Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)
Оценка 4.6

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
7 кл
21.05.2018
Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)
Исследовательский проект: «Я в мире профессии» (перспективное психологическое сопровождение выбора профессии в школе учащихся 7 классов) Оглавление: 1.Абстракт (аннотация) 2.Введение 3. Исследовательская часть 4.Заключение 5.Список использованной литературы 6.Отзыв руководителя 7.Дневник наблюдений 7. Приложения Данная работа по изучению изменения престижности профессий в представлении семиклассников имеет большую ценность, так как при выборе будущей специальности каждый из учащихся, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть востребованным, высокооплачиваемым специалистом.
иссл проект11_.doc
КГУ «Опытнопольская средняя школа» Научно­исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии» (перспективное психологическое сопровождение выбора профессии в школе учащихся 7 класса) Секция: психология Автор проекта: Лисовская Анна­ ученица 7 «Б» класса, КГУ «Опытнопольская средняя школа», Глубоковский район,  Восточно­Казахстанская область  Руководитель: Мазилкина Н.Н.  учитель истории и права,  социальный педагог 2018 год 2 Исследовательский проект: «Я в мире профессии» (перспективное психологическое сопровождение выбора профессии в школе учащихся 7 классов) Оглавление: 1.Абстракт (аннотация)………………………………………………………...3­5 2.Введение………………………………………………………………………6­7 3. Исследовательская часть…………………………………………………...8­17 4.Заключение……………………………………………………………………..18 5.Список использованной литературы…………………………………………19 6.Отзыв руководителя………………………………………………………..20­21 7.Дневник наблюдений………………………………………………………….22 7. Приложения………………………………………………………………..23­32 3 Абстракт Все работы хороши –  Выбирай на вкус. В.В.Маяковский.   Профессия   играет   важную   роль   в   жизни   каждого   человека   и   оказывает большое   влияние   на   его   состояние   и   самочувствие.   Американские исследователи   доказали,   что   удачно   выбранная   профессия   повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических   и   психических   проблем,   связанных   со   здоровьем   и   усиливает удовлетворенность   жизнью.   Безусловно,   адекватность   выбора   и   уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.   При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во­первых, мир   профессий   чрезвычайно   динамичен   и   изменчив.   Идет   быстрый   процесс обновления   труда   и   складывается   противоречивая   ситуация,   связанная   со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением, и сменой видов профессионального труда. Во­вторых, особенностью   современного   мира   профессий   является   то,   что   на   смену монопрофессионализму   приходит   полипрофессионализм.   Это   значит,   что человеку   надо   стремиться   овладевать   не   одной   единственной   профессией,   а несколькими   смежными   профессиями.   В­третьих,   в   течение   жизни   может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием. 4 Все   сказанное   позволяет   сделать   вывод   об   актуальности   специальной психологической   работы   по   профессиональному   самоопределению.  Данный проект по изучению знаний престижности профессий в представлении учащихся среднего звена, имеет в наше время очень большую ценность, так как поднимает вопрос об ответственности ребят за дальнейшую свою судьбу. Поднимаемая в проекте проблема в наше время очень актуальна, так как в обществе постоянно наблюдается   процесс   изменений.   Сделать   социально   и   глубоко   личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. И готовить себя к этому выбору нужно с ранних лет жизни. Работа над проектом началась осенью 2017 года и продолжалась в течение всего   учебного   года.   В   начале   работы   была   поставлена   цель:   постепенное сформирование   у   учащихся   внутренней   готовности   осознанно   планировать перспективы своего профессионального самоопределения.  Учащаяся поставила перед собой задачу: исследовать мнения учащихся 7 класса и их родителей, найти   различные   примеры   ошибок   на   данном   этапе   жизненного   пути, проанализировать причины их допуска, причины будущих неудач, разочарований молодых людей, стоящих перед жизненным выбором. Исследование началось с подготовительного этапа: ознакомления с литературой, Интернет ­ материалами, отбором   и   анализом   жизненных   ситуаций   семиклассников,   их   родителей,   в которых   были   допущены   различного   рода   ошибки,   исследованием   учащихся своей   школы,   своего   класса.   Основными   методами   исследования   стали: социологический опрос, метод наблюдения, сравнения, сопоставления, анализ и синтез примеров много текстового материала. Ученица   работала   самостоятельно,   учитывая   в   процессе   работы корректировочные советы психолога и научного руководителя. Итогом работы послужило выступление на школьной конференции. Данная работа может быть использована на уроках по экономике, бизнесу, а также на уроках предмета «Человек.Общество.Право», на классных часах. 5                                                                                                  Мазилкина НН.                                               Ключевые слова Выбор профессии, самоопределение личности, выбор жизненного пути,  исследование, анкетирование, Интернет­материалы, профориентация, мир  профессий, рынок труда, престиж профессии.                             Введение 6  Актуальность темы: актуальность и необходимость формирования оценочных способностей   у   учащихся   их   самопознания   и   самореализации   в   жизни   ,   их психологической   культуры,   углубления   их   знаний   по   психологии     в   момент выбора   профессии   продиктованы   реальными   требованиями, современная жизнь предъявляет молодому поколению.    которые Предмет   исследования:   выявление   психологического   состояния подготовленности учащихся 7 класса к выбору своей профессии. Гипотеза: если проанализировать анкетные данные, то можно сделать вывод, что некоторые ученики среднего звена слабо ориентируются в море профессий, делая ошибки при выборе профессии по своему незнанию. Нужна определённая систематическая   профилактическая   работа,   в   результате   которой   учащиеся могли бы сделать правильный выбор после окончания школы. Цель   работы  :   формирование   психологической   готовности   к   совершению осознанного профессионального выбора    Задачи: 1. Собрать информацию по изучаемой теме. 2.Изучить рейтинг самых востребованных профессий. 3.Исследовать мнения учащихся и их родителей. 4. С помощью психолога познакомиться с социальными установками по этой  теме в психологической литературе. 5.Нацелить учащихся на определение выбора увлечений, а в дальнейшем ­  профессии. 6.Помочь учащимся формировать навыки самореализации и самопрезентации. 7.Разработать памятки для учащихся «Выбор за тобой!» Объект   исследования:   профессиональные   приоритеты   обучающихся   7 классов. Проблема: проблема формирования у учащихся сознательного отношения к труду   и   выбору   профессии   ещё   недостаточно   изучена   психологической   и педагогической наукой, предложить в проекте пути решения этой проблемы. 7 Методы:   социологический   опрос,   метод   наблюдения,   сравнения, сопоставления, диагностические методы.   анализа   примеров,   обзорно­аналитический   метод, Новизна: в содержании исследования были включены новые для школьников  практические занятия, поэтапно развивающие внутреннюю активность, ведущую  к осознанному выбору. Ожидаемые результаты:  1.Повышение глубинной личностной мотивации к учебе. 2.Повышение уровня самопознания и личностного роста ученика. 3.Вовлечение ученика в процесс внутренней активизации. 4.Эффективное использование активизирующих методов. Структура работы. Работа состоит из трёх частей: введение, основная часть и заключение.   В   работу   также   входят   список   используемой   литературы   и источников и приложения с результатами измерительных материалов.                                              Исследовательская часть  "Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?", ­ пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем 8 маленьким   детям.     «Все   профессии   важны,   все   профессии   нужны!»   Врач, учитель, юрист, актер, ученый… «А кем стану Я?» Проблема самоопределения в жизни является одной из главных для подрастающего поколения. Поэтому, на мой взгляд, работу по профориентации нужно начинать с малых лет, с младших классов.     Профориентационная   работа   в   школе  –   это   система   комплексных мероприятий в учебно­воспитательном процессе, на всех возрастных стадиях, начиная с младших классов начальной школы и до выпускных классов, имеющих конечную цель – выбор профессии выпускниками школы, которая бы наиболее   склонностям   и полно   отвечала   их   индивидуальным   особенностям, способностям. Реализация профориентационной работы должна осуществляться поэтапно, с учетом возрастных особенностей и потребностей учащихся:   ­ первый этап ­ мало дифференцированное представление о мире профессий и неопределенное представление о собственных возможностях и предпочтениях (младший школьный возраст); ­   второй   этап   ­   период   подъема   познавательной   активности,   появление достаточно   устойчивых   и   определенных   увлечений,   хобби,   посещение факультативов (6 ­ 7 классы школы); ­   этап   профессионального   самоопределения,   на   протяжении   которого учащиеся реально формулируют для себя профессиональные предпочтения и возможности   с   учетом   знаний   о   своих   индивидуальных   особенностях, способностях и ориентации на рынке труда (8 ­11 классы школы).   Эти этапы профессионального самоопределения школьников должны быть объединены в единую систему и обеспечивать преемственность этапов с учетом факторов теории профориентации Френка Парсонса.(начало 20 века) В основе его теории лежат три фактора: 1   –   индивидуальные   способности   и   особенности,   возможности,   умения, интересы человека; 2 – особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку; 9 3 – правильное соотнесение между собой 1­го и 2­го факторов. (таблицу см. в Приложении№1) В   своей   работе   я   хочу   остановиться   на   особенностях   2   этапа профессионального самоопределения на примере нашего 7 «Б» класса. Я тесно сотрудничала   при   подготовке   своего   проекта   с   психологом   нашей   школы, социальным педагогом, классным руководителем. Совместно   со   школьным   психологом   мною   был   проведен   практикум   по методике Н. Пряжникова «Готовность к выбору профессии». В итоге результаты следующие (см. Приложение №2): 1.Профессиональные склонности выражены­20% 2.Слабо выражены­16%. 3.Склонности к определённому виду деятельности­54% 4.Ярко выраженные профессиональные склонности­10% По итогам практикума становится ясно, что к 7 классу учащиеся практически не   задумываются   над   проблемой   выбора   профессии,   ярко   выраженных профессиональных склонностей­10%. На   следующем   этапе   работы   учащимся   была   предложена   анкета,   целью которой было изучение планирования семиклассниками своей судьбы и выбора профессии. (см. приложение№3) Результаты анкетирования учащихся 7 «Б» класса. (Приложение №4) Результаты проведённого анкетирования показали, что: 1.большая   часть   учащихся   7­го   класса   уже   примерно     выбрали   будущую профессию ­ 62 %; не выбрали ­  38%. 2.из   числа   21­х   опрошенных   учащихся   планируют   обучение   в   Усть­ Каменогорске   ­   50,6%; в   городах   Казахстана   ­   37,7%;   в   России   ­   11,7%, не планируют учиться ­ 0%.      3.знают профессионально важные качества будущей профессии­ 30,7%;      4.знают, где можно получить понравившуюся профессию­ 24,7%; 10           5.знают   предмет,   содержание   и   условие   труда,   нужные   для   будущей профессии ­23,1% учащихся; 6.знают востребованность этой профессии на рынке труда­ 21,3%;        7.из 18%, не определившихся с профессией, 58,6% учащихся окончательно объясняют это тем, что не могут выбрать из нескольких вариантов;     8.из 18%, не определившихся с профессией, 20,6% не выбрали профессию, так как не знают мир профессий;          9.из 18%, не определившихся с профессией, 14% учащихся совсем не знают, как выбрать профессию;          10. из 18%, не определившихся с профессией, 6,8% плохо знают свои возможности.   Приведённые цифры свидетельствуют о том, что большая часть учащихся 7 класса уже примерно выбрали профессию. Для получения высшего образования ученики   предпочитают   вузы   города   Усть­Каменогорска   и   других   городов Казахстана,   а   некоторые   хотят   получить   образование   в   России.   Учащиеся, которые   не   выбрали   профессию,   в   большинстве   случаев   не   сделали   это   по причине   сложности   выбора   из   нескольких   привлекательных   профессий   или потому   что   плохо   ориентируются   в   большом   мире   профессий.   Большинство учащихся имеют представление о будущей профессии: знают профессионально важные качества, знают, где можно получить профессию, предмет, содержание и условия   труда   и   востребованность   этой   профессии   на   рынке   труда.   Хотя   и знания о будущей профессии разные. Как мы и предполагали, ученики выбирают профессии, связанные прежде всего с информационными технологиями.  После проведённого социологического опроса я решила выяснить, почему же  так происходит и что влияет на выбор учащихся. Вместе с психологом мы провели с ребятами психологический тренинг  «Основной мотив твоего выбора».  Итоги психологической игры «Основные мотивы» 11  Востребованность на рынке труда.  Доходность.  Требования к умственным и физическим способностям, здоровью  (космонавт, водолаз …).  Нервно­эмоциональная напряженность (полицейский, учитель, МЧС,  шахтер…).  Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).  Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер,  парикмахер, портной…).  Положительное влияние на семейную жизнь.  Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).  Возможность карьерного роста (важно или не важно). В дальнейшем я поставила перед собой следующую задачу­изучить, какие  профессии более привлекательны для ребят, а рейтинг каких профессий более  низкий.     Привлекательных Непривлекательных Рейтинг профессий 12 1.Предприниматель 2.Экономист 3.Спасатель 4.Юрист, адвокат 5.Певец, актер 6.Программист 7. Работник правоохранительных  органов 8.Стоматолог 9.Врач 10.Преподаватель    Изучая   полученные   данные,   я 1.Дворник 2.Грузчик 3.Водитель 4.Электрик 5.Сантехник 6.Рекламщик 7.Швея 8.Повар 9.Строитель 10.Продавец    Сравнивая полученные данные, мы сделала   вывод, приоритетных   что   в   числе профессий   можем наблюдать, что предпочтения в выборе   непривлекательных   профессий предприниматель, экономист и юрист.   что   присутствуют   и Интересно, у   учащихся   среднего   звена   дворник, большого грузчик   (требующие   профессии, которые относятся к числу опасных работник –     физического труда).   Удивительно, но многие названные профессии,     правоохранительных   органов   и спасатель.   Популярна   и   профессия учащимися в числе непривлекательных, очень   востребованы   в   нашем   городе, программиста. профессия преподавателя   присутствует   в   списке   А   такие   как   парикмахеры,   водители, грузчики, продавец. профессий   7­классников   последней (самый низкий рейтинг).  самой Рейтинг привлекательных профессий 13 После проведенного анкетирования с учащимися 7 класса, мною совместно с научным   руководителем   было   выяснено,   что   основные   ошибки   при   выборе профессии таковы: 1. Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации. 2. Предубеждения в отношении престижности и непрестижности. 3. Выбор профессии за компанию. 4. Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию. 5. Увлечение только внешней или частной стороной профессии. 6. Отождествление учебного предмета с профессией. 7. Отсутствие   представлений   о   характере   труда   в   сфере   материального производства. 8. Неумение   разобраться   в   своих   личных   качествах   (склонностях, способностях, подготовленности).     9. Незнание   или   недооценка   своих   физических   особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии.     10. Неумение   сориентироваться   в   огромном   количестве   существующих профессий и незнание, с чего начать выбор. Наряду   с   другими   факторами   (семейные   традиции,   характер эмоционального   контакта   взрослых   членов   семьи   с   ребенком   и   пр.)   уровень 14 образования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие на выбор   профессии   своего   ребёнка.  Ребенок   живет   в   семье.   Взрослые   несут ответственность за жизнь ребенка, и их отношение к его профессиональному выбору   имеет   огромное   значение.   Условно   можно   обозначить   следующие   2.Позиция   активного позиции   взрослых:   1.Позиция   невмешательства. вмешательства  предполагает  «напористые» действия со стороны родителей  в решении задачи выбора профессии 3.Позиция противоречия. Иногда, родители могут навязывать выбор, не зная особенностей той или иной профессиональной деятельности. 4.Позиция сотрудничества (наиболее результативная).  Мы   провели   социологическое   исследование   с   родителями   учащихся   –   и посмотрели, какое направление в профессии предлагают они своим детям (см. Приложение №5): Как мы видим, что родители оказывают   существенное влияние на  профессиональный выбор детей. 32% родителей хотят, чтобы их дети выбирали  профессию, связанную с технико­экономическим направлением, 19% ­с медико­ биологическим направлением, 17% ­ гуманитарное направление, 13% ­  социально­ экономико­правовое, 11%­ физико­математическое, 7% ­ природно­ биологическое, 5%­ художественное. Отсюда следует, что мнения родителей и  детей не всегда сходятся, но во многом зависят от друг друга. Конечно, забота  старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут  ответственность за то, как складывается его жизнь. 15 Важно   сделать   СВОЙ   выбор   и   не   перепутать   его   с   чужим,   а   родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях. Я задалась  вопросом, как же все ­таки помочь учащимся, которые стоят перед этим нелегким выбором своей профессии. Изучив все вышеизложенные материалы,   мы   с   классным   руководителем   сформулировали   «Рекомендации семиклассникам»: Рекомендации по выбору профессии. (см. Приложение №6)  Каждый   сам   выбирает   свою   профессию,   и   учится   на   своих   ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по­своему.  Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.   Сориентируйтесь   в   конкретной   ситуации   (потребность,   престижность, зарплата и др.).  Произнося   «Я­хочу»,   знайте,   что   вы   можете   и   что   надо   в   данных обстоятельствах.  Не   бойтесь   поиска,   смело   исправляйте   ошибки,   возвращайтесь   с неправильно избранного пути.  Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.  Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.  Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.  Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Вместе с психологом школы мы разработали советы семиклассникам.     ­  Так что же нужно учесть при выборе профессии? (советы будущим  абитуриентам) (см.Приложение №7) 1.Прежде всего, хорошенько обдумать, чего ты хочешь от профессии. 16    2.Еще одна важная вещь – тесты на профориентацию.  В таких тестах есть  вопросы по множеству предметов. Они помогут тебе оценить твои интересы и  черты характера, а иногда и уровень интеллекта. 3.Не плохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются  особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять,  когда ты закончишь учебу. В   первом ­ лучший помощник – газеты и сайты, а во  втором  ­ прогнозы социологов, которые можно найти в интернете, и  собственный здравый смысл. Свою работу по выбору профессии начни с 5  класса. 4. Рекомендуется вести «Профориентационную карту». Она поможет  проанализировать твою деятельность в течение школьных лет и сделать  правильный выбор. (см. Приложение№8) Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:  «Хочу»  ­ желания, интересы, склонности личности, «Могу»  ­ человеческие возможности   (физиологические   и   психологические,   образовательные   ресурсы личности),   возможность   поступления.   «Надо»  ­   потребности   рынка   труда, востребованность профессии в обществе. Если   выбранная   профессия   удовлетворяет   всем   этим   требованиям,  то   это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не   то   профессия   не   будет   приносить   удовлетворения. будет, Очень важно не забывать простые истины: 1. Судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора. 2. Самый   несчастный   из   людей   тот,   для   которого   в   мире   не   оказалось работы.  3. Истинное сокровище для людей – найти себя в труде.  4. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал. 17 5. Умей выслушать мнение  знающих людей (родителей, учителей  и др), а решение о выборе своей профессии прими сам. Данная исследовательская работа была представлена учащимся 7 классов,  вызвала интерес и нашла положительные отзывы. Я планирую представить  результаты моих исследований на родительском собрании для привлечения  внимания родительской общественности к проблеме профессионального выбора  их детей.  Заключение 18 В   ходе   экспериментального   исследования   изменения   социальных представлений мы получили следующие результаты:  Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не   определившихся   с   выбором.   Те   школьники,   которые   уже   выбрали профессию, отдают предпочтение категориям «человек­техника» и «человек­ знак».  Школьники,   выбравшие   профессию,   склонны   к   сотрудничеству   и компромиссу.   Большинство   школьников,   не   определившихся   с   выбором, выбирают приспособление. Учебная   мотивация   школьников,   выбравших   профессию,   выше   по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором  У   школьников,   выбравших   будущую   профессию,  мотивация   на   успех значительно   выше,   чем   у   тех,   кто   еще   не   определился.   Очевидно,  выбор профессии   определяет   предпосылки   к   мотивации   на   успех.  Стремление   к успеху обычно преобладает у них над страхом возможной неудачи, и, очевидно, обеспечивает  большую продуктивность  деятельности  (как в учебе, так и во всех других областях). Итак,   мы   видим,   что   в   группе   школьников,   выбравших   будущую профессию,   стремление   к   принятию   преобладает   над   страхом   отвержения. Полученные данные подтверждают гипотезу нашего исследования о том, что семиклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании   мотивационной   сферы   и   имеют   активную   жизненную позицию. Таким   образом,   формирование   у   ребят   гибких   планов,   гибких   путей достижения своих профессиональных намерений, конечно,  — вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители.  Литература 19 1. Андерсонс,   Г.В.  Концептуальное   обоснование   содержания педагогической   поддержки   старшеклассников   в   выборе   будущей   профессии [Текст]   /   Г.В.   Андерсонс   //   Человек   и   общество:   на   рубеже   тысячелетий: Международный   сборник   научных   трудов/   Под   общей   ред.   проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 37. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 0,3 п.л. 2. Андерсонс,   Г.В.   Проблема   профессионального   самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Г.В. Андерсонс // Проблема современного образования   в   школе   и   вузе:   Сборник   материалов   международной конференции.­ Ульяновск: УлГПУ, 2004, 0,22 п.л. 3. 4. Андреева Г.М.; Социальная психология. М.,2004 – 395с. Битянова   М.Р.   Социальная   психология.:   наука,   практика   и   образ мыслей. Уч. Пос. /М.: Изд­во Эксмо­Пресс, 2004 – 576с. 5. Винтин   И.А.   Особенности   социального   самоопределения старшеклассников / И.А. Винтин // Социс. 2004. № 2.С.98­103. 6. Золотарева   В.М.,   Фаст   И.В.   Методические   рекомендации профессионального   обучения   женщин   /   Комитет   по   труду   и   занятости населения Волгогр. обл. Волгоград, 2006.­ 264с. 7. Климов   Е.А.   Психология   профессионального   самоопределения молодежи / Е.А. Климов. Ростов­на­Дону, 2006.­ 283с. 8. 9. Кон И.С Психология старшеклассника. –М,: Просвещение. 2004 – 207с. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2004 – 275с.. 10. Общая педагогика, под ред. Сластёнина.; ч.1. М., 2003 – 264с. 11. Профессиональная педагогика. М., 1999. С. 490­494. 12. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Эксмо, 1999.­315с. Отзыв 20 На   научно­исследовательский   проект   ученицы   7   класса   КГУ «Опытнопольская средняя школа».  Тема   работы   актуальна   и   заслуживает   рассмотрения.   Так   как   каждое поколение   ребят   стоит   перед   значимым   для   них   выбором   профессии.   Цель проекта   достигнута,   проведен   анализ   и   исследование   определённых   видов престижных   профессий,   сделаны   выводы   о   причинах   ошибок   при   выборе профессии.   Разработаны   рекомендации   учащимся,   желающим   поступить   в учебные заведения.  В   работе   приводятся   результаты   социологического   исследования,   опроса учащихся 7 класса, будущих абитуриентов и студентов, которые показывают, что   необходимо   при   выборе   будущей   специальности   хорошо   обдумать   и проанализировать ее особенности, а также возможные совмещения выбранной профессии с какой­либо другой. Выбирать не только престижную профессию, но и востребованную на рынке труда. В   ходе   создания   проекта   учащаяся   проявила   ответственность, заинтересованность, коммуникативные умения, умения работать с информацией, ставить и решать проблемы, саморазвитие и социальную ответственность. Материал для исследования обширен, можно продолжить работу. На первом этапе есть результат исследования: составлены рекомендации и советы будущим абитуриентам.  Проект носит исследовательский, практико­ориентировочный характер, имеет профориентационное значение. Материал проекта может быть использован на классных часах, на уроках «Человек.Общество.Право». Учитель истории и права, социальный педагог                    Мазилкина Н.Н. Рецензия 21 Данная   работа   по   изучению  изменения   престижности   профессий   в представлении семиклассников  имеет большую ценность, так как при выборе будущей специальности каждый из учащихся, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть востребованным, высокооплачиваемым   специалистом.   Поэтому,   связывая   свою   жизнь   с конкретной профессией, необходимо хорошо обдумать и проанализировать ее особенности, а также возможные совмещения выбранной профессии с какой­ либо другой. Поднимаемая в проекте проблема в наше время очень актуальна, так как профессиональный выбор, особенно в среднем звене, осуществляется не только как собственное решение человека, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны   взрослых.   Работа   началась   осенью   2017   года.   Учащаяся   поставила перед собой задачу найти и показать примеры ошибок, допускаемых учащимися при   выборе   профессии,   представить   причины   их   возникновения   и   пути   их преодоления. А также выявить изменение престижности профессий во взглядах старшеклассников.   Исследование   началось   с   подготовительного   этапа: ознакомления   с   литературой,   Интернет   ­   материалами,   отбором   и   анализом ошибок   допускаемых   при   выборе   профессий,   анкетирования   учащихся. Основными   методами   исследования   стали:   метод   наблюдения,   сравнения, сопоставления, диагностический метод. Ученица   работала   самостоятельно,   учитывая   в   процессе   работы корректировочные советы научного руководителя. Итогом работы послужило выступление   на   школьной   конференции.   Данная   работа   может   быть использована на уроках по предмету «Человек. Общество. Право», на классных часах по профориентации. Психолог школы:             Нурахметова Е.В.  Дневник наблюдений 22 15.10.2017г. Выбор темы для выступления на конференции. Начало ведения дневника наблюдения. 17.10.2017г. Посещение библиотеки, изучение газет, журналов по выбранной теме. 19.10.2017г. Работа с Интернет ­ материалами, накопление информации. Самоактуализация 20.10.2017г. Систематизация собранного материала. Диагностика: 24.10.2017г. Составление плана работы над проектом. анкеты интересов и увлечений в школе и вне школы. Тренинги уверенности в себе. 25.10.2017г. Корректировка плана. 6.11.2017г.­9.11.2017г. Работа над черновиком доклада. Принятие себя Возрастная группа 1-5 классы. Цель работы: актуализация значимости собственного Я, индивидуальности учащихся; увлечений, интересов. 10.11.2017г.­15.2017­ Корректировка и редактирование текста проекта. 15.11.2017г.­17.11.2017г­. Завершение работы над докладом. Самопознание Самопонимание 18.11.2017г.­30.11.2017г.­ Составление презентации к проекту. Декабрь 2017г. ­ март 2018г. Доработка и редактирование проекта. Диагностика: карты интересов, тестовые личностные методики; игровые активизирующие профориентац. методы. Тренинги личностного роста. Беседы. Апрель2018­ май 2018 Рецензирование и оформление проекта.                                              Самосовершенствован Возрастная группа 6-7 классы. Цель работы: помочь познать себя учащимся: черты характера, темперамента, самооценки, позиции в общении, притязаний. Первая ориентация в мире профессий. ие Диагностика: активизирующие тестовые методики, диагностика общих и специальных способностей. Индивидуальное проф. консультирование увлечения – хобби – проф. выбор профессиональная к профессиональному выбору через склонности и общие способности Приложение №1 специальные способности Самоопределение Самореализация Возрастная группа 8-11 классы. личностная в рамках социальных моделей Я – концепция работы: способност и помощь в личностного в Я – друг Цель Я – сын построении профессионального плана И т.д. начале его реализации. (индивидуальные и групповые) СамоактуализацияПринятие себяСамопознаниеСамопониманиеСамосовершенствованиеСамоопределениеСамореализация консультации) 23 24 Приложение №2 Приложение №3 25 Анкета «Выбор профессии». 1. Где вы планируете учиться после окончания школы?           а) в своем городе;           б) в других городах;           в) за границами России (укажите город, страну) __________________ 2. Выбрал(а) ли ты профессию? а)да б)нет 3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?           а) предмет, содержание и условия труда;           б) профессионально важные качества;           в) где можно получить эту профессию;           г) востребованность этой профессии на рынке труда. 4. Если не выбрал(а) то почему?           а) плохо знаю мир профессий;           б) плохо знаю свои возможности;           в) не могу выбрать из нескольких вариантов;           г) не знаю, как выбрать профессию. 5.Топ пяти самых привлекательных для тебя профессий 6.Топ пяти самых непривлекательных для тебя профессий. Приложение №4 26 Результаты анкетирования учащихся 7 «Б» класса.       Результаты проведённого анкетирования показали, что: 1.большая часть учащихся 7­го класса уже выбрали будущую профессию ­ 62 %; не выбрали ­  38%. 2.из   числа   21­х   опрошенных   учащихся   планируют   обучение   в   Усть­ Каменогорске   ­   50,6%; в   городах   Казахстана   ­   37,7%;   в   России   ­   11,7%, не планируют учиться ­ 0%.      3.знают профессионально важные качества будущей профессии­ 30,7%;      4.знают, где можно получить понравившуюся профессию­ 24,7%;           5.знают   предмет,   содержание   и   условие   труда,   нужные   для   будущей профессии ­23,1% учащихся; 6.знают востребованность этой профессии на рынке труда­ 21,3%;        7.из 18%, не определившихся с профессией, 58,6% учащихся окончательно объясняют это тем, что не могут выбрать из нескольких вариантов;     8.из 18%, не определившихся с профессией, 20,6% не выбрали профессию, так как не знают мир профессий;          9.из 18%, не определившихся с профессией, 14% учащихся совсем не знают, как выбрать профессию;          10. из 18%, не определившихся с профессией, 6,8% плохо знают свои возможности.  Приложение №5 27                        АНКЕТА РОДИТЕЛЕЙ (7­9 класс) 1. Фамилия, имя, отчество учащегося __________________________________ 2. Школа ______________________________     Класс ____________________ 3. Кем хочет стать Ваш ребенок? ______________________________________ 4. Чем Вы ему советуете заниматься после окончания 9 класса? Где учиться? ____________________________________________________ Профессия? _____________________________________________________ 5. Согласны ли сын (дочь) с Вашим советом? ___________________________ Если не согласны, напишите причины несогласия _____________________ ________________________________________________________________ 6. Какие трудности испытывает ребенок при обучении?___________________ ________________________________________________________________ 7. Какие интересы и склонности Вы отмечаете у него?____________________ ________________________________________________________________ 8. Что Вы делаете для развития интересов сына (дочери)?_________________ ________________________________________________________________ 9. Какие черты характера, темперамента Вы можете отметить у ребенка? ________________________________________________________________ Подпись родителей _______________________________________________ Как мы видим, что 32% родителей хотят, чтобы их дети выбирали профессию, связанную с технико­экономическим направлением, 19% ­с медико­ 28 биологическим направлением, 17% ­ гуманитарное направление, 13% ­  социально­ экономико­правовое, 11%­ физико­математическое, 7% ­ природно­ биологическое, 5%­ художественное. Отсюда следует, что мнения родителей и  детей не всегда сходятся, но во многом зависят от друг друга. будущей  Приложение №6 29 Рекомендации по выбору профессии.  «Выбор за тобой!» 1.Каждый сам выбирает свою профессию, и учится на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по­своему. 2.Осознайте   ценность   вашего   выбора   (для   себя   и   для   общества),   изучайте профессию и все, что с ней связано.  3.Сориентируйтесь   в   конкретной   ситуации   (потребность,   престижность, зарплата и др.). 4.Произнося   «Я­хочу»,   знайте,   что   вы   можете   и   что   надо   в   данных обстоятельствах. 5.Не   бойтесь   поиска,   смело   исправляйте   ошибки,   возвращайтесь   с неправильно избранного пути. 6.Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. 7.Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. 30 Приложение№7 Советы будущим абитуриентам 1.Прежде всего, хорошенько обдумать, чего ты хочешь от профессии.  (В какой сфере деятельности тебе было интересно работать, какой образ  жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная  плата. И конечно же обязательно учти свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.    2.Еще одна важная вещь – тесты на профориентацию.  В таких тестах есть  вопросы по множеству предметов. Они помогут тебе оценить твои интересы и  черты характера, а иногда и уровень интеллекта. Тесты на профориентацию есть практически в любых сборниках, так что ты вполне можешь пройти их дома, но  все же лучше это сделать во время консультации с психологом. Он поможет  сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и, в  конечном итоге, определиться с выбором профессии. 3.Не плохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются  особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять,  когда ты закончишь учебу. В   первом ­ лучший помощник – газеты и сайты, а во  втором  ­ прогнозы социологов, которые можно найти в интернете, и  собственный здравый смысл. Свою работу по выбору профессии начни с 5  класса. 4. Рекомендуется вести «Профориентационную карту». Она поможет  проанализировать твою деятельность в течение школьных лет и сделать  правильный выбор. (см. Приложение№8) 31 Приложение №8                         ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ фамилия, имя, отчество Мать_______________________________________ год рождения___________ специальность_____________________ место работы_____________________ Отец_______________________________________ год рождения___________ специальность_____________________ место работы_____________________ 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Заполняется каждый год . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 Любимые занятия и  игры Интересы и увлечения  (кружки, факультативы) Участие в общественно­ полезном труде,  отношение к нему Участие в домашнем  труде Кем хочет быть Какие учебные  предметы больше всего  нравятся 7 Какие предметы лучше  усваиваются и оценки по  этим предметам 8 Какие предметы даются 32 . . с трудом и оценки по этим предметам 9 Активность в учении  (активен, равнодушен, не  хочет учиться)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)

Научно-исследовательский проект   Тема: «Я в мире профессии" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2018