд - сосуд, кадка.
Витязь - храбрый воин, богатырь.
Булат- сталь особой выделки.
Четами - парами, попарно.
Неуказанным товаром - запрещённым товаром.
Пенять - укорять, упрекать.
Латы - железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав данную исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы:
1.Я приобрела первичный опыт участия в проектно-исследовательской деятельности.
2. Более тщательно прочитала сказки А.С. Пушкина, которые изучаются в начальной школе.
3. Обогатила свой словарный запас, пополнила свои знания историческими сведениями, научилась систематизировать и обобщать отобранный материал.
4. Подготовила печатный материал, который имеет большое практическое значение и может быть использован на уроках литературного чтения при изучении творчества А.С. Пушкина, а также на классных часах, посвящённых великому поэту.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пушкин А. С. Избранные произведения. – М.: Детская литература, 2003.
2. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 2000
3. С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1989
4. «Толковый словарь старинных слов и выражений русского языка». – М.: Азъ, 1992
5. «Словарь к сборнику русских народных сказок и былин».
Сайты с иллюстрациями сети Internet:
books.qiz.ru
skazki.multiply.com
www.lukoshko.net
www.animator.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.